Верещагин английская казнь в индии. Дьявольский ветер. Как изобретательные англичане расстреливали индусов. Повод к восстанию

Заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром , так и холостым зарядом пороха).

История возникновения

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев ( -1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.

Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <…> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

- В. Верещагин . Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М. : «ДАРЪ», 2007. - С. 151.

Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого. В воспоминаниях Верещагина указывается:

Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек. <…>
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, - а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии - бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.

- В. Верещагин . Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М. : «ДАРЪ», 2007. - С. 153.

Казнь в культуре

  • В романе Жюля Верна «Паровой дом » индусы собирались казнить полковника Мунро, привязав его к жерлу пушки и выстрелив из неё. Там же присутствуют такие строки:

    Мунро, - продолжал набоб , - один из твоих предков, Гектор Мунро, первый раз осмелился применить эту страшную казнь, которая в войну 1857 года приняла такие страшные размеры!

  • В романе Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» главный герой, капитан Блад , приказывает привязать пленного испанского кабальеро дона Диего де Эспиноса к жерлу пушки, чтобы заставить сына последнего выполнить свои условия. Сабатини описывает этот эпизод так:

    Дон Диего, привязанный к жерлу пушки, неистово вращал глазами, проклиная капитана Блада. Руки испанца были заведены за спину и туго стянуты веревками, а ноги привязаны к станинам лафета . Даже бесстрашный человек, смело глядевший в лицо смерти, может ужаснуться, точно узнав, какой именно смертью ему придется умирать.
    На губах у испанца выступила пена, но он не переставал проклинать и оскорблять своего мучителя:
    - Варвар! Дикарь! Проклятый еретик! Неужели ты не можешь прикончить меня как-нибудь по-христиански?

    Впрочем, казни не случилось: Дон Диего умер от страха почти сразу после произнесения этих слов. Пушка все же выстрелила, но Дон Диего уже был мертв.
  • Этой казнью заканчивается рассказ Артура Конан Дойла «Как Копли Бэнкс прикончил капитана Шарки».
  • Казнь «Дьявольский ветер» изображена на картине В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год) (см. выше).
  • Казнь сипаев изображена в фильме «Капитан Немо ».
  • Несостоявшаяся (благодаря стихийному бунту горожан, включая женщин и детей) казнь дьявольским ветром была уготована положительному герою, народному скрипачу, в советском детском фильме «
Дьявольский ветер
Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Развеивание пушками») — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).
Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого.

Казнь лидеров восстания сипаев при помощи «Дьявольского ветра» (В.Верещагин, 1884)

Практикуемые в современном мире виды смертной казни:

Расстрел
Расстрел производится, как правило, из пистолета, реже — другого ручного огнестрельного оружия, например, расстрел из пулемёта, практиковавшийся в Таиланде с 1934 по 2001 гг. В XIX веке для той же цели использовались митральезы (при подавлении Парижской коммуны), еще ранее — пушки, заряженные картечью (например, во время Французской революции, восстания Пугачева). В древности практиковался расстрел из луков, аркебуз.
В Китае, где на сегодняшний день приводится в исполнение наибольшее число смертных приговоров, стреляют в затылок из автомата стоящему на коленях осуждённому. Власти периодически устраивают публичные показательные расстрелы осуждённых государственных чиновников-взяточников.

Повешение
Впервые убийство через повешение использовали древние кельты, принося человеческие жертвоприношения воздушному богу Езусу.
Со второй половины XIX века во многих странах при смертной казни применяется тип повешения, при котором тело осуждённого не просто лишается опоры и повисает на верёвке, а падает с большой высоты (несколько метров) через люк. В таком случае смерть наступает не от асфиксии через несколько минут, а от разрыва шейных позвонков и спинного мозга практически мгновенно. При таком повешении необходимо рассчитывать длину верёвки в зависимости от веса осуждённого так, чтобы голова не отделилась от тела (в Великобритании существовала «официальная таблица падений» (англ. Official Table of Drops) для расчетов длины веревки).
Садам Хусейн был казнен через повешение.

Побиение камнями
Вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям и грекам.
После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него тяжёлых камней.
К побитию камнями приговаривали лишь за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает подобную казнь. В Талмуде забрасывание камнями было заменено сбрасыванием приговорённого на камни. Согласно Талмуду, приговорённого следует сбрасывать с такой высоты, чтобы смерть наступила мгновенно, но его тело при этом не было обезображено.
Побиение камнями происходило так: приговорённого судом поили вытяжкой из наркотических трав в качестве обезболивающего, после чего его сбрасывали со скалы, и, если он не умирал от этого, сбрасывали на него сверху один большой камень.
Статья 119 Исламского уголовного кодекса Ирана (Ходоуд и Кисас) гласит:"При наказании в виде забрасывания камнями до смерти камни не должны быть слишком большими, чтобы осужденный не умирал от одного или двух ударов; они также не должны быть и настолько малы, чтобы их нельзя было назвать камнями".
Смерть обычно наступает от повреждения мозга, так как выбираются камни такой величины, чтобы они не могли ломать кости. Такая казнь очень мучительна, поскольку человек способен выносить сильные удары, не теряя при этом сознания. В Иране, например, специально регламентируется такое исполнение казни, которое исключает скорую смерть осуждённого.
В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира. В докладе «Международной амнистии» приводится рассказ очевидца о подобной казни, состоявшейся в Иране:
«Рядом с пустырём из грузовика высыпали множество камней и гальки, затем привели двух женщин, одетых в белое, на их головы были надеты мешки… На них обрушился град камней, окрасивших их мешки в красный цвет… Раненые женщины упали, и тогда стражи революции пробили им головы лопатами, чтобы окончательно убить».
Забивание камнями в Иране (документальная видеосъёмка исполнения смертного приговора). Смотреть страшновато!

Смертельная инъекция
Cмертельная инъекция — способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов или сильнодействующих веществ. С целью ограничения физических страданий приговорённого также одновременно может вводиться и обезболивающее.
Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни в ряде штатов США, а также на Филиппинах, в Таиланде и в Китае. В США смертельная инъекция, как более гуманная, заменила в большинстве штатов казнь на электрическом стуле.
Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены иглы, присоединённые к капельницам (обычно двум, для надёжности). Через них казненному делается внутривенная инъекция так называемого «техасского коктейля» — набора из трёх препаратов, разработанного врачом Стенли Дойчем. Последовательно вводятся:
пентотал натрия (sodium pentothal) — используется для анестезии и наркоза — не менее 5 г.
павулон (pancuronium bromide) — парализует дыхательную мускулатуру
хлорид калия (potassium chloride) — приводит к остановке сердца.
Смерть наступает в течение нескольких минут. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.
По мнению критиков данного метода казни, смертельная инъекция создаёт лишь видимость гуманного способа умерщвления, не являясь таковым в действительности. По некоторым данным, на практике дозировки препаратов нередко нарушаются. Изучение записей о результатах вскрытия казнённых в нескольких штатах США показало, что концентрация обезболивающих веществ в крови у них ниже, чем необходимо для хирургической операции, а в некоторых случаях настолько низка, что казнимые могли оставаться в полном сознании. Между тем, при отсутствии обезболивания введение павулона и хлорида калия вызывает удушье и сильнейшие боли. Кроме того, квалификация персонала, делающего инъекции, часто недостаточна для того, чтобы уверенно и быстро ввести иглы в вены. Известны случаи, когда казнь затягивалась на десятки минут, а казнимый оказывался буквально исколот из-за того, что исполнителям не удавалось найти подходящую для инъекции вену. Запрет на смертельные инъекции во Флориде был введён после того, как при казни Анхеля Диаса ему не попали в вену и ввели растворы в мышцу, в результате чего до наступления смерти прошло более получаса.
Эти и другие факты привели к постановке вопроса о том, чтобы введение растворов при казни делали профессиональные медики. Однако правилами Американской медицинской ассоциации принимать участие в проведении смертной казни им запрещено под страхом лишения диплома и лицензии.

Электрический стул
Электрический стул (англ. electric chair) — приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры. Для умерщвления приговорённого используется электрический ток, пропускаемый через его тело. Теоретически казнь на электрическом стуле является безболезненной, за исключением случаев отказа оборудования.
Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги — в специальных зажимах ножек. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменное напряжение порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А. (Приведённые параметры характеризуют электрический стул, использовавшийся в штате Массачусетс, согласно описанию из раздела Ссылки.) Ток и напряжение ограничены, чтобы осуждённый не загорелся во время казни.
Система управления электропитанием стула имеет защиту от включения, которая должна быть деактивирована непосредственно перед казнью ответственным лицом, с помощью специального ключа. По одной из версий, стул может иметь один или несколько управляющих выключателей, нажатием на которые включается ток. В таком случае они включаются одновременно разными палачами, причём в действительности ток включает только один из них. Такой порядок используется для того, чтобы никто, включая самих исполнителей, не мог знать, кто в действительности осуществил казнь (по аналогии с широко известным видом расстрела, когда части стрелков выдаётся оружие, заряженное холостыми патронами).
Электрический стул был введён в качестве гуманного средства казни, позволяющего умертвить преступника, не причиняя ему излишних страданий. Сторонники этого вида казни утверждают, что она безболезненна — электрический ток используемых параметров разрушает отделы нервной системы, ответственные за ощущение и осознание боли, за время, в двадцать—тридцать раз меньшее, чем необходимо для того, чтобы человек почувствовал боль. Противники электрического стула указывают на то, что эти утверждения являются продуктом теоретических расчётов, а не проверенным фактом.

Обезглавливание
Обезглавливание (при помощи специального инструмента — гильотины или рубяще-режущих орудий — топора, меча, ножа; воинствующие исламисты в последние годы стали производить обезглавливания при помощи небольших ножей, по размеру сходных с карманными. В Колумбии как правые, так и левые организации (AUC, FARC), криминальные банды наркобаронов время от времени совершают обезглавливания используя мачете и бензопилы)
Обезглавливание служило видом смертной казни на протяжении тысячелетий. В средневековой Европе государственным и уголовным преступникам отрубали головы и выставляли их на обозрение публики. Казнь через обезглавливание мечом (или секирой, любым боевым оружием) считалась «благородной» и применялась в основном к аристократам, которые, будучи воинами, считались подготовленными к смерти от меча. «Неблагородными» видами казни были повешение и сожжение.
В традиции Китая обезглавливание считалось более суровой формой казни, чем удушение, несмотря на то, что удушению свойственны продолжительные мучения. Дело в том, что китайцы верили, что тело человека — это подарок его родителей, и поэтому возвращать в небытие расчленённое тело крайне непочтительно по отношению к предкам.
В Японии обезглавливание исторически совершалось в качестве второй части ритуала сэппуку. После того, как самоубийца вспарывал себе живот, второй участник ритуала отрубал ему голову при помощи катаны, чтобы ускорить смерть и облегчить мучения. Поскольку для отрубания требовался навык, только избранным позволялось принимать участие в ритуале. К концу периода Сэнгоку обезглавливание стало производиться, как только совершающий сэппуку наносил себе малейшее повреждение. Кроме того, обезглавливание было высшей мерой наказания. Одна из самых жестоких форм обезглавливания была применена к самураю Исида Мицунари, изменившего Токугаве Иэясу. Его закопали в землю и медленно отпилили ему голову тупой деревянной пилой. Этот вид наказания был отменён в период Мэйдзи.
Если меч или топор был острым, а палач умелым, результатом казни была быстрая и относительно безболезненная смерть. Если же оружие было плохо заточено или палач неловок, для отсечения головы могло понадобиться несколько ударов. По этой же причине приговорённому завязывали глаза: чтобы в решающий момент он не дёрнулся. Также приговорённым советовали заплатить палачу, чтобы тот выполнил свою работу на совесть.
На сегодняшний день Саудовская Аравия, Йемен и Катар имели законы, разрешающие обезглавливание.
Обезглавливания мечом в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, а также воинствующими исламистами в горячих точках. По состоянию на 2005 год, Саудовская Аравия, Йемен и Катар имели законы, разрешающие обезглавливание, однако достоверные сведения об их применении существуют только в отношении Саудовской Аравии. Воинствующие исламисты в последние годы стали производить обезглавливания при помощи небольших ножей, по размеру сходных с карманными. Также обезглавливание сохранилось как "наследие" в некоторых бывших колониях Франции.
Известно, что чеченские боевики обезглавливали пленных солдат федеральных сил во время первой чеченской войны. Также ими были обезглавлены четыре работника британской телекоммуникационной компании, захваченные в 1998 году для выкупа. Их головы были позже найдены на обочине дороги.
Не совсем традиционные случаи обезглавливания встречались в последнее время в некоторых областях Колумбии. Такие военизированные правые организации, как AUC, пользуются этим для запугивания местных жителей; их левые противники из FARC, а также криминальные банды наркобаронов тоже время от времени совершают обезглавливания. Чаще всего в этих случаях используются мачете и бензопилы.
По некоторым данным, террористическая организация Абу Сайяф совершает обезглавливания на Филиппинах.
В октябре 2005 года в Индонезии три христианские школьницы были обезглавлены и одна серьёзно ранена, предположительно исламскими экстремистами.
В апреле 2005 года в Саудовской Аравии за угон автомобиля были обезглавлены шесть сомалийских граждан, что сильно обострило отношения между соответствующими странами.
* Самоубийство через обезглавливание хоть и редко, но встречается: в 2003 году британец Builder Boyd Taylor (деревня Милборн) лишил себя головы при помощи собственноручно построенной гильотины в своей спальне с электрическим запуском. Он строил её несколько недель.

Газовая камера
Газовые камеры использовались для казни приговорённых преступников в США начиная с 1920-х годов. Газовые камеры широко использовались нацистской Германией как средство убийства в лагерях смерти. Это подтверждается многочисленными свидетельскими показаниями, а также нацистскими документами. В газовых камерах Освенцима и Майданека для массовых убийств применялся отравляющий газ Циклон Б, а в Треблинке и некоторых других лагерях смерти для массовых убийств использовались помещения, в которые закачивались выхлопные газы дизельных двигателей. Известны случаи использования автомобилей, оборудованных газовой камерой. Вплоть до конца XX века газовые камеры применялись также в Соединенных Штатах Америки для исполнения смертной казни. В последний раз (на ноябрь 2007) газовая камера использовалась 4 марта 1999, когда в Аризоне был казнён Уолтер ЛаГранд. В настоящее время законодательства пяти штатов допускают использование газовой камеры: Аризона, Вайоминг, Калифорния, Миссури, Мэриленд.
Данный метод неоднократно подвергался критике как довольно мучительный; смерть нередко наступала далеко не сразу. Так, при казни убийцы двух человек Дональда Хардинга в Аризоне 6 апреля 1992 года смерть наступила лишь через 11 минут; присутствовавшего при казни прокурора штата стошнило. Для ускорения наступления смерти осуждённым обычно советовали глубоко дышать, то есть принимать активное участие в собственной казни, что также считается неэтичным. Всё это привело к тому, что в настоящее время газовая камера в США на практике не применяется и в обозримом будущем её использование маловероятно.

История возникновения

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев ( -1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.

Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

- В. Верещагин Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М .: «ДАРЪ», 2007. - С. 151.

Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого. В воспоминаниях Верещагина указывается:

Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек. <...>
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, - а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии - бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.

- В. Верещагин Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М .: «ДАРЪ», 2007. - С. 153.

Казнь в культуре

  • В романе Жюля Верна «Паровой дом» индусы собирались казнить полковника Мунро, привязав его к жерлу пушки и выстрелив из нее. Там же присутствуют такие строки:

    Мунро, - продолжал набоб , - один из твоих предков, Гектор Мунро, первый раз осмелился применить эту страшную казнь, которая в войну 1857 года приняла такие страшные размеры!

  • В романе Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» главный герой, капитан Блад , приказывает привязать пленного испанского кабальеро дона Диего де Эспиноса к жерлу пушки, чтобы заставить сына последнего выполнить свои условия. Сабатини описывает этот эпизод так:

    Дон Диего, привязанный к жерлу пушки, неистово вращал глазами, проклиная капитана Блада. Руки испанца были заведены за спину и туго стянуты веревками, а ноги привязаны к станинам лафета . Даже бесстрашный человек, смело глядевший в лицо смерти, может ужаснуться, точно узнав, какой именно смертью ему придется умирать.
    На губах у испанца выступила пена, но он не переставал проклинать и оскорблять своего мучителя:
    - Варвар! Дикарь! Проклятый еретик! Неужели ты не можешь прикончить меня как-нибудь по-христиански?

  • Казнь «Дьявольский ветер» изображена на картине В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год) (см. выше)
  • Казнь сипаев изображена в фильме «Капитан Немо ».

Примечания

Источники

  • Д. Келли. Порох. От алхимии до артиллерии. - М .: КоЛибри, 2005. - 340 с. - (Вещи в себе). - 5000 экз. - ISBN 5-98720-012-1
  • Christopher Herbert. War of no pity: the Indian Mutiny and Victorian trauma. - Princeton University Press, 2008. - 334 с. - 4000 экз. - ISBN 069113-332-8

Wikimedia Foundation . 2010 .

Лишение человека жизни само по себе особо гуманным деянием не назовешь. Оно всегда сопряжено со паническим страхом смерти, ужасом перед предстоящими страданиями, собственно физическими муками и самим фактом расставания с жизнью. При этом смертная казнь во многих странах до сих пор считается приемлемым способом наказания за самые страшные преступления.
Времена Инквизиции, когда люди старались выдумать как можно более жестокие наказания, давно прошли. Сейчас власти стран, где все еще практикуется смертная казнь, стараются применять наиболее гуманные способы умерщвления, чтобы наказание не превращалось в жестокое истязание. К более или менее гуманным способам казни можно отнести несколько.

Гильотинирование

Создание гильотины было одной из первых попыток сделать смертную казнь максимально гуманной и даже демократичной. До этого практиковалось отсечение головы мечом или топором. Быстро и безболезненно умертвить таким образом мог только истинный мастер своего дела. Если палач был искусен и в совершенстве владел мечом (топором), приговоренный умирал почти мгновенно. Такая легкая смерть считалась прерогативой знати. Простолюдинов и заядлых рецидивистов вешали.

Но при желании даже такую «элитную» казнь, как отсекание головы, можно было превратить в пытку хуже четвертования. Именно так произошло с королевой Шотландии Марией Стюарт в 1587 году. Ее казнил неопытный палач, который только с третьего удара смог отрубить голову царственной особе. Как все это время она мучилась, даже представить невозможно.

Подобных случаев в истории было предостаточно, поэтому французский врач Жозеф Гильотен предложил использовать шотландское изобретение для быстрого обезглавливания. Впоследствии оно было названо в его честь гильотиной. Поскольку голова смертника четко фиксировалась, а на его шею с высоты падало остро заточенное лезвие, смерть была практически мгновенной. Длительность - несколько секунд.

Расстрел

Гильотинирование являлось обычной практикой во многих странах вплоть до 30-х годов прошлого века. Затем оно было заменено на расстрел. Во многих современных тюрьмах он тоже используется. В Советском Союзе расстреливали одним выстрелом в затылок. Он производился с небольшого расстояния опытным сотрудником, так что промах был практически исключен. Смерть в этом случае наступала мгновенно, за секунду-две.

Аналогичным этому виду казни был так называемый «дьявольский ветер», который практиковался в 1857-1859 годах английскими военными в Индии. С помощью «дьявольского ветра» белые колонизаторы казнили тысячи восставших сипаев. Индусов привязывали спиной вплотную к жерлу пушки, после чего производился выстрел. Человека буквально разрывало на части за секунду. Казнь была быстрой, но по индуистским меркам позорной: ни один сипай не хотел предстать перед богом в непотребном виде.

«Фиктивно гуманные»

Долгое время гуманными считались казнь на электрическом стуле и введение смертельной инъекции. Эти 2 вида высшей меры практикуются и сейчас в некоторых штатах США и ряде других стран. Но они только кажутся гуманными не посвященному в детали человеку.

На самом деле, казнь на электрическом стуле лишь в идеале может длиться 0,5 минуты, как это «предписано» нормативами. Некоторые несчастные умирают не сразу, поэтому приходится пропускать через их тело ток напряжением 2700 В несколько раз. За эти мучительные минуты у человека вылезают глаза из орбит и мозг буквально спекается.

Так же дело обстоит и со смертельной инъекцией. Приговоренному вводят «коктейль» из трех препаратов: тиопентала натрия, павулона и хлорида калия. Первый действует как усыпляющее средство. Два других парализуют дыхание и останавливают сердце. Долгое время считалось, что это самый безболезненный способ казни. На деле же дозировки препаратов часто нарушались, что приводило к ужасным мукам смертников. Так что оба вида казни считать гуманными нельзя.

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев ( -1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.

Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <…> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

- В. Верещагин . Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М .: «ДАРЪ», 2007. - С. 151.

Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого. В воспоминаниях Верещагина указывается:

Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек. <…>
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, - а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии - бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.

- В. Верещагин . Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М .: «ДАРЪ», 2007. - С. 153.

Казнь в культуре

  • В романе Жюля Верна «Паровой дом » индусы собирались казнить полковника Мунро, привязав его к жерлу пушки и выстрелив из неё. Там же присутствуют такие строки:
    - Мунро, - продолжал набоб , - один из твоих предков, Гектор Мунро, первый раз осмелился применить эту страшную казнь, которая в войну 1857 года приняла такие страшные размеры!
  • В романе Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» главный герой, капитан Блад , приказывает привязать пленного испанского кабальеро дона Диего де Эспиноса к жерлу пушки, чтобы заставить сына последнего выполнить свои условия. Сабатини описывает этот эпизод так:
    Дон Диего, привязанный к жерлу пушки, неистово вращал глазами, проклиная капитана Блада. Руки испанца были заведены за спину и туго стянуты веревками, а ноги привязаны к станинам лафета . Даже бесстрашный человек, смело глядевший в лицо смерти, может ужаснуться, точно узнав, какой именно смертью ему придется умирать.
    На губах у испанца выступила пена, но он не переставал проклинать и оскорблять своего мучителя:
    - Варвар! Дикарь! Проклятый еретик! Неужели ты не можешь прикончить меня как-нибудь по-христиански?
    Впрочем, казни не случилось: Дон Диего умер от страха почти сразу после произнесения этих слов. Пушка же так и не выстрелила, а условия были выполнены.
  • Этой казнью заканчивается рассказ Артура Конан Дойла «Как Копли Бэнкс прикончил капитана Шарки».
  • Казнь «Дьявольский ветер» изображена на картине В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год) (см. выше).
  • Казнь сипаев изображена в фильме «Капитан Немо ».
  • Несостоявшаяся (благодаря стихийному бунту горожан, включая женщин и детей) казнь дьявольским ветром была уготована положительному герою, народному скрипачу, в советском детском фильме «Пока бьют часы ».

Напишите отзыв о статье "Дьявольский ветер"

Примечания

Источники

  • Д. Келли. Порох. От алхимии до артиллерии. - М .: КоЛибри, 2005. - 340 с. - (Вещи в себе). - 5000 экз. - ISBN 5-98720-012-1.
  • Christopher Herbert. War of no pity: the Indian Mutiny and Victorian trauma. - Princeton University Press , 2008. - 334 с. - 4000 экз. - ISBN 069113-332-8.

Отрывок, характеризующий Дьявольский ветер

Я не знала, что сказать, чем его занять, как остановить, только бы не начинался этот страшный, как он его назвал, «спектакль»!.. Но «великий инквизитор» прекрасно понимал, что я всего лишь, в ужасе от предстоящего, пытаюсь затянуть время. Он был великолепным психологом и не разрешил мне продолжать мою наивную игру.
– Начинайте! – махнул рукой одному из мучителей Караффа, и спокойно уселся в кресле... Я зажмурилась.
Послышался запах палёного мяса, Джироламо дико закричал.
– Я же Вам сказал, откройте глаза, Изидора!!! – в бешенстве заорал мучитель. – Вы должны насладиться истреблением ЕРЕСИ так же, как наслаждаюсь этим я! Это долг каждого верного христианина. Правда, я забыл с кем имею дело... Вы ведь не являетесь христианкой, Вы – ВЕДЬМА!
– Ваше святейшество, Вы прекрасно владеете латынью... В таком случае Вы должны знать, что слово «HАERESIS» по латыни означает ВЫБОР или АЛЬТЕРНАТИВА? Как же Вам удаётся совмещать два столь несовместимых понятия?.. Что-то не видно чтобы Вы оставляли кому-то право свободного выбора! Или хотя бы уж малейшую альтернативу?.. – горько воскликнула я. – Человек ДОЛЖЕН иметь право верить в то, к чему тянется его душа. Вы не можете ЗАСТАВИТЬ человека верить, так как вера идёт от сердца, а не от палача!..
Караффа минуту удивлённо разглядывал меня, как будто перед ним стояло какое-то невиданное животное... Потом, стряхнув с себя оцепенение, тихо сказал:
– Вы намного опаснее, чем я думал, мадонна. Вы не только слишком красивы, Вы также слишком умны. Вы не должны существовать за пределами этих стен... Или не должны существовать вообще, – и уже обернувшись к палачу, – Продолжай!
Крики Джироламо проникали в самые глубокие уголки моей умирающей души и, взрываясь там ужасающей болью, рвали её на части... Я не знала, сколько Караффа намеревался мучить его, перед тем, как уничтожить. Время ползло нескончаемо медленно, заставляя меня тысячу раз умирать... Но почему-то, несмотря ни на что, я всё ещё оставалась живой. И всё ещё наблюдала... Страшные пытки заменялись пытками пострашней. Этому не было конца... От прижиганий огнём перешли к дроблению костей... А когда закончили и это, начали уродовать плоть. Джироламо медленно умирал. И никто не объяснил ему – за что, никто не счёл нужным хотя бы что-то сказать. Его просто-напросто методично медленно убивали на моих глазах, чтобы заставить меня делать то, что желал от меня новоизбранный глава святой христианской церкви... Я пыталась мысленно говорить с Джироламо, зная, что уже не удастся что-то по-другому ему сказать. Я хотела проститься... Но он не слышал. Он был далеко, спасая свою душу от нечеловеческой боли, и никакие мои старания не помогали... Я посылала ему свою любовь, стараясь окутать ею его истерзанное тело и хоть как-то уменьшить эти нечеловеческие страдания. Но Джироламо лишь смотрел на меня помутневшими от боли глазами, будто цеплялся за единственную тончайшую ниточку, связывающую его с этим жестоким, но таким дорогим ему, и уже ускользавшим от него миром...
Караффа бесился. Он никак не мог понять, почему я оставалась спокойной, так как прекрасно знал, что своего мужа я очень и очень любила. «Святейший» Папа горел желанием меня уничтожить... Но не физически. Он хотел всего лишь растоптать мою душу, чтобы полностью подчинить моё сердце и ум своим странным и необъяснимым желаниям. Видя, что мы с Джироламо не спускаем друг с друга глаз, Караффа не выдержал – он заорал на палача, приказывая выжечь моему мужу его чудесные глаза...
Мы со Стеллой застыли... Это было слишком ужасно, чтобы наши детские сердца, какими бы закалёнными они не являлись, смогли это принять... Бесчеловечность и ужас происходящего пригвоздили нас на месте, не позволяя дышать. Этого не могло происходить на Земле!!! Просто не могло! Но бесконечная тоска в золотых глазах Изидоры нам кричала – могло!!! Ещё как могло!.. И мы лишь бессильно наблюдали дальше, не решаясь вмешиваться, задавая какие-нибудь глупые вопросы.
На какое-то мгновение, моя душа упала на колени, прося пощады... Караффа, сразу же это почувствовав, удивлённо впился в меня горящими глазами, не веря в свою победу. Но тут же понял, что слишком быстро обрадовался... Сделав над собой невероятное усилие и собрав всю свою ненависть, я взглянула прямо ему в глаза... Караффа отшатнулся, получив сильнейший мысленный удар. На секунду в его чёрных глазах промелькнул испуг. Но так же быстро исчез, как и появился... Он был на редкость сильным и волевым человеком, который восхитил бы, если бы не был до такой степени ужасным...
Моё сердце сжалось в дурном предчувствии... И тут же, получив одобрительный кивок от Караффы, палач, как мясник, спокойно нанёс прямо в сердце беспомощной жертвы точный удар... Мой любимый муж, мой нежный Джироламо перестал существовать... Его добрая душа улетела туда, где не было боли, где было всегда спокойно и светло... Но я знала, что он будет ждать меня и там, когда бы я не пришла.
Небо обрушилось, извергая потоки нечеловеческой боли. Лютая ненависть, поднимаясь в моей душе, крушила преграды, пытаясь вырваться наружу... Вдруг, запрокинув голову, я взвыла неистовым криком раненного зверя, возводя к небу непослушные руки. А из моих светящихся ладоней выплеснулась прямо в Караффу «магия смерти», которой учила меня когда-то моя умершая мать. Магия струилась, окутывая его худое тело облаком голубого сияния. Свечи в подвале погасли, густая непроглядная темнота, казалось, поглотила нашу жизнь... И только Караффа всё ещё светился призрачным бело-голубым светом. На какую-то долю секунды я увидела его расширенные злобой глаза, в которых плескалась моя смерть... С ним ничего не происходило!.. Это было абсолютно невероятным! Ударь я любого обычного человека «магией смерти», он не прожил бы и секунды! Караффа же был живым и здоровым, несмотря на испепеляющий его жизнь удар. И только вокруг его обычной золотисто-красной защиты, теперь змеями вились вспыхивающие синеватые молнии... Я не могла поверить своим глазам.
– Так-так!.. Мадонна Изидора пошла в атаку! – прозвучал в темноте его насмешливый голос. – Ну что ж, во всяком случае, это уже становится интереснее. Не беспокойтесь, дорогая Изидора, у нас с Вами будет ещё множество забавных минут! Это я могу обещать Вам.
Исчезнувший палач вернулся, внося в подвал зажжённую свечу. На стене висело окровавленное тело мёртвого Джироламо... Моя истерзанная душа взвыла, снова видя эту горестную картину. Но, ни за что на свете, я не собиралась показывать Караффе своих слёз! Ни за что!!! Он был зверем, любившим запах крови... Но на этот раз это была очень дорогая мне кровь. И я не собиралась давать этому хищнику ещё большее удовольствие – я не оплакивала моего любимого Джироламо у него на глазах, надеясь, что на это у меня будет достаточно времени, когда он уйдёт...