"Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского)

1.К какому литературному течению относят творчество В. Маяковского? Маяковский принадлежал к футуризму, к наиболее влиятельной его группе «кубофу-

туристов», или поэтов «Гилеи» (сюда, кроме Маяковского, входили Бурлюк, Крученых, Хлебников).

2.Что такое футуризм?

Футуризм - это авангардистское течение в европейском и русском искусстве на­чала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Временем рождения русского футуризма (от лат. futurum - будущее) счи­тается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (авторы: Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский и А. Крученых). Кроме группы «Гилея», были еще «эгофутуристы» (И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов) и объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.). Первая декларация футуристов - «Пощечина общественному вкусу» - вышла в 1912 году.

3.Каковы были идеи футуризма?

Маяковский декларировал намерение «стать делателем собственной жизни и зако­нодателем для жизни других». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: создать сверхискусство, которое будет способно преобразить мир. При этом они стремились рационально обосновать творчество, опираясь на фундаментальные науки - физику, математику. Их творчество выходило за рамки литературы и было связано с авангард­ными группировками художников 1910 годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Большинство футуристов совмещали литературу с живописью или музыкой. Они сознательно эпатировали публику, желая пробудить стремление изменить себя и мир, чтобы идти к будущему.

4.Что вы знаете о семье В. Маяковского?

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в семье лесничего, жившего с женой Александрой Алексеевной, сыном и дочерьми Олей и Людой, в Багдади (Грузия). Отец рано умер. Маяковские переехали в Москву. Владимир Маяковский ктому времени уже окончил гимназию в Кутаиси (там же он обучался живописи).

5.Какое образование получил В. Маяковский?

Окончив гимназию в Кутаиси и приехав в Москву, В. Маяковский через несколько лет участия в деятельности РСДРП (большевиков) и пребывания за это в тюрьме (11 ме­сяцев в Бутырках) поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: «единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности».

6.Расскажите о начале творчества В. Маяковского.

Первое стихотворение «Ночь» было опубликовано в сборнике «Пощечина обще­ственному вкусу». Стихи 1912-1917 годов отличались новаторством в области формы, ощущением катастрофы и «исчерпанности» старой культуры и всех форм искусства, поскольку раннее творчество Маяковского развивалось в русле футуризма.

7.К какому жанру тяготел Маяковский?

Маяковский внес новое понимание в жанр поэмы. Хотя поэма - эпический жанр, у Маяковского присутствует в ней лирическое начало. Им созданы поэмы: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», «150 ООО ООО», «Хорошо!», «Люблю», «Про это».

8.Каковы мотивы и темы сатирической поэзии В. Маяковского?

В ранней поэзии поэт выражает протест против ненавистного ему современного уклада жизни. Поэтому в основе его произведений лозунг «Долой!» - «Долой вашу войну!», «Долой вашу религию!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу любовь!» Он выражает свое возмущение в стихах: «Нате!», «Вам!», «Я и Наполеон», выступая про­тив войны; против унижения человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»).

В послереволюционный период сатира Маяковского направлена против бюрократии, мещанства, глупости и пошлости («Прозаседавшиеся», «Фабрика бюрократов», «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им», «Канцелярские привычки» и др.)

9.Назовите пьесы Маяковского.

Это «Клоп», «Баня» - сатирические комедии.

10.Каков вклад Маяковского в искусство?

Маяковский был разносторонне одаренным человеком - не только поэтом, но и художником. Он работал дня РОСТА, иллюстрируя политические новости, писал кар­тины. Он был автором ряда сценариев для немого кино, самый известный из них - для фильма «Барышня и хулиган». В этом фильме В. В. Маяковский снялся и как актер.

I вариант

1. Как вы понимаете выделенную строку данного отрывка?

Я дедом – казак,

другим – сочевик,

А по рожденью грузин.

а) один из родителей Маяковского был грузином

б) воспитателем Маяковского был грузин

в) Маяковский родился в Грузии

г) Маяковский был воспитан на грузинской культуре

2. В какую партию вступил Маяковский в 1906 году?

а) Российская телеграфная ассоциация

б) Российское телеграфное агентство

в) Российская телерадиовещательная ассоциация

г) Российское телевизионное агентство

9.Укажите, в каком произведении Маяковский выступает как тонко чувствующий лирик, а не как «агитатор , горлан, главарь».

а) «Левый марш»

б) «Комсомольская»

в) «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»

г) «Лилечка! Вместо письма…»

10. Назовите традиционную для русской литературы тему, которая затрагивается поэтом в следующих произведениях: «Поэт – рабочий», «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос».

а) тема любви б) антибуржуазная тема

в) тема поэта и поэзии г) сатира на мещанство и бюрократизм

11. В выделенных строках укажите художественный прием

Все вы на бабочку поэтиного сердца

Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош,

Толпа озвереет, будет тереться.

Ощетинит ножки стоглавая вошь.

в) ненависть поэта к империалистической войне г) отрицание бога

8. Кому была посвящена поэма Маяковского «Люблю»?

а) Татьяне Яковлевой б) Веронике Полонской

в) Лиле Брик г) Марии Денисовой

9. Как Маяковский воспринял революцию 1917 года?

а) сомневался, чью сторону принять

б) с негодованием отвергал революцию

в) восторженно принял, назвав революцию своей

г) был в растерянности

10. Какое из перечисленных произведений Маяковского не является сатирическим?

а) «О дряни»

б) «Прозаседавшиеся»

г) «Юбилейное»

11. Укажите, какой художественный прием использовал Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся»

а) гипербола

б) аллегория

в) гротеск

г) метафора

12. Продолжите строки первого столбика, найдя им соответствия во втором

а) О, хотя бы еще одно заседание…

б) Послушайте! Ведь, если звезды зажигают –

в) В наших жилах кровь, а не водица

Мы идем сквозь револьверный лай…

г) Ненавижу всяческую мертвечину!

А) Значит, это кому-нибудь нужно

Б) Чтобы умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела

В) Обожаю всяческую жизнь!

Г) Относительно искоренения всех заседаний

13. В каком театре были поставлены пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня»?

а) во МХАТе

б) в театре Мейерхольда

в) в Малом театре

г) в театре им. Вахтангова

14. В какой пьесе Маяковского ученый создает машину времени?

а) «Мистерия-буфф» б) «Баня» в) «Клоп»

15. К какому литературному течению принадлежит Маяковский?

а) футуризм б) акмеизм в) символизм г) эгофутуризм

16. Какой прием использует Маяковский в следующем примере: «Гриб./ Грабь./ Гроб./ Груб.?

А) метафора б) звукопись в) сравнение г) эпитет

17. Стихотворение, громко заявившее о рождении поэзии революции, явилось стих.

а) «Левый марш»

б) «Юбилейное»

в) «Прозаседавшиеся»

Ответы:

12. а – Г, б – А, в – Б, г – В

Список используемой литературы

1. Учебник «Литература 11 класс (ч.1,2) для общеобразоват. учреждений под редакцией, М.: Просвещение, 2013.

2. Собрание сочинений в 13 томах. Москва, Государственное издательство художественной литературы , 1955.

3. Тесты по литературе. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003.

1. К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» или «Беги со всех ног поку-пать «Огонек»? Нужно ли и эти краткие рекламные стихи записывать «лесенкой»? Маяковский это делал, В чем особенность записи стихов «лесен-кой»?

Трудно отнести к лирике рекламные стихи, но наличие рифмы, определенной ритмики указывает на принадлежность их в лирическому роду литературы. Ле-сенкой подчеркивается значение ключе-вого слова в рекламном призыве, как «Огонек», Моссельпром.

2. Какова концепция любви в поэме В. Маяковского «Люблю»?

В поэме «Люблю» показана любовь-радость, которую «не смо-ют ни ссоры, ни версты». Это — громада-любовь, которая опре-деляет величие и отдельного человека, и всего мира. Такая лю-бовь противопоставлена мещанской «любвишке».

3. Как В. Маяковский изображает революцию?

Революция осознается В. Маяковским как противоречивое яв-ление: «О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая!», «Как обернешься еще, двуликая?» Этим и объясняется, что в послереволюционной поэзии параллельно идут две линии — про-славление революции и социалистического строительства и ос-меяние отрицательных сторон ее.

4. В чем нетрадиционность любовной лирики В. Маяковского?

Любовная лирика В. Маяковского нетрадиционна в том отно-шении, что в нее вносится социальный аспект. Уже в поэме «Об-лако в штанах» поэт любовную драму вводит в идеологическое русло, провозглашая четыре крика «Долой!» — «Долой вашу лю-бовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» В поэме «Про это» вселенская любовь поэта про-тивопоставлена мещанской, комнатной, «цыплячьей» любви, быту, о который позже разбилась «любовная лодка».

5. Каким предстает образ поэта во Вступлении к поэме «Во весь голос»?

Поэт во Вступлении — «революцией мобилизованный и при-званный». Он — «ассенизатор и водовоз», который ради утили-тарных целей должен себя смирить, «становясь на горло собст-венной песне». В. Маяковский утверждал принцип партийности искусства:

Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет все сто томов моих партийных книжек.

6. Каковы особенности поэтической системы В. Маяковского?

В. Маяковский считал целью поэзии агитацию. Поэтому поэ-зию он понимал как ремесло. Как делать стихи — можно нау-чить. Стих В. Маяковского основан на ударности и интонации. Такой стих называется интонационно- или акцентно-тониче-ским. Формально он выражается в знаменитой «лесенке» В. Мая-ковского. Поэзия В. Маяковского необычайно экспрессивна. Он использует приемы ораторской и разговорной речи. Особая выразительность достигается и благодаря неологизмам: «крас-нокожая паспортина», «планов громадье». Существенной осо-бенностью образной системы является ее социальная окрашен-ность. Поэт использует гиперболу, гротеск. Метафора В. Мая-ковского строится на ассоциации не с миром природы, как в традиционной поэзии, а на связи с предметным миром.

7. Каким предстает лирический герой ранней поэзии В. Мая-ковского?

Лирический герой ранней поэзии В. Маяковского — бунтарь- романтик, не приемлющий современный ему мир. Он эпатирует своим богоборчеством (отрицанием, низвержением Бога), нару-шением общепринятых норм («Я люблю смотреть, как умирают дети»). Вместе с тем он способен испытывать боль и страдание от неразделенной любви. Лирический герой В. Маяковского траги-чески одинок: «Я одинок, как последний глаз у идущего к сле-пым человека».

8. Что сближало раннего В. Маяковского с футуризмом?

Футуризм был близок В. Маяковскому восприятием языка как средства самовыражения собственной творческой личности. Фу-туристы интересовались прежде всего ниспровержением всего известного, предшествующего и стремлением создать новое, не похожее на прежнее искусство. Как и футуристы, В. Маяковский стремился эпатировать публику необычностью поэтических об-разов, анти эстетизмом, внешним поведением, нигилистическим отношением к нравственным и эстетическим нормам. Была близка ему и футуристическая концепция будущего.

9. Почему революция оказалась близка В. Маяковскому?

Утопические футуристические представления В. Маяковского о будущем, агрессия по отношению к настоящему соответство-вали практике революции, провозглашавшей необходимость раз-рушения старого мира для построения нового. Бунтарство, не-приятие буржуазной морали, любви, быта тоже были в русле революционного отрицания. Февральская и Октябрьская рево-люции стали для поэта началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке. Материал с сайта

10. Как понимать слова В. Маяковского о том, что он «насту-пал на горло собственной песне»?

В. Маяковский по природе своего таланта был лириком. Но после революции он поставил свою поэзию на службу утилитар-ным целям — построению нового общества. Для этого нужна была агитационная, пропагандистская поэзия, творцом какой и ста-новится поэт. Лирические чувства нельзя выражать с трибуны.

В. Маяковскому пришлось превратиться в «агитатора, горлана, главаря», приглушить лирику ради плаката, призыва, лозунга.

11. Какие две линии развиваются в послереволюционном твор-честве В. Маяковского?

Послереволюционная поэзия В. Маяковского развивалась по двум направлениям: воспевание социалистических преобразова-ний и сатирическое отрицание негативных явлений действитель-ности. Первое выразилось в «Стихах о Кузнецкстрое и людях Куз-нецка», «150000000», «Хорошо!»; второе — в стихах «Прозаседав-шиеся», «О дряни», «Столп», «Подлиза», пьесах «Клоп» и «Баня».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем нетрадиционность любовной лирики маяковского
  • что сближало раннего маяковского с футуризмом?
  • каковы особенности ранних произведений маяковского
  • Майковский вопросы и ответы
  • каковы особенности творчества маяковского

Тест по творчеству В.В. Маяковского

1. К какому литературному течению начала 20 века относил себя В. Маяковский:

1) символизму 2) акмеизму 3) футуризму

2. Отметьте темы ранней лирики Маяковского.

1) обличение мещанского, обывательского мира 2) неприятие войны 1914 года 3) одиночество поэта в мире людей 4) строительство социализма 5) ленинская тема

3. По какому принципу объединены эти стихотворения: «О дряни», «Прозаседавшиеся»

1) о назначении поэзии 2) сатирические 3) дооктябрьская лирика 4) любовная лирика

4. Из какого стихотворения эти строки:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

Разинул рот

Да как заорёт:

« Опутали революцию обывательщины нити».

1) «Прозаседавшиеся» 2) « Вам!» 3) « О дряни» 4) « Юбилейное»

5. Что стало для Маяковского наиболее ярким предметом обличения:

1) политические враги революции 2) внешние враги революции 3) мещанство и бюрократизм 4) религия и церковь

6. Какое стихотворение не о любви?

1) «Лиличка!» 2) «Письмо Татьяне Яковлевой» 3) «Послушайте!»

7. Что не характерно для стихов Маяковского?

8. Где родился Маяковский?

1) на Орловщине 2) в Грузии 3) в Москве 4) в Таганроге

9. В каком году Маяковского не стало?

1) в 1925 г. 2) в 1929 г. 3) в 1930 г. 4) в 19 35 г.

10. В каком из произведений В. Маяковского выражается идея обличения мещанского быта?

а) «О дряни»; б) «Прозаседавшиеся»; в) «Баня»; г) «Послушайте!».

11. К какому жанру относятся произведения «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»?

а) лирическое стихотворение; б) поэма; в) ода; г) пьеса.

12. Назовите стилистический приём, использованный Маяковским в следующих строках: «...Ненавижу / всяческую мертвечину! // Обожаю / всяческую жизнь!» .

13. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен!» .

14. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: «Все вы на бабочку поэтиного сердца / взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош...» .

15. В каком произведении В.В. Маяковский подводит итог своему творчеству?

а) «Флейта-позвоночник»; б) «Владимир Маяковский»; в) «Я сам»; г) «Во весь голос».

16. Город, в котором происходит действие пьесы «Клоп» В.В. Маяковского

а) Тула, б) Табов, в) Москва, г) Липецк

17. Роковая женщина в жизни Маяковского

А) Татьяна Яковлева Б) Вероника Полонская В) Лилия Брик

18. Эпатировать публику, по мнению В.В. Маяковского, значит

А) Радовать Б) Шокировать В) Агитировать

19. Дореволюционная сатира Маяковского

А) «О дряни» Б) «Гимн обеду» В) «Прозаседавшиеся»

20. Какие из перечисленных персонажей являются действующими лицами пьесы В. Маяковского «Клоп»?

а) Присыпкин, б) Эльзевира Ренессанс, в) Чудаков, г) Олег Бонн

21. В каком году разморозили Присыпкина – героя из комедии «Клоп»?

а) 2030, б) 1979, в) 1960, г) 2006

22. Каков вклад Маяковского в искусство? (дать развернутый ответ)

Вариант 1

Соотнесите годы жизни и имена поэтов.

Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

Соотнесите характеристики-афоризмы и имена поэтов.

Соотнесите особенности выразительной системы и имена поэтов.

Соотнесите отношение к революции и имена поэтов.

Соотнесите литературное течение и имена поэтов.

Соотнесите средства художественной выразительности:

8. Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С.Есенин создает образ природы:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
А) эпитеты;

Б) метафора;

В) сравнение;

Г) метафористическое сравнение

Я вернусь, когда раскинет ветви
По - весеннему наш белый сад,
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как много лет назад.
А) А.А. Фет;

Б) А.С. Пушкин;

В) С.А. Есенин;

Г) А.А. Блок.

10. Кто из друзей Маяковского открыл в нём поэтический дар, назвав «гениальным поэтом»?

а).Д.Д. Бурлюк;

б).В.В. Каменский;

в) В. Хлебников;

г).А. Крученых;

11 . По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:

1) Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

2) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

3) Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

12. Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку?

1) К. Бальмонт

3) Н. Гумилёв

4) В. Брюсов

13. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Ахматова, Гумилев, Городецкий, Мандельштам?

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

14. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм. Основными принципами эстетики является «искусство для искусства», недосказанность, замена образа:

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

1) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский.

2) Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

3)В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

16. Исправьте ошибку: символизм - символ, акмеизм - красота, футуризм - будущее

Вариант 2

1. Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

2. Соотнесите портреты и имена поэтов.

Соотнесите ключевые образы и имена поэтов.

Соотнесите ключевые образы Родины и имена поэтов.

Соотнесите произведения и имена.

Соотнесите литературное течение начала XX века с «ключевыми» словами:

7. С . Есенин использовал художественный приём - антитеза - в своём обращении к теме Родина. Антитеза - это:

А) художественный приём, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта;
Б) художественное противопоставление характера, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающих эффект резкого контраста;
В) приём звукописи, заключающийся в повторах одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

8. О какой из своих поэм В.В. Маяковский сказал: « Четыре крика четырех частей ».

А) « Облако в штанах »;

Б) « Левый марш »;

В) « В.И. Ленин »;

Г) « Хорошо!».

9. Назовите стихотворение Есенина, которое является его своеобразным завещанием:

А) «Цветы мне говорят:прощай..»

Б) «Русь советская»;

В) «До свиданья, друг мой, до свиданья»;

Г) «Отговорила роща золотая…»

О, весна без конца и без краю-

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!
А) А.А. Фет;

Б) А.С. Пушкин;

В) С.А. Есенин;

Г) А.А. Блок.

11. По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:

1) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

2) Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

3) Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

12. Какое из модернистских течений в России появилось первым?

1) ФУТУРИЗМ

2) АКМЕИЗМ

3) СИМВОЛИЗМ

4) МОДЕРНИЗМ

13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

1) Б.Пастернак

2) В. Хлебников

3) К. Бальмонт

14. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый?

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

15. К какому направлению принадлежали поэты:

1) В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

2) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский.

3) Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

16. Исправьте ошибку: символизм - символ, акмеизм - будущее, футуризм - расцвет