Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. - М.: Владос, 1999

Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений - ошибочные действия : оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка . Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1. 1Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М, 1991. - С. 25.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая - детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Введение

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. Он впервые выделил идеальное, как особую сущность противоположную материальному миру вещей. Он объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на две части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы.

Происхождение сознания

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин
- теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и деления:

1. трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;



2. человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

3. человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного – home sapiens.

Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился. Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания.

Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

1. в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;

2. регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.е, труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

Сущность сознания

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.

Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития.

Сознание – это состояние психической жизни индивида. Оно выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчёте об этих событиях. Сознание связано с понятием отражение.

Отражение - основная характеристика сознания и познания с точки зрения философии диалектического материализма . Сознание и познание понимаются в рамках этой концепции как отражение, воссоздания характеристик предметов, которые существуют объективно, - реально, независимо от сознания субъекта.

Структура сознания. Сознательное и бессознательное

Сознание имеет сложную структуру. Оно включает не только осознаваемые компоненты, но и бессознательное, а также самосознание.

Бессознательное – это неосознанное, подсознательное . Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе - припоминание душой общих истин , которые наблюдались ею в мире идей, до вселения её в тело. Впоследствии идеи о бессознательном развивались в разных направлениях. Но революцией в понимании бессознательного стало учение З. Фрейда. Он различал собственно бессознательное - то, что вообще никогда не осознается в оригинальном виде (сексуальные и агрессивные влеченья, вытесненные из сознания мысли, импульсы), а также то, что может осознаваться при определенных условиях (нормы морали, ценности). Осознается только то, что совместимо с социокультурной конституцией личности . К области бессознательного относят также так называемое «архаичное наследие» человечества - коллективную копилку представлений, типичных реакций и механизмов психики. Эти идеи коллективного бессознательного были широко развитыми К. Юнгом.

Специфическими проявлениями сознания являются: мышление как опосредствованное, теоретическое сознание, которое не может направляться на само себя; разум как теоретическое сознание, тождественное законам и формам объективного мира; рассудок как форма логического рассуждения; здравый смысл как жизненно практическое рассуждение и другие проявления человеческого сознания.

Рассудок - тип умственной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимо условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивает, систематизирует предметы познавательной деятельности.

Разум - философская категория, которая выражает высший тип умственной деятельности, которая противопоставляется рассудку. Различение рассудка и разума как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, разум направлен на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение разума как высшей по сравнению с рассудком степени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж. Бруно и связывалось со способностью разума постигать единство противоположностей , которые рассудок разводит.

Наиболее детальную разработку представления о двух уровнях умственной деятельности в понятиях рассудку и разума получает в немецкой классической философии - у Канта и Гегеля. Согласно Канту, «всякое наше знание начинается с ощущений, переходит потом к рассудку и заканчивается в разуме». В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях данным чувствам материалом, на который налагаются априорные формы рассудка, мышление, разум стремится выйти за пределы заданного возможностями чувственного созерцания «конечного» опыта. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сути мышления, однако реально достичь её невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, разум запутывается в неразрешимых противоречиях - антиномиях. Разум, согласно Канту, может выполнять только регулятивную функцию поиска недосягаемых предельных оснований познания, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант не отрицал возможностей неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, то есть взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое носит всегда «конечный» характер, не может по определению исчерпать реальность этого мира. Это сильная антидогматическая направленность против всяких попыток построения законченной «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом.

В отличие от Канта, Гегель считал, что, именно достигая стадии разума, мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Границы мышления, по Гегелю, не вне мышления, то есть в опыте, созерцании, а внутри мышления - в его недостаточной активности. Подход к мышлению как лишь формальной деятельности по систематизации данного извне материала, что свойственно для рассудка, преодолевается, по Гегелю, на стадии разума. Внутренним стимулом работы разума для Гегеля выступает диалектика познания, которая преодолевает внутренние противоречия предмета познания.

Недостаток гегелевской концепции заключается в том, что разум способен достичь абсолютного знания. Но развитие познания никогда не замкнуто в пространстве разума, а допускает обращение к опыту, взаимодействую с эмпирическим знанием, допускает многовариантность действий, критический анализ разных проблемных ситуаций.

В философской традиции рассудок как начальная, низшая стадия мышления противопоставлялась разуму как высшей познавательной способности. Осуществляя нормативную функцию по отношению к материалу чувственности, рассудок привносит форму в знание, содержание которого задается чувственным созерцанием. При этом Кант считал, что применение правил рассудка в реальном познании обязательно должно быть связано со способностью мысли - возможностью живого человеческого сознания применять общее нормативное правило в конкретной ситуации.

Сознание не существует вне мышления и языка . Следовательно, особенности сознания, мышления и языка выступают явлениями одного порядка, поскольку не существуют независимо друг от друга. Язык - это практическое сознание.

Мышление - это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями ощущений и воли с целью получить необходимую для овладения ситуацией директиву . Мысль всегда находит языковое выражение. Значит, мышление - это немой, внутренний язык, а язык - это озвученное мышление.

Часто мышление начинается с ситуации , а потому сначала это ситуативное мышление . Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным , если мышление направлено на идеальные предметы или на то, что представляется, то речь идет об абстрактном мышлении . Оба способа мышления переходят один в другой.

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек , и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

Слово находится между сознанием и мыслимым предметом . Оно принимает участие в бытии и того, и другого. С помощью слов мы разделяем предметы. Но слово также и связывает предмет и сознание . В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление.

История всякого языка отображает социальную историю ее народа . В языке находит выражение та или иная сфера жизни, определенная область опыта, переживаний (так, слово «море» значит для рыбака нечто иное, чем для курортника). Корни слов показывают, какие предметы были важнейшими для народа в период формирования языка. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис - как он думает . Язык точнее всего характеризует народ, поскольку является объективным духом народа . Характерным, например, есть тот факт, что у бедуинов есть множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафриканские охотники имеют множество слов для выражения разных оттенков коричневого цвета и только по одному - для выражения каждого из всех остальных цветов. И если в славянских языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, например, в романо-германских языках, то это говорит о том, что проблема существования, реальности здесь не стоит здесь с такой остротой, как в культуре романских и немецких народов.

Сознательное и бессознательное


План


1. Сознание и мозг

Сознание и сфера бессознательного


1. Сознание и мозг


Сознание - это продукт взаимодействия двух факторов: мозга человека и среды. Это подтверждается хотя бы тем, что человек, изолированный от общества, как правило, не способен ни мыслить, ни говорить.

Итак, мозг материален и является важнейшим элементом сознания. Он состоит из клеток - нейронов, которые составляют от 40 до 50 млрд. Каждая из них, в свою очередь, имеет сложную структуру. Благодаря этому, мозг передает команды соответствующим органам путем выработки определенных химических, т.н., нейротропных веществ. Одно из них нам известно как адреналин, вызывающий у человека чувства удовольствия, радости и подъема. (Некоторые люди пытаются выработать это чувство-вещество искусственно, например, при помощи наркотиков)

Важнейшее свойство мозга - быть всегда в работе. Не включенные в процесс работы клетки отмирают. А активная умственная деятельность продлевает их жизнь. Но даже при самой активной умственной деятельности человек использует лишь около 4% нейронов. Считают, что больший процент используемых (задействованных) процессом умственной деятельности нейронов, приводит к болезни мозга (например, шизофрении).

В мозге человека происходят исключительно сложные процессы: отбор информации, запоминание, забывание. При этом никакие приборы не в состоянии зафиксировать этот процесс работы мозга.

Еще одной важной особенностью мозга является ассиметрия его структуры. У большинства людей левое полушарие «отвечает» за формирование абстрактных понятий, логическое мышление. А правое - за образное мышление, художественное восприятие. При этом редко оба полушария равны друг другу: у одних людей преобладает какое-либо одно. Поэтому одни люди склонны к точным наукам, а другие - к гуманитарным и искусству.

С функциональной деятельностью мозга неразрывно связана память . Память - это способность сознания сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии, которая необходима ему для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Память, связывая в единое целое все элементы жизненного опыта человека, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования сознания, а, в конечном счете, личности.

За всю историю философии не возникало сколько-нибудь серьезных разногласий по вопросу о сущности и назначении памяти. Начиная с античности, все философы единогласно признавали память фундаментом, на котором зиждется мышление, и без которого не были бы возможны ни обобщения (за отсутствием накопляющихся впечатлений), ни рассуждения (ибо невозможно построить простейшее рассуждение без наличия исходных данных), ни умозаключения.

Еще одна форма связи двух компонентов - мира материального (мозга) и идеального - язык. Это знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык играет огромную роль в формировании сознания. Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии. Но, несмотря на то, что современная наука все более утверждается в мнении, что сознание и язык возникли и существуют одновременно (поскольку идеи не могут существовать отдельно от языка - ведь даже в безмолвии мы говорим сами с собой, облекая свои мысли в слова), исследователи все еще расходятся по поводу объяснения сущности взаимосвязи этих феноменов. Укажем на некоторые из них. Продолжает развиваться позиция, сформулированная еще Г. Гегелем, суть которой заключается в понимании языка, как объективного явления, т.е. существующего независимо от мышления . Данное понимание языка, в принципе, не идет вразрез с новейшими психологическими исследованиями, которые допускают даже полную независимость мышления от языка - с одной стороны, и возможность существования языка, независимо от мышления - с другой стороны. В самом деле, психологи давно показали, что мы можем далеко не все выразить словами, однако мы можем понять любое произнесенное человеком слово.

Есть понимание языка в качества «знакового мира», которое заключает мышление в рамки «мира текстов», «мира слов». Эта позиция, выдвинутая К. Марксом, а позднее подтвержденная практическими достижениями (лингвистики, теориями структурализма, герменевтики, лингвистической философии и др.), заключается в следующем: «...язык - практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (К.Маркс). Но, несмотря на то, что все эти подходы заслуживают внимания, современный взгляд на проблему основан на том, что сознание и язык одновременно - едины, и, вместе с тем, различаются. Нет языка без мышления, мышления - без языка. Ведь человек, как деятель, преобразует мир и самого себя, поэтому его жизнь возможна лишь как совместная деятельность с другими людьми. А для такого способа жизни необходим язык, который и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания. Эта проблема имеет ряд аспектов, которые оказывают влияние на ее научное решение. Так, один из них: структура мышления и структура языка различны. Почему? Прежде всего, потому, что законы мышления действительно едины для всех, а язык - национален .

Другой аспект проблемы: как мы уже знаем, осуществляя речевую деятельность, человек мыслит, а, мысля, оформляет мысль в слове. Но говорить - не обязательно означает мыслить, но невозможно мыслить, не оттачивая слово. Таким образом, язык является символическим выражением в звуке и письме психической жизни человека. Язык может быть как естественным, так и искусственным . Под естественным языкомпонимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный языксоздается людьми для каких-либо узких потребностей, как знаково-символические системы выражения психической жизни человека. Это языки науки, машинные языки, жаргоны (эсперанто).

Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованные и машинные языки. Формализованные языки - это логические и математические исчисления, в которых используются математические знаки и формулы. Знаки удобны для машинной обработки, для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки к информационной цивилизации. Языковые знаки, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлены, в конечном счете, процессом познания реальной действительности.


.Сознание и сфера бессознательного

мозг бессознательное мотив инстинкт

Бессознательное, в широком смысле этого слова, это совокупность психических процессов и состояний, отсутствующих в сознании человека, но, тем не менее, являющихся его неотъемлемой частью. Оно оказывает влияние на поведение человека, хотя и не осознается им.

Общая идея бессознательного восходит к учению Платона о «познании-воспоминании» (анамнесисе) и оставалась господствующей в философии, вплоть до Нового времени. Р.Декарт, утверждавший тождество сознательного и психического, обозначил новый этап в понимании бессознательного: за пределами сознательного, считал он, может быть только физиологическое, не имеющее ничего общего с деятельностью мозга.

Впервые четкую формулировку бессознательного дал Г.Лейбниц, который понимал бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. В ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса, выдвинул бессознательное А. Шопенгауэр Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное в человеке. Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Продолжением этой линии явилась концепция Зигмунда Фрейда (1856-1939гг.), основоположника психоанализа. Если раньше бессознательное, чаще всего, рассматривалось как ослабленное сознание, которое может быть подвергнуто сознательному рассмотрению, согласно З.Фрейду является более значительным явлением психики человека. Он считает, что бессознательное - это и есть единственное бытие, которое существует помимо воли и сознания человека. Он поднимает бессознательное над сознанием, и, согласно его учению, «человек в своем доме не хозяин». Не внешние раздражения, а внутренние влечения определяют направленность развития человека и его поступков. Главное из этих влечений - либидо (любовь), которая охватывает всю сферу человеческой любви, включая любовь родительскую, дружбу, любовь к Родине, и т.д. Но, все же признавая, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, доминирующую роль он отводит двум инстинктам: инстинкту жизни - Эрос, и инстинкту смерти - Тонатос.

Карл Юнг (1875-1961гг.), последователь З.Фрейда, помимо личного бессознательного, ввел понятие архетип (гр. - начало и образ). Так он называет изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов, содержащиеся в коллективном бессознательном , которые лежат в основе жизнедеятельности человека, выявляясь в мифах, верованиях, произведениях литературы и искусства.

К бессознательным относят также рефлекторные (несознательные) действия (инстинкты, рефлексы, гипноз). Однако для понимания бессознательного, как философской категории, нам приемлемо понимание бессознательного, как особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Хотя, как мы обратили внимание, на протяжении истории развития философской мысли эти два значения сливались и взаимоподменялись. Например, очень трудно провести между ними границу в работах З.Фрейда и др.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Человеческая психика - это очень интересный феномен. Сформировавшись в процессе исторической эволюции, представляет собой высшую ступень развития. Благодаря наличию опережающего и активного отражения, которое осуществляется головным мозгом и органами чувства, человек способен не только адаптироваться к окружающей действительности, но активно и постоянно ее изменять.

Именно благодаря тому, что психика является настолько сложной, "выделилось" два пласта - сознательное и бессознательное. Изучению этого аспекта было посвящено большое количество работ ученого З.Фрейда, который смог многое объяснить в их функционировании, ответить на некоторые базовые вопросы.

В древности считалось, что у человека имеется исключительно сознание, поэтому он может управлять практически всем. Но диссонанс, который имеется в психической жизни, постоянно ставил новые вопросы. Люди всегда хотели найти ответ на следующие вопросы:

  1. Как возникают сны?
  2. Каким образом можно их трактовать?
  3. Почему у человека возникают мечты?
  4. Как формируются автоматические действия и навыки?
  5. Из-за чего человек делает описки и оговорки?
  6. Как возникает сильное желание?

Поэтому рано или поздно вопрос о том, что существует сознательное и бессознательное в психике человека, должен был возникнуть. Последний же феномен рассматривался учеными, как копилка всех вытесненных, тайных мыслей и желаний человека.

Но нельзя говорить о том, что сознательное и бессознательное имеют тесную взаимосвязь. Если быть точнее, то они, скорее всего, выступают в качестве "соседей", которые живут в одном доме, но очень редко посещают друг друга. Так, человек, который находится в сознании, не всегда может догадаться о скрытых своих мыслях и желаниях, которые хранятся в бессознательном. Эти соседи не всегда хорошо "ладят между собой" и не знают до конца то, что "делает" другой. Рассмотрим более подробно, как сознательное и бессознательное между собой "договаривается", опираясь на концепцию структуры личности, которую разработал З.Фрейд.

Согласно ей, наше сознание, названное "Я", представляет собой совокупность знаний о внутреннем и внешнем мирах. Следовательно, человек имеет представление о том, что он - представитель вида Homo sapiens, каково его имя, и так далее. Этот пласт охватывает систему всех важнейших познавательных процессов, которые помогают обогащать все знания. Но, в такой интерпретации человек оставался бы саморазвивающимся роботом. Только комплекс "сознательное и бессознательное" способен "оживить" такую психику. Каким образом?

Бессознательное ("ОНО") выполняет побуждающую функцию. Благодаря потребностям и мотивам, человек способен постоянно двигаться вперед, стараясь добиться того, что ему хочется в той или иной сфере своей жизнедеятельности. Но, если он будет следовать каждому своему желанию, то будет по поведению похож на животное.

Именно поэтому, З.Фрейд выделил в третий компонент - "СВЕРХ-Я", который очень важен для социализации человека. Какова его функция?

СВЕРХ-Я охватывает те области человеческой психики, которые делают его участником В него входят: мораль, идеалы. Именно нравственный компонент способен "усмирить" бессознательное "ОНО", диктуя то, как нужно поступить в соответствии с принятыми в данном обществе нормами и законами. За формирование этого пласта несут ответственность родители ребенка, поскольку он "наполняется" в дошкольном и школьном возрастах.

Вот и получается то, насколько связаны тесно мораль, Психология человека не сможет полноценно функционировать без их участия.

Представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.

В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

  • неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;
  • поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;
  • подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;
  • надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.

Теория бессознательного по Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд сознательное и бессознательное описал по результатам своих экспериментов. Аналитика человеческого поведения показала, что большое количество действий, в которых человек не отдает себе отчета, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания. Было установлено, что разного рода мотивации проявляются в невротических симптомах, сновидениях и творчестве. Как врач, занимавшийся в том числе и неврологией, Фрейд столкнулся с особенным влиянием неосознаваемых переживаний и мотивов на жизнь людей. Он установил, что эти процессы могут не только в значительной мере отягощать жизнь испытуемых, но и вызывать нервно-психические заболевания. Результаты экспериментов направили Фрейда на поиск средства, которое могло бы избавить человека от конфликтов между сознательным и бессознательным. Именно поиск компромисса между тем, что диктует сознание и потаенными, бессознательными побуждениями привел к появлению метода психоанализа.

Теория бессознательного по Юнгу

Проблема бессознательного и сознательного будоражила умы многих психологов. По результатам исследований швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, основоположника глубинной аналитической психологии, было дано описание «коллективному бессознательному». Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и расовое, родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное. Оно представляет собой совокупность информации психического мира определенного сообщества людей, в то время как индивидуальное бессознательное отражает только информацию психического мира конкретной личности.
Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.

Бессознательное в трактовке Юнга было подразделено на следующие процессы и состояния психики:

  • латентные (скрытые);
  • временно неосознаваемые;
  • вытесненные за пределы сознания (т.е. подавленные).

Теория бессознательного по Лакану

Помимо Карла Юнга и Зигмунда Фрейда сознательным и бессознательным занимался другой исследователь, французский философ и психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан. Он сформулировал гипотезу о том, что структура бессознательного похожа на языковую. С этой точки зрения психоанализ можно рассматривать как работу с речью пациента. Знаменитая психоаналитическая техника, разработанная Лаканом, была названа «клиникой означающего». В ее основе лежит работа со словом, необходимость и возможность перевода, так называемой перезаписи внутри психики. Все эти действия могут использоваться в терапии, связанной со сложными расстройствами психической деятельности. Однако не все авторы, изучающие проблему бессознательного и сознательного, согласны с теорией Лакана, что бессознательное есть язык, а психоанализ – языковая игра между психоаналитиком и пациентом. Бессознательное похоже на язык, оно функционирует по схожему алгоритму, но при этом на него не распространяются законы лингвистики.

Современные исследования бессознательного

Сформулированное Зигмундом Фрейдом сознательное и бессознательное положено в основу современных исследований. Психофизиологические доказательства получают при анализе сна, гипнотического транса, проявлений автоматизма в спортивной и трудовой деятельности. Разрабатываются теории о возможном применении кибернетических способов моделирования бессознательного.