\ \ Социологическая структура физической культуры и спорта. Социальное взаимодействие и общественные отношения

Страница 10 из 24


Система общественных отношений

Общественные отношения – совокупность связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и прочей деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей (Социологическая энциклопедия). Любой вид деятельности в сфере физической культуры и спорта построен на отношениях между людьми, спортивными коллективами. Система общественных отношений включает социальное взаимодействие и социальные отношения.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов (Д.В. Кухарчук).

Социальное взаимодействие является основой социальной жизни людей, так как эти действия сопряжены друг с другом и постоянно возобновляются.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям (П.А. Сорокин):

По количеству субъектов взаимодействия (взаимодействия двух индивидов, одного и многих и т.д.);

По продолжительности (кратковременные и долговременные);

По характеру (односторонние и многосторонние);

По организованности (организованные и неорганизованные);

По сознательности (сознательные и стихийные);

По «материи» обмена (интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые).

Социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения (на тренировках, занятиях в фитнес-центрах, при общении тренера со спортсменом и т.д.).; вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (руководитель спортивной федерации включается в процесс взаимодействия со всеми спортсменами, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже и не знает).

Выделяют два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (отношения тренера и спортсмена, отношения между спортсменами одной команды) и строится на основе взаимной поддержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера.

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (желание попасть в основной состав команды, завоевать пальму первенства в соревнованиях, авторитет среди членов команды и т.д.). Оно может характеризоваться стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, занять более высокое место на соревнованиях, установить рекорд). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника. Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов в данном виде спорта.

Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников или руководителя и подчиненного. В отличии от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Социология ФКС избегает крайностей в оценке понятий «сотрудничество» и «соперничество». Конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социального взаимодействия. С точки зрения социологии ФКС конфликт в спортивной команде, особенно на этапе решающих стартов, неблагоприятно отражается на психологическом климате всего коллектива. Это наглядно было проде-монстрировано в сборной команде России на чемпионате Европы по футболу (2004 г., конфликт спортсмена и тренера).

На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самово-зобновляющимся характером. В настоящее время в стране складывается определенная система партнерских отношений между крупными компаниями и организаторами спортивных соревнований или руководителями команд.

По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба, партнерство, спонсорство и др.).

Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.



Оглавление
Социологическая структура физической культуры и спорта
Дидактический план
Предисловие
Социология физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина
Физическая культура и спорт в обществе
Структура и уровни социологического знания о физической культуре
Задачи и функции социологии физической культуры
Основные проблемы социологии физической культуры и спорта на современном этапе общественного развития
Физическая культура и спорт в системе общественных отношений
Система общественных отношений

Связь и отношение - это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Виды социальных связей и отношений (материалистическая трактовка общества):

  1. первичные (материальные, базисные);
  2. вторичные (идеологические, надстроечные).

Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Идеалистическая трактовка общества:

  • исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. "Порча" идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое .

Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Общество (в узком смысле) - это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

Обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы , когда она оказывается самодостаточной .

Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют:

  • люди (движущая сила исторического процесса);
  • вещи (в них социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, закрепляется культурная традиция);
  • идеи (выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое).

Сущность общественных связей и отношений:

  • соединяют людей, вещи и идеи в единое многомерное целое; отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

Социальность - это специфическое свойство, уникальное качество, присущее только человеку, которое возникает из реального взаимодействия реальных людей. Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимо­обусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обме­ниваясь опытом, воздействуя друг на друга.

В результате специфической активности человека возникает надприродная реальность - общество (в самом широком смысле). Это уже модель «социальности вообще» , т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Человек и мир человека двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

Подробнее

Главное в таком анализе - пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы "стягивание" общественных связей и отношений в единый "узел" бытия индивида. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений , в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений.

Вместе с тем отношения человека к обществу - это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я. С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый "уникальный" феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

Основные этапы взаимодействия человека и общества:

  1. Система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства. Образуется система социальных связей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.
  2. Общество как система вещных зависимостей , когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к "одномерности" человека.
  3. Следующий (новый) этап - Этап личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

Подробнее

Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга, о которой шла речь выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится "узлом" всех типов социальной организации.

Социальная структура общества - совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия.

Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются:

    • семья,
    • племя,
    • народность,
    • нация.

Подробнее

Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях.

Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре.

Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком.

Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.

Класс - большая группа людей, которые отличаются друг от друга

  1. по их месту в исторически сложившейся системе общественного производства, п
  2. о их отношению к средствам производства,
  3. по их роли в общественной организации труда,
  4. по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

В системе социальных связей классового общества классы играют определяющую роль. Марксистская теория классов обосновывает объективный характер классовой борьбы как движущей силы истории. В современном обществе классовая борьба от насильственных методов все более переходит к цивилизованным методам социального партнерства.

Своеобразным способом существования со­циального является деятельность, которая представляет собой субстанцию общественной жизни и ока­зывается наиболее широким понятием социальной философии. Деятельность вы­ступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности.

План

Темы рефератов

1. Культура как социальное явление.

2. Культура как регулятор общественных отношений.

3. Противоречия современной духовной культуры.

4. Место обрядов, ритуалов в организации взаимодействия людей.

5. Мода и самовыражение социальных групп.

Библиографический список

1. Библер В.С. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. – 1989. – № 6.

2. Громов Н.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социс. – 1991. – № 10.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1996. – С. 280.

4. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. – М.: Политиздат, 1978. – 350 С.

5. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. – М., 1977.

6. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

7. Смольская Е. П. «Массовая культура» – развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.

8. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.

Раздел II. Личность и общество

ТЕМА 5. ЛИЧНОСТЬ – АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ

1. Личность в системе социальных отношений.

2. Социология и интеграция личности.

3. Социальный статус и социальные роли личности.

Причины и последствия любого события зависят от того, какое оно оказывает влияние на личность, как отражается на ее действиях. Личность оказывается одновременно центральным звеном в жизнедеятельности общества и промежуточным элементом в цепи «личность – группа – общество».

С одной стороны, личность формируется в соответствии с «исходным материалом», т.е. с врожденными особенностями. С другой стороны, развитие личности – продукт, формируемый в социальной жизни.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Личность развивается из биологического организма благодаря различным видам социального и культурного опыта. На развитие личности оказывают влияние следующие группы факторов:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальный опыт.

Их влияние человек испытывает постоянно.

Человек рождается беспомощным, остается таким несколько лет, это сказывается на дальнейшей социальной жизни. Ребенок нуждается в выхаживании, в этот период он приобретает помимо естественных биологических и социальные навыки. Но биологическая наследственность создает ограничения для социальных общностей; разнообразие темпераментов, способностей создает неповторимую индивидуальность каждой личности.



У каждого индивида имеется свое физическое окружение. Групповые различия в поведении личностей определяются различиями в климате, различиями природных ресурсов. Об этом писал и наш соотечественник Л. Н. Гумилев, анализируя появления этноцентризма, национализма. Но в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, а часто схожие групповые признаки личности развиваются в очень разных условиях окружающей среды.

Таким образом, нужно отметить, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно.

Гораздо большее влияние оказывает на личность культура группы. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества независимо от уровня развития того или иного общества (так называемые культурные универсалии). Но каждое общество дает своим членам особенный опыт, который присущ только этому обществу. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества (например, христианин, мусульманин). В любом обществе распространяется тип, наиболее часто встречающийся (модальный), обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Модальная личность воплощает в себе все те культурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности общества. То есть каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Они, как правило, усваиваются с детства. Чем сложнее структура общества, чем больше в нем субкультур, тем труднее формируется общепринятый тип личности.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают групповой опыт и субъективный, свой уникальный, личностный опыт.

Общественные отношения – отношения, в которые люди вступают в процессе их совместной практической духовной деятельности. Они являются, с одной стороны, результатом деятельности, а с другой – формой этой деятельности.

Основные формы и уровни общественных отношений:

1) Отношения между различными социальными общностями (классами, нациями)

2) Отношения между разного рода трудовыми коллективами: (производственными, учеными)

3) Межличностные отношения

Носителями социальных отношений выступают люди. При этом они вступают в различные виды социальных связей: политические, экономические, религиозные, нравственные и т.д.

В целом общественные отношения принято делить на 2 основные группы: материальные и идеальные .

Материальные – те отношения, которые не зависят от воли людей; это отношения, связанные с производством, бытовые, семейные и т.д.

Идеологические – отношения, которые складываются на основе тех или иных общих идей, в которых отражаются человеческие идеи и потребности; прежде, чем сложиться, они проходят через сознание людей.

Общество как исторический процесс

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить, что общество непрерывно изменяется. В этой связи возникают вопросы: Каковы причины общественной эволюции? Кто выступает в качестве сил исторического процесса?

С точки зрения исторического материализма субъектом развития общества выступают сами люди, а не сверхъестественные факторы. Люди амии творят свою историю. Они являются одновременно и объектом и субъектом общественного процесса, который развивается в соответствие с естественно-историческими законами.

Главным доказательством исторического развития всегда выступает деятельность народных масс. Они представляют собой такую исторически изменчивую общность, которая, в силу своего положения в обществе, заинтересована в том, чтобы реально участвовать в общественном процессе. Народные массы являются определяющей движущей силой исторического процесса

Личность и массы

Проблема соотношения личности и массы занимала историков на протяжение всей человеческой истории. Между тем, некоторые мыслители разрывают это соотношение, абсолютизируя значение одного элемента и пренебрегают другим.

Французский историк времен реставрации Моно писал о деятельности масс и недооценивал роли выдающихся личностей. В советской философии роль народа в истории преувеличивалась. Западная социология рассматривала роль народных масс неадекватным образом: так, с точки зрения младогегелянцев (левое крыло), народ представляет собой костную инертную силу, неспособную к самостоятельному творчеству и считали его врагами духа и общечеловеческого прогресса. Эти теоретики непомерно раздували роль «мыслящих» личностей и считали их движущей силой общественного прогресса. Классики марксизма считали, что именно народ является творцом исторического развития, т.к. народ способен и выступает главной производительной силой общества. Эта оценка роли народных масс в истории не только не умаляет роли выдающихся деятелей, но напротив, дает истинную, справедливую оценку их деятельности. Если подходить объективно, нельзя не признать, что они играют весьма значительную роль, как новаторы, зачинатели организаторы движения.

Да, великие личности видят дальше всех, способны предвидеть будущее, предвидеть последствия тех или иных действий. Но при всем этом нельзя оправдать слепое поклонение им, непомерное увеличение их исторической роли, - это все способно породить «культ личности».

Однако истинным творцом и героем истории является народ, и никакой исторической личности не дано ни изменить, ни отменить законы естественной исторической эволюции, ни изменить ход истории.


Похожая информация:

  1. A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность

В основу следующей, более высокой формы общности - народности, легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В. И. Ленин критиковал в свое время Н. К. Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Во-первых, народности претерпевают в ходе своего развития самую настоящую метаморфозу. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно из разложения родоплеменных общностей, и вторичную, представляющую собой дальнейшее развитие первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно-исторически.

Во-вторых, народности принадлежит определенное историческое место между родоплеменными общностями и нациями под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки.

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности, можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма. Итак, нация характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это общность территории. Люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации.

Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Национальный язык - это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Общность языка должна обязательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этнической общности как нации. Эти признаки обязательно должны дополняться еще одним.

Третьим основным признаком нации является общность экономической жизни. Общность экономической жизни возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных районов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом экономической консолидации наций.

На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации - общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа.

Особо следует остановиться на таком образующем понятие «нация» признаке, как национальное самосознание. Данный признак является субъективным по своей природе, и именно эта субъективность служит зачастую аргументом против его существенности. О нации как реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда признаки объективные дополняются четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только об этническом происхождении людей, а не об их национальной принадлежности. Имеются индикаторы, позволяющие довольно точно определять уровень и степень национального самосознания. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, признание различий между собой и представителями лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса.

В качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает народонаселение - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д.

Существуют две линии взаимодействия демографических и экономических процессов и состояний:

I. население → экономика

II. экономика → население

Что касается последней, то она, во-первых, лучше отражена в литературе, а во-вторых, лежит ближе к поверхности вещей и потому легче улавливается обыденным сознанием.

Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит уже от такого показателя, как общая численность населения.

Заметное влияние на экономику оказывает и плотность народонаселения. В регионах с редким населением затруднено разделение труда, и доминирующей остается тенденция к сохранению натурального хозяйства, экономически невыгодным является наращивание информационно-транспортной инфраструктуры (строительство шоссейных и железных дорог, прокладывание кабельных коммуникаций и т.д.).

К числу наиболее активно воздействующих на экономику демографических факторов относятся темпы роста народонаселения, тем более что это - фактор сложный, определяемый не только показателями естественного прироста населения, но и его половозрастной структурой, а также темпами и направлением миграции. Для нормального развития общества и, прежде всего его экономики одинаково вредны и стремящиеся к минимуму и стремящиеся к максимуму темпы роста народонаселения. При крайне низких темпах роста воспроизводство личностного элемента производительных сил происходит на суживающейся основе, что сказывается и на величине совокупного национального продукта, а значит и национального дохода. При чрезмерно высоких темпах роста народонаселения развитие экономики тоже замедляется, ибо все более значительная часть совокупного продукта и национального дохода отторгается просто на физическое сохранение вновь родившихся.

Результат в обоих случаях один - усиление миграции, наносящее ущерб экономике.

Воздействие демографических факторов дает себя знать не только в экономике: трудно назвать такой компонент социума, в котором бы оно не обнаруживалось.

Самой чуткой в этом отношении из всех надстроечных сфер является, пожалуй, мораль. Любой сбой в демографических отношениях, а тем более в демографической структуре в целом, тут же откликается в практике нравственных отношений и - в рефлексированном виде - в нравственной психологии и этике. Достаточно вспомнить моральные последствия Отечественной войны, связанные с обвалом семейной структуры общества, распадом многих миллионов семей. В определенном смысле в этом же направлении воздействует и миграция, в особенности, если она принимает гипертрофированный характер.

Трудности профессиональной и социокультурной адаптации, бытовая неустроенность, выход из-под морального контроля прежней социальной микросреды и возможность (в особенности на первых порах) анонимного поведения в новой служат почвой и фоном для сексуальной распущенности, пьянства и уголовных преступлений.

Демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.

Итак, законы народонаселения представляют собой яркий пример того, как преобразуется биологическая форма движения материи, входя в состав социальной. В связи с этим законы народонаселения точней было бы называть биосоциальными. Раскрытие их сложного содержания остается важной задачей междисциплинарных исследований, включающих в себя и философское осмысление взаимодействия «социум - народонаселение», и реконструкцию конкретного развития демографической структуры общества силами историков.

Рассмотренные нами этническая и демографическая структуры общества биологичны по своему происхождению и первичным конкретно-историческим формам. В этом отношении поселенческая структура, будучи порождением причин сугубо социальных - общественных разделений труда, принципиально от них отличается.

Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Здесь мы обнаруживаем отличие, дифференцирующее поселенческую структуру от других структур: люди, принадлежащие к разным этносам, разным классам, разным возрастным и профессионально-образовательным группам, как правило, не оторваны друг от друга пространственно, напротив, именно сосуществование в едином пространстве делает возможным взаимодействие между ними и нормальное функционирование общества в целом. По поселенческому же принципу индивиды размежеваны в пространстве - они, в зависимости от типа поселения, являются либо горожанами либо селянами.

Каждый из основных типов поселения - деревня и город - может быть правильно понят только в условиях соотносительного рассмотрения, при скрупулезном их сравнении друг с другом. При этом город может быть избран в качестве зеркала, в которое смотрится общество, чтобы понять, что оно приобрело и что потеряло в результате выделения городов из некогда абсолютно сельского социального пространства.

Все связи, отношения, взаимодействия, элементы и сферы жизни общества находятся в процессе изменений и преобразований разной природы и характера. Общество, являясь продуктом общественных отношений, вместе с тем является и активным субъектом отношений, действий и взаимодействий между элементами, входящими в его структуру.