Схожие судьбы: «Буран» и «волчья стая. Умер летчик-космонавт игорь волк. фото. видео

Ровно 35 лет назад, в июле 1977 года, был сформирован отряд летчиков-испытателей комплекса "А" группы специальной подготовки по программе "Буран" - самой мистической страницы в истории космонавтики. Говорили что летчиков-испытателей этого проекта убирали иностранные спецслужбы, намекали на инопланетян, но больше всего говорили о мистике. О "проклятии "Бурана""...

Когда американцы запустили свой "Шаттл", в СССР сразу просчитали его опасность - американский корабль мог сбросить ядерный заряд над любой точкой Советского Союза и защитить от такого удара не могло ни одно ПВО. Кроме того "Шаттл" теоретически был способен подлететь к советским военным спутникам, схватить их, погрузить в свой грузовой отсек и привести на Землю. И не удивительно что в Союзе решили - у СССР должен быть адекватный ответ: разведчикам было поручено добыть чертежи "Шаттла", а инженерам разработать свой собственный советский челнок, который назвали "Бураном". По сути это был просто многоразовый космический самолет, рассчитанный минимум на 20 полетов по транспортировке в космосе грузов большого размера и массы. А отличие "Бурана" от "Шаттла" было в наличии системы автоматической беспилотной посадки. Он мог сам взлететь, пробыть в космосе положенное время и сам приземлиться на аэродром.

Но полностью полагаться на технику разработчики не стали, и вскоре появился первый отряд испытателей "Бурана" - в июле 1977 года для особо секретной работы отобрали 8 летчиков. Более 500 человек подали тогда заявки, летчики стремились попасть в элитный отряд - "волчью стаю", как их назвали по имени лидера, а потом и командира отряда Игоря Волка. Тогда никто и предположить не мог, что Игорь Волк станет единственным из первого набора, кто доживет до преклонных лет.

Вот она - первая восьмерка испытателей "Бурана": Игорь Волк, Олег Каноненко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев, Александр Лысенко.

Первые потери начались еще накануне официального формирования отряда - 17 мая 1977 года Виктор Букреев совершал тренировочный полет на МиГ-25ПУ, когда тот загорелся. Пилота еще живого вытащили из самолета, но 22 мая Букреев скончался в госпитале.
Вторым 23 июня 1977 года погиб Александр Лысенко. Вместе с напарником они испытывали на истребителе МиГ-23УБ новый пилотажный прибор, и самолет рухнул на землю. Пилот, не имевший к "Бурану" никакого отношения, выжил и продолжил летать, а вот Александр Лысенко погиб.
8 сентября 1980 года отряд теряет Олега Каноненко. При взлете с палубы крейсера "Минск" у его ЯК-38 не раскрылись сопла, и самолет рухнул в Южно-Китайское море. Каноненко не катапультировался.

Был объявлен новый набор в отряд, но после последней смерти среди суеверных летчиков пошли слухи о "проклятии "Бурана"" и они уже не так стремились попасть в элитный отряд - "волчью стаю". Были даже отказы, но не захотели (или не смогли) отказаться от заманчивого предложения: Владимир Туровец, Виктор Заболоцкий, Урал Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер и Юрий Приходько.

На поминках Олега Каноненко по традиции на столе поставили приборы и стаканы для погибших товарищей, а кандидат в отряд Владимир Туровец написал на салфетке стихотворение, которое заканчивалось словами "кто следующий?". Следующим стал сам Владимир Туровец, который погиб 8 февраля 1981 года при испытании вертолета Ми-8, и это была четвертая смерть в отряде.
То что члены "волчьей стаи" гибнут один за другим, показалось странным ЦК КПСС и КГБ с ГРУ, которые не верили ни в мистику, ни в инопланетян. Но зато они верили во вражеские спецслужбы и специальная смешанная комиссия повторно исследовала каждую аварию с участием бурановских испытателей. Расследование установило, что все летчики погибли случайно и проект продолжился. Испытания "Бурана" близились к завершению, когда было решено для начала отправить в космос членов бурановского отряда на обычных кораблях "Союз", и сразу после приземления посадив их в кресла пилотов проверить смогут ли они управлять самолетом после нескольких дней невесомости. Первым в космос в 1984 году в составе экипажа Джанибекова и Савицкой отправился Игорь Волк. Экипаж приземлился нормально, и Волк подтвердил, что посадить "Буран" в ручном режиме после 12 суток невесомости вполне возможно.

В 1987 году с аналогичной программой на очередном корабле "Союз" в космос полетел Анатолий Левченко. Несмотря на аварийную посадку и сильные ушибы, он тоже удачно завершил эксперимент. Но в результате жесткой посадки у Левченко образовалась опухоль головного мозга и через шесть месяцев, 6 августа 1988, года Анатолий Левченко умирает.
Поминки справляли в том же самом офицерском клубе, где поминали Каноненко и Туровца, а за столом было уже пять пустых стаканов. Полета в космос еще не было, а погибло уже пять испытателей "Бурана".

Шестым стал Александр Щукин, который 18 августа 1988 года разбился на спортивном самолете Су-26М в Жуковском.
Во время его похорон по старой летной традиции проход над ним в небе сделал Римантас Станкявичюс, который через два года, 9 сентября 1990-го, разобьется на Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне Сальгареда в Италии, и станет седьмым.

В конце концов, в первый полет "Буран" было решено отправить 25 октября 1988 года без людей в автоматическом режиме. За 42 секунды до взлета полет отменили - ошибка механизма. Но никаких неполадок в нем не нашли, и повторный пуск 15 ноября состоялся нормально, а приземлился пустой "Буран" идеально. Следующий полет "Бурана", уже с космонавтами на борту, запланировали на 1991 год, но стране тогда стало не до этого, а вскоре не стало и самой страны...

Многоразовый "Буран" оказался одноразовым, программу закрыли, но проклятие не исчезло. Николай Садовников в конце 1977 года ушел из программы, и работал в другом летном отряде. Дважды катапультировался из аварийных самолётов, после полученных травм был списан, и умер от их последствий в 1994 году. В июне 2001 года неожиданно умрет испытатель "Бурана" Юрий Шеффер - его сердце остановил тромб. А через полтора месяца от рака скончается летчик-испытатель Юрий Приходько.

12 марта 2002 года на космодроме Байконур умрет и единственный летавший в космос "Буран", но не один: бетонная крыша монтажно-испытательного комплекса похоронит под собой и сам челнок, и 8 человек из ремонтной бригады. А с исчезновением самого мощного и самого дорогого советского космического корабля, исчезнет и его "проклятие" - с гибелью "Бурана" прекратятся и неожиданные смерти его испытателей.
Хотите - давайте поговорим о мистике, а хотите - давайте вспомним 15 ноября 1988 года, последний день в истории СССР когда советские люди испытали гордость за свою страну...

Всерьёз утверждать о научной и грузовой миссии для многоразового космического челнока могут лишь те, кто не знает, для каких целей свой орбитальный корабль разрабатывали американцы. Забегая вперёд, стоит отметить, что то количество денег, которое было потрачено на разработку и строительство многоразовых кораблей в США и СССР, ни одной научной и даже коммерческой программой оправдать невозможно. Уникальность многоразового корабля заключается в том, что благодаря большому транспортно-грузовому отсеку он мог не только выводить на орбиту спутники и другое научное оборудование... но и забирать с орбиты любой объект с предельно допустимой массой.

В пользу сугубо военного назначения американских шаттлов говорило и наличие манипулятора. С помощью "длинной руки" прямо на орбите по кусочкам можно было разобрать любой нужный спутник и, не спрашивая ни у кого разрешения, увезти секретное оборудование общей массой до 14,5 тонны домой. Однако главным обстоятельством, максимально ускорившим создание отечественного многоразового орбитального корабля, стало происшествие, сам факт которого в Советском Союзе долгие годы отрицали. Отрицали не потому, что проморгали, а потому, что реагировать на новую угрозу было нечем.

Полёт американского спейс-шаттла в 1986 году особенно хорошо врезался в память советским лётчикам и лично командующему войсками ПВО. Во время обычного, на первый взгляд, ухода с орбиты американский челнок совершил энергичный манёвр и, развернувшись на высоте в 80 километров, нырнул в атмосферу планеты аккурат над Москвой. Историки космонавтики утверждают, что если бы в грузовом отсеке корабля в тот момент находилась ядерная бомба, то ни один, даже самый современный, советский истребитель-перехватчик не смог бы помешать экипажу орбитального корабля сбросить бомбу прямо на Кремль.

"Буран" создавался с практически стопроцентной оглядкой на конструкцию американцев - чертежи, дизайн, схемы. Изучалась каждая крупица информации, которую удавалось добывать и по линии разведки, и официально. Однако сходство в дизайне и обводах корпуса, пожалуй, единственное, что роднит американский и советский многоразовые корабли. "Буран" был крупнее, имел более вместительный грузовой отсек и мог совершать посадку в автоматическом режиме. Последнее - результат огромного объёма работ математиков и советской промышленности, создавшей целую серию управляющих компьютеров специально для этой космической программы. Управлять сложнейшей техникой должны были не просто лётчики или космонавты. Пилотировать "Буран" должны были мастера экстра-класса, одинаково хорошо умеющие ходить, принимать пищу и управлять авиационно-космической техникой на запредельных режимах.

Первая "волчья стая"

Случайных попаданий и зачислений в первый отряд космонавтов "Бурана" не было. Да и вообще, далеко не все лётчики решались принимать участие в спецпрограмме по переподготовке. Риск при прохождении медицинского и профессионального отбора был очень велик. При провале медкомиссии или профотбора для полётов на "Буране" лётчики рисковали не только не попасть в секретную программу подготовки, но и вылететь с обычной лётной службы. К здоровью будущих космонавтов специального назначения комиссия относилась особо строго, никаких различий в званиях и заслугах перед родиной при отборе не делали. Три обязательных требования были одинаковы для всех: идеальное здоровье, абсолютный профессионализм и отсутствие любых, даже мелких, "залётов" по службе. Командиром отряда испытателей "Бурана" был назначен Игорь Волк - опытный советский лётчик-испытатель, суммарно налетавший на всех летательных аппаратах более 7 тысяч часов.

Из более чем 500 кандидатов на зачисление в сверхсекретный отряд 90% были отсеяны на этапе медкомиссии и профессионального тестирования. Большинство из тех, кто стремился попасть в "волчью стаю", социалистические блага не очень-то и влекли. Обещанные квартиры и дефицитные продукты питания и рядом не стояли с возможностью летать в космос, да ещё и на секретном орбитальном корабле.

В первую восьмёрку помимо командира группы Игоря Волка вошли опытные советские лётчики: Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Однако почти сразу судьбы отобранных для программы лётчиков пошли наперекосяк - одна за другой стали происходить необъяснимые катастрофы, природу которых не могли выяснить ни члены комиссии, ни опытные сотрудники советских спецслужб. Эксперты до сих пор спорят о том, что в действительности происходило с членами специального космического отряда. Кто-то утверждает, что это было обычное совпадение. Другие, напротив, уверены, что почти сразу после составления списка на первую восьмёрку начали охотиться зарубежные спецслужбы, ведь два члена отряда космонавтов-испытателей погибают почти одновременно.

Первым из "волчьей стаи" погиб Владимир Букреев. 17 мая 1977 года во время тренировочного полёта у самолёта МиГ-25ПУ, который пилотировал Букреев, внезапно "сложилась" носовая стойка шасси. Из-за трения о покрытие взлётно-посадочной полосы самолёт загорелся, и лётчик-испытатель, находившийся внутри, получил сильнейшие ожоги. Несмотря на то что ещё живого Букреева пожарные и техники вытащили из самолёта, 22 мая советский лётчик-испытатель скончался.

Буквально через месяц трагическое происшествие обрывает жизнь ещё одного лётчика - Александра Лысенко. Во время испытаний нового бортового оборудования самолёт МиГ-23, на котором Лысенко летел вместе с напарником, сорвался в штопор и рухнул на землю. По стечению обстоятельств напарнику Лысенко удалось выжить, но кандидат в отряд космонавтов номер один спастись не сумел.

Тремя годами позднее, 8 сентября 1980 года, когда программа испытаний начинает входить в активную фазу, погибает Олег Кононенко. Палубный самолёт-штурмовик Як-38, имевший и без того дурную репутацию, стал последним самолётом, который пилотировал лётчик-испытатель. При взлёте с палубы отказавшие двигатели не позволили лётчику перевести машину во взлётный режим, и, ударившись о заграждение авианесущего крейсера "Минск", самолёт Кононенко рухнул в воду. Кононенко мог катапультироваться, но делать этого не стал, до последнего пытаясь вытянуть машину на нормальную траекторию.

После гибели Кононенко командир отряда Игорь Волк понимает: программа на грани срыва. Тогда же Волк принимает решение о дополнительном наборе в элитный космический отряд. И хотя слухи о судьбе испытателей "Бурана" постепенно начали доходить до строевых лётчиков, ещё семь человек с уникальным лётным опытом от предложения послужить родине в космическом пространстве отказаться не смогли.

Трудности профессии

Вновь прибывшие в отряд "Урал" Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер, Юрий Приходько и Владимир Туровец должны были пройти полный цикл подготовки к полётам на "Буране". Помимо тренировки на земле каждый член отряда космонавтов должен был пройти через уникальное испытание. И хотя программа испытания каждого лётчика-испытателя включала в себя полёт в космос, слетать на орбиту и вернуться для лётчиков было самым простым.

Для выявления физического предела от зачисленных в уникальный космический отряд лётчиков требовалось невозможное: слетать в космос, вернуться и сразу сесть за штурвал самолёта. Нечеловеческие условия для космонавтов специального назначения создавались намеренно: государственная комиссия и командование должны были лично убедиться, что после пребывания на орбите моторика и общее состояние космонавтов позволят им выполнять поставленные задачи.

Как и положено, в июле 1984 года вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой в космос полетел командир отряда Игорь Волк. После приземления спускаемого аппарата для Волка начинается самый сложный этап. Савицкую и Джанибекова согласно инструкции бережно достают из капсулы, а Волк, соблюдая условия эксперимента, выбирается самостоятельно. Едва не падая после 12 суток пребывания в космосе, Волк садится за штурвал вертолёта Ми-8, на котором он вылетает на аэродром.

В пункте назначения лётчика-космонавта уже ожидает заправленный Ту-154, кабина которого переоборудована под кабину "Бурана". На самолёте Игорь Волк вылетает в Ахтубинск. Однако сложное даже для профессионала испытание на этом не заканчивается. В Ахтубинске Волка ожидает готовый к вылету истребитель МиГ-25, на котором, согласно полётному заданию, лётчик-космонавт должен приземлиться на ВПП космодрома Байконур. Несмотря на усталость, и этот длительный перелёт Игорь Волк перенёс без особых трудностей. Приземлившись на Байконуре, Волк подтвердил догадку учёных о том, что навыки опытного лётчика-космонавта после полёта в космосе не потеряются.

"Буран"

Следующим проходить испытание на выносливость отправился лётчик-испытатель Анатолий Левченко. Полёт на орбиту прошёл нормально, но при возвращении спускаемого аппарата в районе приземления разыгралась страшная метель. Капсулу с космонавтами ударило об землю, и все члены экипажа были травмированы. Космонавты Романенко и Александров, возвращавшиеся вместе с Левченко в спускаемом аппарате по завершении работы на станции "Мир", почти сразу после жёсткого приземления были доставлены в госпиталь. Анатолий Левченко, не желая срывать эксперимент, выбрался из спускаемого аппарата самостоятельно.

Несмотря на сотрясение и многочисленные ушибы, Левченко повторяет "смертельный номер" - садится за штурвал Ту-154, а затем пилотирует МиГ-25. После испытательного полёта Левченко начинают мучить страшные головные боли. Однако к врачам Герой Советского Союза ("Золотую Звезду" Левченко получил сразу после полёта лично из рук генсека) решает не обращаться. Переживает, что отстранят от полётов. За полгода до первого полёта "Бурана" Левченко становится хуже: на одной из первомайских демонстраций он едва не теряет сознание. Врачи диагностируют у лётчика-космонавта прогрессирующую опухоль мозга. Своевременно провести операцию по удалению опухоли врачи не успели. 6 августа 1988 года Левченко скончался.

Тяжелее остальных смерть Левченко переживали космонавты Владимир Титов и Муса Манаров, с которыми Левченко летал в космос. Во время сеансов связи космонавты просили ЦУП передать привет Толе Левченко и лишь после завершения годовой экспедиции на орбите, по возвращении на землю, узнали, что их друга уже полгода нет в живых.

Задолго до полёта

Официальная дата полёта ещё не была утверждена, а уникальный лётный отряд уже лишился пятерых опытных специалистов. Шестым погибшим стал лётчик Александр Щукин, 18 августа 1988 года разбившийся во время полёта в подмосковном Жуковском.

На судьбе специального испытательного отряда МКС "Буран" государственная комиссия ставит крест. Выпускается даже специальная резолюция: "Первый полёт пройдёт в автоматическом режиме!" Несмотря на то что именно для контроля техники и формировался опытный экипаж, обсуждению решение руководства не подлежит. Чтобы "Буран" точно приземлился на взлётно-посадочную полосу, специалисты готовятся заранее. Руководитель проекта Глеб Лозино-Лозинский лично принимает полосу. Проверяет качество покрытия он весьма необычным способом: на приборную панель служебной "Волги" ставят стакан с водой. Машина разгонялась до скорости 100 километров в час, и в том месте, где вода проливалась, бетонные плиты фрезеровали до абсолютно ровного состояния.

Вопреки переживаниям, полёт и посадка в автоматическом режиме электроника "Бурана" отработала идеально. В тот момент, когда бортовой компьютер отправил "Буран" на второй круг, чтобы погасить скорость, многие в центре управления стали хвататься за сердце. Однако никакого сбоя не было - ЭВМ просчитала посадочную скорость и дала команду выполнить разворот. Советские специалисты и все причастные к созданию "Бурана" второго полёта машины так и не увидели - сказался курс на "перестройку и гласность". Программу по разработке и производству МКС "Буран" закрыли, но необходимого результата советская промышленность всё-таки добилась. Учёные и рабочие, годами создававшие "Буран", доказали всему миру, что единолично владеть космосом Соединённые Штаты не будут.

Однако после первого пуска "Бурана" с многоразовым орбитальным кораблём было покончено. Генеральный секретарь ЦК Михаил Горбачёв так сильно хотел подружиться с Рейганом, что о целевом использовании боевого орбитального корабля не могло быть и речи. Горбачёв настолько боялся, что его упрекнут в двойной игре, что отказался присутствовать даже на запуске ракеты-носителя "Энергия". Руководитель и ответственный за запуск "Бурана" генерал-майор Владимир Гудилин через много лет в одном из интервью выскажется на эту тему так:

После пуска ракеты-носителя Горбачёву стали докладывать о том, что к старту практически готов "Буран". Докладывали и о том, что целевое космическое средство готово к выполнению боевых задач. Горбачёв сказал тогда: "Энергию" мы вам разрешим пустить, а вот "Буран" - едва ли

Именно высшее политическое руководство страны старательно подводило перспективную программу "Энергия" - "Буран" к краю пропасти, готовясь в удобный момент толкнуть проект с обрыва. Генерал Гудилин позднее скажет, что если бы при запуске "Бурана" взорвалась ракета "Энергия", заправленная водородом, то высшее руководство страны, скорее всего, вздохнуло бы с облегчением. Уникальный космический корабль, над созданием которого миллионы человек трудились 12 лет, просто забыли. Печально закончили своё существование и пять построенных в рамках программы кораблей.

Первый закончил жизнь в качестве аттракциона в парке им. Горького. Второй - в качестве музейного экспоната побывал на открытии Олимпиады 2000 года в Сиднее, а в 2008-м был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм. Первая пара точных копий "Бурана" с авиационными двигателями не предназначалась для полётов в космос. Корабли были построены для отработки транспортировки и горизонтальных лётных испытаний в атмосфере. Именно на атмосферном аналоге "Бурана" и оттачивал мастерство пилотирования командир отряда Игорь Волк.

Летавший в космос "Буран" в 2002 году погиб из-за обрушения кровли монтажно-испытательного комплекса на Байконуре. Другой уцелевший корабль сейчас находится в музее космодрома Байконур. Ещё один наполовину достроенный "Буран" находится в Жуковском. Эксперты говорят, что в НПО "Молния" начинали строить и ещё один корабль, но документальных подтверждений этому найти не удалось.

Кроме самой программы непростая судьба сложилась практически у всех членов отряда испытателей. Даже у тех, кто по определённым причинам выбыл из процесса подготовки. Николай Садовников, покинувший программу в 1977-м, ещё долго летал на других воздушных судах, однако дважды падал в самолётах и в 1994 году скончался от последствий тяжёлых травм.

А четырьмя годами ранее во время показательного полёта на Су-27 разбился другой член элитного отряда - Римантас Станкявичюс.

Из первого экипажа "Бурана" последним из жизни ушёл Игорь Волк. Прожив яркую и насыщенную жизнь, легендарный командир первого отряда испытателей орбитального корабля скончался на 80-м году жизни. Из лётчиков-испытателей второй волны не пострадал никто. Магомед Толбоев, сопровождавший "Буран" во время посадки на истребителе МиГ-25, Сергей Тресвятский, Виктор Заболоцкий и Урал Султанов живы и здравствуют до сих пор.

После полета на Луну американских астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина, в результате которого США доказали всеми миру свое превосходство в освоении космоса, перед Америкой стал вопрос о выработке дальнейших шагов по проникновению в космическое пространство. Для разработки и реализации космических программ требовались большие затраты. Но даже такая богатая страна, как Америка, не могла себе позволить такие расходы, поскольку в конце 60-х годов требовались значительные средства на реализацию социальных программ и на ведение военной операции во Вьетнаме. Руководство NASA обратилось к американским фирмам, работающим в области космических технологий, с просьбой рассмотреть возможность создания многоразовой космической системы. В результате исследовательская группа предложила два варианта: первый – экспедиция на Марс (программа максимум) и второй - вывод на окололунную или на околоземную орбиту пилотируемой станции, которая будет обслуживаться кораблями многоразового использования (программа минимум). Реализация программы минимум (космическая станция и челнок) требовала финансирования в размере $5 млрд. в год, что также было очень дорогостоящим проектом для США.


Было принято решение, разрабатывать новую космическую систему – станция и транспортный корабль многоразового использования, как окупаемый проект, способный принести прибыль за счет выведения на орбиту спутников на рыночной основе. По экономическим подсчетам при выполнении ряда условий (снижение уровня эксплуатационных расходов, отказ от эксплуатации одноразовых транспортных кораблей, установление для каждого из челноков минимум 30 полетов в год) возможна окупаемость всего проекта. То есть проектирование пошло по пути не оптимального пути развития космической техники и технологий, а по пути коммерческой эффективности и максимального снижения затрат.

Советские космические эксперты не могли понять истинных причин разработки американцами программы Space Shuttle. Все экономические расчеты показывали отсутствие рентабельности этой программы. Даже возможно допустимый уровень грузоперевозок с Земли на станцию и обратно не обеспечивал окупаемость проекта. Не имея сведений, что американцы планировали использовать шаттлы для обслуживания крупной космической станции, советские специалисты терялись в догадках. По одной из выдвинутых ими версии, шаттлы могли быть использованы в военных целях для поражения любой цели на территории СССР. Скорее всего, именно по причине сохранения безопасности страны, советским руководством было принято решение о строительстве советского шаттла – корабля многоразового использования «Буран».

В марте 1972 года был утвержден облик советского транспортного корабля многоразового использования. Конструкция шаттла состояла из двух твердотопливных ускорителей (I ступень) и самого корабля с тремя маршевыми двигателями, а также подвесного топливного отсека (II ступень). В этой системе только топливный отсек являлся одноразовым элементом. По подсчетам одни и те же ускорители могли быть использованы в двадцати полетах, двигатели рассчитаны на 55 полетов, а сам корабль мог совершить около ста полетов.

Главным разработчиком советского шаттла стало НПО «Молния», где уже были наработки в проектировании многоразовой авиа-космической системы «Спираль». Производство наладили на Тушинском машиностроительном заводе (Москва). На аэродроме Байконур реконструировали взлетно-посадочную полосу, поскольку для обеспечения полетов «Бурана» требовалась усиленная площадка. Также были оборудованы 16 резервных мест для приземления «Бурана»: аэродром Багерово (Крым), Восточный (Приморье), на Кубе, в Ливии и другие.

Конструкторы «Бурана» не скрывали, что их корабль частично скопирован с американского шаттла: например, конфигурация аппарата, двигатель, некоторые узлы конструкции, а также габариты грузового отсека. Но были и отличия. На «Буране» была сконструирована надежная и эффективная система срочного спасения экипажа. В случае необходимости «Буран» имел возможность отделяться от ракеты-носителя и совершать самостоятельную срочную посадку. В советском шаттле многоразовыми частями был сам корабль и блоки первой ступени, а вот вторая ступень вместе с двигателями, топливными баками, отсеками и системами контроля утрачивались в процессе запуска, а значит являлись частями одноразового использования. И это обстоятельство значительно увеличивало затраты на строительство и эксплуатацию «Бурана».

Одновременно с конструированием и строительством космического корабля многоразового использования создавалась и команда космонавтов, которые должны были стать пилотами «Бурана». Первая группа была набрана среди летчиков-испытателей. В нее входило пять человек. Возглавил этот отряд лучший пилот Летно-исследовательского института (ЛИИ) Игорь Петрович Волк. Профессия летчика-испытателя не только призвание, она накладывает отпечаток на весь образ жизни человека. Летчик испытатель должен обладать не только профессиональными навыками: знанием авиа-космической техники, умением находить выход в экстремальной ситуации, способностью освоения новой техники и технологий, поддерживать свою физическую форму на надлежащем уровне, но и быть просто земным хорошим человеком, надежным другом и товарищем. Именно по этим причинам командиром «бурановской» группы стал И.П. Волк.

Игорь Петрович Волк уже имел за плечами обучение в Кировоградском военном авиационном училище, в Московском авиационном институте и школе летчиков-испытателей. Работая в ЛИИ, он испытывал практически все типы авиационной техники военного назначения (истребители, транспортники, бомбардировщики и вертолеты). Из общего налета в 7 тыс. часов 50% составляли испытательные полеты.

Он первым испытал новейший самолет СУ-27 на закритических углах атаки.

Осенью 1985 года совершил первый полет на аналоге «Бурана» отработке горизонтального полета в слоях атмосферы Земли. Всего таких испытательных полетов было 13, в 10 из которых Волк выполнял функции командира.

Под стать ему были и другие члены группы.

Анатолий Семенович Левченко - заслуженный летчик-испытатель (1986), летчик-космонавт (1987) и Герой Советского Союза (1987). Был земляком И.П. Волка (их путь в авиацию начался в Харьковской области). После завершения обучения в Черниговском высшем военном авиационном училище (1964) и школе летчиков-испытателей (1971) он работал в ЛИИ. Летал на новейших моделях истребителей, бомбардировщиков и самолетах для транспортной авиации. Общий налет составлял 3600 часов. В качестве космонавта исследователя участвовал в космическом полете на корабле «Союз ТМ-4» и станции «Мир» (1987). Совершил четыре испытательных полета на аналоге «Бурана» по программе тестирования нового оборудования.

Олег Григорьевич Кононенко - один из лучших ассов-вертолетчиков увлекался авиамодельным и парашютным спортом.

Станкявичюс Римантас Антанас - Антано. Заслуженный лётчик-испытатель (1989).

Прошел курс обучения такой же, как А.С. Левченко. С 1985 года работал в ЛИИ. Общий налет составлял 2 тыс. часов. Он участвовал в испытании 57 типов самолетов. По программе подготовки к полету на «Буране» отрабатывал систему ручного управления и автоматической посадки на самолетах, оснащенных аналогом системы управления «Бураном». Он также участвовал в 14 горизонтальных испытательных полетах на машине 002 ГЛИ, являющейся подобием «Бурана».

Римантас Станкявичюс был очень артистической натурой: играл на нескольких видах музыкальных инструментах и очень любил петь.

Увлекался музыкой и еще один член отряда - Александр Владимирович Щукин: он обладал прекрасным слухом, часами мог возиться с музыкальной аппаратурой, пытаясь довести ее до совершенства.

А.В. Щукин лётчик-испытатель 1-го класса (1984). Окончил Качинское высшее военной авиационное училище летчиков (1970), Московский авиационный институт (1980) и школу летчиков-испытателей ЛИИ (1977). Летал на 50 типах отечественных самолетов военного назначения. Общий налет составлял 3 тыс. часов. Вместе с товарищами из «бурановской» группы участвовал в испытании системы управления кораблем многоразового использования. С 1987 года выполнял обязанности заместителя отряда космонавтов-испытателей.

Члены отряда были не только сослуживцами, но и хорошими товарищами, проводившими вместе много свободного времени. Частые посиделки, где сослуживцы обменивались своими мнениями по многим вопросам, заканчивались пением задушевных и любимых песен. Товарищи по службе часто в шутку называли первый «бурановский» отряд «волчьей стаей» из-за фамилии их руководителя.

Пока конструкторы работали над строительством «Бурана», летчики-испытатели продолжали выполнять свои обязанности по испытанию новых типов самолетов и занятиями на тренажерах, шлифуя свои профессиональные навыки. Но еще до полета «Бурана» отряд начал безвозвратно терять своих членов.

Первым группа потеряла О. Кононенко, который погиб при испытании реактивного самолета. Отрабатывался взлет Як-38 с палубы авианосца. Из-за того, что после короткого разбега по палубе корабля сопло двигателя самолета не развернулось до необходимого уровня, машина упала в море.

А. Левченко в результате получения травмы головы, при приземлении спускаемого аппарата после полета на станцию «Мир» в 1987 году, умер через пять месяцев после аварии.

А. Щукин погиб при испытательном полете на спортивном самолете СУ-26М. Пилот не успел вывести самолет из плоского штопора - не сработала годами наработанная методика.

В сентябре 1990 года при совершении показательного полета на международном авиасалоне в Италии погиб Станкявичюс.
Лишь один член «волчьей стаи» остался в живых, испытав горе от гибели друзей и похоронив своих товарищей - это командир отряда И.П. Волк.

Но программа по подготовке полета «Бурана» продолжалась. Игорь Петрович Волк в качестве космонавта-исследователя участвовал в космической экспедиции в 1984 году на корабле «Союз Т-12», со стыковой и работой на станции «Салют-7». Полет длился около 12 суток. Перед Игорем Петровичем стояла задача подтвердить возможность пилотирования самолетов МиГ-25 и Ту-154, а следовательно и «Бураном», сразу после многосуточного пребывания в космосе. Как вспоминает И. Волк, что после длительного космического полета космонавтов Джанибекова и Савицкую спасатели после приземления бережно вынесли на руках, поскольку после полета трудно даже стоять на ногах, а не то, что ходить. А вот Волку никто не оказывает поддержки - он сам выбирается из люка и нетвердой походкой идет к вертолету Ми-8, чтобы самостоятельно совершить на нем запланированный перелет. Затем сразу пересаживается на Ту-154, кабина которого переделана под «Буран», которым управляет в длительном полете до Ахтубинска. Возвращается он на Байконур на сверхзвуковом истребителе МиГ-25. По результатам его полетов, медики сделали заключение, что хорошо подготовленный космонавт сможет выполнить экстренную посадку «Бурана» при отказе автоматики.

После космического полета он продолжал заниматься делом всей своей жизни - испытанием новой авиатехники, а с 1995 года был руководителем ЛИИ. Заслуги Игоря Петровича по достоинству были оценены государством: ему присвоены звания заслуженного летчика-испытателя (1986), летчика-космонавта (1987) и Героя Советского Союза (1987).

Трагическую судьбу первого отряда советского шаттла повторил и сам «Буран».

Успешные испытания в 1988 году ракетно-космической системы «Энергия-Буран» вселяли уверенность в возможность удачно выполнить намеченную программу. «Волчья стая» готовилась к будущим, и казалось, к таким близким по времени космическим полетам.

В 1976 году было принято решение о строительстве пяти «Буранов», но реально к 80-м годам готовность к полету была только у двух. Программа испытаний постоянно менялась, что не способствовало ускорению работ по запуску «Бурана». Планировалось, что первые четыре полета должны быть беспилотными. Перед конструкторами стояла задача отработать автоматическое сближение и стыковку с комплексом «Мир». А вот в пятый полет должен быть направлен корабль оборудованный системой жизнеобеспечения и двумя местами для космонавтов. В состав первого экипажа этого испытательного полета были намечены И. Волк (командир) и А Иванченков (бортинженер). Руководители программы не учли мнение И. Волка о необходимости включения в состав экипажа испытательного полета еще одного пилота - Римантаса Станкявичуса, вместо бортинженера.

Поскольку конструкторы уделяли большое внимание безопасности для космонавтов полетов на «Буране» они многократно проверяли функционирование всей системы полета: запуск, автоматическая стыковка со станцией «Мир», переход космонавтов на борт «Бурана», расстыковка со станцией, управление в автоматическом режиме, автономный полет по орбите, отделение «Бурана» от корабля-носителя и посадка в беспилотном режиме.

В ноябре 1988 года состоялся единственный полет «Бурана». На орбиту он был выведен с помощью ракеты-носителя «Энергия». Сделав два витка вокруг Земли, корабль приземлился на аэродроме Юбилейный. Полет проходил в автоматическом режиме, без экипажа. Управляла полетом автоматика. Этот полет внесен в книгу рекордов Гиннеса, как космическое путешествие, проведенное полностью в автоматическом режиме.

Специалистам было понятно, что ситуация в ракетно-космической отрасли страны сложилась так, что первый полет «Бурана» станет для него единственным. «Буран» совершил еще один перелет на самолете-носителе Ан-225 “Мрия», который доставил его в 1991 году на авиашоу в Париж.

На прекращение работ по программе «Буран» повлияло не только сокращение финансирования космонавтики, как отрасли российской экономики, но и изменение военной доктрины страны.

В 1993 году работы по программе «Буран» были прекращены. Пришел в упадок стартовый комплекс «Энергия-Буран» на Байконуре и аэродром «Юбилейный». Оборудование и техника, включая «Буран», были переданы Казахстану. Все это привело к тому, что для «Бурана» космос закрыли. Это не только печальная, но и трагическая страница советской космонавтики. Труд многих ученых и конструкторов, отдавших годы свое жизни на реализацию программы «Буран», перечеркнут.

А сам уникальный космический корабль «Буран» был уничтожен в результате аварии при ремонте крыши ангара на космодроме Байконур где хранился аппарат.

У «Бурана» было еще четыре копии.

Один экземпляр, названный «Бурей», планировался к полету к станции «Мир», но стал экспонатом музея на Байконуре.

Второй, долгое время простоявший на причале Химкинского водохранилища, сейчас передан в город Жуковский для реставрации. Планируется, что он будет продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2013.

Еще две копии не покинули стен своего производителя - Тушинского машиностроительного завода и были, в последствии, разобраны.

В московском парке Горького и городе Королеве (Московская область) установлены макеты легендарного корабля многоразового использования «Буран».

Оригинальные конструкторские решения, которые воплотили в жизнь советские конструкторы и промышленники при создании «Бурана», до настоящего времени не утратили актуальности. Остается надежда, что настанет время, когда человечество воспользуется ими при реализации программ по освоению космического пространства.

Использованы материалы:
http://tainy.info/disasters/bratstvo-volka/
http://otvet.mail.ru/question/56267776
http://www.mapsssr.ru/piloty.html
http://www.buran.ru/htm/pilots.htm

Как прекратил свое существование отряд космонавтов Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.М.Громова? Он не был ни расформирован, ни реорганизован, а просто тихо исчез. Некогда славный отряд пилотов «Бурана» совершенно незаметно для всех канул в историю. Отряд исчез в начале 2002 г., а спустя несколько месяцев на Байконуре погиб единственный летавший в космос «Буран», который был в прах раздавлен рухнувшей крышей МИКа. Просто мистика какая-то, но факт: и корабль «Буран», и отряд его пилотов перестали существовать практически одновременно. Теперь они остались только в летописи отечественной космонавтики. История и «бурановского» отряда космонавтов, и самой программы «Энергия-Буран» полна печальных и драматических эпизодов. Более того, история эта трагична. Впрочем, обо всем по порядку.

В 1976 г. в Советском Союзе широким фронтом развернулись работы по созданию многоразового орбитального корабля «Буран». Это был «наш адекватный ответ» американскому «Шаттлу». Вскоре началось строительство шести полноразмерных макетных кораблей для различных испытаний и трех летных кораблей. Затем в 1983 г. дополнительно были заказаны еще два летных корабля (правда, оба остались лишь «на бумаге», если не считать отдельных агрегатов).

В рамках ЛКИ предполагалось провести десять пусков РН «Энергия» с кораблем «Буран», причем в первых пусках «Буран» должен был летать в беспилотном режиме. Провести летные испытания корабля в пилотируемом режиме решено было поручить высококлассным летчикам-испытателям Министерства авиационной промышленности (МАП) и Министерства обороны.

С этой целью в 1977 г. в ЛИИ имени М.М.Громова, головном институте МАП, начала формироваться группа летчиков-испытателей, ориентированная на программу «Буран». В начале 1979 г. группа была окончательно сформирована и утверждена. В ее состав вошли: Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс и Александр Щукин. Командиром группы был назначен И.П.Волк.

В апреле 1979 г. все пятеро приступили к общекосмической подготовке в ЦПК. При этом для них была впервые применена новая система подготовки - методом сборов. Летчики-испытатели не могли надолго отрываться от испытательной работы, чтобы не потерять летные навыки, и поэтому они готовились в ЦПК не постоянно, а периодически приезжая на тренировочные сборы. «Лиёвцы» во главе со своим командиром Волком в ЦПК всегда держались вместе, такой небольшой, но очень сплоченной группой, и вскоре их стали называть «Волчьей стаей».


Подготовка в ЦПК близилась к завершению, когда пришла трагическая весть: 8 сентября 1980 г. во время испытаний палубного самолета Як-38 погиб О.Кононенко. Это была первая потеря в группе, но, к сожалению, как показало время, далеко не последняя.

Через четыре месяца, в декабре 1980 г. И.Волк, А.Левченко, Р.Станкявичюс и А.Щукин окончили ОКП в ЦПК, а еще через четыре месяца, 12 апреля 1981 г. в США успешно стартовал первый шаттл «Колумбия». В это время у нас изготавливались только первые макетные корабли. Все прекрасно понимали, что мы сильно отстаем от американцев, и это подхлестнуло работы по программе «Энергия-Буран» по всем направлениям. Уже 23 июня 1981 г. МАП издало приказ о создании своего ведомственного отряда космонавтов, а 10 августа 1981 г. соответствующий приказ вышел и в ЛИИ. В образованный в ЛИИ отряд космонавтов были зачислены: И.Волк (командир отряда), А.Левченко, Р.Станкявичюс, А.Щукин.

Учитывая особую сложность первых испытательных полетов «Бурана», который являлся принципиально новым, воздушно-космическим пилотируемым кораблем, было принято беспрецедентное решение: до полета на «Буране» его будущие командиры должны были получить опыт реального космического полета. С этой целью в сентябре 1982 г. И.Волк, А.Левченко и Р.Станкявичюс в ЦПК приступили к подготовке в составе трех экипажей кораблей «Союз Т». В июле 1984 г. И.Волк совершил кратковременный космический полет в качестве космонавта-исследователя на борту кораблей «Союз Т-12», -11 и орбитальной станции «Салют-7».


Тем временем на испытания стали поступать первые макетные корабли. В декабре 1983 г. на Байконур самолетом ВМ-Т был доставлен первый макетный корабль ОК-МЛ-1, а в августе 1984 г. - второй макетный корабль ОК-МТ. С помощью этих кораблей на космодроме были отлажены все виды работ с орбитальным кораблем. В 1984 г. был создан специальный экземпляр корабля для горизонтально-летных испытаний - ОК-ГЛИ, который был оснащен штатными бортовыми системами. Кроме того, на нем были дополнительно установлены четыре турбореактивных двигателя для самостоятельного взлета. В открытой печати ОК-ГЛИ получил название «самолет-аналог БТС-02».

Для выполнения испытательных полетов на нем в 1984 г. были сформированы два экипажа: И.Волк-Р.Станкявичюс и А.Левченко-А.Щукин. Эти же экипажи руководство МАП и ЛИИ стало планировать и для первого космического полета на «Буране», соответственно как основной и дублирующий экипажи.

Испытания БТС-02 проводились на аэродроме ЛИИ. 29 декабря 1984 г. экипаж И.Волка впервые выполнил рулежку на БТС-02, во время которой самолет-аналог совершил пробег по ВПП со скоростью 45 км/час. 10 ноября 1985 г. И.Волк и Р.Станкявичюс выполнили первый полет на БТС-02 (высота подъема - 1.5 км, скорость - до 480 км/час). 26 апреля 1986 г. рулежку на БТС-02 выполнили А.Левченко и А.Щукин, а 20 июня 1986 г. они совершили на нем свой первый полет. Испытательные полеты на БТС-02 проводились до апреля 1988 г. Всего было выполнено 24 полета (при этом шесть полетов выполнили И.Бачурин и А.Бородай - экипаж военных пилотов «Бурана»), из них 17 в режиме автоматического управления до полного останова на ВПП. С помощью ОК-ГЛИ были полностью отработаны посадки в ручном и автоматическом режимах, а также проведена проверка летно-технических характеристик орбитального корабля на дозвуковых режимах полета и проверка его устойчивости и управляемости. Отработка посадки «Бурана» проводилась также на двух специально оборудованных самолетах-лабораториях на базе Ту-154 (выполнено более 140 посадок) и самолете-имитаторе на базе МиГ-25.

В этот же период активные работы велись и на космодроме. В декабре 1985 г. на Байконур был доставлен первый летный «Буран», и сразу же началась его окончательная сборка. Тогда первый старт «Бурана» планировался на третий квартал 1987 г., как всегда в советские времена, к празднику. Причем не просто к празднику, а к великому в то время юбилею - к 70-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Поэтому работы велись круглосуточно, часто в авральном режиме.

Тем временем американцы уже завершили летно-космические испытания «Шаттла» и начали его эксплуатацию, но 28 января 1986 г. в США произошла страшная трагедия: во время 25-го полета шаттла взорвался «Челленджер». Погибли семь астронавтов. Американцы на два с половиной года прекратили полеты в космос. Трагический старт «Челленджера», несомненно, оказал влияние и на подготовку первого полета «Бурана», хотя он и должен был лететь без экипажа. Тщательная подготовка и испытания как РН, так и корабля привели к тому, что старт был выполнен с задержкой на год.

15 ноября 1988 г., выполнив двухвитковый полет, «Буран» совершил автоматическую посадку на космодроме Байконур. Это был полный успех. Это был триумф советской космонавтики! Тогда еще никто не знал, что первый полет «Бурана» окажется и последним, что спустя всего несколько лет создатели орбитального корабля будут с горечью говорить: наш многоразовый «Буран» оказался одноразовым. Всего через несколько лет триумф советской космонавтики превратится в его трагедию…

Но это будет позже, а тогда, в период с 1983 по 1988 гг., работы по программе «Энергия-Буран» были самыми интенсивными. Учитывая значительный объем испытательной работы, в этот период в ЛИИ была увеличена численность отряда космонавтов. 25 апреля 1983 г. в отряд ЛИИ в качестве кандидатов в космонавты были зачислены Урал Султанов и Магомед Толбоев, 12 апреля 1984 г. - Виктор Заболотский, а 21 ноября 1985 г. - Сергей Тресвятский и Юрий Шеффер. В ноябре 1985 г. все пятеро приступили к курсу ОКП в ЦПК, который окончили в мае 1987 г., став космонавтами-испытателями.

В феврале 1987 г. в ЛИИ был создан Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ) (по сути - свой ведомственный Центр подготовки космонавтов) со штатом в 57 человек. Начальником ОКПКИ был назначен И.Волк, его заместителем стал А.Левченко. Отряд космонавтов ЛИИ возглавил Р.Станкявичюс, заместителем командира отряда был назначен А.Щукин. В состав ОКПКИ входили отряд космонавтов, медицинский отдел, инженерный отдел и отдел видеосъемок. Три видеооператора снимали все полеты космонавтов на БТС-02, Ту-154 и МиГ-25 (особенно преуспел в этом деле оператор Сергей Жадовский).

В марте 1987 г. на экипажную подготовку в ЦПК были направлены А.Левченко и А.Щукин. В декабре 1987 г. А.Левченко совершил ознакомительный кратковременный космический полет на кораблях «Союз ТМ-4», -3 и орбитальной станции «Мир». Таким образом, будущие командиры «Бурана» И.Волк и А.Левченко получили необходимый опыт реального космического полета.

Как говорилось выше, руководство МАП и ЛИИ для первого испытательного полета на «Буране» планировало два экипажа. Основной экипаж: командир И.Волк и второй пилот Р.Станкявичюс; дублирующий экипаж: командир А.Левченко и второй пилот А.Щукин. Эти экипажи были такими, как в обычной авиации: на борту воздушного корабля должны быть командир и второй пилот. Следует заметить, что на период ЛКИ экипаж «Бурана» должен был состоять из двух космонавтов (в период штатной эксплуатации на «Буране» могли летать до 10 человек). Это ограничение было вызвано мерами безопасности: в случае аварийной ситуации на орбите к «Бурану» должен был пристыковаться специальный корабль «Союз ТМ» (с одним космонавтом-спасателем), который мог эвакуировать только двух человек. Именно поэтому в первых испытательных полетах «Бурана» на нем должны были летать только два космонавта.

Однако руководители НПО «Энергия», которое являлось головным разработчиком «Бурана», планировали несколько иные составы экипажей орбитального корабля на период ЛКИ. С точки зрения специалистов «Энергии», орбитальный корабль «Буран», оснащенный большим количеством различных систем и агрегатов, требовал обязательного наличия в экипаже опытного бортинженера. Поэтому в «Энергии» считали, что экипаж «Бурана» должен состоять из командира и бортинженера, как всегда было до этого на космических кораблях. Именно из этих соображений в 1985 г., когда начались полеты на БТС-02, в «Энергии» были сформированы четыре экипажа: И.Волк-А.Иванченков, А.Левченко-Г.Стрекалов, Р.Станкявичюс-А.Баландин, А.Щукин-В.Лебедев. В 1986 г. В.Лебедева в экипаже заменил С.Крикалев. (В.Лебедев попал в очень неприятную ситуацию: он был отстранен от подготовки, и на него было наложено взыскание по партийной линии за связь с сотрудником АПН Сусловым, который в 1986 г. был обвинен в измене родине и приговорен к высшей мере наказания.) Именно в этих составах космонавты проходили техническую подготовку в НПО «Энергия».

Кроме того, в августе 1987 г. Министерство обороны СССР, которое являлось заказчиком ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран», создало собственную группу космонавтов - пилотов «Бурана» в составе ГКНИИ ВВС имени В.П.Чкалова и также сформировало свой экипаж для полета на орбитальном корабле. В него вошли И.Бачурин и А.Бородай (с октября 1987 по март 1988 гг. они выполнили шесть тренировочных полетов на БТС-02). В ЦПК также готовилась группа космонавтов (летчики и инженеры) по программе «Буран». Забегая вперед, следует сказать, что окончательные составы экипажей для первого испытательного полета «Бурана» так и не были официально утверждены.

Подготовка космонавтов была в самом разгаре, когда в августе 1988 г. отряд ЛИИ понес тяжелейшие утраты. 6 августа, всего через полгода после космического полета, после тяжелой болезни скончался А.Левченко, а спустя всего 12 дней, 18 августа во время испытательного полета на Су-26М погиб его напарник по экипажу А.Щукин. Это был удар, который потряс всех. В расцвете сил ушли опытнейшие летчики-испытатели, подготовленные к полету космонавты. В одночасье «Буран» лишился своего дублирующего экипажа.

После этого вместо А.Левченко заместителем начальника ОКПКИ стал Р.Станкявичюс, а отряд космонавтов ЛИИ возглавил В.Заболотский. 22 марта 1989 г. в отряд ЛИИ в качестве кандидата в космонавты был зачислен Юрий Приходько. После окончания ОКП в ЦПК в 1990 г. он стал космонавтом-испытателем.

В 1988 г. МАП сформировало два новых экипажа для «Бурана»: И.Волк-М.Толбоев и Р.Станкявичюс-В.Заболотский. В конце 1988 г. члены дублирующего экипажа были направлены на подготовку в ЦПК. Предполагалось, что Р.Станкявичюс совершит ознакомительный космический полет, а В.Заболотский на период подготовки в ЦПК будет его дублером. Однако из-за изменения планов эксплуатации станции «Мир» лиёвские космонавты в 1989 г. были вынуждены временно прекратить подготовку к полету (она так никогда и не была возобновлена). После этого Р.Станкявичюс и В.Заболотский продолжили подготовку в ЛИИ. В частности, для них были запланированы полеты на БТС-02. Однако экипаж Р.Станкявичюса 28 декабря 1989 г. выполнил на самолете-аналоге только одну пробежку по ВПП, а до полетов дело так и не дошло, так как 9 сентября 1990 г. Р.Станкявичюс погиб во время показательного выступления на Су-27 в Италии. Какой-то злой рок висел над отрядом пилотов «Бурана»: они теряли друзей одного за другим.

Теперь в качестве дублирующего экипажа «Бурана» в МАП стали планировать В.Заболотского (командир) и У.Султанова (второй пилот). К этому времени, после триумфального полета первого «Бурана» и последовавшего за ним некоторого затишья, началась подготовка к следующему старту. К полету готовился второй летный корабль и опять в автоматическом режиме, но с гораздо более сложной программой полета. Однако развернувшиеся было работы все более осложнялись из-за ухудшающейся обстановки в стране.

Начавшийся в 1985 г. период гласности и перестройки очень быстро обернулся периодом экономической разрухи и развала страны. Старт второго «Бурана» сначала планировался на 1991 г., затем был перенесен на 1992 г., а потом - на 1993-1994 гг. В момент развала Советского Союза в конце 1991 г. и полного прекращения финансирования программы «Энергия-Буран» второй летный корабль был полностью собран и находился на испытаниях на Байконуре. В это же время завершалось изготовление третьего орбитального корабля, который предназначался для пилотируемого полета. В 1992 г. все работы по «Бурану» были приостановлены, а в 1993 г. вышло правительственное решение о полном прекращении работ по программе «Энергия-Буран». Это решение явилось настоящей трагедией для коллективов предприятий и организаций, которые посвятили этому грандиозному проекту более 10 лет своей самоотверженной работы.

Не у дел остался и отряд космонавтов ЛИИ. Ни о каких космических полетах уже думать не приходилось, ведь даже на самолетах доводилось летать все реже и реже. В итоге первыми в 1994 г. отряд ЛИИ покинули М.Толбоев и Ю.Приходько. Магомед Толбоев был избран депутатом Государственной Думы РФ и пытался своей политической деятельностью изменить отношение государства к программе «Буран». Затем он работал секретарем Совета безопасности Дагестана и начальником авиации Московского округа Внутренних войск РФ. Сейчас М.Толбоев оставил и политику, и властные структуры. Ныне он является президентом Международного авиакосмического салона (МАКС), который каждые два года проводится на территории ЛИИ в г.Жуковский.

А вот Юрий Приходько, пытаясь найти применение своим знаниям и уникальному опыту, совершил удивительный по тем временам поступок. Он покинул Родину и отправился за лучшей судьбой в далекий «зарубеж». Он обосновался в США и даже стал там летать как профессиональный летчик. Но главной его мечтой было желание попасть в NASA на должность летчика-испытателя, а если повезет, и астронавта. Он очень стремился к этому. Последний раз Юрий Приходько приезжал в Звездный городок в марте 2000 г. на празднование 40-летия отряда космонавтов ЦПК. Он был бодр, деловит и искренне радовался долгожданной встрече с друзьями, с которыми не виделся много лет. А год спустя, 25 июля 2001 г. из Америки пришла совершенно неожиданная и нелепая весть - Юрий Приходько умер. Тяжелое хроническое заболевание - так врачи называют рак. Он «сгорел» всего за несколько месяцев.

В 1995 г. Государственная межведомственная комиссия (ГМВК) рекомендовала руководству ЛИИ и ГКНИИ ВВС рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения отрядов космонавтов в этих организациях. Решением ГМВК было предписано либо использовать космонавтов в существующей программе пилотируемых полетов, либо уволить их. На этом основании в 1996 г. группа космонавтов ГКНИИ ВВС была расформирована, лишь В.Токарев был переведен в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК. А вот в ЛИИ поступили иначе: отряд расформировывать не стали. Тогда в нем на должностях космонавтов все еще находились пять человек: И.Волк, У.Султанов, В.Заболотский, С.Тресвятский и Ю.Шеффер. Благодаря немалым стараниям и усилиям И.Волка, который в 1995 г. стал заместителем начальника ЛИИ, отряд был сохранен. И.Волк все еще надеялся на возрождение программы «Буран», на то, что их отряд может быть востребован. Но, как известно, чудес не бывает...

В конце 1996 г. отряд ЛИИ покинул В.Заболотский. Он перешел в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и работал там сначала в должности шеф-пилота Опытно-конструкторского бюро Ракетно-космического завода. С 1998 г. В.Заболотский является начальником летно-испытательного комплекса авиационного ОКБ ГКНПЦ. Кроме того, он возглавляет Федерацию любителей авиации (ФЛА) и до сих пор много летает. В начале 2001 г., оформив пенсию, с должности космонавта ушел и Юрий Шеффер, но продолжил работать в ЛИИ в должности заместителя начальника комплекса. 5 июня 2001 г. Юрий Шеффер скоропостижно умер в своем рабочем кабинете, прямо за письменным столом. Тромб остановил его сердце…

Потеря друзей по отряду, потеря мечты, к которой они, пилоты «Бурана», стремились все эти годы, подвигли И.Волка уйти из ЛИИ, в котором он проработал почти 40 лет, с 1965 г. 26 февраля 2002 г. он уволился из института. Это решение далось Игорю Петровичу очень трудно и тяжело. Он до сих пор не может смириться с тем, что те годы, когда они все вместе дружно готовились к полету на «Буране», уже далеко позади. А 22 марта 2002 г. из ЛИИ уволился и У.Султанов. Теперь он работает летчиком в авиакомпании имени В.Гризодубовой, которая располагается там же, где и ЛИИ, в г.Жуковский. Урал Султанов летает на Ил-18, выполняя транспортные коммерческие перевозки.


В 2004 из ЛИИ уволился удивительный летчик, везунчик, Сергей Тресвятский. Отряд космонавтов ЛИИ остался лишь в истории.

Хроника отряда ЛИИ

1976 — первые мероприятия, связанные с подготовкой пилотов для КК "Буран". Решено собрать отряд космонавтов-испытателей из летчиков-испытателей МАП (министерства авиационной промышленности)

12.07.1977 — приказ №630 начальника ЛИИ о создании группы лётчиков-испытателей для специальной подготовки по программе "Буран". В неё вошли Волк, Станкявичюс, Левченко, Щукин, Кононенко и Николай Садовников. Для группы был отобран и Александр Лысенко, но он погиб 3.06.1977 при испытаниях МиГ-23, до оформления документов.

конец 1977 — из группы ушёл в фирму Сухого Садовников.

1978 — Волк назначен командиром группы (отряд лётчиков-испытателей №1 комплекса "А").

1.12.1978 — группа представлена на ГМВК и все пятеро рекомендованы для назначения на должности космонавтов. Отряда ЛИИ, однако, ещё не было.

1.02.1979 — приказ №34 министра МАП все пятеро зачислены в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 (КК «Буран»).

апрель 1979 — все пятеро направлены на ОКП в ЦПК им. Гагарина. Проходили ОКП методом сборов без отрыва от основной работы.

23.11.1979 — письмо 1-го зам.министра авиапромышленности о пополнении группы космонавтов (фактически начало нового набора)

8.09.1980 — в авиакатастрофе, при выполнении очередного испытательного полета в условиях повышенной влажности на ЯК-38 с крейсера "Минск", погиб О.Кононенко.

26.09.1980 — приказом МОМ №345 в состав отряда космонавтов-исследователей включены Волк, Левченко, Станкявичюс и Щукин (отряда ЛИИ ещё нет).

декабрь 1980 — Волк, Левченко, Станкявичюс и Щукин закончили основной курс ОКП в ЦПК и сдали зачёты.

30.04.1981 — совместное Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №425-127. Утверждено новое "Положение о космонавтах СССР".

23.06.1981 — приказ МАП №263 о порядке создания отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.

10.08.1981 — приказ №26 начальника ЛИИ о создании отряда космонавтов-испытателей ЛИИ при комплексе "А" ГЛИЦ. Командиром назначен Волк.

12.02.1982 — Волк, Левченко, Станкявичюс и Щукин получили квалификацию "космонавт-испытатель". Решено, что перед испытанием "Бурана" его командиры (Волк, Левченко, Станкявичюс) должны получить опыт космического полёта.

февраль 1982 — в МАП посланы документы на лётчиков-испытателей ЛИИ Заболотского, Султанова, В.Туровца, П.Гладкова. Кандидатура Туровца отклонена, Гладков отказался от зачисления после собеседования.

июнь 1982 — в МАП представлены документы на Толбоева и Бирюкова.

сентябрь 1982 — принято решение направить на углубленные медицинские обследования в ИМБП Заболотского, Султанова, Толбоева.

29.12.1982 — Султанов и Толбоев прошли ВЭК, Заболотский забракован.

25.01.1983 — Султанов и Толбоев допущены к спецподготовке.

2.03.1983 — со второй попытки прошёл ВЭК Заболотский.

4.04.1983 — Заболотский допущен к спецподготовке.

25.04.1983 — Султанов и Толбоев приказом МАП №213 зачислены в отряд.

сентябрь 1983 — в МАП представлены документы на Тресвятского и Шеффера.

12.04.1984 — Заболотский утверждён приказом МАП №177.

12.06.1984 — Заболотский зачислен в отряд кандидатом.

13.11.1985 — Султанов, Толбоев, Заболотский, Тресвятский и Шеффер начали ОКП в ЦПК.

21.11.1985 — приказом МАП №537 утверждены Тресвятский и Шеффер.

2.01.1986 — Тресвятский и Шеффер зачислены в отряд.

февраль 1987 — реорганизация отряда. Создан ОКПКИ — ведомственный центр подготовки космонавтов. Начальником назначен Волк, его заместителем — Левченко. Командиром отряда стал Станкявичюс, его заместителем — Щукин.

22.05.1987 — Султанов, Толбоев, Заболотский, Тресвятский и Шеффер закончили ОКП.

5.06.1987 — решением МВКК всем пятерым присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

6.08.1988 — умер после биофизических экспериментов от опухоли мозга Анатолий Левченко.

18.08.1988 — погиб в авиакатастрофе на СУ-26М Саша Щукин. Первым в стране в паре с Тресвятским осваивал высший пилотаж на Су-27 (во время их выступления в московских авиасалонах дамы падали от испуга в обморок).

Заместителем начальника ОКПКИ стал Станкявичюс, а командиром отряда назначен Заболотский.

17.10.1988 — прошёл ВЭК Приходько.

21.10.1988 — Приходько допущен к спецподготовке

25.01.1989 — Приходько утверждён на ГМВК.

22.03.1989 — Приходько приказом МАП №126 переведён в ОКПКИ кандидатом в космонавты.

1990 — Приходько закончил ОКП; ему присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

9.09.1990 — в авиакатастрофе на СУ-27 в Италии погиб Станкявичюс, в последний момент, заменивший друга Тресвянского. Боевой летчик, ас малых высот и ближнего боя. Можно смело говорить о том, что его работы по исследованию концепции ближнего воздушного боя подняли престиж Летно - Исследовательского Института, а всемирная слава самолетов МиГ-29 и Су-27 была подготовлена в том числе и полетами Римаса.

середина 1992 — программа "Буран" приостановлена.

1992 — командиром отряда стал Шеффер.

1993 — финансирование программы полностью прекращено.

1.04.1994 — ГМВК официально объявила, что полётов по программе "Буран" не будет до 2000г, в связи с чем отряд предложено расформировать. На этот день в отряде было аттестованы 4 человека, числилось — 6.

12.01.1994 — отряд покинул Толбоев в связи с избанием в Госдуму России.

27.04.1994 — отряд (по собственному желанию) покинул Приходько.

30.11.1996 — из отряда в фирму Хруничева ушёл Заболотский.

начало 2001 — Шеффер ушел на пенсию.

26.02.2002 — из ЛИИ уволился Волк.

22.03.2002 — из ЛИИ уволился Султанов.

2004 — из ЛИИ уволился Тресвятский. Отряд космонавтов ЛИИ прекратил существование.

Удивляет сложность, исключительность и уникальность подготовки пилотов отряда.

Как пример - один эксперимент в подготовке.

Одна из разработанных методик имитации на земле условий невесомости в Институте медико-биологических проблем базировалась на использовании водно-иммерсионной ванны, заполненной жидкостью с удельным весом, равным удельному весу испытуемого, и закрытой эластичной пленкой.

Р.Станкявичюса в спортивном костюме уложили на эту пленку и выдерживали 8 суток, ограничивая в движениях. Потом его одели в высотное снаряжение и на носилках в лежачем положении загрузили в вертолет, который немедленно взлетел на испытательный аэродром Раменское.

Римас сильно изменился. Небритый, с горящими глазами, возбужденный, будто, в самом деле побывал в космосе. Все участники эксперимента старались не разговаривать, общались лишь глазами, понимая важность момента.

На аэродроме в Раменском вертолет приземлился рядом с самолетом Су-7УБ, в передней кабине которого уже сидел в готовности N 1 Александр Щукин. Когда Римас встал с носилок в вертолете, его лоб покрылся обильным потом, а бесстрастные приборы зарегистрировали сильное увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Увеличилась также частота дыхания и кожно-гальваническая реакция. В таком весьма неважном состоянии с помощью механиков Римас поднялся по стремянке и занял свое место во второй кабине самолета. При этом шторка в кабине изолировала его от внекабинного пространства. Таковы были условия эксперимента.

Самолет быстро вырулил на взлетную полосу, форсаж, разбег и набор высоты 17 км для доставки Р. Станкявичюса в заданную точку начала режима, которая неизвестна ему. Потом Щукитн перевел двигатель на режим малого газа, выпустил тормозные щитки, шасси, закрылки для ухудшения аэродинамического качества и передал управление Римасу, а штурман начал сообщать координаты самолета через каждые 3-5 сек. В стремительном снижении самолета, больше похожем на падение, Римас, выдерживая постоянную приборную скорость 600 км/ч, по голосовой информации с земли и показаниям приборов в кабине должен был каждые 3-5 сек. оценивать избыток полной механической энергии, выбрать тип маневра и его реализовать. Вот так с цикличностью 3-5 сек летчик повторял и повторял одно и то же, только для того, чтобы прибыть в ключевую точку начала захода на посадку с заданными значениями высоты, бокового отклонения, путевого угла, приборной и вертикальной скоростей.

Таких режимов было два, как в обычном полете. После второго режима - посадка. А посадка - дело техники. Пусть невероятно крутая глиссада, пусть выравнивать надо в два приема - все равно дело летчицкое, дело всей жизни - дело привычное.

Летчик Р-А.А. Станкявичюс свою часть эксперимента закончил.

После полета сравнили точность и качество выполнения задачи летчиком в нормальном состоянии и после восьмидневного пребывания в водно-иммерсионной ванне, имитирующей воздействие на человека факторов космического полета, а также степень его психофизиологической напряженности.

Оказалось, что Р-А.А.Станкявичюс после водно-иммерсионной ванны летал лучше, чем до того, в нормальном состоянии.

Примерно та же картина повторилась с другими летчиками. И Римас, и каждый понимал, что эксперимент с иммерсией уникален, и надо использовать все имеющиеся в организме ресурсы для получения положительного результата.

Это говорит об огромных физических, психических и интеллектуальных резервах человека и решающем значении уровня мотивации при их использовании высокопрофессиональными специально подготовленными летчиками.

Позднее проверку работоспособности летчиков-испытателей-космонавтов для "Бурана" проводили дважды после реальных полетов в космос И.П.Волка и А.С.Левченко. Каждый в своем полете приземлялись на пресловутый восьмой день, с места приземления их вертолетом доставляли на летающую лабораторию Ту-154, имитирующую "Буран". По траекториям "Бурана" оба производили посадку на аэродром, где их пересаживали в летающую лабораторию "спарку" МиГ-25, чтобы вновь по бурановским траекториям выполнять заходы.

Раз от раза задачи усложнялись, но эксперименты с иммерсией, запомнились участникам работ, как уникальный эксперименты или «Эксперимент Века».

Хочу спросить. Так министр обороны собирается развивать патриотизм?

Эти пилотажные группы в 1000 раз больше развивали патриотизм и чувство гордости, чем занудные, вмененные уроки. И мальчишки стремились в небо и в космос.