Взаимоотношение целого и части в социальной системе. Социальные системы и социальные структуры. Социальные и общественные отношения

Система представляет собой совокупность элементов, между которыми существует взаимосвязь и взаимодействие и которые в этом взаимодействии образуют единое целое. Общество рассматривают как макросистему, которая включает совокупность подсистем.

Понятие социальной системы

Социальная система – это сложно организованное целостное образование, упорядоченное и связанное с совокупностью взаимодетерминированных связей между его элементами. Можно выделить ряд особенностей, присущих социальной системе:

  1. целостность, относительная завершенность объекта и его относительное единство;
  2. наличие внутренних связей;
  3. наличие внешних связей с другими объектами и системами;
  4. имеет свою структуру, внутреннее строение;
  5. социальная система как объект является относительно автономной;
  6. самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система;
  7. выполняет многочисленные функции;
  8. социальная система направлена на достижение определенного результата.

Современное общество – это система, состоящая отдельных уровней социальных общностей. При социологическом анализе в основном изучают субъекты четырех уровней общности.

  1. Фундаментальный уровень формирования, организации общества – это человечество в целом, формирует свои интересы как единая цивилизация.
  2. Уровень социальной структуры общества – это социальные общности, слои, социальные группы.
  3. Уровень отдельного индивида, поскольку для социологии именно личность является предметом изучения как субъект и объект социальных отношений.

Социальные и общественные отношения

Социальные отношения – это относительно самостоятельный специфический вид общественных отношений, который выражает деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Понятие «социальные отношения» и «общественные отношения» часто отождествляют. Однако такое отождествление правомерно только тогда, когда социальные отношения понимают в широком смысле, противопоставляя их естественным отношениям. Социальные отношения не являются статичными формами социального взаимодействия, они всегда взаимосвязаны с другими отношениями в системе общественных отношений. Для того чтобы выделить собственно социальные отношения из системы общественных отношений, необходимо прежде всего установить причину, на основе которой они строятся.

Каждый вид общественных отношений реализуется между социальными субъектами по поводу того или иного объекта. Если это отношения по поводу средств производства – это экономические отношения, государственной власти – политические отношения, юридических норм – правовые отношения и так далее. Социальные отношения в узком смысле возникают при реализации собственно социального взаимодействия, между различными социальными слоями, группами и индивидами. Следовательно, социальные отношения – это отношения между группами людей, многообразные связи между социальными субъектами в процессе их жизнедеятельности.

Общественные отношения являются более широким понятием, чем социальные отношения. Общественные отношения – это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. По сфере проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Социальные отношения – отношения, которые существуют рядом с общественными отношениями. К ним можно отнести все формы отношений между небольшими общностями: бытовые, соседские и тому подобные. Это трансформация общественных норм через призму индивидуальных интересов.

Социальный интерес и социальная ценность

Социальный интерес – одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, личности, социальной общности, слоя, общества. В современном обществе существует большое многообразие интересов, и их согласование – основная задача государства, политических партий и общественных организаций. Понятие «интерес» тесно связано с понятием «ценность». Ценность в социологии определяют как особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся в мир вещей, предметов и духовных явлений.

Социальная ценность – это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп или личности. По субъектам или носителями ценности разделяют на:

  • Индивидуальные ценности. У каждого есть вещи, которые имеют ценностное значение только для отдельной личности и не для кого больше (фотографии, реликвии и так далее).
  • Групповые или коллективные ценности. Коллективные ценности образующиеся в деятельности социальной общности, слоя, группы людей и имеют определенную значимость, сплачивая эту общность.
  • Общечеловеческие ценности – это ценности, которые возникают вследствие деятельности всех людей, имеющих определенную значимость для всех людей (например, любовь, дружба).

Установление определенных типов социальных и общественных отношений происходит на основе таких процессов:

  • Пространственный контакт (при случайных встречах).
  • Психологический контакт (при возникновении определенной заинтересованности между его субъектами.
  • Социальный контакт-взаимодействие на основе обмена ценностями, благами: выявляет потребность в общении и социальном действии. Между субъектами социального контакта лежат определенные ценности. При социальном контакте возникает информационный механизм общения. Общение – это многоплановый процесс взаимодействия социальных субъектов, организации их жизнедеятельности, реализации потребностей, обмена информацией.

1Социальная система - это способ организации жизни коллектива людей, который возникает в результате взаимодействия индивидов на базе диктуемых социальных ролей. Система возникает как объединение в упорядоченное и самосохраняющееся целое с помощью норм и ценностей, обеспечивающих и взаимозависимость частей системы и последующую интеграцию целого.

Социальная система может быть представлена как иерархическая структура следующих организационных уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера . На каждом уровне иерархической пирамиды (рис.1) мы описываем поведение индивида, как члена некоторой группы, посредством определенных правил поведения, направленных на достижение поставленной цели.

На нижнем, биосферном, уровне группа людей представляет собой подсистему экологической системы, живущей, в основном, за счет энергии Солнца и участвующую в обмене биомассой с другими подсистемами данного уровня. Биосфера Земли рассматривается с точки зрения теории В.И.Вернадского . Общество в таком случае - это совокупность отдельных, не оказывающих друг на друга какого-либо заметного влияния, потребителей чужой биомассы, отдающих свою биомассу в результате биологической смерти. Данное общество лучше называть популяцией.

На втором, этническом, уровне группа - это уже коллектив индивидов, способных к единым неосознанным действиям и характеризующихся одинаковыми неосознанными ответными реакциям на внешние воздействия, то есть вполне определенным стереотипом поведения, порожденным ландшафтными (региональными) условиями местожительства. Такое общество называется этносом. Этнос живет за счет изначально полученной при рождении биохимической энергии пассионарного толчка, растрачиваемой на характерные только для него культуру и искусство, технические новшества, войны и на поддержание кормящего окружающего ландшафта. Основой для построения модели на данном уровне является этническая теория историка Л.Н.Гумилева .

На третьем, социальном, уровне группа - это социум. Каждый индивид имеет собственную систему действия, которая согласуется с общественным сознанием. Здесь мы рассматриваем социум на основе теории социального действия Т.Парсонса . Объединяя индивидов в сплоченную группу, общество регулирует поведение каждого в пределах данной группы. Поведение членов группы основывается на социальных действиях, обусловленных социальными статусами и набором социальных ролей.

На четвертом, психическом, уровне группа - это толпа. Каждый член группы имеет совокупность коллективных рефлексов. Коллективный рефлекс - это ответная синхронная реакция группы людей на внешний стимул. Поведение группы представляет собой цепь последовательных коллективных рефлексов. Основой модели на данном уровне является теория коллективных рефлексов В.М.Бехтерева .

На последнем уровне группа - это мыслящая организация, каждый член которой имеет собственный внутренний мир. Для конструирования мульти-агентной модели общества на данном уровне, мы можем выбрать теорию аутопоэтических систем Н.Лумана . Здесь элементами системы являются коммуникации. Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и самореферентный процесс.

Для моделирования социальной системы могут использоваться различные теории, описывающие общество. Но эти теории скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Моделируя социальную систему на основе выбранной теории, мы получаем модель определенного уровня. Далее мы объединяем эти модели по иерархическому принципу. Такая многоуровневая модель будет наиболее адекватно отражать динамику развития реального общества.

б)Понятие иерархичности строится на основе такого явления, как социальный статус.

Социальный статус – это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях – авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, награда, звание, слава и т.п. 1

Существуют различные виды статусов.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус – положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной).

У каждого человека в обществе имеется не один статус, а скорее статусный набор – совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. В этой связи возникает необходимость выделять главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Принято также выделять предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый статус (положение, которое человек достигает благодаря своим собственным усилиям).

Таким образом, социальная стратификация - это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация - определённый срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. 2 Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырём критериям неравенства:

1) неодинаковые доходы,

2) уровень образования,

3) доступ к власти,

4) престиж профессии.

Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

Неравенство здесь является символическим. Оно может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего прочего различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности. 3

Указанные критерии принимаются за основу социальной стратификации. Выделяют стратификации:

    экономическую (доходы),

    политическую (власть),

    образовательную (уровень образования),

    профессиональную.

Каждую из них можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) с нанесёнными делениями.

В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте). Каков доход респондента, такое место на шкале экономической стратификации он и занимает.

Политическую стратификацию трудно строить по единому критерию – такого в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной иерархии от президента и ниже, посты в компаниях, организациях, посты в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе и вузе – это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система образования, с формальной сертификацией его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или университета - в середине, а получивший степень доктора или профессора – наверху.

Престиж профессий можно определить только путём социологического опроса. Чтобы получить сведения в масштабах всего общества, опрос следует проводить на общенациональной выборке.

В) Социетальное сообщество

Наше центральное понятие - социетальное сообщество – имеет своей основной функцией (как интегративной подсистемы) определение обязательств, вытекающих из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества. Так, в большинстве современных обществ готовность к военной службе является проверкой лояльности для мужчин, но не для женщин. Лояльность состоит в готовности откликнуться на должным образом “обоснованный” призыв, сделанный от лица коллектива или во имя “общественного” интереса. Нормативная проблема состоит в определении тех случаев, когда подобный отклик устанавливает обязанность. В принципе в лояльности нуждается любой коллектив, но особую важность она имеет для социетального сообщества. Обычно от имени и в интересах социетальной лояльности выступают государственные орга­ны, они же следят за выполнением соответствующих норм. Однако существуют и другие общественные инстанции, пользующиеся таким же правом, как государство, но не являющиеся раз­новидностями его структур.

Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп и индивидов по отношению к социетальному коллективу, то есть всему обществу, и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются. Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению обществ современного типа. Поэтому одной из значительных проблем интеграции, стоящих перед социетальным сообществом, является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему самому и к другим коллективам. Индивидуалистская социальная теория настойчиво преувеличивала значимость индивидуального “личного интереса” как препятствия, стоящего перед интеграцией социальных систем. В целом же личные мотивы индивидов эффективно канализируются в социальную систему через лояльность и членство в различных по отношению к ним коллективах. Непосредственной проблемой для большинства индивидов является проблема выбора и уравновешивания своих обязательств в случаях конфликта конкурирующих между собой лояльностей. Например, нормальный взрослый мужчина в обществах современного типа одновременно является работником и членом семьи. И хотя требования, предъявляемые этими двумя ролями, часто находятся в конфликте, большинство мужчин жизненно заинтересованы в сохранении лояльности обеим ролям.

Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов и коллективных лояльностей, систему, для которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки, деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.п. отделены друг от друга. А каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из множества семей, каждая из которых насчитывает несколько человек, и из многих локальных сообществ.

Лояльность по отношению к социетальному сообществу должна занимать высокое место в любой устойчивой иерархии лояльностей и потому является предметом особой заботы общества. И все-таки высшее место в этой иерархии принадлежит культурной легитимизации нормативного порядка общества. В первую очередь она действует через институционализацию системы ценностей, которая является составной частью и социетальной, и культурной систем. Затем выборочные ценности, являющиеся конкретизациями общих ценностных образцов, становятся частью каждой конкретной нормы, интегрированной в легитимный порядок. В системе норм, которые управляют лояльностями, следовательно, права и обязанности коллективов должны быть согласованы не только между собой, но и с легитимными основаниями порядка в целом.

2) общество, как социальная система.

общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

    Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

    Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

    Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

    Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

    У него есть собственное название и своя история.

    Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

    Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Характеристики общества как системы

Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивительно, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие характеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, универсальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общество к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определения общества могут быть разделены на три группы:

субъектное - когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей. Так, С.Г. Спасибенко определяет общество как «совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей»;

деятельное - когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей. Например, К.Х. Момджян определяет общество как организационную форму совместной деятельности людей;

организационное - когда общество рассматривается как,.социт альный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Г.В. Пушкарева отмечает, что общество представляет собой универсальный способ социальной организации, социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей, - самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся

Во всех этих определениях есть рационально? зерно, так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Какое из этих определений предпочесть - должно определяться, скорее всего, конкретной задачей исследования.

Продолжим выявление сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII - XVIII вв., для которой был характерен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как механическая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система определяется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широко используются общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение». Достоинства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общества, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории.

Анализ общества как системы предполагает:

Выявление структуры социальной системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия;

Определение целостности системы, системообразующего фактора;

Изучение степени детерминированности системы, вариативности такого развития;

Анализ социальных изменений, основных форм таких изменений

Разумеется, при анализе общества как системы следует учитывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков:

множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений;

Разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникальность ее основного элемента - человека,; обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости.

Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое.

Такая целостность (система) при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т. е., свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы. Итак, существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями).

Процесс исторического становления общества показывает, что индивиды осуществляли свою деятельность совместно с другими людьми для удовлетворения своих жизненно важных интересов и потребностей. В процессе этого взаимодействия вырабатывались определенные нормы отношений, стандарты поведения, которые в той или иной степени разделялись всеми. Это превращало групповые отношения в социальную систему, целостность, обладающую качествами, которые могут и не наблюдаться в составляющих систему социальных множествах в отдельности. Например, систему образования можно представить в виде элементов: начального, среднего и высшего образования. Для того чтобы получить среднее образование, человек должен освоить ступень начального, а чтобы получить высшее - ступень среднего, т. е., как бы соблюсти определенную иерархию освоения компонентов системы. Значит, когда мы говорим о социальной структуре, то подразумеваем некоторый порядок внутри системы. Проблема порядка и тем самым природы интеграции стабильных социальных систем (т. е., социальной структуры) акцентирует внимание на мотивах и стандартах поведения людей.

Такие стандарты являются формами базовых ценностей и составляют наиболее значимую часть культурной среды социальной системы. Отсюда следует, что целостность структуры поддерживается приверженностью людей общим ценностям, общей системой мотиваций действий, а в какой-то мере и общими чувствами. Стремление сохранить систему и определенную структуру связано, таким образом, с интересами и ожиданиями людей, возможностью человека прогнозировать удовлетворение своих различных потребностей организованным образом.

Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе «Социальная система». В ней были впервые всесторонне проанализированы различия между общественными и личностными системами, а также образцами культуры.

Созданная Парсонсом теория социальных систем предполагает разработку определенного понятийного аппарата, который отражает прежде всего системные характеристики общества (на различных уровнях организации), а также указывает на точки пересечения социальных и личностных систем и функционирующих образцов культуры.

Чтобы отразить в понятийном аппарате системные характеристики личности, общество, культуры, Парсонс дает ряд объяснений по поводу функционального обеспечения каждого из указанных компонентов действия.

Как и Дюркгейм, он считал, что интеграция внутри системы и между системами и культурными эталонами является основным фактором их выживания. Парсонс рассматривает три рода проблем: интеграцию социальной и личностной систем, интеграцию элементов системы и интеграцию социальной системы с культурными образцами. Возможности такой интеграции связаны со следующими функциональными требованиями.

Во-первых, социальная система должна иметь достаточное количество составляющих ее «актеров», т. е., действующих лиц, адекватно понуждаемых действовать в соответствии с требованиями системных ролей.

Во-вторых, социальная система не должна придерживаться таких образцов культуры, которые не могут создать хотя бы минимального порядка либо предъявляют людям совершенно неисполнимые требования и тем самым порождают конфликты и аномии.

В своих дальнейших трудах Т. Парсонс разрабатывает концепцию социальной системы, центральным понятием которой является институализация, способная создать сравнительно устойчивые формы взаимодействия - социальные институты. Указанные модели регулируются нормативно и интегрируются с культурными образцами поведения. Можно сказать, что институализация образцов ценностных ориентации (а следовательно, поведения людей) составляет общий механизм интеграции (равновесия) социальных систем.

Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированы взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.

Для целей социологического анализа необходимо знать, что любая социальная система ограничивается рамками культурных образцов я определяет систему личности, характер ее поведения.

Механизм социальной системы, стремящейся к поддержанию равновесия, т. е., к самосохранению, Т. Парсонс видит в сфере интеграции индивидуальных ценностных ориентации действующих «актеров». Это равновесие имеет не только инструментальное, но и содержательное значение для людей, так как в результате его должны достигаться цели оптимизации удовлетворения потребностей. Равновесие социальной системы обеспечивается тогда, когда индивидуальные ценностные ориентации соответствуют ожиданиям окружающих людей. Отсюда следует, что социальные отклонения в ориентациях и поведении индивидов от общепризнанных норм и образцов приводит к дисфункции, а иногда и распаду системы.

Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль различным образом (от убеждения до принуждения) ликвидирует отклонения и восстанавливает нормальное функционирование социальной системы. Однако социальное поведение людей не мононормативно. Оно предполагает некоторую свободу действий индивидов в рамках дозволенных социальных норм, тем самым способствует существованию относительно разнообразных социальных типов личности и образцов поведения.

Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя:

  • - институционализацию;
  • - межличностные санкции и воздействия;
  • - ритуальные действия;
  • - структуры, обеспечивающие сохранение ценностей;
  • - институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения.

Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная структура является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.

Социальная система – это качественно определённое явление, элементы которого находятся во взаимных связях и образуют единое целое.

Специфика социальной системы:

1) Социальная система складывается на базе определённой, той или иной социальной общности (социальной группы, социальной организации).

2) Социальная система представляют собой целостность и интеграцию. Существенными чертами социальной системы являются целостность и интеграция.

Целостность – фиксирует объективную форму существования явлений, то есть существование как единого целого.

Интеграция – это сам процесс и механизм объединения частей.

Структура социальной системы:

1. Люди (даже один человек, личность).

3. Нормы связей.

Признаки социальной системы.

1) Относительное постоянство и устойчивость.

Образует новое, интегративное качество, не сводимое к сумме качеств её элементов.

3) Каждая система в чём-то уникальна и сохраняет самостоятельности («социум» – каждое отдельное явление социальной системы).

4) Социальные системы могут взаимно перегруппировываться по типам синтеза (японское общество, нет жёсткой конфронтации между традициями и новациями), симбиоза (как белок и желток; наша страна: что-то новое привносилось, но свои традиционные корни всегда сохраняются) или насильственным путём (для нас тоже характерна…).

5) Социальные системы развиваются по определённым закономерностям, которые складываются внутри них.

6) Индивид должен подчиняться законам той социальной системы, в которую он включён.

7) Основной формой развития социальных систем являются инновации (то есть нововведения).

8) Социальные системы обладают значительной инерционностью (устойчивость, не восприятие, возникает эффект «сопротивления» инновации).

9) Любая социальная система состоит из подсистем.

10) Социальные системы максимально сложные образования, так как их основной элемент – человек – обладает большим диапазоном выбора поведения.

11) Социальные системы обладают значительной неопределённостью функционирования (хотели как лучше, а получилось как всегда).

12) Социальные системы имеют границы управляемости.

Типы социальных системы.

I. По уровню системы:

1) Микросистемы (личность – это сложная социальная система; малая группа – студенческая, семейная; изучают их микросоциологии).

2) Макросистемы (об обществе в целом…).

3) Мегасистемы (общепланетарная система).

II. По качеству:

1. Открытые, то есть такие, которые взаимодействуют с другими системами по множеству каналов.

2. Закрытые, то есть те, которые взаимодействуют с другими системами по одному-двум каналам. Скажем, СССР был закрытой системой.

3. Изолированные социальные системы. Это очень редкое явление, поскольку изолированные системы нежизнеспособны. Это те, которые не взаимодействуют с другими вообще. Албания.

III. По структуре:

1) Гомогенные (однородные).

2) Гетерогенные (разнородные). Состоят из элементов разного рода: экологических, технических и социальных элементов (людей).

Общество как социокультурная система.

Общество – это исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность отношений между индивидами в процессе их совместной жизнедеятельности.

Признаки общества.

1. Общность территории.

2. Самовоспроизводство.

3. Самообеспеченность (общая экономика).

4. Саморегулируемость.

5. Наличие норм и ценностей.

Структура общества.

1. Социальные общности и группы (люди создают сами).

2. Социальные организации и институты.

3. Нормы и ценности.

Источник развития общества: инновационная энергия людей.

Функционирование общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство на основе:

1) Социализации (на основе усвоения норм общества).

2) Институционализации (когда мы вступаем во всё новые и новые отношения).

3) Легитимации (когда уже под отношения в обществе подводятся законы).

Алгоритм развития общества:

Инновация =>

Шок (нарушение равновесия) =>

Бифуркация (разделение) =>

Флуктуация (колебание) =>

НОВОЕ ОБЩЕСТВО.

Функции общества.

1. Создание условий для удовлетворения разнообразных потребностей индивида.

2. Предоставление индивидам возможностей для самореализации.

Типы обществ.

I. По способу производства.

· Первобытное общество.

· Рабовладельческое общество.

· Феодальное общество.

· Капиталистическое общество.

· Коммунистическое общество.

II. По цивилизационному критерию.

· Традиционные общества (доиндустриальные, аграрные).

· Индустриальные общества.

· Постиндустриальные общества.

III. По политическому критерию:

· Тоталитарные общества.

IV. Религиозный критерий.

· Христианские общества: католические (их больше всего); протестантские; православные.

· Мусульманские – суннитские и шиитские общества.

· Буддистские (буряты).

· Иудейские общества (евреи).

Закономерности развития общественных систем.

1. Ускорение истории. Фактически, каждое следующее общество проходит свой жизненный цикл быстрее, чем предыдущее (первобытное дольше всех, остальные меньше…).

2. Уплотнение исторического времени. На каждом следующем сравнимым с предыдущим этапом происходит больше событий, чем на предыдущем этапе.

3. Закономерность неравномерного развития (неравномерность развития).

4. Возрастание роли субъективного фактора. Это означает возрастание роли личности, каждого человека.

Социальная организация.

В русском языке понятие «организация» упоминается значение «где человек работает, в какой организации»… У нас на примере «организация учебного процесса», то есть «как организовать, упорядочить жизнь людей».

Социальная организация – это способ упорядочения и регулирования деятельности людей.

Признаки (обязательные элементы, структурный анализ) социальной организации:

1. Наличие общих целей и интересов.

2. Система статусов и ролей (в университете три статуса: учащиеся, профессорско-преподавательский и что-то типа обслуживающего персонала. Роли учащихся: старосты, студенты, профорги… Профессорско-преподавательский статус, роли: доцент, кандидат наук…).

3. Правила отношений.

4. Это отношения общественной власти. Это не политическая власть, а скорее право оказания влияния, способность оказывать влияние (по Максу Веберу).

Социальные свойства организации.

1) Организация создаётся как инструмент решения общественных задач.

2) Организация складывается как специфическая человеческая (то есть социальная) общность.

3) Организация объективируется как безличностная структура связей и норм (до нас были студенты и преподаватели и после нас будут).

Эффективность социальной организации зависит от сотрудничества (от синергии – синергия, новая наука синергетика – наука сотрудничества), где главное не численность, а способ объединения.

Учёные утверждают, что самые устойчивые малые группы – пять человек. Два человека – крайне неустойчивая. Три – более устойчивая. Но пять считается самым лучшим, оптимальным вариантом.

Варианты объединения: круг, змея, игрек и штурвал:

Круг Змея Игрек Штурвал


Лучше иметь группу из нечётного количества человек, чтобы не разбилось пополам.

Чтобы энергия социальной организации возрастала необходимы:

1. Одновременность и однонаправленность многих усилий.

2. Разделение и комбинирование труда.

3. Необходима последовательная зависимость участников друг от друга.

4. Психологическое взаимодействие (для тех, кто будет длительно жить в замкнутом пространстве – типа космоса, подводной лодки…).

5. Групповой контроль.

Функции социальной организации.

1) Координация действий людей.

2) Сглаживание конфликтов между управляющими и подчинёнными.

3) Сплочение членов группы.

4) Сохранение чувства индивидуальности.

Типы социальных организаций.

I. По размерам организации могут быть:

1) Большие (государства).

2) Средними (молодёжная организация, профсоюзные организации).

3) Малые (семья, студенческая группа…).

II. По правовому основанию.

1) Легитимные организации и нелегальные организации.

2) Формальные (имеет уставные документы) и неформальные организации.

И легальная, и нелегальная организации могут быть и формальными и неформальными.

Формальная организация была описана Максом Вебером в его теории рациональности и получила название «теория бюрократии». По Веберу формальная организация – это бюрократия идеального типа. Управленческая деятельность осуществляется постоянно, существует потолок компетенции на каждом уровне, вышестоящие руководители осуществляют контроль за нижестоящими (вертикаль власти), каждый чиновник отделён от собственности на средства управления. Управленческая работа становится особой специальной профессией (люди должны получать знания специальные. РАКС – Российская Академия… В общем, там 2/3 чиновников так и не появлялись).

III. По историческим типам:

1) Сословно-феодальные организация. Она существует и до сих пор. В этой организации жёстко закреплены статусы и роли (в неё невозможно поменять статусы и роли)

2) Командно-административная организация. СССР её в полном объёме пережил. Для этой организации характерны так называемый этатизм (большая роль государства), партенализм (большая роль первого лица).

3) Гражданское общество как вид социальной организации. Это прежде всего правовое, социальное государство, демократия, мобильность, плюрализм, самоуправление, автономия личности, плюс широкие права и свободы, которые гарантированы.

Юридическая организация (как отдельная организация).

Возникла достаточно поздно – только в XIX веке.

Юридическая организация – это государственное учреждение или общественная организация, специально созданная для профессионального выполнения юридических функций, то есть для установления юридических фактов и разрешения коллизий на основе права.

К юридическим организациям относятся: все правоохранительные органы, это и суды, прокуратура, милиция, адвокатура, нотариат и даже административные учреждения.

А вот что не относится к юридическим организациям: к ним не относятся органы государственного управления (в том числе и Министерство Юстиции) и так называемые уголовно-исполнительные учреждения.

Суть социальной организации – это обеспечить социальный (общественный) порядок в обществе.

Социальные институты.

Социальный институт – это форма регулирования совместной деятельности с помощью системы норм и правил.

Структура социального института:

1. Определённая сфера деятельности (политическая, экономическая, социальная, культурная).

2. Это группа лиц, выполняющих организационно-управленческие функции.

3. Это нормы и принципы, правила отношений между людьми.

4. Это материальные средства.

Функции социальных институтов:

1) Обеспечение развития общества.

2) Осуществление социализации (процесс усвоения правил жизни в обществе).

3) Обеспечение преемственности в использовании ценностей и передаче норм социального поведения.

4) Стабилизация общественных отношений.

5) Интеграция действий людей.

Типы социальных институтов (типология):

I. По типам деятельности:

1) Экономическая деятельность (экономика) – институт производства, собственности, обмена, торговли, рынка, денег, банков…

2) Социально-политические институты (политика как социальный институт) – сюда входят институт государства, институт президентства, парламента, правительства… Помимо государства, это институт власти (исполнительная, законодательная и судебная), институт политических режимов и политических партий. Институт права.

3) Социо-культурные институты (институты культуры) – к ним относятся религия, образования и наука. Сейчас в эту сферу начинает входить институт общественного досуга.

4) Социальные институты в социальной сфере. Сюда относятся институт семьи (отношения между мужем и женой, родителями и другими родственниками), институт брака (отношения между мужчиной и женщиной), институт воспитания, институт медицины или здравоохранения, институт социальной опеки и социального обеспечения.

II. В зависимости от выполняемых функций:

1) «Реляционные» социальные институты (то есть определяющие ролевую структуру общества).

2) Регулятивные социальные институты (определяющие допустимые рамки независимых действий личности в обществе).

3) Интегративные социальные институты (ответственность за обеспечение интересов социальной общности как целого).

Изменение социальных институтов происходит под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов и причин.

Институционализация – это процесс подведения норм и правил под определённый вид отношений между людьми.

Социальные процессы.

1. Сущность социальных процессов.

2. Социальные конфликты и кризисы.

3. Социальные реформы и революции.

Социальная система

Социальная систе́ма - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.
Окружающая среда – устанавливает внешние границы системы.

Социальная система - целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение .

История

Структура социальной системы

Структура социальной системы - это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные группы и социальные организации . Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

  • должна быть приспособлена к среде (адаптации);
  • у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);
  • все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);
  • ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами.
К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

См. также

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная система" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - (SOCIAL SYSTEM) Понятие «система» не является исключительно социологическим, это концептуальный инструмент, широко применяемый в естественных и социальных науках. Система это любая совокупность (collection) взаимосвязанных частей, объектов,… … Социологический словарь

    социальная система - socialinė sistema statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tam tikras vientisas darinys, kurio pagrindiniai dėmenys yra žmonės ir jų santykiai. atitikmenys: angl. social system vok. Sozialsystem, n rus. социальная система … Sporto terminų žodynas

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - (social system) 1. Любое, особенно относительно постоянное, моделирование социальных отношений в пространстве и времени, понимаемое как воспроизведение практики (Гидденс, 1984). Таким образом, в этом общем смысле, общество или любая организация … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - общество в целом или любая его часть, функционирование которой регулируется определенными целями, ценностями и правилами. Закономерности функционирования социальных систем любого вида являются предметом изучения такой науки, как социология. (См.… … Философия науки: Словарь основных терминов

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей,… … Социология: Энциклопедия

    Социальная система - относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтов … Социология: словарь

    Понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является структурированной, организованной системой, элементы к рой не изолированы друг от друга, а связаны опр. отношениями,… … Энциклопедия культурологии

    Понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Новейший философский словарь

    Социальная форма временная либо постоянная форма существования социальных видов. Содержание 1 Социальные формы 1.1 Колониальный организм … Википедия

    Социàльная структура совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура… … Википедия