Сбитый ту 22. Ввс рф потеряли во время конфликта с грузией семь самолетов - эксперт

Вооружённый конфликт в августе 2008 года на территории Южной Осетии унёс много человеческих жизней, но до сих пор идут споры о точном количестве потерь российской армии. Данные часто противоречат друг другу, при публикации числа погибших каждая из сторон озвучивает свои цифры. Наиболее точную информацию предоставляют независимые военные эксперты, чьи исследования преследуют цель объективной оценки ситуации.

Официальные данные

Южная Осетия озвучила информацию 20 августа 2008 года, что в ходе боевых действий погибли 1492 человека, более полутора тысяч получили ранения. Также есть утраты среди мирного населения, 134 погибших гражданина. Заинтересованные лица подвергали эти данные острой критике, занижая или завышая озвученные цифры. Проблемы с подсчетами вызывает тот факт, что многие оказались захоронены в братских могилах.

В официальных российских данных есть серьёзные расхождения относительно погибших в августе на грузинской войне. Называются следующие цифры:

  • 74 человека погибло, 19 пропало без вести, 171 - ранен (начальник Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын);
  • 71 человек погиб и 340 - ранено (военный прокурор РФ С. Н. Фридинский);
  • 64 человека погибло, 3 пропали без вести, 283 - ранено (генерал армии Николай Панков заявил).

Также различается информация от разных лиц об участии со стороны России солдат срочной службы.

Официальные источники с российской и грузинской стороны обвиняют друг друга в занижении потерь во время вооруженного столкновения в августе. Грузия сообщает, что 215 её граждан погибло, 70 пропало без вести и ранено 1469 человек. Журналисты российской газеты «Коммерсантъ» сообщают, что только в один госпиталь были доставлены 200 убитых грузинских солдат, это становится прямым доказательством, что потери Грузии в войне 2008 года выше официальной статистики.

Пострадавшие журналисты

В освещении принимали участие журналисты из РФ, США и многих стран мира. Ухудшение ситуации в Южной Осетии прогнозировалось, многие вели журналистские расследования, вдруг оказавшись в гуще военных действий. Статистика показывает следующие данные:

  • 3 убито;
  • 9 получили легкие ранения (из них 1 — гражданин США);
  • 5 - тяжелые ранения.

Наибольшие потери зафиксированы 8 августа. Намеренной агрессии против журналистов не зафиксировано, многие оказались ранены во время обстрелов и воздушных бомбардировок кассетными бомбами. Особым случаем становится ранение в прямом эфире корреспондентки грузинского телевидения Тамары Урушадзе, высокая вероятность работы снайпера.

Потери в технике

Со стороны армии России потери авиации в Грузии 2008 года превысили утраты противника. Грузины не использовали воздушные силы, если не брать в расчёт редкие вылеты самолётов утром 8 августа. Официально зарегистрирована потерях трёх грузинских Ан-2 на аэродроме Марнеули в результате ударов российской авиации, которые продолжались весь конфликт в августе.

Распространён миф о высокой эффективности российских ВВС, при детальном же рассмотрении работа авиации вызывает множество нареканий.

Проблемы с воздушными силами РФ не стали причиной широкого обсуждения в прессе, а государственная пропаганда утверждала, что ВВС заслуживает высоких оценок. Поспорить с этими утверждениями позволяют следующие сведения:

  • потеря 6 самолётов (2 из них сбили собственные войска);
  • 1 вертолёт потерпел крушение;
  • ложные срабатывания систем распознавания «свой — чужой».

Неправильное опознавание своей и вражеской техники могло быть вызвано тем, что Южная Осетия не была своевременно проинформирована об участии в конфликте российской авиации. Военное столкновение длилось всего 5 дней августа, в нём сбили 7 единиц воздушной техники — статистика красноречиво показывает несостоятельность хвалебных статей в адрес ВВС РФ.

Разрушения и другие особенности конфликта

На границе Южной Осетии во время войны в августе 2008 года были полностью уничтожены 10 населённых пунктов, большинство из них являлось грузинскими сёлами. Информация подтверждается официальной статистикой обеих сторон. В первые дни войны в СМИ распространялась информация, что Цхинвали почти целиком разрушен, позже это оказалось дезинформацией. В городе находилось более 7 000 зданий, из них:

  • 10% не подлежат восстановлению;
  • 20% получили повреждения и требуют серьёзного ремонта;
  • 10% незначительно повреждены, они оказались быстро восстановлены.

Одни и те же события стороны подают с разных сторон. Российские СМИ утверждали, что международные наблюдатели оказались поражены разрушенным в августе еврейским кварталом Цхинвала. По другой информации, район был давно покинут, большая часть домов разрушена ещё во время прошлого конфликта в начале девяностых. В то время также происходила массовая эмиграция евреев. В пользу давней покинутости места говорят растущие среди развалин кусты и деревья высотой больше метра.

В руках российских военных в результате войны в августе оказалось более 100 единиц трофейной бронетехники. Вся она была найдена на одной из баз, оставленной грузинами в ходе острого вооруженного столкновения. По различным причинам произошло ухудшение состояния части трофеев, неисправные единицы оказались уничтожены, остальные переданы российской армии. Скоротечная война в августе 2008 оставила больше вопросов, чем ответов.

МОСКВА, 11 сен - РИА Новости. Российские военно-воздушные силы потеряли во время вооруженного конфликта с Грузией семь самолетов, утверждает российский эксперт Саид Аминов.

"Согласно последним неофициальным сведениям, грузинские средства ПВО смогли в первый день войны 8 августа сбить четыре российских самолета - три Су-25 и один Ту-22М3", - говорится в статье Аминова, которая будет опубликована 13 сентября в журнале Moscow Defense Brief.

Потерю этих четырех самолетов официально подтвердил российский Генштаб. Автор отмечает, что все четыре российских самолетов были сбиты при помощи "Бук-М1".

"Причем обучение применению "Бук-М1" грузинские военные прошли на Украине, и боевые действия грузины могли вести при контроле со стороны украинских военных инструкторов ", - заявляет автор.

Как утверждает Аминов, оба Су-24, предположительно, были поражены грузинскими средствами ПВО "Оса-АК/АКМ" или переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК), а Су-25, по ряду сообщений, стал жертвой ошибочного "дружественного огня" российских войск.

"Еще минимум один российский Су-25 получил попадание ракеты грузинского ПЗРК, но смог благополучно вернуться на базу. В свою очередь, как сообщалось, ПВО российских войск сбило три грузинских Су-25", - говорится в статье российского эксперта.

Из членов экипажей сбитых российских самолетов двое (пилоты Су-24МР и Ту-22М3) попали в плен, откуда были освобождены по обмену 19 августа.

"По неофициальным сведениям, еще пять российских летчиков (пилот сбитого дружественным огнем Су-25, штурман экипажа Су-24МР и три члена экипажа Ту-22М3) погибли", - заявляет Аминов.

Он делает вывод, что столкновение с такой системой ПВО стало серьезным испытанием для российской военной авиации. "Тем более, что, судя по всему, первоначально имела место недооценка грузинских возможностей в сфере ПВО. При этом грузинская ПВО, как сообщается, опиралась в основном на получение информации от "Кольчуга-М" (комплекс радиотехнической разведки), минимально используя активные радары, а грузинские "Бук-М1" и "Оса-АК/АКМ" применяли тактику действия из засад. Это затрудняло борьбу с грузинскими средствами ПВО", - говорится в статье российского эксперта.

"Бук-М1-2" (индекс ГРАУ - 9K37M1-2) - зенитно-ракетный комплекс. Его разработка началась 13 февраля 1972 года в НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова. Представляет собой концептуальное развитие ЗРК "Куб" и модернизацию ЗРК "Бук". По классификации НАТО - SA-17 Grizzly (Гризли).

Разработка завершена в 1978 году, впервые представлена в 1980 году. Активно ведется работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК Бук-М3.

В состав боевого комплекса "Бук-M1-2" входят КП (командный пункт), радиолокационная станция обнаружения целей, до шести самоходных огневых установок (СОУ), до трех пускозаряжающих установок, до 48 зенитных управляемых ракет.

При развертывании комплекса с марша обеспечивает полную готовность к работе через пять минут. Как боевая единица комплекс представляет собой отдельный зенитно-ракетный дивизион, состоящий из батареи управления, станции обнаружения целей и трех огневых батарей. Радиолокационная трехкоординатная станция предназначена для обнаружения государственной принадлежности воздушных целей (система "свой-чужой"), выбор признака - единичная или групповая цель.

Дальность обнаружения самолетов боевой и тактической авиации составляет: на высоте 100 метров - не менее 35 километров, на высоте от 1000 до 25000 метров - до 150 километров. Одновременно командный пункт может вести обработку информации о 75 целях, обеспечивая при этом выбор наиболее опасных 15, вести автоматическое распределение по шести огневым каналам.

Комплекс "Кольчуга" позволяет обнаруживать, идентифицировать, определять координаты и маршруты движения наземных, надводных и воздушных целей в пассивном режиме.

Потери российской авиации в Пятидневной войне с Грузией в августе 2008 года

Антон Лавров

Потери российской авиации в краткосрочной Пятидневной войне с Грузией в августе 2008 г. явились одной из главных неожиданностей для наблюдателей. Гибель нескольких российских самолетов в столь быстротечном конфликте с противником совершенно другой весовой категории заставила предположить, что ПВО Грузии оказалась чрезвычайно эффективной и стала едва ли не наиболее успешным родом войск в грузинской армии в этой войне. Но при внимательном рассмотрении обстоятельств гибели российских самолетов картина существенно меняется. Официальные данные сторон о потерях российской авиации в краткосрочном военном конфликте России и Грузии значительно расходятся. По заявлениям высокопоставленных лиц Министерства обороны Российской Федерации, были потеряны четыре самолета: три штурмовика Су-25 и один дальний бомбардировщик Ту-22М3 (выступления заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковника Анатолия Наговицына). Версию грузинской стороны вечером 12 августа озвучил президент Грузии Михаил Саакашвили. По его словам, за период боевых действий был сбит 21 российский самолет. Следует отметить, что впоследствии в СМИ Грузии появились видеоматериалы и фотографии с обломками только одного российского самолета.

Представители Министерства обороны России не озвучили каких-либо подробностей и обстоятельств потери самолетов и их принадлежности. Более того, ими так и не были официально признаны потери в боевых действиях двух фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Но появившиеся со времени войны материалы СМИ и сведения из неофициальных источников позволяют частично заполнить пробелы официальной информации.

Первой потерей российских ВВС в конфликте с Грузией стал штурмовик Су-25БМ подполковника Олега Теребунского из 368-го штурмового авиационного полка (аэродром Буденновск), сбитый над территорией Южной Осетии в районе Зарского перевала, между Джавой и Цхинвалом. Он был поражен залповым пуском нескольких ракет из ПЗРК южноосетинскими ополченцами около 18 часов 8 августа. Падение горящего самолета и его обломки были зафиксированы на видеокамеру съемочной группой российского государственного телеканала «Вести» и показаны по телевидению как уничтожение грузинского самолета. Неправильная идентификация самолета, вызвавшая «дружественный огонь» и приведшая к первой боевой потере, вероятно, произошла из-за того, что это был один из первых вылетов российской авиации в конфликте и южноосетинская сторона еще не была осведомлена об участии в нем российской авиации. Кроме того, всего за несколько часов до того, четыре грузинских Су-25 нанесли бомбовый удар по близлежащему району, после чего осетины имели основания предполагать продолжение грузинских авианалетов. Подполковник Теребунский успешно катапультировался, был быстро обнаружен и эвакуирован российской стороной.

Первого и самого крупного успеха системы ПВО Грузии достигли спустя более суток после начала боевых действий, ранним утром 9 августа, когда им удалось сбить в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии (около 50 км к северо-западу от Гори) российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка). При выполнении несколькими Ту-22М3 полка ночного вылета на бомбардировку базы одной из пехотных бригад Грузии группа бомбардировщиков проследовала обратно тем же маршрутом, что и к цели, при этом, по неофициальным источникам, по неясной причине снизилась с высоты полета 12000 м до 4000 м. По данным анонимного российского военного источника, самолеты были обстреляны грузинским ЗРК «Оса-АК/АКМ». Попадание ракеты в бомбардировщик вызвало отказ ключевых систем самолета, он оказался обесточен.

Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. При приземлении он получил компрессионный перелом трех позвонков и перелом руки, был помещен в поселковую больницу, а впоследствии переведен в Тбилисский госпиталь. 19 августа Малков был обменен на грузинских военнопленных. Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор. Впоследствии грузинской стороной были переданы образцы ДНК неопознанного тела, которые на 95% совпали с ДНК матери подполковника Ковенцова. Дополнительные анализы должны определить, найден ли наконец командир российского бомбардировщика.

Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа, майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения). Следует указать, что вопреки ранним ошибочным сообщениям СМИ сбитый Ту-22М3 не являлся самолетом-разведчиком.

Утром того же дня, в 10.20 9 августа, ПВО Грузии удалось сбить еще один российский самолет, на этот раз фронтовой бомбардировщик Су-24М из состава 929-го Государственного летно-испытательного центра (аэродром Ахтубинск). Он совершал вылет в составе группы из трех бомбардировщиков с задачей подавления грузинской артиллерии в районе села Шиндиси (между Гори и Цхинвалом). После совершения первого захода самолет был сбит на глазах многочисленных грузинских очевидцев, моменты попадания по нему и падения горящего самолета были сняты на камеры мобильных телефонов и позже выложены в Интернете. , По рассказу очевидца, по самолету было произведено два неудачных пуска ракет из ПЗРК, но третьей ракетой он был поражен. По сведениям польских СМИ, Су-24М якобы был поражен из ПЗРК польского производства Grom 2.

Попадание вызвало сильный пожар, и экипаж катапультировался, но обломками самолета был поврежден купол парашюта штурмана полковника Игоря Ржавитина, в результате чего он погиб при ударе о землю. Командир экипажа полковник Игорь Зинов, получивший обширные ожоги и сильный ушиб позвоночника, был взят в плен, после чего доставлен в Горийский военный госпиталь, а оттуда эвакуирован в госпиталь в Тбилиси и помещен вместе с майором Малковым. 19 августа оба они были обменены на грузинских военнопленных. Сбитый Су-24М упал в сад частного дома в селе Дзевери, не вызвав жертв и разрушений на земле. Его обломки были сняты на видео и в тот же день продемонстрированы по грузинским телеканалам. Фотографии обломков этого самолета позднее были опубликованы в грузинском журнале «Арсенал» и некоторых иностранных СМИ.

Почти одновременно с ахтубинским Су-24М, около 10.30 утра 9 августа, были сбит и модернизированный штурмовик Су-25СМ командира 368-го штурмового авиационного полка полковника Сергея Кобылаша. Пара штурмовиков, в которой он был ведущим, атаковала грузинскую колонну к югу от Цхинвала, на дороге Гори–Цхинвал. На выходе из первого захода самолет Кобылаша получил попадание ракеты ПЗРК в левый двигатель, в результате чего тот вышел из строя. Кобылаш вынужден был прервать атаку и с ведомым возвращаться на базу. Через некоторое время при пролете над южными окраинами Цхинвала на высоте 1000 м самолет был поражен ракетой ПЗРК уже в правый двигатель, оставшись без тяги. Летчик в планировании постарался отвести самолет как можно дальше от «линии фронта», чтобы катапультироваться в расположении дружественных войск. Катапультировался он уже севернее Цхинвала и успешно приземлился на территории Южной Осетии, в одном из сел грузинского анклава в Большом Лиахвском ущелье, после чего был быстро подобран российским вертолетом Ми-8 поисково-спасательной группы из состава 487-го отдельного вертолетного полка (Буденновск). При катапультировании и приземлении травм Кобылаш не получил.

Кем был сбит Су-25СМ полковника Кобылаша, остается неясным. В Цхинвале, над которым он получил второе попадание ракеты ПЗРК, на тот момент не было грузинских войск, но они были сосредоточены неподалеку, в селах у окраин города. С другой стороны, спустя примерно полчаса после падения его самолета Государственный комитет печати и массовой информации Южной Осетии распространил заявление об сбитии над городом силами ПВО Южной Осетии одного из двух грузинских штурмовиков, попытавшихся осуществить налет на Цхинвал. По имеющейся информации с грузинской стороны, 9 августа грузинские штурмовики вылетов уже не совершали, так что, по всей видимости, за грузинские самолеты были приняты и обстреляны поврежденный самолет Кобылаша и сопровождавший его ведомый, вошедшие в воздушное пространство над городом со стороны Грузии.

9 августа стало самым тяжелым днем для российской авиации, в общей сложности в этот день было потеряно четыре самолета. Четвертым стал штурмовик Су-25БМ майора Владимира Едаменко из 368-го штурмового авиационного полка. Об обстоятельствах этого вылета телеканалу «Рен-ТВ» рассказал его ведомый капитан Сергей Сапилин. Их пара штурмовиков получила задание на сопровождение с воздуха российской военной колонны, следовавшей из Джавы в Цхинвал. Сразу после пересечения Кавказского хребта и вхождения в воздушное пространство Южной Осетии экипажи визуально обнаружили приближение истребителей, идентифицированных ими как МиГ-29 неизвестной принадлежности. В качестве предосторожности штурмовики начали выполнять противоистребительный маневр. Российские МиГ-29, сблизившись и проведя визуальную идентификацию, отвернули.

Практически сразу после этого, в районе Джавы, над территорией, контролируемой российскими войсками, ведомый майора Едаменко обнаружил радиооблучение своего самолета с земли и увидел горящий Су-25БМ своего ведущего, идущий в пологом пике к земле. На запросы ведомого по радио Едаменко не отвечал, не сделал он и попытки катапультироваться, что может говорить о том, что майор был убит или тяжело ранен. Самолет врезался в землю и взорвался, майор Едаменко погиб. Впоследствии начальник войсковой ПВО Вооруженных сил России генерал-майор Михаил Круш заявил об уничтожении российскими средствами ПВО «грузинского Су-25КМ». Вероятнее всего, это и был штурмовик Едаменко.

Приблизительно между 15 и 16 часами дня 9 августа корреспондент телеканала НТВ Александр Викторов наблюдал обстрел воздушной цели российской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка», прикрывавшей Гуфтинский мост. Впоследствии по направлению обстрела, на берегу реки Большой Лиахви у поселка Итрапис, на удалении около 1,6 километра от моста были обнаружены обломки штурмовика Су-25. Они были объявлены остатками сбитого «грузинского штурмовика» и 5 сентября подорваны специалистами российского МЧС, так как среди них находилось большое количество поврежденных неуправляемых реактивных снарядов. Побывавшие впоследствии на этом месте российские журналисты обнаружили на обломках российские опознавательные знаки.

Вероятнее всего, это и был штурмовик Едаменко, поскольку ко времени ввода в Южную Осетию российских комплексов ПВО грузинские самолеты вылетов уже не совершали. Проблемы с опознанием штурмовика российскими истребителями и установкой ПВО могут свидетельствовать о неисправности системы опознания «свой-чужой» на его самолете.

Шестой и последний сбитый самолет ВВС России был потерян уже под конец активной фазы конфликта, около 11 часов утра 11 августа. Это был фронтовой бомбардировщик Су-24М. По неофициальной информации из авиационных кругов, он входил в состав 968-го исследовательско-инструкторского смешанного авиационного полка 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (Липецк). Колонна российских войск, выдвигавшаяся из района Цхинвала в сторону Гори, ошибочно идентифицировав этот Су-24М как вражеский, произвела по нему несколько пусков ракет ПЗРК, в результате чего самолет был сбит , в нескольких километрах к западу от Цхинвала, над территорией Южной Осетии. Летчики успешно катапультировались и были эвакуированы, обломки Су-24М упали в труднодоступной гористой местности.

Уже после завершения активных боевых действий, в ночь с 16 на 17 августа, в Южной Осетии произошла катастрофа вертолета Ми-8МТКО авиации Пограничной службы ФСБ России (в/ч 2464). При посадке ночью на временную вертолетную площадку у села Угарданта, недалеко поселка Джава, он задел вертолет Ми-24 487-го вертолетного полка (Буденновск), стоявший на земле, перевернулся и загорелся. В результате пожара и последовавшего взрыва боеприпасов был также серьезно поврежден Ми-24 и легко – несколько других вертолетов, находившихся на площадке. Погиб бортмеханик старший прапорщик Александр Бурлачко, три других члена экипажа получили тяжелые ожоги.

Всего, таким образом, за время боевых действий погибли четверо членов экипажей российских самолетов:

Майор Владимир Едаменко – 368-й шап;

Майор Игорь Нестеров – 52-й гтбап;

Майор Виктор Прядкин – 52-й гтбап;

Полковник Игорь Ржавитин – 929-й ГЛИЦ.

Уже после завершения боевых действий в катастрофе вертолета на территории Южной Осетии погиб старший прапорщик Александр Бурлачко (в/ч 2464).

Были сбиты, взяты в плен грузинской стороной и позднее обменены на грузинских военнопленных:

Полковник Игорь Зинов – 929-й ГЛИЦ;

Майор Вячеслав Малков – 52-й гтбап.

Числится пропавшим без вести:

Подполковник Александр Ковенцов – 52-й гтбап.

Общие боевые потери российской авиации во время Пятидневной войны составили шесть самолетов:

1 – Су-25СМ и 2 – Су-25БМ;

2 – Су-24М;

1 – Ту-22М3.

Из них два самолета были достоверно сбиты огнем противника, три самолета наверняка «дружественным огнем», определить, кто сбил еще один, представляется затруднительным. Обломки пяти самолетов упали в границах Южной Осетии и только одного – Су-24М из 929-го ГЛИЦ – на территории Грузии.

Помимо сбитых самолетов, еще четыре штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, хотя и возвратились на российские аэродромы. Официально подтверждено повреждение трех модернизированных Су-25СМ (заявления главного конструктора ОКБ Сухого Владимира Бабака и директора 121-го авиаремонтного завода Министерства обороны России Якова Каждана ) из состава 368-го штурмового авиационного полка. Известно, что два из них пилотировались летчиками капитаном Иваном Нечаевым и подполковником Олегом Молостовым. Кроме того, известно о повреждении еще одного Су-25 (бортовой номер «47 красный», летчик майор Иван Конюхов) из состава 461-го штурмового авиационного полка (аэродром Краснодар). Все они были поражены ракетами ПЗРК. Самолеты других типов и вертолеты существенных боевых повреждений не получали.

Таким образом, самые тяжелые потери в технике понес буденновский 368-й штурмовой авиационный полк, в котором были сбиты и серьезно повреждены шесть машин Су-25 – то есть не менее четверти самолетов от штатной численности, причем в основном только недавно модернизированные Су-25СМ, с наиболее подготовленными пилотами, включая командира полка.

При этом первоначальные оценки эффективности грузинской ПВО, сделанные исходя только из количества потерянных Россией самолетов, без учета причин их потерь, оказались преувеличены. Грузинской ПВО, несмотря на наличие в ее составе таких достаточно эффективных ЗРК, как «Бук-М1», «Оса-АК/АКМ» и Spyder-SR, а также значительного числа ПЗРК, не удалось надежно прикрыть свои войска и территорию страны. В течение всех первых суток войны, 8 августа, системе ПВО Грузии не удалось сбить ни одного российского самолета, несмотря на то, что в эти сутки те действовали в условиях неподавленной ПВО противника и наличия у него единого радиолокационного поля над самой Грузией, ее сепаратистскими регионами и ближними приграничными территориями.

За первые сутки боевых действий российская боевая авиация совершила несколько десятков самолетовылетов, причем наносила удары не только непосредственно в зоне вооруженного противостояния, но и на всю глубину территории Грузии, применяя почти исключительно неуправляемое оружие. Например, основная база ВВС Грузии Марнеули, расположенная более чем в ста километрах от зоны конфликта и границы с Россией, недалеко от Тбилиси и границы Грузии и Армении, днем 8 августа трижды беспрепятственно подвергалась бомбардировке мелкими группами самолетов Су-25 и Су-24М. Оба (или в лучшем случае три) самолета, которые можно записать на счет грузинских средств ПВО, были сбиты 9 августа, в первой половине суток. С полудня 9 августа и до завершения конфликта грузинским вооруженным силам не удалось сбить ни одного российского летательного аппарата.

В общей сложности за весь период боевых действий грузинским средствам ПВО удалось достигнуть только одного попадания в российские самолеты из мобильных комплексов ПВО. Более успешными оказались действия переносных зенитно-ракетных комплексов. Грузинским войскам удалось добиться не менее трех, но не более шести попаданий из ПЗРК по российским самолетам, включая один близкий промах, не причинивший тяжелых повреждений.

Потеря же не менее половины российских самолетов от «дружественного огня» стала неприятным сюрпризом. Это продемонстрировало серьезнейшие проблемы Российских вооруженных сил с координацией и управлением войсками в зоне боевых действий. Практическое отсутствие взаимодействия между сухопутными войсками и ВВС РФ привело к тому, что они вели фактически две отдельные войны. Летчики не в полной мере были оповещены о ситуации на земле, получали неточные и запаздывающие разведывательные данные, к началу войны, по словам командира 368-го штурмового авиационного полка полковника Кобылаша, они не имели и точных сведений о структуре и силах ПВО Грузии.

Российские наземные войска также не владели данными о ситуации в воздухе и до завершения боевых действий даже не были уверены в господстве в воздухе российской авиации. Несмотря на то, что грузинские штурмовики Су-25 совершили лишь один боевой вылет ранним утром 8 августа и больше в воздух не поднимались, зачастую российские самолеты принимались российскими и осетинскими силами за грузинские и подвергались обстрелу без их идентификации и при отсутствии с их стороны агрессивных действий (хотя имеются и отдельные свидетельства о случаях «дружественного огня» со стороны авиации. ) В результате российскими войсками и осетинским ополчением было произведено не менее десяти пусков ракет ПЗРК по своим самолетам, огонь по ним открывался также из пушек БМП, зенитных пулеметов танков и ручного автоматического оружия. Имеются также сведения о проблемах в работе системы опознания «свой-чужой» и лишь эпизодическом применении ее при использовании ПЗРК. Все это и привело к столь большим потерям российских самолетов от «дружественного огня».

Из книги Грузия - Материалы по попытке её захвата в августе 2008 г автора Автор неизвестен

ГРУЗИЯ МАТЕРИАЛЫ ПО ПОПЫТКЕ ЕЁ ЗАХВАТА РОССИЕЙ В АВГУСТЕ 2008 ГОДА Новодворская, Саакашвили 28.8.2008. Выступление Зянковича в ООН. Кротов, 3.9.2008 ("Письмо совести") и 12.8.2008. О Г. о.А.Кордочкин, 2008 в связи с нападением России на Г. "Ответы на стандартные вопросы" по Грузии эпохи

Из книги Газета Завтра 825 (37 2009) автора Завтра Газета

Лаврентий Гурджиев КАВКАЗСКИЙ ХРЕБЕТ Об «августовской войне» 2008 года и не только о ней Эта статья - отрывок из послесловия к книге "Сталинизм", готовящейся к печати. Автор - свидетель и участник ряда описываемых в ней событий.РОССИЯ… Альтернативная историческая ось,

Из книги Переводы польских форумов за 2008 г. автора Автор неизвестен

18 декабря 2008 года Бывший полковник КГБ для ДЗЕННИКА "У Российской агентуры влияния больше, чем при СССР" http://www.dziennik.pl/swiat/article284030…niz_w_ZSRR.htmlBy?y pu?kownik KGB dla Dziennika "Rosyjska agentura wp?ywu wi?ksza ni? w ZSRR".- В Кремле всё ещё господствует советская убеждённость в том, что пропаганда всемогуща. Что

Из книги Танки августа. Сборник статей автора Лавров Антон

Из книги Русский Newsweek №39 (306), 20 - 26 сентября 2010 года автора Автор неизвестен

10 августа 2008 года Канцелярия Президента о войне в России. Каминьский считает, что мы следующие http://www.dziennik.pl/swiat/wojna-gruzja/…y_nastepni.htmlKancelaria Prezydenta o wojnie w GruzjiKami?ski uwa?a, ?e jeste?my nast?pniПо мнению Михала Каминьского, госсекретаря в Канцелярии Президента, история учит одному - сегодня

Из книги Дмитрий Медведев: двойная прочность власти автора Медведев Рой Александрович

3 июня 2008 года Анджей Новак За российской стеной http://www.rp.pl/artykul/142408.htmlAndrzej Nowak Za rosyjskim muremУже 175 лет тому назад Адам Мицкевич в «Отрывке» III части «Дзядов» создал в нашей литературе самый яркий образ русского-раба. Опыты польских исторических контактов с Россией, кажется, лишь

Из книги Разруха в головах. Информационная война против России автора Беляев Дмитрий Павлович

29 апреля 2008 года Россия: Мы готовы к войне http://forum.gazeta.pl/forum/72,2.html?f=9…amp;v=2&s=0Rosja: Jeste?my gotowi na wojn?Россия предупредила, что использует все доступные способы, в том числе и военные, для защиты своих граждан в Абхазии и Южной Осетии, если Грузия доведёт до вооружённого конфликта с

Из книги Что было… Что ожидать… Демографические этюды автора Башлачев Вениамин Анатольевич

Реформирование грузинской армии при Саакашвили до Пятидневной войны 2008 года Вячеслав

Из книги Куда ведут Россию современные правители? автора Тарнаев Александр Петрович

Хронология боевых действий между Россией и Грузией в августе 2008 года Антон

Из книги Русские и государство [Национальная идея до и после «крымской весны»] автора Ремизов Михаил Витальевич

Послевоенное реформирование Российской армии в контексте противостояния с Грузией Если послевоенные изменения в грузинской армии позволили повысить ее возможности по ведению общевойскового боя уже к настоящему времени, то начавшаяся глобальная реформа армии России

Из книги автора

Из книги автора

Президент Дмитрий Медведев в августе 2008 года Еще в конце мая и в июне во время первых посещений Дмитрием Медведевым уже в качестве Верховного Главнокомандующего воинских частей в Московском военном округе некоторые из оппозиционно настроенных наблюдателей не

Из книги автора

Потери во Второй мировой войне Гитлер не был гуманистом. Напротив, задолго до пришествия к власти он занимался «арийским вопросом». Теория о высшей расе, называемая евгеникой, была импортирована фюрером из США, где задолго до Освенцима, Саласпилса и Бухенвальда

Из книги автора

Про потери в Великой Отечественной Войне О подвигах и потерях в годы Великой Отечественной Войны написаны сотни книг и мемуаров.Но фактографические «цифры» потерь крайне скудныВ публикациях о людских потерях в войне есть две крайностями:Одна крайность - в

Из книги автора

Российской авиации «подрезали» крылья Сегодня, оценивая результаты дел за период прославляемых нынешней властью «рыночных реформ», в отличие от времени «сталинского рывка», впору произносить: «У нас была авиационная промышленность – теперь у нас её нет… У нас была

Из книги автора

Пять мифов о пятидневной войне После признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, состоявшегося 26 августа 2008 года, в московском воздухе разлилась атмосфера конца эпохи. И дело не в том, что ухудшение конъюнктуры, внешнеэкономической и внешнеполитической,

Ранним утром 9 августа 2008 года в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии (около 50 км к северо-западу от Гори) был сбит российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка).

Один из членов экипажа, второй пилот майор Вячеслав Малков, катапультировался и был взят в плен грузинами. Командир Ту-22М3 подполковник Александр Ковенцов покинул самолет после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.

Спустя несколько недель после войны на территории Южной Осетии, в труднодоступной малонаселенной местности рядом с границей с Грузией, поисковой группой были найдены обломки упавшего самолета и в них тела остальных членов экипажа - майоров Виктора Прядкина (штурман) и Игоря Нестерова (оператор систем вооружения). Они не успели по какой-то причине катапультироваться. После этой потери ВВС России до самого конца конфликта перестали использовать дальнюю авиацию.

Что же случилось, почему и, самое главное, кем был сбит уникальный российский дальний бомбардировщик Ту-22М3?

Необходимое предисловие

Ту-22М («изделие 45»), по кодификации НАТО Backfire, - советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Первый опытный Ту-22М3 совершил полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. В окончательном виде он был принят на вооружение в марте 1989 года.

Последний Ту-22М3 был построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика самолет установлен в качестве памятника возле Казанского авиазавода). Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3

Пятидневная война

Любая война для не нападающей стороны всегда начинается внезапно. Следствием внезапности зачастую является паника в войсках страны, на которую напали. Южная Осетия не стала исключением.

В рядах ее защитников возникло точно такое паническое настроение, какое было в советских войсках в 1941 году во время Великой Отечественной войны.

Возникновению паники способствовало то, что обе стороны воевали оружием советского производства. Особенно это касалось самолетов. Например, хорошо известные штурмовики Су-25 строились на Тбилисском авиазаводе и находились на вооружении и российской, и грузинской армий. Поэтому осетинские ополченцы были вынуждены стрелять во все подряд, что летало.

Независимые военные эксперты утверждают, что общие боевые потери российской авиации во время пятидневной войны составили шесть самолетов: один Су-25СМ, два Су-25БМ, два Су-24М, один Ту-22М3.

Из них два самолета (!) были достоверно сбиты огнем грузин, а три - так называемым "дружественным огнем" осетин. Обломки пяти самолетов упали в границах Южной Осетии, и только одного Су-24М - на территории Грузии.

Помимо сбитых самолетов, еще четыре штурмовика Су-25 получили серьезные повреждения, хотя и возвратились на российские аэродромы.

Скорее всего, причиной этих потерь послужило неэффективное взаимодействие между родами войск, а также то, что системы распознавания «свой-чужой» просто не работали, а спутниковая группировка целеполагания и ориентации была слишком слаба и неэффективна.

Как и почему его сбили?

В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, бомбила аэродромы и скопления войск в Кодорском ущелье.

Кто принял такое недальновидное решение, до сих пор неясно. Никто из российских военных не знал, какими средствами ПВО располагает грузинская армия, сколько их задействовано в грузино-осетинском конфликте.

Кто сбил Ту-22М3, тоже непонятно. Это мог быть как грузинский ЗРК «Бук-М1», так и грузинский же ЗРК «Оса». По мнению независимых экспертов, скорее всего, это был модернизированный комплекс грузинских ПВО «Оса-АК/АКМ». Правда, Минобороны России это не подтвердило.

Но тем не менее возникают определенные вопросы. Первый: как и почему сбили? Неужели на таком мощном самолете не было систем защиты от ракетного нападения?

На этот вопрос ответил второй пилот майор Вячеслав Малков. Вот что он рассказывал «От первой ракеты мы увернулись. А вторая попала прямо в воздухозаборник. Удар ракеты был похож на кувалду. Самолет моментально обесточился. Потом развалился в воздухе. Командир успел крикнуть: „Прыгай!“»

И Малков катапультировался. Перед самой землей купол парашюта схлопнулся, и майор камнем ударился о землю. Из сломанной руки хлестала кровь. Появились какие-то люди в камуфляже. Он потянулся к пистолету и потерял сознание.

Потом был плен, обмен на 18 грузинских военных, госпиталь, куда к нему приехал Владимир Путин. Тогда он занимал пост председателя правительства РФ.

Премьер присел на край кровати и спросил, почему сбили. Малков покосился на министра обороны (в то время им был тот самый Анатолий Сердюков), который там тоже присутствовал, потом махнул рукой и сказал правду.

«В боевой машине не было блоков РЭБ (система радиоэлектронной борьбы). Старые сгорели, а новых на складе не оказалось». Вот так.

Казалось, страшное осталось для него позади. Но у Малкова закончился срок действия водительских прав. Он пошел менять, а там ему говорят: вы в международном розыске, который объявило правительство Грузии. И вызвали наряд. Так война еще раз напомнила о себе.

Но, как говорится, это дело второе.

Почему не катапультировались?

Второй вопрос в том, почему весь экипаж российского Ту-22М3 не сумел успешно катапультироваться, ведь высота полета позволяла это сделать.


ЗРК «Оса»

Что же говорит инструкция по катапультированию?

В соответствии с ней, каждый член экипажа самолета снабжен катапультным креслом КТ-1М разработки ОКБ Туполева с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле. Катапультирование, подчеркиваю, в нормальных условиях осуществляется в следующей последовательности: оператор, штурман, правый летчик, командир корабля (запомните!). Предусмотрено как индивидуальное, так и принудительное катапультирование.

Принудительное катапультирование экипажа выполняется командиром, для чего достаточно поднять колпачок и включить тумблер «Принудительное покидание».

Командир катапультируется последним, срабатывая приводами катапультирования на кресле вручную. Принудительное катапультирование является основным, а индивидуальное покидание самолета - резервным.

В случае покидания, еще раз подчеркиваю, обесточенного самолета возможно только индивидуальное катапультирование с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Так вот, в результате попадания ракеты Ту-22М3 был обесточен. Первым катапультировался второй пилот майор Вячеслав Малков.

Командир Ту-22М3, подполковник Александр Ковенцов, катапультировался после Малкова и пропал без вести. Остатки его катапультного кресла были найдены, но он сам или его тело не обнаружены до сих пор.


ЗРК «Бук-M1»

Не в укор ему сказано, но катапультироваться он должен был последним. Почему Ковенцов катапультировался вторым, неясно.

Но это сегодня только наши домыслы. Вопрос в том, почему погибли остальные члены экипажа. Как говорилось выше, индивидуальное катапультирование на этом самолете происходит с предварительным ручным сбросом крышек входных люков (пока не «уйдет» люк, остается заблокированным стреляющий механизм кресла).

Скорее всего, люки не сбросились и экипаж остался в катапультных креслах до самой земли. Или самолет так быстро развалился в воздухе, что они ничего не успели сделать.

Необходимое послесловие


Катапультное кресло КТ-1М

Что же показал грузино-осетинский конфликт?

В первую очередь чрезвычайно неэффективную работу российской авиации, а также ее плохое взаимодействие с наземными войсками.

Возможно, после всего, что случилось, генералы сделали какие-то выводы. Конечно, если успели - почти все высшее руководство почти всех родов войск, задействованных в пятидневной войне, было уволено.

Минобороны РФ заявило о том, что «с этого конфликта началась перестройка в российской армии». Это было очень интересное заявление, если учесть тот факт, что его главой в то время был Анатолий Эдуардович Сердюков.

«9 августа 2008 года грузинская зенитно-ракетная установка сбила на территории Грузии российский бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 - дорогостоящий боевой самолет, переносивший ядерное оружие, который ни до, ни после этого никто не сбивал. Потерю Ту-22М3, который еще во время «холодной войны» НАТО окрестило «убийцей авианосцев», на второй день после начала войны с Грузией Кремлю было очень трудно признать - российские генералы были в шоке: как каким-то грузинам удалось сбить грозный «Ту», если даже американские адмиралы дрожали во время появления в сотнях километров от своих авианосцев Ту-22М3, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами», - пишет журнал «Арсенали».

«Сначала российская пропаганда утверждала, что сбитый самолет представлял модификацию разведывательного Ту-22М3Р и не нес на себе бомб, что оказалось ложью. Затем они стали утверждать, якобы украинские специалисты выпустили зенитную ракету. Реальность же такова: сразу после августовской войны все ЗРК типа Бук-М1 были в Западной Грузии. 8 августа они контролировали воздушное пространство около военной базы Сенаки. В конце дня они получили приказ двигаться в Восточную Грузию и своим ходом направились к Гори (почему ранее часть «Буков» не была размещена в Восточной Грузии и почему гусеничные установки проехали своим ходом более 200 км, если их можно было перевезти, другой вопрос). Они заняли огневые позиции около села Сасирети Карельского района», - отмечает издание.

«В боевой готовности были две самоходные огневые установки «Бук», а третья находилась на ремонте, когда из пункта центрального управления сообщили о приближении воздушных целей. Скоро на радиолокаторах самоходных огневых установок обнаружились воздушные цели, которые опустились до высоты 7 км. Один «Бук» прицелился по воздушной цели и выпустил одну за другой две зенитных ракеты. В телевизионном визире «Бука» оператор четко увидел, как взорвалась первая зенитная ракета рядом с целью и в воздухе же разобрала на части хваленый российский бомбардировщик весом более 100 тонн. Вторая зенитная ракета взорвалась рядом с одним из крупных фрагментов уже взорвавшегося бомбардировщика. Как выяснилось впоследствии, сбитый Ту-22М3 принадлежал к 52-му тяжелому бомбардировочному авиационному полку ВВС России, который дислоцирован в Шайковке. Один член экипажа сбитого российского бомбардировщика из 4 человек был взят в плен и впоследствии обменян. На месте падения «Ту» было найдено два тела, а следов катапультировавшегося командира найти не удалось», - заключает издание.

«Боевые успехи экипажа этого «Бука» в августовской войне на этом не закончились. Двумя зенитными ракетами они сбили еще один российский боевой самолет Су-25. Подразделение «Буков» постоянно меняло огневые позиции, а после отступления замаскировалось около одного из сел Каспского района, чтобы не понести боевых потерь. К сожалению, занявшие военную базу Сенаки российские десантники обнаружили спрятанные там технически неисправные «Буки» и в качестве трофеев забрали две самоходные огневые установки и две пусковых зарядных установки. «Буки» по-прежнему охраняют грузинское небо, но им нужно уделять больше внимания для сохранения постоянной боеготовности, потому что на данном этапе они являются самой длинной «дубинкой» грузинских зенитчиков, которая может бить по незваным гостям на расстоянии 35 километров и на высоте 20 километров», - заключил автор статьи.