Викторина, посвященная началу Великой Отечественной войны "День памяти и скорби". Станция «Страницы истории Отечества»

Светлана Тележникова
Беседа с детьми средней группы «22 июня - День памяти и скорби»

Беседа с детьми средней группы .

Цель :Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Был жаркий, солнечный июньский день . Ничего не предвещало беды. Люди строили планы на будущее. Но 22 июня 1941года в 4 :00 утра закончилась беззаботная жизнь. Планам и мечтаниям людей сбыться было не суждено Фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. (Звучит запись голоса Левитана о начале ВОВ)

Самыми трудными для нашей Родины были первые дни войны : погибло очень много людей. На фронт, уходили мужчины, а вместе с ними и вчерашние школьники, молодые мальчишки. Фашистам нужна была наша земля, и чтобы захватить ее они не останавливались не перед чем. Они сжигали наши города и села, не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. Сражения велись на земле, и в воздухе, и на воде. Советская армия отступала, отдавая врагу свои земли, но не сдавалась. Солдаты всех родов и войск шли в бой, отдавая себя без остатка : за Родину, за семью, за мир и счастье нашей Родины.

Большую поддержку фронту оказывал тыл. В тылу работали все начиная от детей и заканчивая стариками, каждый кто мог работать, трудился у станков на заводах, изготавливая оружие и боевые машины для фронта. Женщины выполняли всю мужскую работу, трудясь на полях в колхозах и на заводах. Голодая, не высыпаясь люди делали все, чтобы помочь нашим солдатам остановить фашистов.

Осенью 1942 года настал переломный момент – наши войска начали отвоевывать обратно родную землю, они прогнали врага за пределы страны. В 1945 году наши войска дошли до границ Германии и штурмом взяли город Берлин! Победа была за нами. (Звучит запись Левитана о конце ВОВ)

Прошло 76 лет с того памятного дня . Вспомните добрым словом всех тех, кто принёс нам победу : это наши деды и прадеды. Давайте поклонимся героям великой войны с фашистам.

Публикации по теме:

Для народов России, вынесшей на своих плечах все тяготы и лишения военных лет, самой трагической датой стало 22 июня 1941 г. - день начала.

20 ноября 2016 года – Всемирный день памяти жертв ДТП. Эта дата призвана привлечь внимание к печальному факту: в результате ДТП ежедневно.

Беседа с детьми средней группы «Мой город - Саранск» Беседа с детьми средней группы «Мой город – Саранск» Программное содержание: формировать у детей представление о Мордовии, родном городе.

Беседа с детьми средней группы «Летчик - герой наш земляк» Беседа с детьми средней группы на тему: «Летчик – герой наш земляк» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Коммуникативное.

Беседа на тему «Наша Армия». Цель: формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Предварительная.

Беседа на тему «Русские богатыри». Цель: - дать понять слова значения «былины». - познакомить с героями былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич,.

Беседа с детьми средней группы «Зимующие птицы» Беседа в средней группе: «Зимующие птицы». Цель: закрепить знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими.

Валиуллина Алсу Шамилевна

МБОУ «Гимназия 21» г.Казань

учитель начальных классов

Задачи: Познакомить детей с интересными историческими фактами и песнями о войне, армии, победе. Развить мышление, артистизм, физическую активность, способность эмоционально воспринимать музыку. Воспитать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на палубе нашего корабля, который скоро отправится в кругосветное путешествие. Вы готовы путешествовать по бескрайнему океану приключений? (ответы детей). Мы открыли уже несколько островов, а сегодня нам предстоит отправиться на остров Героев.

Ребята, а вы знаете какой сегодня день? (ответы детей).

Да, сегодня у нас памятная дата - 22 июня. Именно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день мы чтим воинов-защитников нашей Родины. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивали независимость нашего Отечества. Русские солдаты всегда стояли на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли.

И сегодня, ребята, мы с вами будем юными защитниками Отечества и будем стоять на страже водных границ нашего острова Героев.

Каждый отряд совместно со своими вожатыми составляет команду, и впереди нас ждут приключения, испытания и разнообразные задания, для выполнения которых понадобятся смелость, ловкость, меткость, аккуратность, выносливость, смекалка и многие другие качества настоящих воинов России.

Итак, мы отправляемся. Полный вперед!

Станция «Страницы истории Отечества»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас на станции "Страницы истории Отечества". Будущие войны должны быть не только сильными, ловкими, смелыми, но и людьми грамотными. Свои познания в истории Отечества вы сможете проверить, ответив на вопросы моей викторины ».

Вопросы:

1) Эта крепость, имея малочисленный гарнизон и ограниченные боеприпасы, героически приняла удар врага в июне-июле 1941 года, за что впоследствии ей было присвоено почетное звание - крепость-герой. Назовите эту крепость. (Брестская)

2) Этот знаменитый летчик, капитан, Герой Советского Союза, погиб в начале войны в 1941 году. Он направил свой подбитый и охваченный пламенем самолет на скопление немецких танков и машин, которые взорвались вместе с самолетом. (Николай Францевич Гастелло)

3) На Ладожском озере в городе Санкт-Петербурге воздвигнут мемориал, напоминающий о суровых годах блокадного Ленинграда. Как называли место, на котором стоит этот памятник, во времена блокады? (Дорога Жизни)

4) В Болгарии стоит памятник русскому солдату-освободителю. Прообразом этой знаменитой скульптуры послужил советский солдат Алексей Скурлатов. Скажите, как называют этот памятник в народе? (Алеша)

5) В 2000 году в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве состоялось открытие еще одного крупного памятника, посвященного памяти воинов, погибших, защищая Родину. Назовите этот известный мемориал. (Поклонная гора)

6) Орден Нахимова был учрежден во время Великой Отечественной войны в 1944 году. Им награждали офицерский состав Советской Армии за высокие заслуги. К какому роду войск должен был принадлежать офицер, чтобы быть удостоенным этой награды? (Военно-морской флот)

7) Этот маршал Советского Союза командовал Донским фронтом во время Сталинградской битвы. В 1945 году командовал Парадом Победы на Красной площади. О ком идет речь? (К. К. Рокоссовский)

8) Как звали маршала, четырежды героя Советского Союза, которому поручили важную миссию - от имени Верховного Главнокомандования принять капитуляцию фашистской Германии. ( Георгий Константинович Жуков )

9) Эта медаль давалась со званием «Герой Советского Союза». Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову эта медаль вручалась четыре раза. А как она называлась? («Золотая Звезда» или «Звезда Победы»)

10) О штурме рейхстага знают не только из курса истории, но и по кинофильмам «Последний штурм» и «Освобождение». Войска 3-й ударной армии натолкнулись на бешеное сопротивление гарнизона численностью более 1 тысячи человек. Но Советская Армия не собиралась уступать и 2 мая окружила и захватила это здание. Назовите тех, кто водрузил Знамя Победы над его главным куполом. (Сержант М.А. Егоров и мл. сержант М. В. Кантариа)

Смекалка - лучший друг

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали в царство смекалки. Вам хорошо известно, что противника можно победить не только силой, боевой техникой, но и умом, смекалкой, а также логическим мышлением».

Например, эта военная хитрость использовалась при взятии Берлина в 1945 году. При этом атакующим солдатам был дан приказ: «Не оборачиваться!». Наступление имело огромный успех, так как этот гениальный прием, не причиняя врагу вреда, делал его беспомощным. В чем состоял этот хитрый прием? (Мощные прожектора ослепили противника)

А сейчас немного поиграем. Я буду говорить начало пословицы, а вы - дружно все вместе хором ее конец:

Сам погибай, а товарища... выручай.

Умей быть солдатом, чтобы стать... генералом.

Умелого-смелого страх не возьмет и враг... не побьет.

Умелый боец - везде... молодец.

Чтобы иметь в бою удачу, крепко знай свою... задачу.

От военной науки крепнут разум и... руки.

Чтобы на войне везло, надо знать военное... ремесло.

Станция «Сила и ловкость»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Сила и ловкость". Этим качествам придают огромное значение в физической подготовке будущего защитника Отечества. Русская земля всегда славилась своими богатырями. Вам всем хорошо известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. На этой станции вам предстоит продемонстрировать свою физическую подготовку».

В течение 7 минут ребята выполняют разнообразные упражнения на силу и ловкость(например, перетягивание каната, переползание по-пластунски и др.)

Станция «Угадай и нарисуй»

За 5 минут командам необходимо отгадать загадку и всем вместе нарисовать на доске мелом ее ответ.

Загадки:

1. Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

2. На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

3. Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел! (Пароход)

4. Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

5. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд. (Ракета)

6. Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой

Над моею головой...

Сам рисует, сам поет,

Что же это? (Самолет)

7. Обгоняя ночь и день,

Вкруг земли бежит олень.

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт. (Спутник)

Станция «Тяжело в ученье - легко в бою»

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Тяжело в ученье - легко в бою". Солдат всегда должен быть готов встать в строй по тревоге. Сейчас наши молодцы продемонстрируют способность за 7 минут облачиться в форму и бросить на меткость гранату» (вместо гранаты используется мяч).

Станция «Шифровщики» (на доске ребус)

Руководитель станции: «Дорогие ребята! Вы попали на станцию "Шифровщики". Вам необходимо отгадать ребус, в котором зашифрована пословица. (Один в поле не воин)

Станция «Песни военных лет»

Руководитель станции: «Ребята, а как вы думаете, что еще помогало народу победить? (ответы детей). Да, действительно, с песней легче переносить невзгоды. И во время войны композиторы сочинили множество песен, которые подбадривали народ веселой и озорной шуткой, грустили о родных и любимых. Песни помогали переносить голод и холод во имя Победы. Песни военных лет помогли народу выстоять и победить».

Прошли годы, война осталась далеко позади… Но песни военных лет звучат и сегодня, трогая наши сердца.

Вчера каждой команде было дано задание инсценировать любимую военную песню.

1отряд – «Синий платочек»

2 отряд – «Три танкиста»

3 отряд – «В землянке»

4 отряд – «Смуглянка»

Ведущий . Дорогие ребята, посмотрите, вон уже и виднеется удивительный остров - остров Героев, который мы с вами сегодня откроем. А пока мы еще плывем к нему, я предлагаю спеть всем вместе главную «победную» песню – «День Победы».Кто-нибудь помнит, кем были написаны стихи и музыка для нее? ( поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.)

.

Ведущий. Вы знаете, ребята, я вижу, что когда вы пойдете служить в армию, вы будете такими же смелыми, сильными и ловкими, какими показали себя в сегодняшнем плавании. Молодцы!

А сейчас, капитаны команд, давайте наконец-то откроем наш удивительный остров - остров Героев. Сегодня все вы заслужили звание настоящих защитников Отечества.

Ребята, все вы награждаетесь медалями «За отвагу» и памятными призами. Вы были очень отважными в нашем путешествии, желаю вам новых открытий в океане приключений. Молодцы! До новых встреч.

Главная > Документ

Вопросы для военно-патриотической викторины о ВОВ

(старшая группа - 7-8 классы)

    Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?
ВОВ длилась с 22июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Продолжительность войны: 1414 дней и ночей.
    Какие цели преследовала фашистская Германия, вероломно напав на Советский Союз?
Цели гитлеровцев: завоевание Москвы, использование полезных ископаемых и других ресурсов СССР, а также порабощение советского народа и использование их труда, как бесплатной рабочей силы.
    Какая победа Советской Армии сорвала гитлеровские планы молниеносной войны и развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии? Когда это произошло?
Первым днем воинской славы России, открывшим счет её победам в Великой Отечественной войне, является 5 декабря 1941 года – День начала контрнаступления советских войск под Москвой. В течение 203 суток (30.09.41 г. – 20.04.42 г.) свыше 7 млн. солдат и офицеров, до 53 тыс. орудий и миномётов, около 6,5 тыс. танков и более 3 тыс. боевых самолетов германского вермахта и Советских Вооруженных Сил вели яростное противоборство между собой. Разгром немецких войск под Москвой ознаменовал окончание долгого периода неуверенности и растерянности в порабощенных нацистами странах. Народы всех континентов обрели веру в то, что есть сила, способная избавить человечество от угрозы фашизма, и осознали, что сила эта исходит из Москвы.
    В результате какой операции наступил коренной перелом в ВОВ? Когда это произошло?
Коренной перелом в ВОВ наступил после Сталинградской битвы. Оборонительные бои на Сталинградском направлении начались 17 июля 1942 года. 125 дней продолжалось оборонительное сражение советских войск в междуречье Волги и Дона. 10 января 1943 года со стороны советских войск началась мощная артподготовка, после чего начался штурм вражеских укреплений. 2 февраля 1943 года окруженная немецкая группировка во главе с фельдмаршалом Паулюсом капитулировала. В ходе Сталинградской битвы потери противника были огромны. Только в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом противник потерял 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, около 3 тыс. боевых и транспортных самолетов. Вражеские войска были отброшены от Волги и Дона на сотни километров. За мужество и героизм, проявленные в ходе битвы, десятки тысяч солдат и офицеров удостоились государственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» были награждены около 754 тыс. участников битвы, а город Сталинград (ныне Волгоград) в 1965 году награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» с присвоением звания город-герой.
    Расскажите о героизме защитников «Дома Павлова». Где это было?
Дом Павлова – это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города Сталинграда. 20 сентября 1942 г. в дом проник сержант Я.Ф. Павлов со своим отделением, а затем прибыло подкрепление: пулеметный взвод лейтенанта Афанасьева (семь человек с одним станковым пулеметом), группа бронебойщиков старшего сержанта Сабгайды (6 человек с 3 противотанковыми ружьями), четверо минометчиков с двумя минометами и три автоматчика. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли противнику прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа,- отмечал генерал армии Чуйков,- обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». Все защитники дома были удостоены государственных наград, а сержанту Я.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Расскажите о подвиге 28 героев-панфиловцев. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»?
Осенью 1941 года шли ожесточенные бои на московском направлении. 7 ноября 1941 года 316 стрелковая дивизия во главе с командиром дивизии Панфиловым была переброшена на Волоколамское направление, в Подмосковье. 16 ноября 1941 года 28 героев – панфиловцев героически удержали один из главных рубежей на Волоколамском направлении. В 4-часовом бою около разъезда Дубосеково они подбили 18 немецких танков, почти все погибли, но не пропустили врага. Фашисты были отброшены на исходные рубежи. Знаменитая фраза: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» была произнесена политруком В.Г. Клочковым перед началом боя на Волоколамском направлении.
    Какой подвиг совершил комсомолец рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?
В бою за деревню Чернушки (Московская область), Александр Матросов закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. Историки утверждают, что у Александра Матросова было более двухсот предшественников и последователей, которые совершили такой же подвиг как он.
    Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?
7 августа 1941 Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.
    Какое значение в ВОВ имела Курская битва? Когда это было?
Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны, она продолжалась пятьдесят дней и закончилась 23 августа 1943 года разгромом немецко-фашистских войск в районе городов Курск, Орёл, Белгород. В ходе Курской битвы советские войска продвинулись в южном и юго-западном направлении на 140 километров. В результате контрнаступления Красной Армии Германия потеряла около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования.
    Расскажите о знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. Когда оно произошло?
12 июля 1943 года началось контрнаступление советских войск в районе Курска и Белгорода (так называемая Курская дуга), которое вылилось в самое большое встречное танковое сражение второй мировой войны, происшедшее близ деревни Прохоровки. В сражении участвовало 1200 танков и самоходных артиллерийских установок. К исходу дня поражение немцев было очевидным, они потеряли более 3,5 тысяч убитыми, 400 танков, 300 автомашин. 16 июля немцы окончательно прекратили сопротивление и отвели свои войска к Белгороду.
    Какие страны были союзниками Советского Союза в ВОВ?
Когда ими был открыт второй фронт против фашистской Германии? Союзники СССР: США, Великобритания, Франция. 6 июня 1944 года войска союзников высадились на севере Франции (в Нормандии) и завязали бои с германскими войсками, защищавшими «Атлантический вал».
    Назовите партизанские соединения, имена их командиров, отличившиеся в борьбе с оккупантами.
На оккупированной врагом территории полыхало пламя народной войны. В обращении Ставки Верховного главнокомандования к партизанам говорилось «Не пропускать ни одного немецкого поезда к фронту, подрывать эшелоны, железнодорожное полотно, уничтожать мосты, сооружения, водокачки, взрывать склады, нарушать связь, всеми способами уничтожать гитлеровцев, нни на минуту не прекращать борьбы с немцами, держать фашистов в постоянном страхе». Бойцы и командиры Красной Армии, бежавшие из фашистского плена, укрытые местными жителями при ранении, попавшие в окружение или оставшиеся на занятой врагом территории по приказу командования, героически сражались в партизанских отрядах. Под ногами фашистов горела земля. В 1943 году в рядах партизанских соединений сражалось до 250 тыс. человек. Ими проведен ряд крупных операций по нарушению железнодорожных сообщений в тылу противника («Рельсовая война», «Концерт»), сыгравших важную роль в срыве перевозок немецких войск и военной техники. Всего партизанами было организовано более 20 тыс. крушений поездов, взорвано до 12 тыс. мостов, уничтожено до 2,3 тыс. танков и бронемашин противника. Особенно мощным партизанское движение было в Белоруссии, на Украине, Брянской, Орловской, Смоленской, Ленинградской и Калининской обл. России. Партизаны освобождали целые районы, совершали рейды, вели разведку, взаимодействовали с Красной Армией. Наиболее крупными партизанскими соединениями руководили С. А. Ковпак, В. И. Козлов, В. З. Корж, Д. Н. Медведев, А. Н. Сабуров, А. Ф. Федоров. Сумское партизанское соединение – генерал-майор Ковпак. Черниговско-Волынское партизанское соединение – генерал-майор Федоров. Партизанское соединение генерал-майора Сабурова.
    Расскажите о подвиге Героев «Молодой Гвардии». Назовите имена героев.
После оккупации немцами города Краснодон в городе было организовано сопротивление фашистам, в состав которого в основном вошли молодые юноши и девушки, комсомольцы. Подпольная организация получила название «Молодая гвардия». Рискуя собственной жизнью «молодогвардейцы» оказывали сопротивление врагу, уничтожали фашистов, добывали разведывательные данные для Красной Армии. Возглавил «Молодую гвардию» Олег Кошевой. Вместе с ним наиболее активными членами «Молодой гвардии» были Любовь Шевцова, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Иван Земнухов и др. Многие из «молодогвардейцев» были схвачены фашистами и замучены в нацистских застенках. Подвиг героев-молодогвардейцев описан в романе советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия».
    Какие фронты участвовали в штурме Берлина? Кто ими командовал?
Операция проводилась войсками 1-го Белорусского (Маршал Советского Союза Жуков) и 2-го Белорусского (Маршал Советского Союза Рокоссовский), 1-го Украинского фронтов (Маршал Советского Союза Конев). В операции принимали участие Днепровская военная флотилия, часть сил Балтийского флота, 1-я и 2-я армии Войска Польского.
    Когда и кем подписан Пакт о капитуляции фашистской Германии?
Подписан 8 мая 1945 г. в городе Берлине. От имени Германского Верховного Командования:
Кейтель, Фриденбург, Штумпф.
От имени Советского Союза по уполномочию Верховного Главнокомандования Красной Армии пакт о капитуляции Германии подписал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
    Какие страны Западной Европы были освобождены Советской Армией от немецко-фашистской оккупации?
Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия, Норвегия.
    Когда началась и когда окончилась война против империалистической Японии?
В соответствии с договоренностями с союзниками СССР 8 августа 1945 года объявил войну милитаристской Японии. Советские войска перешли в наступление 9 августа. Военные действия развернулись на фронте протяженностью более 5 тыс. километров. 2 сентября 1945 года в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В результате победы над Японией был ликвидирован очаг агрессии на Дальнем Востоке.
    Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве? Кто принимал парад? Кто командовал парадом?
Парад состоялся 24 июня 1945 в Москве на Красной площади в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Боевые знамена войск, под которыми был завершен разгром врага, опаленные войной мужественные лица воинов, их блестевшие глаза, новые мундиры, на которых сверкали боевые ордена и знаки отличия, создавали волнующую и незабываемую картину. Парад принимал маршал Г. К. Жуков, командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский.
    Какое участие в ВОВ принимали женщины? Сколько женщин удостоены звания Героя Советского Союза?
На фронтах ВОВ сражалось от 600 тыс. до 1 млн. женщин, 80 тыс. из них были офицерами. Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли советские женщины, вставшие на защиту своей Родины. Советские женщины совершили бессмертный подвиг во имя Родины в тылу страны. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Женщина собирали средства в фонд обороны страны, продукты и одежду для населения, пострадавшего от оккупантов, становились донорами. На протяжении войны женщины тыла держали связь с войнами Красной Армии, проявляли постоянную заботу о них и их семьях. Посылая воинам подарки, патриотические письма, совершая поездки с делегациями на фронт, они оказывали на защитников Родины и моральное влияние, воодушевляли их на новые боевые подвиги. Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме. О боевых и трудовых подвигах советских женщин написано много книг, очерков, документальных повестей, журнальных и газетных статей. Женщинам-воинам и труженицам тыла поэты и писатели посвятили множество своих произведений. Уже в годы Отечественной войны были написаны первые страницы истории о вкладе советских женщин в защиту Отчизны. Высокое звание Героя Советского Союза присвоено 90 женщинам.
    Назовите города-герои ВОВ.
Москва, Волгоград, Ленинград, Одесса, Курск, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь
    Где и что означает надпись на мемориальном комплексе – «900 дней и ночей»?
Эта надпись выгравирована на мемориале Пискарёвского кладбища, где захоронено большинство жертв блокады Ленинграда.
    Назовите ордена, которыми награждались советские воины за подвиги в ВОВ.
    Орден Отечественной войны (имеет 2 степени). Орден Красной звезды. Орден Славы (имеет 3 степени). Орден Победы. Орден Адмирала Нахимова. Орден Адмирала Ушакова. Орден Богдана Хмельницкого. Орден Александра Невского. Орден Кутузова.
10. Орден Александра Суворова. 11. Медаль «Золотая звезда» - высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза.
    Назовите медали, которыми награждались советские воины за отличия в боях в ВОВ.
    Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза. Медаль «За отвагу». Медаль «За боевые заслуги». Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Медаль «За победу над Японией». Медаль «Партизану Великой Отечественной войны». Медаль «За оборону Киева». Медаль «За оборону Кавказа». Медаль «За оборону Москвы». Медаль «За оборону «Ленинграда». Медаль «За оборону Одессы». Медаль «За оборону Сталинграда», Медаль «За оборону Советского Заполярья». Медаль «За освобождение Белгорода», Медаль «За взятие Берлина», Медаль «За взятие Будапешта», Медаль «За взятие Кенигсберга». Медаль «За освобождение Праги». Медаль «За взятие Вены». Медаль «За освобождение Варшавы».
    Назовите военачальников, награжденных высшим орденом отличия орденом Победа,
в том числе награжденных дважды. Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом «Победа».
    Маршал Советского Союза Жуков Георгий Константинович. Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович. Генералиссимус Советского Союза Сталин Иосиф Виссарионович. Маршал Советского Союза Конев Иван Степанович. Маршал Советского Союза Рокоссовский Константин Константинович. Маршал Советского Союза Малиновский Родион Яковлевич. Маршал Советского Союза Толбухин Федор Иванович. Маршал Советского Союза Говоров Леонид Александрович. Маршал Советского Союза Тимошенко Семен Константинович. Генерал армии Антонов Алексей Иннокентьевич. Фельдмаршал Монтгомери Бернард Лоу виконт Аламейнский. Генерал армии Эйзенхауэр Дуайт Дэвид. Король Румынии Михай 1. Маршал Польши Жимерский Михал. Маршал Советского Союза Мерецков Кирилл Афанасьевич. Маршал Иосип Броз Тито. Маршал Советского Союза Брежнев Леонид Ильич (указ о награждении отменен 21 сентября 1989 года как противоречащий статусу).
Дважды орденом Победы награждены Жуков Г.К., Сталин И.В., Василевский А.М.
    Сколько советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе дважды. Назовите имена трижды Героев Советского Союза.
Подавляющее количество Героев Советского Союза появилось в годы Великой Отечественной войны: 11635 человек (92 % от общего числа лиц, удостоенных этого звания). 101 человек удостоены звания Героя Советского Союза дважды. Трое стали трижды Героями: Жуков, Кожедуб, Покрышкин.
    Сколько советских воинов награждены орденом Слава всех трех степеней?
Орденом Славы всех трех степеней за годы войны награждено 110 советских воинов. Кавалер ордена Славы трех степеней приравнивается по своему статусу к Герою Советского Союза.

Вопросы для военно-исторической викторины по Карельскому фронту в годы ВОВ

(старшая группа - 7-8 классы)

    Когда был занят город Петрозаводск финскими захватчиками и когда освобожден Советской Армией?
Петрозаводск, оставленный советскими войсками 1 октября 1941 года, встретил оккупационные войска финнов (12 октября финны организовали и провели праздничные торжества, посвященные захвату Петрозаводска, на площади Кирова и переименовали её в площадь Свободы). Закончилась война в 1944 году 29 июня в 22 часа.
    Какие районы Карелии находились под оккупацией финских захватчиков?
Территории современных районов: Лахденпохский, Сортавальский, Питкярантский, Олонецкий, Пряжинский, Суоярвский, Прионежский, частично Лоухский, г. Петрозаводск.
    Кто командовал карельским фронтом в ВОВ?
Генерал-полковник В.А.Фролов , командовал фронтом с 1.9.41 по 21.2.44 Маршал Советского Союза К.А.Мерецков , командовал фронтом с 22.2.44 после В.А.Фролова.
    В ходе каких операций были разгромлены немецко-финские войска на Карельском фронте?
Выборгско-Петрозаводская, Свирско-Петрозаводская, Петсамо-Киркенеская операции.
    Кто совершил один из первых воздушных таранов вражеского самолета на Карельском фронте?
4 декабря 1941 года воздушный таран был совершен командиром звена истребителей И-16 Репниковым Николаем Федоровичем. 22 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
    Кто из воинов карельского фронта повторил подвиг А.Матросова?
На Карельском фронте первым повторил подвиг Александра Матросова сержант Варламов
    За какой подвиг удостоены звания Героя Советского Союза Аня Лисицина и Мария Мелентьева?
. В июне 1942 г. ЦК Компартии республики направил юных комсомолок карелку Марию Мелентьеву и вепку Анну Лисицыну в оккупированный финскими войсками Шелтозерский район. Разведчицы организовали явки для подпольных райкомов партии и комсомола, собрали сведения об оккупационном режиме, добыли ценные документы и данные о расположении огневых точек и оборонительных сооружений противника. Также они проводили беседы с населением, рассказывали правду о жизни в стране и героических делах Красной армии. При возвращении домой героически погибла Анна Лисицына. Однако М.Мелентьева, преодолев трудности, выполнила задание и доставила по назначению добытые сведения и документы. Позднее, устанавливая связь с новой подпольной группой в Сегозерском районе, М.Мелентьева была схвачена врагами. До последней минуты она вела себя стойко. За мужество и героизм, проявлённый при выполнении ответственных заданий, М.В.Мелентьевой и А.М.Лисицыной посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы улицы Петрозаводска.
    Какой подвиг совершил П.А.Тикиляйнен?

Герой Советского Союза Тикиляйнен Петр Абрамович

Успешно сражались с наступающей 163 немецкой пехотной дивизией воины 52 полка 71сд. В боях в районе Корписелькя - Толвоярви - Поисваара героически сражался комсомолец сержант Петр Тикиляйнен. Он много раз ходил в разведку в тыл врага в форме капрала финской армии, проникал в расположение частей противника, многое узнавал о нем и всегда возвращался с трофеями, приводил пленных, приносил ценные сведения и документы. Отличился при уничтожении финского десанта, пытавшегося переправиться через озеро Толвоярви в тыл полка. При отходе полка на новый оборонительный рубеж, его отделению была поставлена задача оборонять мост через реку и не дать противнику зайти во фланг и тыл главным силам полка. Двое суток, под огнем орудий и минометов, горстка мужественных воинов вела бой с ротой финской пехоты. Кончились патроны, сержант Тикиляйнен, раненый сам, поднял в последнюю атаку семь израненных своих товарищей. Все они погибли в неравном бою, но враг не прошел.

    Какой подвиг совершил Н.Ф.Кайманов?
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Начальник отделения штаба погранотряда старший лейтенант Кайманов Н.Ф. в конце июня 1941 года на карельском участке государственной границы СССР 19 суток с отрядом отражал многочисленные атаки противника. Получив приказ на отход, отряд прорвал кольцо окружения и, пройдя по болотам и лесам 160 километров, соединился с советскими войсками.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 686).
    Сколько уроженцев Карелии удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги в ВОВ. Расскажите об одном из них.
Список Героев Советского Союза – тех кто родился, жил или работал в Карелии составляет 26 человек. Список составлен на основе документальных материалов Центрального архива Министерства обороны СССР. Николай Федорович Репников родился в 1914 году в Пудоже, его юность прошла в Петрозаводске, где он окончил 7 классов и школу ФЗУ Онежского завода. Работал слесарем-инструментальщиком, без отрыва от производства окончил аэроклуб, а затем и Высшую парашютную школу. В РККА с 1936 года, проходил службу инструктором в авиадесантной части. Пишет Ворошилову о своей мечте летать на истребителях и переводится в авиацию. За участие в боях с белофиннами награжден орденом Красного Знамени. В Великой Отечественной войне участвовал с первых часов, 7 ноября 1941 года награжден орденом Ленина. А 4 декабря командир эскадрильи 152-го истребительного авиаполка 103-й смешанной авиадивизии старший лейтенант Николай Репников в воздушном бою под Медвежьегорском тараном с лобовой атаки уничтожил вражеский истребитель. 22 февраля 1943 года ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
    Назовите памятники и монументы в г. Петрозаводске в честь подвигов воинов Карельского фронта в годы ВОВ.
Мемориал «Могила неизвестного солдата» и Вечный огонь на пл. Ленина. Бюст маршалу Советского Союза Г.К.Жукову, памятник Маршалу Советского Союза Мерецкову, памятники Героям Советского Союза В.М.Зайцеву, Н.Ф. Репникову, Бюсты Героям Советского Союза Марии Мелентьевой и Анне Лисицыной,
    Сколько было концлагерей на оккупированной территории Карелии немецко-финскими захватчиками? Количество погибших в них людей.
Через 2 недели после захвата Петрозаводска штаб 7-ого армейского корпуса финской армии издал приказ о создании в городе концентрационного лагеря на 10 000 человек. Поначалу лагерь, поделееный затем на 4 части, располагался на южной окраине города: на Кукковке – лагерь №1, на севере – лагерь №2, в районе лыжной фабрики – лагерь №3, и на Голиковке – лагерь № 4. Поскольку «мест» оказалось мало недостаточно, в ноябре организовали ещё два лагеря в северо-западной части города: в «Красной деревне»- лагерь №5 и на первоначальной бирже – лагерь №6. Погибло от 4000 до 7000 человек.
    Когда была освобождена Карелия от оккупантов?
Полностью Карелия была освобождена от фашистских и финских оккупантов 15 ноября 1944 года.
    Сколько партизанских отрядов действовало в тылу врага на территории Карелии?
Какой отряд был создан в г. Петрозаводске? К середине августа 1941 года было создано 15 отрядов общей численностью свыше 1700 человек. В тылу и на ближних подступах к городу активно действовали отряды «Бей фашистов», «За отечество », «Комсомолец Карелии», «Боевой клич», «Вперед», «Красный партизан» а так же вступили в бой вместе с регулярными соединениями красной армии. В Петрозаводске в 1941 году 31 июля был создан отряд «Красный онежец», который просуществовал до 15 октября 1944 года – времени полного расформирования партизанских отрядов в Карелии. Он состоял из рабочих и служащих Онежского завода, его главнокомандующим был В.В.Тиден. Литература:
    Морозов К.А. «Карелия в годы ВОВ», 1983, «Героям Родины Слава», Петрозаводск, 1975. Чернышева Т.А. «Застава Кайманова», Петрозаводск, 1975.
  1. «Патриотическое воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности» рассмотрен на заседании методического совета районного методического кабинета районного отдела образования администрации Краснохолмского района, одобрен членами методического совета и рекомендован для распространени

    Документ

    Опыт работы Смирнова Михаила Викторовича, преподавателя организатора ОБЖ и учителя физической культуры МОУ «Краснохолмская сош № 1» по теме «Патриотическое воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности» рассмотрен

  2. План проведения месячника оборонно-массовой, военно-патриотической и спортивной работы посвященного Дню защитника Отечества № п/п

    Документ

    Общественно-значимые акции по благоустройству обелисков, памятников, солдатских могил; поздравлению ветеранов Великой Отечественной войны и оказанию им посильной помощи

  3. Департамент образования города москвы государственное образовательное учреждение центр военно патриотического и гражданского воспитания государственное образовательное

    Сценарий

    педагоги-экспериментаторы ГОУ КШ №1780 «Кадетский корпус памяти Героев Сталинградской битвы», участники городской экспериментальной площадки «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в современных условиях»

  4. Положение о проведени республиканского слета военно-патриотических объединений

    Документ

    Республиканский слет военно-патриотических объединений проводится с целью формирования у школьников глубоких чувств Казахстанского патриотизма и верности гражданскому долгу по защите своего Отечества, изучения истории и продолжения

  5. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы

    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения

«Детям о героях войны»


Подготовила и провела:

воспитатель Тихомирова О.С.


Викторина, приуроченная к Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки, творческие задания на 9 мая в детском саду;

в рамках проекта (развитие познания, коммуникации, социализации, физической культуры и художественного творчества)

Программные задачи:

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

Развивать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам-героям Великой Отечественной войны, которое выражалось бы в желаниях сострадать им, подражать, стремление быть похожими на них.

Воспитывать любовь и уважение к Защитникам Родины, чувства гордости за героическое прошлое наших дедов и прадедов.

Активно поддерживать находчивость, любознательность, инициативу ответов на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера.

Предварительная работа :

Чтение с детьми литературы о ВОВ, знакомство с рядами войск, рассматривание картин и репродукций на тему войны, просмотр телепередач, кинофильмов о ВОВ дома, беседы в детском саду и в семье, разучивание стихов и песен о войне, прослушивание СД - дисков на военную тему в исполнении известных певцов, составление совместно с родителями «Книги памяти».

Материал:

Мультимедийный проектор, мультимедийный экран, магнитофон, пилотки и бескозырки по количеству детей, «Книга памяти» ВОВ детей нашей группы, презентация «Ордена и медали ВОВ».

В е д у щ и й:

читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «День Родины»:

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной,

Той великою весной.

Победителю – солдату

Сотни раз поклон земной!

Много лет, как миновало

С исторического дня,

А в Берлине с пьедестала,

Он, отлитый из металла,

Так и смотрит на меня.

(слайд памятника «Солдат с девочкой на руках»)

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать всех вас в нашем детском саду! Сегодня мы проводим викторину, посвященную Дню Великой Победы, который каждый год 9 Мая отмечает вся наша страна. В нашей викторине принимают участие две команды: команда из старших групп нашего сада и команда первоклассников. И она будет включать в себя конкурсы, загадки, творческие задания. Итак, мы начинаем…

Звучит запись, сделанная в 1941 г. советским диктором Ю.Б. Левитаном, с объявлением о начале войны.

В е д у щ и й:

– Запись, которую вы сейчас услышали, сделана почти 70 лет назад. Именно этот голос, голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из этого сообщения все узнали, что началась война. Война началась в мирное воскресное утро, когда люди еще беззаботно спали…

Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу, которая унесла более 20 миллионов жизней. На этой войне под взрывами снарядов погибли не только взрослые, но и дети.

В последние годы в это время, незадолго до 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?

Ведущий : такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России.

Демонстрируется крупное изображение современного ордена.

Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

– А теперь мы проведем жеребьевку команд, определим, под каким номером наши команды будут выступать.

Дети тянут сложенные листочки с номерами.

(Команды «Пехота» и «Пилоты»)

В е д у щ и й: Мы приветствуем наших гостей и жюри. Желаем вам ребята, успехов и победы!

Викторина начинается.

Разминка

В е д у щ и й:

– Первый конкурс называется «Разминка». Каждой команде будет задано по пять вопросов. Отвечаем сразу, долго не раздумываем.

Первый вопрос

Второй вопрос

– Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР).)

– Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)

Третий вопрос

– В войне принимали участие разные виды войск (авиация, флот, пехота), использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки). Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе. Скажите, пожалуйста, где воевал:

военный флот? (На море, на воде.)

авиация? (В небе, в воздухе.)

Четвертый вопрос

– За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны.)

Назовите города-герои, которые вы знаете . (Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Одесса, Севастополь, Москва, Брестская крепость (крепость-герой), Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск.)

Пятый вопрос

– Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

– Как можно узнать ветерана? (Это пожилой человек, в форме, с наградами.)

В е д у щ и й:

– На этом наша разминка закончилась.

Ребята, когда вы говорили о ветеранах, вы упомянули о том, что у них есть боевые награды. Сейчас я предлагаю вам рассказать об одной из Великой Отечественной войны. Наградами называют ордена и медали.

(Как мы можем, увидев их, узнать, где орден, а где медаль? Дело в том, что медаль всегда имеет круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы (например, в виде звезды). Как же выглядят и как называются главные награды Великой Отечественной?)

Ведущий раздает командам картинки с изображением орденов и медалей.

(Орден «Победа».

Это орден времен Великой Отечественной войны, которым награждались высшие военачальники, внесшие существенный вклад в победу. Представляет собой пятиконечную звезду, изготовленную из очень дорогого металла – платины и украшенную 150 бриллиантами. Лучи звезды изготовлены из рубинов. В центре звезды расположен медальон, на котором на голубом фоне изображена Кремлевская стена, Спасская башня и Мавзолей Ленина. В верхней части расположена надпись «СССР», в нижней – «Победа».

Медаль «За взятие Берлина».

Учреждена в честь взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны. Ею награждали непосредственных участников героического штурма и взятия вражеской столицы, а также организаторов и руководителей боевых операций при взятии этого города. Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более миллиона человек. Орденом Отечественной войны награждали рядовых и командиров, проявивших в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащих, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.

Орден Славы.

Орден Славы получали солдаты и сержанты. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя. Он имел три степени. Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч – II степени и около 2600 – I степени. Даже эти сведения говорят нам, как много подвигов было совершено.)

Музыкальный конкурс

В е д у щ и й:

– А сейчас следующий конкурс – музыкальный. Каждая команда услышит по 2 отрывка из военных песен. Нужно назвать песню.

Предлагаются музыкальные фрагменты следующих песен: «Священная война», «День Победы», «Песня защитников Москвы», «Мы за ценой не постоим», «На безымянной высоте», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».

Конкурс загадок

В е д у щ и й:

– Наш следующий конкурс – конкурс загадок.

Подрасту и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою … (страну).

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником –

Станешь … (пограничником).

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном … (корабле).

Самолет парит, как птица,

Там – воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат – военный … (летчик).

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется … (танкистом).

Любой профессии военной

Учиться нужно непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было … (войны).

Поэтический конкурс

В е д у щ и й:

– Наш следующий конкурс – поэтический. От каждой команды участвует один человек – он прочитает стихотворение на военную тему.

Дети выходят и читают стихи о войне.

Военная эстафета

В е д у щ и й:

Вы долго сидели. Я предлагаю всем размяться и следующий конкурс провести в движении. Жюри посмотрит, какая команда не только эрудирована, но и быстрая, и ловкая.

Конкурс «Ловкие саперы»

Инвентарь: по 2 корзины и по 10 бочонков для каждой команды.

Дети каждой команды становятся друг за другом. Перед первым участником стоит корзина с бочонками, вторая пустая корзина находится за последним участником команды.

Задание: по цепочке передать «бочонки с порохом» сначала из первой корзины во вторую, затем обратно.

«Раненые бойцы»

Инвентарь: ленточки в количестве, в два раза меньшем, чем членов всех команд вместе, по одной ложке и по одному небольшому мячу на команду.

Перед началом игры все участники попарно связываются ленточками за руки выше локтя. Двумя свободными руками они держат ложку, в которой лежит мяч.

Задание: добежать до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде, не уронив мячик. Затем в игру вступает вторая пара и т.д.

Военный конструктор

В е д у щ и й:

– В нашем следующем задании вы будете конструировать военную технику.

Каждая команда получает лист размером А2 с начерченной схемой военной техники, состоящей из геометрических фигур (контуры каждой фигуры обозначены), и конверт с цветными деталями для схемы. Количество деталей во всех схемах одинаково. Выбраны следующие объекты: танк, корабль, самолет. Задание: выложить на схеме цветное изображение.

Творческое задание

В е д у щ и й:

– А теперь самое последнее задание. Один и тот же вопрос для каждой команды. Можно посоветоваться перед ответом.

Творческое задание «Что нужно делать, чтобы войны больше не было?»

Дети по очереди отвечают . (В ВОВ погибли….)

В е д у щ и й:

Ребята, мы с вами вместе начали создавать «Книгу памяти» нашей группы, где вы и ваши родители оставили в ней сведенья о своих близких, воевавших в годы Великой Отечественной войны, а также труженников тыла в эти лихие годы…

Почти полторы тысячи дней длилась ВОВ. На ней погибли более 20 миллионов человек – солдат и мирных жителей. Знаете, ребята, как это много?! Представьте, если бы каждого погибшего почтили минутой молчания, страна погрузиласт бы в тишину на 32 года!

Давайте почтим минутой молчания всех погибших в ВОВ! Прошу всех встать….

Минута молчания

В е д у щ и й:

Ребята, вы все такие молодцы!

– Сегодня на этом наша викторина заканчивается. Благодарю всех за участие!

Сейчас я предлагаю слово нашему жюри, которое подведет итог нашей викторины.

Члены жюри подводят итоги викторины и поздравляют всех с праздником.

Вручаются грамоты за участие, георгиевские ленточки и сладкие призы.

Урок-викторина «Великой Победе посвящается» для обучающихся 5 классов

Цель: сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;
Задача : формирование патриотического сознания школьников и их чувства гордости за свою Родину, формирование у школьников личностных качеств и свойств патриотов, защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;
Оборудование : компьютер, проектор
Ход урока:
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
Война…
от Бреста до Москвы – 1000 км,
от Москвы до Берлина – 1600 км,
итого – 2600.
Поездом – 4 суток,
самолётом – 4 часа,
перебежками, по-пластунски – 4 долгих года.

В годы войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Советский Союз на долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек.

Забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет!!!... ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
Предлагаю ответить на вопросы викторины, посвященной Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. (вопросы выведены на слайдах)
1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. Сколько дней длилась война? ( 22 июня 1941 г. Война длилась 1418 дней)
2. При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, расставленные через каждые 200 метров, которыми ослепили войска противника? (Берлин)
3. 28 пехотинцев вступили в бой против фашистских танков. 21 июля 1942 года всем участникам этого боя было присвоено звание героя Советского Союза (посмертно). Как называют этих героев, насмерть стоявших и не пропустивших врага к Москве? (Это - «панфиловцы». Свое название они получили от фамилии командующего дивизией генерал-майора И.В.Панфилова)
4. Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был известен под именем «Танкоград»? (Челябинск )
5. В какой стране стоит памятник воину-освободителю, представляющий собой фигуру солдата, держащего спасенную девочку на руках? (Памятник расположен в Трептов-парке города Берлина)
6. Самый юный Герой Советского Союза. Ему было всего 14 лет, когда он в 1944 году погиб в бою. Пионер был награждён орденом Отечественной войны I степени, В 1958 году Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Назови этого героя? (Валя Котик)
7. Какой город России в годы войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград)
8. Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамена на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжен вместе с этим помостом? (Перчатки знаменосцев, бросивших к Мавзолею 200 трофейных немецких знамён, после Парада были сожжены)
9.Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? (Брестская крепость)
10. Какой из отечественных танков стал легендой Великой Отечественной войны? (Танк Т-34)
11. Имя этой ленинградской девочки известно всему миру. Дневник этой девочки не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. Как звали девочку, которая вела этот дневник? (Этот дневник вела в блокадном Ленинграде Таня Савичева. Все члены семьи Тани умерли,девочку удалось спасти от голодной смерти. Ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.)
12. По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? (Ладожское озеро)
13.Какое уникальное боевое оружие, которое до сих пор стоит на вооружении 55 государств было изобретено в 1941 году русским оружейником и носящее его имя (АК-автомат Калашникова, его изобретатель - Михаил Тимофеевич Калашников)
14. Какой завод был эвакуирован в Катав – Ивановск из Ленинграда во время войны? (История приборостроительного завода начинается в годы Великой Отечественной Войны, когда в Катав-Ивановск был эвакуирован Ленинградский завод штурманских приборов.)
15. Как связано здание школы-интернат с событиями Великой Отечественной войны? (Здесь размещался госпиталь. 4 января 1942 г. санитарным эшелоном с фронта в госпиталь поступила партия раненых; 25 апреля – вторая. Одна партия в 300-400 человек сменяла другую. Более двух лет находился эвакогоспиталь № 3126 в Катав-Ивановске.)
16.Что означают цвета Георгиевской ленты? (Цвета ленты - чёрный и жёлто-оранжевый - означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.)
17. Назовите фамилию полководца, Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза, принимавшего Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года? (Георгий Константинович Жуков)
18. Какой город – герой трижды менял свое название? Назовите все названия.(Город с 1589 по 1925 годы носил название Царицын, с 1925 по 1961 годы - Сталинград, 10 ноября 1961 года город был переименован в Волгоград.)
19. В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась
героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города
Назовите города – герои? (Брест, Мурманск, Смоленск, Тула, Минск, Керчь, Новороссийск, Киев, Волгоград, Москва, Севастополь, Одесса, Ленинград).
20. Оружие, носившее среди бойцов ласковое имя, а по документам означавшее всего две буквы – РС, повергло в ужас немцев, помогло переломить ход войны и разгромить врага. В случае прорыва вражеских войск, окружения бойцы должны были это секретное орудие уничтожить. Что это за орудие? («Катюша»)
21. Почему не заклеивали фронтовые письма? (Конверт-треугольник - это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось - его все равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа)
В конце урока ребята смотрят слайды и слушают песню «День Победы» в исполнении Льва Лещенко.

Презентация на тему: Урок-викторина «Великой Победе посвящается»