Что патриция в древнем риме. Патриции и не патриции. Смотреть что такое "Патриции" в других словарях

Патриции

Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто имел за­конных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и за­конными родственными связями являются только связи по отцу. Действи­тельно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархаль­ного типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это правом жизни и смерти (ius vitae necisque). Патрицианские роды (gentes, традиция насчитывает их 300) име­ли общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen, собственно, «предимя»), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т. п.

У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требо­вавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетель­ствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего со­хранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что у патрицианских семей царского периода в частной собственности находи­лось только по 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения (ius possessions), а не частной собственности.

Из других признаков родового строя у патрициев можно отметить сле­ды общего родового культа и общие родовые кладбища. В традиции сохра­нились намеки на то, что патрицианские роды практиковали разные спо­собы погребения. Так, Цицерон говорит, что еще на его памяти в роде Корнелиев был обычай не сжигать своих покойников, а целиком предавать их земле. Роды патрициев были экзогамны, т. е. членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.

Согласно некоторым нашим источникам, патриции делились на три три­бы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Уже древние толковали их как три пле­менных элемента: латинов, сабинов и этрусков. Такая точка зрения долго держалась в науке, но теперь она почти оставлена: если в коренном рим­ском гражданстве можно установить присутствие двух этнических образо­ваний - латинского и сабинского, то этрусский элемент как нечто целое и компактное, по-видимому, отсутствовал. Поэтому в настоящее время склонны рассматривать три римские трибы как первичное деление одного племени. Такое же тройное деление мы находим у других италийских пле­мен: умбров, сабинов. Аналогичное положение встречается в Греции у дорян (три филы) и ионян (четыре филы).

Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия - на десять ро­дов, каждый род - на десять семейств. Таким образом, всего было 30 ку­рий, 300 родов и 3 тыс. семейств. Такое правильное числовое соотноше­ние заставляет думать, что первичному родовому делению впоследствии была придана некоторая искусственность, быть может, ради военных це­лей.

Наиболее прочно в наших источниках засвидетельствованы курии (их присутствие, в частности, отражено в древнейшем римском календаре). Судя по немногим сохранившимся названиям курий, они имели террито­риальный характер, что, конечно, не исключает того, что в основе это были родовые деления. Каждая курия возглавлялась своим старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении. Функции собраний по куриям не вполне ясны. Во всяком случае, первоначально это были единственные правомочные собрания римского народа, в которых он выражал свою волю (ниже мы еще вернемся к этому вопросу).

Происхождение триб и курий уже для самих римлян представлялось загадочным. Чаще всего деление общины на трибы и курии припи­сывалось воле основателя Рима. Полагают, что Ромул провел эту реформу после объединения с сабинами: «Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех - самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин. Без сомнения, их было гораздо больше тридца­ти, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал кури­ям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, об этом преданье молчит. В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции - по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным» (Ливий, I, 13, пер. В. М. Смирина). Похожий рассказ со­держится у Плутарха (Ромул, 20): «Когда население города таким образом удвоилось, к прежним патрициям добавилось сто новых - из числа сабинян, а в легионах стало по шести тысяч пехотинцев и по шестисот всадников. Цари разделили граждан на три филы и на­звали одну Рамны - в честь Ромула, вторую - Татии, в честь Татия, а третью - Лукеры, по роще, в которой многие укрывались, пользу­ясь правом убежища, чтобы затем получить права гражданства (роща по-латыни «лукос» ). Что фил было три, явствует из самого слова, которым обозначается у римлян фила: они и сейчас зовут филы трибами, а главу филы трибуном. Каждая триба состояла из десяти курий, названных, как утверждают некоторые, по именам похищен­ных женщин, но мне кажется, это неверно: многие из них именуют­ся по различным местностям» (пер. С. П. Маркиша).

Из книги Римская республика [От семи царей до республиканского правления] автора Азимов Айзек

Патриции и плебеи Конец царской власти привел к тому, что Римом стала править олигархия, то есть «немногие», в данном случае патриции. Только они могли становиться сенаторами, только они могли быть консулами, преторами и квесторами.Патриции полагали, что лишь их можно

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Юные годы Вечного города: патриции и плебеи В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорбленными гражданами. Ромул стал царем

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Сословия, патриции и знать Важная - возможно, самая важная - черта римского общества состояла в том, что оно было сословным, а не классовым в том смысле, как это обычно понимается: иерархия лиц определялась их юридическим статусом, определенными законом правами,

Из книги Повседневная жизнь в Венеции во времена Гольдони автора Декруазетт Франсуаза

«Трепещите, неправедные патриции!» «Роскошь, разврат и испорченные нравы» - пессимизм Нани был обоснован. В Венеции шла крупная игра, и не только в загородных домах. Играли в казини, играли в ридотти. Играли даже на баржах. Так, в юности, плывя на лодке в Феррару, Гольдони

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Патриции Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто

December 29th, 2017 , 11:02 pm


Когда речь идёт о мучениках первых веков христианства, то во многих историях жизни святых мы встречаем людей называемых Патриции.

Патриций - это был аристократ Древнего Рима. В Древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

Позже в средневековье сословие Патрициев было ещё и в Германии. В городах Германии в эпоху Средневековья лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в самоуправлении.

При этом само слово патриций пошло от латинского слова "Патрициус". А "Патер" по латыни, это Отец. Таким образом и отношение и уважение древних римлян к Патрициям было как к отцам, как к старейшинам города, которые могут всё разрешить в вопросах и всем помочь советами.

А кто не входил в сословие Патрициусов, того называли Плебеями.
Плебей в Древнем Риме — представитель низшего сословия, лично свободный, но первоначально не пользовавшийся никакими политическими и гражданскими правами.

По латыни "Плебеюс" означает "Простонародный". Плебс -это народная масса, толпа.

Сегодня "Плебеем" называют человека из простонародья которого хотят унизить, человека не аристократического происхождения, выходца из низших сословий; также человека с низким культурным или духовным уровнем.

Слово Плебей сегодня приравнивается к мужлан, быдло, чернь...

Но в Древнем Риме слово Плебей не было обидным, это был просто гражданин Рима, свободный человек, но который не мог заниматся политикой и законодательной работой.

Лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

  • В средние века в европейских городах - лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в городском самоуправлении.
  • Античная эпоха

    В Древнем Риме патриции первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium ) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая земельная аристократия , предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.

    После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с патрициями (к началу III века до н. э.) верхушка патрициата и плебса , слившись, образовали нобилитет .

    Средневековая Европа

    См. также

    Литература

    • Патриции // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов
    • Патрициат / А. П. Черных // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

    Первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium ) и противостоявшее плебеям ; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая аристократия , предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.

    В эпоху ранней Империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций. К этому времени старые патрицианские роды вымерли, и сословие пополнилось за счёт неофитов , «аристократии по письму», которых возвёл в патрицианское достоинство в награду за службу император (этот процесс начал ещё Цезарь).

    В эпоху поздней Империи урождённых патрициев практически не осталось, а титулом патриция награждал исключительно император. Этот титул был одним из высших званий в государстве, но уже не был связан с определённой должностью.

    См. также

    Средневековая Германия

    См. также

    Библиография

    • Патриции. - Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. (в 86 тт., СПб, 1890-1907) on-line
    • Патрициат. - Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
    • Т.С.Никулина. Проблемы патрициата ганзейских городов в немецкой историографии. - В кн: Вопросы историографии внутренней и внешней политики зарубежных стран. Межвузовский сборник научных статей, Самара 1991, - Стр. 3-29.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Патриций" в других словарях:

      - (лат.). Потомки древних римских сенаторов, высшее сословие в древнем Риме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИЦИЙ лат. patricius, от pater, отец. Высшее сословие в древнем Риме; потомки лиц,… … Словарь иностранных слов русского языка

      См. дворянин... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. патриций аристократ, дворянин Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

      ПАТРИЦИЙ, патриция, муж. (лат. patricius) (ист.). 1. В древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли; ант. плебей. 2. В средние века в германских городах лицо … Толковый словарь Ушакова

      ПАТРИЦИЙ, я, муж. В Древнем Риме: аристократ [первонач. вообще коренной житель римского государства, не относящийся к низшим классам (плебеям)]. | жен. патрицианка, и. | прил. патрицианский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

      Патриций - (.patrician), родовой зем. аристократ в раннем республиканском Риме. После изгнания Таркви ния гос вом управляли патриции. В силу сложившихся традиций они являлись наследственными членами сената. Монополизировали все магистратуры и жреческие… … Всемирная история

      патриций - я, м. 1) В Древнем Риме: представитель родовой знати, привилегированного сословия. 2) В Средние века в Европе: представитель городской (купеческой) аристократии. Родственные слова: патрициа/нка, патрициа/нский Этимология: От латинского… … Популярный словарь русского языка

      М. 1. Лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли (в Древнем Риме). отт. Представитель родовой знати. 2. Лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Патриций, патриции, патриция, патрициев, патрицию, патрициям, патриция, патрициев, патрицием, патрициями, патриции, патрициях (

    Первоначально, по всей видимости, главы родов, составлявших коренное население Рима ; в республиканскую эпоху привилегированное сословие римской республики, которое после уравнения в правах с плебеями , образовало вместе с верхушкой плебса нобилитет .

    В эпоху ранней империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия (в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций). Слово вероятнее всего связано с термином patres («отцы»), обозначавшим всех сенаторов-патрициев. Вопрос о происхождении патрициата остается дискуссионным - традиция передает, что создателем этого сословия был Ромул, однако ряд ученых полагает, что появление патрициев относится уже к республиканской эпохе, указывая на то, что сами римские цари патрициями не являлись. Некоторые патрицианские семьи (например, Клавдии) были пришлыми, но, тем не менее, не теряли своего статуса, обосновавшись в Риме.

    Звание патриция приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Разделение патрицианских родов на «старшие» и «младшие», судя по всему, стало следствием возведения в патрициат новых родов римскими царями. В царскую и раннереспубликанскую эпоху патриции в отличие от плебеев обладали всем комплексом политических прав, а также правом пользования фондом общественной земли. Спорным остается вопрос о том, являлся ли доступ к магистратурам изначально исключительным правом патрициев или эта монополия сформировалась постепенно. В пользу второго утверждения свидетельствуют Фасты, согласно которым в первые века республики отнюдь не все консулы были патрициями.

    В 445 г. до н. э. законом Канулея был отменен запрет на браки между патрицианскими и плебейскими семьями, внесенный по традиции в законы XII таблиц . В дальнейшем патриции постепенно разделили все свои исключительные права с плебеями, однако, несмотря на это, они по-прежнему сохраняли значительное влияние на римскую политическую жизнь, о чем говорит тот факт, что вплоть до 172 г. до н. э. один из двух консулов регулярно избирался из числа патрициев. Доступ в некоторые жреческие коллегии и после окончания сословной борьбы оставался открытым исключительно патрициев (фламины, салии). В эпоху поздней республики патрициат постепенно стал отмирать: к началу империи из 50 первоначальных патрицианских родов сохранилось лишь 14.

    Цезарь, Август и их наследники использовали свои цензорские полномочия для того, чтобы возродить древний патрициат, даруя это звание своим преданным сторонникам. Наследственный патрициат, по всей вероятности, исчез к III в. н. э., но в эпоху поздней империи титул патриция стал использоваться императорами как личное отличие, предоставлявшееся за верную службу Империи.