Ян амос коменский интересные факты из жизни. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Жизнь как школа

ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ЛИТЕРАТУРА

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах все новшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет среди учеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основу школьной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинение учителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. А Коменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки, самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным было предложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле и лес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задавать вопросы и спорить...

По мнению Яна Амоса начинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленького человека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели. Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направить человека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самого начала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которых зависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум в познавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово и понятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобы ребенок научился понимать простейшие зависимости.

Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – в понимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитания возникает само собой.

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А. КОМЕНСКОГО

О развитии природных дарований

Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

Законы хорошо организованной школы

Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е. учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение. Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть вид фарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, не отдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, - это полуневежество. Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...

Законы для учителей

1. Учителями должны быть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным).

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения они должны...остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением...Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основывать землю, т.е. полагать основание церкви и государства...

Ян Амос Коменский (Jan Amos Komenský, 1592-1670) – чешский педагог, писатель, общественный деятель и епископ Чешскобратской церкви. Он является основоположником классно-урочной системы, систематизатором и новатором в области педагогики и преподавательской деятельности.

Детство

Ян Коменский родился 28 марта в небольшом городке Нивнице. Его родители были очень религиозными людьми и полностью посвящали себя церкви, поэтому маленький Ян практически с самого рождения стремился быть похожим на своих родителей и всячески подражал им.

Как только ребенку исполняется 7 лет, его отдают в школу с религиозным уклоном. Однако в 1602 году в маленьком городке случается трагедия – наступает эпидемия чумы, которая выкашивает половину здорового населения. Маленький Ян становится свидетелем чудовищной гибели обоих родителей и сестры, после чего на долгие годы замыкается в себе. Тем не менее, обучение он продолжает, ведь так хотели его умершие родители, и к 1611 году его крестят, после чего он получает второе имя – Амос.

Юность

После окончания религиозной школы Ян решает, что ему просто необходимо поступить в Хернборнскую академию, чтобы в будущем добиться чего-то значительного. Проучившись немного там, он бросает академию и поступает в Гейдельбергский университет, который в те времена был одним из наиболее знаменитых учебных заведений. Отметив для себя тот факт, что данный университет выпускает отличных педагогов и профессоров, Ян решает тоже податься в преподавательскую деятельность.

Его первым трудом является наиболее полный и очень полезный словарь под названием «Сокровищница чешского языка», где он не только даёт перевод многих непонятных для того времени слов, но даже указывает сферу их применения и особенности употребления. К слову, словарь сразу же входит во всеобщее употребление, и впоследствии не раз отмечается историками и лингвоисследователями как наиболее полная энциклопедия чешского языка XVII века.

После этого в 1614 году Ян Коменский уезжает в Пршеров, где становится учителем в одной из братских школ. К тому моменту он решает написать книгу о традициях и обычаях своей родной страны – Моравии. К 1618 году книга полностью готова и даже обладает подробнейшей картой страны.

Создание педагогических трудов

Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.

Методики и школьные реформы Коменского

Из желания научить детей сразу нескольким наукам Яну приходит в голову идея о создании пансофии – обучения всех всему. Говоря более простым языком, мужчина решает внедрить в школьное образование сразу несколько предметов, которым будут обучаться ученики для того, чтобы у них сформировалось устойчивое и расширенное видение мира.
Первым городом, где Коменскому разрешают открыть так называемую «пансофическую школу», является Шарошпатак. Благодаря накопленным знаниям и умениям, он не только успешно начинает процесс обучения, но и демонстрирует положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, которые жаждут изучения таких наук, как математика, физика, астрономия.

Кроме всего прочего, Ян придумывает еще одно не менее интересное и полезное педагогическое нововведение – драматизацию учебного материала. И если раньше знания преподавались педагогами исключительно в формате обычной лекции, то с приходом Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и проводить творческие вечера, возбуждая у студентов еще большую тягу к знаниям.

Личная жизнь

Работая школьным учителем в городе Пшерове, Ян Амос Коменский знакомится со своей первой женой Магдалиной, падчерицей бургомистра. Через год у пары рождается двое детей, но в 1622 году чума уносит жизни жены и обоих детей, в результате чего Ян остается один.

Спустя два года, Ян влюбляется в дочь епископа Марию, но, к сожалению, и она вскоре умирает, снова оставляя несчастного мужчину в полном одиночестве. А в 1649 году Коменский женится в третий раз. Теперь уже на Яне Гаюсовой. На этот раз счастливая пара проводит вместе всю оставшуюся жизнь.

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Книги (5)

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1

В первый том вошла «Автобиография» Я.А.Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения.

Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2

Во втором томе представлены работы, относящиеся ко второму периоду жизни и творчества Я.А.Коменского, и фрагменты из его последнего большого философского труда «Всеобщей совет об исправлении дел человеческих», в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования.

Некоторые произведения публикуется на русском языке впервые. Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Педагогическое наследие

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Учитель учителей. Избранное

Яна Амоса Коменского называли «отцом педагогики», настолько принципиально новыми для своего времени были его взгляды на образование и воспитание детей.

Феномен Коменского состоит в том, что он совершил гуманитарный прорыв в XVII веке, оставил нам «Великую дидактику», которая сохраняет свою актуальность и поныне. Удивительная судьба! Коменский сумел остаться Учителем учителей на протяжении нескольких веков до сегодняшнего дня.

Почитайте, не торопясь, его труды. Возможно, многое вам покажется знакомым. Но вспомните, что эти знания — и, главное, умение эти знания получать — дали вам ваши учителя. А их научил Коменский.

Ян Амос Коменский краткая биография жизни чешского педагога, гуманиста и общественного деятеля изложены в этой статье.

Ян Амос Коменский краткая биография

Будущий « » появился на свет в Нивнице (Чехия) в 1592 года. Его семья принадлежала к протестантской Общине чешских братьев. Свое первичное образование он получил в латинской братской школе. В ней настолько нудно и неинтересно преподавали, что в выпускных классах Ян впервые задумался о реформировании обучения в школе. Два года будущий педагог проучился в университете Гейдельберга, а после отправился в путешествие по Голландии. Когда он возвратился на Родину, то начал работать учителем в школе Приерова. В тот период Коменский начинает впервые использовать собственный метод в преподавании латыни, делая упор на «Правила более легкой грамматики». В 1612 году педагог приступил к работе, которая заняла у него целых 44 года – составления чешского словаря «Сокровищница чешского языка

Но в 1616 году Ян становится священником общины, в которой была его семья. Также занялся проповедованием. Коменский в 1627 году начинает работу над «Великой дидактикой», которая навсегда внесла его имя в историю как великого педагога и новатора.

В 1650 году его пригласил в Венгрию Сигизмунд Ракоци, чтобы он занялся перестройкой школьного образования. Здесь он написал первый иллюстрированный учебник в истории «Мир чувственных вещей в картинках», который был издан в 1658 году. После 5-летнего труда, Ян Коменский возвращается в Лешно, где его ждали великие потрясения – город сожгли и разграбили шведы в войне с Речью Посполитой. Его дом, рукописи и книги также навсегда исчезли в пожаре.

В 1657 году амстердамский сенат выслал ему приглашение в Голландию, где он и прожил всю оставшуюся жизнь. Коменский продолжает работу над «Всеобщим советом об исправлении дел человеческих», в котором изложил свою стратегию по реформированию человеческого общества. Стремясь пробудить в детях тягу и интерес к знаниям и оживить преподавание, он вводит в учебный процесс метод драматизации учебного материала, подробно описав его в «Открытой двери к языкам». Специально для учеников Ян написал книгу «Школа-игра», дабы вовлечь школьников в процесс обучения.

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (Богемских) братьев». «Чешские братья» отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от вооружённой борьбы, поддерживали Реформацию, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 году на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью. Осиротевшего Яна Амоса взяли к себе родственники, проживавшие в городке Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической деятельности, и трудовая подготовка.

В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счёт общины в Герборнский университет, в котором господствовали представители протестантского направления. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменский совершил путешествие в Голландию.

Своё образование он завершил в Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги рукопись Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пройти пешком тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в город Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды. Коменский становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей.

Но с 1618 года для Коменского начинается период скитаний, потерь и страданий. В сражении при Белой Горе (1620) чешские протестанты были разгромлены войсками Католической лиги и германского императора. Жизнь Коменского оказалась в опасности. Во время военных действий на территории Чехии сгорел дом Коменского, его жена и дети погибли во время эпидемии чумы. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он многое делает для укрепления общины «Богемских братьев».

В 1627 году было объявлено о том, что единственной официально признанной религией в Чехии становится католичество. Всем протестантам было предписано покинуть страну. «Чешские братья» стали беженцами. Более ста общин оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община находились в городе Лешно (Польша). В эти годы Коменский становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодёжи.

Здесь он написал в 1628 году на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 году), получившую большую известность в XIXв. Вскоре Коменский создал знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков: в ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках. Отклик на эту книгу оказался очень живым, её сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга вXVIIиXVIIIвеках служила учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

Коменский живёт в изгнании и большой нужде. Семья, которую он создал в Лешно, бедствует. Но он надеется, что настанет время, когда он возвратится в Чехию.

Ещё на родине Коменский стал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на её окончание он жил и на чужбине, взявшись снова за труд, которому он поначалу собирался дать название «Рай чешский».

В 1632 году в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который был им назван «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке.

«Великая дидактика» Коменского представляет собой замечательное произведение педагогической мысли как по своему содержанию, так и по построению и взаимоотношению её различных частей.

Изложению самой дидактики предшествуют заголовки отдельных глав. Как по содержанию, так и по взаимоотношению эти заголовки напоминают краткие тезисы трактата.

В Iглаве доказывается, что человек есть удивительнейшее, превосходнейшее и совершеннейшее создание;

во II– что цель человека находится за пределами земной жизни;

в III– что земная жизнь есть только призвание к жизни вечной;

в IV– что это приготовление имеет три ступени: 1) научное образование, 2) добродетель и 3) религиозность, или благочестие;

в V– раскрывается, что человек от природы имеет в себе задатки всех трёх вышеназванных ступеней;

в VI– что, несмотря на наличие положительных качеств, которыми человек обладает от природы, он, чтобы стать вполне человеком, должен получить достойное воспитание;

в VII– что воспитание лучше всего происходит в юношеские годы;

в VIII– что юношество лучше всего воспитывать вместе, для чего и должны быть заведены школы;

в IX– что всё юношество обоего пола должно быть вверено школам;

в X– что при воспитании юношества необходимо изучать всё, что имеет отношение к человеку, и обеспечивать юношество мудростью, различными искусствами, добродетелью и благочестием;

в XI– что ещё нет школ, вполне соответствующим этим целям;

в XII– что школы должны и могут быть устроены и преобразованы в нужном направлении;

в XIII– что преобразование школ состоит в установлении в них должного порядка;

в XIV– что форму и образец школьного порядка нужно заимствовать от природы;

в XV– даётся указание, как поступать, чтобы при краткости нашей жизни хватило времени на все учебные занятия в школах;

в XVI– излагаются правила, по которым учение и воспитание могут происходить с полным успехом;

в XVII– как поставить дело так, чтобы обучение происходило легко, т. е. без утомления и скуки;

в XVIII– излагаются правила, соблюдая которые можно достигнуть основательности в обучении;

в XIX– правила о том, как поставить дело так, чтобы один учитель в состоянии был обучать сразу и с наименьшим трудом несколько учеников;

в XX– раскрывается специальный метод обучения наукам;

в XXI– специальный метод обучения искусствам;

в XXII– специальный метод обучения языкам;

в XXIII– специальный метод обучения нравственности;

в XXIV– специальный метод воспитания благочестия;

в XXV– излагается отношение Коменского к языческим книгам;

в XXVI– речь идёт о том, как должна быть поставлена школьная дисциплина;

в XXVII– предлагается деление школ на четыре ступени, соответственно возрасту учащихся;

в XXVIII– даётся очерк «материнской школы»;

в XXIX– очерк школы родного языка;

в XXX– очерк латинской школы;

в XXXI– об академии и путешествиях;

в XXXII– о всеобщей совершенной организации школы;

в XXXIII– речь идёт об условиях, необходимых для практического осуществления этого всеобщего метода.

Последовательному анализу педагогических проблем в «Великой дидактике» предшествуют три вводных самостоятельных небольших раздела: 1) обращение ко «всем, стоящим во главе человеческих учреждений, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей»; 2) «Привет читателям»; 3) «Польза дидактики». Все эти три вступительные статьи составляют как бы введение к «Великой дидактике».

В первой части Коменский делает вывод: если нужно употреблять средства против испорченности человеческого рода, то это должно производиться главным образом путём осторожного и тщательного воспитания юношества. Однако дети не сами по себе могут достигнуть необходимой степени развития и совершенства – они нуждаются в поучениях и наставлениях. По мнению Коменского, для исправления человеческого рода необходима широко развитая система образования и воспитания, охватывающая весь народ, а не только детей привилегированных слоёв общества.

Второй раздел вводной части «Великой дидактики» называется «Привет читателям». «Привет читателям» - это, по существу, есть не что иное, как методологическая основа «Великой дидактики», а в общем и целом в ней характеризуется совершенно отчётливо строгий научный подход Коменского к излагаемой им системе педагогики.

В первых параграфах этого раздела Коменский характеризует состояние дидактики его времени как теории обучения и приступает к анализу основных вопросов, которые пытались разрешить современные ему учёные, занимавшиеся проблемами педагогики. Если другие авторы занимались тогда отдельными вопросами дидактики, то Коменский решается «обещать «Великую дидактику», то есть универсальное искусство учить всех всему».

Таким образом, с точки зрения наших современников, дидактика под пером Коменского превращается в общую педагогику, причём Коменский был занят поисками строго научного обоснования педагогики.

В отличие от других авторов, строивших свои дидактические выводы из «внешних наблюдений» («апостиори»), Коменский ставит своей задачей выяснить все вопросы педагогики «априори, то есть самой настоящей, неизменной природы вещей» и, объединяя все выводы, строит «некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы».

Последний раздел вводной части озаглавливается «Польза дидактики». Здесь Коменский раскрывает пользу дидактики: 1) «для родителей»; 2) «для учителей»; 3) «для учеников»; 4) «для школ»; 5) «для государств»; 6) «для церкви»; 7) «для небес». В последних двух случаях у Коменского идёт речь о подготовке «учёных пастырей для церкви», о преобразовании школ «для подлинной и универсальной культуры духа».

«Великая дидактика» Я. А. Коменского является наиболее монументальным и всеохватывающим его педагогическим произведением. «Великой» она названа Коменским не столько из-за объёма, сколько по широте охвата ею педагогических проблем. В наше время, когда дидактика составляет только один из разделов педагогики, было бы целесообразнее назвать это произведение «Педагогикой». Уже развёрнутое заглавие «Великая дидактика» свидетельствует, что в понятие «дидактика» Коменский включил все вопросы обучения и воспитания подрастающих поколений.

Характерные особенности педагогического мировоззрения Коменского, весьма прогрессивного для того времени, становятся особенно заметными при чтении второй части «Великой дидактики». В этой части Коменский раскрывает методологические позиции своего педагогического мышления. Коменский заложил основы критицизма в области педагогики. Критицизм Коменского решительно отличает его педагогику от предшествовавшей ему стадии догматического мышления, господствовавшего в средневековой педагогике и отчасти даже в педагогике эпохи Возрождения.

Совершенно новым, оригинальным является и то, что Коменский ставит свою педагогику на службу общественным задачам.

На протяжении всей своей дидактики Коменский неоднократно подвергает критике книжное, чисто словесное, вербальное знание. Главнейшим пороком старой школы Коменский считает поверхностность в образовании, то есть приобретение знания слов, а не вещей. Такого рода познания он считает не только крайне неглубокими, но и бесполезными, и даже вредными. Коменский защищает свой метод основательного обучения и решительно осуждает старые школы, обучение в которых не приносило юношеству никакой пользы. Эти школы «стремятся… научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом». Коменский настаивает на том, чтобы всё, что преподаётся, было так обосновано аргументами, чтобы не оставалось никакого места ни сомнению, ни забвению. Таким пониманием основательности обучения и разумного метода его осуществления Коменский заложил прочные основы для педагогики нового времени.

Основательность обучения укрепила принцип самодеятельности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Педагогически это учение открыло простор для того уважения к учащимся, к их активности каким оказались проникнутыми все прогрессивные педагогические течения. Вместе с тем идея основательности обучения открывает обширные горизонты для плодотворной методической изобретательности педагогов-практиков и для совершенствования их искусства преподавания и воспитания подрастающих поколений.

Вместе с тем учение Коменского об основательности обучения ведёт к утверждению о наибольшей практической полезности образования и воспитания. Приучаясь с раннего детства всё самостоятельно исследовать, всё выводить из незыблемых начал вещей, не полагаясь только на одни авторитеты, подрастающие поколения приучаются и к тому, чтобы, овладевая знаниями вещей и явлений природы, отыскивать пути и способы побеждать природу и подчинять её интересам человека.

На протяжении всей «Великой дидактики» Коменский неоднократно настаивает на практической пользе образования, получаемого в школах. Коменский выдвигает революционную для своего времени мысль – учить всех. Учить богатых и бедных, знатных и незнатных, даровитых и отсталых, мальчиков и девочек. Для этой цели он предлагает создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого государства школы, в которых обучалось бы всё юношество обоего пола, без какого бы то ни было исключения.

Стройная система всеобщего образования лежит в основе всех педагогических и дидактических идей Коменского. Разработке такой системы посвящены главы XXVII-XXXII«Великой дидактики».

Намечаемую систему школ Коменский мыслит в виде последовательно идущих четырёх ступеней, охватывающих всё юношество до 24 лет, независимо от происхождения, имущественного и социального положения и даже независимо от одарённости – детей богатых и бедных, знатных и незнатных родителей, высокоодарённых и со слабыми умственными способностями, а то и просто отсталых.

    С момента рождения до 6 лет все должны получать воспитание и образование в каждой семье – в школе материнского попечения, или материнской школе.

    С 6 до 12-13 лет – в элементарной школе, называемой Коменским школой родного языка, которая должна быть в каждой общине, в каждом селе или местечке.

    С 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия, которая должна быть в каждом городе.

    С 18 до 24 лет молодёжь должна получать образование в академии или университете, причём курс обучения завершается путешествиями. (Академия или университет, по плану Коменского, должны иметься в каждом государстве или даже в каждой значительной провинции).

Некоторые ограничения в эту лестницу всеобщего образования вносятся Коменским в две последние ступени, однако эти ограничения вытекают не из причин социального порядка, а диктуются естественными силами и одарённостью молодёжи. Так, если в материнской школе и в школе родного языка получают образование все дети обоего пола, то в латинской школе или в гимназии получают образование « преимущественно те юноши, у которых стремление выше, чем быть ремесленниками». А для получения образования в академии или университете, из стен которых будут «выходить учёные и будущие руководители других», Коменский рекомендует производить особый отбор, чтобы посылать туда «только избранные умы, цвет человечества». Строгий отбор студентов академии или университета и требовательное отношение к ним Коменский совершенно законно предъявляет потому, что окончившие академию, как правило, выполняют очень важные общественные функции.

Необходимо отметить, что в этих четырёх ступенях образования Коменского нужно видеть не только ступени, но и систему образования. Все четыре ступени органически связаны друг с другом как материалом, так и методами его изучения, в соответствии с последовательным развитием обучаемых и их крепнущими силами и способностями, развивающимися в связи с изучаемым материалом и углубляющимися методами преподавания. Итак, Коменский предлагал изучение во всех школах одного и того же материала, первоначально доставляемого внешними органами чувств, но с каждой ступенью по-разному охватываемого и разрабатываемого, вплоть до целесообразного применения и осуществления человеческих потребностей, как индивидуальных, так и общественных.

Если последние две ступени в системе образования Коменского – «латинская школа» и университет – были уже известны и до Коменского в практике общественного воспитания и образования, то первые две ступени «материнская школа» и «школа родного языка» - впервые с полной обоснованностью были разработаны Коменским.

Необходимо обратить внимание на то, что, намечая содержание обучения в школе родного языка, Коменский закладывает основы изучения новых живых иностранных языков соседних народов.

Коменский является одним из первых мыслителей, уделивших серьёзное внимание вопросам организации педагогического процесса. До Коменского организация педагогического процесса если и имела место, то скорее как результат практического опыта, без теоретического обоснования. С точки зрения Коменского, создание и организация школ составляет первостепенный предмет дидактики. Поэтому в дидактической теории Коменского занимает значительное место обоснование деления школ на четыре ступени, а в дальнейшем и обоснование всей организации школы.

Разделив единую школу на четыре ступени, он ищет оснований для такого деления не столько в материале изучения, сколько в возрастной периодизации детей и молодёжи: 1) до 6 лет; 2) с 6 до12 лет; 3) с12 до 18 лет; 4) с18 до 24 лет.

Основные особенности организации обучения по Коменскому.

Если в школе прежних лет с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашёл иную форму организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает: 1) неизменный состав учащихся одного возраста; 2) проведение занятий в точно определённое время по расписанию; 3) одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету. Школьный год - с делением на учебные четверти; основная форма занятий – урок. Занятия необходимо проводить ежедневно по 4 - 6 часов, после каждого часа – перерыв. Начинать обучение нужно в детстве. Коменский рекомендует заниматься только в школе.

В «Великой дидактике» определены четыре основных требования к обучению.

    Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал; учить по книгам предназначенного для данного возраста.

    Лёгкость обучения достигается, если обучение начнётся в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более лёгкому к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперёд не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.

    Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и всё изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

    Быстрота обучения возможна тогда, когда всё преподаётся основательно, кратко и ясно; всё происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведёт со всеми один учитель.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т. е. те положения общего характера, на которые опираются преподавание и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных методов и приёмов. Это следующие принципы: 1) наглядность; 2) последовательность; 3) прочность усвоения учебного материала; 4) самостоятельность и активность учащихся.

Ян Амос Коменский выдвинул «принцип природосообразности» в обучении. Согласно этому принципу обучение необходимо осуществлять соответственно внешнему миру и природе ребёнка. Соблюдая этот принцип, педагог должен исходить из единства мира, учитывать возрастные особенности обучающихся. Обучение Коменский рассматривал не как пассивное зазубривание, а как целенаправленное развитие задатков детей.

При характеристике содержания и методов обучения во всех четырёх ступенях школы Коменским уделяется особое внимание вопросу о том, чтобы с пути образования было устранено всё, что хотя бы в малой степени мешает нормальному ходу процесса образования и воспитания подрастающих поколений. Он учитывал влияние на учащихся социальной среды. Ян Амос Коменский – один из первых педагогов, обративших внимание на то, что на педагогический процесс значительное воздействие оказывают такие факторы, как физическая или внешняя среда.

Уделил серьёзное внимание Коменский и вопросу о времени занятий в течение учебного года, недели, рабочего дня, времени каникул в летнее и зимнее время.. Учебные занятия в собственном смысле слова Коменский предлагает организовать в виде классно-урочной системы таким образом, чтобы в чтобы в процессе самих занятий под руководством учителя учащиеся в основном уже усваивали новый материал и приучались бы излагать приобретённые знания в устной форме.

Цели и задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к богу (религиозное воспитание).

Таким образом, можно утверждать, что в «Великой дидактике» Коменского мы располагаем серьёзным, глубоко обоснованным учением об организации педагогического процесса в целом. Здесь мы находим развёрнутую систему школ, обеспечивающую разностороннее образование всего юношества на различных возрастных ступенях. Коменский положил начало тщательно разработанной системе дошкольного воспитания, возлагаемого на родителей. В «Великой дидактике» содержится первое отчётливое обоснование и раскрытие самостоятельного назначения и роли образования в начальной школе на родном языке.

В своих педагогических взглядах Коменский подчёркивал практические цели образования. «Знать, говорить и действовать – вот в чём суть мудрости», - писал он. Предложив новую систему обучения и воспитания, Коменский защищает идею реального образования, не исключая вместе с тем и учебных предметов гуманитарного характера.

Ян Амос Коменский был сторонником гуманизации внутришкольной дисциплины, выступал против применения телесных наказаний, но при этом подчёркивал, что без дисциплины не может быть обучения.

В эти же годы Коменский становится известен и в качестве философа.

Мировоззрение Коменского противоречиво. В религиозных взглядах Коменский – протестант, приближающийся к пантеизму. В вопросах же теории познания в его капитальном труде «Великая дидактика» и в других работах имеются материалистические тенденции.

Коменский – сенсуалист, он считает мир познаваемым. Он полагает, что следует познавать и исследовать самые вещи, а не только чужие наблюдения и свидетельства о вещах.

Коменский стал обдумывать новую идею – создание «Пансофии» («Всеобщей мудрости»). План работы был опубликован, и сразу посыпались отклики, началось обсуждение идей Коменского среди наиболее выдающихся мыслителей Европы.

Основная идея «пансофии» – воспитание нового, высоконравственного человека, человека знаний и труда. «Пансофия» Коменского означала требование всесторонности и систематичности образования и познания. Его идея «всех учить всему» вытекала из рассуждений о том, что все люди способны к познанию и образованию, простой народ должен получить доступ к знаниям. Познание Коменский считал активным процессом, тесно связанным с разумным обучением.

Коменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание многих учёных Европы. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но в 1640 году там началась революция, и он не рискнул задержаться на Британских островах надолго. Приближённые кардинала Ришелье просили Коменского продолжить работу над «Пансофией» во Франции, однако он решает отправиться в Швецию, так как шведы оказывали материальную поддержку «Чешским братьям».

В 1642 году Коменский поселяется в Швеции, где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать методику преподавания. Он взялся за эту работу неохотно, считая её второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Материальную поддержку Коменскому и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант.

Коменский с семьёй поселился в Эльбинге (на побережье Балтийского моря). За период с1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического использования в школах, в том числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствовавшего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем: 1) вначале – пример, а потом – правило; 2) предмет и параллельно с ним – слова; 3) свободное и осмысленное освоение. Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.

В 1648 году скончался главный епископ «Чешских братьев», и на эту должность была предложена кандидатура Коменского. В том же году Коменский, избранный епископом общины, возвратился в Лешно.

Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покровительство. Коменский принял это приглашение. Он отправился с семьёй в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог, всё же многое изменил в школе. Обучение в ней велось по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 году «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором был реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был переведён на многие языки, то стал использоваться в разных странах Европы не только как учебник латинского языка, но и в качестве пособия для изучения родного языка.

В годы пребывания Коменского в Венгрии им было создано ещё около 10 оригинальных работ, как методических, так и общепедагогических.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось. Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии. Но в 1656 году, во время польско-шведской войны, Лешно был захвачен шведами, и Коменскому, как и другим членам распавшейся общины, пришлось спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашёл убежище в Амстердаме, у сына своего прежнего богатого покровителя.