8 поэтов театр ермоловой. Из пустоты… (Восемь поэтов). Это будет одноразовая поэтическая акция

Это один из лучших спектаклей столичных театров на сегодняшний день.
Достаточно сказать, что это поэтический спектакль, и автор композиции -- Антонина Кузнецова. С точки зрения художественного вкуса, все стихи и проза подобраны и выстроены безупречно. Это такая галерея поэтов Серебряного века, но без монбланов типа Блока или Ахматовой. Мало у нас известное поэтическое творчество Ходасевича, Георгия Иванова, Давида Бурлюка в сочетании с известнейшими стихами Бунина и Цветаевой, но в таком обрамлении звучащих по-новому, иначе.
Сценография скупая -- поднимающиеся-опускающиеся листы-рулоны бумаги. Но она весьма логичная в таком спектакле и к тому же позволяет трнасформировать эти листы то в холст, то в экран, то в материю...
Действие выстроено исключительно динамично, в бешеном темпоритме, но это какая-то внутренняя динамика, идущая от актерской игры и гротескного преподнесения стихотворного материала. Все заострено, все выделено, все акцентировано -- нищая эмигрантская жизнь, тоска по России, самоубийства, смерти и безнадега. Но заострено именно гротескно, без трагедийности, без надрыва. Даже стихи Цветаевой. Выбрано одно из самых страшных ("Две руки, легко опущенные..."), но как-то эти юные студенты, которые инсценировали стихотворение, его пропели-пробормотали-выкрикнули -- и все тут же сменилось чем-то иным, менее пронзительным.
Очень смешно и отчасти издевателски была подана поэзия Гиппиус, без особого пиетета Георгий Иванов (кстати, и без штампов типа знаменитой челки) со своим "розовым морем" и "серебряными шпорами Лермонтова" -- про гениальность его тоже было довольно двусмысленно.
Трагичным был, пожалуй, только Бунин с "Одиночеством" (совсем даже не эмигрантское стихотворение, но пришлось к месту) да злой Набоков в не менее злой оценке Берберовой со своими "Снами" и фарсово поданным в спектакле "Изгнаньем" (но без жутковатого "Расстрела", к примеру).
Музыка напоминала о кабаре "Бродячая собака" и "Летучая мышь", поэтических вечерах Вертинского и и модных салонах в духе башни Вячеслава Иванова. Что-то напевалось, наигрывалось, иногда завывалось, но все как-то ненавязчиво. Стилизация под эпоху Серебряного века без перенесения "в лоб" этих кабаре-кафе-шантанов - стилизация через актерскую игру, через музыку и полусвет-полумрак, через костюмы и манеру держать голову.
Конечно, Олег Меньшиков, в самом конце читавший Георгия Иванова, был неотразим в этом ложноклассическом пафосе, в этих манерных взмахах головой и резких остановках. Это было замечательным финалом всей композиции.
Единственное, в чем можно упрекнуть постановщиков, -- это в том, что для главной музыкальной темы спектакля -- романса на слова Г.Иванова "Я тебя не вспоминаю...", -- стащили тему из старой песенки Никитина "Я леплю из пластилина". Я так понимаю, это упрек Андрею Попову, который указан в качестве композитора спектакля.
А в остальном -- исключительно качественная работа. Рекомендую!

Уникальная возможность услышать великую поэзию и прозу русского зарубежья в исполнении Олега Меньшикова, Владимира Андреева, ведущих артистов Ермоловского театра. Знакомые имена и стихи. Забытые имена и забытые стихи. Великая русская поэзия и проза, написанные вдали от Родины. Первая волна эмиграции, возникшая после 1917 года: Георгий Иванов, Марина Цветаева, Саша Черный, Зинаида Гиппиус, Давид Бурлюк, Вячеслав Ходасевич, Иван Бунин, Владимир Набоков…Изгнанники из России, утратив близких, Родину, опору и поддержку, они получили взамен право творческой свободы.Париж, Берлин, Прага, Белград, София, Нью-Йорк…Как они жили, о чем думали, где искали вдохновение? Как их произведения звучат сегодня и что они сегодня значат для нас, живущих в другом ритме, иных заботах? Что помогало им в трудных условиях создавать бессмертные произведения, которые и сегодня, спустя столетие, заставляют нас вслушиваться, задумываться, удивляться и сопереживать? В блокнот когда-то переписаны стихи. Мы носим его с собой, иногда заглядываем, перечитываем. Или забываем о нем навсегда. Или вспоминаем, лишь случайно наткнувшись на эти, исписанные когда-то листы. Но стихи всегда с нами, они возникают, даже иногда не знаешь - откуда. Наш спектакль – это поэзия, объединяющая людей разных поколений, возникающая из книг, разбросанных листков, из записок, из недр памяти, из пустоты…

Худрук Театра Ермоловой - «МК»: «Мы же вдарить можем так, что вспотеют»

«Из пустоты…» (восемь поэтов) - так называется премьера, которую через неделю представит Ермоловский театр. А его худрук Олег Меньшиков второй сезон идет своим путем, пролегающим в стороне от модных течений, и не боится показаться немодным. Открывает двери всем без предварительного фейс-контроля. Не боится признавать ошибки и больше верит собственной интуиции, чем чьей-то рекомендации... Но накануне премьеры мы говорим с ним не только о поэтах первой эмиграции.

Когда я пришел в театр, я в своей программной речи сказал, что нам нужен поэтический вечер, но, если честно, тогда еще не понимал, как он будет выглядеть. С августа начали думать и в результате обсуждений склонились к тому, что делаем спектакль. И вот уже 9 декабря - премьера «Из пустоты…» (восемь поэтов). Мы выбрали поэтов первой волны эмиграции - Бунин, Саша Черный, Набоков, Гиппиус, Ходасевич, Бурлюк, Цветаева и Иванов, которого я, кстати, читаю. Я - худрук постановки и как худрук я пригласил четырех молодых режиссеров, которые отвечают за разные блоки. Например, Олеся Невмержицкая ставит блок Гиппиус, Сергей Аронин - Набокова и Ходасевича, Леша Размахов - Сашу Черного и Азаров Денис - Цветаеву и Бурлюка. Сам я делаю Иванова.

- Это будет одноразовая поэтическая акция?

Нет - спектакль. Мы даже дополнительный свет заказали за большие деньги. Декорации - минимализм. Кроме меня читает когорта ермоловских мастеров - Владимир Андреев, Ольга Селезнева, Виктор Саракваша, Владимир Кузенков и, конечно, молодые артисты.

Но культура поэтического чтения… Она почти потеряна, несмотря на то, что некоторые театры бьются, чтобы ее сохранить. Например, МХТ.

Понимаешь, я считаю, что по большому счету научить читать стихи невозможно. С этим даром надо родиться. Но, на минуточку: наш куратор - Антонина Кузнецова, большой мастер чтецких программ. Она была на первом, грязном прогоне, выбрала себе несколько «жертв», с которыми будет специально работать. Я сам подключился к каким-то работам, потому что ребята-режиссеры признаются, что не могут научить артистов читать.

Но это такая заразительная вещь оказалась - читать стихи. И знаешь, это будет не для широкого круга. Но я понял, что, читая эти стихи, мы делаем прежде всего себе подарок. Просто актерское счастье, особенно когда выучишь наизусть. Я-то вообще-то не люблю учить наизусть, а тут приходится.

- Как же у тебя с ролями в таком случае?

И роли не люблю учить.

- Может быть, ты с «ухом» на сцене работаешь, как некоторые (позор!) медийные артисты?

Знаю, что работают, но я - без «уха». Оно, по-моему, очень мешает. Я тут записывал песню с «ухом» (я бы выучил, но не знал, что именно в этот день придется записывать). Когда мне дали «ухо», я понял - ты занимаешься тем, что все время ловишь его. Может, с возрастом придется, тогда и привыкну.

- Скажи, а правда, что ты в этом сезоне замахнулся на «Гамлета»?

Я не замахнулся. Понимаешь, какая штука - пришел парень со спектаклем показываться, поскольку все знают, что у нас открывается новая сцена, нужны спектакли малой формы… И там я увидел этого Сашу Петрова. У него амплуа совершенно забытое - герой-неврастеник.

- Как у тебя?

Ну... я не совсем неврастеник.

- Ты - веселый неврастеник.

Ну... да. Так вот, когда я увидел Петрова, сразу понял, что надо брать в труппу. А что делать для него? Подумал - «Гамлета». Да, ему 24 года, ну и что? Пусть. Я уверен, что имя его прозвучит и на афише Москвы появится новое имя. А почему молодому артисту не начать карьеру с роли Гамлета? Лучше Шекспира, чем какую-то ахинею со сцены произносить.


- Симпатичный Гамлет, то есть Петров?

Да. И с кино, я думаю, у него будет серьезный роман. «Гамлета» ставит Валера Саркисов. Плюс есть приглашенные - Андрей Ильин на роль Клавдия и Агриппина Стеклова - на Гертруду. Офелию должна была играть Кристина Асмус, но она беременная, поэтому Офелией будет Толстоганова, но не Вика, а ее сестра Рита. Премьера уже 21 декабря. Вообще, у нас в декабре кошмар какой-то: поэтический вечер, потом «Гамлет», потом новогодний вечер с оркестром.

Дальше ждем открытия новой сцены, и там Денис Азаров будет делать «Ромео и Джульетту», «Утюги» Яблонской - Размахов, а Невмержицкая поставит «Адама и Еву». Плюс актеры готовят три самостоятельные работы - пока не скажу какие. Ну а что? Новая сцена требует новых имен. Я надеюсь, откроем ее в феврале.

- Год ты в Ермоловском. Этот год тебя как-то изменил?

Ты знаешь, да. Но теперь я взвалил на себя и директорство. Это никакие не амбициозные дела, просто я понял, что двоевластие в театре невозможно. Или ты должен настолько доверять директору, и он - твой абсолютно в доску (есть примеры такие, но их очень мало). А так… В России действует принцип: у кого деньги, у того и власть. Директор распоряжается деньгами, значит, идут к нему подписывать бумаги, и сразу образуется два лагеря.


- То есть ты не хочешь отдавать власть?

Если придет человек, чтобы освободить меня от кучи ненужных дел, - я отдам с удовольствием… Что получается: вот сейчас хореограф Сергей Землянский будет ставить «Калигулу». Начинает кастинг.

- Ты - там?

Я - нет. Но он предложил мне одну работу, а я из-за всех этих дел не могу, отложил. Потому что я его подведу и просто сдохну: я играю по 12 спектаклей в месяц. Будучи когда-то главным артистом в Ермоловском, я столько не играл.

- Ты основательно погрузился в директорство? Кайф от полновластия словил?

Я не хочу в него погружаться. После моего «Товарищества» (частное театральное дело Олега Меньшикова. - М.Р. ) я себя здесь как в тюрьме чувствую. Тот, кто сверху, пытается сохранить репертуарный театр, а по моему ощущению, старается его загробить. Потому что такое количество преград, препон, бумажек, хлама ненужного его убивает. Я даже не ожидал такого. Антреприза - это рай! Ты сам себе хозяин: что хочешь, то и делаешь - в хорошем смысле слова. Пока же я вынужден сам этим заниматься. Я жду человека. Человек, приди!!! А так я каждое утро прихожу в театр к 11, независимо от того, есть у меня вечером спектакль или нет. И после всего с распухшей головой должен выходить на сцену.

- Поэтому несколько месяцев назад ты подавал заявление в Департамент культуры об уходе?

Да. Но это был эмоциональный порыв. Немножко зашкалило - я же говорю, не ожидал, что все будет так. Сейчас-то уже попривык. Я тогда сам себе сказал: «Ну что ты, Олег, года не просидел. Что за истерика? Раз взялся, доведи дело до какого-то определенного этапа». Театр не строится за год, он и за два не строится. Намаливать нужно. У меня тут был день рождения, ребята поздравляли, и я им сказал, что, на мой взгляд, вот только сейчас начинает зарождаться тот театр, который я хочу здесь делать. Только сейчас начинают собираться люди, команда артистов, цеха - все это должно быть единым организмом.

- Ты можешь сформулировать - какой театр ты хочешь?

Мне сложно говорить, потому что, когда объясняешь, получается коряво. Я точно знаю, какой я НЕ хочу - тот, из которого я ушел. Трясина, которая калечит человеческие судьбы, характеры (я имею в виду и Ермоловский, и все другие). Я же знаю количество анонимок, которые пишутся на меня в Департамент культуры.

- Сейчас?

И сейчас, и раньше. Я даже знаю, кто их пишет. Никак я на это не реагирую. Пишите, господа, пишите. Пилите, Шура, пилите. Тратить время и силы на них я не собираюсь: пусть живут, как им живется. Думаю, я такой не один - на многих пишут.

- Но может случиться то, что на Таганке, когда группка людей будоражит всех и довела ситуацию до абсурда.

Ну, мы-то тоже можем зубы показать. Мы не такие мягкотелые, как на первый взгляд кажемся. Мы же вдарить можем так, что вспотеют.

Вот такого театра я точно не хочу. Не хочу зависти, злобы - увы, это тождественные понятия театра. Я не хочу безразличия. Я хочу, чтобы люди вставали и радовались тому, что у них репетиция. Я не говорю про зрителей, а про ощущения внутри театра. Чтобы было хорошо вместе. Вот если мы этого достигнем - будет и зрителям хорошо. Поэтому я и открыл двери для молодых: просто так их вычислить невозможно. Например, Землянский - хороший, но он уже нарасхват. А остальные? Искать их надо только по интуиции.

- А модного режиссера не хочешь пригласить?

Есть такое понятие. Но, во-первых, они расписаны. А во-вторых, мне не нужны модные. Вот пошли молодые ко мне - я радуюсь. У меня нет необходимости в звездах. Мы позвали Агриппину и Андрея не по звездному признаку - по мнению режиссера, они просто подходят на эти роли. А просто делать супермаркет звезд у меня нет никакого желания.

- Прошлый сезон оправдал твои ожидания?

Более чем. Я зачитывал на закрытии сезона цифры: на многих спектаклях у нас за 90 процентов зрителя. И не только с моим участием. Саша Балуев тут пришел (мы давно не виделись) и спрашивает: «Это что ж, у тебя билеты спрашивают на «Дориана Грея?» - «Да, Саша, у меня». У нас есть ряд спектаклей, на которые у входа спрашивают билеты. В то время, когда купить билеты в театр вообще не большая проблема. Поэтому я испытываю чувство гордости.

- Ты сам будешь что-то ставить? Или рутина заела и сия пучина поглотила тебя?

Играть я буду. Если начну ставить, то не раньше чем к концу сезона. Или к началу следующего.

- Получается, что и свой любимый футбол ты оставил?

Ну уж нет. Понедельник и четверг. Если я не буду играть в футбол, не буду час на свежем воздухе, то клиника - через месяц.

Уверенно выбираю Аллу. Стихи Ани мне показались слабенькими для выпускницы литинститута. Прошу прощения.

Анна Арканина - 03.04.2018 в 15:40

Полагаю, что Алла производит куда более зрелое впечатление. Жаль только, что Галина Ивановна в силу ли усталости, или некоего "витания во облацех", по возможности уходила от присущей ей обычно конкретики, потратив бездну усилий либо на филологические мелочи, либо на детали биографии автора. Но допускаю, что некоторая переизысканность поэтики Арцис как раз и заставила Седых углубиться в столь маловажные синтаксические детальки.

Сергей Касьянов - 31.03.2018 в 19:57

Очень светлое ощущение от встречи. Вообще, ещё раз укрепился во мнении, что "турниры" и "битвы" поэтов - дело довольно ущербное. У каждого своя искорка. Кстати, не знаю, можно ли верить утверждению Василия Каменского о том, как в феврале 1918-го был избран "Король поэтов": мол, он сам вместе с Маяковским и Бурлюком подсыпал на сторону Игоря Северянина "левые" ярлычки для голосования, в результате чего Игорь Северянин получил лавровый венок (позаимствованный для этой цели по соседству в похоронном бюро:-)), а они - деньги. Скорее всего, это байка, но и она показывает относительность и условность подобных "чемпионатов" (в иной обстановке и с иным "составом" голосующих гостей результат мог быть совершенно иным). Стихи Анны свежи и непосредственны, хотя не лишены шероховатостей (о чём подробно говорила Галина Ивановна); сама Анна во время чтения мне напомнила Алину Серёгину (и слегка восторженной манерой, и голосом; но не виртуозностью и бесшабашностью стиха) :-) Что касается Аллы Арцис, то мне кажется, некоторые голосующие здесь (и за, и против) коллеги чересчур избыточно используют слово, обозначающее профессию Аллы: во-первых, к примеру, даже "позитивная" фраза типа "Я за архитектора" без упоминания имени звучит довольно невежливо; а во-вторых, сколь бы много ни было сказано в беседе в студии о том, что архитектурное образование поэта явно сказывается на строе её стихотворений, но оно отнюдь не исчерпывающе объясняет их "плюсы": есть строй, а есть настрой (извините за каламбур); а солнечность стихотворения "Моцарт" меня пленила (я даже полагаю некоторые критические замечания Галины Ивановны по его поводу излишними).

Владимир Демыкин - 30.03.2018 в 23:08

Анна очень мила. Эта милота, невзрослая впечатлительность, самолюбование ("Надо признать: я совсем не принцесса.
Серая морось - слова") обезоруживает. Её не хочется ругать за банальности ("Лес, ты прекрасен в любую погоду") и откровенные ляпы ("В уши шепчу - лопухи"), и даже за капризное топанье ножкой не хочется ("Я так хочу, чтобы было, как прежде! Слышите там, наверху?")
Без этих качеств нет поэта-лирика. Но вот обострённого чувства языка, авторской РАБОТЫ - выбора лучшего слова на лучшее место - мне не хватило. Не хватило личности, необщего выраженья. Лирический герой мил, но инфантилен. Кажется, он ещё не вырос. В стихах нет женщины, нет преломления в худ слово собственного жизненного опыта, обожжённости горем и счастьем. Есть милый лепет. Пока - лепет, а не художественное слово. У Аллы - мастерство. Правда, в продемонстрированных стихах "Зима в Гороховце", ей не хватило точности или словарного запаса, чтобы подвести к чудесному финалу более убедительным поэтическим языком, нежели балластное:
Пока не встал на речке лед,
Свинцовых вод не обуздавши,
Зима вдоль берега идет-
Бредет, не солоно хлебавши.
Вся строфа - поэтическая шелуха, на мой взгляд.
Но в целом, видна работа над словом. И виден результат этой работы - неожиданный парадоксальный образ, потрясший, запомнившийся.
У Анны, напротив, на виду леность, нестрогий подход к себе. Мне это никогда не импонировало. Поэтому - Алла Арцис.

Наталья Малинина - 31.03.2018 в 00:20

Обращаюсь к тех. поддержке!
На фб пишут, что голосование не работает ошибка 404

Ульяна Валерьевна - 29.03.2018 в 08:56

В стихах Аллы стройность формы и смысла служит чувству. И это чувство гармонично, понимание мыслей и ощущений ЛГ - художника, матери семейства, поэта - приходит на уровне инстинкта и продолжается на всех уровнях - до самого высокого - любви и музыки!

Ольга Таллер - 30.03.2018 в 21:28

Алла Харланова, на мой взгляд, в начале пути. После 10 лет молчания начать писать стихи сложно и выпускнику Литинститута. Она, конечно, красавица, человек чувствующий, чувственный, поклон её мужу за нежное отношение к своему сокровищу. Но стихи её пока скучны и по-детски наивны. Не могу согласиться принципиально с ошибочной, думаю, оценкой Галины Седых "сухих скелетов травинок". Это очень плохо. Это то же самое, как написал однажды Саша Абрамов, тоже выпускник ЛИ: "одноногие берёзы". Это ужасно. Ведь есть в русском языке слово былинка. Вспомните Тургенева: "Под забором робко прятались серые, сухие былинки..." Вот поэзия. И всё же Анне творческих успехов!
Голосую за Аллу Арцис. Она, по моему разумению, более зрелый поэт, вполне профессионально владеющий словом и техникой стихосложения. Её я слушал с удовольствием, будто в кино побывал или с любопытством рассматривал и читал путеводитель по Москве. А почему бы не издать такой путеводитель? Почему бы мэрии Москвы не заказать Алле такой поэтический-краеведческий-московский Альманах-путеводитель для москвичей и гостей столицы?