Самореализация личности, ее виды и признаки. Продуктивные проявления индивидуальности. Самоактуализация, самореализация, персонализация

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей Бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

Развитие гуманистической психологии привело к тому, что многие социологи и футурологи, еще недавно отстаивавшие необходимость воспитания «человека адаптирующегося», сегодня говорят о необходимости для выживания и нормального развития цивилизации в целом создания условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего». Сложность решения этой задачи связывавется с тем, что предпосылки к творческой, «надситуативной активности» (термин В.А. Петровского) вызревают на протяжении жизни лишь в процессе успешного решения человеком адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности надстраивается над сформированными социальными и индивидуальными компетентностями.

Это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по , есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».

На уровне человека определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или "ненужных", или "ненастоящих") проблем жизни. Так, что он может обратиться к "настоящим" проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым "экзистенциальным" проблемам, у которых нет окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии , «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья .

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с (1) обретением подростком понятийного уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.

Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация . Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) - это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) - имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus - поступок), имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.

Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

Литература:

1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001
2. Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2000.
3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999
5. Психология бытия. - Киев, 1997
6. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997
7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1998

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • применяет позитивный образ мышления;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении ее. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.
Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвертый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально четко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение ее. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами все то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определенный режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьей, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто ее удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведет к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убежден, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждет момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя. Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убежден, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределенности индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в ее персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлен к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нем природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убежден в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряженный и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворенной потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или ее совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встает более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному . Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.

УДК 159.923.5 Воюшина Екатерина Александровна

аспирант Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

О СООТНЕСЕНИИ ПОНЯТИЙ «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ», «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ» И «АКМЕ»

Аннотация:

В статье рассматриваются концепции личности зарубежных авторов, а также отдельные идеи гуманистической психологии, затрагивающие проблемы самореализации. Показаны взгляды исследователей на происхождение самореализации, условия, механизмы, препятствующие или способствующие ее достижению. Обосновано введение понятия «акме» как сложного образования, связанного с достижением человеком вершин своего развития, а также доказана его связь с термином «самореализация».

Ключевые слова:

самоактуализация, самореализация, развитие личности, акме, гуманистическая психология, концепции личности, потенциал, способности, потребности.

Voyushina Ekaterina Aleksandrovna

PhD student, Northern (Arctic) Federal University

CORRELATION OF "SELF-FULFILLMENT", "SELF-ACTUALIZATION" AND "ACME"CONCEPTS

The article deals with the theories of personality developed by the foreign scholars, as well as some ideas of humanistic psychology about the problems of self-fulfillment. The paper reviews researchers" views on the origin of self-fulfillment, conditions and mechanisms preventing or contributing to its achievement. The author justifies introduction of the "acme" concept as a complex phenomenon associated with the achievement of the peak of personal development and proves its connection with the "self-fulfillment" term.

self-actualization, self-fulfillment, personal development, acme, humanistic psychology, theory of personality, resources, skills, needs.

Современная социокультурная ситуация складывается таким образом, что происходящие в обществе трансформации приводят к пересмотру ценностей, принятых в обществе, смене приоритетов (в том числе и научных), пропагандируют новый взгляд на существующие проблемы. Политическая нестабильность, экономическая неопределенность, увеличение темпа жизни требуют от человека быстрого приспособления к изменяющимся условиям. В этот период постоянных перемен человек может испытывать сомнения в государстве, обществе, утратить доверие к окружающим людям, поэтому ему необходимо полагаться на самого себя, реализовывать свой потенциал.

Однако по результатам многих исследований все больше людей теряют веру в себя, в свои силы, в то, что у них есть собственные внутренние ресурсы для преодоления трудностей. Прежде всего это проявляется в боязни выражать свои чувства, мысли, принимать решения и делать выбор в различных сферах жизни (от профессиональной до межличностной). В дальнейшем это может быть чревато возникновением у человека психопатологий. Увеличение числа людей, неспособных к самореализации, может привести к маргинализации населения, нарастанию антисоциальных тенденций.

Сама суть современной информационной среды требует от человека перестроения, изменений. Общество интересуют мобильные, адаптивные люди, отвечающие за свои поступки, готовые прилагать усилия для реализации своего «я». Но как создать такую личность? На что нужно воздействовать? Какие механизмы влияют на эти процессы? Вот лишь малый перечень вопросов, которые лежат в основе возросшего интереса к проблемам развития личности. Имея ответы на поставленные вопросы, можно воплощать свою индивидуальность, испытывать удовлетворение от своих свершений, достичь улучшения культурного и социально-экономического потенциала общества в целом и гармонии личности в частности.

Проблема развития личности и достижения человеком вершин в своем развитии интересует ученых давно. Изначально считалось, что самореализовываться могут далеко не все, а только индивиды, оставившие значительный след в истории развития общества, поэтому первые представления о самореализации зарождались в ходе изучения биографий выдающихся людей. Позднее было доказано, что самореализация свойственна и обычным людям, что спровоцировало новый виток интереса у исследователей.

Интенсивная разработка проблемы самореализации началась в 50-60-е гг. XX в. представителями гуманистической психологии. Однако и до этого существовали концепции личности, где самореализации отводилась значимая роль в ее становлении и развитии. Это прежде всего труды К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, К. Гольдштейна.

Аналитическая теория Карла Юнга включает в себя принцип развития личности. Ученый разделял жизнь человека на две части, каждая из которых предполагает решение своих задач. Первая половина жизни посвящена изучению внешнего мира, покорению профессиональных вершин, продолжению рода. Главными ценностями здесь выступают социальные достижения. К середине жизни, после решения этих задач перед многими людьми встает вопрос о том, что делать дальше, какую цель поставить перед собой, продолжать выполнять те же задачи? К. Юнг отметил эту стратегию как непродуктивную, не приносящую человеку удовлетворения, приводящую к неврозам, страху смерти. Ученый предположил, что смыслом второй половины жизни может стать развитие «самости», овладение культурой в широком смысле. Обретение «самости» К. Юнг считал результатом стремления компонентов личности к слитности, единству, гармонии через постоянное самосовершенствование.

По мнению К. Юнга, человек стремится к полной реализации собственного «я», то есть неповторимого, цельного человека. Этот процесс был назван индивидуализацией - активным и эволюционирующим объединением многих противодействующих сил и тенденций, поиском собственного пути в жизни. Именно индивидуализация помогает преодолеть кризис середины жизни, сосредоточиться на внутренней сущности, обратиться к бессознательному. Итогом осуществления индивидуализации является самореализация. Стоит отметить, что способным к самореализации К. Юнг считал человека талантливого, высокообразованного, что делает ее недоступной для большинства людей.

Самореализацию считал возможной и Альфред Адлер. В своей индивидуальной теории личности в качестве основного механизма развития он выдвинул комплекс неполноценности, который трансформируется в дальнейшем в стремление к превосходству, а затем и в стиль жизни. А. Адлер утверждал, что чувство неполноценности необходимо для стремления к самосовершенствованию в качестве мотивирующего компонента. При этом под стремлением к совершенству исследователь понимал полноценную реализацию идеальной жизни, то есть, имея определенный базис в виде потенций и способностей, человек стремится к возведению их на более высокий уровень функционирования. При такой интерпретации «стремление к превосходству» очень близко к термину «самореализация» .

Упоминания о самореализации встречаем и в работах Карен Хорни, посвященных тревоге. По мнению автора, под влиянием тревоги формируется невротическая личность, характерной особенностью которой является отчуждение реального «я». К. Хорни утверждала, что стремление к самореализации заложено в природе человека, вся система его ценностей строится на этой основе. Тревожная личность начинает формироваться еще в детстве, причиной этому могут стать нарушения отношений ребенка со взрослыми, отсутствие близкого эмоционального контакта. Все это приводит к формированию так называемого возвеличенного «я», оно мешает ребенку следовать внутренним стремлениям, препятствует развитию личности, приводит к проявлению агрессии. В то же время реализацию реального «я» К. Хорни называла эффективным способом достижения целостности личности. Реальное «я» представляет собой совокупность врожденных потенциалов (темперамент, задатки), которые, с одной стороны, выступают как часть наследственности, с другой - открыты для внешних воздействий, так как проявляются в тесной связи с внешним миром, что открывает большие перспективы для их раскрытия.

Курт Гольдштейн был тем, кто ввел в научный оборот термин «самореализация». Он считал самореализацию главной потребностью организма, которая господствует над другими. Ученый полагал, что все живые организмы движимы идеей максимально раскрыть свою природу: «Организм обладает определенными потенциями, и поэтому у него имеется потребность актуализировать, или реализовать их. Удовлетворение этой потребности представляет собой самореализацию организма» . Само существование индивида понимается как реализация себя. В таком случае невозможность достичь самореализации становится главной причиной душевных болезней.

Особо стоит отметить, что К. Гольдштейн одним из первых стал рассматривать окружающую среду как источник позитивных изменений, а не как противодействующую силу.

Карл Роджерс в своей концепции «стремление к самоактуализации» высказывал схожие идеи. При описании самоактуализации им были использованы термины «я», «идеальное "я"», «реальное "я"», «конгруэнтность - неконгруэнтность». По мнению К. Роджерса, господствующей потребностью человека является достижение личностью совершенства, завершенности, целостности, то есть движение от «реального "я"» к «идеальному "я"». Эта потребность наследственная и заключается в естественном созревании организма, его дифференциации и усложнении.

Абрахам Маслоу, еще один выдающийся представитель гуманистической психологии, создал так называемую иерархию потребностей, вершиной которой стала потребность в самоактуализации. В отличие от К. Гольдштейна, А. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации человека существует наряду с прочими, а не является единственной. Ученый рассматривал человека как «существо желающее», ориентированное на достижение личных целей, что делает его жизнь наполненной смыслом.

В соответствии с концепцией А. Маслоу, потребности человека врожденны и упорядочены иерархически. Иерархия потребностей по возрастанию включает: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения и самоактуализации. Нижние и средние уровни иерархии - это базовые потребности, они взаимозамещаемы. На вершине пирамиды -метапотребности, игнорирование которых приводит к потере смысла жизни, апатии, отчужденности. Усилие, максимальное использование своих способностей делают возможным достижение метажизни, метаценностей, что делает человека зрелым и самодостаточным .

А. Маслоу было проведено масштабное исследование с целью выделения характерных психологических черт самоактуализирующихся людей. Итогом стало выявление 15 черт, приведем лишь несколько из них: креативность, независимость, вершинные переживания, готовность учиться у других и т. д. .

Серьезные исследования, посвященные самореализации, в отечественной психологии появились сравнительно недавно - в середине XX в. В дальнейшем интерес ученых лишь возрастал. Феномену самореализации посвящен целый ряд работ А.Г. Асмолова, Е.И. Исаева, Д.А. Леонтьева, В.И. Слободчикова и многих других исследователей. Во многом взгляды отечественных авторов опираются на идеи гуманистической психологии.

Достижение человеком вершин в своем развитии в ходе изучения получило большое количество названий - «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие», «самоутверждение» и т. д. На наш взгляд, наиболее конструктивным было бы назвать этот феномен «акме». Понятие «акме» считается центральным понятием науки акмеологии и употребляется достаточно давно.

В переводе с древнегреческого акте - "вершина, высшая точка чего-либо". Говоря о достижении «акме», греки имели в виду возрастной период зрелости, где человек демонстрирует себя в полной мере, когда весь его потенциал находится на пике. С.Д. Пожарский приводит интересный факт: древнегреческие доксографы при написании биографий своих выдающихся соотечественников часто вместо дат рождения и смерти указывали время наивысшего проявления их мудрости и величия .

Религиозный философ П. Флоренский ввел термин «акме» в научный оборот. Ученый рассматривал «акме» как наивысшее достижение в течение всей жизни человека. «"Акме" - вершина в связи с рассмотрением понятия формы в четырехмерном пространстве. Не только человек имеет "акме", и притом каждой из координат, но и животные и растения. Всякая вещь имеет свое цветение, время наибольшего пышного своего развития, свое "акме", когда оно особенно полно и особенно цельно представительствует за себя, в ее четырехмерной цельности» .

Позднее основоположник акмеологии Б.Г. Ананьев выдвинул идею о необходимости глубокого изучения психики зрелого человека. А.А. Деркач пишет: «...Впервые предметом изучения стал феномен "акме", этот феномен описан как многомерное состояние человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и индивидуальными изменениями.» .

Целеустремленность, активность, организаторские способности А.А. Деркача позволили акмеологии занять свою нишу среди традиционных направлений психологии в России. Среди исследователей, внесших вклад в развитие акмеологии, имена К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой.

На наш взгляд, «акме» - это не просто один из синонимов самореализации, а более сложное образование. Его структуру от высшего уровня к низшему можно представить так:

1) «акме»,

2) самореализация,

3) самоактуализация,

4) самопознание.

В основе этой системы лежит самопознание. В.Г. Маралов определяет самопознание как процесс, позволяющий человеку выявить в себе какие-либо качества, задатки, показатели личностного и поведенческого плана и осуществить их фиксацию, анализ, оценку и принятие .

На основе самопознания у человека складывается система представлений о себе, других людях, законах внешнего мира и своего места в нем. Жизнь человека постоянно меняется, и это побуждает его обращаться внутрь себя, к своему внутреннему «я». Однако этот процесс должен быть целенаправленным. От того, насколько четко человек определил свою цель, зависит глубина познания, а затем и произведенные изменения. Только в этом случае самопознание может стать когнитивной основой для развития и совершенствования личности человека.

Следующие уровни - самоактуализация и самореализация. В психологии существует отдельная проблема соотнесения понятий «самореализация» и «самоактуализация», очень часто эти термины используют как синонимичные.

Ряд авторов пытается выделить критерии для размежевания этих понятий. Так, Л.А. Коро-стылева в качестве критерия указывает различия в планах существования личности: субъективный, внутренний (самоактуализация) и объективный, внешний (самореализация). Д.А. Леонтьев

разводит понятия через определение специфики потребностей для каждого из этих процессов и относит самореализацию к третьему уровню потребностей (в творчестве, в социально-преобразовательной сфере и т. п.). Л.Н. Антилогова ссылается на разную мотивационную основу: самоактуализация связана с распредмечиванием мира человека, самореализация - с опредмечиванием сущностных сил.

Не будем углубляться в этот вопрос, отметим только, что мы разделяем позицию Л.Н. Ан-тилоговой и рассматриваем самоактуализацию как деятельность, предшествующую самореализации: «Самоактуализация - специально организованная субъектом деятельность, цель которой заключается в выявлении потенциальных возможностей, действительных потребностей, жизненных смыслов, представлений о собственном предназначении в мире и перевод их на следующем этапе (самореализация) в активную форму в виде мотивов, приводящих к неодолимому стремлению их реализации, а также результат этой деятельности» .

Самоактуализацию можно соотнести с понятием «человеческий потенциал» - совокупность различных показателей (социальных, духовных, физических), которые могут проявляться, а могут остаться невостребованными, в то время как следующий уровень - самореализация -это уже так называемый «человеческий капитал», представляющий собой востребованные, используемые возможности .

Высшим уровнем является «акме». Многие исследователи при трактовке «акме» указывают на признак вершинности, и тогда появляются такие определения «акме», как вершина, расцвет сил и способностей человека, пик его возможностей и др.

Мы определяем «акме» как психическое состояние, обусловленное сочетанием процессов самопознания и самореализации, сопровождающих физическое, профессиональное и социальное становление человека, обеспечивающее его относительно стабильную успешность.

«Акме» может проявляться в физической, социальной (семья, досуг), профессиональной сферах. Достижение человеком «акме» предполагает максимальный уровень состояния организма человека, когда он состоялся как гражданин, профессионал, семьянин. Таким образом, «акме» представляет собой систему смысложизненных вершин, достигнутых человеком.

1. Adler A. Understanding Human Nature: The Psychology of Personality. London, 2009. 240 р.

2. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. 343 с.

3. Maslow A.H. Motivation and Personality. 3rd ed. New York, 1987. 336 p.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2008. 608 с.

5. Акмеология философии успеха / под ред. С.Д. Пожарского. СПб., 2010. 300 с.

6. Там же. С. 60.

7. Деркач А.А. Акмеология в системе научного познания // Мир образования - образование в мире. 2007. № 1. С. 25-33.

8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2004. 250 с.

9. Антилогова Л.Н. Психологическая природа, критерии и механизмы самоактуализации личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3. С. 59-61.

10. Овчаренко Н.В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3. С. 141-144.

Adler, A 2009, Understanding Human Nature: The Psychology of Personality, London, 240 p.

Antilogova, LN 2006, "Psychological nature, criteria and mechanisms for self-actualization", Psikhopedagogika v pravookhranitel"nykh organakh, no. 3, pp. 59-61, (in Russian).

Derkach, AA 2007, "Psychology in the system of scientific knowledge", Mir obrazovaniya - obrazovaniye vmire, no. 1, pp. 2533, (in Russian).

Frager, R & Feydimen, J 2008, Personality: Theory, experiments, exercises, St. Petersburg, 608 p., (in Russian).

Maralov, VG 2004, Basics of self-knowledge and self-development, Moscow, 250 p., (in Russian).

Maslow, AH 1987, Motivation and Personality, 3rd ed., New York, 336 p.

Leontiev, DA (ed.) 2002, Modern psychology of motivation, Moscow, 343 p., (in Russian).

Ovcharenko, Nv 2015, "A comparative analysis of the concepts of "self-realization" and "self-actualization" as constituting a categorical apparatus educational philosophy", Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul"turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii ipraktiki, no. 3, pp. 141-144, (in Russian).

Pozharsky, SD (ed.) 2010, Akmeology of success philosophy, St. Petersburg, 300 p., (in Russian).

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей Бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

Развитие гуманистической психологии привело к тому, что многие социологи и футурологи, еще недавно отстаивавшие необходимость воспитания «человека адаптирующегося», сегодня говорят о необходимости для выживания и нормального развития цивилизации в целом создания условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего». Сложность решения этой задачи связывавется с тем, что предпосылки к творческой, «надситуативной активности» (термин В.А. Петровского) вызревают на протяжении жизни лишь в процессе успешного решения человеком адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности надстраивается над сформированными социальными и индивидуальными компетентностями.

Это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по , есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».

На уровне человека определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или "ненужных", или "ненастоящих") проблем жизни. Так, что он может обратиться к "настоящим" проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым "экзистенциальным" проблемам, у которых нет окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии , «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья .

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с (1) обретением подростком понятийного уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.

Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация . Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) - это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) - имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus - поступок), имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.

Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

Литература:

1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001
2. Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2000.
3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999
5. Психология бытия. - Киев, 1997
6. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997
7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1998

Развитие личности в своих высших проявлениях представляет собой целенаправленное выстраивание ею самой себя ― собственного внутреннего мира и жизненного пути. Деятельность как социальная форма активности субъекта, включающая в себя сознательное преобразующее действие, выступает способом реализации сущностных сил (К. Маркс), или самореализации личности. По традиции, восходящей к основоположникам «гуманистической психологии» (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.), самореализация личности понимается как раскрытие ее творческого потенциала. В свете современных представлений самореализация ― это процесс самостоятельного осуществления личностью своей деятельной сущности, воплощение ее в реальных действиях и поступках, направленных
на преобразование окружающего мира сообразно представлениям
субъекта.

В таком понимании самореализация не тождественна самоутверждению индивида, которое может достигаться способами, не позволяющими ему ни обрести («присвоить»), ни реализовать, т. е. выразить вовне, свою социальную сущность. Это может быть, к примеру, покупка дорогих вещей, выполняющих «престижеобразующие» функции. С. де Бовуар, объясняя психологию человека за рулем, называет ее проявления: «Ощущение неполноценности, потребность компенсации, самоутверждение». Все это не имеет никакого отношения к личностной самореализации: собственный автомобиль для многих представляет собой не что иное, как эффективное средство самоутверждения, поскольку другими, «невещественными», собственно личностными средствами, они не располагают. Это очень распространенный в современном обществе пример «самоутверждения без самореализации». Некое «окрашивание пустоты» (А. Камю).

Только в том случае, если собственная сущность индивида выражена
в творческих способностях, духовных потребностях и интересах, она задает преобразовательную направленность поведения и деятельности этого индивида, создающей внутреннее основание его самореализации. Она происходит как процесс, упорядочивающий жизненные проявления индивида и проецирующий создаваемую при этом упорядоченность на окружающий мир. Здесь индивид становится центром преобразующей социальной активности, он сам избирает направление и формы ее осуществления, уровень ее интенсивности и продолжительности, место, которое она займет
в обретении им смысла своей жизни.

Самореализация превращает жизнь индивида в своеобразное путешествие по самостоятельно выбранному маршруту. Психологически она воспринимается и переживается субъектом как преодоление неопределенности в себе и во взаимоотношениях с миром, что сопровождается радостным ощущением цельности, разумности и осмысленности жизни. Личность, запечатлевая, «опредмечивая» себя в социальных фактах, ощущает собственную ценность, что выражается в повышении ее самооценки и оптимизации ее «социального самочувствия».

Исходным онтологическим основанием самореализации личности является родовая и индивидуальная незавершенность человеческой природы, служащая источником неопределенности и самоорганизации бытия на всех его уровнях, что выражается, говоря языком синергетики, в «нелинейности», т. е. многомерности и непредсказуемости развития личности. Поэтому необходимой предпосылкой самореализации выступает свобода
как важнейшее определение личностного бытия индивида. Сущность индивидуальной свободы образует способность человека к самоопределению, выступающему субъективным условием развертывания его духовных потенций в процессах самоорганизации и самореализации личности. Самореализация же становится осуществлением духовной свободы человека, проявляясь как сознательный целеполагающий выбор, совершаемый в условиях неопределенности.

В самореализации выявляет себя интенциональность, т. е. сознательно избираемая направленность активности субъекта. Чтобы самореализация стала субъективно возможной, должна возникнуть, сложиться целостная структура сознания индивида, фиксируемая таким понятием, как мировоззрение. Будучи целостным духовным образованием, мировоззрение предстает как устойчивая иерархизированная совокупность различных форм отношения субъекта к природной и социальной действительности, таких как накопленный и обобщенный жизненный опыт, самосознание, ценностные ориентации, убеждения, жизненные позиции, принципы, цели и идеалы, смысложизненные представления и сценарии жизни, выражающие потребности и другие объективные отношения субъекта к миру.

Какие же интенции сознания обеспечивают процесс самореализации индивида? По мере становления личности возникают предпосылки для выдвижения того или иного элемента ее духовного мира в качестве системообразующего фактора. Один из элементов мировоззрения становится ключевым и выступает основой самореализации личности. Именно вокруг него происходит самоорганизация жизненного процесса, он определяет восприятие и интерпретацию жизненных событий, через него осмысливается дальнейшая жизнь. Возникает целостная структура духовного мира личности, в контексте которой она субъективно детерминирует себя, вырабатывая некоторый устойчивый вектор активности.



В мировоззрении подобного уровня представлена, интегрирована
и структурирована вся совокупность субъективных мотивационных образований, в соответствии с которыми личность выстраивает свою жизнь
и деятельность. Поэтому всякое отклонение активности от вектора, задаваемого этим центром, означает утрату личностной определенности индивида и смысловой интенциональности его развития. Сформировавшись, мировоззрение определяет общую направленность жизненной активности индивида, а элементы, образующие содержание мировоззрения, выступают непосредственными ее побудителями и регуляторами.

Личность может приспособиться к жизни («судьба так сложилась»); может даже уйти из нее добровольно. В. В. Маяковский осуждал
С. А. Есенина за то, что тот покончил с собой: «в этой жизни умереть
не трудно, сделать жизнь ― значительно трудней». Это настолько трудно, что и Маяковскому оказалось не под силу. Но человека делает человеком, личностью именно попытка «сделать жизнь». И если она удается, смерть становится продолжением, завершением, а иногда и венцом этой попытки. Так Иисус Христос, отстаивая правду, восходит на свою Голгофу; и Зоя Космодемьянская, бесстрашно поднявшись на эшафот, призывает людей бороться с фашистами; и Александр Матросов, спасая жизни товарищей, бросается на амбразуру дзота. Здесь смерть приобретает свой особый жизненный смысл, ― она становится жизнеутверждающей, делает человека бессмертным: человек умирает, «смертию смерть поправ».

Это несомненно яркие примеры самореализации. Вместе с тем понятно, что она осуществляется, главным образом, не в смерти, а в жизни, причем не обязательно героической, но тесно сопряженной со свободным деянием: свобода ― это всегда «переделывание», преобразование, изменение реальности посредством реализации себя. «Самореализоваться», значит выстроить собственную жизнедеятельность в соответствии со своей «внутренней логикой», т. е. своими представлениями о «порядке вещей». Личность реализует себя, генерируя свое жизненное пространство, свою микросреду, свои жизненные смыслы.

При определенных условиях самореализация становится основой собственно человеческого, т. е. личностного, развития человека, которое
в наиболее продуктивном его выражении имеет характер самоактуализации личности. Понятие самоактуализации было введено А. Маслоу
для обозначения «полноценного развития человека». Он понимал самоактуализацию как процесс движения по пути личностного роста, поясняя, что имеется в виду идеал, к которому стремятся немногие. Потребность
в самоактуализации характеризуется им как «желание человека наиболее полно осуществить себя, стать тем, кем он способен стать».

Условием самоактуализации выступает творческая самореализация личности. Приобретая характер социально ориентированного творческого процесса, самореализация дает импульсы к саморазвитию и индивидуализации личности. Акт творчества предполагает сознательно-волевое усилие субъекта, результатом которого становится самоограничение, «преодоление себя», самообразование, самотворчество. Такое «самонасилие» выступает сущностным определением творческой свободы субъекта, необходимым условием его самодетерминации. Свобода реализуется здесь как сознательно и добровольно устанавливаемая внутренняя мера, самодисциплина, самоконтроль, как ответственность за самосовершенствование,
без которого невозможна позитивная творческая самореализация. Если же самореализация происходит как функционирование, лишенное творческого начала, то самоактуализация личности оказывается проблематичной, скорее всего, невозможной: здесь происходит лишь простое воспроизводство уже имеющихся духовных структур.

Чем основательнее и глубже вовлечен субъект в процесс творчества, тем более «неравновесным» оказывается состояние его духа, тем интенсивнее он в этом процессе «переделывается». Такая зависимость «достраивания» личностных структур от интенций сознания индивида как раз
и фиксируется понятием саморазвития (самосовершенствования) личности. Здесь интенциональность личности и динамика ее самореализации, выявляются как нацеленность ее на будущее. Целостное восприятие и понимание действительности, включающее в себя собственно идеальное ― представления о том, чего нет в реальности, ― побуждает личность перейти из бытия потенциального в бытие актуальное, т. е. самоактуализироваться.

Однако, чтобы творческая деятельность стала постоянным жизненным «фактом», в мировоззрении должно сформироваться особое системное качество, каким является творческое отношение субъекта к миру, к социальной действительности и к собственной жизни и деятельности. Чтобы проиллюстрировать ценность этой интенции мировоззрения для развития личности, приведем старую притчу о строителях шартрского собора. Самым трудоемким делом там была доставка основного строительного
материала ― камня, который подвозили на тачках. Некий путник, увидев тачечников, решил узнать, чем они занимаются. Один, не разгибаясь, сердито ответил: видишь, тяжеленную тачку качу, будь она проклята. Другой сказал с угрюмым видом: работаю, ― семью кормить надо. Третий выпрямился, отирая пот со лба, и с гордой улыбкой произнес: «Строю шартрский собор».

«Мораль» этой притчи совершенно ясна: люди по-разному относятся
к одному и тому же делу, поэтому и его личностный результат оказывается далеко не одинаковым. При этом творческая самореализация возможна
и в деле нетворческом, рутинном, если оно одухотворено направленностью на общее благо. Э. Фромм вслед за дзэн-буддистами утверждает, что творчеством может быть сама жизнь. Простой землепашец может быть куда более творческой личностью, нежели посредственный литератор.

Творческое самовыражение личности происходит не только в профессиональной деятельности или в «любительском» творчестве, но и в повседневной практике морального выбора: в межличностных отношениях,
в отношении к обществу и его интересам, ― в любой ситуации, где требуется совершить поступок, т. е. нравственно значимое действие. С этой точки зрения, самосовершенствование личности как постоянный жизненный факт, т. е. возникновение в ее духовном пространстве все новых и новых структур, есть функция творческого отношения к жизни. На определенном уровне структурирования мировоззрения творческое отношение личности к важнейшим проявлениям своей активности становится жизненным основанием, ведущей интенцией, направляющей личность по пути самосовершенствования.

В системе мировоззрения, основывающейся на подобном отношении, проецируемом и на внешний мир, и на собственное «Я» человека, возникает специфическая потребность в самосовершенствовании, которая и становится внутренним импульсом, «мотором» самоактуализации личности. Развиваясь под воздействием этой потребности, личность перманентно актуализирует свои будущие состояния, т. е. непрерывно переходит из бытия потенциального в бытие актуальное. «Вся жизнь индивида, ― говорил
Э. Фромм, ― есть не что иное, как процесс саморождения. Фактически
мы полностью рождаемся к моменту, когда умираем, но трагическая судьба большинства людей заключается в том, что они умирают еще до своего рождения». Этот парадокс открывает бездну истины о подлинной сути человеческого бытия: оно есть непрерывная актуализация субъектом своих потенций, т. е. тех его состояний, которые существуют виртуально, в возможности. Человек, в глубочайшем личностном смысле этого понятия, ― существо самоактуализирующееся .

Таким образом, самоактуализация ― это процесс перехода личности на новые уровни самоорганизации, и переход этот совершается посредством творческой деятельности, выводящей личность за пределы ранее принятой жизненной программы, интегрированной и фиксированной в ее мировоззрении. Потребность в самоактуализации, которая по справедливости рассматривается в «гуманистической психологии» как высшая из всех человеческих потребностей, возникает лишь в системе мировоззрения, основывающейся на творческом отношении к действительности, проецируемом и на внешний мир, и на собственное «я» человека. Именно такое отношение к миру, выступает субъективной предпосылкой возникновения этой потребности и становления индивида самоактуализирующейся личностью. Внешнепредметная активность человека и активность, направленная
на самотворчество, предстают как взаимодополнительные.

Из сказанного следует, что самоактуализация немыслима вне свободного выбора субъектом тернистого пути творческой самореализации. Вместе с тем, выбор этот социально обусловлен, поэтому и совершенство общественной организации определяется тем, насколько она обеспечивает возможности реализации субъектом именно такого, т. е. творческого, выбора. Самоактуализация становится социальным фактом в обществе, создающим условия для свободного творчества личностью самой себя. В противном случае она может стать достоянием лишь отдельных индивидов, «настроенных» на творческое самовыражение локальными условиями воспитания.

Развитие созидательных потенций личности в том или ином обществе существенно определяется мерой детерминации всего целостного процесса социальной эволюции будущим. Духовным фактором, обеспечивающим устойчивость развития общества в долговременной перспективе, выступает такой феномен общественной жизни, как социальный идеал.

Прагматизм социальных целей не требует целостного охвата действительности и напряженного «заглядывания за горизонт», а поэтому не требует и личностного развития, не создает побуждения к самоактуализации личности. Конституирование в обществе гуманистических идеалов смещает акценты развития социума от прошлого и настоящего в направлении будущего, что способствует появлению индивидуальных установок
на личностное саморазвитие.

Идеал обращен к будущему, но принадлежит он настоящему. Он рождает оптимистическое «чувство будущего». Замечено, что тот, кто живет будущим, обычно иначе воспринимает и настоящее, радостно проживает мгновения жизни: ощущая ее динамику, он мобилизует способность чувствовать себя молодым и здоровым. И наоборот, когда человек идет
по жизненному пути, «глядя под ноги», он чаще болеет, быстрее стареет, ибо без идеала нет духовного стержня, а ущербность духа пагубно сказывается на физическом здоровье.

Развитие творческого потенциала личности ― главный результат устремленности общества в будущее, т. е. подлинно духовной его ориентации. Рыночное общество, ориентированное на повседневность, на сиюминутный успех, неспособно порождать творцов и творчество (техническое, социальное, политическое, педагогическое, нравственное и т. д.) как массовое социальное явление. Личность втягивается в процесс творчества и идет по пути самоактуализации, когда в обществе постоянно воспроизводится проблемная ситуация, создаваемая несоответствием между содержанием текущих восприятий и сформированных обществом моделей будущего.

Проблемная ситуация, воспринимаемая мыслящим индивидом, актуализирует у него творческий подход к ее разрешению. Реализация такого подхода порождает новые духовные структуры личности, побуждающие
ее к дальнейшим проявлениям творческой активности и самосовершенствованию. Именно в обществе, нацеленном на будущее, интенсивно творятся новые интересы, способности, потребности, происходит становление личности, обладающей потребностью в самосовершенствовании и актуализации ее духовного потенциала.

Именно «идеальная» устремленность общества способствует формированию творческого отношения личности к миру, в силу чего ее развитие приобретает характер самоактуализации. Личность становится самоактуализирующейся, ощущая проблемность путей движения к идеалу, чувствуя незавершенность, открытость дальнейшему развитию идеала, а следовательно, и себя самой, поскольку она вовлечена в это движение. Она проникается ощущением внутренней необходимости самосовершенствования,
т. е. потребностью в нем. Это звездный час ее самотворчества: она вдохновенно творит истину, добро, красоту в себе и в мире. Стать самоактуализирующейся личностью ― значит проникнуться стремлением к идеалу.

«Настраиваясь» на непрерывное творчество своего внутреннего
и внешнего мира, личность приобретает качество, выражаемое понятием «пассионарность». Это понятие, введенное Л. Н. Гумилевым, фиксирует наличие внутренней энергии, побуждающей к повышенной созидательной, творческой активности. Как видно из предыдущего изложения, самореализация в подобной форме является продуктом самоактуализации, в которой потребности в самореализации и самосовершенствовании личности создают эффект резонанса. В результате воцаряется мощная жизненная доминанта, выступающая аттрактором индивидуальной системы поведенческих актов. Пассионарии ― это индивиды, духовно-энергетический потенциал которых превосходит импульсы, создаваемые инстинктом самосохранения. Пассионарность ― пример самореализации свободной личности через самоактуализацию и самоотверженность. Это пример того, как можно поистине талантливо творить собственную жизнь.

В таком контексте представляется несомненным, что самоактуализация по сути своей не только не совпадает с самоутверждением, но и противоположна ему. К подобному выводу на основе самопознания пришел в свое время Н. А. Бердяев, анализируя собственную биографию: «Я стремился не к изоляции своей личности, не к ее замыканию в себе и не к самоутверждению, а к размыканию в универсум, к наполнению универсальным содержанием, к общению со всем. Я хотел быть микрокосмом, каким и является человек по своей идее. Весь мир должен быть моей собственностью
и ничто не должно быть внешним, внеположенным для меня, экстериоризированным, все должно быть во мне». Именно так: не я во всем, а все
во мне, т. е. не утверждение «Я», а выход за его пределы, «строительство», обогащение себя, индивидуализация.

Самоактуализация является важнейшей предпосылкой индивидуализации личности. Наличие мировоззренческого центра творческой активности субъекта является конституирующим фактором, обеспечивающим целевое перепрограммирование деятельности субъекта, а вместе с этим ― дальнейшее повышение уровня структурной организации субъекта. Жизнь самоактуализирующейся личности становится процессом непрерывного целенаправленного, свободного обновления. Такая личность постоянно ощущает неудовлетворенность способом своего существования, она никогда не останавливается на достигнутом уровне самореализации, она остро ощущает свою незавершенность и всегда устремлена к новым горизонтам, к самодостраиванию и перестройке окружающего ее мира. Самоактуализация ― путь к свободному творчеству своей жизни, к «производству» новых духовных структур и трансформации мировоззрения субъекта. Это путь прогрессирующей индивидуализации личности, формирования все более сложной и своеобразной структуры ее духовного мира.

С возникновением потребности в самоактуализации ее удовлетворение предстает как самоорганизующийся процесс осуществления личностной свободы человека и становления на этой основе его индивидуальности. Личность становится индивидуальностью, осознанно стремясь к субъективированию в себе всеобщего начала, т. е. к подлинно свободному саморазвитию. При этом потребность в самоактуализации выступает «сверхмощным» двигателем индивидуализации личности.

Итак, личность ― понятие трансцендентное: она представляет собой продукт выхода индивида за пределы данного природой, развития присущих ему предпосылок (задатков) и становления его интеллектуальных способностей, характера и направленности его устремлений. Индивидуальность ― результат социализации индивида и индивидуализации личности. То и другое в своем единстве образуют процесс ее «самопорождения» посредством деятельности, протекающей в определенных социальных условиях. Интенсивное развитие и утонченная «отделка» индивидуальности происходят путем самореализации и самоактуализации личности.

Сложившаяся потребность в «самотворчестве» завершает личностное становление индивида и выступает мощным двигателем его саморазвития, инициирующим интенсивную «достройку» его духовных структур, ведущим к углублению индивидуализации личности. Самоактуализирующаяся личность индивидуализируется, творя, «вырабатывая» себя, свои лучшие, подлинно человеческие качества.

Литература

1. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. М., 2001.

2. Еляков А. Homo informaticus в информационном мире // Свободная мысль – XXI. М., 2005. – № 3.

3. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991 (разд. «Что же такое личность?»).

4. Лазарева А. Н. Идеи нравственно-духовного единства и свободы личности в русской религиозной философии // Философские исследования.
М., 2003. – № 2.

5. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

7. Мунье Э. Персонализм. М., 1992.

8. Туев В. А. Человеческие потребности. Иркутск, 1998.

9. Фетискин В. В. Потребности. Деятельность. Личность. М., 2001.