Социальный интерес выступает как личности. Фундаментальные исследования. Интересы как источник социальной динамики

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.

3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) бестселлер
Б) компьютерная игра
В) анекдоты
Г) концерт классической музыки
Д) праздник урожая
Е) эпические сказания

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) народная
2) массовая
3) элитарная
4) экранная

4. Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_____(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,________(Б) как о врожденных потребностях человека.
В науке под познанием понимается особая_______
(В), в результате которой люди приобретают знания о различ¬ных объектах.
Познание представляет собой
(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания дей-ствительность воспроизводится в сознании людей.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска
________(Д), а его результат именуют знанием. Знание
- получивший подтверждение и обоснование________ (Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) потребность
2) истина
3) познавательный инстинкт
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) идеальные образы
8) объективность
9) субъект
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В дан¬ной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Социальный интерес
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно обусловленный мотив деятельности. *социальный интерес* ввел Альфред Адлер(1870-1937) - австрийский психолог. Сначала он рассматривал социальный интерес как противодействующую силу, ограничивающую агрессию и стремление к власти. Затем социальный интерес стал рассматриваться как когнитивная функция: врожденная способность к сознательному развитию. Несмотря на то, что значение понятия расширилось, сам Адлер настаивал на неизменности своего понимания, что породило множество неверных толкований. Адлера о социальной природе человека должны рассматриваться с учетом истории развития его идей. не является чем-то застывшим, неизменным. Он поддается формированию.

Список случайных тегов:
,
Бессознательное - БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - структурный компонент психики. Это актуально неосознаваемые действия и психические явления. Примером являются привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы. Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается - стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, последние могут способствовать функционированию сознания. Примером бессознательного является связь кратковременной и долговременной памяти. Развитие проблемы бессознательного было связано с психопатологией, изучением влияния неосознаваемых в гипнозе внушений на сознательное поведение. В настоящее время исследуется место и роль бессознательного после чрезвычайных событий в направленности личности, поведении толпы
,
Е волна - Е волна (от англ. expectation ожидание) — отрицательное изменение электрического потенциала в передних отделах коры мозга между действием настраивающего сигнала и пускового, требующего какую либо реакцию испытуемого, которое свидетельствует о состоянии готовности действовать при восприятии сигнала. Е волна возникает через 0,5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли, что позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов произвольного поведения человека.
,
Индивидуальная терапия - Индивидуальная терапия (от лат. individuum – неделимое и theraрeia – лечение) — форма психотерапии, разработанная в рамках индивидуальной психологии, автор А. Адлер. Характеризуется ориентированностью не на устранение отдельных симптомов, а на изменение всего поведения пациента и переориентацию его личности на новые цели. Для этого требуется прежде всего поддержка терапевта в борьбе пациента с чувством собственной неполноценности, которое рассматривается как ядро кристаллизации всех невротических нарушений. Динамика. При проведении проходит ряд этапов: — анализа жизненного стиля пациента, который является выражением проблем пациента и одним их основных потребителей его душевной энергии, — помощи пациенту в осознании им ложности его целей и образа жизни, — инициации больного к принятию решения о выборе новой системы жизненных ценностей и изменению образа жизни под углом зрения активизации социального интереса. При необходимости в качестве вспомогательных средств используется групповая психотерапия. Для этого используются приемы: — укрепление мужества — т.к. чувство неполноценности выступает исходной базой всех невротических явлений; — анализ жизненного стиля — т.к. он формируется в течении нескольких лет и на его поддержание тратятся резервы душевных сил. Литература. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1993, с. 42–50; Adler A. Understanding Human Nature. L., 1928; Adler A. Technik der Individualpsychologie, Munchen, 1930.

Вспомните:

что такое социальное взаимодействие? Каковы виды со­циальных отношений? Что такое интерес? Что такое конфликт?

Социальный интерес и социальное взаимодействие - предмет комплексного изучения разных социально-гумани­тарных наук. Так, социология исследует сущностные харак­теристики социального взаимодействия как родового поня­тия социальной науки, изучает его разновидности и прин­ципы регуляции, анализирует средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий. Социальная психология рас­сматривает социальное взаимодействие как интерактивную сторону общения, обращая основное внимание на психо­логическое содержание, структуру и механизмы этого процесса.


СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интере­сы - это одна из важных движущих сил деятельности лю­бого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность мате­риальных и духовных благ, интересы человека, как прави­ло, направлены на те общественные условия, которые поз­воляют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Социальность интересов обусловлена тем, что в них все­гда присутствует элемент сопоставления человека с челове­ком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т. е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (поли­тическую партию, профессиональное объединение и т. п.). Набор специфических социальных интересов наряду с сово­купностью определенных прав и обязанностей - непремен­ный атрибут каждого социального статуса. В первую оче­редь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соци­альные нормы, от которых зависит распределение благ, не­обходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся пер­спективах продвижения в социальном пространстве, отно­сится к проявлениям социальной дифференциации.

Социальный интерес лежит в основе любых форм состя­зательности, борьбы и сотрудничества между людьми. При­вычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким обра­зом статус законных интересов. Например, в многонацио­нальных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, от­крываются культурно-национальные общества. Любая по­пытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социаль-


Ных групп, общностей, государств. Исторический опыт сви­детельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на ос­нове нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экс­пансии своих интересов, к закреплению достигнутого успе­ха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение при­мерами.)

Современный мир представляет собой сложнейшую сис­тему взаимодействия реальных социальных интересов. Воз­росла взаимозависимость всех народов и государств. На пер­вый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.

Социальный интерес

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

1. Субсоциальные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным "Я" индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.

2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.

3. Супрасоциальные объекты - это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это "космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас", "тесный союз с жизнью как целым".

Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.

Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

§ 7. Социальные интересы и формы социального взаимодействия

киваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной де­ятельности нечистоплотных политиков, преследующих ко­рыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нару­шаются конституционные права человека.

НИ Основные понятия: этнос, нация.

ЯННТермины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.

Проверьте себя

1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в на­шей науке? 2) Чем различаются определения понятия «эт­нос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) По­чему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утвержда­ют, что национальный менталитет - это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? По­чему философ называл их сверхнациональными? 7) Что слу­жит подтверждением этнического многообразия современно­го человечества?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Персидский поэт и философ Саади (1210 -1292) писал:

Все племя Адамово - тело одно,

Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть,

То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек, -

Так скажут ли люди, что ты человек? Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Со­гласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясни­те свою позицию.


  1. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные
    традиции, национальная кухня, национальный доход, вало­
    вой национальный продукт, национальные особенности,
    Национальный филармонический оркестр России, многона­
    циональный народ России. Понятие «национальный» ис­
    пользуется здесь в разных смыслах, поскольку разную трак­
    товку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком
    смысле надо понимать каждую из этих формулировок.

  2. В состав традиции специалисты включают обычаи, ри­
    туал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои
особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убеди­тельности приведите примеры.

4. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной на­циональной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этно­лог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на тер­ритории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приво­дит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хача­турян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не толь­ко по культуре, но и по самосознанию является русским.

Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями эт­нической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный от­вет. А вы какого мнения? Объясните.

Поработайте с источником

Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему ма­ло удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться без­временным, нежданным ненастьем. Это заставляет велико­русского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».

Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 315.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сфор­мировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказыва­ют современные условия жизни?