Смотреть что такое "День Подводных сил России" в других словарях. Россия или Америка? Начало конкуренции. Другие виды подводных судов

Создание первого подводного судна в Российской империи можно отнести еще к 1921 году. Тогда по русским плотником Ефимом Никоновым была сооружена первая субмарина, которую знала российская история. Подводный создание которого планировалось на протяжении последующих веков, создавался в основном на бумаге, хотя были и исключения. Так, с 1879 по 1881 год в России было выпущено 50 субмарин, спроектированных польско-русским инженером С. К. Джевецким, которые, однако, работали исключительно за счет мускульной силы. История же российского подводного флота как составной части ВМФ страны начинается с 1906 года. Именно тогда императором Николаем II был подписан указ о его создании. На тот момент в Российской империи насчитывалось 10 субмарин.

Создание подводного флота

На рубеже XIX-XX вв. в руководстве Российской империи начали отчетливо понимать необходимость создания собственного военного подводного флота. Необходимость эта была вызвана успешным развитием подобной кораблестроительной отрасли в странах Европы и в США. Часть руководителей кораблестроения считала, что подводный флот России нужно создавать за счет иностранного производства. Часть же полагала, что Российская империя должна обладать собственными технологиями и предприятиями для производства подводных лодок.

Решающим фактором, повлиявшим на управление кораблестроения, явился срыв сделки по поставке американских боевых лодок в Россию. После этого было принято решение об отечественном производстве подводного флота России.

Первое боевое подводное судно, работавшее за счет бензинового двигателя, было спущено на воду в 1904 году. Этим судном являлся миноносец «Дельфин», также называемый миноносцем № 133. «Дельфин» имел преимущества перед своими иностранными аналогами. Он обладал тоннажем в 113/135 т, развивал скорость до 9 узлов на поверхности воды и до 4,5 узлов под водой. При нахождении под водой судно двигалось за счет электромотора и могло совершать рейды дальностью до 28 миль.

Однако именно с 1906 года, с подписания императором особого указа о создании особого класса кораблей - подводных лодок, и принято вести отсчет их истории. Судостроительная отрасль страны в последующие годы развивалась очень быстрыми темпами. Уже к 1917 году в ВМФ России подводный флот насчитывал 73 подводных судна.

Развитие подводного флота в СССР

Годы революции и гражданской войны заставили всю судостроительную отрасль страны практически остановиться в развитии на долгие годы. Только в 1926 году был принят план, нацеленный на то, чтобы возродить некогда могущественный подводный флот России. Именно с этого времени начинается восстановление старых моделей, а также создание новых. Так, в первую очередь предусматривалось создание типа «Декабрист». Шесть таких лодок было выпущено в ближайшие годы. Они пришли на смену старым «Барсам» и обладали на тот момент характеристиками, нисколько не уступающими показателям иностранных моделей. Так, советские подлодки могли достигать скорости до 14 узлов и обладать дальностью плавания до трех с половиной тысяч миль. Кроме того, они имели шесть торпедных аппаратов и вмещали в себя до 53 человек. Не последним фактором успешного развития кораблестроения в стране явилось и назначение на пост главы конструкторского бюро талантливого инженера Б. М. Малинина.

Стоит отметить, что Советский Союз вел активнейшее сотрудничество в области кораблестроения с Германией. Так, для оснащения подводных лодок типа «Декабрист» из Германии доставлялись дизели. Кроме того, немецкие специалисты оказывали техническую помощь в процессе создания подлодок типа С. Они обладали высокими боевыми характеристиками и активно внедрялись в советский ВМФ. Помимо большого водоизмещения - до 1073 тонн - подлодки класса С могли достигать скорости до 19,5 узла и совершать плавания дальностью до 8200 миль. Также они обладали шестью торпедными установками.

Особым достижением отечественного кораблестроения в это время являлось проектирование и постройка подлодки типа К. Она обладала впечатляющим арсеналом, состоящим из десяти торпедных аппаратов и мощнейшей радиостанцией. Кроме того, на подлодке типа К имелось автоматическое дистанционное управление системой погружения и всплытия. Она могла достигать скорости до 21 узла, а дальность ее плавания поражала даже опытных подводников - до 14 040 миль.

Послевоенное время

Развитие кораблестроительной отрасли в послевоенное время характеризуется большим скачком в техническом оснащении субмарин, значительным улучшением их характеристик. Подводные лодки послевоенного производства обладали значительной скоростью, увеличенной глубиной погружения, большим количеством торпедных аппаратов. Кроме того, увеличился тоннаж подводных судов и длительность автономного плавания.

Однако серьезной проблемой оставалось дизель-электрическое устройство лодок. Иными словами, конструкторам необходимо было соорудить единый двигатель как для надводного плавания, так и для подводного.

Тем не менее в этот период широко начали развиваться океанические подлодки. Они вместе с морскими составляли два вида существующих подводных судов. Советские субмарины способны были оказываться в любой точке Мирового океана и вести там разведывательную деятельность.

Однако все еще не была решена проблема со способностью маневрировать лодкой на больших скоростях, а также с необходимостью частых всплытий для зарядки аккумуляторной батареи и регулирования запасов воздуха. Несмотря на это, в послевоенное время Советский Союз обладал исключительным превосходством над остальными державами, в том числе и над США, в качестве и количестве создаваемых подводных судов. Так, превосходство было достигнуто в таких важных характеристиках, как скорость, глубина погружения, профессионализм и стойкость экипажа.

Со второй половины 50-х гг. в стране начинается новый виток развития подводного судостроения. Теперь главной целью кораблестроительной отрасли являлось создание и развитие океанских ракетно-ядерных подводных лодок. Такие лодки должны были, находясь в любой точке Мирового океана, нанести ракетно-ядерный удар по стратегически важным позициям противника. Они также были оснащены средствами торпедной защиты.

Другим видом подводных лодок являлись многоцелевые судна, которые создавались для того, чтобы производить разведывательную и дозорную деятельность, а также бороться с атомными подводными ракетоносцами, осуществлять уничтожение кораблей противника и транспортных судов.

Создание атомных подводных лодок

Создание атомной подводной лодки в 1958 году открыло новую веху в развитии подводного судостроения. Благодаря атомному судостроению была кардинально решена проблема, касающаяся невозможности подводного судна находиться под водой большое количество времени. Кроме того, атомные разработки позволили субмаринам значительно увеличить скорость собственного хода как над водой, так и под водой.

Замена двигательной силы лодки назревала давно. Подводные суда не имели возможности осуществлять долгие из-за слабой мощности электрических моторов, несмотря на то что их постоянно усовершенствовали. Бензиновые двигатели также были далеко не самыми эффективными в работе. А кроме того, необходимость частых всплытий была вызвана еще и постоянной потребностью в пополнении запасов воздуха.

Первым атомным подводным судном, созданным Советским Союзом в 1958 году, являлся К3 «Ленинский комсомол». Закладка судна была произведена в 1955 году. Оно имело большое количество недоработок. Многие составляющие ее конструкции были изготовлены специально для нее. Так, для нее не использовался стандартный для подлодок корпус, а был спроектирован именно такой, который бы максимально увеличивал ее судоходные характеристики. С учетом этого, а также, безусловно, атомного реактора, лодка на испытаниях достигала скорости в 28 узлов. Причем этот результат был не максимально возможным, так как ресурсы лодки были использованы не на полную мощность. Хватало у нее, как уже было отмечено, и недоработок, и непродуманных особенностей. Так, подлодка не имела якорей, запасных дизель-генераторов и возможности обороняться. А кроме того, у нее были ограничения в маневрировании.

Стоит, однако, отметить, что специально созданные под нее макеты позволили натренировать будущих членов экипажа еще до ее выхода в свет и сделать из них профессионалов, благодаря чему атомная подлодка смогла сразу же после создания выполнять поставленные перед ней задачи. Атомный подводный флот России позволил ей удержать ведущие мировые позиции в составе СССР и отстоять свою независимость в 90-е гг.

Развитие отрасли в 70-90-е гг.

В конце 60-х - начале 70-х гг. стали развиваться подлодки второго поколения. Они отличались высокой скоростью хода, улучшенными боевыми характеристиками. Подводные суда второго поколения были оснащены электрохимической системой вентиляции воздуха взамен устаревшей опасной химической. Также они обладали улучшенным радиоэлектронным вооружением.

В период с 1967 по 1992 год на трех заводах страны было построено 48 атомных подводных лодок. С 1973 по 1982 год СССР было выпущено 18 дизель-электрических подлодок, обладающих резиновым звукопоглощающим покрытием корпуса. Такое нововведение позволило значительно увеличить их скрытность. Кроме того, для большей эффективности на них были установлены современные по меркам того времени дизели.

С начала 80-х годов прошлого века начали проектироваться и развиваться подводные суда третьего поколения. Отличительными и главными их чертами являлись более совершенное вооружение и значительно увеличенный тоннаж судна. Кроме того, велись работы и по повышению скрытности подлодок, и по улучшению их средств обнаружения противника. Скорость таких лодок могла составлять до 35 узлов. Улучшились и условия содержания экипажа. Также подлодки были оснащены спасательными камерами, которые позволяли в случае возникновения ЧП осуществить полную эвакуацию экипажа из лодки, находящейся в подводном состоянии.

Особо стоит отметить подлодки проекта 941 «Акула», которые являлись самыми крупными подводными судами в мире. Производство началось в 1981 году, и к началу 90-х количество их составляло 6 штук. Основой их вооружения являлись 20 крупнейших в своем роде твердотопливных ракет. Кроме того, эти подлодки были оснащены прочнейшим многоуровневым корпусом.

Подлодки четвертого поколения, разрабатываемые еще с конца 70-х гг., в 90-х гг. не получили должного развития из-за развала СССР и финансового г. Тем не менее конструкция их обладала значительными преимуществами, которые проявлялись в глубине погружения (до 400 метров) и в малой шумности работы.

Современный подводный флот РФ

Подводный флот России на современном этапе состоит из 76 субмарин разных видов и назначений. В ареал их применения входит уничтожение как подводных целей и кораблей, так и поражение наземных стратегически важных точек противника. Сюда относятся и дизельные субмарины, и атомные многоцелевые подлодки, и ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, и субмарины специального назначения.

Основа, из которой состоит подводный флот России, составляют лодки, построенные еще во времена Советского Союза. Однако следует отметить, что после трудного периода в стране вплоть до начала 2000-х начинает возрождаться атомный подводный флот России.

Ракетные крейсеры стратегического назначения

Значительную часть военной мощи, которую представляет подводный флот России, составляют атомные подлодки проекта 667БДРМ «Дельфин». На вооружении у страны в настоящее время имеется шесть таких судов. Все они относятся к Северному флоту. Также весомую угрозу для противника представляют лодки проекта 667БДР «Кальмар». К сожалению, сейчас на вооружении РФ имеется всего три такие подлодки, самая новая из которых была выпущена на воду в 1982 году. Эти подлодки несут службу в тихоокеанских широтах.

Подводный флот России 2014 года может похвастаться и наличием в своем составе, хоть и частично находящемся в резерве, атомных субмарин проектов 941 и 941УМ «Акула». Так, в составе Северного флота имеется крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской».

Многоцелевые атомные подводные лодки

В состав подводного флота России также относятся высоко боеспособные многоцелевые атомные подводные лодки. Яркими их представителями являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». В их задачи входит уничтожение подводных, надводных и наземных целей. Вооружение их состоит из торпед и крылатых ракет. Состоят эти субмарины в составе Северного флота (6 штук) и Тихоокеанского (5 штук).

Значительную мощь многоцелевых АПЛ РФ составляют подлодки проекта 949Ф «Антей». На данный момент они распределены между Северным и Тихоокеанским флотами. Число их достигает 8 штук.

К виду таких лодок относится и трагически затонувшая в 2000 году подлодка К-141 «Курск». Это была самая крупная трагедия подводного флота, которую знает новейшая российская история. Подводный флот России, к счастью, на современном этапе находится в намного более надежном состоянии, чем еще в начале 2000-х. Это позволяет быть уверенным в том, что ошибки и трагедии прошлого не будут повторены.

Северный флот, помимо прочего, обладает подлодками проектов 945 «Барракуда» и 945Ф «Кондор», дополняющими военную мощь, которую составляет военный флот России. 2014 год ознаменовался спуском на воду современной К-560 «Северодвинск». Эта лодка проекта 885 «Ясень» стала новейшим достижением отечественного кораблестроения. Согласно планам руководства страны к 2020 году таких лодок планируется произвести 8 штук.

Неатомные подводные лодки

Крупнейшим по численности видом дизель-электрических подводных лодок являются подлодки проекта 877 «Палтус». Они имеются на вооружении Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Существует несколько разновидностей этого проекта. Также планируется пополнить Черноморский флот подлодками проекта 636.3 - Б-261 «Новороссийск» в составе 5 штук.

Ранее существовали и значительные планы на введение в боевой строй лодок проекта 677 «Лада». Однако испытания показали большие недоработки в конструкции подлодки, вследствие чего специалистам пришлось внести значительные изменения.

Другие виды подводных судов

Подводный флот США и России, как известно, являет собой соединение самых мощных подводных кораблей мира. Однако в обеих странах немалое внимание уделяется проектированию и созданию специальной подводной техники. Так, новый подводный флот России обладает спасательными глубоководными аппаратами проекта 1855 «Приз». Известно, что только Северный флот включает в себя до десяти подводных аппаратов разной направленности, куда относятся как спасательная техника, так и исследовательская.

Из наиболее известных подобных аппаратов можно отметить лодку АС-12 «Лошарик», способную погружаться на значительную глубину вплоть до нескольких километров. Так, этот аппарат в 2012 году совершал исследовательские работы в Арктике на глубине 2 километров.

Перспективы развития отрасли

Несмотря на упадок страны в 90-х, сильнейшим образом затронувший подводное судостроение, можно говорить, что с началом 2000-х гг. ситуация постепенно начала меняться. Кроме того, происходит популяризация подводного флота, празднуются памятные даты. Так, в 2006 году исполнилось 100 лет подводному флоту России, в честь чего во многих городах проводились праздничные мероприятия, а в Уфе открыли памятник подводникам. Кроме того, страна ежегодно отмечает день подводного флота России 19 марта. История российского флота популяризируется и становится общедоступной. Профессия подводника манит многих школьников.

Однако развитие отрасли в целом в первую очередь должно основываться на проектировании и создании новейших видов подводных судов. Так, к 2020-му году планируется создать до нескольких десятков новых подводных лодок. Планируется спроектировать обновленный вариант проекта 677 «Лада» с использованием современной энергетической установки. Таким образом будет сделан значительный шаг в развитии неатомного подводного судостроения.

Стоит отметить и то, что наследие Советского Союза в виде старых подлодок постепенно списывается и заменяется на более новые образцы. Так, в музей подводного флота России была переделана подлодка Б-396 проекта ЦКБ МТ «Рубин». Она входила в Северный флот РФ и служила вплоть до 2000 года.

Главная Новости В мире Подробнее


19.03.2016 (09:30)

19 марта 2016 года – 110 годовщина со дня создания Подводных сил ВМФ России






Торжественные мероприятия по случаю Дня моряка-подводника пройдут сегодня на Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах, а также в месте дислокации Главного командования ВМФ, г. Санкт-Петербурге. В пунктах дислокации Подводных сил состоятся торжественные построения личного состава, праздничные митинги, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам установленным в честь подводников.

Ровно 110 лет назад, 19 (6) марта 1906 г. по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс кораблей - подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены первые десять подводных лодок.

В этот день Россия чествует тех, для кого подводный флот стал судьбой, кто привык жить по законам подводного братства, кто утверждал славные традиции подплава и тех, кто с честью приумножает их в своей служебной деятельности ныне.

История Подводных сил насыщена великими событиями и беспримерными подвигами. За годы Великой Отечественной войны подводники совершили более 1200 боевых походов. Итогом их боевой деятельности было потопление более 100 боевых кораблей и 300 транспортов противника.

Свыше шести тысяч подводников было награждено орденами и медалями, из них 21 подводник удостоились звания Героя Советского Союза.

О роли и задачах подводных сил современного ВМФ России.

Сегодня атомные ракетные подводные лодки являются ядром ударного потенциала Военно-Морского Флота, находясь в боевом составе Северного и Тихоокеанского флотов. Морские стратегические ядерные силы, в рамках участия в стратегическом ядерном сдерживании, продолжают успешно решать задачи в море находящимися в составе ВМФ России, ракетными подводными лодками стратегического назначения в формах боевого патрулирования в море и боевого дежурства в пунктах базирования в установленной готовности. Интенсивность боевой службы стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок в Мировом океане поддерживается на том уровне, который гарантирует безопасность нашей страны. За период с января 2015 года по март 2016 года интенсивность выходов подводных лодок для выполнения плановых задач в море значительно увеличилась. Повышение активности несения боевой службы в различных районах Мирового океана атомными подводными лодками продиктована целесообразностью восстановления сбалансированного присутствия сил ВМФ в различных широтах с целью недопущения малейших угроз безопасности России.

О состоянии и развитии стратегической составляющей Подводных сил ВМФ

Главное командование ВМФ будет уделять первостепенное значение развитию группировок атомных ракетных стратегических подводных лодок и атомных многоцелевых подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов.

Развитие группировки МСЯС проводится сегодня путем плановой замены подводных лодок третьего поколения, состоящих на вооружении ВМФ, на атомные подводные крейсера 4-го поколения. В дальнейшей перспективе предусматривается развертывание работ по созданию перспективных систем вооружения и подводных лодок 5-го поколения. На сегодняшний день деятельность Главного командования ВМФ осуществляется по двум основным направлениям. Это: 1) пополнение состава Подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов новыми подводными лодками проектов "Борей" и "Ясень". 2) Ремонт и модернизация существующих проектов атомных подводных лодок. имеющих высокий модернизационный запас. Это дает возможность в полной мере поддерживать потенциал Морских Стратегических Ядерных Сил (МСЯС) на уровне, который позволяет эффективно и качественно выполнять задачу ядерного сдерживания. На данный момент времени Главным командованием ВМФ уже формулирована задача перед организациями ОПК по созданию атомных подводных лодок 5 поколения. Главная цель деятельности Главного командования ВМФ в вопросах развития Подводных сил это их соответствие современным требованиям, которые продиктованы стремительным развитием научно-технического прогресса.

Принятые в состав ВМФ атомные подводные крейсера стратегического назначения проекта "Борей" обладают существенно более высокой скрытностью, вооружены современными баллистическим ракетами, способными преодолевать систему ПРО вероятного противника. В настоящее время построены и выполняют задачи три ракетоносца этого типа, - "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах". Ведется строительство новых атомных подводных ракетоносцев по улучшенному проекту. Речь идет о подводных лодках проекта "Борей-А". До завершения их строительства и перехода к кораблям 5-го поколения, поддержание потенциала морских стратегических ядерных сил на заданном уровне будет обеспечено за счет ремонта и модернизации ракетоносцев 3-го поколения, вооруженных новыми ракетами "Синева".

Одно из главных направлений развития Подводного флота - соответствие боевого потенциала подводных сил РФ и их подготовленности современным вызовам и новым угрозам.

Министерство обороны РФ, Главное командование ВМФ уделяет первостепенное внимание поддержанию на заданном уровне боевого потенциала морских стратегических ядерных сил. Их строительство и развитие планируется продолжать в составе двух группировок атомных подводных крейсеров стратегического назначения - Северного и Тихоокеанского флотов. Разработанная и утвержденная на период до 2050 года кораблестроительная программа позволяет Военно-Морскому Флоту формировать соответствующие требования к промышленности по проектированию новых поколений атомных подводных лодок. При проектировании ракетных подводных лодок стратегического назначения проектно-конструкторские бюро и предприятия ОПК учитывают требования Главного командования ВМФ, которые направлены на придание лодкам новых поколений высоких качественных характеристик скрытности, существенного снижения шумности хода. В соответствии с этими требованиями, в сфере подводного кораблестроения, внедряются и будут внедряться новейшие средства целеуказания, связи и управления. Первостепенное внимание уделяется и будет уделяться совершенствованию вооружения, - ракетных и торпедных комплексов.

В соответствии с правилами и тенденциями развития подводных сил, Главное командование ВМФ не ограничивается взглядом на строительство атомных и неатомных подводных лодок на ближайшую перспективу. Ведется непрерывная работа на долгосрочную перспективу по развитии научной базы и конструкторской мысли с целью созданию принципиально новых подходов в подводном кораблестроении. Одним из перспективных направлений этой работы является повышение боевых возможностей многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок за счёт интеграции в состав их технических средств и вооружения перспективных роботизированных комплексов.

О состоянии, перспективах и развитии атомных многоцелевых подводных лодок в составе ВМФ России.

В среднесрочной перспективе основой группировки стратегического неядерного сдерживания ВМФ будут являться многоцелевые атомные подводные лодки. Атомные многоцелевые подводные лодки в составе ВМФ России призваны решать следующие задачи:

Поиск и уничтожение подводных лодок

Нанесение ударов по тактическим группам надводных кораблей противника

Поражение критически важных наземных (береговых) объектов противника.

На сегодняшний день в составе ВМФ находится около 30 многоцелевых подводных лодок и существует план по обновлению этой составляющей. Практически, в течение ближайших 20 лет, планируется полностью обновить состав многоцелевых атомных подводных лодок сохраняя их сбалансированную численность. Решение этой задачи будет осуществляться за счет серийного строительства модернизированных подводных крейсеров проекта 855 "Ясень", ремонта и модернизации многоцелевых атомных подводных лодок существующих проектов. В планах Главного командования ВМФ, также, развертывание строительства после 2020 года перспективной атомной многоцелевой подводной лодки, что станет закономерным эволюционным шагом в рамках требований к атомной многоцелевой составляющей Подводных сил, которые продолжают оставаться важнейшим фактором недопущения каких-либо угроз с морских и океанских направлений.

В 2014 году была начата опытовая эксплуатация атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами проекта 855 К-560 «Северодвинск» на Северном флоте. Мероприятия по ее освоению выполнены. Подводная лодка успешно выполнила программу ракетных стрельб крылатыми ракетами по морской цели, были проведены испытания гидроакустического комплекса (ГАК) в условиях мелкого и глубокого моря, испытания всплывающей камеры (ВСК). АПЛ "Архангельск", которая находится в постройке на ОАО "СЕВМАШ" строится уже с учетом опыта эксплуатации головной АПЛ этого проекта "Северодвинск", а по ряду тактико-технических характеристик станет еще более совершенной. Каждый следующий корабль и лодка, который входит в строящуюся для ВМФ серию, должен быть еще более совершенным по своим характеристикам.

О деятельности по ремонту и модернизации атомных подводных лодок.

В ближнесрочной перспективе, с использованием производственных мощностей ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (Северодвинск) и дальневосточного завода "Звезда" (Приморье), для Российского ВМФ планируется произвести модернизацию около 10 атомных подводных лодок (АПЛ) проектов 971, 949. Речь идет о возвращении в строй практически обновленной по своим качествам группировки атомных многоцелевых подводных лодок, которым предстоит нести службу в составе Подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов. Требования к промышленности по модернизации этих АПЛ четко сформулированы Министерством обороны РФ и Главкоматом ВМФ. За выполнением этих требований ведется непрерывный контроль.

В результате модернизации, подводные лодки этих проектов будут оснащены более современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи. Также, в процессе модернизации атомных подводных лодок проводятся мероприятия по снижению их акустической заметности, обеспечения живучести и обитаемости. Срок службы атомных многоцелевых подводных лодок проекта 971 и 949 будет увеличен почти вдвое, а улучшенные тактико-технические характеристики позволят значительно повысить эффективность применения этих лодок в составе Подводных сил ВМФ.

Об обновлении состава неатомных подводных лодок (ДЭПЛ).

Неатомные подводные лодки (ДЭПЛ) в составе подводных сил всех 4-х флотов решают и будут решать задачи в своем сегменте. Повышение общего потенциала подводных сил немыслимо без развития этой составляющей. Прежде всего развитие неатомных подводных лодок будет осуществляться путем создания дизель-электрических подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой. Они будут иметь повышенную скрытность, а также будут оснащаться современным морским подводным оружием и высокоточным ракетным оружием большой дальности. Этот класс подводных лодок сможет эффективно участвовать в решении задач стратегического неядерного сдерживания. Районы их применения - ближняя и дальняя морские зоны, а при необходимости и океанские районы.

На сегодняшний день полностью воссозданы подводные силы Черноморского флота, в состав которых поступили и поступают дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3, оснащенные высокоточными ракетами "Калибр". 18 марта, в преддверии празднования 110-летия Подводных сил России, в Санкт-Петербурге, на ОАО "Адмиралтейские верфи" спущена очередная подводная лодка этого проекта для Черноморского флота "Великий Новгород". Две первые подводные лодки серии - «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» - вошли в состав Черноморского флота в августе и декабре 2014 года, третья и четвертая - «Старый Оскол» «Краснодар» - переданы в состав ВМФ РФ в июле и ноябре 2015 года. В мае запланирован спуск на воду завершающего корабля серии - подводной лодки «Колпино».

Дизель-электрические подводные лодки модифицированного 636.3 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, высокоточное ракетное оружие, мощное торпедное вооружение обеспечивают сегодня мировой приоритет кораблей этого класса.

Главным командованием ВМФ прорабатывается вопрос строительства серии новых дизель-электрических подводных лодок, но теперь уже для Тихоокеанского флота.

В рамках развития неатомной составляющей Подводных сил продолжаются работы по созданию перспективной неатомной подводной лодки которая будет оснащена воздухонезависимой энергетической установкой ВНЭУ. Предполагается, что этот проект подводной лодки воплотит в себе все лучшие достижения конструкторской мысли, реализованные при строительстве существующих неатомных ПЛ.

В вопросах развития неатомного подводного флота Главное командование ВМФ исходит из того, что важным качеством неатомных подводных лодок является многофункциональность их применения (по надводным, подводным и береговым целям), что предопределено характером современного морского боя.

О подготовке экипажей атомных и неатомных подводных лодок.

Анализ результатов межпоходовой подготовки экипажей подводных лодок в учебных центрах ВУНЦ ВМФ «ВМА» в 2015 г. и в начале 2016 годах показывает, что качество планирования и организации проведения обучения экипажей подводных лодок (корабельных боевых расчетов) повысилось. Средний выходной бал экипажей окончивших подготовку превышает 4,0.

План подготовки экипажей подводных лодок ВМФ в прошлом учебном году был выполнен в полном объеме Прежде всего, полный цикл подготовки прошли экипажи новых атомных подводных лодок типа "Борей" и "Ясень" а также экипажи неатомных подводных лодок проекта 636.3. Эта подготовка непрерывная. Она продолжается и сейчас в учебных центрах Военно-Морского Флота. По принципиально новым программам, связанных с приемом новых образцов вооружений и военной техники, ведется подготовка экипажей подводных лодок новых проектов (636.3, 677, 885, 955). Подготовка осуществляется в соответствии с новыми введенными руководящими документами, так называемыми "Курсами подготовки подводных лодок ВМФ" (КП ПЛ ВМФ - 2013).

Активно используется тренажерная база. Тренажерные комплексы для подготовки подводников в учебных центрах Обнинска и Соснового бора включают в себя около 20 составных элементов каждый.

Сегодня Военно-Морской Флот располагает подготовленными экипажами и профессиональным звеном командного состава Подводных сил. Подводники ВМФ России имеют большой опыт выполнения задач во всех широтах Мирового океана, а также в Арктической зоне. Этот опыт, помноженный на качественную подготовку подводников в учебных центрах позволяет на выходе иметь один из самых подготовленных личных и офицерских составов Подводных сил в мире.

О развитии инфраструктуры комплексного базирования для Подводных сил.

Ведутся непрерывные и активные работы по созданию и развитию современной структуры базирования для атомных подводных лодок новых поколений ведутся на Камчатке и Севере, в местах дислокации Тихоокеанского и Северного флота. Объекты этой инфраструктуры поэтапно вводятся в строй. Для полноценного базирования неатомных подводных лодок Черноморского флота, также, уже проделан большой объем сложных работ.

В основу строительства перспективной системы базирования Подводных сил ВМФ сегодня положены следующие принципы:

Благоприятные военно-географические и физико-географические условия;

Возможность оперативного развертывания в районы боевого применения сил;

Близость к мобилизационным ресурсам и транспортным узлам;

Минимизация финансово-экономических затрат;

Развитость инфраструктуры материально-технического обеспечения;

Наличие судостроительных и судоремонтных мощностей;

Обязательное наличие благоприятных социальных условий для проживания военнослужащих и членов их семей;

Безопасность от угроз природного и техногенного характера.

В результате создаются качественно новые условия для обеспечения базирования подводных лодок, чему будет способствовать создание единой комплексной системы базирования атомных подводных лодок.

Вопрос развития и строительства инфраструктуры базирования Подводных сил находится на постоянном контроле. В центре внимания Военно-Морского Флота достижение требуемых результатов высокого качества работ по созданию причальных фронтов, пирсовых зон, объектов технического обеспечения.

О развитии системы поисково-спасательного обеспечения действий Подводных сил (в соответствии с Концепцией ПСОВМФ).

Принятая Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота на период до 2025 года определяет цель, задачи и основные направления развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота (в том числе действий Подводных сил) в современных и прогнозируемых военно-политических, военно-стратегических и военно-экономических условиях.

Основными направлениями развития системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ являются: совершенствование системы управления; создание и развитие сил и средств ПСО; совершенствование нормативной правовой базы; совершенствование системы подготовки специалистов.

В целях совершенствования системы управления в Главном штабе ВМФ в 2014 году создан и функционирует Центр поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Основными задачами Центра являются информационная поддержка и выработка предложений командованию по проведению поисково-спасательных операций на море. В настоящее время для оснащения Центра разрабатывается автоматизированная система управления проведением морских спасательных операций.

Основным направлением развития сил и средств поисково-спасательного обеспечения является сокращение типоряда различных проектов судов и создание серий многофункциональных спасательных судов и катеров.

В декабре 2015 года в состав Военно-Морского Флота принято спасательное судно проекта 21300 «Игорь Белоусов» со спасательным глубоководным аппаратом "Бестер". Судно предназначено для оказания помощи аварийно подводной лодке лежащей на грунте, а также проведения глубоководных водолазных и подводно-технических работ.

Продолжается строительство спасательных буксирных судов дальней и ближней морской зоны.

В 2015 году в состав Военно-Морского Флота приняты два буксира проекта 22870, в текущем 2016 году спланирован прием четырех спасательных буксиров проекта 02980.

В соответствии с утверждёнными требованиями осуществляется создание спасательных систем в модульном мобильном исполнении способных функционировать с неспециализированных судов обеспечения и боевых кораблей.

С целью совершенствования нормативной правовой базы по привлечению атомного ледокольного флота к обеспечению деятельности Военно-Морского Флота в Арктике разработаны руководящие документы о привлечении атомного ледокольного флота к обеспечению деятельности Военно-Морского Флота в Арктике.

В 2014 году создан Учебный центр подготовки военных спасателей и водолазных специалистов Военно-Морского Флота в г. Севастополе.

Основные задачи Центра - подготовка, переподготовка, повышение квалификации младших специалистов ВМФ. В настоящее время в Центре подготовки военных спасателей и водолазных специалистов Военно-Морского Флота ведется подготовка специалистов спасательных работ, специалистов по эксплуатации поисково-спасательных робототехнических средств, специалистов водолазных работ, специалистов водолазных глубоководных работ.

Полное погружение

К 110-летию подводного флота России

19 марта 1906 года вышел указ "О классификации военных судов российского императорского флота". Именно этим указом были созданы подводные силы Балтийского моря с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава (Латвия).

Император Николай II "высочайше повелеть соизволил" включить в классификацию "посыльные суда" и "подводные лодки". В тексте указа были перечислены 20 названий построенных к тому времени субмарин.

Приказом по Морскому ведомству России подводные лодки были объявлены самостоятельным классом кораблей флота. Их называли "потаенными судами".

Самые известные и лучшие в своем классе субмарины за всю историю подводного флота России – в спецпроекте ТАСС.

За 110-летнюю историю отечественные субмарины прошли несколько этапов развития – от крошечных "потаенных судов" до самых больших в мире стратегических ракетоносцев. С момента появления в составе Военно-морского флота субмарины были и остаются воплощением самых прогрессивных научно-технических идей и передовых инженерных решений.

В отечественном подводном кораблестроении неатомные и атомные субмарины принято условно делить на четыре поколения.

Первое поколение подлодок для своего времени стало абсолютным прорывом. Однако в них были сохранены традиционные для дизель-электрического флота решения по электроэнергетическому обеспечению, общекорабельным системам. Именно на этих проектах отрабатывали гидродинамику.

Второе поколение наделили новыми типами атомных реакторов и радиоэлектронного оборудования. Также характерной чертой стала оптимизация формы корпуса для подводного хода, что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов (у двух проектов даже свыше 40 узлов).

Третье поколение стало более совершенным в отношении и скорости, и скрытности. Подлодки отличались большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На них впервые установили оборудование для радиоэлектронной борьбы.

Четвертое поколение значительно увеличило ударные возможности субмарин, и повысилась их скрытность. Кроме того, внедряются системы радиоэлектронного вооружения, которые позволят нашим субмаринам раньше обнаружить противника.

Сейчас конструкторские бюро ведут разработки пятых поколений субмарин.

На примере различных проектов-"рекордсменов", отмеченных эпитетом "самый", можно проследить, в чем особенности основных этапов развития подводного флота России.

САМЫЕ БОЕВЫЕ:

Героические "Щуки" времен Великой Отечественной войны

На долю экипажей дизельных подлодок типов "Щука", "Средняя", "Малютка" и других выпала одна из самых трагических и тяжелых страниц отечественной истории – Великая Отечественная война. Всего в войне участвовало более 260 субмарин различного класса, водоизмещения и вооруженности. Самым массовым и известным проектом этого времени являются "Щуки" подводным водоизмещением в 706 тонн.

Из 44 воевавших "Щук" погибла 31 – до сих пор поисковики находят остовы погибших кораблей этого типа на Балтике и в Черном море.

Еще до Великой Отечественной боевые качества "Щук" были проверены в Советско-финской войне, там они первыми из советских кораблей применили оружие.

Всего в 1930-40-x годах было построено 86 кораблей этого проекта, служивших на всех флотах. Историки флота признают, что проект обладал рядом существенных недостатков, но отличительными особенностями "Щук" были сравнительная дешевизна в постройке, повышенная маневренность и живучесть. Всего было построено шесть серий подлодок этого типа, которые постепенно улучшали свои мореходные качества, техническую и другую вооруженность. Так, две лодки этого типа стали первыми советскими субмаринами, оснащенными в 1940 году приборами беспузырной торпедной стрельбы. Эта система крайне важна для незаметности подлодки.

Последние "Щуки" продолжали службу в Военно-морском флоте вплоть до конца 1950-х годов.

Документальный фильм "Оружие Победы": подводная лодка "Щука"

© YouTube/Телеканал "Звезда"

САМЫЕ МАССОВЫЕ*:

В 1955 году в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин") был разработан проект большой многоцелевой океанской подводной лодки 641-го проекта (Foxtrot по классификации НАТО).

Эти дизельные субмарины второго поколения (знаменитые "букашки", которые получили это название из-за буквы Б в бортовых номерах) до начала 1970-х годов по праву считались лучшими в мире.

Характерной особенностью новых подводных лодок стало применение высоколегированной стали АК-25, увеличение дальности плавания до 30 тысяч миль, подводной скорости до 16 узлов, автономности плавания до 90 суток.

*Формально самыми массовыми подлодками отечественного производства считаются субмарины 613-го проекта (их было построено 215 штук). Однако в конструкции этих подлодок были существенные заимствования у немецких субмарин 21-го проекта. Лодки 641-го проекта стали самыми массовым субмаринами полностью отечественной разработки. Все 75 кораблей были построены на Адмиралтейских верфях в Ленинграде.

В отличие от многих других, 641-й проект уникален еще и тем, что ни одна субмарина не потерпела крушения в море по причине технической неисправности.

Кроме того, лодка проекта 641 стала первым в истории СССР подводным кораблем, построенным на экспорт. В сентябре 1967 года заказчику – военно-морским силам Индии – была передана подводная лодка Б-51 "Кальвари" проекта 641И.

Среди кораблей, в разные годы построенных на Адмиралтейских верфях, немало таких, которые впоследствии были установлены в качестве музеев и кораблей-памятников. И опять безусловным лидером в этом перечне являются лодки 641-го проекта – таких кораблей-памятников уже пять: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Вытегре (Вологодская область), индийском городе Визакхапатнам. Б-427 открыта для осмотра в Морском музее США в Лонг-Бич.

Четыре лодки 641-го проекта – Б-4 "Челябинский комсомолец", Б-36, Б-59 и Б-130 – участвовали в операции "Кама" в период Карибского кризиса. Вот как вспоминает о том периоде участник Карибского кризиса капитан второго ранга Анатолий Андреев:

"Когда в 1962 году Америка устроила морскую блокаду Кубе, в ответ Хрущев (первый секретарь ЦК КПСС – прим. ТАСС) приказал перебросить в Карибское море подводные лодки. В случае перехвата советских кораблей они должны были нанести по американским кораблям удар из-под воды. 31 сентября руководство дало команду отправляться в очередной поход. Я был на тот момент помощником командира Б-36, и, как оказалось, это был самый длительный поход за период моей службы. В составе 69-й бригады Северного флота в поход вышли четыре лодки.

Поскольку курс вначале указан не был, штурманы вооружались картами всего Мирового океана. Вышли из Кольского залива в ночь на 1 октября и все гадали: Албания или Югославия, Алжир или Египет, а может, Ангола?"

По словам Андреева, средняя скорость хода составила 6 узлов, идти приказали в надводном положении. Опуститься на глубину 100 метров пришлось лишь для того, чтобы сделать операцию по удалению аппендицита мичману.

В Атлантике на лодку обрушился такой шторм, который команда не встречала ни в одном походе ни до, ни после.

"Волны достигали 10-12 метров, лодку просто укладывало на бок. Шли почти вслепую, перископы оказались бесполезными, так как попытайся мы ими воспользоваться, их бы просто вырвало. Однако страха у нас не было. Потому что в нашей Б-36 мы были уверены. Адмиралтейские рабочие сделали такую субмарину, которая легко, как "ванька-встанька", возвращалась в исходное положение, как только уходила волна".

Лишь на десятые сутки, пройдя Англию, командир вскрыл увесистый конверт и объявил: Куба, порт Мариэль.

По мере приближения к берегам Америки возрастало напряжение. Все чаще приходилось скрываться под водой от самолетов. И вот капитан дал команду занять позицию у пролива Кайкос. К тому времени температура в основных отсеках достигла плюс 57 градусов по Цельсию. На лодке был введен строгий режим расхода пресной питьевой воды – по стакану в день на человека.

"Всплыл под перископ, все вроде тихо, и тут через несколько минут после продувания средней цистерны поступил очень сильный сигнал корабельной РЛС. Сыграл срочное погружение, ушел на 25 метров, но тут же заработала гидроакустика корабля в активном режиме, и винты над нами загрохали с такой силой, что все вжали головы в плечи. Ушли глубже – на 50 метров. Но эсминец нас уже зацепил. Через несколько минут подошли еще два корабля. К тому моменту в отсеках лодки стало совсем невмоготу: к отсутствию воздуха и нестерпимой жаре добавились оглушающие звуки гидролокаторов. Несколько суток моряки провели в небывалом напряжении, делая попытки оторваться".

Лишь 31 октября на рассвете было принято решение на всплытие. По радийной связи команда доложила о своем положении. Но ответа не последовало.

1 ноября командир принял решение отрываться самостоятельно. Тогда, при ярком дневном солнце, американский эсминец, на мостике которого находились лишь вахтенный офицер и сигнальщики, проходил рядом с Б-36. На лодке была объявлена боевая тревога. Чтобы не насторожить сопровождение, отдан приказ не опускать перископы и не убирать ходовой флаг и штыревую антенну. Как только корабль немного отошел и стал разворачиваться, было сыграно полное погружение! Лодка набирала полный ход и "поднырнула" под эсминец, что позволило ей оторваться.

Об уникальном походе долго не говорили. Позже его называли авантюрой, ведь в Карибское море были брошены лодки, приспособленные к условиям Арктики. После участия Б-36 в Карибском кризисе проект вновь был усовершенствован, в том числе поставлена система водяного охлаждения, новая гидроакустика, устранена шумность.

САМАЯ ПЕРВАЯ АТОМНАЯ:

"Ленинский Комсомол"

Подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 "Кит" – первая атомная лодка СССР и третья атомная в мире.
Свое название она получила от одноименной дизельной подводной лодки М-106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
"Ленинский комсомол" был заложен 24 сентября 1955 года на заводе в Северодвинске (ныне Севмаш). Лодка, принятая в состав флота 12 марта 1959 года, фактически стала опытной.

Обводы корпуса и многие системы, несмотря на влияние дизельных проектов, создавались для К-3 с нуля. Ее элегантный "сигарообразный" корпус, внешнее покрытие и многие другие характеристики были принципиально новыми. Известно, что она была быстроходнее первого в мире подводного атомохода "Наутилус" (США), выдавая скорость подводного хода в 28 узлов.

С завода подлодка ушла фактически "сырой", многие недоделки устранялись позднее, во время эксплуатации. Этот проект был первым в своем роде и абсолютно новаторским, поэтому конструкторы и судостроители часто продвигались "вслепую" в решении многих проблем.

С 1961 года подлодка начала нести боевую службу в Атлантике, а спустя год ушла в автономку в Северный Ледовитый океан, где дважды прошла через Северный полюс.

Однако 8 сентября 1967 года произошел пожар в первом и втором отсеках лодки, которая несла боевое дежурство в Норвежском море. Погибло 39 человек. Несмотря на это, лодка самостоятельно вернулась в базу.

Среди моряков "Комсомола" нередки были случаи лучевой болезни из-за того, что в парогенераторах атомного реактора постоянно обнаруживались течи и облучение членов экипажа в "грязных" отсеках часто многократно превышало допустимые нормы.

Несмотря на это, К-3 прослужила в составе Северного флота до 1991 года. Сегодня ее судьба особенно волнует сотни энтузиастов по всему миру – дело в том, что остов некогда знаменитой на флоте К-3 находится на хранении в Мурманской области, на судоремонтном заводе "Нерпа". Решения о превращении подлодки в музей пока нет, возможно, она будет отправлена на утилизацию.

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ОХОТНИКИ:

"Победители" 671-го проекта

Во времена Советского Союза основу подводного флота составляли атомные многоцелевые подводные лодки второго поколения проекта 671 "Ерш" и его модификаций (671РТ и 671РТМ). По натовской квалификации корабли этого проекта получили говорящее название "Victor" – "Победитель".

В 1960-х годах развитие ядерных технологий потребовало развертывания подводных ракетных кораблей у берегов противника. Исходя из этого, СКБ-143 (сегодня КБ "Малахит") получило задание на проектирование атомной торпедной субмарины. Головную лодку проекта 671 (К-38) заложили 13 апреля 1963 года на Адмиралтейских верфях.

Отличительными особенностями новых кораблей стали усовершенствованная гидродинамика, подводная скорость до 30 узлов, а применение в конструкции прочного корпуса новой марки стали АК-29 позволило увеличить глубину погружения до 400 метров.

Ракетно-торпедный комплекс лодок проекта 671 обеспечивал поражение подводных, надводных и береговых целей ядерным зарядом мощностью пять килотонн в тротиловом эквиваленте на дальностях от 10 до 40 километров. Пуск выполнялся из стандартных 533-миллиметровых торпедных аппаратов с рекордной глубины в 50-60 метров.

Кроме ракет-торпед лодки вооружались уникальными торпедами 65-76 "Кит", которые имели в боевой части 567 кг взрывчатого вещества и, наводясь по следу корабля, поражали цель на расстоянии до 50 километров со скоростью 50 узлов или с дистанции 100 километров со скоростью 35 узлов. Эти торпеды до сих пор не имеют аналогов в мире.

В ходе испытаний в Белом море новый атомоход развил кратковременную максимальную подводную скорость более 34,5 узла, став на тот момент самой быстроходной подводной лодкой в мире.

"Победителей" можно было встретить фактически во всех морях и океанах – везде, где нес боевую службу Советский флот. Их автономки в Средиземном море продолжались почти 90 суток вместо положенных 60. Известен случай, когда штурман К-367 записал в журнале: "Определили место корабля по отдаче якоря на американском авианосце "Нимиц" (который отшвартовался в порту Неаполя)". При этом АПЛ не входила в территориальные воды Италии, но вела слежение за американским кораблем.

За более чем 30-летнюю историю эксплуатации на подводных лодках 671-го проекта не было ни одной аварии.

Служба в Персидском заливе

Капитан 1 ранга, ветеран-подводник Владимир Иванюсь прослужил в подводном флоте более 30 лет, 14 из них – на Северном флоте, на атомных подводных лодках 671-го проекта и его модификаций.

"Лодки в базах не засиживались, – рассказывает Иванюсь. – Охотились за американскими авианосно-ударными соединениями: искали, а после обнаружения следили за ними, находясь в районе базирования субмарин. Часто ходили подо льдами в Атлантике".

Показателен такой пример: две из трех лодок проекта 671РТ, построенных на Адмиралтейском заводе, за период службы выполнили по 11, а одна – 12 автономных походов.

Но самым памятным для ветерана-подводника остается шестимесячный поход в Персидский залив в 1980 году, в котором участвовала атомная подводная лодка К-517.

"Это был уникальный по продолжительности и дальности поход, – вспоминает Владимир Степанович, который на тот момент был командиром дивизиона живучести на К-517. – В связи с обострением обстановки вокруг Персидского залива, СССР нужно было заявить о своем присутствии в Мировом океане, продемонстрировав мощь и потенциальные возможности подводного флота".

Выйдя из Западной Лицы, две советские лодки с интервалом в несколько суток прошли вокруг Африки в Индийский океан в сопровождении корабля комплексного обеспечения – плавбазы "Березина". 45 суток корабли шли в подводном положении. После прибытия в Аден (Республика Йемен) и проведения планово-предупредительного осмотра, советские подводные лодки вышли на боевое дежурство в Аравийское море.

"Поход был трудным. Но самым сложным оказался даже не столько сам переход и боевое дежурство, сколько стоянка в базе в надводном положении. Представьте: лето, дикая жара, температура забортной воды около 30 градусов. В отсеках жарко, все установки, рассчитанные на эксплуатацию в северных морях, работали практически на пределе. Но люди и техника выдержали: с поставленной задачей справились!" – отмечает Иванюсь.

Ни во время перехода туда и обратно, ни во время боевых дежурств советские лодки ни разу не были запеленгованы. А вот советские подводники неоднократно наблюдали в перископ, как с американских авианосцев взлетают самолеты.

Осенью 1981 года К-517 совершила плавание под паковыми льдами Центральной Арктики вокруг Северного полюса и произвела всплытие в географической точке Северного полюса, став первой АПЛ, прошедшей по периметру Северного Ледовитого океана.

САМАЯ БЫСТРАЯ:

Единственная в мире "Золотая рыбка "

Рекорд скорости подводного хода этой подлодки второго поколения не превзойден до сих пор. Мало того, ни одна субмарина до сих пор даже не приблизилась к скорости в 44,7 узла (более 80 км/ч).
Единственная в своем роде титановая АПЛ К-162 (проект 661 "Анчар") была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в состав флота 31 декабря 1969 года. Именно тогда она и показала блестящие скоростные характеристики.

Свое прозвище "Золотая рыбка" лодка получила из-за высокой стоимости и замечательных боевых возможностей. От серийного строительства этих подлодок отказались еще в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.

"Анчар" был наделен усовершенствованной атомной энергетической установкой и мог запускать крылатые ракеты из подводного положения.

В 1971 году лодка вышла в автономку в Атлантический океан, пройдя от Гренландского моря до Бразильской впадины, где снова продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США.

"Золотую рыбку" вывели из эксплуатации в 1984 году. Результаты, полученные во время ее боевой службы, были успешно использованы при проектировании и строительстве атомоходов третьего и четвертого поколений. Правда, дороговизна уникальных систем и сложности работы с титановым корпусом доставили строителям этой лодки немало хлопот, но зато были отработаны многие принципы и технологии – в дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодок.

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ:

"Лиры", опередившие время

Опередившие время "Лиры" – атомные подводные лодки проектов 705 и 705К (шифр "Альфа"/"Лира") прослужили в боевом составе Северного флота не более 15-20 лет.

Строительство подлодок этого поколения из титана началось в 1964 году на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В разработке проекта участвовали свыше 200 КБ, НИИ и заводов Советского Союза. Строительство серии продолжалось с 1968 по 1981 год. К сожалению, из-за технических и экономических проблем Военно-морской флот Советского Союза получил лишь семь таких кораблей.

Лодка была легкая и прочная, ведь не только корпус, но и все трубопроводы, механизмы, даже насосы, электродвигатели и другие составляющие были сделаны из титана.

Самое важное отличие подводных лодок 705-го проекта от остальных – главная энергетическая установка (ГЭУ). Установленный на них реактор с жидкометаллическим теплоносителем (особый сплав) позволял делать то, что не могут лодки с водо-водяным реактором. Это минимальное время для ввода ГЭУ, скорость повышения мощности реактора и одновременное увеличение хода до полного, а также возможность длительное время идти ходом, сопоставимым со скоростью торпеды (около 35-40 узлов).

Высокие боевые качества этих подлодок были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений. Применение максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и другими комплексами позволило не только сократить экипаж, но и получить большой опыт в деле создания корабельной электроники.

Это были одни из самых быстрых подлодок в мире. Обладая скоростью в 42 узла, сопоставимой со скоростью торпед противника, "Лиры" имели, по сути, авиационные разгонные характеристики – могли развить полный ход в течение минуты. Скорость позволяла зайти в "теневой" сектор любого корабля, где шум собственных двигателей не позволяет противнику использовать гидроакустику, даже если предварительно подлодка уже была обнаружена. При этом зайти за свою корму кораблям противника она не позволяла.

В начале 1980-х годов одна из советских атомных подводных лодок 705-го проекта, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд. В течение 22 часов она следила за натовским атомоходом, находясь у него за кормой. Несмотря на многочисленные попытки, сбросить противника "с хвоста" так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказа с берега.

Высокая скорость и невероятная маневренность позволяли этим лодкам уклоняться от выпущенных вражеских торпед и тут же переходить в контратаку. За 42 секунды 705-я могла развернуться на 180 градусов и двигаться в обратном направлении.

За 20 лет эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ:

Тяжелые "Тайфуны"

Эти подлодки невозможно перепутать ни с чем. Огромные, длинные и широкие, они больше похожи на космические корабли, чем на субмарины.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО) до сих пор являются самыми большими подлодками в мире. Их подводное водоизмещение составляет 48 тысяч тонн, что практически равняется стандартному водоизмещению единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов". "Тайфуны" в 30 раз больше по водоизмещению, чем самая маленькая подлодка ВМФ РФ проекта "Лада" и в два раза больше "Бореев". Гигантские размеры лодок продиктовало новое оружие: твердотопливные трехступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39.

Первая "Акула" была заложена в 1976 году и вступила в строй в конце 1981 года. Эти подлодки прожили довольно короткую, но насыщенную жизнь на флоте и были списаны отнюдь не по своей вине – производство ракет для них было достаточно быстро прекращено, а новые ракеты Р-39УТТХ "Барк" так и не прошли всех испытаний, и крейсеры фактически остались безоружными. Плюс к тому наступили нелегкие для флота времена 90-х.

Всего было построено 6 кораблей, они строились для противодействия новым американским ракетным крейсерам типа "Огайо".

Два основных прочных корпуса подлодки расположены внутри легкого корпуса параллельно друг другу (по катамаранному типу). Именно это дает "Тайфунам" не только внушительную высоту, но и ширину.

Помимо нововведений в покрытии субмарин, в их мощных энергетических установках и снижения параметров шумности по сравнению с предыдущими проектами, в "Акулах" были реализованы беспрецедентные условия для комфортной службы экипажа.

На каждой такой лодке есть салон для отдыха, спортзал и небольшой бассейн, заполняемый забортной водой с возможностью подогрева. Имеется сауна, солярий, "живой уголок". Кубрики и каюты для офицеров гораздо просторнее, чем на других субмаринах. За эти преимущества моряки называли 941-е "хилтонами".

Из 6 построенных кораблей 3 подлодки проекта 941 утилизированы, 2 корабля – "Архангельск" и "Северсталь" – находятся в резерве, а "Дмитрий Донской" был модернизирован для испытаний ракеты "Булава".

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ:

Новаторская "Лада"

Проект 677 "Лада" опередил свое время на несколько десятилетий. Первую подлодку "Санкт-Петербург", заложенную в 1997 году, проектанты и кораблестроители доводили до ума несколько лет. Головная субмарина фактически стала стендом, на котором отрабатывалось более сотни новейших опытно-конструкторских работ.

О новшествах, внедренных на "Лады", много не говорят. Известно, что гидроакустическое, радиоэлектронное и другое вооружение, а также двигатели у нее нового поколения, что вооружена эта кроха "Калибром" и способна делать как одиночные, так и залповые пуски этой ракеты из торпедных аппаратов.

Подводное водоизмещение "Лады" не превышает 1,6 тонны, что примерно в 15 раз меньше "Борея". Моряки шутят, что этот корабль уместился бы даже в кают-компании стратегического ракетоносца.

Головная подлодка серии – "Санкт-Петербург" – с 2010 года находится в опытной эксплуатации, еще две строятся сегодня в Петербурге.

САМЫЕ БЕСШУМНЫЕ:

"Черные дыры" в морях

Дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 (шифр "Варшавянка") за свою бесшумность давно получили от моряков НАТО уважительное прозвище "Черная дыра". Серия из шести таких субмарин для Черноморского флота строится сегодня на Адмиралтейских верфях в Петербурге.

Название "Варшавянка" пришло из 1970-х годов, когда эти лодки предполагалось большими сериями поставлять на экспорт в страны Варшавского договора. До этого был "Палтус" (проект 877), который до сих пор успешно служит в Индии, Китае, Вьетнаме, Алжире и других странах. Детища Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" "Варшавянки" стали гармоничным развитием "Палтуса", приобрели большую скрытность и обновленную электронику.

Проект 636. "Черная дыра". Программа "Военная приемка"

© YouTube/Телеканал "Звезда"

По сравнению с атомными "Бореями", "Варшавянки" очень малы. Их длина – около 74 метров, ширина – 10 метров, а максимальное водоизмещение не превышает 4 тысяч тонн. Атомные стратеги 955-го проекта обладают водоизмещением в шесть раз большим, а в длину в одном атомоходе поместится две с половиной дизельных подлодки. Хотя, конечно, скрытность подлодки под водой совсем не зависит от ее размера.

Дело тут во многих факторах, в частности в энергетической установке, винте и оборудовании, которое при работе шумит.

Как максимально снизить эти шумы, сделав лодку практически невидимой для противника, конструкторы всего мира давно ломают головы. Российские проектанты сделали в этом направлении революционный шаг, наделив "Варшавянки" для Черноморского флота новейшей электроникой, навигационным и акустическим комплексом и разнообразными звукопоглощающими технологиями секретного характера.

Кроме того, эти подлодки обладают мощным вооружением – интегрированной ракетной системой "Калибр", которая размещается в 533-миллиметровых торпедных аппаратах в носу лодки и может поразить крылатыми ракетами надводные корабли, подлодки противника и, главное, его береговые объекты на значительных расстояниях.

Соотношение дальности обнаружения целей и акустической скрытности у 636-х является оптимальным: "Варшавянка" сможет "увидеть" врага на максимальном расстоянии, подобраться к нему и не быть обнаруженной, наблюдать за ним, а при необходимости применить свой главный калибр.

"Варшавянки" относятся к третьему поколению подводных лодок, но для Черного моря конструкторы постарались максимально приблизить их к новаторскому четвертому. У них два мощных дизель-генератора, позволяющих развивать под водой скорость до 37 км/ч, хорошо зарекомендовавшие себя обводы корпуса и особое противогидроакустическое покрытие.

СТРАТЕГИ И ИХ "ОХРАННИКИ"

Основные силы современного Военно-морского флота России еще до недавних пор были представлены только атомными субмаринами третьего поколения 667БДРМ (шифр "Дельфин") и 949А (шифр "Антей"). Первая относится к стратегическим, вторая является многоцелевой.

Основное различие между стратегической и многоцелевой подлодкой можно обозначить так: стратег – это носитель ядерного оружия, один из столпов ядерной триады государства. Он незаметно выходит в свой сектор Мирового океана и несет боевое дежурство, угрожая самой возможностью применения ядерного оружия. Но при этом стратегический ракетоносец во многом беззащитен перед авиацией и подводными "охотниками" противника. И тут на помощь приходит многоцелевая подлодка, которая способна выследить, сопровождать и в случае необходимости поразить вражескую субмарину или авианосец, не дав им уничтожить стратега. В идеале она должна быть быстрее, маневреннее и незаметнее носителя ядерного оружия – настоящий подводный "охотник".

 - Почему носки по всей квартире разбросаны?

 - Это новая рекламная акция: собери десять пар и получи деньги на тушь.

ПРАЗДНИК

День создания подводных сил Российского флота

В этот день в 1906 году по указу Николая II в классификацию судов военного флота включили новый класс боевых кораблей — подводные лодки. Их было 10 штук.

Надо отметить, что идею наносить удары из-под воды обкатывались еще при Петре. Несколько экспериментов были неудачными, а потом император умер и финансирование прекратили.

КРУГЛАЯ ДАТА

95 лет начала Февральской революции в Киеве

В 1917 в Киеве проходила 100-тысячная демонстрация под лозунгами: «Автономию Украине», «Свободная Украина в свободной России», «Да здравствует свободная Украина с гетманом во главе». Полиция и армия тут же перешли на сторону повстанцев.

90 лет Шуховской башне на Шаболовке

В 1922 в Москве, на улице Шаболовка, завершилось строительство самой высокой в стране 160-метровой Шуховской башни (Эйфелева — 324 метра). Уникальная конструкция тогда служила для приёма и передачи радиосигналов и считалась одним из самых красивых и выдающихся достижений инженерной мысли в мире. Аж А. Н. Толстой вдохновился на написание романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Задумывалась она как 350-метровая. Но — сами понимаете — революция, Гражданская, реформы, голод... Словом, металла на воплощение задуманного категорически не хватало, строительство время от времени приостанавливалось. А тут еще В. Шухова приговорили к «условному расстрелу» - исполнение отсрочили до завершения строительства. Несмотря на это, построили довольно быстро - 19 марта 1922 года пошли первые радиопередачи.

Регулярные телетрансляции (четыре раза в неделю) начались в марте 1939 года с документального фильма об открытии XVIII съезда ВКП(б). В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Всего показали чуть больше сотни телевизоров ТК-1.

Надо сказать, что Шухов разработал настолько уникальную конструкцию, что её общей идеей пользуются до сих пор. Например, в 2009 году в китайском Гуанджоу построена примерно такая же башня, но высотой 610 метров.

Она настолько прочна, что ни разу не реставрировалась. Только со дня на день собираются.

P.S. Что же случилось с после сдачи башни? Расстреляли, как обещали? Нет. Но вся оставшаяся жизнь конструктора прошла под непрерывной угрозой ареста. Умер он только в 1939 году — в разгар репрессий.

5 лет со дня взрыва на «Ульяновской»

В 2007 на угольной шахте «Ульяновская» в Кемеровской области взорвался метан. 106 человек погибли, четверо пропали без вести.

ЮБИЛЕЙ

75 лет последнему Генсеку ГДР Эгону Кренцу

Судьба последних лидеров стран соцлагеря сложилась очень по-разному. Но их имена постоянно мелькали в международных новостях. Бывший Генеральный секретарь Социалистической Единой Партии Германии, Председатель Государственного совета ГДР Эгон Кренц — исключение: уже и имя его мало кто помнит. Он только и успел, что открыть для свободного прохода Берлинскую стену (9 ноября 1989).

Учился в Высшей партийной школе в Москве. С 1973 — член ЦК СЕПГ, с 1983 — секретарь ЦК и член Политбюро. Возглавлял СЕПГ недолго - с 18 октября по 3 декабря 1989 года. Госсовет еще меньше — всего два месяца. В декабре 1989 партия прекратила существование, и Кренц сложил полномочия. С 1991 года его постоянно задерживала прокуратура, в квартире производились обыски, за ним следила полиция, много лет жил без паспорта и не имел права покидать Берлин.

В 1997 приговорен к 6,5 годам тюрьмы за причастность к «гибели людей у Берлинской стены». В заключении написал книгу «Тюремные записки». Через четыре года освобожден «ввиду малой вероятности повторения преступления».

Тихо живет с супругой в городке Дирхаген. Жена — педагог. Но на нее распространяется запрет на профессию.

В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи требовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

«Морским судам быть» - эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.

Краткая история Российского военно-морского флота

Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.

В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

Российский военно-морской флот сегодня

Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

  • Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
  • Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
  • Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
  • Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
  • Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.

Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.