Анализ стихотворения А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна». (Из цикла «Кармен»). (Блок Александр)

КАРМЕН ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА

Актриса, муза, возлюбленная.
Так получилось, что Любовь Александровна Дельмас была последней возлюбленной А.А.Блока.
Она стала последней вспышкой молнии в его короткой и такой яркой, овеянной и окутанной легендами жизни. Мы можем смело говорить об этом, потому что все отражалась в стихах, и становилось достоянием гласности.
Он давно мечтал о непокорной, яркой и прекрасной испанке, и нашел ее на сцене оперного театра, где в очередной раз ставилась «Кармен».
В марте 1914 года появился цикл стихотворения, который так и назывался «Кармен» – это его последний лирический дневник о вспыхнувшей на миг и угасшей навсегда страсти, которая в очередной раз опалила душу великого поэта. Она тоже была актрисой и певицей, как и все, кем он увлекался до сих пор и кому посвящал свои великолепные стихи. И Петербургский музыкальный театра стал местом их первой встречи.
По записям в дневнике поэта, он увидел ее в спектакле в октябре 1913 года в первый раз и был покорен обаянием, артистизмом, талантом.
«Как редко бывает большая страсть»,- записал он там же, об этой встрече. Совпало все – мечты, литературное произведение, музыка, облик обольстительной испанской цыганки, отвергшей своего возлюбленного и готовой умереть, чтобы оставаться свободной.
18 марта 1914 года он начал писать знаменитый цикл. И писал его всего несколько дней:
Ты, как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.

После «Страшного мира» и «Плясок смерти», это и на самом деле оказалась одна из самых светлых страниц в его творчестве, было похоже на настоящее чудо, на его новое возрождение, не могло не радовать и не восхищать всех, кто следил за его творчеством. И как в юности когда-то, он увидел странную женственность.
2 марта в театре они встретились лицом к лицу. Актриса в тот день не была занята в спектакле, на сцене была другая Кармен, а она сидела в зрительном зале. Он увидел не образ героини Бизе, а реальную женщину:
Сердитый взор бесцветных глаз,
Их гордый вызов, их презренье.
Всех линий таянье и пенье.
Так я вас встретил в первый раз.
« Я иду ближайшим проходом. Встречаю суровый взгляд недовольных, усталых, заплывших глаз. Прохожу на свое место. Она оглядывается все чаще. Я странно волнуюсь. Все чаще смотрит в мою сторону. Я вне себя. Почти ничего не слушаю».
В тот вечер они встретились и познакомились. Он был на всех спектаклях с ее участием. Но уже в те дни, когда роман только начинался, в стихах, где поэт был предельно правдив, он предрекает разрыв. И никогда еще он не ошибался в своих пророчествах.
Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь.
Так вот что так влекло сквозь бездну грустных лет
Сквозь бездну дней пустых, чье бремя не избудешь.
Вот почему я – твой поклонник и поэт!

Он любил Кармен, и ту, которая создавала на сцене ее образ за то, что она готова была умереть, но не покориться ему, всегда отвергала любовь. Актриса же была покорена и влюблена. И она очень быстро перестала для него существовать, как только был разрушен романтический образ. Но остался великолепный цикл стихов, и она оставалась рядом с ним, даже когда исчезла страсть.
Они встречались до самого трагического финала его жизни. Она была в его доме, когда он мучительно умирал, переписывала красивым и ясным почерком его последние стихи. Но в отношениях с беспощадностью, которая всегда его отличала, он поставил точку, и сообщил об этом всему миру, как недавно о нахлынувшей страсти.
Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело мое.
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое.

В те дни ему не было еще и 40-ка. Но поэтическая его жизнь оборвалась именно после цикла «Кармен». Кроме поэмы «Двенадцать», которая окончательно погубила поэта, ничего больше не было написано, а сама поэма стала той последней каплей, которая и переполнила чашу терпения, и ускорила час его гибели.
Ни одна из пленительных женщин не заставила его больше писать о любви и страсти. Кармен была последней.
И сердцу суждено сберечь,
Как память об иной отчизне, -
Ваш образ, дорогой навек.
Произошло чудо, поэт навсегда оставил в наших сердцах и в нашей памяти ту, которую так любил. Театральный век очень короток, даже пленка не запечатлела ее, но она по-прежнему живет в его гениальных стихах, и имя ее навеки связанно с именем первого поэта серебряного века.


Цикл «Кармен» посвящён актрисе Любови Александровне Дельмас, исполнительнице партии Кармен в спектакле по опере Бизе. Стихотворение «Ты – как отзвук забытого мира» отсылает к сюжету не столько оперы, сколько новеллы П. Мериме «Кармен». Сюжет символически переосмыслен Блоком.

В стихотворении два основных образа: лирического героя и героини. Составим словесные ряды, характеризующие их образы, раскроем взаимоотношения между ними.

Начинается стихотворение с местоимения «ты». Лирический герой обращается к своей возлюбленной и передаёт своё отношение к ней. «Ты» - это «отзвук забытого гимна», «Кармен», «одичалая прелесть». Для характеристики героини автор использует много сравнений: «как гитара», «как бубен весны», «как царица блаженных времён». В облике героини подчёркивается её красота, необычность, страстность. Она изображена «с головой, утопающей в розах», кажется погружённой «в сказочный сон». У неё «дивный голос». «низкий и странный», рождающий «бурю цыганских страстей». Возлюбленная лирического героя – цыганка Кармен. Автор подчёркивает в ней страстность, своеволие, прихотливость, дикость, необузданность.

В образе героини воплощены и стихия сжигающей, безумной страсти, и стихия творчества, дающая надежду на просветление. О лирическом герое сообщается, что у него «чёрная и дикая судьба». Образ лирического героя трагичен, так как он не может противостоять своей судьбе, мечта о счастье для него недоступна.

Сквозным для этого стихотворения является мотив сна. Герой видит сон о возлюбленной. Героиня погружена в сон и видит во сне «даль морскую и берег счастливый». Здесь имеется в виду не только Андалусия Мериме или легендарная прародина цыган, сколько мир, позволяющий быть счастливым в реальности, мир, где можно отгородиться от мировых событий. Блок считал, что для настоящего художника это немыслимо. Он должен страдать. С темой судьбы художника как страдания связана поэма А. Блока «Соловьиный сад», которая также была навеяна Л. Дельмас. В этой поэме мотив «возможности счастья» вступает в противоречие с представлениями автора о «пути» и долге художника. Герой поэмы занят тяжёлой физической работой. Он «ломает слоистые скалы». Сад, в котором цветут розы и поют соловьи, - символ счастья. Герой уклоняется от своего пути и оказывается в саду «гостем желанным» у возлюбленной. Но личное счастье невозможно:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Герой возвращается на свой каменистый путь, но его место уже занял «рабочий с киркою». В такой же ситуации оказался герой поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Он хотел войти в саклю «грузинки молодой», но не посмел уклониться от своего пути, остался верен своей цели: «пройти в родимую сторону».

Соловьиному саду в стихотворении соответствует образ той страны, которую видит во сне героиня. Мы видим «даль морскую и берег счастливый». В этой стране «день беззакатный и жгучий». Здесь воссоздаётся картина первобытного рая, где пребывали в безмятежном счастье Адам и Ева. Атрибуты этого рая – отсутствие времени, движения, тишина, покой. Как антитеза райской тишине, звучит голос героини, которая «славит бурю цыганских страстей». Истинный смысл жизни не в счастье, а в его достижении, то есть в вечном движении. Каждый должен нести свой крест, идти по тернистому, крестному пути. Нужно иметь мужество художника, чтобы страдать, оставаясь верным своему долгу. «Без страстей и противоречий» нет жизни и подлинного искусства. Рай на земле недостижим.

Мотив двойного сна вызывает реминисценцию, связанную со стихотворением Лермонтова «Сон». Герой этого стихотворения лежит «в долине Дагестана» «с свинцом в груди» и спит «мёртвым сном». Он видит во сне родину, «вечный пир» и возлюбленную, которой, в свою очередь, снится герой.

В стихотворении А. Блока раскрывается тема счастья, любви и судьбы.

Осенью 1913 года А.А. Блок впервые увидел на сцене в роли Кармен оперную певицу Любовь Александровну Дельмас - высокую красавицу с пышными рыжими волосами. Она так соответствовала своей героине, была так артистична и талантлива, что Блок не мог не увлечься ею. От всего ее облика веяло чем-то солнечным. праздничным и легким - всем тем, чего не хватало мрачному Блоку. Только в марте поэт знакомится с ней, а в августе 1914 года появляется в печати цикл стихов «Кармен», посвященный Л.А. Дельмас.

Все стихотворения этого цикла пронизаны глубоким чувством любви, нежности и благодарности к любимой.

Одним из лучших стихотворений этого цикла является стихотворение «Ты - как отзвук забытого гимна...». В нем мы ясно чувствуем противопоставление двух миров: мира реального, в котором может только присниться сон о счастье, и мира грез, в котором звучит неземная музыка рая. Неслучайно несколько раз поэт повторяет слова «сон», «спишь», «мечта», «греза»:

Ты - как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.

Образ прекрасной женщины может только присниться, наяву такого счастья быть не может, судьба лирического героя «черная и дикая», и поэтому ему «печально и дивно». Второе четверостишие рисует внутренний облик любимой женщины, полный музыки, стихии, страсти:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть -
Как гитара, как бубен весны!

Она настолько прекрасна, что не может быть существом из реального мира, она пришла издалека, из сказочного сна, из мира неземных видений:

И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погруженная в сказочный сон.

Внутренний мир лирической героини непостижим, потому что она видит по-своему мир, которому принадлежит, свой сказочный рай, недоступный и закрытый для других:

Спишь, змеею склубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.
Видишь день беззакатный и жгучий
И любимый, родимый свой край,
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.

Яркость эпитетов и сравнений подчеркивает необычность героини, ее таинственность, «странность», оторванность от реальности.

В конце стихотворения поэт вносит диссонанс в описание сказочного мира, мира грез и тишины:

В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.

Героиня, при всей своей внешней загадочности и погруженности в сны и грезы, несет в себе накал страстей, прославляет их своим искусством, выражая стихийность, неукротимость и радость.

Стихотворение оставляет после прочтения ощущение праздника, какой-то радости, яркости, с одной стороны, а с другой - понимание невозможности испытать подобный накал страстей в реальной жизни, это был всего лишь сон, цветной сон с оборванным аккордом звучащей вдалеке мелодии...

Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний «состав», Блок записывает в начале 1909 года: «… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…» — и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен» — один из самых важных и значительных в лирике Блока.
Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с участием Л.А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен Л.А. Дельмос.
«Ты – как отзвук забытого гимна» — воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны, в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в атмосферу «дум и грез», и вновь появляется романтический образ Кармен. Эта Кармен – «царица», сказочное виденье, «утопающее в розах».
И чувствуешь, как личное, частное у Блока связывается с бессмертным, мировым, оказывается его неотъемлемой частью. Любовь в глазах поэта только тогда достойна этого имени, когда она пробуждает самые большие чувства, безгранично расширяет всю область переживаний, переливающихся через все края и пределы, вот почему Кармен Блока – не только женщина, чей навеки дорогой образ видится поэту «царицей блаженных времен», в ореоле роз, а и мировое явление, родственное стихиям земли и неба.
А это и «даль морская», «берег счастливый», «мечта», «родимый край…». Вот та любовь, дивная и прекрасная в каждом своем проявлении, облик которой виделся поэту, — и голос Кармен, «дикий и странный», славящий «бурю цыганских страстей», вызывает у него образы безмерные и прекрасные. Волна вдохновения так высоко возносит поэта, что весь мир для него – «день беззакатный и жгучий»; «певучий край», «неподвижно блаженный, как рай». Блок видит себя в мире восторга, в мире «тишины бездыханной», в «круге оплетенных ветвей…»
Поэта никогда не покидала вера в любовь как в силу, способную преобразить человеческую душу и целый мир, озарить их немеркнущим светом, — и герой его стихов снова и снова шел на поиски той женщины, которая не только разделит его понимание истинной женственности и красоты, но и превзойдет его мечты, ответит восторженным чувством.
И сколько бы разочарований он не испытал, все равно знал, что новые порывы и увлечения не минуют его, и снова он отдастся их неодолимо влекущей силе, знал, что вновь и вновь захочет оказаться в этом «блаженном раю».
Я перечитываю строки стихотворения «Ты – как отзвук забытого гимна…» и ловлю себя на мысли, насколько же оно «звучащее». Начало – «забытый гимн», второе четверостишие – «и лепет, и шелест…». Звуки торжественного гимна вдруг затихают, замирают и мы оказываемся в мире весны, ощущаем легкое, едва заметное ее дыхание, нежное прикосновение ветерка, еле уловимый лепет распустившейся листвы, таинственный шелест просыпающегося леса – да, мы все это слышим так явно, будто сразу перенеслись в чарующий мир пробуждающейся от зимнего сна природы. А весна-то – волшебница! В ее лице автор видит свою Кармен. Вот она, прелестная, загадочная, с гитарой и бубном. И мы слышим гимн любви и весне. А «звучание» стихотворения продолжается. Родимый край Кармен – «певучий», «тишина бездыханна», голос – «низкий и странный».
Теперь обратимся к другим художественным особенностям стихотворения. Во-первых, эпитеты автор подбирает самые необычные: судьба – «дикая, черная», прелесть – «одичалая», мечта – «неуступная», день – «беззакатный», «жгучий». Сравнения поражают своей образностью: любимая – «отзвук забытого гимна», ее прелесть – «как гитара, как бубен Весны…»
Есть одна интересная деталь, которую в произведении нельзя не заметить. Это «безглагольность». Да, действительно, действия здесь мало. Образности автор достигает при помощи существительных, и подбор их великолепен: «отзвук», «судьбе», «сон», «трепет», «лепет», «сны», «прелесть», «в душах», «змеею», «рай»…
К творческим удачам Блока можно отнести и повторы: «синий, синий», «певучий, певучий» и употребление старославянизмов: «дивно», «блаженных», «куща». Это придает особую торжественность стиху.
Синтаксическая сторона произведения не отличается особой сложностью, предложения в основном просты по конструкции, но насыщены различными речевыми оборотами, придающими предложениям особую выразительность:
И приходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах…
В любовной лирике Блока есть одна особенность. Любовь в его стихах всегда составляет нечто неизмеримо большее, чем «счастье или несчастье», «грех или добродетель», любовь обретает такое огромное значение именно потому, что она раздвигает пределы внутреннего мира и вместе с нею у человека возникает реальное чувство «единства с миром», то чувство, в котором тонет все остальное, как в том мощном и животворном потоке, где он находит обновление и бессмертие.
Вот почему с таким страстным нетерпением поэт ждал свой «дивный сон», свою «весну», воспетую в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна…»

Стихотворение А. Блока «Ты – как отзвук забытого гимна»
1914

Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний «состав», Блок записывает в начале 1909 года: «… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…» и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен» один из самых важных и значительных в лирике Блока.

Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна», входящее в цикл «Кармен», написано 28 марта 1914 года. Поэт вновь смотрит спектакли театра музыкальной драмы «Кармен» с участием Л.А. Дельмос. 14 февраля он пишет ей первое письмо, а 4 марта появляется первое стихотворение цикла «Кармен». 28 марта он закончен и посвящен Л.А. Дельмос.

«Ты – как отзвук забытого гимна» воспоминание о сне, в котором автору пригрезилась любимая. Уже с первых строк мы попадаем в мир чарующий, наполненный истинной любовью. Поэт стремится вместе со своей возлюбленной Кармен унестись в край нескончаемых фантастических грез, мир музыки, наслаждений, сияния света, весны, в мир любви, который не знает предела. И душа погружается в атмосферу «дум и грез», и вновь появляется романтический образ Кармен. Эта Кармен – «царица», сказочное виденье, «утопающее в розах».

Блок Александр Александрович (1880–1921), русский поэт. Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя.

Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет.

Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 в России, воспринятой им как «веселое время» – знамение великих духовных перемен. В письме отцу (30 декабря 1905) Блок признается, что органически неспособен служить «общественности»: «Никогда я не стану ни революционером, ни «строителем жизни». Однако сборникНечаянная радость (1907) свидетельствует об усилившемся интересе к реальному миру, хотя и постигаемому под знаком «мистики в повседневности» и «демонической» притягательной силы, которую таит в себе эта обыденность, в особенности - мир города. Тот же «демонизм» присущ у Блока захватывающим его земным страстям; им наделен и его образ России, где «темные, дьявольские силы» водят на путях и распутьях свои «ночные хороводы», а «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях» (Русь, 1906).
Последним произведением Блока, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма Роза и Крест (1913), написанная на сюжет из истории трубадуров и предназначенная для Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока.
Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».

После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.