За что отвечают полушария. Специфика работы правого полушария. Лобная доля левого полушария

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня речь пойдет о левом полушарии головного мозга, которое отвечает за логическое мышление и речь, а также разберем способы как развить и активировать его функции. В предыдущей статье я описывал его “собрата” — , которое больше отвечает за творческие способности. Сбалансировав работу обоих частей можно достичь больших результатов и успехов во всех сферах жизни, поэтому это важная вещь практически для всех людей.

Левое полушарие мозга иногда называют доминирующим. Во-первых, потому что у 90% людей оно более развито чем правое, а во-вторых, роль его психических функций в деятельности человека сложно переоценить. Рассмотрим их более детально.

Функции левого полушария

Мышление

В мышлении участвуют оба полушария, но они отвечают за разные аспекты. Так левое полушарие, в отличии от правого, которое рассматривает ситуацию в целом, обрабатывает информацию последовательно. Оно анализирует каждый отдельный факт и дает логическую оценку.

Вербальная речь

Одна из основных функций левого полушария — вербальная речь. Это наша способность говорить, читать и писать. У людей с поврежденной левой частью мозга происходит нарушение речевых функций и сложности в восприятии информации. Людям с хорошо развитым левосторонним мышлением проще дается изучение иностранных языков.

Счет

За распознавание символов и чисел также отвечает левое полушарие. С его помощью мы решаем математические задачи и уравнения, можем запоминать даты и номера телефонов.

Установление причинно-следственных связей

Благодаря левому полушарию, люди способны прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Поэтому левосторонний склад ума еще называют аналитическим. Люди, у которых преобладает такое мышление часто идут работать следователями, аналитиками и т. д.

Положительные эмоции

В ходе последних психологических исследований было установлено, что левое полушарие отвечает за положительные эмоции, а правое за отрицательные.

Контроль над правой стороной

Левое полушарие контролирует работу правой части тела, и наоборот. То есть когда мы пишем правой рукой или совершаем какие-то другие действия, это значит, что сигнал поступил из левой части мозга.

Свойства левостороннего мышления

Перечисленные выше функции, левое полушарие выполняет у всех людей. Но также у него есть свойства более узкой специализации, которые преобладают у людей с левосторонним мышлением. Им присущи такие качества, как целеустремленность, логика, практичность, быстрая обучаемость, организованность.

В статье о правом полушарии я рассказывал о том, что оно отвечает за творчество. Но если у людей с правосторонним мышлением, левое полушарие развито слабо, им тяжело реализовать свои идеи, из-за непоследовательности действий и отсутствия целеустремленности. Поэтому очень важна гармонизация всего головного мозга.

Активация левого полушария

Существуют специальные упражнения, помогающие включить левое полушарие. Но даже если оно у вас и так доминирует, лишняя тренировка не помешает.

Решение задач

Математические и логические задачки отлично развивают левое полушарие мозга. Можно начинать с простеньких, а затем переходить к более сложным.

Хорошо подойдет разгадывание кроссвордов, особенно судоку, так как они построены на цифрах, и для их решения необходимы логика и анализ.

Физические упражнения

Для активации левого полушария нужно задействовать правую сторону тела. Например, выполнять обычные действия правой рукой (писать, чистить зубы, размешивать чай). Для правшей это не составит никакого труда, а вот левшам придется сложнее.

Также выполняя обычную гимнастику уделяйте больше внимания правой стороне тела. Например, можно попрыгать на правой ноге, делать наклоны в правую сторону и т.д.

Самомассаж

На теле человека есть множество точек, которые отвечают за разные органы, в том числе и за мозг. На основании больших пальцев ног находится точка, отвечающая за мозжечок, а под ней располагаются точки больших полушарий мозга. Массируя точку под большим пальцем правой стопы, вы активизируете левого полушарие.

Мелкая моторика рук

Для развития полушарий очень полезна мелкая моторика рук. Для этого есть специальное упражнение. Прислоните кончик мизинца правой руки к кончику большого пальца левой руки, а мизинец левой к большому пальцу правой. Прокручивайте кисти так, чтобы положение пальцев поменялось местами. Затем тоже самое нужно проделать с безымянными и указательными пальцами.

Но самое лучшее для этого средство — это перебирание четок правой рукой. Тогда вы сразу выполняете 3 функции:

  • активизируете левое полушарие
  • медитируете
  • массажируете точки на подушечках пальцев

Боли в левом полушарии

Многих людей мучает головная боль, локализованная в левой части головы. Наиболее распространенное заболевание, вызывающее такие боли — это мигрень. Специалисты выделяют следующие причины:

  • физическая и психологическая истощенность;
  • обезвоживание организма;
  • стресс;
  • плохое кровообращение головного мозга

Для снятия симптомов мигрени необходимо пить много воды и дать организму отдохнуть. Также в этом может помочь медитация. Особенно хорошо подойдет пранаяма. Дыхательные упражнения помогут насытить мозг кислородом и улучшить кровообращение.

Но необходимо учитывать, что боли в левой части головы могут свидетельствовать и о других заболеваниях, более серьезных чем мигрень, поэтому если вы не знаете в чем их причина, то лучше обратиться к врачу.

Я рассказал вам о функциях левого полушария и о его активации, но для более эффективной работы мозга необходимо развивать обе его части. А какое полушарие ведущее у вас, вы можете написать в комментариях к статье. Также буду рад если вы поделитесь своими знаниями об упражнениях на активацию мозговой деятельности. С уважением, Руслан Цвиркун.

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.

В настоящее время уже известно, что левое и правое полушария мозга выполняют разные функции. Познавательные процессы, которые они осуществляют, различаются. Научные исследования в этой области проводились неоднократно, и теперь тезис об отличиях функционирования полушарий мозга не вызывает сомнений. В частности, это подтверждают исследования таких специалистов в области нейропсихологии как Р. Сперри, Д. Хьюбел и Т. Визел.

Доказано, что интенсивность использования обоих полушарий одинакова . Так что мнение, что у каждого человека преобладает одно из полушарий — распространённый миф. Но сам принцип обработки информации в них различен. И это является ещё одним доказательством потрясающей многозадачности человеческого организма. Если человеческий мозг не может решить возникшую проблему привычным методом, то он способен применить множество других. Например недостаток вербальной информации он восполнит невербальной, а сложную проблему рассмотрит как совокупность разнообразных процессов.

Специфика работы правого полушария

Суть различий в работе двух полушарий мозга можно кратко выразить в такой фразе: «Левое полушарие не видит за деревьями леса, а правое видит лес, но не различает отдельных деревьев». Соответственно правая часть мозга в своей работе способно осознать какое-либо явление как целостное, без концентрации на деталях. Оно рассматривается как некая общая картина.Такой эффект достигается за счёт одновременного и очень быстрого анализа множества элементов. Таким образом мы подходим к одной из особенностей работы правого полушария мозга — параллельное рассмотрение нескольких задач.

Многозадачность и видение картины «в целом»

Анализирование информации левым полушарием мозга происходит по линейному принципу — сначала обнаружение проблемы, потом анализ проблемы, а затем переход к следующей. А вот правая часть этого органа функционирует по-другому. На данном этапе развития науки можно утверждать, что она анализирует одновременно несколько задач и выявляет связи между ними. Грубо говоря, мозг способен обнаружить сразу несколько проблем (вопросов, задач, объектов анализа), рассматривать их одновременно, на каком-то этапе уделить внимание одной или нескольким из них, а потом, при необходимости вернуться к оставшимся.

Такая специфика работы правого полушария и обуславливает системное видение проблемы. Именно как совокупность множества взаимосвязанных элементов, без отрыва от других проблем и факторов, влияющих на неё. Т. е. левое полушарие «видит» сначала отдельные элементы системы, и потом уже, анализируя их, всю картину. А правое способно улавливать более тонкие, «неочевидные» связи. Из этого проистекает следующая особенность — способность к обработке невербальной информации.

Распознавание и анализ невербальной информации

Это также функция правого полушария. Под этим термином понимают все те сведения, которые передаются не в словесной форме, а в виде символов, знаков, жестов, звуков, цветов и прочее. Например, бледность и нездоровый вид человека — это невербальная информация, которую можно получить с помощью органов зрения, анализируя внешний вид человека. А вот слова о плохом самочувствии — это уже вербальная.

Различают такие виды невербальной информации как:

  • Эмоциональная.
  • Эстетическая.
  • Индивидуально-личностная.
  • Биофизическая.
  • Пространственная.
  • Психологическая.

Правое полушарие головного мозга способно анализировать многочисленные неявные признаки, которые составляют основу невербальной информации. А потом эти признаки складываются в единую картину, или на основании их делаются выводы.

Ориентация в пространстве

Под пространственной ориентацией понимают процесс определения своего положения относительно посторонних предметов и расстояния до них в соответствии с любой системой отсчёта. Именно от этой способности зависит, например ориентация на местности, составление маршрута или успешное складывание пазла.

Распознавание эмоций

Распознавание эмоций и, так называемый, эмоциональный интеллект , также находится в ведении правого полушария головного мозга. Способность к пониманию желаний, мотивов и намерений других людей базируется на возможности улавливать и анализировать множество невербальных посланий.

Понимание метафор

Такая способность человека также обусловлена спецификой работы правого полушария. Для понимания метафор необходимо образное восприятие слов, понимание скрытого и явного смыслов, многозначности одного и того же слова или выражения в разных ситуациях. Ведь даже простое слово «идти» может означать совершенно разный процесс во фразах: «идёт человек» и «идёт дождь». Сюда же относится и распознавание смысла пословиц и поговорок, любых неоднозначных выражений.

Фантазии и воображение

Создание мысленных образов — работа правого полушария. Этим обусловлена способность к творчеству, придумыванию и фантазированию, мистическому мышлению, мистицизму и религиозности.

Вообще, изучение деятельности мозга вообще, и его полушарий в частности, это та отрасль, где большинство открытий ещё только предстоит сделать. То, что известно сейчас — лишь малая часть массива информации.

Мозг – важнейший орган нашего организма. От его правильной работы зависит состояние всех органов и человека в целом. Оба полушария мозга работают в системе, но у каждого из них свои функции. Чем лучше взаимодействуют полушария, тем гармоничнее развитие человека.

Левое полушарие

Главная функция – логическое мышление. То есть в левом полушарии происходит анализ полученной информации и делаются выводы. Обрабатываются данные поэтапно. Дословное понимание значений выражений.

Распознание математических знаков и чисел, решение задач, основанных на вычислениях.

Координация движений правосторонних частей тела.

Обработка сведений, полученных не прямым путем, а за счет восприятия образов, символов, знаков. То есть за интуицию.

Ориентация в пространстве и определение местоположения.

Способность понимать иносказательные выражения – например, метафоры.

Возможность проникаться музыкальными произведениями. Но за обучение музыке в ответе левое полушарие.

Способность мечтать, придумывать, воображать, сочинять, рисовать.

Получение удовольствия от сексуальных отношений. Возможность отдаться ощущениям.

Мистические способности, религиозность, фанатизм.

Возможность видеть ситуацию в общем.

Координация движений левосторонних частей тела.

Полушария мозга отвечают за разные процессы. У одних хорошо развита логика, а у других – интуиция. Но для гармоничного развития личности оба полушария должны хорошо, слаженно работать. Ведь что толку в хорошем аналитическом уме, если ничего нового придумать не в состоянии. Или, наоборот, иметь множество идей, но не реализовывать их из-за непоследовательных действий.

Учеными доказано, что руки – наилучший инструмент совершенствования мозга. Не зря развитию мелкой моторики у детей уделяется повышенное внимание. Если обе руки работают, то и оба полушария взаимодействуют.

Идеально помогает музыка. Так, для восприятия музыки, работает одно полушарие, а для обучения игре на инструменте – другое. А игра, например, на пианино, во время которой обе руки согласовано работают – наилучшая тренировка обоих полушарий.

Существует ряд упражнений для тренировки мозга. Подходят и детям, и взрослым.

  1. Правую руку кладут на кончик носа, левую – на правое ухо; затем руками делают хлопок и руки меняют местами: левой берутся за нос, правой – за левое ухо.
  2. Двумя руками одновременно стараются рисовать зеркальные, симметричные узоры или пишут буквы.
  3. Выполняют упражнение из комплекса утренней зарядки: левую руку к правой поднятой ноге и наоборот.
  • пальцев делают колечко, соединяя поочередно большой палец с остальными. Делать максимально быстро, от указательного пальца к мизинцу и в обратном направлении. Сначала одной рукой, потом обеими.
  • Нужно вслух как можно быстрее назвать цвет, которым написано слово.
  • Эти упражнения отлично тренируют мозг, улучшают связь между полушариями.

    А чтобы понять насколько наш мозг умеет приспосабливаться, попробуйте прочитать текст:

    Развить интуицию и даже ясновидение можно через развитие правого полушария.

    Отметим, что у детей с рождения более развито правое полушарие, ведь они воспринимают мир только через ощущения.

    Интуитивное восприятие основано на образах, символах, неуловимых деталях. То, что человек замечает, не фиксируя этого в своем сознании. Но в подсознании эти факты откладываются и обрабатываются, так получаются интуитивные догадки.

    Следующей ступенью развития интуиции будет ясновидение. Ведь последние исследования указывают на то, что эти способности можно выработать.

    Целые учения основаны на мнении, что наши мысли материальны и вокруг нас огромное море информации. Нужно только найти путь к нужным сведениям.

    В нашей голове постоянно варится «каша» из мыслей. Это препятствует получению внешней информации. Но если удается остановить диалог внутри себя, то мозг настраивается на внешнюю среду. И, в виде образов, звуков, символов или знания, человек может получить нужные сведения из информационного мира.

    Итак, если поставить себе цель – добиться ясновидения, то работать над собой придется много. Задания направлены на развитие правого полушария головного мозга. Ведь в повседневной жизни в основном работает левое.

    Этапы развития ясновидения:

    1. Нужно стимулировать работу правого полушария мозга. Хорошо, если человек творчески развит, это значит, что правое полушарие и так доминирует. В другом случае нужно над собой работать.
    2. Стараться воспринимать какой-либо предмет без слов, опираясь только на образы, ассоциации, чувства, ощущения. К примеру, какие ощущения возникают при виде апельсина.
    3. Остановить ход мыслей в своей голове. То есть нужно научиться на время прекращать думать. В этом помогут техники медитации. В случае успешного опыта, наш мозг освободится и будет готов принимать информацию извне.

    Для удачного отключения мыслей, нужно:

    • расслабиться;
    • занять удобную позу;
    • сосредоточиться на одной мысли или созерцать один предмет;
    • можно слушать музыку, лучше без слов.

    При правильном выполнении инструкции в какое-то время наступит состояние транса.

    И, наконец, самым сложным будет понять и принять себя. Осознать, что именно вы достойны управлять своей жизнью. Нужно верить в себя, потому что неверие блокирует поток информации.

    Может сложиться впечатление, что заниматься развитием интуиции и ясновидения лучше в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Но практика доказывает обратное. Дело в том, что неодушевленные предметы обладают не такой сильной энергетикой, как люди. При занятиях с человеком гораздо проще уловить исходящую от него информацию.

    Вот несколько коллективных упражнений для развития способностей правого полушария:

    1. Каждый из участвующих пишет на бумаге свои данные.
    2. Во время письма нужно представлять, как листок заряжается личной энергетикой. Затем бумажки складываются и смешиваются.
    3. Каждый берет себе одну. И, не открывая, пытается прочувствовать личность писавшего. То есть нужно описать ощущения, которые возникают от свернутого листа. Это может быть чувство холода, тепла, злости… Могут быть и зрительные или звуковые образы.
    4. Затем листок разворачивается и сопоставляется личность человека и образ, который почувствовали.

    Следующее упражнение основано на тактильных ощущениях.

    1. Одному из участников закрывают глаза. И поочередно остальные подходят и прикасаются к нему: либо вкладывают руки в руки, или прикасаются ко лбу, или к затылку. А испытуемому нужно почувствовать информационный поток, исходящий от человека.
    2. В начале занятий нужно просто пытаться чувствовать, без анализа. Со временем различные ощущения будут складываться в конкретный образ.
    3. Упражнение направлено на калибровку внутренних часов. Нужно засечь определенный временной интервал – минуту, две, пять. Затем с закрытыми глазами, не считая, определить такой же период. Делать это следует до тех пор, пока биологические часы не выровняются с реальным временем.
    4. Если внутренние часы спешат – вам мешает чувство тревоги, а когда отстают – вы не уверены в себе.
    5. После устранения внутренних проблем, вам удастся настроиться на нужную волну.
    6. Развивать моторику левой части тела. Стараться выполнять действия левой рукой.

    Мы живем в век логики. Люди чаще всего опираются на факты, числа, доказательства, исследования. А интуиция, творческое восприятие находятся на втором плане. Поэтому так много говорится о развитии именно левого полушария.

    Для гармоничного развития личности оба полушария мозга должны работать хорошо. Но в случае если развита эмоциональная сфера и плохо работает логическое восприятие, нужно деликатно помочь «отстающему» полушарию. Что делать если доминирует правое?

    У детей изначально доминирует правое полушарие. Левое полушарие вступает в работу после года, ближе к двум. Когда у ребенка формируется речь. Примерно в это время современные родители отдают своих детей в школы развития, с самым разнообразным профилем.

    Если у ребенка отстает развитие левого полушария, ему трудно в социуме. Как помочь ребенку в этом случае:

    • Основными упражнениями в таком случае будет игры, направленные на развитие речи малыша, расширение словарного запаса.
    • Нужно учить детей выражать свои мысли словами, так им легче будет взаимодействовать с другими людьми.
    • Не менее важны и ролевые игры. С помощью таких занятий можно просто и доступно научить ребенка вести себя в больнице, школе, магазине; объяснить, чем занимаются люди разных профессий и многое другое.

    Не следует увлекаться развитием только левого полушария. Наряду с интеллектом, нужно уделять внимание и физическому развитию, не забывать о творчестве.

    Левое полушарие выполняет важнейшие функции. Очень важно, чтобы логическое мышление было развито на должном уровне. Особенно это касается взрослых, ведь любая работа требует применения логики.

    Для развития левого полушария можно выполнять упражнения:

    • Ежедневно заниматься решением задач по логике, математике. Чем больше, тем лучше.
    • Решение кроссвордов также отлично тренирует левое полушарие мозга.
    • Стараться выполнять большинство действий правой рукой.

    Для всестороннего развития человека очень важна синхронность в работе левого и правого полушарий. Ведь их функции не заменяют, а дополняют друг друга. Заниматься улучшением работы мозга никогда не поздно. Ученые доказали, что и 60 лет можно развиваться.