В рассказе заколдованное место. «Заколдованное место. Гоголь Н. В. сказка "Заколдованное место"

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Заколдованное место" Николая Васильевича Гоголя - заключительной повести цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть имеет подзаголовок "Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви".

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку.

Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «черт знает что такое!».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Великий русский классик Н. В. Гоголь, хоть и являлся очень верующим человеком, но было у него некое пристрастие к написанию рассказов про всякие дела «нечистых» - страшилки, которые любили рассказывать вечером старые люди на хуторе, под лучину или возле костра, да так, чтобы потом все, кто их слушал, и стар, и млад, содрогались от ужаса.

Такие истории в огромном количестве знал Гоголь. «Заколдованное место» (краткое содержание этого произведения будет представлено немного ниже) - одно из подобных произведений. Оно входит в цикл рассказов двухтомника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот был впервые напечатан в 1832 году во втором томе.

Гоголь, «Заколдованное место». Герои и сюжет

Старый дед Фома еще тем был рассказчиком, и все к нему приставали: расскажи да расскажи. Отвязаться невозможно было от них. И вот начал он свой очередной рассказ с того, что если захочет дьявольская сила кого-нибудь обморочить, то обязательно это сделает. Когда он был еще мальчишкой лет одиннадцати, отец, прихватив с собой трехлетнего его брата, отправился в Крым торговать табаком. Жить на баштане (поле с арбузами, дынями и разными овощами) оставались дед, мать, Фома и еще его два брата. Рядом тянулась дорога, и однажды вечером мимо проходили чумаки-обозники, которые ехали в Крым за товаром - солью и рыбой. Дед узнал среди них своих старых знакомых. Гости расположились в шалаше, закурили люльки и стали угощаться дынями. А потом начали они вспоминать о былом. В конце и вовсе дело дошло до танцев.

Продолжение произведения Гоголя «Заколдованное место»

Дед заставил танцевать внуков - Фому и его брата Остапа, и даже сам пустился в пляс и выписывал кренделя, но как только он дошел до гладкого места, где грядка с огурцами, ноги перестали его слушаться и встали, он не мог ими пошевелить. Тогда дед стал ругаться на нечистую, считая, что это ее проделки. А потом кто-то захихикал у него за спиной, оглянулся он назад, а сзади ни чумаков, ни поля с овощами.

О чем дальше повествует Гоголь? «Заколдованное место» краткое содержание имеет такое: стал дед приглядываться повнимательнее к местности, и узнал голубятню попа и огороженный участок земли волостного писаря. Немного сориентировавшись, он пошел к своему огороду, но увидел, что недалеко от дороги находится могилка, у которой горел огонек свечи. Дед сразу подумал, что это клад, и пожалел, что у него нет лопаты. Он заприметил это место, чтобы потом вернуться, положил ветку на могилку и отправился домой.

Заветный клад

Интересно дальше продолжает Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание повествует о том, что на следующий день, уже ближе к вечеру, как только засмеркалось, главный герой пошел искать заветную могилу с меткой. По дороге он увидел голубятню попа, но почему-то не было огорода писаря. Когда он отошел в сторону, то тут же и голубятня пропала. Он понял, что все это происки лукавого. И тут пошел дождь, дед вернулся к себе.

С утра он пошел работать на грядки с лопатой и, проходя мимо того таинственного места, где в танце его ноги перестали слушаться, не сдержался и ударил в него лопатой. И глядь, он опять на том месте, где его метка и могила. Дед обрадовался, что теперь он с орудием и обязательно сейчас раскопает свой клад. Подошел он к могиле, а там камень лежит. Старик сдвинул его и хотел было табачку понюхать. Но тут кто-то чихнул рядом и даже обрызгал его. Дед понял, что черту табак его не понравился. Стал он копать и наткнулся на котелок. От радости воскликнул: «Вот ты где, голубчик». И тут эти слова эхом отозвались, кричали птичий клюв, баранья голова и медвежье рыло с дерева. Деда в дрожь сразу бросило. Он решил бежать, но котелок все же прихватил с собой.

К интригующему моменту подводит Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание набирает свой оборот.

Происки лукавого

Все домашние потеряли деда, уже сели поужинали. Мать вышла вылить помои во двор, а тут увидела, как котел по дорожке сам движется, она с перепугу выплеснула на него все горячие помои. На самом деле это дед с котлом шел, и все помои в виде ошкурков дынь и арбузов повисли у него на голове. Матери, конечно, от него досталось, но потом дед, успокоившись, сказал внукам, что скоро они в новых кафтанах ходить будут. Однако, открыв котел, он не нашел там золота.

С той поры дед учил ребят не верить черту, так как он всегда обманет, и что правды у него ни на грош нету. Теперь он всякий раз перекрещивал странные на его взгляд места. А тот заколдованный участок дед огородил и больше не возделывал его, только всякий мусор кидал туда. Потом, когда другие люди сеяли на нем арбузы и дыни, ничего путного там больше не росло. На этом рассказ Гоголя «Заколдованное место» и закончился.

Заколдованное место

Говорят что человек может совладать с нечистым духом. Не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит...

Мне было лет одиннадцать. Было у отца нас четверо. Батько ещё в начале весны повёз в Крым на продажу табак. С собою он взял трёхгодовалого брата, а я, мать и два брата остались. Дед засеял баштан у самой дороги и перешёл жить в курень.

Деду нравилось, что мимо него за день чумаков возов пятьдесят проедет, а каждый что-то может рассказать.

Раз ехали мимо шесть возов: старые знакомые деда Максима. Сели в кружок, дынь поели, поговорили. Взял и нас дед, заставил меня и брата играть на сопилке и танцевать. А сам тоже, хоть и старый, удержаться не может, так ноги и пританцовывают у него. А потом не выдержал, да как стал танцевать дед на дорожке между грядками огурцов. Но только дошёл до середины дорожки, и перестали ноги у него подыматься. Разогнался сначала, дотанцевал до того места, и снова ноги стали деревянными. "Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!"

А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею!.. - сказал дед.

А сзади кто-то рассмеялся. Поворотился дед, а место незнакомое, поле вокруг, потом хорошо вгляделся и узнал гумно волостного писаря. Вот куда затащила нечистая сила!

Потом дед вышел на дорожку, а в стороне от неё на могилке вспыхнула свечка. Потом свечка потухла, а чуть дальше от неё загорелась другая... Дед решил, что здесь клад. Хотел сразу копать, да заступа с собой у него не было. Заметил место дед и пошёл домой.

На другой день, к вечеру, вооружившись заступом и лопатой, пошёл дед к попову огороду. Дошёл до места, стал глядеть: гумно есть - голубятня пропала, видна голубятня - гумна нет. А тут дождь полил сильный. Ушёл дед домой.

На следующий день, идя по своему огороду, дед ударил заступом на той дорожке, где не танцевалось со словами: "Проклятое место!" И опять очутился на том поле, где свечки видел. Теперь у него был заступ.

Побежал он к могилке и стал копать. Земля мягкая, выкопал он котёл. Дед говорил с собой, а вокруг него кто-то по нескольку раз повторял его слова. Дед решил, что это чёрт, который клад отдавать не хочет.

Чёрт с тобою! - сказал дед, бросив котёл. - На тебе и клад твой!

Бросился было дед оттуда бежать, а вокруг тихо. Воротился дед, схватил

котёл и бежать, что было духу. И добежал он так до попова огорода.

А мать до вечера ждала деда, а его всё нет. Уже и повечеряли. Вымыла мать горшок и стала искать, куда вылить помои. А тут по дорожке идёт кухля. Мать туда и влила горячие помои. Дед как закричит басом!

Стал он нам говорить, что теперь дети с бубликами будут, клад он откопал. Окрыли котёл, а там сор и стыдно сказать, что такое.

С тех пор дед не верит больше чёрту.

И не думайте! - говорил он часто нам, - всё, что ни скажет враг господа Христа, всё солжёт, собачий сын! У него правды и на копейку нет!

А услышит дед, что где-то неспокойно:

А ну-те, ребятки, давайте крестить! - закричит и нам. - Так его! так его! хорошенько! - и начнёт класть кресты.

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала» , «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки» , «курень» , «баштан» , «хлопцы» … Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми» , но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами» , так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер» . Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин , Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

  • «Заколдованное место», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Николай Васильевич Гоголь

«Заколдованное место»

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был ещё дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трёх ещё сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошёл разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошёл. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошёл до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашёл в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонёк, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошёл ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошёл он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашёл котёл. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котёл, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котёл и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползёт: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в неё помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котёл, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнём, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».

Однажды один хуторянин с сыном поехал в Крым продавать табак, оставив дома жену с тремя сыновьями, да старого деда, чтобы тот сторожил баштан. Целый дом у баштана проезжих было много, а из них есть и чумаки. Чумаки - мастера рассказывать весёлые истории.

Уже смеркалось на дворе, а у ворот стоят возы с чумаками, все они знакомые деду. Встретились, покурили, а там и угощения пошли. Развеселились гости. Дед потребовал, чтобы внуки плясать пошли и веселить гостей, но не удержался и сам пошёл за ними. Дойдя до места, где грядки с огурцами растут, остановился. Ноги не идут и всё. Вдруг сзади кто-то засмеялся, дед обернулся, а место не то. Исчез баштан, а вместо баштана и чумаков одно гладкое поле. Дошло до него, что он находится за поповским огородом. Стал выбираться, а тут могилки оказались и огоньки вспыхивают. Дед решил, что это клад и закидал его большой веткой место. Вернулся он поздно, дети спали, а чумаков не было.

На следующее утро он взял лопату и отправился к поповскому огороду. Пока шёл по приметам и вышел на поле, не видно гумна, а только голубятня виднеется. Дошёл до голубятни, и гумно исчезло. А тут дождик пошёл, и дед повернул назад домой, не найдя то место. К вечеру он собрался прокопать грядку, где не смог танцевать. Вдруг ударил лопатой и вмиг оказался на том поле, узнав и голубятню, и могилку с наваленной веткой. А на ней лежит камень. Дед хотел отодвинуть камень и передохнуть, понюхать табаку. Кто-то чихнул над головой. Он стал копать, увидев котел, удивился и произнёс: «Ах, вот ты где!».

Вслед за этими словами за ним повторила птица на ветке, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед очень испугался и хотел бежать, а над головой вдруг гора нависла, и ступить боязно, ведь под ногами невидно дна. Схватил дед котёл и бросился бежать. Уже вечерело, все поужинали, и мать увидела, как ей на встречу катится бочка. Это дед катил бочку к дому. Когда открыли котёл, то увидели в нём грязь и сор, и это место дед загородил. Дед после поверил в заколдованное место.