Светящиеся краски: виды, применение, изготовление своими руками. Квантовый выход люминесценции. Делим люминофоры по характеристикам

Люминофоры - современные абсолютно безопасные и нетоксичные аналоги фосфора. На основе редкоземельных металлов, они позволяют создавать эффекты "послесвечения" (фосфоресцирования - послесвечения в темноте без дополнительных источников энергии).

Все наши люминофоры самого высокого качества последнего поколения, производятся в России на специализированном оборудовании, с использованием лучших аналитических приборов. Производство курируют российские профессора, преподающие в международных университетах, в т.ч. в Китае (Шанхай).
За люминофорами к нам обращаются компании из России, Китая, Голландии, Англии, Северной Америки, Турции, Италии, Украины, Белоруссии и остальные страны СНГ.

Мы знаем про люминофоры все. Мы их производим.
Люминофоры серии "А" - одни из лучших в мире.
Мы способны сделать люминофоры требуемой крупности и с необходимыми свойствами.

В наличии 43 вида люминофоров на складе. В настоящий момент производится около 300 кг люминофоров в месяц.
Производство в России гарантирует Вам стабильное качество и бесперебойные поставки.

Приезжайте к нам в офис в Ижевске и убедитесь в этом лично - мы продаем люминофоры для тестирования от 10 грамм (см. разделы и заказывайте)!

Видео: люминофоры - особенности, примеры использования:

Технология смешивания люминофоров и основные физико-химические параметры описаны здесь:

ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮМИНОФОРАМИ

Физико-химические характеристики фотолюминесцентного пигмента (люминофора):

Химическая формула: смесь сложного состава (SrAl2O4):Eu,Dy,Y. Светозапасающий фотолюминофор представляет собой алюминат стронция,

активированный европием, диспрозием, иттрием.

Степень опасности продукта в целом является малоопасным веществом по воздействию на организм, класс опасности по компонентам - 4

Слабо опасный продукт по воздействию на организм. Воздействует в основном на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, не раздражает здоровую кожу, при попадании на поврежденную кожу может вызывать сухость, покраснение, зуд.

Физическое состояние (агрегатное состояние, цвет, запах): порошок, цвет бело-серый или желтовато-зеленый, запах отсутствует.

Параметры характеризующие основные свойства вещества (материала):

Температура плавления (C): 2500

Температура начала разложения (C): не разлагается

Плотность по воде (г/см3): 5,0

Насыпная плотность (г/см3): 2,0-2,5

Растворимость в воде: не растворим

PH водной вытяжки: 6,7 - 7,3

Растворимость в органических растворителях: не растворим

Фракционный гранулометрический состав: производится любой крупности, под заказ: от 9 до 200 мкн

Активность поверхности: в воде и водных средах теряет свойства послесвечения, если не подвергался процессу пассивации. Поставляются в двух типов: водостойкий и гидрофобный

Температура воспламенения: не воспламеняется

Предел взрываемости: не взрывается

Температура самовоспламенения: не самовоспламеняется

Окислительная способность: не является окислителем

Стабильность: материал стабилен, не разлагается до температуры 2500 0С

Реакционная способность: Материал химически инертен, коррозионно не активен

5. Цвета послесвечения: бирюзовый (сине-зеленый), желто-зеленый, фиолетовый

6. Прозрачность: порошок непрозрачный, светонепроницаемый

ТИПЫ ФОТОЛЮМИНОФОРОВ

В нашем ассортименте представлены различные типы фотолюминофоров, которые максимально точно могут быть подобраны для каждой конкретной задачи.

ОКРАШЕННЫЕ ЛЮМИНОФОРЫ

Отличие промышленно окрашенного люминофора от смеси: люминофор + флуоресцентный пигмент («катализатор цвета») состоит в том, что в первом случае послесвечение будет более однотонным, а во втором - возможны случаи, когда цвет послесвечения будет неоднородным. Впрочем, при тщательном перемешивании смеси, эти недостатки можно практически исключить. Отдельный ввод флуоресцентных пигментов позволяет изменять цвет состава на свое усмотрение.

ВАЖНО! Следует понимать, что ввод любых дополнительных примесей, в том числе ввод флуоресцентных пигментов, не могут изменить химическую формулу и лишь отчасти изменяют (преобразуют) «родной» цвет послесвечения. Также, любые дополнительные пигменты препятствуют «зарядке» светом и последующему послесвечению, что негативно отражается на длительности и яркости послесвечения.

Нет каких-либо специальных пигментов, которые способны изменить химическую формулу при обычных условиях смешивания! Флуоресцентный пигмент непрозрачен и меняет видимый цвет состава при дневном свете.

ЯРКОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕСВЕЧЕНИЯ

Фотолюминофоры и некоторые составы с ними обладают послесвечением.

Яркость и длительность послесвечения, видимого для глаз человека, субъективна и зависит от нескольких факторов:

От типа люминофора;

От температуры окружающей среды;

От наличия примесей в составе;

От возможностей зрения каждого конкретного человека;

От степени затемненности и наличия «отвлекающих» источников света при наблюдении послесвечения;

От яркости и длительности предварительной «зарядки» светом;

Идеальные условия: «зарядка» фотолюминофора ярким светом 1-2 часа, сразу после этого - наблюдение послесвечения в темном помещении без каких-либо дополнительных источников света.

ВАЖНО! Никакой люминофор не может светить ярче, чем источник света, к которому дополнительно подается энергия. Более яркие источники света (солнечный свет, фонари, фары и т.п.) могут сделать практически невидимое для глаз свечение от люминофоров.

Люминофоры обладают неравномерным послесвечением.

Первые 15-20 минут, после интенсивной «зарядки» светом не менее 40-60 минут, люминофор светит наиболее ярко.

Далее, послесвечение будет составлять 60-70% от первоначального и еще через 40-60 минут послесвечение будет 30-40% от первоначального. Таким образом, через час-полтора фотолюминофор светит с яркостью ~20-25% от первоначальной.

Длительность свечения, видимое человеческому глазу, зависит от типа люминофора и может достигать 12 часов.

Приборами, в некоторых случаях, послесвечение может регистрироваться и через 30 часов, но для бытового применения это не имеет никакого значения.

Яркость, %

послесвечения 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 …. Длительность послесвечения, мин

*Ознакомительный усредненный график: снижение яркости послесвечения люминофоров во времени.

Для каждого типа люминофоров график будет индивидуальный.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СОТАВОВ С ЛЮМИНОФОРАМИ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАНЕСЕНИИ

Люминофоры непрозрачны. Они не растворяются и в жидких средах стремятся выпасть в осадок, на дно.

Для дальнейшего взаимопонимания дадим несколько определений:

Люминофор - основной накопитель и источник света для создания светящихся составов. Непрозрачен, нерастворим. Для водных сред используется водостойкий люминофор.

Основа - связующее для люминофора, на основе которого мы создаем светящийся состав (лак, краска, смола, жидкое стекло, и т.п.). Основа должна быть бесцветной и прозрачной (или иметь схожие характеристики) для того, чтобы пропускать сквозь себя свет «заряжающий» люминофор и исходящий от него. Имеет значение светопреломляющие способности основы. Определенные основы способны усилить видимое значение светимости до полутора раз, например, некоторые силиконовые компаунды.

Пигмент - цветной флуоресцентный пигмент, который является, в некотором роде, «корректором» видимого спектра свечения. Он же меняет цвет всего состава при дневном свете, поскольку непрозрачен. Флуоресцентные пигменты обладают рядом особенностей, которые отличают их от других красителей и пигментов.

Подложка - твердая окрашиваемая поверхность, предмет (изделие). В некоторых случаях мы можем ввести люминофор непосредственно в подложку, но для этого подложка должна быть прозрачной (например, стекло, эпоксидная смола, прозрачный пластик и т.п.), обладающей хорошей светопропускающей способностью. Тогда подложка и основа являются единым целым. Обычно ввод люминофоров и пигментов в подложку возможен только в процессе изготовления предмета. Здесь мы будем вести речь о подложке, в которую ввод люминофора не представляется возможным по каким-либо причинам.

Отражатель - специальный отражающий слой, усиливающий свечение за счет отражения послесвечения люминофоров. Яркость светимости зависит от способности материала отражать свет. Понятно, что чем выше отражающая способность, тем выше яркость свечения. Желательно, чтобы отражатель был белого цвета. Допускается светлый тон (голубой, светло-желтый и т.п.). Яркость послесвечения на белом, отражающем слое, будет на 30-40% выше.

Грунт - промежуточный (технический) слой, связующее между подложкой и отражателем (или основой). Основа и отражатель могут иметь недостаточную адгезию к подложке, именно поэтому используют грунтовочный слой. В определенных случаях грунт может выполнять функцию отражателя.

Декор - слой, используемый для декорирования изделия, придания эффектного внешнего вида. С помощью декора поверхности можно придать интересные визуальные эффекты, например, перламутровый блеск, рисунки или текстурные эффекты. В зависимости от назначения, слой декора может быть прозрачным (если им покрывают всю поверхность), или непрозрачным, если наносят декоративный рисунок, закрывающий часть поверхности. Слой декора наносят непосредственно на основу. Если декор непрозрачный, он скроет часть светящейся основы и светиться будет только «свободная» от декора поверхность.

Финишный слой - слой лака или смолы (компаунда), для создания ровной глянцевой или матовой поверхности. Финишный слой должен быть прозрачным. Желательно (но необязательно), чтобы в финишном слое не содержались ультрафиолетовые фильтры, которые производители обычно добавляют в лак (против выцветания красок на солнечном свете). Ультрафиолетовый свет для люминофоров - лучший источник «зарядки».

СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ В СОСТАВЕ

Люминофор в основе не растворяется и находится во взвешенном состоянии и, в большинстве случаев, стремится выпасть в осадок. Поэтому, при нанесении светящегося состава, для равномерного покрытия, требуется периодически перемешивать люминофор в основе. Химических реакций между люминофором не протекает, а значит требуется обеспечить лишь равномерное (укрывистое) распределение частиц по отражающему слою.

Чем плотнее люминофором будет укрыта поверхность, тем ярче будет свечение. Необходимо помнить, что люминофор непрозрачен, а значит, чем толще будет его слой в основе и на отражателе, тем больше вероятность того, что нижние слои не получат «заряд» светом и останутся неактивными.

Чтобы обеспечить верное соотношение всех компонентов в основе, необходимо точно знать их укрывистость, удельную плотность и другие физико-химические показатели. Для каждого типа основы, а также для получения необходимого оттенка цвета требуется точный расчет соотношения.

Данный подход требует наличия соответствующего оборудования для измерений и специализированных знаний.

Мы предлагаем упростить этот процесс, прибегая к накопленному опыту и статистике. Вам понадобятся только весы.

Если требуется совсем упростить процесс смешивания, Вы можете пользоваться объемным соотношением, но на наш взгляд это приведет к повышенному перерасходу люминофоров и пигментов, а также не позволит Вам в дальнейшем повторно получить требуемый оттенок цвета и точно такую же яркость послесвечения состава.

Согласно нашим данным, оптимальное соотношение основы и люминофора лежит в пределах от 1:3 до 1:5 по массе. Пигмент вводится в соотношении от 1:5 до 1:10 к массе люминофора (на 100 г люминофора 10-20 г пигмента).

Это значит, что на каждые 100 грамм люминофора Вы можете взять 300-500 грамм основы и 10-20 грамм пигмента. Поскольку основа может быть различной вязкости и прозрачности мы рекомендуем произвести предварительное тестирование для подбора оптимального соотношения. Поскольку чрезмерное количество пигмента значительно снижает послесвечение - будьте умерены при введении красителя в основу.

ВАЖНО! Для создания цветной основы мы настоятельно рекомендуем пользоваться промышленно окрашенными люминофорами. В этом случае оптимальное послесвечение будет гарантировано. Отличие промышленно окрашенного люминофора от состава люминофор+ пигмент рассмотрено выше.

Этапы создания светящейся Основы:

1. Перемешиваем люминофор с пигментом (если люминофор цветной - сразу переходим ко второму этапу)

2. Перемешиваем люминофорную смесь (или люминофор, если пигмент не используем) с чистой основой

ОСНОВА (100%) 1 кг ЛЮМИНОФОР (20-30%) 200-300 г ПИГМЕНТ (10-20%) 20-60 г

Иногда, в качестве основы применяются материалы на 2-х и 3-х компонентной основе. Это могут быть лаки, смолы или силиконовые компаунды (полиуретановые компаунды или тиксотропные ненасыщенные смолы). При работе с такими материалами необходимо помнить, что количество люминофора рассчитывается в соотношении к общей массе всех компонентов основы (A+B или A+B+C). В этом случае люминофор и пигменты вводят в наиболее вязкий компонент (обычно, компонент А) и тщательно перемешивают, прежде чем добавить остальные части основы.

Если вязкость основы, по каким-либо причинам не устраивает, и необходимо применить разбавитель (или растворитель), то массу люминофора рассчитывают только после того, как основа будет доведена до нужной текучести.

ВАЖНО! Люминофоры обладают послесвечением, а также прекрасно светятся в ультрафиолетовом свете, что позволяет использовать их в декорировании развлекательных центров и клубов с соответствующим освещением.

ЛЮМИНОФОРЫ

(от лат. lumen, род. падеж luminis - свет и греч. phoros - несущий), синтетич. в-ва, способные преобразовывать разл. виды энергии в световую - люминесцировать. По типу возбуждения подразделяются на фото-, катодо-, электро-, рентгено-, радио-, хемилюминофоры и др. (см. также Люминесценция, Хемилюминесценция ).
Неорганические Л. (фосфоры). Их свечение м. б. обусловлено как св-вами в-ва основы, так и наличием примесей - активаторов, к-рые образуют в осн. в-ве центры свечения, соактиватора и сенсибилизатора. Концентрация активатора обычно составляет 10 -1 -10 -3 %. Существуют самоактивир. Л., не содержащие активаторов, напр. CaWO 4 . Л. обозначают ф-лой основы с указанием активатора и сенсибилизатора, часто соактиватора, напр. ZnS: Ag, Ni; в-во после знака ":" - активатор, соактиватор или сенсибилизатор. Большинство неорг. Л. имеет кристаллич. структуру и относятся к кристаллофосфорам. Требования к Л. - яркость и цвет свечения, длительность послесвечения, дисперсность, и др. - определяются параметрами устройств, в к-рых их применяют. Л. обычно используют в виде относительно тонких поликристаллич. слоев (1-100 мкм), наносимых на внутр. пов-сть светящихся - экранов электровакуумных приборов. Состав нек-рых фото- и катодолюминофоров и области их применения представлены в таблице. Фотолюминофоры возбуждаются оптич. излучением в диапазоне от вакуумной УФ до ближней ИК области. наиб. широкое применение фотолюминофоры находят в люминесцентных лампах низкого давления. В лампах для общего освещения используют галофосфат Са -3[Са 3 (РО 4) 2 ].Са(Сl, F) 2: Sb, Mn, в лампах высокого давления с исправленной цветопередачей - смеси на основе фосфатов и силикатов, излучающие в синей, зеленой и красной областях спектра. Свечение возбуждается резонансной линией Hg с l = 253,7 нм. Световая отдача (отношение светового потока лампы к мощности) ламп с галофосфатным Л. составляет 85 Лм/Вт, ламп со смесями - от 50 до 60 Лм/Вт. Созданы лампы "нового поколения" с Л. на основе РЗЭ ( , фосфаты и др.), сочетающие высокую светоотдачу (~ 95 Лм/Вт) с высоким качеством цветопередачи. Фотолюминофоры применяют для исправления цветности ламп высокого давления, ламп, излучающих в УФ области, и т. д. (см. табл.). Катодолюминофоры возбуждаются пучком электронов; используются в экранах кинескопов, в электронных микроскопах, электроннолучевых и радиолокац. установках. В кинескопах цветного изображения применяют Л. с синим (l макс 455 нм), зеленым (l макс 525 нм) и красным (l макс 612 и 620 нм) цветом свечения. Их наносят на экран кинескопа в виде точек, расположенных треугольником, или чередующихся полос. Суммарный цвет изображения получается при сложении трех цветов свечения нанесенных Л. и зависит от соотношения их яркостей. Для получения хорошей цветопередачи цвет свечения исходных Л. должен быть по возможности более насыщенным, для чего поверхность "синего" Л. пигментируют СоАl 2 О 4 , а "красного" - Fe 2 O 3 .


* При напряжении 6 кВ. ** При напряжении 14 кВ. *** При напряжении 12 кВ.

Покрытие кинескопов черно-белого изображения состоит из смеси Л., имеющих синий и желто-зеленый (l макс 560 нм) цвет свечения, обеспечивающих в целом белый свет свечения кинескопа. Для повышения контрастности используют пигментирование "синего" Л. красителем. Электролюминофоры возбуждаются переменным или постоянным электрич. полем. Hаиб. распространенные электролюминофоры - ZnS: Сu и Zn(Cd)S(Se) : Сu. В зависимости от введенного дополнительно к Сu соактиватора (Сl, Аl, Вr, Са или Mn) получают Л., обладающие голубым, зеленым, желтым, оранжевым и красным цветом свечения. Рентгенолюминофоры возбуждаются рентгеновскими лучами; применяются при рентгенологич. обследованиях человека и в пром. дефектоскопии. Л. CaWO 4 нашел применение в мед. экранах, пром. рентгенографии с использованием малосeребряных материалов и дефектоскопии при высоких напряжениях. В разл. типах мед. рентгенологич. экранов применяют также BaSO 4: Pb; (Sr,Ba)SO 4: Eu; BaF,Cl: Eu; Ba 3 (PO 4) 2: Eu; LaOBr: Tb,Yb; ZnS: Ag; ZnS.CdS: Ag; CsI: Tl. Радиолюминофоры возбуждаются радиоактивным излучением; применяются для дозиметрии и радиометрии. При дозиметрии обычно используют св-во нек-рых Л. высвечивать при повышении т-ры энергию, запасенную при возбуждении. Для дозиметрии g- и рентгеновского излучения применяют LiF: Mg,Ti и MgB 4 O 7: Dy, для быстрых нейтронов - CaS: Na, Bi, Zn; для a-радиометрии - ZnS: Ag. Среди неорг. Л. большое практич. применение находят также люминесцирующие стекла. Их получают при варке стекла, добавляя в шихту активаторы, чаще РЗЭ или . Стекла обладают хорошей оптич. прозрачностью и могут применяться в качестве лазерных материалов, а также визуализаторов изображения.
Органические Л. (люминоры, органолюминофоры). Их свечение обусловлено хим. строением орг. соед. и сохраняется в разл. агрегатных состояниях. По хим. строению различают след. орг. Л.: ароматич. или их производные (полифенильные углеводороды, углеводороды с конденсированными ароматич. ядрами или арилэтиленовой и арилацетиленовой группировками), 5- и 6-членные гетероциклы и их производные, соед. с карбонильными группами; к орг. Л. относят также комплексы металлов с орг. лигандами. Орг. фотолюминофоры применяют в качестве флуоресцентных красок, свечение к-рых вызывается УФ и коротковолновым видимым излучением. Пигменты красок представляют собой твердые р-ры орг. Л. или их смесей с красителями в разл. смолах (чаще всего в составе карбамид-и меламиноформальдегилных смол, модифицированных одно- и многоатомными спиртами или арилсульфамидами). Для получения желтого цвета используют обычно 3-метоксибензантрон, голубого - арилэтиленовые замещенные 2,5-диарилоксазолов, оранжевого - смесь 3-метоксибензантрона с родаминами С и 6Ж. Нек-рые орг. Л. применяют для окрашивания пластмасс и синтетич. волокон, оптич. отбеливания тканей, бумаги, натуральных и искусств. волокон и разл. покрытий. Так, для окрашивания сополимеров винилхлорида применяют родамин С (красный цвет), 2,2"-дигидрокси-1,1"-нафтальазин (желтый), смесь 2,2"-дигидрокси-1,1"-нафтальазина с фталоцианином меди (зеленый), производные пиримидинантрона (красно-оранжевый), для окрашивания полистирола в оранжево-красные окраски - нафтоиленбензилимидазолы и его замещенные. При оптич. отбеливании Л., поглощая свет в ближней УФ-области, флуоресцируют в фиолетовой (l макс 415-429 нм), синей (430-440 нм) или зелено-синей (441-466 нм) частях видимой области спектра. Оптич. наложение их флуоресценции и желтых лучей, отраженных отбеливаемым материалом, вызывает ощущение белизны. При оптич. отбеливании используют производные стильбена, кумарина, пиразолина, нафталимида, бензоксазола и др. Орг. Л., способные испускать свет под действием радиоактивных излучений, применяют в качестве сцинтилляторов. Существуют монокристаллич. ( , тетрацен, карбазол, арилзамещенные этилена и оксазола), жидкие (полифенильные углеводороды, 2,5-диарилзамешенные оксазола) и пластмассовые орг. сцинцилляторы. Последние представляют собой твердые р-ры жидких сцинцилляторов в полимерных основах (полистироле, поливинилксилоле). Многие орг. Л. - активные среды жидкостных лазеров, напр. цианиновые, полиметиленовые и др. красители, люминесцентные индикаторы. Кроме того, орг. Л. применяют в люминесцентной дефектоскопии и аналит. химии (см. Люминесцентный анализ ), а также в мол. биологии и медицине (флуоресцеин, и др.) в качестве меток или зондов (см., напр., Липидные зонды ). О хеминолюминофорах см. Хемилюминесценция. Лит.: Гугель Б. М., Люминофоры для электровакуумной промышленности, М.. 1967; Неорганические люминофоры, М., 1975; Карнаухов В. Н., Люминесцентный клетки, М., 1978; Красовицкий Б. М., Болотин Б. М., Органические люминофоры, 2 изд., М., 1984; Тезисы докладов 5-го Всесоюзного совещания "Синтез, свойства, исследования, технология и применение люминофоров", ч. 1-2. Ставрополь. 1985. И. Ф. Голубев.

Химическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. И. Л. Кнунянца . 1988 .

Смотреть что такое "ЛЮМИНОФОРЫ" в других словарях:

    - (от лат. lumen, род. п. luminis свет и греч. phoros несущий), твёрдые и жидкие в ва, способные люминесцировать под действием разл. рода возбуждений (см. ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ). По типу возбуждения различают фотолюминофоры, рентгенолюминофоры,… … Физическая энциклопедия

    - (от лат. lumen свет и греч. phoros несущий) органические и неорганические вещества, способные светиться (люминесцировать) под действием внешних факторов (см. Люминесценция). Важнейший вид люминофоров кристаллофосфоры. Люминофоры используют в… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Вещества, способные светиться (люминесцировать) под влиянием различных возбуждений. Используются в лампах дневного света, электронно лучевых трубках, как источники аварийного освещения в различных указателях и т. д. EdwART. Толковый Военно… … Морской словарь

    люминофоры - Вещества, способные светиться под действием внешних факторов. Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика

    Люминофоры - ЛЮМИНОФОРЫ, органические и неорганические вещества, способные светиться под воздействием различных факторов (смотри Люминесценция). Используют для изготовления телевизионных и других светящихся экранов, индикаторов, люминесцентных красок, ламп… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЛЮМИНОФОРЫ - твёрдые и жидкие вещества, в которых под действием внешних физ. факторов возникает (см.). По хим. природе Л. разделяются на органические и неорганические. Их используют в люминесцентном анализе, при производстве светящихся красок, в химии,… … Большая политехническая энциклопедия

    - (от лат. lumen свет и греч. phorós несущий), органические и неорганические вещества, способные светиться (люминесцировать) под действием внешних факторов (смотри Люминесценция). Важнейший вид люминофоров кристаллофосфоры. Люминофоры используют … Энциклопедический словарь

    - (от лат. lumen свет и греч. phoros несущий) вещества, способные преобразовывать поглощаемую ими энергию в световое излучение (люминесцировать). По химической природе люминофоры разделяются на неорганические, большинство из которых относится к… … Википедия

    Люминофоры - (от лат. lumen свет и греч. phoros несущий) твердые и жидкие вещества, способные люминесцировать под действием разного рода возбуждений, т. е. иметь дискретные (разделенные зонами запрещенных энергий) спектры излучения.… … Энциклопедический словарь по металлургии

Книги

  • Химические понятия и химические изобретения. Книга 3. Новые принципы выявления патентоспособных химических объектов , Е. А. Устинова. В книге 3 монографии представлены новый подход к выявлению патентоспособных технических решений и результаты применения его на практике. Метод основан на глубокомисследовании химической…

«светящихся в темноте».

Примерно полгода назад мы искали для себя дополнительный бизнес с элементами развлечения. Остановились на светящихся в темноте красках и предметах. Настоящий вау-эффект был, когда мы своими руками покрасили буквы из пенопласта. Писал об этом в июле.

Немного денег

Я получил несколько вопросов в личном кабинете по поводу создания своего небольшого бизнеса на люминофорах.

Позволю себе пару абзацев по этому поводу.

Ситуация неоднозначна. Я списывался примерно с 40 компаниями, которые являются поставщиками или представителями крупных оптовиков. Все очень по-разному в зависимости от выбранной ниши и конкретного города. Один товарищ, к примеру, писал, что у него упали продажи, когда наступили белые ночи.

Все наперебой пишут, что это легкий для подъема бизнеса. Нифига подобного. Люминофор – штука для многих непонятная. Все до сих пор еще вспоминают фосфор, который лет 15 уже как запрещен к свободному использованию и несомненно, вреден для здоровья.

По-настоящему заработать можно либо на услугах, связанных с применением люминофора (дизайн интерьеров, тюнинг авто), либо с продажей крупных партий краски/порошка. На перепродаже готовых изделий заработать сложно. Их хорошо держать в офисе в качестве примеров применений, чтобы можно было «пощупать».

Это связано с тем, что на большинстве сайтов поставщиков фотки такие, что приходилось заказывать все, чтобы посмотреть, как это на самом деле выглядит.

Немного картинок



Вобщем, ищите нишу и задавайте вопросы. Я отвечу всем.

Несомненно, все новое привлекательное и манящее. Сегодня все популярнее становится применение элементов светонакопительной энергии, так называемых люминофоров. Такие элементы активно используются на обозначениях в населенных пунктах, на и т.д., все чаще их стали применять в интерьерах, выделяя определенные предметы или целые экспозиции. Естественно у многих возникает вопрос о том, что такое люминофор.

Люминофор - специальный химический состав, обладающий светонакопительной памятью. Свет поглощается из окружающей среды и выделяется в виде световой энергии в условиях затемнения. Люминофоры в готовом виде существуют в природе. По классификации они бывают органического и неорганического происхождения. При наличии необходимых веществ можно приготовить люминофор своими руками.

В производстве и быту чаще применяются фотолюминофоры. Они не растворяются в воде, прекрасно переносят ультрафиолет, не выделяют вредных для здоровья испарений и излучений. Люминофоры такого типа пожаробезопасны, легки в применении и эксплуатации. Свечение выделяемое такими препаратами удерживается в течение суток. Безусловно, заинтересованные пользователи задаются вопросом о том, где купить люминофор. Приобрести люминофоры необходимой расцветки можно у поставщиков различных промышленных товаров, либо в специализированных интернет-магазинах.

Обладают неограниченной сферой применения, начиная от искусства боди-арта и заканчивая оформлением интерьеров и тюнингованием автомобилей. Следуя моде, безусловно, многие попытаются украсить окружающие предметы интересными свечениями, попытавшись сделать люминофор своими руками. Теоритически это возможно. Главное правильно подобрать пропорции расходных материалов и создать оптимальные условия для химической реакции.

Для того чтобы сделать люминофор своими руками, необходимо иметь в наличии и хвойный концентрат.

Для того чтобы был результат, все элементы необходимо брать в чистом виде без примесей. Их можно приобрести в нужном количестве в аптеках. Концентрат растворяют в чистой воде в соотношении 1 г на 50 мл. Определить, что хвойного концентрата достаточно, можно по цвету - он должен быть ярко-желтым. Отдельно необходимо взвесить одинаковые нормы борной кислоты, примерно по 2 грамма. Это можно сделать при помощи весов или чайной ложки.

На заранее подготовленную пластинку алюминия наносится порция борной кислоты, смешивается с хвойным раствором (10 кап.), выравнивается по поверхности (примерно, слой смеси должен быть около 2-3 мм). Пластинку помещают на плитку для прогрева. Важно, чтобы полностью образующиеся пузырьки необходимо аккуратно прокалывать, используя иглу. Сделанный таким образом люминофор своими руками после полного затвердевания будет светиться в темноте.

Здесь представлен один способ изготовления люминофора. На самом деле существует порядка десятка рецептов, некоторые из них представляют собой сложный технологический процесс, требующий специального оборудования и условий.

Светящаяся краска может стать источником вдохновения и материалом для создания уникальных декоративных эффектов. Она светится в темноте, превращая обычное помещение в сказочное место. Но такой краской декорируют не только интерьер. Люминесцентный пигмент поможет придать необычный вид любой поверхности или предмету. И при этом светящийся состав несложно приготовить своими руками в домашних условиях.

Люминесценция – это способность вещества светиться в темноте за счет накопленной ранее световой энергии. В люминесцентной краске есть такие вещества, как светящиеся пигменты (люминофоры). Они «накапливают свет» за день или в то время, пока включено искусственное освещение. А когда наступает темнота, становится заметно яркое свечение окрашенной поверхности.

Важно! Нельзя путать люминесцентные (люминофорные, самосветящиеся) краски с флуоресцентными. Последние могут светиться только под воздействием ультрафиолетовых лучей (для них нужно покупать специальные лампы).


Люминесцентные краски светятся в темноте за счет накопленной световой энергии

Процесс накапливания и отдачи световой энергии люминофором обратимый, поэтому светящаяся краска будет «работать» годами. Люминофор – физически и химически устойчивое вещество, которое прослужит не менее 30 лет даже снаружи здания. При этом достаточно всего 15–20 минут «подзарядки» ярким светом, чтобы окрашенная поверхность светилась около 8 часов. Яркость свечения зависит от концентрации люминофора в составе краски.

По принципу действия люминесцентные материалы похожи на фосфоресцентные. Но последние содержат опасный для здоровья фосфор. Поэтому их используют очень редко и лишь для наружных работ. А вот материалы на основе люминофора полностью безопасны.

Область применения светящихся красок

Кроме самого люминофора, в светящуюся краску входит прозрачный лак (он выступает основой материала). Именно от свойств лака зависит область применения конкретного состава. Его можно подобрать практически для любой поверхности – металла и пластика, гипсокартона и обоев, бетона и штукатурки, текстиля и древесины, стекла и керамики.

На заметку! Светящийся состав можно наносить на живые цветы и использовать для боди-арта. Но это должна быть акриловая дисперсия на водной основе, безопасная для здоровья.

Часто светящиеся краски используют при выполнении работ по боди-арту

Люминесцентную краску используют:

  • при нанесении дорожной разметки, покраске ограждений и дорожных знаков;
  • для декора внутренних поверхностей (нанесение рисунков на стены, потолки, полы);
  • для покраски мебели и других элементов интерьера;
  • в гриме, сценическом искусстве, при создании театральных костюмов и декораций;
  • во флористике;
  • при изготовлении рекламной продукции (от вывесок до сувениров);
  • в ландшафтном дизайне (от покраски беседок и заборов до создания сложных рисунков на фасадах);
  • в тюнинге автомобилей, велосипедов, мотоциклов (для аэрографии, покраски дисков, колпаков, бамперов, спойлеров);
  • для производства спецодежды работников дорожных и аварийных служб.

Тюнинг автомобиля – одна из сфер применения светящейся краски

Все представленные на рынке составы можно разделить на две большие группы:

  1. Бесцветные (или полупрозрачные). Это лаки, которые при дневном свете практически незаметны. Их можно наносить поверх любого «видимого» рисунка.
  2. Цветные. Эти эмали кроме люминофора имеют в своем составе красящий пигмент (колер). Днем они выглядят как обычные краски, а ночью светятся.

На рынке представлен большой ассортимент люминесцентной краски

Также люминесцентные ЛКМ различаются по составу основы и эксплуатационным свойствам. Среди них есть:

  • Полиуретаново-минеральные эмали. Имеют высокую адгезию и подходят для окрашивания различных пластиков.
  • Водно-дисперсные (акриловые) эмульсии. Безопасны и быстро сохнут.
  • Термостойкие краски. Создают покрытия, которые выдерживают нагрев до +500 °С. Хороши для окрашивания металлических конструкций, стекла, керамики.
  • Водостойкие составы. Создают на окрашенной поверхности тонкую водонепроницаемую пленку. Применяются для окрашивания бассейнов, водоотводов, элементов ванных комнат.

Как приготовить светящуюся краску из порошкового люминофора?

Сделать краску с эффектом свечения можно своими руками. Для этого нужно купить люминофор, подобрать прозрачный лак и растворитель к нему. Также понадобится керамическая или стеклянная посуда для смешивания ингредиентов.

Люминофор нужного цвета можно найти в интернете или магазине стройматериалов. Он довольно дорогой, но 100 г этого порошка хватает для сплошного окрашивания около 8 кв. м поверхности. Цена зависит от цвета свечения: пигменты салатовых, голубых и белых оттенков стоят дешевле, а вот более яркие – красные, оранжевые, синие, зеленые – дороже.


Люминофор – светящийся порошок для изготовления люминесцентной краски

Важно! Лак следует выбирать под ту поверхность, которая будет окрашиваться. Только так готовая краска будет хорошо держаться.

Как сделать светящуюся краску в домашних условиях:

  1. Налить в посуду лак.
  2. Досыпать порошковый люминофор (идеальным считается соотношение, когда состав на 70 % состоит из лака и на 30 % – из светящегося пигмента).
  3. Добавить в смесь немного растворителя (до 1 % от общей массы).
  4. Тщательно размешать.
  5. Если нужно получить окрашенный состав, в посуду добавляют также колер.

Материалы и инструменты, необходимые для приготовления люминесцентной краски

Сделанную таким образом краску используют и хранят так же, как обычный лак аналогичного типа.

При большом желании можно приготовить люминофор своими руками. Правда, для этого понадобится больше стараний и специальные реактивы. Что нужно делать:


Перед тем как сделать люминофор, следует рассчитать необходимый объем светящейся краски. Вполне возможно, что проще и дешевле будет купить в магазине готовый материал. К тому же, «фирменная» краска всегда будет качественнее кустарной, и цвет свечения можно подобрать сразу, без длительных экспериментов. А имея в своем арсенале одну или несколько баночек люминесцентной краски, легко создать необычную вещь, стильный тюнинг или уникальный интерьер.