Басня музыканты. Значение и происхождение фразеологизма «уж лучше пей, да дело разумей». Значение и происхождение фразеологизма «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

В баснях Крылова можно познакомиться с представителями различных профессий: пастухами, поэтами, сапожниками, пирожниками. Есть и музыканты.

Как реквизит, в некоторых из басен присутствуют музыкальные инструменты. Это такие басни, как: «Квартет», «Осёл и соловей», «Музыканты», «Кукушка и Петух». Например, в басне «Квартет» есть: бас (контрабас), альт, две скрипки; а в басне «Осёл и соловей» — музыкальный инструмент «свирель».

«КВАРТЕТ»

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет! -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

«ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ»

Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.

«МУЗЫКАНТЫ»

Сосед соседа звал откушать;
Но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил
И заманил к себе соседа певчих слушать.
Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало,
И закружилась голова.
«Помилуй ты меня», сказал он с удивленьем:
«Чем любоваться тут? Твой хор
Горланит вздор!» -
«То правда», отвечал хозяин с умиленьем:
«Они немножечко дерут;
Зато уж в рот хмельного не берут,
И все с прекрасным поведеньем».
А я скажу: по мне уж лучше пей,
Да дело разумей.

«КУКУШКА И ПЕТУХ»

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!» -
‎«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».-
‎«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
‎Чтоб начала ты снова…
‎Отколь такой берется голосок?
‎И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
‎А песни, что твой соловей!» -
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
‎На всех ссылаюсь в этом я».
‎Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
‎Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
‎Все ваша музыка плоха!..»
‎За что же, не боясь греха,
‎Кукушка хвалит Петуха?
‎За то, что хвалит он Кукушку.

По мне уж лучше пей, / Да дело разумей
Из басни «Музыканты» (1808) И. А. Крылова (1769-1844):
Сосед соседа звал откушать;
Но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил
И заманил к себе соседа певчих слушать.
Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова
И у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало,
И закружилась голова.
«Помилуй ты меня, - сказал он с удивленьем, -
Чем любоваться тут? Твой хор
Горланит вздор!» -
«То правда, - отвечал хозяин с умиленьем, -
Они немножечко дерут;
Зато уж в рот хмельного не берут,
И все с прекрасным повеленьем».
А я-скажу: по мне уж лучше пей,
Да дело разумей.

Басню высоко оценил Н. В. Гоголь, сказав о ее авторе: «Особенно слышно, как он везде держит сторону ума, как просит не пренебрегать умного человека, но уметь с ним обращаться... Он знал, что с умным человеком все можно сделать... если сумеешь умно говорить с ним, но дурака трудно сделать умным, как ни говори с ним» (Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6). В. Г. Белинский относил эту басню Крылова к его лучшим созданиям - «чисто сатирическим и поэтическим».
Иносказательно: высокий профессионализм, талант пьющего человека предпочтительное трезвости бездаря, дилетанта, неумехи (шутл.).

  • - крыл. сл. В сатирическом романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в главе 34-й упоминается плакат с таким нелепым лозунгом, вывешенным в клубе на вечере Общества спасения на водах...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - См. знай себя, и того будет с тебя. См. мети всяк перед своими воротами. См. знай сверчок свой шесток...
  • - Ср. По мне уж лучше - пей, Да дело разумей. Крылов. Музыканты. См. пей, да ума не пропей...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Слова Фамусова. Иронически: о бюрократическом ведении дел в учреждении...
  • - В сатирическом романе И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" в главе 34-й упоминается плакат с таким нелепым лозунгом, вывешенным в клубе на вечере Общества спасения на водах...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Политического отчета Центрального Комитета ВКП XVI съезду партии, который прочитал И. В. Сталин 27 июня 1930 г. Так руководитель партии выразился о труде и должном к нему отношении в СССР. ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Всякая слепая про себя смекает. См. СВОЕ - ЧУЖОЕ Всякая кривая про себя смекает...
  • - Пить пей, только дело разумей! См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УСЛОВИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Всякъ Еремей про себя разумѣй. См. Знай себя, и того будет с тебя. См. Мети всяк перед своими воротами. См. Знай сверчок свой шесток...
  • - Ужъ лучше пей, да дѣло разумѣй. Ср. По мнѣ ужъ лучше - пей, Да дѣло разумѣй. Крыловъ. Музыканты. См. Пей, да ума не пропей...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ОПЛОШНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ИГРЫ - ЗАБАВЫ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Немного читай, да много разумей! См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"По мне уж лучше пей, / Да дело разумей" в книгах

автора Вишневский Януш

Глава IX. ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, ЧЕМ БОГАТЫМ У здоровых секс лучше?

Из книги Интим. Разговоры не только о любви автора Вишневский Януш

Глава IX. ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, ЧЕМ БОГАТЫМ У здоровых секс лучше? ЯЛВ: А теперь мы постараемся доказать, что лучше быть здоровым, чем молодым и богатым. Здоровье важнее всего, тем более важнее любых продуктов, придающих жизни колорит, делающих ее, может быть, не столь

Глава 14 С каждым днем я становлюсь все лучше и лучше во всех отношениях

Из книги Три Кольца Силы. Конструктор счастливой судьбы автора Людмила-Стефания

Глава 14 С каждым днем я становлюсь все лучше и лучше во всех отношениях Определите, чего вы хотите в жизни более всего и каким образом намереваетесь этого достичь, а затем не допустите, чтобы хоть что-нибудь отвлекало вас от данного намерения. Г. Киссинджер Здравствуйте,

Глава 2. Жизнь на планете Земля становится все лучше и лучше

Из книги Удивительная сила осознанного намерения (учение Абрахама) автора Хикс Эстер

Глава 2. Жизнь на планете Земля становится все лучше и лучше Каждое поколение, живущее на вашей планете, извлекает пользу из жизненного опыта предыдущих поколений. Мы предполагаем, что данное утверждение выглядит совершенно очевидным для большинства читателей, однако

Глава 4 «Дела» на членов ЦК ВКП(б) и связанные с ними вопросы Дело Р. И. Эйхе Н. И. Ежов Дело Я. Э. Рудзутака Показания А. М. Розенблюма Дело И. Д. Кабакова С. В. Косиор, В. Я. Чубарь, П. П. Постышев, А. В. Косарев «Расстрельные списки» Постановления январского (1938) Пленума ЦК ВКП(б)

автора Ферр Гровер

Глава 4 «Дела» на членов ЦК ВКП(б) и связанные с ними вопросы Дело Р. И. Эйхе Н. И. Ежов Дело Я. Э. Рудзутака Показания А. М. Розенблюма Дело И. Д. Кабакова С. В. Косиор, В. Я. Чубарь, П. П. Постышев, А. В. Косарев «Расстрельные списки» Постановления

Глава 6 «Попрание ленинских принципов национальной политики» Массовые депортации «Ленинградское дело» «Мингрельское дело» Отношения с Югославией «Дело врачей-вредителей»

Из книги Оболганный сталинизм. Клевета XX съезда автора Ферр Гровер

Глава 6 «Попрание ленинских принципов национальной политики» Массовые депортации «Ленинградское дело» «Мингрельское дело» Отношения с Югославией «Дело врачей-вредителей» 39. Массовое выселение народов Хрущёв: «Вопиющими являются действия, инициатором

Дело чести, дело славы, дело доблести и геройства

автора Серов Вадим Васильевич

Дело чести, дело славы, дело доблести и геройства Из Политического отчета Центрального Комитета ВКП(б) XVI съезду партии, который прочитал И. В. Сталин (1878-1953) 27 июня 1930 г. Так руководитель партии выразился о труде и должном к нему отношении в СССР.Используется как шутливое

По мне уж лучше пей, / Да дело разумей

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

По мне уж лучше пей, / Да дело разумей Из басни «Музыканты» (1808) И. А. Крылова (1769-1844): Сосед соседа звал откушать; Но умысел другой тут был: Хозяин музыку любил И заманил к себе соседа певчих слушать. Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова И у кого что силы стало. В ушах у гостя

ОГОРОД КОЗЛОВСКОГО: Heavy metal, или Лучше меньше, да лучше

Из книги Журнал «Компьютерра» № 9 от 06 марта 2007 года автора Журнал «Компьютерра»

ОГОРОД КОЗЛОВСКОГО: Heavy metal, или Лучше меньше, да лучше Автор: Козловский ЕвгенийНа Новый год, в числе прочего, получился новенький фотоаппарат от Casio: EX S770. Последняя на тот момент и безусловно лучшая модель! Совершенная в своем роде. Таким образом, смутная мечта всегда

«Дело XX Треста», или «Дело Путина», или Дело № 144128

Из книги Кооператив «Озеро» и другие проекты Владимира Путина автора Прибыловский Владимир Валерианович

«Дело XX Треста», или «Дело Путина», или Дело № 144128 В 1999 году Управлением по расследованию организованной преступной деятельности ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области было возбуждено уголовное дело № 144128 по подозрению руководителей корпорации «Двадцатый

Мне спится всё лучше и лучше Досужие размышления о постели

Из книги Летучие бурлаки (сборник) автора Прилепин Захар

Мне спится всё лучше и лучше Досужие размышления о постели Постель должна располагаться высоко и отдельно.Постель должна быть тверда и суха.Наличие подушки обязательно. Одеяло и простыня - по вкусу.То, что я люблю спать высоко, я понял в детстве, в поездах.Ежегодно мы с

Свобода лучше / Дело

Из книги Итоги № 21 (2013) автора Итоги Журнал

Свобода лучше / Дело Свобода лучше / Дело Кто мог бы подпасть под бизнес-амнистию О том, какой может быть бизнес-амнистия и кто под эту акцию подпадет, «Итогам» рассказал один из авторов идеи - вице-президент общественной организации «Деловая

7. И обратился я и увидел еще суету под солнцем: 8. человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь, и лишаю душу мою блага". И это - суета и недоброе дело! 9. Двоим лучше, нежели одному; потому ч

автора Лопухин Александр

7. И обратился я и увидел еще суету под солнцем: 8. человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь, и лишаю душу мою блага". И это - суета и недоброе дело! 9. Двоим лучше, нежели

1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. 2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. 3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4. Сердце мудрых - в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. 2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. 3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4.

8. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. 9. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. 10. Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?" потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

8. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. 9. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. 10. Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?" потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Екклезиаст

Иван Андреевич Крылов родился 2(13) февраля 1769 года в Москве в семье военного, русский публицист, издатель сатирического журнала «Почта духов», автор комедий и трагедий, а с 1841 года — академик Петербургской Академии наук. Но прославился он написанием басен, которые отличались меткой и острой сатирой. Большое влияние на творчество И.А.Крылова оказал французский баснописец Жан де Лафонтен (8 июля 1621- 13 апреля 1695 гг.), который, в свою очередь, заимствовал сюжеты и идеи в основном у великого древнегреческого баснописца Эзопа, жившего приблизительно в 600-е года до н.э., а также римского поэта Федра (20-е года до н.э.-50-е года н.э.). За все время И.А.Крылов написал 236 басен. Многие выражения и цитаты из этих басен стали крылатыми и ушли в народ. Некоторые фразеологизмы, которые мы употребляем в обычной разговорной речи, не перестали быть актуальными и в наши дни.

Следует упомянуть писателя и преподавателя русского языка и словесности Владислава Феофиловича Кеневича (1831-1879 гг.), который исследовал и систематизировал труды И.А.Крылова на литературном поприще, написав трактат «Библиографические и исторические примечания к басням Крылова».

Значение и происхождение фразеологизма «Тришкин кафтан»

Фразеологизм «Тришкин кафтан» появился из басни И.А.Крылова с одноименным названием, напечатанной в 1815 году в журнале «Сын Отечества».

Выражение «Тришкин кафтан» означает решение какой-либо проблемы за счет появления других новых проблем. То есть, когда человек своими необдуманными и поспешными действиями решает текущую задачу, но в результате этих действий появляется новая дилемма, которая подчас еще проблематичнее, чем предыдущая.

Данный фразеологизм очень хорошо характеризует такое качество человека как недальновидность. Вот и основанием для написания басни послужили именно недальновидные действия некоторых представителей дворянства, испытывающих финансовые затруднения.

Стремясь поправить свои финансовые дела, они закладывали свои поместья в Опекунском Совете. Но вместо того, чтобы пустить полученные средства на свое хозяйство и стараться как-то выправить ситуацию, дворяне предпочитали затыкать финансовые дыры новыми кредитами с еще большими процентами.

Дело в том, что имение можно было закладывать несколько раз, до тех пор, пока сумма нового займа не могла погасить сумму выплаты процентов. В конечном итоге заемщик признавался банкротом, его имущество изымалось и уходило с молотка к новым владельцам. И такая ситуация была довольно распространенной в те времена. Вот И.А.Крылов и решил высмеять необдуманные поступки этих горе хозяев в своей басне.

У Тришки на локтях кафтан продрался.

Что долго думать тут? Он за иглу принялся:

По четверти обрезал рукавов —

И локти заплатил. Кафтан опять готов;

Лишь на четверть голее руки стали.

Да что до этого печали?

Однако же смеется Тришке всяк,

А Тришка говорит: "Так я же не дурак

И ту беду поправлю:

Длиннее прежнего я рукава наставлю".

О, Тришка малый не простой!

Обрезал фалды он и полы,

Наставил рукава, и весел Тришка мой,

Хоть носит он кафтан такой,

Которого длиннее и камзолы.

Таким же образом, видал я, иногда

Иные господа,

Запутавши дела, их поправляют,

Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

В басне описывается, как некто Тришка пытался заштопать свой порванный кафтан. Вместо того, чтобы обратиться к портному или приобрести такую же ткань, он пытался залатать дырку на кафтане тканью с того же самого кафтана только из других мест.

В результате этих недальновидных действий, кафтан стал короче камзола, что сильно забавляло и веселило всех окружающих. Одним словом - вещь была испорчена. В конце басни идет намек на дворян, потерявших свои именья в ходе многочисленных перезакладов своего имущества и, оставшихся, как выразился И.А.Крылов, в «тришкином кафтане щеголять».

Эта поучительная история заставляет задуматься о принятии своих решений. Следует хорошо подумать прежде чем, что-либо сделать. Как говорится: «Семь раз отмерь - один раз отрежь».

Фразеологизм «тришкин кафтан» стал довольно популярным, что способствовало его применению как в разговорной речи, так и в художественной литературе:

«…в конце дня были подведены предварительные итоги и, пытаясь залатать все дыры, как в тришкином кафтане, стали решать, куда и кого нужно переместить, чтобы прикрыть все потери».

К.М.Симонов, «Живые и мёртвые», 1959 г.

«Меня весьма пугает внезапно появившаяся мода на делёжку всего и вся. Как будто бы не было у нас в прошлом семидесяти лет разных бесполезных делёжек, как будто бы мы не удостоверились, что как не пытайся поделить тришкин кафтан, ничего кроме прорех и рванины, от него никому не достанется».

Н.П.Шмелёв.

«Как мне кажется, в этом хозяйстве была введена особая система Тришкина кафтана — отрезались фалды и рукава для заплаток на локти».

Н.ВГоголь, «Мёртвые души», 1842 г.

«Начинаю я рассказ 10 сентября с мыслью, что я обязан кончить его к 5 октября — крайний срок; если просрочу, то обману и останусь без денег. Начало пишу покойно, не стесняя себя, но в средине я уж начинаю робеть и бояться, чтобы рассказ мой не вышел длинен: я должен помнить, что у "Северного вестника" мало денег и что я один из дорогих сотрудников.

Потому-то начало выходит у меня всегда многообещающее, точно я роман начал; середина скомканная, робкая, а конец, как в маленьком рассказе, фейерверочный. Поневоле, делая рассказ, хлопочешь прежде всего о его рамках: из массы героев и полугероев берешь только одно лицо — жену или мужа, — кладешь это лицо на фон и рисуешь только его, его и подчеркиваешь, а остальных разбрасываешь по фону, как мелкую монету, и получается нечто вроде небесного свода: одна большая луна и вокруг нее масса очень маленьких звезд.

Луна же не удается, потому что ее можно понять только тогда, если понятны и другие звезды, а звезды не отделаны. И выходит у меня не литература, а нечто вроде шитья Тришкиного кафтана. Что делать? Не знаю и не знаю. Положусь на всеисцеляющее время».

Значение и происхождение фразеологизма «у сильного всегда бессильный виноват»

Значение и происхождение фразеологизма «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

Значение и происхождение фразеологизма «делу дать законный вид и толк»

Все эти выражения взяты из басни И.А.Крылова «Волк и Ягненок», написанной в 1808 году. Сюжет был заимствован И.А.Крыловым из басни Жана де Лафонтена с одноименным названием. Ранее к схожему сюжету обращали свой взор такие баснописцы как Федр и Эзоп. Ведь тема, поднятая в басне, была актуальна во все времена. Актуальна она и по сей день.

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать, хотя законный вид и толк,

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву". —

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу". —

"Поэтому я лгу!

Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!" —

"Помилуй, мне еще и от роду нет году". —

Ягненок говорит. — "Так это был твой брат". —

"Нет братьев у меня". — "Так это кум иль сват.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разведаюсь грехи". —

"Ах, я чем виноват?" — "Молчи! Устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Первая строчка басни: «У сильного всегда бессильный виноват». Сразу становится понятно, о чем пойдет речь. О беззаконье, ущемлении прав, наглости и безнаказанности, которые процветали в любое время, пока существует человечество.

Выражение «кто сильнее, тот и прав» очень точно подходит под значение фразеологизма «у сильного всегда бессильный виноват». Эта фраза характеризует поведение людей в обществе, где сталкиваются интересы сильного и слабого, имеющего власть и подчиненного. И первые, чувствуя свою безнаказанность и вседозволенность, не мудрствуя лукаво легко могут обидеть и унизить более слабых.

Используя свое преимущество и возможности, сильные мира сего считают, что они вправе решать, кто прав, кто виноват. А уж виноватыми они наверняка не будут, слава богу, есть на кого «повесить всех собак», «найти козла отпущения» и спихнуть ошибки и просчеты. Эти злоупотребления властью и силой приводят к ущемлению прав более слабых. Ведь вряд ли кто из них решится, за редким исключением, противостоять и сделать что-то в ответ - «себе дороже будет».

Вернемся к басне, в которой говорится о встречи у ручья ягненка, пришедшего напиться, и голодного волка. Желание у волка одно - съесть ягненка. Но чтобы, как говорится, совесть была чиста, волк старается с помощью ложных обвинений своему неправильному «делу дать законный вид и толк». По-другому говоря, имитировать справедливость, облагородить свой недостойный поступок. Чтобы договориться со своей совестью и убедить себя, что его будущий поступок не так уж плох, волк пытается найти что-то плохое в ягненке, все равно что, ведь тогда все будет по закону.

Конец басни предсказуем. Ягненок всеми силами старался не провоцировать волка, отвечал правдиво, вежливо и уважительно, отвергая все обвинения. Но уставший и озлобленный, от того, что не может хоть за что-то зацепиться в своих обвинениях, волк предъявил последний аргумент: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", и уволок ягненка в лес. Так участь ягненка была решена «без суда и следствия». А фразеологизм «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» используется в тех случаях, когда обвинения бездоказательны, а наказание человеку все равно назначается, то есть «без вины виноватый».

Значение и происхождение фразеологизма «кто в лес, кто по дрова»

Значение и происхождение фразеологизма «уж лучше пей, да дело разумей»

Фразеологизмы «кто в лес, кто по дрова» и «уж лучше пей, да дело разумей» появились благодаря одной из самых удачной басни И.А.Крылова «Музыканты», изданной в 1808 году. Авторитетный литературный критик того времени Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848 гг.) очень высоко оценил это произведение, назвав его «чисто сатирическим и поэтическим».

Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был:

Хозяин музыку любил

И заманил к себе соседа певчих слушать.

Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало

И закружилась голова.

"Помилуй ты меня, - сказал он с удивленьем,

Чем любоваться тут? Твой хор

Горланит вздор!"

"То правда, - отвечал хозяин с умиленьем, —

Они немножечко дерут;

Зато уж в рот хмельного не берут,

И все с прекрасным поведеньем".

А я скажу: по мне, уж лучше пей,

Да дело разумей.

Сюжет басни таков. Один помещик пригласил соседа в гости и предлагает послушать его собственный хор, собранный из холопов. Как мы понимаем, никакого музыкального образования у них не было. Поэтому, мягко говоря, пение было ужасное.

Вот здесь И.А.Крылов и использовал фразу «кто в лес, кто по дрова», характеризуя нестройность, неслаженность и разобщенность хора. С тех пор выражение «кто в лес, кто по дрова» стало означать несогласованные действия в неорганизованном коллективе без четкого управления. Такая разобщенная группа людей вряд ли сможет добиться определенного результата, так как их действия неорганизованны и разнонаправлены, присутствует лишь беспорядочный и бесполезный сумбур, да суета.

В основном это выражение употребляется в шутливой форме. Кстати, существует продолжение этого фразеологизма: «кто в лес, кто по дрова; кто рубль, кто полтора». В дальнейшем выражение «кто в лес, кто по дрова» частенько стало использоваться другими авторами в литературных произведениях:

Господи боже мой! Кто в лес, кто по дрова! И вопят как над могилою, и насвистывают плясовые песни — а содом-то какой! Шум, гам!..

М.Н.Загоскин, «Вечер на Хопре», 1834 г.

Жильцы горланили кто в лес, кто по дрова — иные договаривали, что умели, о случившемся событии; другие ссорились и ругались; иные затянули песни…

Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г.

Так как они не имеют ни малейшего понятия о правильной постройке звуковых сочетаний, то понятное дело, что хор выходит, как говорится, кто в лес, кто по дрова.

М.Е.Салтыков-Щедрин, "Неоконченные беседы".

Вернемся к басне и выражению «уж лучше пей, да дело разумей». Сосед выразил свое недовольство пением такого отвратительного хора. На что хозяин обозначил их якобы сильные стороны, мол, не выпивают и поведение отличное.

Здесь И.А.Крылов использовал фразу «уж лучше пей, да дело разумей», подчеркнув, что трезвость и дисциплинированность поющих на их музыкальные способности никоим образом не влияют и тем более не помогают, да и вообще никакого отношения не имеют.

Вот как характеризует выражение «уж лучше пей, да дело разумей» Н.В.Гоголь в сборнике "Выбранные места из переписки с друзьями", опубликованной в 1847 году:

"Особенно слышно, как он держит сторону ума, как просит не пренебрегать умного человека, но уметь с ним обращаться. Это отозвалось в басне "Музыканты", которую он закончил словами: "По мне, уж лучше пей, да дело разумей". Не потому он это сказал, что хотел похвалить пьянство, но потому, что заболела его душа при виде, как некоторые, набравши к себе на место мастеров дела, людей бог весть каких, еще и хвастаются тем, говоря, что хоть мастерства они не смыслят, зато отличнейшего поведения. Он знал, что с умным человеком все можно сделать и не трудно его обратить к хорошему поведению, если сумеешь умно поговорить с ним; но дурака трудно сделать умным, как ни говори с ним".

Вывод такой: профессионализм пьющего человека ценится гораздо выше трезвости бездарности. Ведь многим же приходилось слышать остроумный комментарий начальника о неумелых действиях своего подчиненного: «Лучше бы пил».

Так что если выбирать между пьющим, но талантливым человеком и ничего не умеющим делать трезвенником, то выбор будет однозначен. Какой? Выбирайте сами, ведь пропаганда алкоголя запрещена.

Значение и происхождение фразеологизма «вперед чужой беде не смейся, голубок»

Хотя подобный сюжет ранее использовал Федр в своей басне «Воробей и Заяц» фразеологизм «вперед чужой беде не смейся, голубок» появился и стал популярным непосредственно И.А.Крылову и его басне «Чиж и голубь», написанной в 1814 году:

Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

И дело!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

В басне говорится о чиже, попавшем в ловушку, и голубе, который насмехался и издевался над чижом, говоря, что он уж точно никогда не попадется. И тут же сам попадает в западню.

Да, голубь повел себя не лучшим образом, и возмездие не заставило себя долго ждать. Вроде бы справедливость восторжествовала, но только наполовину. Ведь положительный герой басни так и остался в ловушке и не выбрался на волю.

Автор осуждает и высмеивает такое, прямо скажем, не самое лучшее качество человека как злорадство, то есть радость от чужих бед и неудач, и пытается донести до читателя такие понятия как сочувствие, сопереживание и взаимопомощь. Ведь если бы голубь, вместо того, чтобы потешаться над чижом, попытался прийти к нему на выручку, возможно вскоре бы они вместе были на свободе. Своей басней И.А.Крылов призывает не смеяться над чужой бедой, а попытаться как-то помочь ближнему своему. Ведь от такой же ситуации никто не застрахован, и оказаться в тяжелом положении может каждый, даже ты сам.

Так что не стоит смеяться над неудачами и бедами других и зарекаться от подобных ситуаций. Самонадеянность и злорадство до добра не доведут. Именно это смысл заложен в выражении «вперед чужой беде не смейся, голубок».

А еще говорят: «Не смейся, братец чужой сестрице: своя в девицах» и «не смейся чужой беде: своя на гряде».

«По мне уж лучше пей, да дело разумей»

Каждому важно знать свои способности и применять их на пользу себе и другим людям. К каждому делу нужно серьёзно готовиться. Каждую работу нужно выполнять осмысленно. Всегда прежде чем что-то сделать, нужно подумать о том, как это сделать. Никогда ничего нельзя делать без подготовки. Любую работу можно сделать хорошо или плохо. И часто плохая работа есть следствие того, что её выполняли не подумав и не подготовившись. Поэтому лучше больше думать, чем больше делать.

Самое важное в жизни - научиться приносить людям пользу. Человек, который за всю свою жизнь не сделал ничего реального и полезного, а лишь отстаивал свои принципы и убеждения, в общем-то никчёмный человек. Человеческая жизнь с течением времени меняется. Меняются условия жизни, меняются и взгляды на жизнь. Соответственно с этим меняются убеждения и принципы. А как утверждал американский поэт, педагог и дипломат Джеймс Лоуэлл: «Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений». Отстаивать свои принципы и убеждения хорошо лишь в том случае, если от этого зависит решение насущных человеческих проблем. А если это не так, то лучше сделать что-либо реальное для пользы людей, чем с пеной у рта доказывать правоту своей жизненной позиции.

К сожалению, в жизни полно людей, которые живут ничего не делая и ни о чём не думая. Всё что их заботит - удовлетворение естественных потребностей и развлечение. Пользы от таких людей никакой, а вот вреда хватает. «Люди, ничего не делая, учатся делать дурное». - говорили в Древней Греции.

Статистика показывает, что взрослые люди, нигде не работающие и не служащие, являются на деле, в большинстве своём, преступниками. «Праздная жизнь не может быть чистою», - предупреждал великий русский писатель А.П. Чехов. Без трудовой деятельности невозможно получение материальных благ. Поэтому, если взрослый человек нигде не работает и не служит, то он добывает материальные блага, в большинстве своём незаконным путём. «Всякий праздный человек является вором», - утверждал французский философ Жан-Жак Руссо. Наличие у тунеядцев значительного количества свободного времени, контакты и общение с себе подобными, создают все необходимые условия для преступной деятельности.

Не меньший вред наносят людям и те, кто занимается не своим делом. Если человек способен сделать что-то полезное, но не делает, это ещё не беда. Беда приходит тогда, когда люди начинают заниматься теми делами, к которым они абсолютно не пригодны. «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», - предупреждал великий русский баснописец И.А. Крылов. К сожалению, многие люди не внемлют этому мудрому совету. В результате несчастья обрушиваются, прежде всего, на других людей, а не на тех, кто занимается не своим делом или занимает не своё место. Классическим примером этого - деятельность «младореформаторов» в России в 90-х годах прошлого века. Во главе страны стали никчёмные люди, начётчики, ничего кроме как напыщенно говорить, не умеющие. Результат их деятельности - глубочайший экономический кризис в стране. А занимались бы эти людишки тем, к чему они действительно приспособлены - к болтовне, сидели бы в каком-либо отделе пропаганды или работали бы «лекторами по распространению», многих бед избежал бы российский народ. Ещё в Древней Гре- ции советовали: «Пусть каждый занимается тем, в чём он разбирается». И к этому совету следует прислушиваться и в наше время.

По мне уж лучше пей, / Да дело разумей
Из басни «Музыканты» (1808) И. А. Крылова (1769-1844):
Сосед соседа звал откушать;
Но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил
И заманил к себе соседа певчих слушать.
Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова
И у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало,
И закружилась голова.
«Помилуй ты меня, - сказал он с удивленьем, -
Чем любоваться тут? Твой хор
Горланит вздор!» -
«То правда, - отвечал хозяин с умиленьем, -
Они немножечко дерут;
Зато уж в рот хмельного не берут,
И все с прекрасным повеленьем».
А я-скажу: по мне уж лучше пей,
Да дело разумей.

Басню высоко оценил Н. В. Гоголь, сказав о ее авторе: «Особенно слышно, как он везде держит сторону ума, как просит не пренебрегать умного человека, но уметь с ним обращаться... Он знал, что с умным человеком все можно сделать... если сумеешь умно говорить с ним, но дурака трудно сделать умным, как ни говори с ним» (Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6). В. Г. Белинский относил эту басню Крылова к его лучшим созданиям - «чисто сатирическим и поэтическим».
Иносказательно: высокий профессионализм, талант пьющего человека предпочтительное трезвости бездаря, дилетанта, неумехи (шутл.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "По мне уж лучше пей, / Да дело разумей" в других словарях:

    Ср. По мне уж лучше пей, Да дело разумей. Крылов. Музыканты. См. пей, да ума не пропей. См. пьян да умен, два угодья в нем … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    РАЗУМЕТЬ, разумею, разумеешь, несовер., Что и без доп. 1. Понимать, постигать смысл чего нибудь (устар. и прост.). Разуметь смысл слова. Разуметь написанное. «Дитя не плачет, мать не разумеет.» (посл.) «Всяк Еремей про себя разумей.» (посл.). ||… … Толковый словарь Ушакова

    Предлог с дательным, винительным и предложным падежами. Без ударения, кроме тех случаев, когда оно переносится с существительного на предлог, например: по лесу, по носу, по полю, по уши. I. С дательным падежом. 1. Употребляется при обозначении… … Малый академический словарь

    Учитель Чичикова ("Мертвые души") - Смотри также Большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков: ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было… … Словарь литературных типов

    Для почину выпить по чину. Чай, кофей не по нутру; была бы водка поутру. Он не пьет, однако не проливает (наземь не льет). Винцо не пшеничка: прольешь не подклюешь. Пить не пьет, а и мимо не льет. Он не пьет, а только за ухо (за ворот) льет. Как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа