Бунин описывает детство девочки. Природа в стихах И. А. Бунина: анализ стихотворения "Детство". Чему учит нас произведение «Детство»

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «И.А.Бунин. «Детство»

Цели урока:

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к русской поэзии.

Образовательные задачи:

Формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Ход урока.

I .Орг. момент. Мотивация.

Знаете ли вы, что такое айсберг?

Выясняем, что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.

Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

II . Цели учебной деятельности.

Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.

Но для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство?

III . Усвоение содержания учебного материала.

1) первичное восприятие текста

Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». У каждого на столе оно лежит.Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки»)

Понравилось?

2) вторичное восприятие текста

(Чтение детьми текста «про себя»)

3) словарная работа

Какие непонятные слова вы встретили?

Ароматом.

Палатам. Зной.

(вывешиваются карточки на доске)

Ребята, у вас на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов

4) работа с толковым словариком.

Аромат. Это приятный запах.

Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.

Бор. Это лес, в котором растут сосны.

Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые, расписные, светлые.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Прильнуть – прислониться.

IV . Обеспечение осознанности формируемых знаний.

О чем это стихотворение?

Чтение стихотворение по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк…

Что необычного в этих строчках?

Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

- «Песок - как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.

В чем его необычность? Думаем все вместе.

Шелк – мягкий, нежный.

Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?

Обратить внимание детей на многоточие:

Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Прильну к сосне корявой

Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.

В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

V . Обеспечение прочных формируемых знаний.

1)выразительное чтение

(Чтение несколькими учащимися)

VI . Контроль усвоения.

Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».

В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.

Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».

VII Рефлексия:

Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.

Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

У нас сейчас зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.

Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.

Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.

А теперь покажите своё настроение.

– А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока.

«Так знать и любить природу,
как умеет Бунин, мало кто умеет…»

И я очень надеюсь,что и мы с вами этому научились.

VIII . Домашнее задание. -Домашнее задание каждый выберет себе сам.

    Выучить наизусть.

    Нарисовать рисунок к стихотворению и подтвердить его словами из текста.

Для большинства людей детство является весьма интересным периодом жизни, когда самому не нужно практически ни о чем беспокоиться. Все решается взрослыми, и чаще всего в пользу ребёнка. Именно поэтому многие люди регулярно возвращаются в мыслях к этому периоду жизни. Действительно, в детстве и отрочестве мы не заботимся практически ни о чем. Можно учиться, играть, отдыхать – вот и все, что нужно. Со временем приходят хлопоты, ответственность, заботы и, естественно, все это далеко не всегда носит приятный характер. Но всё это будет позже, а пока маленький человек растёт он может рассчитывать на снисхождение, поддержку и любовь взрослых.

Бунин Иван Алексеевич

Иван Бунин вспоминает начальный период своей жизни в собственном произведении «Детство». Собственно, мало кто знает, с чего именно начинался творческий путь писателя. До того момента, как Бунин стал переводчиком и писателем, он занимался тем, что писал стихи, именно с поэзии начался его длинный путь. Впоследствии, конечно, он не забывал про это увлечение и продолжал писать стихи, хотя большую часть времени у него отнимала проза. Большинство его произведений носят сугубо лирический характер, часто это воспоминания о прошлом.

До одиннадцати лет писатель воспитывался дома в Орловской губернии в поместье Озерки. Окружающий мир вокруг ребёнка действительно был изумительной красоты, о чем в будущем автор будет говорить в собственных произведениях – русская природа, такая манящая и удивительная, способная подарить восхитительное и непередаваемое ощущение спокойствия. Бунин в детстве любил проводить время в лесу или в поле, наслаждаясь окружающей природой. Это ему давало какие-то особенные ощущения и развивало чувства прекрасного. Как только у него появлялась возможность улизнуть из дома, то он непременно ей пользовался. Мальчик так «сдружился» с природой, что в дальнейшем, во взрослой жизни, работая над своими произведениями, практически в каждой работе автора, можно найти качественное описание природных явлений, которые помогают лучше воспринимать смысловую нагрузку.


Например, очень часто можно заметить упоминания о чувствах людей друг к другу или о любви человека к самой природе. Тем не менее он говорит о том, что любовь к природе – гораздо сильнее, чем ее испытывают люди, так как для человека чувство любви лишь вспышка, яркий огонек, способный осветить ненадолго человеческую жизнь, не более. Как ярко он разгорается, так же быстро потухает, хотя это действительно священное и по-своему уникальное чувство. Зато любовь к природе – она может быть бесконечной, вечной, вне зависимости от обстоятельств, о чем, собственно, можно узнать в произведении Бунина «Детство».

Произведение «Детство»


Вся красота окружающего мира писателя действительно глубоко запала ему в душу. Этот период жизни он очень любит вспоминать, и регулярно мысленно возвращается к тем событиям, которые происходили с ним в детстве.

В 1895 году выходит стихотворение Бунина «Детство», в котором писатель пытается передать все те чувства, которые он испытывал раньше. Он делится своими ощущениями и будто переносится на пятнадцать лет назад, увлекая за собой читателя. В этом произведении очень сокровенный, можно сказать, интимный смысл.

Поэт отмечает, что в детстве мы все были беззаботными, могли получать удовольствие и неподдельное наслаждение от разных мелочей: теплоты летнего солнца, запаха смолы на соснах, от окружающей природы. Читателю становится ясно, что Бунин делиться собственною любовь не только к своему прошлому счастливому детству, но и устойчивому настоящему, когда можно спокойно погружаться в собственные воспоминания.

В жизни писателя обстоятельства сложились таким образом, что он просто не мог оставаться жить на Родине, и эмигрировал во Францию, в Париж. Расставание и Родиной тяжело давалось писателю. По этой причине он в каждом своем произведении вспоминает Россию, ее богатую, удивительную и интересную природу, её людей, культуру, обычаи. До самого своего последнего вздоха писатель помнит Россию. Её величественные, могучие леса, бесконечные поля, деревья – все то, что так или иначе у него ассоциируется с самым счастливым периодом в жизни, детством. Писатель постоянно намекает читателю, подводит его к мысли о том, что родные края нужно любить и относится к ним с трепетом.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», - это, пожалуй, ярчайшее воспоминание Ивана Алексеевича, которым он делится с читателями в своем произведении. Пытаясь укрыться в лесу от солнечных лучей в тени сосен-великанов, наблюдать за пробуждением густой чащи леса – излюбленное занятие поэта в детстве. Он вспоминает о том, как ему было радостно «бродить по этим солнечным палатам», что говорит о том, что мелочи могут радовать человека до глубины его души.

Поэт говорит читателям о том, что детство является по-настоящему золотой порой жизни, когда взрослый человек может буквально прикоснуться к своему прошлому, затронув тонкие струны своей памяти и вспомнить, как он был тогда счастлив.

Это стихотворение о природе имеет более глубокий смысл, чем может показаться изначально. Возможность вернуться в детство в собственных воспоминаниях - вот философия безграничных возможностей человеческих мыслей. Там в собственном детстве остались многочисленные радости жизни, возможность беззаботно играть и открыто смотреть каждому дню в лицо, ничего не бояться, не лукавить. Природа сама протягивает руки, создавая целый мир из звуковых и визуальных впечатлений, которые дарят счастье даже по прошествии многих лет жизни. Все, чего бы ни происходило в детстве непременно связано с радостным, веселым настроением, даже солнца жар или сухой смолистый аромат.

Характеристика произведения


Немаловажной особенностью самого произведения является уникальное сочетание сонорных звуков [л] и [л’]. Именно такое сочетание позволяет намного глубже прочувствовать само произведение, узнать об ощущениях, о которых нам рассказывает Бунин, понять их. Таким образом, он буквально на листке тетради передает нам звуки «льющегося солнца», «шелкового песка под ногами» и множество другого.

Кроме благоприятного и интересного сочетания звуков, нельзя не обратить внимания на цветовую гамму, которую предлагает поэт. Это разноцветье прямо говорит, что детская пора – сама по себе золотая, ею следует дорожить так же, как вы бы дорожили случайно найденным слитком золота. Также нельзя не отметить наличие красных «оттенков». Безусловно, такой цвет ассоциируется с кровью и огнем, следовательно, наличием родства между многими-многими поколениями. Таким образом, писатель буквально олицетворяет кровное и духовное родство, которое проявляется в единении с самой природой.

Как уже было сказано выше, в произведениях Бунина чаще всего присутствуют лирические герои. Это стихотворение не исключение. Действительно, несмотря на то, что он рассказывает о герое, как о взрослом человеке, но тот перед мощью самой природы, ее величием, сравнивая ничтожного человека с могучими столетними огромными соснами, буквально возвращает его в детство, создавая из взрослого человека ребенка. Ощущения лирического героя писатель довольно умело передает посредством применения самых различных эпитетов, например:

Смолистый аромат;

Шелковый песок;

Льющегося солнца.


Здесь присутствует огромное количество цветовых эпитетов, которые еще больше указывают нам на важность детского периода жизни в судьбе каждого человека.

Как во многих своих произведения, в стихотворении «Детстве» Бунин снова рассказывает читателям о любви, только не той приземленной, подобной яркой вспышке между двумя людьми, а о любви человека и природы. Он рассказывает нам о детстве, которое, действительно, проходит очень быстро и всё, что человеку посчастливилось запомнить, следует хранить в своей памяти как бесценный дар. В этом и состоит счастье в единении с природой и с самим собой.

Читать стих «Детство» Бунина Ивана Алексеевича - словно погрузиться в ту прекрасную пору, когда все казалось большим и прекрасным; вновь ощутить счастье от запаха свежих листьев и дуновения ветра. Свои юные годы поэт провел в родовом поместье. Мальчишеские воспоминания о красоте русской природы навсегда остались в сердце Бунина. И уже став взрослым, он нередко возвращался к ним, лелея память о прекрасных днях, полных запаха сосен и солнечных лучей. Это произведение он написал в 1895 году. В нем он попытался передать ту эмоцию, которую сохранил в своей душе.

Текст стихотворения Бунина «Детство» – олицетворение любви поэта к природе. Это трепетное чувство он пронес через всю свою жизнь. Автор вспоминает, как сладостно было скрываться в бору от жары. И правда, что может быть лучше ощущения спасительной тени в знойный летний день? А как прекрасно было «бродить по солнечным палатам», представляя, что этот лес принадлежит только тебе. Эти воспоминания поглощают автора, напевая знакомые мотивы из детства.

Стихотворение наполнено ощущением невыносимого счастья и спокойствия. Только в юности можно ощутить такую беззаботность и легкость. Только ребенок способен полностью отдаться радости внутри, прислонившись к теплой сосновой коре, ощутив на себе, как её обласкали яркие солнечные лучи. Стихотворение несомненно стоит учить на уроках литературы в старших классах. Прочесть его полностью онлайн или скачать можно на нашем сайте.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.

В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно “Детство”. Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.

Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.

Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений.

Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков [л] и [л’]. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.

В стихотворении преобладает желтый цвет. Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.

Лирический герой – взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком).

Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передает ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении – (солнечные палаты, кора красна).

В своих стихотворениях И. А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него

– священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении «Детство» Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!

Любовь и еще раз любовь – вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В стихотворении лирический герой в жаркий летний день гуляет в бору, где все озарено солнцем, где бор веселым блеском напоен,...
  2. И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у...
  3. Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками....
  4. Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях А. Фета и А. К....

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Анализ стихотворения «Детство» Бунина

Детство - лучшая пора человеческой жизни. Именно в детском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному. Стихотворение И. А. Бунина «Детство» передаёт искренний восторг от ощущения единства с природой.

Произведение написано двадцатипятилетним писателем в 1895 году, а опубликовано оно было лишь спустя 11 лет. Этот период его творчества был очень плодотворен и богат на события, но всё-таки И. А. Бунин тосковал по собственной детской непосредственности и лёгкому восприятию мира.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение относится к пейзажной лирике. Его темой является описание впечатлений от прогулки в солнечном бору. Идея Бунина - показать, как природа может вернуть детское мироощущение и чувствительность.

Основной мотив и образы

Стихотворение проникнуто весёлым настроением. Это подтверждают слова: «весело мне было…». В «Детстве» можно выделить два основных образа:

  • образ лирического героя, который на миг возвращается в детство;
  • образ сосны, который выступает символом всей родной природы.

Эти два образа противопоставлены по возрасту («…мне только десять лет, // А ствол - гигант, тяжёлый, величавый»). Несмотря на это, они единое целое: «Прильну к сосне…».

Композиция

«Детство» состоит из трёх четверостиший:

  • в первой строфе описывается солнечный бор, в котором гуляет лирический герой;
  • во второй строфе рассказывается, как он прильнул «к сосне корявой»;
  • третья строфа описывает грубый, но тёплый ствол сосны.

Ритмический строй

Произведение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Этот двусложный размер лёгок для восприятия и осмысления.

Художественные средства

  • слова, передающие запахи: «сухим смолистым ароматом», «пахнет»;
  • слова, передающие солнечный свет и тепло: «жарче», «по … солнечным палатам», «повсюду блеск», «повсюду яркий свет», «Кора … тепла, так солнцем вся прогрета!», «зной … солнечного света»;
  • звукопись: повтор шипящих и звуков [с] и [т];
  • сравнения: «Песок - как шёлк…»;
  • метафору: лес сравнивается со дворцом («по этим солнечным палатам»);
  • эпитеты: «тяжёлый, величавый», «сладостней», «весело»;
  • восклицательные предложения в первой и третьей строфах.

Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.