Тавкр адмирал кузнецов в сирии. “Адмирал Кузнецов” в Сирии решал не только боевые задачи. Поход к берегам Сирии

Российский «авианосец» - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии из Североморска вместе с кораблями сопровождения, включая ядерный ракетный крейсер «Петр Великий». На переход ушел почти месяц, а средняя скорость была меньше 9 узлов. Тысячу с лишним лет назад викинги на драккарах быстрее проходили тот же маршрут при попутном ветре. Тихоходный «Кузнецов» будет в Средиземном море практически бесполезен и уж точно никак не сможет повлиять на ситуацию с блокадой и возможным штурмом Алеппо: чтобы запускать самолеты с полной боевой загрузкой, авианосец должен идти полным ходом против ветра. Конечно, для телекартинки «Кузнецов» может запускать самолеты, но без боекомплекта, фактически ради понтов.

Российская эскадра может обстреливать Сирию крылатыми ракетами с надводных кораблей и с подводных лодок, но у НК «Калибр» дальность больше 2000 км, так что не было смысла тащиться к сирийским берегам и тем более загонять туда «Кузнецова» и «Петра Великого», у которых старые сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит» для ударов по крупным кораблям (американским авианосцам). Использовать «Гранит» по наземным целям в принципе можно, но малоэффективно. Впрочем, высокоточные НК «Калибр» также дороги (до 6 млн долл. штука) и предназначены для уничтожения стационарных, заранее выявленных целей в условиях мощной ПВО противника, когда бомбардировщику и штурмовику не прорваться. Использовать НК «Калибр» для ударов по боевикам сирийской оппозиции на пикапах с пулеметами - безумно дорогой фейерверк, вроде Олимпиады в Сочи.

«Кузнецов» строился в советское время в Николаеве не для того, чтобы ходить в дальние походы, как американские авианосцы, а чтобы, например, в Баренцевом море в качестве плавучего аэродрома истребительной авиации прикрывать район развертывания стратегических подводных атомных крейсеров-ракетоносцев. Предполагалось, что все наземные аэродромы могут быть уничтожены ядерными ударами, а сравнительно мобильный «Кузнецов» может уцелеть и противостоять наглому американскому флоту и его авианосцам, которые к концу первой недели мировой войны могли подойти совсем близко к российским берегам. Основа авиагруппы «Кузнецова» Су-33 (Су-27К) - чистые истребители. У «Кузнецова» нет катапульты, Су-33 взлетают с трамплина за счет тяги и не могут нести много вооружения или горючего - только сравнительно легкие ракеты для воздушного боя.

На «Кузнецове», конечно, есть несколько новых МиГ-29К и ударных Ка-52К, которые может даже нанесут пару-другую ударов по отрядам сирийской оппозиции, но это ни на что не повлияет. Похоже, командование ВМФ и Генштаб не верят в то, что сирийский кризис может привести к «большой» войне с США и с НАТО и можно выпендриваться, изображая ударную авианосную группу, как у американцев. То, что «Кузнецова» с мощным сопровождением без особой военной надобности послали в Сирию, по сути оголив Баренцево море, - это добрый знак.

Крейсеру «Петр Великий» также нечего делать в средиземном мелководье. В отличие от «Кузнецова» - это океанский рейдер с двумя ядерными реакторами и безбрежной дальностью хода, реально ограниченной только запасом картошки и капусты на борту. В особом периоде перед войной с США и НАТО «Петр Великий» должен изготовиться к самоубийственной одиночной атаке-перехвату трансатлантического войскового конвоя, везущего в Европу американскую механизированную (танковую) дивизию.

А так - «Кузнецов» кое-как дойдет до Сирии и потом вернется домой, встанет в большой многолетний ремонт и переоборудование под МиГ-29К вместо Су-33, которых осталось всего 10 штук и больше не производится. С «Кузнецова» также должны снять ракеты «Гранит», которые тоже больше не производятся. И «Петр Великий» должен вскоре встать на большой ремонт - менять те же «Граниты» на более универсальные пусковые установки «Калибр».

Прощальный вояж «Кузнецова» и «Петра Великого» фактически мало связан со штурмом Алеппо, и можно понять возмущение министра обороны Сергея Шойгу: «Поход наших кораблей вызвал ажиотаж у западных партнеров. Но особенно удивила нас позиция отдельных стран (Испании, Мальты и, похоже, Алжира), которые под давлением США и НАТО публично заявили об отказе в заходе наших боевых кораблей в свои порты». Дело, конечно, не столько в американском давлении (Вашингтону из-за выборов вообще не до того), сколько в нарастающем общественном возмущении в Европе и в мусульманском суннитском мире, которое в конечном итоге может поставить Москву в не меньшую изоляцию, чем во время афганской войны в восьмидесятые.

Но у военных моряков, наших и западных, другие конкретные проблемы. У английского адмиралтейства не осталось ни одного авианосца на ходу: последний легкий HMS Illustrious был в этом году продан на металлолом. Новый HMS Queen Elizabeth уже практически построен, и другой - HMS Prince of Wales - строится, но американские F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки начнут поступать лишь после 2018-го. В условиях бюджетного и финансового кризиса из-за Brexit британская судостроительная программа может быть скорректирована, и парламент может счесть слишком высокими операционные расходы, связанные с авианосцами. Если главный враг - террористы на пикапах, зачем дико дорогой могучий флот? А тут «Кузнецов» вовремя дымит по Ла-Маншу. Адмиралтейство сразу выслало эскорт из боевых кораблей и выразило «обеспокоенность», и многие другие западные ВМФ выслали в море корабли - у всех свои бюджетные проблемы. Лондон принял окончательное решение построить два новых больших авианосца в 2014-м, после Крыма, на саммите НАТО - такая удача выпала Адмиралтейству, а то бы сидели на старых лаврах, глядя на исторические картины великой трафальгарской победы 1805-го. Слава и почет «зеленым человечкам».

У нашего ВМФ свои задачи: к июлю должна быть окончательно сверстана новая (до 2025 года) программа вооружения, а разрыв между запросом Минобороны и предложением Минфина - 10 трлн руб. Постройка и вооружение одной новой атомной подлодки - что стратегической «Борей-А», что многоцелевой «Ясень» - стоит примерно как дать каждому пенсионеру по 5 тыс. руб., и планируется таких лодок не один десяток, и еще фрегаты, и сторожевики-корветы, и новые базы, и все остальное. Танковые генералы, что традиционно (и сейчас) руководят Генштабом, всегда, с советских времен, считали запросы ВМФ чрезмерно завышенными и просто вредными в условиях ресурсного дефицита. Особенно раздражали генералов программы строительства мощного океанского надводного флота: все равно американцев не переплюнуть, и они этот флот гарантированно потопят за полчаса. Потому адмиралы так ухватились за повод вывести в Средиземноморье все что можно и нельзя, чтобы впечатлить одного человека в Кремле. А с Алеппо пусть армейские генералы и ВКС разбираются.

Осаждающие Алеппо отряды иностранных (шиитских) добровольцев-наемников из Ирака, Ливана и Афганистана под иранским руководством и обломки сирийской армии, и еще какие-то местные разношерстные ополченцы - либо плохо подготовлены, либо деморализованы, либо то и другое сразу. Союзнички безынициативны и неохотно идут вперед, но быстро отступают, когда отчаянные сирийские боевики наносят чувствительные контрудары, пуская вперед начиненные тоннами взрывчатки бронированные грузовики или бэтээры с водителями-самоубийцами. Такое своеобразное управляемое оружие по эффективности не хуже дорогущих НК «Калибр».

Когда бомбить плохо и не бомбить - нехорошо, временами кажется, что Москва готова на любые условия, лишь бы боевики ушли из Алеппо или, еще лучше, переметнулись (пусть хоть формально) и стали частью некоего «национального примирения», как «кадыровцы» в Чечне. Москва, похоже, готова отдать Анкаре зону влияния и оккупации в Северной Сирии, лишь бы турки договорились как-то вывести или «перекрасить» бойцов оппозиции в Алеппо, но пока без особых успехов. В сентябре российские военачальники (при поддержке Дамаска) выкинули в урну стратегически очень выгодное соглашение о перемирии и политическом урегулировании, которое Сергей Лавров выторговал у госсекретаря Джона Керри. Генералы, похоже, обещали, если им не мешать бомбить, Алеппо будет зачищен за неделю, но не вышло. Конечно, нашим начальникам был нужен не столько Алеппо, сколько срочное обострение конфликта с США, и все получилось: под разговоры о третьей мировой окончательный вариант оборонного бюджета на 2016 год был утвержден новой Думой почти на 4 трлн (6% ВВП).

Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

Как оказалось, для паники нет никаких причин.

Мальта, Валетта

Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

Испания, Сеута

Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

Повод

20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Два направления пропаганды

Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

Нанесён ли вред?

Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

Вопросы техники

Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

Тоже ещё проблема…

Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.

Авианосная группа Северного флота РФ, в которую входят крейсеры "Адмирал Кузнецов" и "Петр Великий", подошла к берегам Сирии. Корабли маневрируют в восточной части Средиземного моря, сообщил в субботу, 12 ноября, в эфире телеканала "Россия 1" командир "Адмирала Кузнецова" Сергей Артамонов.

"Корабли корабельной авианосной группы заняли назначенный район... в восточной части Средиземного моря", - заявил он. Авианосная группа отправилась из Североморска 15 октября. "Адмирал Кузнецов" - крупнейший корабль ВМФ России. Его длина составляет 306 метров. На судне постоянно возникают технические проблемы. В последний раз оно находилось на ремонте в 2015 году, а по возвращении из Средиземного моря снова уйдет на ремонт с модернизацией.

Контекст

Ранее сообщалось, что палубная авиация крейсера "Адмирал Кузнецов" уже принимает участие в в окрестностях Алеппо.

Успехи армии Асада в Алеппо

Сирийская армия восстановила контроль над несколькими районами на западе Алеппо, которые повстанцам удалось отбить за последние две недели в ходе попыток . Об этом 12 ноября сообщили в базирующейся в Лондоне организации "Сирийский наблюдательный совет по правам человека" (SOHR).

Смотрите также:

  • Дети Алеппо

    Внимание мировой общественности по-прежнему приковано к Алеппо: разрушенный город стал символом ужасов войны в Сирии. Людям в осажденной восточной части города не хватает воды, продовольствия, медикаментов. Многие остались без крыши над головой. По оценкам ООН, сейчас там находится около 100 000 детей.

  • Гуманитарная катастрофа в Сирии

    600 000 человек в осажденных городах

    Помимо Алеппо, еще 18 городов - как, например, Мадая (на фото) - и регионов остаются отрезанными от остального мира. По данным ООН, на этих территориях сейчас находятся почти 600 000 человек. При этом блокаду чаще всего осуществляют войска Башара Асада. Поставку гуманитарной помощи в конкретные районы нужно согласовывать с сирийским правительством, которое продолжает этому препятствовать.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Последний оплот оппозиции

    В 2011 году город Дарайя входил в число тех населенных пунктов, где начинались первые демонстрации протеста против режима Асада. Несколько лет Дарайя находилась под контролем повстанцев: правительственные войска, окружившие город, не пропускали туда автоколонны с гуманитарной помощью. В августе 2016 года войска Асада наконец вошли в город, что стало одним из крупнейших поражений оппозиции.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Чрезвычайное положение в больницах

    Доктора в сирийских больницах больше не в состоянии лечить пациентов. "У нас не осталось ни бинтов, ни медикаментов. Мы даже не можем сделать операцию по удалению аппендицита или кесарево сечение", - жалуется глава немецкого отделения гуманитарной организации "Врачи без границ" Фолькер Вестербарки (Volker Westerbarkey).

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Там нигде не безопасно"

    По словам Вестербарки, за последние пять месяцев все восемь больниц и пунктов оказания медицинской помощи, расположенные в осажденной восточной части города Алеппо, были повреждены или разрушены. Отдельные сирийские врачи все еще продолжают ухаживать за пациентами, рискуя жизнью. "Там нигде не безопасно", - констатирует активист.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Разделенный город

    В особо тяжелом положении находятся 300 000 жителей восточной части Алеппо, которую контролируют повстанцы. В результате почти каждодневных бомбардировок российской и сирийской авиации здесь разрушены тысячи домов. И только за прошедшие выходные погибли около ста человек.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Не хватает самого необходимого

    Помимо прочего, в Алеппо не хватает питьевой воды, продовольствия и электричества: это также относится и к западной части города, находящейся под контролем правительственных сил. Запечатлеть страдания местных жителей, однако, не представляется возможным: журналистов сюда допускают крайне редко.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Пустые улицы

    Опасаясь попасть под бомбежку, жители Алеппо почти перестали выходить на улицы, рассказывает Джуд аль-Хатаиб, репортер местного оппозиционного радио Hara FM. Большая часть магазинов закрыта. Нормальной жизни здесь больше нет, говорит журналист. Бывший двухмиллионный мегаполис сейчас считается одним из самых опасных городов мира.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Как в большой тюрьме"

    Вступившее в силу перемирие дало сирийцам кратковременную передышку. В то же время многие жители осажденных городов по-прежнему остаются отрезанными от мира и гуманитарной помощи. Священник францисканского ордена Фирас Луфти, который занимается поставкой в Сирию воды и продовольствия, констатирует: "Люди живут здесь как в большой тюрьме".


Этот поход российской группы кораблей в Средиземное море вызвал невиданный ажиотаж западной публики. И было от чего. Во-первых, там еще не привыкли к тому, что военный флот России все увереннее занимает свое место в Мировом океане, во-вторых, впечатлительным оказался сам состав нашей эскадры, куда вошли флагманы ВМФ, в том числе атомный крейсер «Петр Великий».И едва ли не главным «возмутителем спокойствия» для Запада стал единственный в составе российского флота авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которому впервые довелось принимать участие в реальной боевой операции.Телеканал «Звезда» продолжает цикл программ об этом уникальном корабле и его недавнем походе к берегам Сирии. На очереди рассказ о буднях авианосца и его главной составляющей – авиационной группировке. В рамках проекта «Военная приемка» эти и другие секреты крейсера раскроет журналист Алексей Егоров .В единой схеме антитеррора Боевой служба на корабле во время похода считается для всего экипажа. Например, подразделения морской пехоты, которыми в обязательном порядке комплектуется личный состав, постоянно находятся в режиме особого назначения. «Черные береты» (так иногда называют морпехов по цвету их головного убора) совершенствуют свое боевое мастерство прямо в море. Например, отрабатывают порядок применения антидиверсионного гранатомета, боеприпас которого создает эффект объемного взрыва в воде. У диверсионной группы противника, случись ей приблизиться к борту «Кузнецова», просто не останется шансов на выживание…Согласно принятому в ВМФ порядку, подразделения морской пехоты выполняют на кораблях задачи антитеррористических групп. Организуется охрана – при прохождении узких мест (проливов), во время нахождения в иностранных портах, на якорных стоянках. Основные задачи морских пехотинцев – не допустить атаку быстроходных малоразмерных катеров, летательных аппаратов, вскрыть и уничтожить диверсионные группы. На вооружении у морпехов, помимо упомянутого выше антидиверсионного гранатомета, – крупнокалиберные пулеметы «Утес», автоматические гранатометы АГС-17, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы.
С недавних пор своего рода средством антитеррора для «Кузнецова» может считаться и «расквартированный» на его борту вертолет Ка-52К «Катран». По словам заместителя командира корабля по авиации Юрия Анищенко, эти машины оснащены лазерными дальномерами, инфракрасной системой наведения, телевизионными системами, что позволяет эффективно выполнять именно противодиверсионные функции.Для работы в море прежний Ка-52 преобразился, получив складывающиеся винты, швартовочные крюки, модифицированные колонки несущих винтов. Заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов, который в этом походе был за старшего, убежден: за этими машинами – будущее винтокрылой морской авиации.
Технари, эскулапы, хлебопеки Наступают дни подготовки самолетного парка к непосредственному применению. Работа в отдельных случаях ювелирная. Это касается, например, «парковки» самолетов в ангаре, их подъема-спуска на специальном «лифте». Естественно, что всю авиационную технику необходимо заправить, снарядить, подготовить к полетам.Интересно, что первое же появление самолетов на палубе (до этого они были скрыты от посторонних глаз во внутреннем ангаре авианосца) мгновенно вызвало новый интерес у западных «партнеров». К «Кузнецову» как по команде потянулись самолеты НАТО, в числе которых оказались не только разведчики, но и вполне грозные боевые единицы, например истребители F-16, вооруженные управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами.
К счастью, наша авианосная группировка оказалась надежно защищена – и не только оружием, но и с точки зрения радиоэлектронного противодействия. Системы, которыми оснащен тот же «Кузнецов», позволяют, к примеру, блокировать каналы связи и управления ракетным вооружением противника. Ракета попросту не сможет взлететь в сторону нашего корабля, а если все же и стартует, то будет отвлечена системой постановки помех, которая обеспечит отвод на ложные цели.Под защитой чувствует себя не только крейсер, но и, безусловно, экипаж. Нет, речь сейчас не об оружии, а о медицине, которая, случись что, всегда придет на помощь. По словам начальника медицинской службы крейсера Эдемгурджи Мушкудиани, та же операционная, имеющаяся на борту, позволяет проводить операции практически любой сложности. К счастью, за время похода экстренного оперативного вмешательства никому из моряков не понадобилось. Даже на желудок никто не жаловался. К слову, питание на крейсере организовано в шести пищеблоках. Пекут на «Кузнецове» и собственный хлеб, причем из-за качки тесто лучше поднимается, и выпечка делается вкуснее.
Удары с моря «Кузнецов», несмотря на его исполинские размеры, вполне подвижен. Скорость хода может достигать 50 километров в час. Но случайная встреча с препятствием (например, айсбергом) здесь заранее исключена. Надводная обстановка постоянно мониторится средствами радиолокации. Мощный радар видит объекты за сотни километров. В свою очередь ситуацию под водой отслеживает гидроакустический комплекс.Во время нынешнего похода не без его помощи была обнаружена оказавшаяся поблизости подводная лодка НАТО. К слову, нанести авианосцу фатальное поражение торпедой практически невозможно. По словам главы Невского ПКБ Сергея Власова (именно в этом бюро когда-то проектировался крейсер), корабль разделен на водонепроницаемые отсеки. Повреждение одного или даже нескольких из них не повлияет на ходовые и боевые качества.
Нельзя не отметить, что экипаж обучен вести борьбу за живучесть корабля. Тренировки по этой части даже во время похода – обычное дело. Причем ремонт условной пробоины ведется не только изнутри, но и снаружи. За эту работу отвечает группа водолазных специалистов, которая также есть в составе экипажа. Вообще, времени на отдых у моряков не так много. А если и есть возможность спокойно провести свободное время, то к услугам экипажа собственная библиотека, спортзал с современными тренажерами.И вот – день полетов. Первыми в небо поднимаются спасательный вертолет Ка-27, противолодочный Ка-29, вертолет радиолокационной разведки Ка-31, радары которого «видят» на добрые две сотни километров. В это же время идет навеска бортового вооружения на самолеты. Ракеты для воздушных, наземных и морских целей, авиабомбы, боекомплект к авиационной пушке.…Взлеты, посадки. Мишенями российских Су-33 и МиГ-29К во время несения боевой службы авианосца в Средиземноморье у берегов Сирии стали пункты управления террористов, склады с оружием и боеприпасами.
Все это потом покажут в выпусках новостей. Работа же тех, кто обеспечил успех операции, в том числе экипажа авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», осталась за кадром, и лишь благодаря телеканалу «Звезда» и его «Военной приемке» удалось восполнить этот пробел, показав жизнь и боевую службу единственного в составе российского ВМФ авианосца.

На рейде Североморска 9 февраля состоялась церемония встречи экипажей тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" и тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" с участием главкома ВМФ России адмирала Владимира Королева и командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова. Днем ранее корабельная ударная группа вернулась в Кольский залив, преодолев за четыре месяца 18 тысяч морских миль, выполнив задачи боевой службы в Средиземноморье.

Первое в истории боевое применение палубных истребителей ТАРКР "Адмирал Кузнецов" в войсковой операции состоялось 15 ноября 2016 года. Владимир Королев отметил, что ВМФ России получил весомый боевой опыт, который позволит скорректировать подготовку и действия флотских группировок (в том числе в составе межвидовых сил), ляжет в основу требований к новым авианосцам.

Поход корабельной группы ВМФ России к берегам Сирии подтвердил боеготовность флота, его способность действовать в дальней зоне самостоятельно и во взаимодействии с межвидовыми группировками. И подтвердил актуальность морской доктрины государства.

Задачи дальнего похода выполнены. Личный состав здоров. Боевые корабли и вспомогательные суда исправны.

И все же, каковы видимые результаты?

Хроника борьбы с терроризмом в Сирии За пять лет в результате вооруженного конфликта в Сирии, по данным ООН, погибли более 280 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков. Наиболее активными являются запрещенные в РФ террористические группировки "Исламское государство" (ИГ) и "Джебхат ан-Нусра"..

Достигнутые цели

В дальнем походе, который начался 15 октября 2016 года, корабельная авианосная ударная группа в составе ТАРКР "Петр Великий", ТАКР "Адмирал Кузнецов", БПК "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск", танкеры "Сергей Осипов" и "Кама", спасательное буксирное судно "Николай Чикер", действовала в районах северной, северо-восточной Атлантики и в Средиземном море. БПК "Североморск" продолжает нести боевую вахту в Аравийском море и Индийском океане.

Освобождение Алеппо: теперь стреляют только вверх Ликвидация террористического анклава во втором по численности населения городе страны стала сокрушительным ударом для внешних и внутренних противников законного президента Башара Асада и резко ослабила позиции исламистов. Теперь правительственная армия получила возможность теснить противника с восточного направления, отмечает Александр Хроленко.

Корабли подошли к сирийским берегам 8 ноября и усилили российскую авиагруппу, базирующуюся на аэродроме . Палубные истребители МиГ-29К и Су-33 начали полеты над Сирией 10 ноября. В этот период шли бои в восточном Алеппо, который позже освободили от террористов.

Палубные истребители наносили удары по штабам и пунктам управления боевиков, огневым позициям и опорным пунктам с 15 ноября. За два месяца летчики "Адмирала Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов (в том числе 117 — ночью), уничтожили более тысячи объектов группировки "Исламское государство" (запрещена в России) и других террористических группировок.

Российские корабли успешно интегрировались в межвидовую систему боевого управления, сформированную в Сирии. "Адмирал Кузнецов" выполнил задачи по уничтожению наземных целей на значительном удалении высокоточным оружием с помощью своего авиакрыла и обеспечил ПВО корабельного ударного соединения.

Прямые и опосредствованные цели Средиземноморской эскадры России Усиление Средиземноморской эскадры означает, что Россия намерена последовательно решить задачи военно-политического урегулирования сирийского конфликта, невзирая на прямое информационное и опосредствованное боевое противодействие Запада, замечает Александр Хроленко.

Тактика действий в походе анализируется и будет использована для разработки перспективной системы применения авианосных сил ВМФ России в различных районах Мирового океана.

Заметим: североморцы участвовали в операции по просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада — на фоне нелегитимного применения силы в регионе рядом западных государств. То есть ВМФ России одновременно демонстрировал эффективную боеготовность, высокую морскую и политическую культуру.

Выявленные недостатки

ТАКР "Адмирал Кузнецов" создавался преимущественно для ударов противокорабельными ракетами по крупным надводным целям противника и решения задач ПВО корабельной ударной группы. То есть изначально в этом проекте ударная мощь ракетного крейсера преобладала над боевыми возможностями авиакрыла.

Именно поэтому в области применения палубной авиации "Адмирал Кузнецов" уступает авианосцам США. Корректнее сравнивать концептуальный Крыловский российского авианосца водоизмещением 100 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой.

"Чистый авианосец" ВМФ России будет нести на борту . Строить его начнут .

В походе на борту ТАКР "Адмирал Кузнецов" находились 10 истребителей Су-33, три истребителя МиГ-29КР и один МиГ-29КУБР, 18 вертолетов различных типов. В результате авиапроисшествий МиГ-29К и Су-33 — в море, вне зоны боевого применения. Это свидетельство несовершенства отдельных систем ТАКР "Адмирал Кузнецов" и отсутствия опыта боевого применения палубной авиации.

Как считать будем: инциденты на авианосце "Адмирал Кузнецов" и опыт ВМС США Критики боеготовности тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" не учитывают мировой опыт эксплуатации кораблей подобного класса. Российский авианосец в порядке, и достойно решает боевые задачи в Средиземном море, считает Александр Хроленко.

Авианосцы ВМС США также имеют потери.

Выявленные недостатки авианесущего крейсера можно устранить коррекцией боевой подготовки и техническими усовершенствованиями в ходе капитального ремонта с глубокой модернизацией. Планируется, что ТАКР "Адмирал Кузнецов" встанет в док в первом полугодии 2017 года, модернизация займет около двух лет.

Одной из заметных черт корабельной ударной группы Северного флота стал густой черный дым из трубы авианесущего крейсера в проливе Ла-Манш.

Дым стал предметом обсуждения и насмешек в западных СМИ. Так, агентство Bloomberg отмечало : ""Адмиралу Кузнецову" следовало остаться у российских берегов. Или, что еще лучше, отправиться на свалку. Как груда металлолома он принесет гораздо больше пользы, чем как инструмент проецирования силы России".

: ""Кузнецов" все же утер нос "гордости флота США" — новейшему эсминцу-невидимке Zumwalt, который полностью потерял боеспособность и подвижность в результате поломки во время прохода по Панамскому каналу"., которые демонстративно не заметили успешного возвращения российских кораблей в Североморск. Вероятно, зацепило. А ведь ранее Великобритания потратила 1,4 миллиона фунтов стерлингов на военно-морское слежение за тяжелым авианесущим крейсером.

За кораблями ударной группы 9 ноября 2016 года безуспешно пыталась следить голландская дизель-электрическая подводная лодка, однако БПК "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" запеленговали субмарину и вытеснили ее из района.

Возможно, "Адмирал Кузнецов" немолод, а "Петру Великому" не довелось, к счастью, показать все свои боевые возможности. Но Россия возвращается в Мировой океан с качественно — всерьез и надолго.