Тест колби на русском языке. Цикл дэвида колба в жизни

Александр Бородуллин для сайта cashflow.com.ru
Мы продолжаем публикации и переводы по теме творчества Кэти Колби.

Кэти Колби – предприниматель, преподаватель, автор бестеллеров, впервые открыла способ отчетливой идентификации видов человеческого поведения, который привел к прорыву в процессе понимания и использования врожденных способностей человека. Будучи лидирующим авторитетом в сфере человеческих инстинктов, Колби накопила данные о более чем 500 тысячах исследовательских случаев, чтобы подтвердить свои открытия в области инстинктов и человеческого поведения. Её исследования – охватывающие 4 десятилетия и 6 континентов – представляют собой передовую часть работ, посвященных сфере конативного измерения человеческого мозга.

Колби для бизнеса
Колби работала с компаниями из списка Fortune 500, корпоративным топ-менеджментом, высокопоставленными правительственными чиновниками, университетами и профессиональными спортивными командами для того, чтобы максимально увеличить потенциальную производительность этих людей с помощью использования ими их инстинктивных талантов. В специальном выпуске журнала Time «Человек Года» Колби была названа среди семи американцев, «которые представляют собой вдохновляющие личности...такие как Человек Года», была удостоена от Белого Дома такого выражения – «одна из американцев, которых называют людьми «Я могу это сделать», получила место в Зале славы Медилльской школы журнализма при Северо-западном Университете, а также получила много других наград и являлась постоянным основным докладчиком на многих всемирных конференциях. Она посвятила свою жизнь процессу обучения людей тому как доверять силе собственных инстинктов.


Колби для читателей
Её первая книга The Conative Connection /Конативная связь/, встряхнула самые основы общепринятых принципов в области мозговой деятельности тем, что идентифицировала третью и самую трудно уловимую часть, измерение человеческого мозга - конативную. Книга пересказывает этапы работы Колби по разгадыванию загадки волевых инстинктов личности и описывает развитие методологии Колби по построению поведения на основе индивидуальных врожденных способностей и преимуществ. The Conative Connection стала бестселлером, успех этой книги вдохновил Колби на развитие её прорывных теорий и создание обосновательной базы для подтверждения этих теорий на протяжении всей жизни Кэти. Pure Instinct /Чистый инстинкт/, книга Колби для бизнеса, изданная Random House, детально описывает её опыт по работе с высокопроизводительными корпоративными работниками и её методы содействия этим личностям для максимизации их потенциала. Её последняя книга Powered by Instinct: 5 Rules for Trusting Your Guts /Усиленные инстинктом:5 правил того как доверять Вашим инстинктам/, служит в качестве путеводителя для личности в направлении увеличения персональной продуктивности и самочувствия с помощью изучения способов раскрепощения силы их собственного, неповторимого, творческого «я».

Колби для образования
В добавок к её заслугам перед деловым миром, Колби также добилась больших достижений и в образовательной сфере. Она читала лекции и проводила исследования совместно с более чем 20 университетами, в том числе Стэнфордским, Северо-западным, Университетом Пенсильвании и Чикагским Университетом и работала внештатным профессором Образовательного Колледжа при Государственном Университете Аризоны. В дополнение к работе на университетском уровне, её попросили быть консультантом в государственных окружных школьных департаментах и департаментах образования штатов по всей стране и разумеется Департамента образовании США. Будучи матерью пятерых детей, бабушкой семерых и совершенным энтузиастом по работе с детьми, Колби посвятила значительную часть своей жизни разработке специализированных обучающих материалов и программ обучения для детей и помогала детям преуспевать с помощью их инстинктивных способностей. Она опубликовала более 100 учебных пособий по решению проблем для детей и эти пособия использовались в более чем 30 000 школ 15 странах мира. Она обучила тысячи родителей, учителей и школьных администраторов. Какой бы области преподавательской практики она ни касалась, все кто были вовлечены в её работы – учителя, ученики и разумеется родители – все выносили из них для себя особый опыт, дающий больше уверенности в себе и позволяющий добиться больших успехов.
Переведенный материал взят с сайта www.kolbe.com

Фрагмент из книги «Усиленные инстинктом»: «5 правил того как доверять Вашим инстинктам»
ВЗЛЁТ
Эв: Не могу поверить, что мы только сейчас взлетаем. Наконец-то.
Кэти: Да, переезды могут так измотать. Вы направляетесь домой?
Эв: Если бы. Мне ещё предстоят пять дней в дороге.
Кэти: Вы можете стать частью довольно большого количества людей, страдающих от одного из Факторов Провала – усталости. По-моему вокруг таких людей масса.
Эв: Фактор Усталости? Да уж. Он рядом с Фактором Страха , да ведь? У меня и того и другого хватает в жизни.
Кэти: Люди, которых я вижу в аэропортах, иногда кажутся зомбированными, будь то из-за усталости, страха или расстройства от авиапробок по всем авиалиниям.
Эв: Мне нравится знать что я то готова ко всему. Если во время этого полета произойдет что-нибудь странное, мне кажется я смогу адекватно среагировать.
Кэти: Будучи вашим соседом по салону, я разумеется очень на это надеюсь. Я на вас бы заорала, чтобы вы могли полностью довериться своим инстинктам!
Эв: В честь чего бы это ВЫ стали доверять МОИМ инстинктам?
Кэти: Я бы совершенно спокойно доверилась вашим инстинктам, пока ВЫ им доверяете.
Эв: Я не уверена в том, что знаю как это делать. С самого 9/11 (9-сен-2001) я удивляюсь, а что бы я сделала в такой критический момент. Вокруг так много неопределенности и я определенно не определилась в собственных реакциях в моменты кризиса.
Раньше когда я утром просыпалась, я включала музыку. Теперь же я включаю новости.
Ну, а Вы то уж точно не путешествуете праздно. Чем вы занимаетесь?
Кэти: Я как раз и занимаюсь тем о чем мы с вами говорим – человеческими инстинктами. Работа всей моей жизни заключается в том чтобы помогать людям улучшать их решения по жизни путем доверия собственным инстинктам.
Эв: Так значит это вашим инстинктам лучше доверять, а не моим.
Кэти: Этот вопрос более сложен. Нам с вами лучше надеяться на то что наши пилоты будут доверять своим инстинктам и немедленно среагируют в случае возникновения опасности. И ещё на то что механики доверяли своим инстинктам, если они заметили что-то необычное. И конечно же нам стоит надеяться на то что авиадиспетчеры полагаются на свои инстинкты в моменты ощущения каких-то проблем. Все люди вокруг должны быть частью этого процесса.
Эв: А может всем этим людям лучше просто делать то что их учили делать. Что могут поделать инстинкты с их решениями?
Кэти: Ваши инстинкты чувствуют когда необходимо действие. Они ваша личная предупредительная система. Ваши инстинкты обеспечивают вас силой или ментальной энергией, которая заставляет вас предпринимать какие-либо действия. Ваши инстинкты – это те убеждения, которые стоят за вашими решениями, которые вы постоянно принимаете.
Эв: Как же я узнаю разницу между инстинктивной потребностью действовать и просто эмоциями и желанием треснуть по башке какого-нибудь террориста?
Кэти: Ваши эмоции – это ваше отношение к ситуациям, ценности, надежды и предпочтения, которые определяют ваши чувства по отношению к тому что вы делаете. А Ваши инстинкты управляют тем что вы на самом деле БУДЕТЕ или НЕ БУДЕТЕ делать.
Эв: Есть много вещей которые я хочу делать, но к которым я даже не приближаюсь чтобы начать и мне кажется что так происходит просто потому что я недостаточно в них заинтересована.
Кэти: Вообще-то усиленные эмоциональные состояния, - такие как страх или даже радость – могут притупить ваши ощущения и вы из-за этого можете промедлить с действиями. В таких случаях ситуации становятся устрашающими – DIRe, сокращение от Delayed Instinctive Response – заторможенная инстинктивная реакция.
В качестве наиболее контрастного и ужасного примера может послужить то, что произошло во время пожара в ночном клубе в Род-Айленде, когда погибло почти 100 человек. Если вы видели то потрясающее видео, заснятое внутри клуба когда вспыхнул огонь, то вы наверняка заметили атмосферу вечеринки в тот момент, когда люди не сразу среагировали на совершенно очевидную смертельную опасность. Большинство из них продолжали веселиться и петь еще несколько секунд, а потом оказались слишком ошеломлены происходящим, чтобы просто бежать к выходу.
Эв: Это произошло наверное потому что они были пъяны и время их реакции было растянуто из-за этого.
Кэти: Возможно. Ваши инстинкты не в полной боеготовности когда вы находитесь под воздействием алкоголя или наркотиков.
Эв: Отлично. Это значит что я не могу быть полностью готова среагировать на опасность будучи в состоянии опъянения, в котором я разумеется иногда нахожусь чтобы снять стресс от волнения, например, волнений по поводу таких критических ситуаций.
Что же ещё может помешать моим инстинктам делать их работу?
Кэти: Причиной номер один возникновения синдрома устрашения (DIRe syndrome) является сверхзадумчивость по поводу того, что же вам делать. Это состояние транжирит драгоценное время в возникшей экстренной ситуации, когда на счету каждая секунда.
Эв: А разве не нужно анализировать прежде чем что-то сделать?
Кэти: В большинстве критических ситуаций у вас слишком мало понимания происходящего вокруг. И если ваши инстинкты не подскажут вам сделать как-то по-другому, немедленное следование запланированным процедурам – это ваше самое лучшее решение. А самое худшее что вы можете сделать – это продолжать наблюдать за происходящим, а не начать движение.
Эв: То есть мне не надо слишком волноваться и слишком долго думать если я хочу спастись. И как часто инстинкты на самом деле спасали людей?
Кэти: В большинстве случаев. Те кто выжил в катастрофах, выжили благодаря тому, что доверяли своим инстинктам. И поэтому у нас так много законодательных принуждений, а доктора и эксперты по общественной безопасности рекомендуют доверять своим инстинктам.
Ваши шансы добиться любой цели – в том числе спасения жизни – уменьшаются в состоянии усиленных эмоций.
Эв: То есть мой вполне логичный шок во время опасности может меня убить?
Кэти: Хотя предупреждения типа «оставайтесь спокойны» могут звучать довольно глупо, всё же это очень мудрый совет. Ваши инстинкты – это ваше самое лучшее оружие от любой напасти. Сохранять свои инстинкты в дееспособном состоянии и состоянии боеготовности – жизненно важно для вашей ментальной подготовленности.
Вы можете застыть от страха, и это будет означать что ваши инстинкты не могут пробиться к вам. Вы не можете себе позволить этого в будничной жизни, а тем более в угрожающих жизни обстоятельствах.
Эв: Вот когда вы так об этом говорите, это начинает приобретать для меня хоть какой-то смысл. Но почему никто больше об этом не говорит?
Кэти: Прямо в точку. Я потратила года на объяснение людям того, что именно инстинкты заряжают энергией то что вы делаете чтобы решить проблемы и создать какие-то возможности.
Вы можете рассчитывать на их никогда не исчезающую энергию в любой ситуации.
Эв: Так как же всё-таки вы можете пользоваться этой энергией?
Кэти: Доверьтесь своим инстинктам. Большинство людей работают против собственного инстинктивного ядра. Если вы дадите свободу действий своим инстинктам, они приведут вас к естественному для вас способу действий или говоря иначе к наилучшему из возможных для вас способов исполнения дел. Вы сможете добиваться своих целей с наименьшими усилиями и испытывать меньше усталости, страха и расстройств.»

Кэти Колби
перевод Александра Бородуллина для cashflow.com.ru

"Отличный от измерений IQ и характеристик личности, индекс Колби предоставляет ключ к открытию врожденных преимуществ личности" - Washington Post

"Многие организации дают очень высокие оценки тесту Колби. Психологи говорят, что Колби - это новый эффективный инструмент. Люди, которые прошли тест Колби, говорят, что он каким-то непостижимым образом реально описывает то, как они действуют" - The Wall Street Journal

"Кэти Колби - это настоящий бриллиант. Она один из тех немногих людей, который может доказать что каждый из нас имеет дар и талант, которые зачастую не признаются системой образования. Её работы освежают и просвещают" - Robert T. Kiyosaki , автор книги "Богатый папа, бедный папа"

"Эстафета Маслоу перешла к… Кэти Колби, чья концентрация на поиске решений ко всем проблемам дает новый, "третий путь" измерения и оптимизации личностных и командных достижений" - Edward Hoffman, клинический психолог, официальный биограф Абрахама Маслоу, автор книг "Право быть человеком", "Стимул для самого себя: Альфред Адлер" и "В поисках индивидуальной психологии"

«Возможно, у Вас было когда-то в жизни свидание вслепую, на которое не стоило ходить или какое-то смутное предчувствие о том, что будет происходить на фондовом рынке, на котором можно было заработать денег.

Сколько раз Вам хотелось послушаться собственных предчувствий, но Вы так и не сделали этого?

Ваши инстинкты - это удивительная система раннего предупреждения, созданная для того, чтобы защитить Вас от опасностей, привести вас к благоприятным возможностям и помочь Вам успешно делать свое дело. Зачастую мы называем наши инстинкты нашим нюхом /в оригинале guts - дословно - "кишки, внутренние органы, потроха" - прим. перев./, но они ведь на самом деле являются неотъемлемой частью наших врожденных данных. Большинство из нас понятия не имеют о том, что мы можем пользоваться этой силой каждый день, а не ждать её непредсказуемого появления в экстремальных или необычных жизненных ситуациях.

Полагаться на свои инстинкты особенно важно в наше время, когда вокруг так много всякой суеты и неопределенности. И единственное на что мы можем точно рассчитывать - это этот наш внутренний двигатель. И всё же мы этого не делаем. И вот теперь пришло время для Вас узнать как Вы можете направлять этот личный актив на помощь себе в достижении своих самых высоких целей...»

«Когда Вы можете быть самим собой, действуя так как Вам подсказывают Ваши инстинкты, Вы источаете как само собой разумеющиеся:
+ радость, будучи тем кем вы являетесь
+ уверенность выбираемых решениях
+ гордость за свои достижения

Работа всей моей жизни состоит в том, чтобы исследовать причины того почему каждый из нас, будучи наравне с другими людьми наделен природными талантами, не может во всем преуспеть. Исследовав более чем 500 000 случаев, я собрала ошеломляющие доказательства в поддержку теории о том, что Вы будете действовать наиболее эффективно и с гораздо большим удовлетворением, если будете доверять Вашей индивидуальной форме инстинктивной энергии. Игнорируя её, Вы самовольно подвергаете себя опасности.
Я видела 1000 раз как такое происходит. Атлеты, высшие управленцы, ведущие радио и теле программ, студенты и родители, которые открывают для себя свои натуральные способы справляться с проблемами, делают огромные скачки в карьере, в отношениях и самооценке. И Вы тоже можете это сделать.

5 правил доверия своим инстинктам - это практические советы о том, как задействовать Ваши инстинкты. Эти правила четко определены и ориентированы на результат и они касаются непосредственно того, как Вы можете преуспеть при любых жизненных обстоятельствах - даже в очень стрессовых ситуациях. Используйте эти правила и Вы будете:
- принимать наиболее эффективные решения в кризисных условиях
- свободны от волнений по поводу того, что кто-то контролирует Ваш разум
- способны снизить свою конфликтность и улучшить коммуникативные навыки в любых отношениях
- способны увеличить свою полезность в рабочей сфере и принимать более эффективные карьерные решения
- способны улучшить понимание собственных личных потребностей и нужд организма
- фокусироваться на своих собственных природных талантах и талантах других людей, что позволит Вам извлекать выгоду из позитивного потенциала всех Ваших действий, поступков, реакций и взаимодействий другими людьми
- способны раскрыть пути надлежащего использования Ваших инстинктов для того, чтобы добиться максимального эффекта и у Вас останется ещё уйма времени на то, чтобы заняться своей личной жизнью.

Почему никто раньше Вам не показывал то как можно брать на вооружение эту Вашу врожденную способность? Почему никто раньше Вам не говорил как действовать с её помощью и максимально использовать её? Почему общество учит нас делать вещи такими способами, которые идут вразрез с нашим внутренним "я"? Почему же мы продолжаем отказываться от использования наших врожденных талантов?

Великие философы несомненно знали о силе инстинктов. От Платона и Аристотеля до Фрейда и Юнга инстинкты были признанным явлением и отмечались как наиболее важные факторы, повлиявшие на все достижения человечества.
Но однажды, в самом начале 20 века психологи современности попались на крючок возможности измерения IQ, они воспевали и молились на когнитивные объяснения всех наших поступков. Они совершенно потеряли из виду человеческие инстинкты, когда старались объяснить почему некоторым из нас удается всё "на раз", а у других всё из рук валится.

Мой отец сыграл наиважнейшую роль в процессе измерения когнитивных сил, разработав тест, основанный на IQ, который стал широко популярен среди кадровых служб американских деловых предприятий. Когда-то было время, когда в этой стране было очень тяжело найти работу, если Ваши результаты тестирования по Кадровому Тесту Уондерлика были невысоки.
Когда я была ребенком и сидела на кухне за столом исследуя этот тест, я уже тогда поняла как же был несправедлив этот единственно известный стандарт для подбора кадров среди людей с разной образовательной подготовкой и среди людей с отличным от других подходом к принятию решений (как, например, у меня - ведь я дизлексик).
Папа не нарушал моего личного инстинктивного движения, но те кто злоупотреблял его тестом определенно ограничивали профессиональные возможности для всех, кто не подходил под стандарт. И даже для тех, кто подходил. Пройдя этот тест, Вы могли попасть на ту работу, которую Вы способны исполнять, но это совершенно не означало максимизацию использования Вашего врожденного потенциала.

Во всех сферах жизни перед Вами всплывает бесконечный перечень проблем и забот, если сила Ваших инстинктов остается невостребованной.

Например, в образовательной сфере такая ситуация привела к оскорбительному отношению к тем, кто не может по каким-то причинам учиться по стандартизированным методикам. Мы не только навешиваем ужасные негативные ярлыки (Синдром Дефицита Внимания), но и обходимся с юношами в таком режиме, который усиливает так называемые слабые стороны и совершенно игнорирует их сильные стороны.
Работники предприятий зачастую рассматриваются как болтики в механизме, обученные действовать только так как "они и должны", а не так как они могли бы лучше всего это делать. Разрушение производительности труда, которое возникает в результате такого отношения вменяется в вину халатности работников и организации прибегают к таким недолговечным решениям как программы управления гневом, вместо того, чтобы убрать возникшие препятствия и освободить работников от исполнения работы в оптимальном режиме.

Дома непонимание энергии основанной на инстинктах смешивается с релаксацией и восстановлением сил, которые нужны нам всем. Сверх организованная и строгая мать, пытающаяся навязать свои инстинкты дочери, для которой на самом деле хаос или то что кажется таковым является наилучшим способом жизни, только лишь создаст ситуацию в которой нет победителей, ситуацию, которая создает большое напряжение в семье и забирает много ментальной энергии у обеих женщин.

Некоторые отношение сильно страдают, если мы вдруг приходим к мнению, что те люди, которые действуют не так, как мы, на самом деле пытаются создать нам побольше проблем или им просто наплевать на наши чувства.

Вместо того чтобы пытаться изменить всех вокруг, мы все можем извлечь выгоду, если будем взращивать в каждом из нас всё что в нас есть лучшего.

Немногие смогут преуспеть под диктатом тех, кто старается нас сделать соответствующими стандартным методам выполнения задач или тех, кто заставляет нас делать что-то единственно возможным способом. "Правильно" отвечая на вопросы тестов IQ или SAТ, Вы не сможете предсказать себе способность к инновациям, конструированию или дизайну. Инстинктивные элементы наших творческих талантов не могут быть измерены объемом наших знаний и образованностью.

Пришло время поставить точки над i и понять к чему привели такие интеллектуальные предубеждения в сферах образования, здравоохранения, безопасности, производительности труда, отношениях между детьми и родителями и личностном развитии. Если Вы избежали этих проблем и нашли радость, покой и свободу быть самим собой, на которую у Вас есть право с самого рождения, то Вы находитесь среди тех 20% людей, которым свойственно обретение чувства личностной удовлетворенности.

Если же Вы не в этой группе, то в этой книге Вы найдете для себя настоящее приключение. Открывая для себя возможность доверять своим инстинктам, Вы высвободите невероятную энергию, покоящуюся внутри Вас. Вы откроете такую энергию и драйв, которые находятся в состоянии полной боевой готовности, огромного желания Вам помочь и способны сподвигнуть Вас на путь к Вашему личному успеху, который обязательно приходит к людям, усиленным инстинктами.

Инстинктивная способность к превосходству находится внутри каждого из нас. Как я расскажу в этой книге инстинктивные таланты - универсальны, индивидуализированы и одинаково доступны всем.

Я могу гарантировать, что с помощью Вашей собственной силы воли и самоопределения, Вы можете использовать свои природные инстинктивные способности для того, чтобы создать основу для принятия Вами в будущем мудрых решений в жизни.

Вам не надо быть одним из тех родителей, студентов, пациентов или наемных работников, которые отчаянно пытаются изменить самих себя - а их попытки как правило тщетны, так как у Вас внутри уже есть кое-что абсолютно идеальное. Вам не надо ждать еще несколько десятков лет пока профессионалы из Вашей отрасли решат, что возможно что-то было неверным в существующем порядке и методах исполнения работы, а потом еще пару десятилетий ждать пока они эти неверности исправят. Вы можете высвободить свои природные способности прямо сейчас, прямо здесь.

Усиление инстинктом - это процесс самопознания. Я решила написать эту книгу в форме подслушанного диалога между мной и другим человеком. Представьте, что мы находимся на борту самолета и зовут моего попутчика - Эв, сокращенно от "все" (everyone - по-английски - прим. перев.), или Эван или Эвелин, если Вам угодно.
Роль Эв - это симбиоз того множества реакций, которые я получала на свою теорию об инстинктах за многие годы её развития. Эв немного скептична, но она (или он) определенно ищет способ хоть каким-то образом улучшить свою жизнь.
Моя работа заключается в том, чтобы убедить Эв - и Вас вместе с ней - что то, о чем я говорю - это реально, а не просто еще одно упражнение для аутотренинга или какой-то другой бесполезный трюк. И поверьте мне, я действительно покажу и устраню все проблемные моменты. Я расскажу Вам некоторые истории, данные исследований и наконец просто интересные наблюдения по теме моей работы из моего собственного жизненного опыта. И всё это будет представлено на Ваш суд пока Вы будете слушать наш диалог с Эв.

Итак, всё что осталось нам с Вами сделать - это нырнуть и поплыть! Действуйте до того как осмыслите, а потом проверьте сможете ли Вы заставить себя вступить в эту схватку за свободу быть тем, кем Вы являетесь на самом деле. Соглашайтесь только на то, чтобы начать, а потом смотрите как далеко Вас это заведет. Будьте стойкими и помогайте Эв в споре со мной! А потом остановитесь и некоторое время Ничего не делайте, чтобы Вы могли четко и ясно услышать голос Ваших собственных инстинктов.

Самое главное: доверьтесь своим инстинктам, и помогайте близким Вам людям делать то же самое.»

В настоящий момент мы, переводчики, хотели бы понять, насколько вас интересует данная тема, и стоит ли продолжать ее перевод. Пожалуйста ответьте на приложенный опросник чтобы помочь нам в принятии решений.

Заинтересовала ли вас тема творчества Кэти Колби?

Циклом Колба называют одну из моделей, которые используют в процессе обучения взрослых людей (тренинги, курсы, школы). Имя Дэвида Колба, специалиста по психологическим аспектам обучения, стало известно именно благодаря эффективности и действенности разработанной им модели.

Теоретическое основание методики

Д. Колб считал, что обучение как процесс является циклом или своеобразной спиралью, а ее главными составляющими назвал накопление личного опыта с дальнейшим обдумыванием и размышлением и, как результат, действием.

Этапы, которые проходит обучающийся по методике Колба человек:

  1. Базовый уровень: наличие у человека непосредственного, конкретного опыта в том вопросе, который он планирует изучать.
  2. Этап рефлексии или мыслительных наблюдений: здесь обучающийся должен обдумать и проанализировать те знания, которыми он обладает.
  3. Процесс возникновения абстрактной концепции или модели: этап обобщения полученной информации (опыта) и выстраивания конкретной модели. Согласно плану Колба, этот период учебного занятия или тренинга предназначен для генерирования идей, выстраивания взаимосвязей и добавления новой информации о том, как все устроено (о закономерностях в изучаемой сфере).
  4. Этап активных экспериментов: завершающим элементом занятия становится проверка того, насколько созданная модель или концепция применима к конкретным ситуациям. В итоге у обучающегося формируется совершенно новый опыт. В дальнейшем можно наблюдать замыкание цикла.

Цикл Колба: преимущества и сферы применения модели

Описанный считается одним из самых эффективных и универсальных. Интересно то, что модель Колба может подойти практически любому человеку, ведь она основана на том, что обучающемуся уже известно. Именно поэтому ее применение настолько результативно.

Этот метод систематизации профессиональных практических или академических знаний и навыков используют крупнейшие компании по всему миру. Цикл Колба, применяемый тренерами личностного роста или преподавателями курсов повышения квалификации, позволяет сотрудникам максимально полно использовать свой потенциал, а также активировать скрытые возможности и способности.

Особенности, характерные для обучения взрослой аудитории

В отличие от педагогики, которая рассматривает специфику работы детской психики в условиях обучения, андрагогика - это наука о том, как преподавателю и тренеру следует работать со взрослыми людьми. Цикл Колба предполагает использование основных принципов андрагогики.

Отличием «взрослого обучаемого» становится наличие устойчивой мотивации к прохождению тренингов, обучению и саморазвитию. Это неудивительно, ведь многие работающие люди или бизнесмены прекрасно понимают, что новый опыт поможет им более эффективно находить решение профессиональных и личных проблем.

Кроме того, обращаясь к имеющемуся у него опыту, такой человек приносит пользу не только себе, но и другим участникам группы. Общение и обмен информацией обогащают опыт каждого из них.

Последователь Д. Колба: оптимизация модели

Получивший широкое распространение цикл Колба был развит и усовершенствован шведским специалистом по обучению Класом Мелландером. Его цикл выглядит немного иначе и включает такие составляющие:

  • Мотивацию (степень восприимчивости и психологической готовности).
  • Информацию (образование информации из преобразованных фактов и имеющихся данных).
  • Обработку (превращение информации в осознание и опыт).
  • Генерацию выводов (переработка осознания и опыта в знание).
  • Использование (практическое применение знаний, формирование навыка и подхода).
  • Фактор обратной связи (оценка результатов, их оптимизация и новые размышления).

Эта модель больше внимания уделяет процессу преобразования информации, получаемой обучающимся от лектора или тренера, в навыки, которые будут неоднократно применены в дальнейшем.

Цикл Колба в тренинге: структура занятия

Модель, позволяющая эффективно обучать взрослых людей, нашла применение в сфере управления персоналом. Большинство тренингов, направленных на повышение уровня квалификации или обучение сотрудников новым навыкам, построены следующим образом:

  1. 10 % длительности учебного процесса: выявление мотивации присутствующих, аргументация ценности данного курса (актуализация курса). Это своеобразное вступление позволяет заинтересовать учащихся, сконцентрировать их внимание на теме тренинга, а также указать пользу или необходимость излагаемого материала. Правильно проведенный первый этап во многом определяет успех обучения в целом. Мотивация может быть сформирована с помощью кейсов на проблематизацию, упражнений-вызовов, указывающих участникам на то, что они не обладают навыками и опытом, необходимыми в конкретных ситуациях. Это важнейший инструмент, который предлагает цикл Колба. Пример можно привести следующий: на тренинге по деловому общению и тренер намеренно провоцирует конфликтную ситуацию между участниками, показывая им, насколько несовершенны их коммуникационные способности и умение анализировать невербальные сигналы собеседника.
  2. 20 % тренинга: процесс закрепления и повторения того, что уже изучено на занятии. Эта часть обучения позволяет присутствующим сформировать последовательную логическую структуру навыков из несистематизированной информации.
  3. 50 % учебного процесса: подача и разъяснение новой информации. Этот этап наиболее важен, так как учащиеся получают новые навыки, знания и методики, которые будут нужны им для решения задач, поставленных в начале тренинга.
  4. 10 % времени: оценка проведенной работы. Здесь тренер оценивает степень и полноту усвоенных участниками знаний. В процессе оценки преподавателю следует исходить из принципов наглядности, справедливости и объективности. Только так оценивание сможет стимулировать аудиторию к дальнейшему обучению. Оценки необязательно должны ставиться тренером, это может делать каждый учащийся или команда.
  5. 10 % тренинга: выводы. Это этап, на котором тренер получает информацию от учащихся (отзывы, замечания, предложения по усовершенствованию учебного процесса). Последней задачей преподавателя можно назвать формирование у аудитории мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению материала.

Адаптация модели для обучения детей

Для использования данной модели учащиеся должны обладать минимальными навыками в какой-либо сфере и иметь желание их развивать. Так как детей обычно обучают «с нуля», в процессе педагогики нечасто применяют цикл Колба. Пример для детского сада может быть следующим:

  1. Демонстрация красивой поделки из пластилина.
  2. Обращение к тому, что дети уже умеют делать с этим материалом.
  3. Иллюстрация алгоритма изготовления поделки.
  4. Сравнение работ, их оценка.
  5. Вопросы преподавателя о том, что именно детям понравилось.

Основной опасностью, которая подстерегает тренеров и преподавателей, использующих цикл Колба, становится высокий риск демотивации и возможность снижения самооценки сотрудников или учеников (если полученный в ходе занятия опыт откровенно неудачен). По этой причине тренер должен быть чрезвычайно терпеливым и предусмотрительным. Используя данный метод, необходимо знать правила критики и следить за обратной связью.

Это тест для взрослых, базовый Индекс А.

The Kolbe A™ Index/Instinct Test:

Тесты на интеллект говорят вам о том, что вы можете. Тесты, определяющие ваши личностные качества, расскажут вам о том, что вы хотите делать. Индекс Колби измеряет то, что вы СТАНЕТЕ или НЕ СТАНЕТЕ делать просто в силу своей натуры. Этот быстрый и легкий 36-вопросный тест поможет вам гораздо лучше понять ваши собственные природные инстинкты и приступить к максимизации своего потенциала.

Как выполнять тест? Следуя немногим простым принципам. Отвечайте на вопросы в соответствии с тем, что было бы естественным для вас поступком. Слишком долго не раздумывайте. Не позволяйте никому повлиять на ваши ответы или интерпретировать для вас, то значат вопросы. В каждом вопросе вам нужно выбрать ОДИН наиболее вероятный в вашем случае вариант и ОДИН – наименее вероятный.

Вы немедленно получите результаты (если вы выполните тест на сайте kolbe.com – прим переводчика!). Этот индекс также является первым шагом в программе полного анализа вашего МО – процесса, зарегистрированного компанией Kolbe Corp под торговой маркой. Приступайте сейчас и откройте свободу быть тем, кто вы есть!

(английские варианты сохранены для тех, кто захочет пройти тест Колби в фирме его автора – и, допустим, заказать мне перевод результата)) На сайте автора тест находится (рубрика Assesments))

Чтобы дать ответ, спросите себя:

Имея свободу поступить по-своему, я бы…

(If free to be myself I would …)

11. Если я могу, то избегаю:
Most Least
Guessing гаданий
Discussions дискусий
Machinery технического оборудования
Interruptions прерываний

© 1987 — 2015 Kathy Kolbe. All rights reserved.

Как-то в разговоре с одной моей хорошей знакомой мне пришлось объяснять ей, почему я ненавижу работать в офисе. Я рассказал ей, что владею несколькими административными зданиями, но своего кабинета у меня никогда не было.

Просто ненавижу чувствовать себя запертым в комнате, - сказал я.

Моя знакомая улыбнулась и спросила:

А ты не пробовал пройти тест на коэффициент Колби?

Нет. А что это такое?

Это программа, которая определит твой природный стиль обучения, или МО, что значит модус операнди (способ действия). Она выявляет инстинкты, или природный талант человека.

Никогда не слышал об этом коэффициенте, но у меня есть опыт множества подобных тестов. Мне они показались довольно полезными, но, может быть, эта программа всего лишь еще один продукт из этой серии? Что-то вроде астрологического прогноза?

В принципе да, некоторое сходство есть. Но существует ряд тонкостей, которые, можно выявить только с помощью теста Колби.

Тонкостей какого рода?

Ну, как я сказала, он выявит твой талант и природный стиль обучения. Кроме того, он покажет, что ты сделаешь и чего не сделаешь , а не то, что ты можешь или не можешь сделать. Тест Колби определяет силу твоих природных инстинктов, а не интеллекта или индивидуальности. Коэффициент Колби позволит тебе узнать о себе нечто такое, о чем не расскажут результаты никаких других тестов, - потому что он определяет, кто ты есть, а не кем ты себя считаешь.

Инстинкты, - повторил я. - И какая мне от всего этого польза? - я попытался увильнуть от прохождения еще одного никому не нужного теста.

Сначала надо получить результаты, а потом мы их обсудим. Кстати, Кэти Колби, создатель этой программы, живет здесь, в Финиксе. После того как пройдешь тест, я организую вам встречу. Посмотришь сам, может ли ее программа делать все, что я наговорила.

А как мне пройти этот тест?

Просто зайди на ее сайт и следуй указаниям. По-моему, он стоит около 50 долларов и занимает всего несколько минут. Там только 36 вопросов.

А как скоро придут результаты?

Да практически сразу. После того как получишь, попробуй оценить их сам, а я свяжусь с Кэти и организую вам встречу. Она не слишком любит новые знакомства, но мы с ней подруги, и я скажу, что ты мой старый друг.

Я согласился и через несколько минут уже ответил на вопросы теста.

Для: Роберта Кийосаки.

МО: 2 2 9 6.

Результаты показались мне интересными, но, зная, что мне предстоит обед с создательницей программы, я решил подождать и послушать, что скажет она. Три дня спустя мы с Кэти встретились за обедом. Поглядев на распечатку моих результатов, она сказала:

Вы заряжаетесь энергией, когда рискуете, не так ли? Я улыбнулся. У Кэти был приятный, доброжелательный голос, в котором слышались понимание и сочувствие. Мне показалось, что она много знает обо мне, несмотря на то, что мы только познакомились.

Почему вы так думаете?

Сильные стороны человека определяются его инстинктами, и это позволяет мне установить его МО, или модус операнди. У вас, как я вижу, больше всего развиты способности энтузиаста и новатора, - ответила она, улыбнувшись. - Ваши показатели говорят мне, что инстинктивно вы стремитесь к физическому риску. У вас к нему природная склонность. Я права? Я кивнул.

Вам приходилось попадать в смертельно опасные ситуации? - спросила Кэти.

Да, много раз, особенно во Вьетнаме. А почему вы спросили?

Вы ведь испытывали настоящее блаженство в этих ситуациях, да? Опасность до предела обостряла ваши инстинкты и вызывала бурный всплеск энергии?

Да, я любил боевые вылеты. Это был захватывающий, хотя порой и трагический опыт. Но мне нравилось летать в зоне боевых действий и, когда я вернулся к обычным полетам, мне стало скучно.

Я вас понимаю. Вам было тяжело перенести возврат к повседневной военной рутине после возвращения домой? И, оказавшись дома, вы умудрились нажить себе неприятности?

Да. Откуда вы знаете?

Знаю, потому что ваш уровень исполнительности ограничивается согласием заниматься как можно большим количеством дел одновременно, - спокойно сказала она. - Из этого я делаю вывод, что вы не любите следовать установленным правилам. Преобладание факторов энтузиазма и новаторства свидетельствует о привычке к физическому риску и о том, что критические ситуации доставляют вам наслаждение. Не удивительно, что во Вьетнаме вы показали себя с лучшей стороны. Но военная служба в мирных, условиях показалась вам слишком регламентированной, слишком сковывающей. Вы не можете жить без возбуждения. Если уровень возбуждения недостаточно высок, вы начинаете повышать его сами, По-другому это называется нарываться на неприятности, что часто приводит к конфликтам-с начальством, чья задача - поставить вас на место и заставить следовать установленным правилам.

А по руке вы, случайно, не гадаете? - ехидно поинтересовался я и высказал предположение, что она успела расспросить обо мне мою знакомую. Не мог столько знать обо мне человек, с которым мы только что познакомились.

Нет, - сказала она. - Я ничего о вас не узнавала. Я предпочитаю не делать этого, пока не проведу анализ результатов, Я верю в точность моей методики и скорее поверю расчетам, чем чьим-то субъективным описаниям характера человека или моим впечатлениям от таких описаний.

Затем Кэти призналась, что встретилась со мной только по просьбе своей подруги и еще потому, что она получает огромное удовольствие от обсуждения своей концепции с людьми, искренне желающими узнать о ней как можно больше. После того как мы узнали кое-что друг о друге, Кэти начала более подробно рассказывать о том, какие еще сведения обо мне можно почерпнуть из результатов теста. Показав еще раз на распечатку, она сказала:

Если бы сегодня вы учились в школе, вам бы поставили диагноз СДВ, синдром дефицита внимания, и давали успокоительное, чтобы утихомирить ваш буйный нрав.

А вы согласны с таким методом воспитания?

Нет. По крайней мере, для большинства детей. Я считаю, что применение лекарственных препаратов и постановка подобных негативных диагнозов - просто чудовищная несправедливость по отношению к природным способностям детей, к их самооценке. Такое воздействие начисто лишает их возможности гордиться своей индивидуальностью. Если бы вас с самого детства накачивали лекарствами, вы могли бы никогда не найти своего пути в жизни. Вы могли бы никогда не написать свои бестселлеры. Вы могли бы никогда не добиться того, чего добились.

Но, с другой стороны, очень может быть, что вас ничто не смогло бы остановить, - продолжала Кэти. - Дело в том, что сегодняшняя школьная система поставила бы вам диагноз “трудного ученика”, страдающего психическим расстройством. Это не значит, что вы не способны к учебе, просто вы не смогли бы учиться по той методике, которая обычно применяется в наших школах. Вам повезло, что ваш папа это понял. Я знаю, что вы называете вашего папу-преподавателя “бедным папой”, но во многих отношениях именно он сделал вашу жизнь намного богаче. Во многих отношениях своим успехом вы обязаны именно ему. Он был достаточно умен, чтобы позволить вам брать уроки у вашего богатого папы и поощрять ваше стремление учиться, как вам было удобнее, а ваш способ, как вы сами признаете, был не слишком эффектным.

Действительно, эффектности в нем было мало, - кивнул я и после секундной паузы спросил: - Как бы вы определили понятие успеха?

Кэти улыбнулась и сказала:

Успехом я называю свободу быть самим собой. Именно это сумел дать вам ваш папа. Он уважал вас и подарил свободу быть самим собой.

Слишком многие люди обречены всю жизнь стараться быть тем, кого хотят видеть в них родители или общество, и я не думаю, что такой путь ведет к настоящему успеху, независимо от того насколько богатыми или влиятельными они могут стать. Как всем мыслящим существам, нам свойственно стремиться к свободе быть такими, каковы мы на самом деле. Если мы не будем бороться со всем, что принуждает нас действовать вопреки нашим склонностям, то рискуем потерять всякое уважение к себе и загубить свой талант.

Действительно, - согласился я. - Мне вряд ли удалось бы добиться успеха, если бы я пошел по стопам отца. В школе меня считали чужаком. Я не вписывался в общую колею.

Но могу поспорить, что в детском саду вам нравилось, - с усмешкой заметила Кэти.

Да, правда. Откуда вы знаете? Показывая на распечатку, Кэти сказала:

Для людей с таким высоким коэффициентом новаторства, как у вас, детский сад - лучшее место. Новаторов хлебом не корми, дай им только что-нибудь разобрать или построить. Обилие новых объектов для исследования полностью соответствовало вашему энтузиазму и разнообразию интересов. Дефицит исполнительности не успел войти в конфликт с жесткими требованиями к соблюдению норм поведения. К тому же, над вами не висели результаты всяких там тестов на интеллект. Лучше не придумаешь, не так ли?

Я кивнул.

Да, в самом деле. Мне и сегодня по душе все новое и интересное. Мне нравится вкладывать деньги в недвижимость, потому что мои инвестиций можно увидеть, потрогать и почувствовать. Я ни от кого не скрываю, что никогда не прекращал играть в “Монопольку”. Я обожаю игры.

Кэти улыбнулась и показала на графу “Исполнитель” на моей диаграмме.

Но затем наступил этап с первого по третий класс и дети, более вас склонные к исполнительности, начали вырываться вперед.

Но почему так? Чем эти три первых класса так хороши для людей с повышенным уровнем исполнительности? - я уже всерьез заинтересовался тем, что еще знает эта женщина.

Тем, что в этот период кубики и игрушки постепенно исчезают, учебная программа начинает строиться на принципах аккуратности и дисциплины, а люди с высокими; показателями исполнительности лучше других адаптируются к таким условиям. В результате к началу третьего года обучения из класса полностью выветривается сам дух новаторства.

Аккуратности и дисциплины? - переспросил я. - Но какое отношение аккуратность и дисциплина имеют к процессу обучения?

Кэти снова улыбнулась и ответила:

По вашему уровню исполнительности не скажешь, что аккуратность и дисциплина - самые сильные ваши стороны.

Да, не самые. Но как это могло повлиять на мои успехи в школе?

Очень просто. Готова спорить, что в первом классе вы чувствовали себя не так комфортно, как в детском саду или подготовительном классе.

Это точно. В первом классе я начал ввязываться в драки, в то время как в детском саду все время уходило на игрушки и лазание по “джунглям” на спортплощадке. Именно из-за этих драк уже с первого класса за мной закрепилась репутация “трудного ребенка”.

Обычный случай с детьми, у которых отнимают игрушки и кубики. Мальчишки, оставленные без игрушек, часто начинают приставать к другим мальчишкам.

По крайней мере, со мной все было именно так. Но почему дети с высоким коэффициентом исполнительности в этот период успевают лучше всех?

Потому, что на этой стадии развития от человека требуются прежде всего аккуратность и дисциплина. Вы уже не сидите кучей на полу или вокруг стола, а занимаете места за ровными рядами парт. Вместо того чтобы поощрять рисование пальцами, учителя начинают вырабатывать у вас аккуратный каллиграфический почерк. Теперь они требуют, чтобы вы писали строго между разлинованных строк, а не черкали по всему листу. Учителям нравятся опрятные, наглаженные и гладко причесанные пай-девочки и пай-мальчики. Не думаю, что вы были в числе тех ребят, которые специально наряжаются, чтобы понравиться учительнице, - сказала Кэти с усмешкой.

Нет, это не про меня. Хорошо еще, что я жил прямо напротив школы, потому что меня часто отсылали домой сменить грязную одежду. Я всегда находил возможность поскользнуться и вываляться в грязи.

В это время ваше отношение к школе уже начало меняться?

В первом классе нет, но помню, что в третьем кое-какие нюансы стали бросаться в глаза. Я начал понимать, что у учителей появились любимчики среди ребят. В третьем классе со мной учились одна девочка и один мальчик, которые со временем стали первыми учениками в средней школе. Потом они поженились. Уже в третьем классе все знали, что это звездная парочка. Они были красивыми, умными, хорошо одетыми и всеми любимыми отличниками.

Похоже, что школа была создана специально для них. А что было с ними дальше? - спросила Кэти; - Добились они всего, чего хотели?

Если честно, не знаю. Думаю, что да. Они никогда не выезжали из города, где мы выросли. Их уважают в обществе и продолжают любить не меньше, чем раньше. Так что, скорее всего, они нашли свое счастье.

Для них это звучит идеально. Похоже, что за годы жизни и брака они не потеряли умения быть самими собой, - заключила Кэти.

А что происходит после третьего класса? Когда человек достигает магического возраста девяти лет?

Начиная с четвертого класса, все, у кого высок коэффициент поиска фактов, развиваются по одному шаблону. Методика обучения с четвертых по двенадцатые классы создана для искателей фактов. Некоторые дети от природы нацелены на запоминание имен, фактов и дат. Такой подход к учебе хорошо вознаграждается. Обучение в классе приносит таким детям много пользы.

Дальше Кэти объяснила мне, что с девяти лет учеников оценивают по результатам регулярных “облав на ошибки”. Вы пишете диктанты, запоминаете таблицу умножения и ведете счет количеству вызубренных учебников, подтверждая свои знания изложением содержащихся в них сведений.

Я рассказал ей о разработанной Рудольфом Штейнером теории рубежа девятилетнего возраста и о том, как многие учителя определяют, будет ли ребенок хорошо успевать в условиях школьной системы.

В девять лет я понял, что в этих условиях мне не суждено стать звездой. Кубики у меня отобрали навсегда. Кэти рассмеялась.

Да, человеку с такой тягой к новаторству, как у вас, без кубиков должно быть скучно. При такой, как у вас, склонности к упрощению, а не простому запоминанию сложных определений и формул, он быстро начинает терять веру в свои силы. Этому противится его энтузиазм и начинает толкать ребенка на поиск собственных способов противостояния тем требованиям школы, которые он считает глупыми.

И учителя это знают. Вот почему так много детей уже в самом начале школьной карьеры получают клеймо умниц, тупиц или возмутителей спокойствия.

Кэти печально кивнула.

У большинства учителей сильно развиты природные склонности к поиску фактов и (или) исполнительности. Люди всегда готовы назвать умным того, чьи природные способности аналогичны их собственным. Интеллект тут, разумеется, ни при чем. Оценить значение инстинктов не похожего на них человека они попросту не в силах. Их.

Способности лучше всего проявляются в условиях школы, и поэтому они не мыслят себе жизни без нее. Система образования - их родной дом. Им там нравится.

Таким образом, система образования продолжает фокусироваться на одной методике обучения и выискивать все новые причины, по которым дети плохо учатся. Вот почему диагнозы, объясняющие неспособность детей к учебе, становятся все более замысловатыми, - подвела итог Кэти.

Но это просто глупость. Дело вовсе не в нашей неспособности к учебе, а в отжившей свой век школьной системе, в ее неспособности к обучению! Лично мне она была ненавистна, - с горечью добавил я.

Но ведь вам нравится учиться, не так ли? - спросила Кэти.

Учиться мне нравится. Я постоянно посещаю семинары, читаю книги и прослушиваю аудиокурсы. Меня всегда привлекает возможность научиться чему-нибудь новому и интересному; Кстати, меня сильно заинтриговала тема ваших исследований. Но, тем не менее, школу я все равно ненавидел. Однако как вы смогли понять, что мне нравится учиться, несмотря на всю ненависть к школе.

Кэти еще раз показала на распечатку.

А это вы видели?

Под заголовком “Приемлемые профессии” шла следующая страница:

Кэти показала на пункт “Преподавание по альтернативной методике”.

Почти все мои знакомые, выбравшие этот путь, очень активно учатся сами. Они просто не находят себе места в структуре традиционного образования.

Это верно. Лично я регулярно участвую в разных семинарах. Для меня они предпочтительнее обычных колледжей, потому что мне не нужны дипломы и степени. Мне нужна только информация.

Какие из этих возможных сфер деятельности пришлись бы вам по душе?

Поразмышляв немного над списком, я ответил:

Они все мне нравятся, за исключением травматологии и ресторанного бизнеса.

На это есть какие-то причины?

В этих областях у меня уже слишком большой опыт. Крови и. увечий я достаточно насмотрелся во Вьетнаме, а ресторанным бизнесом занимался мой богатый папа. Но я запросто смог бы проявить себя в деле защиты окружающей среды, и у меня больше десяти лет была компания, занимавшаяся альтернативными методами преподавания. Мне нравится преподавать. Я и сегодня продолжаю создавать экспериментальные модели, вкладывать деньги в индивидуальные строительные проекты, и у меня есть несколько патентов на изобретения. Мне нравится производить новые виды продукции. Меня по-настоящему увлекает сфера разработки и производства телевизионной рекламы. Так что практически весь ваш список состоит из вещей, которые меня интересуют или которыми я уже занимался.

Я немного помолчал, обдумывая все, о чем мы с Кэти успели поговорить. Я чувствовал возбуждение, потому что люблю узнавать новое, и получил огромное удовольствие, когда мне объяснили причину моих неудач в школе. Еще раз взглянув на результаты теста, я спросил:

Значит, те люди, которые хорошо успевают в школе после третьего класса, преодолев рубеж девятилетнего возраста, обычно имеют высокий коэффициент искателя фактов и исполнителя?

Да, - сказала Кэти. - И все ваши неприятности в школе были связаны с тем, что у вас отняли игрушки и кубики и вы больше не могли учиться в процессе игры. Ваше тело могло находиться в классе, но мысленно вы были далеко.

Так и было. Я умирал от скуки и занимался не больше, чем было нужно для перехода в следующий класс. Не мог дождаться, пока закончу школу и смогу вырваться на волю, в реальный мир.

Это в вас говорил энтузиаст. Стремление к новаторству и энтузиазм содействовали развитию способностей к быстрому созданию материальных вещей, таких как ваши игры, книги и предприятия. Вот почему производство нейлоновых бумажников и многие другие ваши проекты, о которых вы мне рассказали, привели вас к успеху. Вы прирожденный предприниматель с душой пионера-первопроходца.

Что вы подразумеваете под “душой пионера”?

Только то, что показывают результаты теста. Ваши новаторские способности делают вас прекрасным практиком, а энтузиазм толкает на поиски приключений. Вы не являетесь прирожденным предпринимателем в традиционном смысле развития бизнеса и производства. Ваше кредо - всегда быть первым на границе.

Результаты теста Колби для взрослых.

Для: Роберта Кийосаки.

МО: 2 2 9 6.

Преобладающие мотивы (побудительные факторы для каждого способа действия):

Упрощение (ПФ), Адаптация (П), Импровизация (И), Рационализация (Н).

Так вот почему мне часто трудно объяснить, чем я занимаюсь. Я просто-напросто на несколько лет опережаю время. Я создаю продукты для рынка, которого еще не существует.

Да, - сказала Кэти, показывая на диаграмму.

Задача энтузиаста - спрогнозировать будущее. Искатель фактов раскрывает прошлое. Новатор живет в настоящем, а исполнитель связывает воедино прошлое, настоящее и будущее.

Вы постоянно нацелены на будущее и в настоящем создаете ваши предприятия и продукты для будущего. Вы всегда будете идти впереди своего времени.

И поэтому мне часто приходится спорить с искателями фактов. Таким людям требуются факты и цифры, а мне нечего им показать, потому что будущее еще не наступило.

Кэти кивнула и улыбнулась.

Да, на мой взгляд, человек с таким МО, как у вас, не может избежать конфликтов с дотошными искателями фактов и (или) с дисциплинированными исполнителями. Как я уже говорила, ваши трудности в школе можно объяснить тем, что большинство учителей требуют знания определений, сформулированных искателями фактов, и подчинения правилам, разработанным исполнителями, а для вас оба этих требования неприемлемы по определению.

Знаете, это многое объясняет. В принципе, к большинству учителей я чувствовал уважение, но при этом всегда знал, что мы герои разных рассказов из одной книги. Теперь я понимаю, что и книги-то были разные.

Кэти рассмеялась.

Недавно от одного из моих слушателей я услышала анекдот. Вопрос: “Как называется организация, где полным-полно искателей фактов?” Ответ: “Университет”.

- “А как называется организация, где нет полным-полно новаторов?” Ответ: “Детский сад”. Кэти улыбнулась и добавила от себя:

Или dоt.соm-компания.

Услышав это, я чуть не лопнул со смеху.

Теперь понятно, почему dоt.соm-компании (доткомы) лопаются как пузыри. Большинство таких компаний возглавляют энтузиасты, не имеющие за плечами элементарных: основ, фактов, доходов или жизненного опыта, и слишком мало исполнительских способностей. Я это знаю, потому что сам был таким, когда делал первые шаги в реальном мире. Вот почему рухнул мой первый бизнес. Идея была хорошая, но все трое основателей, были энтузиастами, начисто лишенными таланта исполнителей. Все мои первые предприятия развивались быстро и энергично, но так же быстро рушились. У нас не было фактов, цифр и исполнительского мастерства.

Вот почему я выбрала работу с бизнесменами, - сказала Кэти. - Теперь, когда вы стали старше и мудрее, что вы чувствуете по отношению к людям, которые идут в первых рядах искателей фактов и исполнителей?

Я их люблю. Теперь я знаю, что без них я бы не выжил.

И я того же мнения. Мы должны ценить и уважать способности и таланты, которые каждый из нас использует на благо общего дела и всего мира. Для выживания любой команды ей необходимы люди с разным уровнем развития всех четырех способов действия. Вместо того чтобы навешивать друг на друга ярлыки и заниматься дискриминацией, нам нужно научиться дополнять свои способности и таланты достоинствами других членов команды. Готова спорить, что вам не нравилось, когда учителя называли детей с задатками исполнителей умными, а энтузиастов вроде вас - менее умными?

Не нравилось? Да я сгореть был готов от стыда и унижения!

И на что же вы направляли свой гнев?

Я шел домой и все делал по-своему. Я хотел доказать, что не глупее других. Мне было ненавистно клеймо тупицы и неудачника. Я терпеть не мог, когда учителя говорили: “У Роберта такой большой потенциал, но он просто не старается. Ему нужно только взяться за ум и налечь на учебу”.

И чем больше они старались наставить вас на путь истинный, тем больше укреплялось ваше стремление добиться успеха? Вы использовали свой гнев для достижения поставленной цели?

В этом я, похоже, преуспел, - ответил я с самодовольной улыбкой. - Я написал бестселлер, а ребята, получавшие по английскому одни пятерки, ничем похожим похвастаться не могут. К тому же, я делаю больше денег, чем большинство бывших отличников.

Я чуть не принялся расхаживать перед Кэти, как павлин на заставке телекомпании “Эн-би-си”, распустив хвост и сверкая, великолепием красок. Я давал волю своему накопившемуся за долгие годы гневу.

Значит, вы использовали свой гнев, чтобы сделать все по-своему? И вам удалось обрести свободу быть тем, кто вы есть? - спросила Кэти с легкой усмешкой.

Да, удалось, - произнес я, чуть не лопаясь от гордости. - Я все сделал по-своему, добился того, к чему стремился, и живу такой жизнью, которая мне нравится. И мне не нужно искать работу, не нужно, чтобы кто-нибудь определял размер моей зарплаты, и не нужно сидеть в офисе.

Поздравляю. Вы добились успеха. Вы преуспели в жизни, потому что получили свободу быть тем, кто вы есть.

Я откинулся в кресле и упивался ее похвалами, в то время как подавлявшееся годами чувство разочарования школой исчезало.

Я никогда не рассматривал успех с такой точки зрения. То есть я хочу сказать, что не понимал, насколько своим успехом обязан гневу и разочарованию.

Хорошо, - сказала Кэти. - А можете вы понять, что существуют другие люди, которые определяют успех не так, как вы? Можете вы понять, что кому-то вполне достаточно иметь простую машину и простой дом?

Да, могу. Мои мама и папа были очень счастливы, получив эти вещи. Они добились успеха в том смысле, в каком его понимали. Я же знал, что мне с ними не по пути. Короче говоря, я прекрасно понимаю, что в жизни каждый действительно “плывет, как ему удобнее”.

А теперь, когда вы стали старше и мудрее, стали вы больше ценить людей другого типа? Я имею в виду отношение к вашим работникам, относящимся к категориям исполнителей и искателей фактов?

Теперь еще больше, чем когда-либо. Я люблю этих людей. Без них я никогда не сделал бы того, что сделал. Без них я не смог бы добиться успеха.

Кэти улыбнулась.

Рада это слышать.

Она немного помолчала, собираясь с мыслями, а затем осторожно спросила:

А смогли бы вы теперь наладить отношения со школьными учителями, даже с теми, которые занижали вам оценки или с которыми вы спорили?

Не знаю, смог ли бы я зайти так далеко, - ответил я, не раздумывая.

Но вы ведь знаете, что винить в том, что случилось с вами, следует систему образования, а не учителей? - продолжала допытываться Кэти.

Я кивнул.

Да, знаю, но ничего не могу с собой поделать. Я понимаю, что они делали все что могли, располагая тем, что имели.

Тогда я назову вам причину вашего гнева. По-моему, больше всего вас выводило из себя то, что система пыталась подавить ваш талант и принудить проявить ваши способности в той области, которая вас совсем не интересовала.

Вы имеете в виду мой талант энтузиаста? Мою повышенную активность?

Да, и его тоже. Но я имела в виду главным образом ваш талант, скрытый в колонке искатель фактов.

Искатель фактов? - не смог скрыть удивления я. - Но ведь там у меня самые слабые показатели. Как у меня может быть талант искателя фактов?

У вас есть скрытые таланты всех видов, даже искателя фактов, - сказала Кэти, показав еще на одну страницу своей брошюры.

Показывая на слово упрощение в графе “Искатель фактов”, она сказала:

Вот это ваш талант в категории искатель фактов. Ваш талант в способности воспринимать факты и упрощать их. Мне кажется, что причина огромного успеха ваших книг в том, что вы берете сложную тему, такую как деньги, и максимально ее упрощаете.

Начиная понимать, что к чему, я сказал:

Таким был мой богатый папа. Он любил, чтобы все было просто.

Затем Кэти показала на слово подтверждение в той же графе.

А это наверняка талант вашего умного папы. Обладая природным талантом охотника за фактами и цифрами, он стал блестящим учеником и добился видного положения в академических кругах. Готова спорить, что возможность собирать данные, уточнять нюансы и определять задачи вызывала у вашего умного папы прилив сил и энергии. Отсюда следует, что его талант искателя фактов был совсем иного рода, чем ваш, и это объясняет, почему он успевал в школе, а вы нет.

Значит, у всех нас есть таланты во всех четырех графах, - тихо повторил я, все глубже вникая в смысл ее концепции.

Кэти кивнула.

Я выделила двенадцать разных типов талантов. У каждого из нас есть четыре разных таланта, по одному в каждой графе.

Двенадцать разных типов талантов… у каждого по четыре. Вот почему лучше всего работать в команде, где каждый имеет собственную точку зрения на способ решения проблем. И это доказали ваши исследования?

Кэти снова кивнула.

Чем лучше вы разбираетесь в этих таблицах, тем точнее можете определить, кто вы и кто те люди, что вас окружают. Лучшее понимание друг друга способствует развитию уважения к различиям между нами, достижению гармонии в совместной работе и жизни. Работая командой, мы можем решать любые проблемы гораздо эффективнее, чем в одиночку. Вот почему мне нравится работать над повышением эффективности самых разных типов команд. Учитесь видеть удачу в различиях между людьми - как на работе, так и дома.

Так вот в чем ваше призвание и талант. Вы стремитесь развивать в людях уважение к талантам и способностям тех, кто работает рядом с ними. А в чем ваши сильные стороны?

Энтузиазм и исполнительность. Вот почему я занимаюсь анализом таблиц и диаграмм. Прежде чем я почувствовала удовлетворение от эффективности моей системы, мне пришлось разложить по полочкам весь репертуар моделей человеческого поведения. Затем пришла очередь проявить себя искателям фактов из моей команды. Я высоко ценю их способности, которые дополняют мой талант к упрощению. Так же как и вы, я стараюсь добиться практических результатов. Но, в отличие от вас, я закладываю исходные данные в программу, алгоритмы которой выдают конечный результат в виде таблиц и диаграмм. Наибольшее удовольствие доставляет мне возможность использовать мои врожденные творческие способности, чтобы помочь людям в достижении успеха в работе и личной жизни. Но одна я никогда бы этого не осилила. Для построения успешного бизнеса в условиях жестокой конкуренции нужны объединенные усилия всех двенадцати талантов. Просто не могу себе представить, как в наше время может добиться успеха лидер с диктаторскими замашками. У него, в лучшем случае, может быть всего четыре таланта. Поэтому я работаю не только над повышением эффективности людей и команд, но и над упрочением чувства собственного достоинства у каждого члена команды. В команде важен каждый человек.

Поздравляю. Вы достигли успеха в жизни. Вы действительно обрели свободу быть такой, какая вы на самом деле. Кэти кивнула и улыбнулась.

А теперь рассмотрим подробнее графу “Энтузиаст”.

Так вот, в этой графе ваш талант определяется словом импровизация . А это значит, что инстинкт толкает вас идти на риск, бороться за перемены, проводить эксперименты, инициировать нововведения, нарываться на неприятности, не думать о последствиях, действовать экспромтом и импровизировать.

Перечисление большинства моих тайных склонностей заставило меня поморщиться.

И вы называете это моим талантом? Я всегда считал, что это у меня от глупости и безрассудства.

Не стоит недооценивать эту способность. Команда - да и другой любой коллектив - нуждается в вашем таланте. Там, где остальные занимаются многочасовыми обсуждениями, формированием комиссий и не продвигаются ни на шаг вперед, вы сразу беретесь за дело. Поэтому умение сдвинуть дело с мертвой точки и пойти на риск, невзирая на последствия, - очень важная составляющая вашего таланта.

Слышали бы это мои учителя, - тихо проговорил я. - Какой там талант! Они называли это совсем по-другому. Кэти усмехнулась и продолжила:

А ваш умный папа, вероятно, опасался кидаться вперед очертя голову. Сначала он должен был проанализировать факты. Он явно не был так импульсивен, как вы, и не терпел неопределенности. Он собирал факты. Он никогда не допустил бы хаоса и не стал бы работать в кризисной ситуации. Он бы просчитал свои шансы и отказался от безумной затеи.

Подмечено точно. Именно поэтому он был блестящим учеником и со временем возглавил систему образования штата.

Кэти кивнула.

Выходит, ваш талант в том, чтобы подхватить идею и тут же начать действовать. Энтузиаст и новатор в вашем лице способны взять идею и быстро превратить ее в готовый продукт, компанию или деньги. Готова спорить, что вы можете делать деньги из ничего. Хотя, конечно, слишком высокий показатель энтузиазма превращает дорогу от нищеты к богатству в трассу с двусторонним движением.

Я тоже кивнул.

Это я умею. Я могу заразиться какой-нибудь идеей и немедленно перейти к действию. Конечно, я часто поступаю необдуманно, но таким образом я учусь. Я прыгаю в воду с глубокой стороны бассейна и сначала камнем иду ко дну. Но после того как мне удается выплыть, я чувствую себя намного умнее, потому что получил практический урок. Я учусь точно так же, как все мы учимся ездить на велосипеде. Но, с другой стороны, при таком способе обучения я не могу объяснить людям, как мне удалось сделать то, что я сделал. Причина в том, что я учусь телом, а не умом. Это все равно как если бы вы попытались научить человека ездить на велосипеде, не позволив ему ни разу даже сесть на него. Я убедился в том, что Люди, которые нуждаются в фактах и боятся идти на риск, часто не добиваются весомых результатов из-за пренебрежения к практическому обучению. Они тратят время на то, чтобы просто учиться, а не на то, чтобы просто делать.

И кого-то вроде вашего отца, человека с выдающимися способностями искателя фактов, может засосать трясина того, что мы привыкли называть “зацикленностью на анализе”. Оказавшись в незнакомом городе, вы будете целыми днями бродить по улицам, в то время как ваш папа первым делом купит карту и запасется путеводителем. Чувствуете разницу?

Да, чувствую. Мой умный папа, прежде чем что-нибудь предпринять, тратил уйму времени на изучение фактов. Мне такое изучение не по душе, поэтому я просто бросаюсь в воду и только после того, как иду ко дну, начинаю изучать то, что следовало узнать с самого начала.

И таким образом вы учитесь. Так вы набираетесь ума, и ваш папа был достаточно умен, чтобы это понять.

Вот поэтому мы с ним так редко вместе играли в гольф. Он рассчитывал каждый удар и бесконечно долго прикидывал силу ветра и расстояние до лунки. Он замерял покатость зеленой площадки вокруг лунки и даже направление наклона травы. А я просто подходил и бил по мячу, и только после этого начинал разбираться, в чем была ошибка.

Значит, вы предпочитаете командные виды спорта?

Да. А как вы догадались? Мне нравится регби, а в академии я был капитаном экипажа распашной восьмерки. Но я не люблю те виды, в которых все приходится делать самому.

Я поняла это, потому что для достижения успеха вам необходима команда. Ваши стремления и предпочтения говорят о том, что вы уважаете чужие таланты. Иногда люди с высокими показателями в графах искатель фактов и энтузиаст страдают от уверенности в том, что все могут сделать сами. Они определяют для себя необходимые приоритеты, а затем берутся за гуж и пытаются вытянуть воз в одиночку. Они хороши на старте, но затем им приходится объяснять, что для успешного прохождения всей дистанции этого явно недостаточно.

Результаты теста Колби для взрослых.

Для: Джон Доу.

МО: 8 2 7 4.

Преобладающие мотивы (побудительные факторы для каждого способа действия):

Упрощение (ИФ), Адаптация (И), Импровизация (Э), Рационализация (Н).

Так оно и есть. Многие из моих преуспевающих знакомых считают себя вполне самодостаточными. Наверняка у них высокие показатели в графах энтузиаст и искатель фактов. Я же предпочитаю создать команду и опереться на нее.

И это весьма разумно с вашей стороны. Кстати, поэтому вы и предпочитаете командные игры гольфу. Понимание необходимости окружить себя командой помогло вам создать гораздо более крупный бизнес, чем удалось тем, кто пытается быть самодостаточным. К тому же, человек, который сочетает в себе таланты энтузиаста и искателя фактов, обычно идет только на рассчитанный риск, в то время как вы больше склонны к чисто практическому риску. Поэтому вам не приходится часто засиживаться в офисе.

Вы совершенно правы. Оказавшись один, я впадаю в отчаяние. Я люблю, чтобы вокруг меня было много людей, помогающих мне делать дело.

Вполне вероятно, что в этом причина ваших плохих отметок за контрольные работы в школе. Вам нужна команда, чтобы провести мозговой штурм и найти ответы - правда, учителя почему-то называют это подсказками.

Я расхохотался и спросил:

А вы, часом, не сидели за моей спиной в классе?

Зачем? У меня самой в классе было полно таких, как вы. Не блистая успехами на уроках, вы наверстывали свое, занимаясь командными видами спорта или всем, что требовало приложения совместных усилий. Вы всегда старались избежать схватки с судьбой один на один.

Вот поэтому в классе я всегда садился рядом с умными ребятами и теперь с удовольствием приглашаю таких в свою команду. Мой богатый папа всегда говорил: “Бизнес - это командный вид спорта”. И вот поэтому он всегда собирал вокруг себя команду очень умных людей, которые помогали ему решать финансовые вопросы.

Вы не менее умны, но их ум нацелен на поиск фактов. Если их таланты добавить к вашему, то вместе вы сумеете установить контроль по всему полю игры и совместными усилиями решить любую головоломку. Двенадцать талантов, работающих как одно целое, всегда выйдут победителями. Кроме того, это дает возможность всегда направлять нужный талант в нужное место для решения конкретной проблемы.

Выходит, мой отец не мог свести концы с концами, потому что действовал в одиночку, в то время как мой богатый папа работал с командой. Мой родной отец делал то, чему научился в школе, то есть выполнял контрольные самостоятельно, а мой богатый папа решал свои финансовые задачи с помощью команды. И это обусловило громадную разницу между ними в реальном мире.

Кэти только кивнула.

При правильном сочетании способностей команда всегда окажется в выигрыше, чего нельзя сказать об одиночках, которые просто не могут иметь столько талантов сразу.

Время нашего обеда подошло к концу, и мы договорились встретиться еще раз, но уже командами. Прощаясь, я спросил ее:

А нет ли у вас теста Колби для детей? Она буквально просияла от удовольствия.

Я рада, что вы спросили. Да, у нас есть методики для детей, начиная с пятого класса. Кроме того, у меня есть тесты для подростков, аналогичные тому, который мы провели с вами, и еще много разработок, которые я называю “размышлялками”. Они учат ребят доверять своим инстинктам и использовать свои таланты.

Было бы здорово, если бы каждый ребенок мог узнать, как ему лучше всего учиться и где скрыты его таланты. И чем раньше, тем лучше. Это позволит сэкономить годы попыток узнать то же самое методом проб и ошибок.

Вот почему я занимаюсь этой работой, - сказала Кэти, усевшись в свою машину, и помахала мне рукой на прощание.