Стихотворные стопы. Определение понятия «стопа

Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить размеры стихотворных строк, нужно отметить, что речь идет о силлабо-тонической системе стихосложения, где определяющим элементом является стопа. Это такой повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов. Стопа была известна уже в античности, однако там она состояла не из ударного и безударных слогов, а из долгих и кратких.

Размеры определяются характером стопы и количеством стоп в стихе (стихотворной строке). Одна из типичных ошибок формулировки - это тавтологическое словосочетание «стихотворный размер стиха». Это словосочетание можно довольно часто слышать от школьников и даже от учителей, оно некорректно, хотя и очень распространено. Размер стиха по своей природе является стихотворным, поэтому некорректно спрашивать: «Как определить стихотворный размер стиха?», - правильно говорить: «Как определить размер стиха?»

Двусложные стопы

От характера стопы зависят стихотворные размеры. Как определять характер стопы, подскажет скандирование, запись стиха в виде схемы и определение того, какое место занимает ударный слог в каждом повторяющемся элементе стихотворения.

Двусложные стопы состоят из двух слогов (то есть элемент повторяется каждые два слога).

Если первый слог повторяющегося элемента ударный, а второй - безударный, то Достаточно повторить несколько раз любое хореическое слово (лето, осень), чтобы почувствовать звучание хорея. Хорей очень распространен в поэзии и известен читателям как по произведениям современных авторов, так и по творчеству классиков. Хореические стихи очень характерны для поэзии, адресованной детям:

Как-то в осень ослик Ося

Ночью очень плохо спал.

И, когда пробило восемь,

Ослик Ося не вставал… (А. Чебышев)

Ежик Хоня был тихоня,

Ежик Хоня не спешил.

Вот однажды ежик Хоня

За водой сходить решил… (А. Чебышев)

Банный день у черепашки.

Очень хлопотно ему:

Надо выстирать рубашку

И помыться самому… (А. Чебышев)

Если ударным в стопе является второй слог, то Ямбические стихи не менее популярны.

Котенок был пушистый

И очень озорной.

Он бегал быстро-быстро

За кошкой и за мной.

Еще к собачке Жучке

Он часто приставал…

А если взять на ручки,

Мурлыкал он и спал. (А. Чебышев)

Чтобы «услышать» звучание ямба, достаточно повторять любое ямбическое слово (весна, жара). Ямб обычно ассоциируется со звучанием пушкинского «Евгения Онегина».

Трехсложные стопы

Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых - первый, второй или третий - ударный.

Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.

Три и четыре, и два бегемота

Встретили два и четыре слона.

Рядом - один - это было болото,

Два - это речка.

И пальма - одна.

Три и один бегемота сказали:

«Здравствуйте, два и четыре слона».

А остальные под пальмой лежали.

Их было много,

А пальма - одна. (А. Чебышев)

Если ударный слог - второй, то После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:

…Однажды пупусик водичил цветочки,

А нусики мерили воду в горшочках,

Следили, чтоб он ничего не схимичил

И в каждый горшочек помногу водичил…

Однажды пупусик кишмишил обед

И вспомнил, что соли ни горсточки нет.

А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!

Еще в старой бубе зачухлилась соль…»

…Однажды пупусик кузюнился с другом,

Вдруг нусики взвякнули громким испугом:

«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!

Смотри, как он хищнит глазами вокруг!

Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.

А нусики что будут вечером есть?..»

В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).

…а бывает еще воскресение.

А сегодня нельзя баловать,

Потому что, когда воскресение,

Нам не надо пораньше вставать.

Мама-папа не будут с будильником,

Как сегодня, ругаться с утра…

А зато у меня в холодильнике

Очень вкусная рыбья икра.

А вчерашней весной в воскресение -

Там еще продавали слонов -

С мамой-с-папой гуляли мы семьями,

А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)

Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.

Четырехсложные стопы (пеоны)

Русская поэзия знает также четырехсложные стопы, их называют пеонами. Если ударный слог первый, то такую стопу называют пеон I, если второй, то, соответственно, пеон II, и так далее. Пеоны легко спутать с хореем или ямбом, однако, если прислушаться, то звучание их разное. В рамках школьной программы в основном говорят о классических стопах - двусложниках и трехсложниках.

Пятисложные стопы (пептоны)

Кроме того, возможны и пятисложные стопы, или пятидольники, или пептоны. Эти стопы можно встретить в русской народной поэзии или в ее стилизациях. Наибольшее распространение приобрели пятисложники с третьим ударным слогом: «Как во матушке, во сырой земле…» Звучание пептона III действительно очень характерно и незабываемо, знакомо многим по русским былинам.

Количество стоп в стихе

Стопой определяются стихотворные размеры. Как определять вид стопы, описано выше, однако для того, чтобы узнать, каким размером написано стихотворение, знания о типе стопы недостаточно. Стопа - это та единица, которой измеряется размер. Второе действие, которое нужно произвести - посчитать, сколько именно стоп образует стихотворную строку (стих).

Корректные названия стихотворных размеров поэтому звучат, например, так: «трехсложный хорей» (количество хореических стоп в строке - три), «пятисложный ямб» (количество ямбических стоп в строке - пять), «двусложный анапест» (количество анапестовых стоп в строке - две) и т. д. Типичную ошибку допускают многие школьники и студенты, отвечая на вопрос: «Какой это размер?» - называя лишь вид стопы. Неправильно говорить «Размер этого стихотворения - дактиль», правильно говорить: «Размер этого стихотворения - трехстопный (двустопный и т. д.) дактиль».

Определение количества стоп в стихе

Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.

Если я надену шляпу,

Стану я почти как папа.

Ну, а папа и без шляпы

Все равно похож на папу.

В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.

Лошадка по полю скакала, скакала,

По полю скакала и очень устала.

И в поле стояла, и травку щипала.

И снова скакала, скакала, скакала.

И в речке купалась, и гривой играла,

И снова по полю скакала, скакала.

Ни ветру, ни птице ее не догнать.

Никто не умеет так быстро скакать.

Метры, стопы и размеры стиха

Стихотворный размер- определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в современных стихотворениях (или длинные и короткие по звучанию слоги для античного стихосложения). Этот порядок задает звучание и ритм стиха .

Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей - способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке.

В силлабическом стихосложении определяется числом слогов;

В тоническом числом ударений;

В метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").

Метр стиха

Этот термин появился еще в античные времена. Античное стихосложение значительно отличалось от современного, в частности тем, что в современной поэзии стихотворное звучание достигается последовательным чередованием ударных и безударных слогов, в то время, как античные стихотворцы добивались поэтического звучания, растягивая одни слоги и быстро произнося другие. Однако и в современной, и в античной поэзии стихотворения имеют определенный повторяющийся ритм. Сочетание ударных и безударных слогов в современном стихосложении (или протяжных и коротких слогов в античном) и называется метром.

Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой").



Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом

СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

Стопа

Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой . Обычно в одной строке стихотворения повторяется не более 6 стоп.

Часть стопы, на которую приходится ударение, называется тесисом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы. Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.

Билет №2

1. Текстология.

3. Рифма в стихосложении.

1. Текстология (от лат. textum - связь слов и др.-греч. λόγος - учение) - филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.

Проблематика. Одной из проблем текстологии является проблема атрибуции текста, которая проводится в рамках судебной психологии на основе методов контент-анализа и психолингвистики.

Значительная часть литературных произведений либо остаётся неопубликованной при жизни автора, либо бывает опубликована с неточностями и искажениями как вследствие небрежности, так и сознательно (условия цензуры и т. д.). Неопубликованные в печати произведения часто существуют в ряде списков, из которых ни один нельзя предпочесть другому по достоверности (напр. «Горе от ума» Грибоедова). Наконец, все произведения литературы до середины XV века, когда было изобретено книгопечатание, вообще остались в виде рукописей, которые только в самых редких случаях были автографами или просмотренными и исправленными автором копиями (авторизованные копии). От произведений античной литературы до нас ни одного автографа не дошло. В средневековой литературе почти каждое произведение имело сложную историю текста и целый ряд авторов, причём часто древнейший из дошедших до нас списков отделяется несколькими столетиями от времени написания произведения (напр. «Песнь о Роланде», возникшая в конце XI века, представлена только одним списком конца XII века и большим количеством списков XIII-XIV веков).

Критика текста в основном сводится к двум моментам:

1) К установлению подлинности или подложности источника

2) К реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искажённого переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов.

Сводка этого анализа всех существующих вариантов данного текста и их отношений друг к другу называется «критическим аппаратом», который в настоящее время считается необходимой принадлежностью всякого научного критического издания литературных произведений.

Критика текста источника, признанного подлинным, в свою очередь состоит из двух последовательных моментов:

диагноза (то есть констатирования испорченности данного места текста), основой которого служит либо нарушение логического смысла, либо несоответствие архитектонике целого, показаниям других памятников или других частей того же памятника

конъектуры, то есть составления проекта исправления текста, источником которого могут быть или косвенные указания в самом исследуемом памятнике и близких к нему, или же гадательное предположение, исходящее из общего толкования логического смысла памятника, исторических условий его возникновения, отношения к другим памятникам, его художественной структуры (например, ритм) и т. д.

В последнем случае мы часто имеем дело с так называемой «дивинаторской критикой» (от лат. divinatio - «способность угадывать»), когда сильно испорченный текст реконструируется по косвенным данным.

Задачи текстологии . Основная задача текстологии - дать правильный текст издаваемого литературного произведения. Вопрос же о том, что считать «правильным» или «каноническим» текстом, не всегда понимается одинаково. Различные филологические школы по-разному понимали пути восстановления на основании оставшихся различных редакций текста одного и того же произведения. Так, до середины XIX века в издательской технике преобладает точное («дипломатическое») воспроизведение одной рукописи, признанной по каким-либо соображениям лучшей. С середины XIX века обычны так называемые «критические» издания, реконструирующие предполагаемый прототип путём контаминации вариантов всех доступных исследованию рукописей. Текстология начала XX века характеризуется очень большим психологизмом в подходе к вопросу о так называемой «воле автора» (ср. работы М. Гофмана над пушкинским текстом, Н. К. Пиксанова над текстом Грибоедова, а также всю историю издания текста лермонтовского «Демона»).

История текстологии .

Текстология развивалась первоначально на основе изучения рукописной традиции античных (и позже средневековых) авторов, то есть как раз на основе таких документальных материалов, среди которых, как было указано выше, не встречается (за редчайшими исключениями) автографов. В последнее время она успешно применяется и к текстам произведений новой и новейшей литературы, причём наличие автографов ввело в текстологию совершенно новый круг проблем - «творческую историю произведения», являющуюся новым видом «истории текста» - видом, ограниченным хронологическими рамками жизни автора, и даже ещё уже - хронологическими рамками его работы над данным произведением.

Конкретный материал, на котором развивались и совершенствовались методы текстологии, можно разбить на следующие категории:

Памятники, дошедшие до нас в незначительных фрагментах (например, тексты древнегреческих лириков, комедии Менандра)

Памятники, дошедшие до нас в многочисленных, расходящихся одна с другой, редакциях:

а) подвергшихся многочисленным искажениям при переписке (до конца книгопечатания), - таковы тексты большинства античных авторов

б) подвергшихся неоднократным переделкам и переработкам вплоть до объединения (контаминации нескольких произведений в одно), - такова история текста большинства произведений художественной литературы феодального периода

Памятники, являющиеся сводом ряда других, слагавшихся в течение ряда столетий памятников, относящихся к различным эпохам и возникших в различной общественной среде (например Библия, отчасти поэмы Гомера или русские летописные своды и хронографы)

Памятники, сохранившиеся в немногочисленных или даже в единственной, иногда сильно искажённой, редакции: сюда можно отнести иногда и произведения новой литературы, не напечатанные при жизни автора и не получившие окончательной отделки, как например, «Горе от ума» Грибоедова или «Демон» Лермонтова

фальсификации:

Памятники, целиком подложные - «Дар Константина», так называемые «Лжеисидоровы декреталии», недостающие книги Тита Ливия, письма Фаллариса, «Любушин суд», «Краледворская рукопись», окончание пушкинской «Русалки» и т. п.

интерполяции или вставки (например, христианские интерполяции у языческих авторов, позднейшие вставки эпизодов или хронологических дат в летописях и хрониках).

Анализ каждой из этих категорий памятников связан с особыми техническими приёмами текстологии.

Наиболее часто встречается на практике вторая из перечисленных категорий памятников, которая в свою очередь разбивается на три группы. Такую разбивку можно довольно чётко провести на памятниках древнерусской литературы:

Списки почти тождественные (имеются только орфографические и стилистические варианты, незначительные вставки или пропуски)

Списки как сходные, так и значительно отличающиеся друг от друга (различные варианты сюжета, вставные эпизоды)

Списки, резко расходящиеся между собой, сохраняя лишь общий остов сюжета.

Каждый из этих трёх случаев требует особых методов исследования. Так, например, в первом случае в основу сравнения кладётся один список, а все остальные подводятся под него как варианты, образуя собой критический аппарат; при этом основой сравнения должен быть старший список с типичным текстом, хотя «типичный» текст отнюдь не всегда является древнейшим текстом (древнейший текст может дойти до нас как раз в одном из позднейших списков); в результате построения аппарата, то есть подведения всех вариантов под один список, устанавливается взаимоотношение списков, и они разбиваются на группы, затем устанавливается «архетип» каждой группы и, наконец, взаимоотношение между группами.

Таким путём строится «генеалогическое древо списков», являющееся схематическим изображением истории текста. Работа эта является более или менее сложной, в зависимости от относительной полноты списков; чем больше промежуточных звеньев утеряно, тем она сложнее. Так, например, в одном случае мы можем установить, что один из списков первой группы является архетипом для всей второй группы, в другом случае мы можем ограничиться только утверждением, что вторая группа восходит к такому-то списку первой группы, но сам этот список - архетип - должен считаться утерянным.

Этот путь исследования, методологически проверенный для первого из приведённых трёх случаев, значительно модифицируется для второго и третьего случаев. Конечно, встречаются и в средневековой литературе несколько иные случаи: так, например, среди списков «Песни о Роланде» один, так называемый оксфордский, по структуре сюжета может быть противопоставлен как особая группа всем остальным спискам XIII-XIV веков, образующим вторую группу, но в этой последней один из самых молодых списков, венецианский (конца XIV века), сближается по одному признаку (ассонансы вместо рифм) с древнейшим, оксфордским.

Предположим, что у нас есть замысел произведения. То есть мы в общих чертах знаем, о чем будем рассказывать. Это значит, что мы знаем фабулу.

Фабула - это события, происходящие в литературном произведении, но выстроенные в их естественном, хронологическом порядке, так, как они происходили бы или могли бы происходить в действительности.

То есть это наш рассказ, повесть или роман, изложенные "просто", "напрямую", в одной или нескольких фразах. Например, упрощенную фабулу шекспировской трагедии "Гамлет" мы могли бы сформулировать так: "Брат датского короля тайно убивает брата, завладевает короной и женится на королевской вдове. К сыну убиенного, принцу Гамлету, является призрак отца и рассказывает о совершенном злодействе. Гамлет пытается отомстить королю-убийце, но гибнет на дуэли". Просто и понятно. Но в "Гамлете" действия разворачиваются в совершенно иной последовательности! К примеру, первая сцена трагедии - явление призрака отца Гамлета перед охраной замка и другом Гамлета, Горацио. А убийство короля происходит задолго до того, как начинается представляемое нам Шекспиром действие, да и то "за кадром", в пьесе его нет. Наблюдать же мы его можем только в интерпретации заезжих в королевский замок актеров, которых Гамлет попросил (в третьем акте трагедии) сыграть пьесу по подсказанному им сценарию.

Если мы в пересказе будем строго следовать авторской последовательности изложения, то расскажем сюжет.

Сюжет - художественно целесообразная система описываемых событий, которые автор излагает в такой последовательности и с использованием таких литературных форм и приемов, которые наиболее полно отвечают его творческой задаче .

Понятно, что рассказать сюжет порой непросто - настолько, насколько непросто автор "выстроил" произведение. Ведь направление событийного плана в сюжете может совпадать с фабульным (и тогда фабула "равна" сюжету), но чаще всего отличается от него (как в "Гамлете"). Поэтому фабулу называют еще "выпрямленным" сюжетом, а в случае, когда она сюжету "не равна", говорят об обратной сюжетной композиции.

Композиция - построение, расположение всех элементов художественной формы.

Вот они - киты поэзии.... :) Хотя многие литераторы считают, что далеко не основные. Как бы там ни было - однозначно очень важные для поэта!

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР (греч. metron - мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Двустопный ямб

Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...
(А.С. Пушкин)

Четырёхстопный ямб

О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков

Двустопный хорей

Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..

(народн.)

Четырёхстопный хорей

Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
(А.С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий

Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)

Трёхстопный амфибрахий

Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)

Трёхстопный анапест

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
(Н.А. Некрасов)

Четырёхстопный дактиль

Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)

Одностопный ямб

Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.

Двустопный ямб

Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.

Трёхстопный ямб

Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...

Четырёхстопный ямб

Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

Пятистопный ямб

Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)

ИКТ (лат.ictus - удар) - ударный слог в стихе. Второе название - арсис. Межиктовый интервал (второе название - тезис) - безударный слог в стихе.

СТОПА - единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «È » - безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).
Об античных стопах

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « È - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « - È ».

Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)- трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема «- ÈÈ».

В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «È - È».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ÈÈ - ».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

ПЕОН - четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- È ÈÈ), 2-й(È- ÈÈ), 3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский)

ПЕНТОН (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « ÈÈ - ÈÈ»

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)

ТРИБРАХИЙ - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой...ü
(М.Ю. Лермонтов)

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
-ÈÈ-ÈÈ-//ÈÈ-ÈÈ-ÈÈ-È ; -ÈÈ-ÈÈ-È//È-ÈÈ-ÈÈ-È ("È" - безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)

БРАХИКОЛОН - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)

Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл -
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.

(И.Л. Сельвинский)

Определение понятия «стопа»

Выше уже было приведено определение данного понятия, сейчас рассмотрим это понятие более подробно, также обратим внимание на формулировку определения именно в русской литературе.

Стопа - это повторяющееся в стихотворной строке сочетание метрически сильного места (арсис, или икт) и метрически слабого места (тезис). Стопа является единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест, такое чередование лежит в основе метрического стихосложения и силлабо-тонического стихосложения. В силлабо-тоническое стихотворение понятие «стопа» перенесено из метрического стиха (в России -- В. К. Тредиаковским) Формулировалось определение понятия «стопа» - как повторяющееся сочетание ударного и безударных слогов в строке (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Из-за того, что в русском ямбе и хорее ударения на сильных местах часто пропускаются, эта формулировка требовала сложных оговорок (учение о заменах стоп, «ипостасах») и побуждала некоторых исследователей отказываться от самого понятия « стопа». Только благодаря уточнению понятия «сильное место» (в работах Н. С. Трубецкого, Р. Якобсона) понятие «стопа» получило необходимое теоретическое обоснование для русского стихотворения.

В метрическом стихосложении стопы в стихотворение, как правило, должны быть равны по длительности (по количеству долей, или мор), т. е. изохронны, но могут быть неодинаковы по числу слогов. В силлабо-тоническом стихосложении стопы в стихотворении, зачастую, должны быть равны по числу слогов (изосиллабичны), но могут быть неодинаковы по числу и расположению ударений. Сильное и слабое места различаются в стопе по тому, какие слоги могут и какие не могут стоять на данном месте. Так, в метрическом гекзаметре сильное место может быть занято только долгим слогом (--), а слабое -- или долгим или двумя краткими (); поэтому в стопе гекзаметра возможны слогосочетания -- и -- --, но невозможно --. Так, в силлабо-тоническом ямбе (и хорее) сильное место может быть занято ударным слогом многосложного слова («фонологическое ударение»), односложным словом или безударным слогом многосложного слова, а слабое место -- только односложным словом или безударным слогом многосложного слова. Поэтому в стопе ямба возможно слогосочетание «Царям...», возможно «Царь, бог...», возможно «Царе... (убийство)», возможно «Царь за...(немог)», но невозможно «Царствуй...». Так, в силлабо-тоническом анапесте (и др. трехсложных размерах) сильное место может быть занято (как правило) только ударным слогом многосложного или односложного слова, слабое место -- или безударным слогом или ударным слогом одно- или двусложного слова. Поэтому в стопе анапеста возможны слогосочетания «Цареград», «Царь велел», «Царь стал слаб», «Царский дом», «Царю в дом», но невозможно -- «Царствовать».

В силлабическом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк служит слог. В чисто тоническом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк служит полноударное слово. Для размеров, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик, в которых сильные и слабые места различаются, но слоговой объем слабых мест не постоянен, а переменен), терминология еще не выработалась: сочетания сильных и слабых мест, аналогичные С. именовались в них «переменными стопами», «долями», «тактами», «кратами», но названия эти не привились.

Настал черед познакомится с Ямбом, Хореем, Дактилем, Анапестом, Амфибрахием и Пеоном! Кто они такие? Стопа - повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов. У каждой стопы есть своя схема! Важно запомнить два главных правила! 1) Если выбрал определенную стопу, то она должна строго повторяться с первых строк и на протяжении всего стиха! 2) Нельзя смешивать стихотворные стопы! Советую запомнить эти правила, чтоб у вас получались красивые и качественные стихотворения! Также нужно знать, что у стихотворной стопы только один ударный слог! Пришла пора знакомиться поближе!

Хорей!

Двухсложная, стихотворная стопа с ударением на 1-м слоге!

Схема Хорея такая (/ -)

У Хорея всегда ударные нечётные слоги! (1,3,5,7,9...)

Пример - Бу ря мгло ю не бо кро ет! / - / - / - / -

Одностопный Хорей / -

Двустопный Хорей / - / -

Трехстопный Хорей / - / - / -

Двухсложная, стихотворная стопа с ударением на 2-м слоге!

Схема Ямба такая (- /)

У Ямба всегда ударные чётные слоги! (2,4,6,8,10,12...)

Пример - Мой дядя самых честных правил... - / - / - / - / -

Одностопный Ямб - /

Двустопный Ямб - / - /

Трехстопный Ямб - / - / - /

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Дактиль!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 1-м слоге!

Схема Дактиля такая (/ - -)

У Дактиля всегда ударные слоги - (1,4,7,10...)

Пример - Ту чки небе сные, ве чные стра нники... / - - / - - / - - / - -

Одностопный Дактиль / - -

Двустопный Дактиль / - - / - -

Трехстопный Дактиль / - - / - - / - -

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Амфибрахий!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 2-м слоге!

Схема Амфибрахия такая (- / -)

У Амфибрахия всегда ударные слоги - (2,5,8,11...)

Пример - Не ве тер бушу ет над бо ром... - / - - / - - / -

Одностопный Амфибрахий - / -

Двустопный Амфибрахий - / - - / -

Трехстопный Амфибрахий - / - - / - - / -

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Анапест!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 3-м слоге!

Схема Анапеста такая (- - /)

У Анапеста всегда ударные слоги - (3,6,9,12...)

Пример - О весна без конца и без краю.. - - /- - /- - /-

Одностопный Анапест - - /

Двустопный Анапест - - / - - /

Трехстопный Анапест - - / - - / - - /

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Пеоны!

Встречаются довольно редко.

Четырехсложные, стихотворные, античные стопы. Ударение зависит от разновидности.


Схема Пеона первого такая (/ - - -) - 1-й слог ударный

Схема Пеона второго такая (- / - -) - 2-й слог ударный

Схема Пеона третьего такая (- - / -) - 3-й слог ударный

Схема Пеона четвертого такая (- - - /) - 4-й слог ударный

Пример Пеона первого - Сло во переве сит, ведь сильне е во сто кра т... / - - - / - - - / - - - /

Пример Пеона второго - Приличные профессии... - / - - - / - -

Пример Пеона третьего - Замета лись, затеря лись в океа не корабли ... - - / - - - / - - - / - - - /

Пример Пеона четвертого - Цивилиза ция цвете т! - - - / - - - /

И еще пару нюансов...

Ну вот мы и познакомились со стихотворными стопами. Очень надеюсь, что вы сдружитесь. Осталось маленький нюанс: Мы уже знаем что если строчку "Буря мглою небо кроет" разложить на схему, то увидим 4-х сложный Хорей! Но бывает и так что остаются маленькие хвостики. Например - "Только не сжата полоска одна" Если разложить на схему, увидим (/ - - / - - / - - /) Вроде бы 3-х сложный Дактиль но вот последняя черточка... Это и есть хвостик (неполная стопа)! Он тоже считается за целую! Здесь 4-х сложный Дактиль! Чтобы сказать определенный размер произведения, обычно счет ведет по длинной строчке.