Доктор берн из какого произведения. Зарождение трансакционного анализа. Как самостоятельно выявить свой сценарий

Berne E., 1902-1970). Известный американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления. Занимался частной практикой в Кармеле (Калифорния), был консультантом по вопросам групповой психотерапии в нескольких учреждениях Сан-Франциско, читал лекции в Калифорнийском университете. Основатель трансактного анализа - метода групповой психотерапии, основанного на представлении о том, что структура человеческой психики складывается из трех состояний "Я": "Родитель" (система ценностей), "Взрослый" (рациональное мышление, логика), "Ребенок" (эмоции). Б. полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Самая известная из его книг - "Игры, в которые играют люди" - вышла в 1964 г. и стала бестселлером, была переведена на многие иностранные языки, в том числе и на русский (1988 г.), переиздавалась десятки раз.

БЕРН Эрик

Berne) Эрик (1910-1970) -американский психолог и психиатр, основатель трансактного анализа, одного из направлений психотерапии и практической психологии. Д-р медицины, профессор. Ученик П. Федерна. Родился и получил медицинское образование в Канаде. После окончания университета в Монреале эмигрировал в США, где продолжил образование, специализируясь в психоанализе. Являясь армейским психологом, во время Второй мировой войны начинает использовать групповую психотерапию. В 1947 г. (с предисловием психоаналитика А.Брилла) опубликовал книгу Психика в действии (которая в дальнейшем многократно переиздавалась в разных странах под названием Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. В последующие годы работал в ряде клиник и вел широкую частную практику. Основал Международную Ассоциацию Трансактного анализа, в которую входят многие страны мира, в том числе и страны СНГ. Первая научная работа Б. посвящена изучению интуиции. Интерес к этой проблеме сохранялся у него всю жизнь. В 1977 году, уже после его смерти, все работы Б. по этой проблеме были собраны в книге Интуиция и эго-состояния. Отойдя от классического психоанализа, которым занимался 15 лет, Б. разработал свою собственную психотерапевтическую концепцию - трансактный анализ (анализ взаимодействий людей). Хотя он всегда подчеркивал отличия своего подхода от взглядов 3. Фрейда, последний оказал на его взгляды значительное влияние, которое не отрицал и сам Б. Он говорил о том, что если представить теорию трансактного анализа в виде яблока, то психоанализ будет его сердцевиной. Как и многие представители неофрейдизма, Б. заострил свое внимание на социальных аспектах этиологии психических расстройств, называя на первых порах свой подход социальной психотерапией. В основе учения Б. лежит его представление о личности: в каждый момент человек может находиться в одном из трех эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок), переключаясь в другое состояние при изменении ситуации. В ключевом для трансактного анализа понятии эго-состояние, которое впервые было использовано учителем Б. П. Федерном, отразились как психоаналитическое учение о личностной динамике, так и оригинальные взгляды Б., берущие начало из его практического опыта. На работе с эго-со-стояниями клиентов (структурном анализе) строится изучение межличностных взаимодействий (собственно трансактный анализ), стереотипных манипуля-тивных поведенческих схем (анализ игр) и долговременных жизненных планов (анализ сценария). Задачей психотерапевта становится избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и соответствующего сценария, а также достижение близости и независимости в межличностных отношениях. Основные положения теории Б. изложены в книгах Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений (1966) и Что мы говорим после того как произнесли приветствие (Люди, которые играют в игры). Психология человеческой судьбы (1972). В России обе эти книги были изданы в одном томе в 1988 г. В своей идеологии трансактный анализ близок другим направлениям психотерапии, в особенности гештальттерапии. В отличие от последней в трансактном анализе больший акцент, как правило, делается на рациональных акцентах психотерапии (актуализация эго-состояния Взрослый). Б. также автор книг: Структура и динамика организаций и групп, М., 1963; Секс в человеческой любви, М., 1970 и др. В. К. Калиненко

Судьба любого человека программируется в дошкольном возрасте. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: «Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно»

Развивая идеи психоанализа Фрейда, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, знаменитый психолог Эрик Берн акцентировал внимание на «трансакциях» (единичных взаимодействиях), лежащих в основе межчеловеческих отношений.

Некоторые виды таких трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он назвал играми. В данной статье мы представляем вам краткое изложение книги Эрика Берна «Люди, которые играют в игры» - одной из самых знаменитых книг по психологии XX века.

Транзактный анализ Эрика Берна

Сценарный анализ невозможен без понимания основной, базовой концепции Эрика Берна - транзактного анализа. Именно с него он начинает свою книгу «Люди, которые играют в игры».

Эрик Берн считает, что у каждого человека есть три состояния Я, или, как еще говорят, три Эго-состояния, определяющие, как он ведет себя с окружающими и что из этого в итоге получается. Эти состояния называются так:

  • Родитель
  • Взрослый
  • Ребенок

Изучению этих состояний и посвящен транзактный анализ. Берн считает, что мы в каждый момент своей жизни находимся в одном из этих трех состояний. Причем их смена может происходить сколь угодно часто и быстро: например, вот только что руководитель общался со своим подчиненным с позиции Взрослого, уже через секунду обиделся на него как Ребенок, а через минуту начал его поучать из состояния Родителя.

Одну единицу общения Берн называет транзакцией. Отсюда и название его подхода - транзактный анализ. Чтобы не было путаницы, Эго-состояния Берн пишет с большой буквы: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре), а эти же слова в их обычном, относящемся к конкретным людям значении, - с маленькой.

Состояние «Родитель» ведет свое происхождение от родительских образцов поведения. В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Он копирует поведение своих родителей. И тут надо учитывать два Родительских компонента: один - ведущий происхождение от отца, другой - от матери. Состояние Я-Родитель может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека, выполняя функции совести.

Вторая группа состояний Я заключается в том, что человек объективно оценивает то, что с ним происходит, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта. Это состояние Я Эрик Берн называет «Взрослый». Его можно сравнить с функционированием компьютера. Человек в позиции Я-Взрослый пребывает в состоянии «здесь и сейчас». Он адекватно оценивает свои действия и поступки, полностью отдает себе в них отчет и берет на себя ответственность за все, что он делает.

Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве. Это состояние Я называется «Ребенок». Его нельзя считать ребяческим или незрелым, это состояние только напоминает ребенка определенного возраста, в основном двух-пяти лет. Это мысли, чувства и переживания, которые проигрываются из детского возраста. Когда мы в позиции Эго-Ребенка, мы находимся в состоянии контролируемых, в состоянии объектов воспитания, объектов обожания, то есть в состоянии тех, кем мы являлись, когда были детьми.

Какое из трех состояний Я более конструктивное и почему?

Эрик Берн считает, что человек становится зрелой личностью, когда в его поведении доминирует состояние Взрослого. Если же преобладает Ребенок или Родитель, это приводит к неадекватному поведению и к искажению мироощущения. И поэтому задача каждого человека - добиться баланса трех Я-состояний с помощью усиления роли Взрослого.

Почему Эрик Берн считает состояния Ребенка и Родителя менее конструктивными? Потому что в состоянии Ребенка у человека наблюдается достаточно большой перекос в сторону манипулирования, спонтанности реакций, а также нежелания или неспособности взять на себя ответственность за свои поступки. А в состоянии Родителя в первую и главную очередь доминирует контролирующая функция и перфекционизм, что тоже бывает опасно. Рассмотрим это на конкретном примере.

Человек совершил какую-то оплошность. Если у него доминирует Эго-Родитель, то он начинает ругать, пилить, «грызть» себя. Он постоянно прокручивает в голове эту ситуацию и что он сделал не так, корит себя. И эта внутренняя «пилёжка» может продолжаться сколь угодно долго. В особо запущенных случаях люди пилят себя по одному и тому же вопросу десятилетиями. Естественно, что в какой-то момент это превращается в психосоматическое расстройство. Как вы понимаете, реальную ситуацию такое отношение к ней не изменит. И в этом смысле состояние Эго-Родителя не является конструктивным. Ситуация не меняется, а психическое напряжение возрастает.

А как в такой ситуации ведет себя Взрослый? Эго-Взрослый говорит: «Да, здесь я сделал ошибку. Я знаю, как ее исправить. В следующий раз, когда возникнет такая же ситуация, я вспомню этот опыт и попробую избежать такого исхода. Я всего лишь человек, я не святой, у меня могут быть ошибки». Так разговаривает с собой Эго-Взрослый. Он разрешает себе ошибку, берет на себя ответственность за нее, он ее не отрицает, но эта ответственность здравая, он понимает, что не все в жизни от него зависит. Он извлекает опыт из данной ситуации, и этот опыт становится для него полезным звеном в следующей подобной ситуации. Самое главное, что здесь исчезает излишняя драматизация и обрубается некий эмоциональный «хвост». Эго-Взрослый не тащит за собой этот «хвост» на веки вечные. И поэтому такая реакция конструктивна.

А что же в подобной ситуации делает человек, который находится в состоянии Эго-Ребенка? Он обижается. Почему так происходит? Если Эго-Родитель берет на себя гиперответственность за все, что происходит, и поэтому так сильно себя ругает, то Эго-Ребенок, наоборот, считает, что если что-то получилось не так, то это виноваты мама, начальник, друг или кто-то еще. А раз они виноваты и поступили не так, как он ожидал, то они его разочаровали. Он на них обиделся и решил, что отомстит, ну, или перестанет с ними разговаривать.

Такая реакция вроде бы какого-то серьезного эмоционально «хвоста» для человека не несет, ведь он переложил этот «хвост» на другого. Но что он имеет в результате? Испорченные отношения с тем человеком, на которого переложена вина за ситуацию, а также отсутствие опыта, который мог бы стать для него незаменимым, когда такая ситуация повторится. А повторится она обязательно, потому что у человека не изменится стиль поведения, который привел к ней. Кроме того, тут надо учитывать, что долгая, глубокая, злобная обида Эго-Ребенка часто становится причиной серьезнейших заболеваний.

Таким образом, Эрик Берн считает, что мы не должны допускать в своем поведении доминирования состояний Ребенка и Родителя. Но в какой-то момент жизни они могут и даже должны включаться. Без этих состояний жизнь человека будет как суп без соли и перца: вроде есть можно, но чего-то не хватает.

Иногда надо разрешать себе быть Ребенком: страдать ерундой, позволять спонтанный выход эмоций. Это нормально. Другой вопрос, когда и где мы позволяем себе это делать. Например, на деловом совещании это совсем неуместно. Всему свое время и место. Состояние Эго-Родителя может быть полезно, например, для преподавателей, лекторов, воспитателей, родителей, врачей на приеме и т. п. Из состояния Родителя человеку проще взять под контроль ситуацию и нести ответственность за других людей в рамках и объеме этой ситуации.

2. Сценарный анализ Эрика Берна

Теперь перейдем к сценарному анализу, которому посвящена книга «Люди, которые играют в игры». Эрик Берн пришел к выводу, что судьба любого человека программируется в дошкольном возрасте. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: «Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно ». Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или неудачником.

Сценарий по Берну - это подсознательный жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. «Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, - пишет Берн, - навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Что бы ни говорили люди, что бы они ни думали, какое-то внутреннее побуждение заставляет их добиваться того финала, который часто отличается от того, что они пишут в своих автобиографиях и заявлениях о приеме на работу. Многие утверждают, что хотят заработать много денег, но теряют их, тогда как окружающие богатеют. Другие утверждают, что ищут любви, а находят ненависть даже в тех, кто их любит».

В первые два года жизни поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас, основу его сценария, «первичный протокол» относительно того, кем ему быть: «молотом» или «наковальней». Такой каркас Эрик Берн называет жизненной позицией человека.

Жизненные позиции как «первичный протокол» сценария

В первый год жизни у ребенка формируется так называемое базовое доверие или недоверие к миру, и складываются определенные убеждения относительно:

    себя самого («Я хороший, со мной все в порядке» или «Я плохой, у меня не все в порядке») и

    окружающих, прежде всего родителей («Ты хороший, с тобой все в порядке» или «Ты плохой, с тобой не все в порядке»).

Это простейшие двусторонние позиции - Ты и Я. Изобразим их сокращенно так: плюс (+) - это позиция «все в порядке», минус (–) - позиция «не все в порядке». Сочетание этих единиц может дать четыре двусторонние позиции, исходя из которых и формируется «первичный протокол», ядро жизненного сценария человека.

В таблице показаны 4 базовые жизненные позиции. Каждая позиция имеет свой сценарий и свой финал.

У каждого человека есть позиция, на основе которой формируется его сценарий и базируется его жизнь. Отказаться от нее ему так же сложно, как вынуть фундамент из-под собственного дома, не разрушив его. Но иногда позицию все-таки можно изменить с помощью профессионального психотерапевтического лечения. Или благодаря сильному чувству любви - этому важнейшему целителю. Эрик Берн приводит вот такой пример устойчивости жизненной позиции.

Человек, считающий себя бедным, а других богатыми (Я –, Ты +), не откажется от своего мнения, даже если неожиданно у него появится много денег. Это не сделает его богатым в собственной оценке. Он по-прежнему будет считать себя бедным, которому просто повезло. А человек, который считает важным быть богатым в отличие от бедняков (Я +, Ты –), не откажется от своей позиции, даже если лишится своего богатства. Он останется для всех окружающих тем же «богатым» человеком, только испытывающим временные финансовые затруднения.

Устойчивостью жизненной позиции объясняется также тот факт, что люди с первой позицией (Я +, Ты +) обычно становятся лидерами: даже в самых крайних и трудных обстоятельствах они сохраняют абсолютное уважение к себе и к своим подчиненным.

Hо иногда встречаются люди, позиция которых неустойчива. Они колеблются и перескакивают с одной позиции на другую, например с «Я +, Ты +» на «Я –, Ты –» или с «Я +, Ты –» на «Я –, Ты +». В основном это нестабильные, тревожные личности. Стабильными Эрик Берн считает тех людей, чьи позиции (хорошие или плохие) трудно поколебать, и таких большинство.

Позиции не только определяют наш жизненный сценарий, они еще и очень важны в повседневных межличностных отношениях. Первое, что люди чувствуют друг в друге, - это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире, обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен.

Люди, чувствующие собственное превосходство, любят объединяться в различных клубах и организациях. Бедность также любит компанию, поэтому бедные тоже предпочитают собираться вместе, чаще всего для того, чтобы выпить. Люди, чувствующие тщетность своих жизненных усилий, обычно толкутся около пивных или на улицах, наблюдая за ходом жизни.

Сюжет сценария: как ребенок его выбирает

Итак, ребенок уже знает, как он должен воспринимать людей, как будут относиться к нему другие люди и что означает «такие, как я». Следующий шаг в развитии сценария - это поиск сюжета, который отвечает на вопрос «Что случается с такими, как я?». Рано или поздно ребенок услышит историю о ком-нибудь «таком, как я». Это может быть сказка, прочитанная ему матерью или отцом, история, рассказанная бабушкой или дедушкой, или рассказ о каком-то мальчишке или девчонке, услышанный на улице. Но где бы ребенок ни услышал эту историю, она произведет на него такое сильное впечатление, что он сразу поймет и скажет: «Это я!».

Услышанная история может стать его сценарием, который он будет пытаться реализовывать всю жизнь. Она даст ему «скелет» сценария, который может состоять из следующих частей:

    герой, на которого ребенок хочет быть похожим;

    злодей, который может стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующее оправдание;

    тип человека, воплощающий в себе образец, которому он хочет следовать;

    сюжет - модель события, дающая возможность переключения с одной фигуры на другую;

    перечень персонажей, мотивирующих переключение;

    набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, когда чувствовать себя виноватым, ощущать свою правоту или торжествовать.

Так на основе самого раннего опыта ребенок выбирает свои позиции. Затем из того, что он читает и слышит, он формирует дальнейший жизненный план. Это и есть первый вариант его сценария. Если помогут внешние обстоятельства, то жизненный путь человека будет соответствовать сюжету, сложившемуся на этой основе.

3. Виды и варианты сценариев

Жизненный сценарий формируется по трем основным направлениям. Вариантов внутри этих направлений множество. Итак, Эрик Берн делит все сценарии на:

    победителей,

    непобедителей,

    неудачников.

На языке сценариев неудачник - это Лягушка, а победитель - Принц или Принцесса. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, но желают им счастья в том сценарии, который для них избрали. Они чаще всего бывают против изменения избранной для своего ребенка роли. Мать, воспитывающая Лягушку, хочет, чтобы дочь была счастливой Лягушкой, но сопротивляется любой ее попытке стать Принцессой («Почему ты решила, что ты можешь…?»). Отец, воспитывающий Принца, конечно же, желает сыну счастья, но он предпочитает видеть его скорее несчастным, чем Лягушкой.

Победителем Эрик Берн называет человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего . И здесь очень важно то, какие цели сам человек для себя формулирует. И хотя в основе их Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый. И тут надо учитывать следующее: человек, поставивший себе цель пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, - победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата 9,5, а пробежал за 9,6 секунды - этот непобедитель.

Кто же это такие - непобедители? Важно не путать с неудачниками. Им сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Hепобедители чаще всего прекрасные сограждане, сотрудники, потому что всегда лояльны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла. Проблем они никому не создают. Это люди, о которых говорят, что они приятны в общении. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей.

Однако большинство неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются увлечь за собой всех находящихся рядом.

Как понять, какому сценарию - победителя или неудачника - следует человек? Берн пишет, что это легко выяснить, ознакомившись с манерой человека говорить. Победитель обычно выражается так: «В другой раз не промахнусь» или «Теперь знаю, как это делать». Hеудачник же скажет: «Если бы только…», «Я бы, конечно…», «Да, но…». Непобедители говорят так: «Да, я поступил так, но по крайней мере я не…» или «Во всяком случае, спасибо и за это».

Сценарный аппарат

Чтобы понять, как действует сценарий и как найти «расколдовыватель», необходимо хорошо знать сценарный аппарат. Под сценарным аппаратом Эрик Берн понимает общие элементы любого сценария. И тут надо вспомнить три состояния Я, о которых мы говорили в самом начале.

Итак, элементы сценария по Эрику Берну:

1. Сценарный финал: благословение или проклятие

Один из родителей кричит в порыве гнева ребенку: «Пропади ты пропадом!» или «Чтоб ты провалился!» - это смертные приговоры и одновременно указания на способ смерти. То же самое: «Ты кончишь, как твой отец» (алкоголик) - приговор на всю жизнь. Это сценарный финал в форме проклятия. Формирует сценарий неудачников. Здесь надо иметь в виду, что ребенок все прощает и принимает решение только после десятков или даже сотен таких транзакций.

У победителей вместо проклятия звучит родительское благословение, например: «Будь великим!»

2. Сценарное предписание

Предписания - это то, что нужно делать (приказы), и то, чего делать нельзя (запреты). Предписание - самый важный элемент сценарного аппарата, который варьируется по степени интенсивности. Предписания первой степени (социально приемлемые и мягкие) - это прямые указания адаптивного характера, подкрепленные одобрением или мягким осуждением («Ты вела себя хорошо и спокойно», «Не будь слишком честолюбивым»). С такими предписаниями еще можно стать победителем.

Предписания второй степени (лживые и жесткие) не диктуются прямо, а внушаются окольным путем. Это лучший способ сформировать непобедителя («Не говори отцу», «Держи рот на замке»).

Предписания третьей степени формируют неудачников. Это предписания в форме несправедливых и негативных приказов, неоправданных запретов, внушаемых чувством страха. Такие предписания мешают ребенку избавиться от проклятия: «Не приставай ко мне!» или «Не умничай» (= «Пропади ты пропадом!») или «Перестань ныть!» (= «Чтоб ты провалился!»).

Чтобы предписание прочно укоренилось в сознании ребенка, его нужно часто повторять, а за отступления от него наказывать, хотя в отдельных крайних случаях (с жестоко избитыми детьми) достаточно одного раза, чтобы предписание запечатлелось на всю жизнь.

3. Сценарная провокация

Провокация порождает будущих пьяниц, преступников, а также другие типы пропащих сценариев. Например, родители поощряют поведение, ведущее к итогу - «Выпей!». Провокация исходит от Злого Ребенка или «демона» родителей, ее обычно сопровождает «ха-ха». В раннем возрасте поощрение быть неудачником может выглядеть так: «Он у нас дурачок, ха-ха» или «Она у нас грязнуля, ха-ха». Затем приходит время более конкретных поддразниваний: «Он когда стукается, то всегда головой, ха-ха».

4. Моральные догмы или заповеди

Это наставления, как нужно жить, чем заполнить время в ожидании финала. Эти наставления обычно передаются из поколения в поколение. Например, «Экономь деньги», «Трудись усердно», «Будь хорошей девочкой».

Тут могут возникнуть противоречия. Отцовский Родитель вещает: «Экономь деньги» (заповедь), в то время как Ребенок отца подначивает: «Ставь все сразу в этой игре» (провокация). Это пример внутреннего противоречия. А когда один из родителей учит экономить, а другой советует тратить, то можно говорить о внешнем противоречии. «Береги каждую копейку» может означать: «Береги каждую копейку, чтобы потом пропить все сразу».

О ребенке, который оказался зажат между противоположными наставлениями, говорят «попал в мешок». Такой ребенок ведет себя так, как будто реагирует не на внешние обстоятельства, а отвечает на что-то в своей собственной голове. Если родители в «мешок» сунули какой-нибудь талант и подкрепили его благословением на победителя, это превратится в «мешок победителя». Но большинство людей в «мешках» - неудачники, поскольку не могут вести себя сообразно ситуации.

5. Родительские образцы

Дополнительно родители делятся опытом, как в реальной жизни осуществлять их сценарные предписания. Это образец, или программа, формирующаяся по указанию родительского Взрослого. Например, девочка может стать леди, если мать научит ее всему, что должна знать настоящая леди. Очень рано, путем подражания, как большинство девочек, она может научиться улыбаться, ходить и сидеть, а позже ее научат одеваться, соглашаться с окружающими и вежливо говорить «нет».

В случае с мальчиком родительский образец скорее скажется в выборе профессии. Ребенок может сказать: «Когда вырасту, я хочу быть юристом (полицейским, вором), как отец». Но осуществится это или нет, зависит от материнского программирования, которое гласит: «Займись (или не займись) чем-нибудь рискованным, сложным, как (или не как) твой отец». Предписание начнет действовать, когда сын видит восхищенное внимание и гордую улыбку, с какими мать слушает рассказы отца о его делах.

6. Сценарный импульс

У ребенка периодически появляются стремления, направленные против сценария, формируемого родителями, например: «Плюнь!», «Словчи!» (против «Работай на совесть!»), «Истрать все сразу!» (против «Береги копейку!»), «Сделай наоборот!». Это сценарный импульс, или «демон», который прячется в подсознании.

Сценарный импульс чаще всего проявляется в ответ на избыток предписаний и наставлений, то есть в ответ на сверхсценарий.

7. Антисценарий

Предполагает возможность снятия заклятия, например, «Ты можешь преуспеть после сорока лет». Такое волшебное разрешение называется антисценарием, или внутренним освобождением. Но нередко в сценариях неудачников единственным антисценарием оказывается смерть: «Свою награду ты получишь на небесах».

Такова анатомия сценарного аппарата. Сценарный финал, предписания и провокации управляют сценарием. Они называются контролирующими механизмами и формируются до шести лет. Остальные четыре элемента могут быть использованы для борьбы со сценарием.

Варианты сценариев

Различные варианты сценариев Эрик Берн разбирает на примерах героев греческих мифов, сказок, а также на наиболее часто встречающихся в жизни персонажах. В основном это сценарии неудачников, поскольку именно с ними психотерапевты встречаются чаще всего. Фрейд, например, перечисляет бесчисленные истории неудачников, тогда как единственные победители в его работах - это Моисей, Леонардо да Винчи и он сам.

Итак, рассмотрим примеры сценариев победителей, непобедителей и неудачников, описанные Эриком Берном в его книге «Люди, которые играют в игры».

Варианты сценариев неудачников

Сценарий «Танталовы муки, или Hикогда»представлен судьбой мифического героя Тантала. Всем известна крылатая фраза «танталовы (то есть вечные) муки». Тантал был обречен страдать от голода и жажды, хотя вода и ветвь с плодами находились рядом, но все время миновали его губ. Тем, кому достался такой сценарий, родители запретили делать то, что им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и «танталовых мук». Они как бы живут под знаком Родительского проклятья. В них Ребенок (как состояние Я) боится того, чего они сильнее всего желают, поэтому они мучают себя сами. Директиву, лежащую в основании этого сценария, можно сформулировать так: «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу».

Сценарий «Арахна, или Всегда» основан на мифе об Арахне. Арахна была великолепной ткачихой и позволила себе бросить вызов самой богине Афине и состязаться с ней в ткацком искусстве. В наказанье она была превращена в паука, вечно ткущего свою паутину.

В данном сценарии «всегда» - это ключ, который включает действие (причем негативное). Этот сценарий проявляется у тех, кому родители (учителя) постоянно со злорадством говорили: «Ты всегда будешь бомжом», «Ты всегда будешь таким ленивым», «Ты всегда не доводишь дело до конца», «Ты навсегда останешься толстой». Этот сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется «полосой неудач» или «полосой невезения».

Сценарий «Дамоклов меч». Дамоклу на один день было позволено блаженствовать в роли царя. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе над его головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого сценария: «Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья».

Ключ этого жизненного сценария - это зависший меч над головой. Это программа на выполнение какой-то задачи (но задачи не своей, а родительской, причем негативной). «Вот выйдешь замуж, наплачешься» (в итоге: или неудачное замужество, или нежелание выходить замуж, или сложности в создании семьи и одиночество).

«Когда вырастишь ребенка, тогда ты почувствуешь себя на моем месте!» (в итоге: или повторение неудачной программы своей матери после того, как вырастет ребенок, или нежелание иметь ребенка, или вынужденная бездетность).

«Гуляй, пока молодой, потом наработаешься» (в итоге: или нежелание работать и тунеядство, или с возрастом - тяжелый труд). Как правило, люди с этим сценарием живут одним днем в постоянном ожидании несчастий в будущем. Это бабочки-однодневки, их жизнь бесперспективна, в результате они часто становятся алкоголиками или наркоманами.

«Снова и снова»- это сценарий Сизифа, мифического царя, который разгневал богов и за это вкатывал на гору камень в подземном мире. Когда камень достигал вершины, он срывался вниз, и все приходилось начинать снова. Это также классический пример сценария «Чуть-чуть не…», где одно «Если бы только…» следует за другим. «Сизиф» - сценарий неудачника, поскольку, приблизившись к вершине, он каждый раз скатывается вниз. В основе его лежит «Снова и снова»: «Старайся, пока можешь». Это программа на процесс, а не результат, на «бег по кругу», бестолковый, тяжелый «сизифов труд».

Сценарий «Розовая Шапочка, или Бесприданница». Розовая Шапочка - сирота или по каким-то причинам чувствует себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистически, планировать и реализовывать планы не умеет - это она оставляет другим. Она всегда готова прийти на помощь, в результате приобретает много друзей. Hо каким-то образом она в конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и снотворное и часто думает о самоубийстве.

Розовая Шапочка - сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Этот сценарий организован по принципу «нельзя»: «Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца». В основе его лежит «никогда»: «Никогда не проси ничего для себя».

Варианты сценариев победителей

Сценарий «Золушка».

У Золушки было счастливое детство, пока была жива ее мать. Затем она страдала до событий на балу. После бала Золушка получает выигрыш, полагающийся ей по сценарию «победителя».

Как же разворачивается ее сценарий после свадьбы? Вскоре Золушка делает удивительное открытие: самыми интересными для нее людьми оказываются не придворные дамы, а посудомойки и служанки, занятые на кухне. Путешествуя в карете по маленькому «королевству», она часто останавливается, чтобы поговорить с ними. Со временем этими прогулками начинают интересоваться и другие придворные дамы. Однажды Золушке-Принцессе пришло в голову, что неплохо бы собрать вместе всех дам, ее помощниц, и обсудить их общие проблемы. После этого родилось «Дамское общество помощи бедным женщинам», избравшее ее своим президентом. Так «Золушка» нашла свое место в жизни и даже сделала вклад в благосостояние своего «королевства».

Сценарий «Зигмунд, или “Если не выходит так, попробуем иначе”».

Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил себе целью проникнуть в высшие слои общества, которые стали бы для него раем, но его туда не пускали. Тогда он решил заглянуть в ад. Там не было высших слоев, там всем было все равно. И он обрел авторитет в аду. Успех его был столь велик, что скоро высшие слои общества переместились в преисподнюю.

Это сценарий «победителя». Человек решает стать великим, но окружающие создают ему всяческие препятствия. Он не тратит время на их преодоление, он все обходит стороной, и становится великим в другом месте. Зигмунда ведет по жизни сценарий, организованный по принципу «можно»: «Если не получается так, можно попытаться иначе». Герой взял неудавшийся сценарий и превратил его в успешный, причем вопреки противодействию окружающих. Это удалось благодаря тому, что оставлялись открытые возможности, позволяющие обойти препятствия, не сталкиваясь с ними лоб в лоб. Такая гибкость не мешает достижению желаемого.

Как самостоятельно выявить свой сценарий

Эрик Берн не дает четких рекомендаций, как самостоятельно распознать свой сценарий. Для этого он предлагает обращаться к сценарным психоаналитикам. Он даже про себя пишет: «Что касается лично меня, то я не знаю, играю ли я по-прежнему по чужим нотам или нет». Но кое-что сделать все-таки можно.

Есть четыре вопроса, честные и продуманные ответы на которые помогут пролить свет на то, в какой сценарной клетке мы находимся. Вот эти вопросы:

1.Каков был любимый лозунг ваших родителей? (Он даст ключ к тому, как запустить антисценарий.)

2.Какую жизнь вели ваши родители? (Продуманный ответ на этот вопрос даст ключ к навязанным вам родительским образцам.)

3.Каков был родительский запрет? (Это наиболее важный вопрос для понимания поведения человека. Часто бывает так, что какие-то неприятные симптомы, с которыми человек обращается к психотерапевту, - это замена запрета родителей или протест против него. Как говорил еще Фрейд, освобождение от запрета избавит пациента и от симптомов.)

4.Какие ваши поступки заставляли родителей улыбаться или смеяться? (Ответ позволяет выяснить, какова альтернатива запрещенному действию.)

Берн приводит пример родительского запрета для сценария алкоголика: «Не думай!» Пьянство - это программа замены мышления.

«Расколдовыватель», или Как освободиться от власти сценария

Эрик Берн вводит такое понятие, как «расколдовыватель», или внутреннее освобождение. Это «устройство», отменяющее предписание и освобождающее человека из-под власти сценария. В рамках сценария это «устройство» для его саморазрушения. В одних сценариях оно сразу бросается в глаза, в других его надо искать и расшифровывать. Иногда «расколдовыватель» таит в себе иронию. Такое обычно бывает в сценариях неудачников: «Все наладится, но после твоей смерти».

Внутреннее освобождение может быть ориентировано либо на событие, либо на время. «Когда встретишь Принца», «Когда умрешь, сражаясь» или «Когда родишь троих» - это событийно ориентированные антисценарии. «Если переживешь возраст, в котором умер твой отец» или «Когда проработаешь в фирме тридцать лет» - это антисценарии, временно ориентированные.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а разрешение, которое освободило бы его от всех приказов. Разрешение - главное орудие в борьбе со сценарием, ибо оно в основном дает возможность освободить человека от предписания, наложенного родителями.

Нужно разрешить что-то своему Я-состоянию Ребенка со словами: «Все в порядке, это можно» или наоборот: «Ты не должен…» В обоих случаях звучит также обращение к Родителю (как своему состоянию Я): «Оставь его (Я-Ребенка) в покое». Такое разрешение работает лучше, если оно дано авторитетным для вас человеком, например психотерапевтом.

Эрик Берн выделяет позитивные и негативные разрешения. С помощью позитивного разрешения, или лицензии, нейтрализуется родительское предписание, а с помощью негативного - провокация. В первом случае «Оставь его в покое» означает «Пусть он это делает», а во втором - «Не принуждай его к этому». Некоторые разрешения совмещают в себе обе функции, что ясно видно в случае антисценария (когда Принц поцеловал Спящую Красавицу, он одновременно дал ей разрешение (лицензию) - проснуться - и освободил от проклятия злой колдуньи).

Если родитель не хочет внушать своим детям то же самое, что было когда-то внушено ему самому, он должен осмыслить Родительское состояние своего Я. Его долг и обязанность заключаются в контроле своего Отцовского поведения. Только поставив своего Родителя под надзор своего Взрослого, он может справиться со своей задачей.

Трудность заключается в том, что мы часто относимся к своим детям как к нашей копии, нашему продолжению, нашему бессмертию. Родители всегда довольны (хотя могут не показывать вида), когда дети им подражают, даже в дурном отношении. Именно это удовольствие и нужно поставить под Взрослый контроль, если мать и отец хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя в этом громадном и сложном мире более уверенным и более счастливым человеком, чем они сами.

Негативные и несправедливые приказы и запреты должны быть заменены на разрешения, которые не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения - это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами («Ему, конечно, разрешили думать», «Ей разрешили быть красивой», «Им разрешено радоваться»).

Эрик Берн уверен: разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение - это простое «можно», как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто не заставляет ловить рыбу. Хочет - ловит, хочет - нет.

Эрик Берн особенно подчеркивает: быть красивой (так же, как иметь успех) - это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери - уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Заключение

Свой бестселлер «Люди, которые играют в игры» Эрик Берн начинает с описания своей главной концепции: транзактного анализа. Суть этой концепции заключается в том, что каждый человек в любой период времени находится в одном из трех Эго-состояний: Родителя, Ребенка или Взрослого. Задача каждого из нас - добиться доминирования в нашем поведении Эго-состояния Взрослого. Именно тогда можно говорить о зрелости личности.

После описания транзактного анализа Эрик Берн переходит к концепции сценариев, которой и посвящена эта книга. Основной вывод Берна таков: будущая жизнь ребенка программируется до шести лет, и дальше он живет по одному из трех жизненных сценариев: победителя, непобедителя или неудачника. Конкретных вариаций у этих сценариев очень много.

Сценарий по Берну - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Часто сценарное программирование происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями, приказами и запретами, таким образом воспитывая неудачников. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения - это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а все те же разрешения, которые освободили бы его от всех родительских приказов. Разрешите самому себе жить по собственным правилам. И, как советует Эрик Берн, отважьтесь наконец-то сказать: «Мама, лучше я сделаю по-своему». опубликовано

Эрик Берн (Леонард Бернштейн) родился 10 мая 1910 в Монреале, Квебеке, Канаде, в семье сын Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицина, общего практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессионального автора и редактора. Его единственная сестра Грейс родилась пятью годами позже. Семейство иммигрировало в Канаду из Польши и России. Оба родителя окончили Университет Макгилл, и Эрик, который был очень близок к отцу, с любовью рассказывал, как он сопровождал своего отца, врача, на медицинских раундах.

Доктор Бернштейн умер от туберкулеза в возраст 38 лет. Госпожа Бернштейн тогда работала как редактор и автор. Она поощряла Эрика в изучении медицины. Он получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.

Довоенные годы

Берн закончил интернатуру в Соединенных Штатах в Больнице Инглвуд в Нью-Джерси. В 1936 он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где он работал в течение двух лет. Через некоторое время (1938-39), Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна. Его первое назначение было клиническим ассистентом по психиатрии в Нью-Йорке, эту должность он занимал до 1943 года, когда он поступил в Армейский Медицинский Корпус. В 1940-ом Берн открыл частную практику в Норуолке (Коннектикут). Там он встретился и со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 он практиковал одновременно и в Нью-Йорке. В 1941 он начал обучаться психоанализу в Нью-йоркском Психоаналитическом Институте и стал анализантом Пауля Федерна.

Армейский медицинский корпус

Из-за спроса на армейских психиатров в течение Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в 1943-46 гг. в Медицинском Корпусе, где был повышен со звания младшего лейтенанта до майора. В течение последних двух лет он занимался групповой терапией в психиатрических палатах Bushnell General Hospital.

Освободившись от военных обязательств в 1946, он возобновил психоаналитическое обучение в Сан-францисском Психоаналитическом Институте. В 1947 он стал анализантом Эрика Эриксона, с которым он работал в течение двух лет.

Семейная жизнь в Калифорнии

Вскоре после начавшегося анализа с Эриксоном, Берн встретил молодую разведенную женщину, с которой он вступи во второй брак. Эриксон настаивал, что Эрик не должен жениться до окончания дидактического анализа, и в 1949-ом Эрик и Дороти, обменявшись клятвами, основывали дом в Кармеле. Дороти родила трёх детей в этом браке.

В течение жизни в Кармеле, Эрик поддерживал себя на высоком профессиональном. Он был назначен в 1950 как ассистент по психиатрии в Сан-Франциско, и одновременно начал работать как консультант по общей хирургии в армии США. В 1951 он взял работу адьюнкта по психиатрии в Администрации Ветеранов и клинике психологической гигиены, Сан-Франциско. Эти три назначения были в дополнение к его частной практике и в Кармеле, и в Сан-Франциско.

Разрыв с психоанализом и создание транзактного анализа

Вероятно наиболее существенные следы происхождения транзактного анализа содержатся в первых пяти из шести статей о интуиции, которые Берн написал в начале 1949-го. Уже тогда, когда он все еще работал, чтобы получить статус психоаналитика, он осмеливался бросать вызов ригидной фрейдовской концепции заявлением, что "слово бессознательное, приемлемо, пока оно включает, и подсознание и неосознаваемое" (Berne, 1949a, p.1)

Когда он начал обучаться в 1941 в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте, и позже, когда он возобновил обучение в Сан-Франциско, Берн, очевидно, считал, что стать психоаналитиком очень важно. Однако, в конце, то, чего он жаждал, не произошло; в 1956 году ему отказали в членстве вердиктом, что он еще не был готов, но, возможно, после трех или еще четырех лет персонального анализа и обучения он мог бы повторно обратиться за получением статуса. Для Эрика это отклонение было разрушительным, но вместе с тем очистительным, усилив его давнишнюю амбицию добавить нечто новое к старому психоанализу. Он принялся за работу, решив развивать новый подход к психотерапии один, без выгоды, благословений или поддержки со стороны психоаналитического братства.

До 1956-го он написал две оригинальные работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско, и в Langley Porter Neuropsychiatric Clinic: "Интуиция V: Образ Я" и "Состояния Эго в Психотерапии". Ссылаясь на Федерна, Канна и Зилберера, в первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности "взрослого" и "ребенка". В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, и Ребенок), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это "новый подходом в психотерапии".

Третья статья, названная "Транзактной Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии", была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957-ом. С публикацией этой работы в 1958-ом в журнале "American Journal of Psychotherapy", транзактный анализ, название нового метода диагностики и терапии стали неотъемлемой частью психотерапевтической литературы. В дополнение к его концепции Р-В-Р, в статье рассматривались важные новые особенности игр и сценариев.

Семинары

С начала, Берн посвящал каждый вечер четверга клиническим семинарам в Монтерей как почву для испытания новой теории и метода. В 1950-51 он стал проводить семинары по вторникам в Сан-Франциско. С января 1962 стал издаваться журнал "Transactional Analysis Bulletin", редактором которого стал Берн. В 1964 Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско и Монтерей решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA) с учетом возрастающего числа профессионалов транзактного анализа за пределами США.

Последние годы

Годы с 1964 до 1970 были беспокойными для Берна. После своего второго развода жизнь стала хаотичнее, поскольку он пытался найти другую спутницу жизни. Его неудачи в этой области привели к тому, что он много работал, уделяя много времени написанию новых работ. Но в 1967-ом он вступил в третий брак. К началу 1970 он снова развелся. В 1970-ом Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступом, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, "Секс в человеческой любви" и "Что вы говорите после того, как сказали Привет?", и был очень доволен. Однако в июне 1970 он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть. Эрик Берн умер 15 июля 1970 года.

Информация взята с сайта http://www.psychology.ru/whoswho/Eric_Berne.stm

История возникновения и развития транзактного анализа

Каждое человеческое существо рождается принцем или принцессой;

полученный в раннем возрасте опыт убеждает некоторых людей в том,

что они – лягушки, и это убеждение лежит в основе их патологического развития.

Любое общение полезно и выгодно для людей (по сравнению с его отсутствием)
Э. Берн
В целом я полагаю: в том, что я написал, науки столько же, сколько искусства.

Транзактный анализ (от лат. transaction – сделка) – концепция и методика группового и личностного роста, предложенная американским психотерапевтом Эриком Берном и заключающийся в анализе вербальных и невербальных взаимодействий между людьми, обусловленных различными эго-состояниями.

Эрик Берн (Eric Lennard Berne, 1910-1970), наст. имя - Эрик Леннард Бернштейн, родился в 1910 году в Монреале, в Канаде. Его отец был практикующим врачом-терапевтом, мать – профессиональной писательницей и редактором. Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Мак-Гиллском университете в Монреа

Эрик Берн (1910-1970) ле. В 1931-м году он получил степень бакалавра гуманитар-

ных наук. В 1935 году Берн получил степень доктора медици-

ны и магистра хирургии в том же самом университете. После этого он сокращает свою фамилию, отбрасывает второе имя и иммигрирует в США, принимая американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшим в те годы в Канаде антисемитизмом, проблема которого отразилась и в трансактном анализе, заложив основу так называемого культурного анализа.

В 50-е годы ХХ в. складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний. Берн обратил внимание на то, что в каждом человеке есть нечто от ребенка, которым он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким он сейчас является. Все наши взаимодействия (транзакции) с другими людьми проникнуты той или иной из этих ролей. Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивно реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям мы порой относимся к другим людям, как к детям, наставляя или порицая их; подобно истинно взрослым людям мы стараемся не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед лицом жизненных невзгод.

В 1957 году Берн впервые выносит свою теорию на суд публики на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии и публикует программную статью в «Американском журнале психотерапии».

В 1961 году выходит первая книга по ТА «Трансактный анализ в психотерапии», в которой изложены основные идеи новой системы, развернутые в последующих трудах, и то, что он подробно разработать не успел. Поэтому данная книга остается важнейшим источником для специалистов.



В 1963 году выходит «Структура и динамика организации групп», в которой Берн развивает идеи ТА в приложении к групповой динамике и развитию организаций.

В 1964 году выходит книга, сделавшая имя Берна широко известным, - «Игры, в которые играют люди», а в 1966-м - руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».

Последняя книга Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (у нас ее перевод обычно публикуется в паре с «Играми...» под названием-перевертышем «Люди, которые играют в игры»), раскрывающая его взгляды на развитие личности - теорию сценарного анализа, публикуется посмертно, в 1972 году.

Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, он одновременно занимал несколько должностей: был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Прртера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан Франциско. Берн умер от сердечного приступа 15 июля 1970 года.

В год смерти Берна в свет вышла его научно-популярная книга «Секс в человеческой любви», широко изданная в нашей стране в 90-х годах, но, к сожалению, затерявшаяся в потоке сексологической и псевдосексологической литературы. Это не только оригинальное и яркое изложение взглядов автора на проблемы сексологии, но и дальнейшее развитие ТА в области сексуальных и семейных отношений. Книгу завершает собрание афоризмов Берна, сравнимых с самыми блестящими образцами этого жанра. Любому психологу в целях профессионального самоопределения небесполезно с ними ознакомиться и иногда при случае их вспоминать. Например, такой: «Если вы уберете громкие слова и торжественную мину, еще много всего останется, так что не пугайтесь...»

Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью ТА является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, в том числе: Клод Стайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ). Дж. Дюсэй, который предложил диаграмму, называемую эгограммой, схематически изображающую степень, в которой каждое из Эго-состояний человека испытывает катексис; М. и Р.Гоулдинги объединили теорию и практику трансактного анализа и гештальт-терапии.

Основные разделы и категории концепции

Существует несколько ключевых идей, которые составляют основу теории ТА: 1) Модель Эго-состояний (модель Родитель-Дитя-Взрослый); 2) транзакции и поглаживания; 3) структурирование времени; 4) сценарии и жизненные позиции; 5) цели изменения.

1) Модель Эго-состояний (модель РВД). Эго-состояния (я-состояния) – это совокупность связанных друг с другом действий, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Я-состояния - это не роли, исполняемые людьми, а реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Трансактный анализ выявляет три различных эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый.

Эго-состояние Родитель (Р) – набор чувств, мыслей, позиций и моделей поведения, которые напоминают чувства, мысли, позиции и модели поведения родителей.

Родитель (Р, близок к "Сверх-Я" Фрейда, выполняет функцию "совести) - психическая инстанция, повторяющая "Я" родителя, каким его воспринимал ребёнок. При активизации состояния Родителя человек ведет себя так, как вели себя его родители. В Родителе выделяются: "Отец" и "Мать". Родитель может быть "Заботливым" ("Веселый Великан" и "Добрая Волшебница") - как симпатия и забота о другом индивидууме или о себе, и "Контролирующим" ("Страшный Монстр" и "Баба Яга") - как набор установленных строгих правил.

Родитель - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты; информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации; это набор полезных, проверенных временем правил; это вместилище предрассудков и предубеждений.

Диагностировать состояние Родителя можно по вербальной "тирании долженствования": "я должен", "мне нельзя" и т.п.; поучающим, оценивающим, поддерживающим или критическим замечаниям: "всегда", "никогда", "прекрати это", "ни за что на свете", "итак, запомни", "сколько раз я тебе говорил", "я бы на твоем месте", "милый мой", "бедняжка", "какой вздор" и т.п.

Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, "грозный вид", "указующий перст", постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т. п.

Функцией Родителя является сохранение энергии и уменьшение тревоги.

Эго-состояние Взрослого (В) - поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь». Человек при доминировании Взрослого эго-состояния автономно и объективно оценивает действительность и высказывает суждения. Характерными чертами Взрослого Эго-состояния являются организация, адаптируемость и интеллект.

Взрослый(В, близок к "Я" Фрейда, "компьютер", выполняет функцию контроля, а целью является деятельность): объективно оценивает реальность путём логического мышления, расчета своих возможностей и вероятности событий, принятия конструктивных решений для удовлетворения потребностей.

Взрослый - это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения.

Взрослый - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. В теории Фрейда Взрослому в какой-то степени соответствует "Я". Подобно тому как "Я" у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами Оно и социальными запретами Сверх-Я, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на вечеринке: уместно поведение, диктуемое Ребенком, неуместно морализаторство Родителя.

Девиз анализа Эрика Берна: "Будь Взрослым". К Взрослому клиента обращается психотерапевт.

Эго-состояние Ребенка (Дитяти - Д) - поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту. Ребенок (Ре, близок к "Оно" Фрейда): находится под управлением принципа удовольствия, отражает мысли, чувства и поведение ребенка 2-5 лет, такие как интуитивность, непосредственность, спонтанность, капризность, подчиненность мышления эмоциям, нечувствительно к логическим противоречиям.

В Ребенке выделяются: Родитель Ребенка (РРе, "электрод") - воспринимает родительское программирование, испытывает страх перед родительским наказанием; Взрослый Ребенка (ВРе, "профессор") - вычисляет, что хотят взрослые и чего они боятся; Ребенок Ребенка (РеРе, "демон", "джокер", "шутник", "мучитель", "внутренний голос") - появляется в экстремальных ситуациях, оказывает решающее влияние на судьбу, принося то радость, то горе.

Ребенок - это эмотивное начало в человеке. Ребенок может быть: естественным, адаптированным, бунтующим.

Естественный Ребенок: доверчив, нежен, непосредственен, любопытен, творчески увлечен, изобретателен; капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям, агрессивен.

Адаптированный Ребенок - это та часть личности, которая, желая быть принятой родителями и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерны: конформизм, неуверенность (особенно при общении со значимыми лицами), робость, стыдливость.

Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину, диагностируется на основании высказываний: "я хочу", "я не хочу", "я боюсь", "меня злит", "я ненавижу", "мне все равно", "какое мне дело". К невербальным характеристикам Бунтующего Ребенка относятся: дрожащие губы, слезы, "надутый вид", потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками.

Берн называл Ребенка наиболее ценной частью личности. Функцией «здорового» Ребенка является мотивация Взрослого. Ребенок позволяет Взрослому узнавать то, что ему хочется, и справляется у Родителя об уместности намеченного действия.

"Эго-состояния" могут быть: активными, неактивными, "исключаться". "Эго-состояния" могут оказывать влияние друг на друга, "заражать" друг друга.

Модель Эго-состояний традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями. Так как три Эго-состояния обозначаются по их начальным буквам, то сама модель соответственно называется РВД. Это простое графическое изображение, в котором три эго-состояния не подразделяются на более мелкие элементы, называется структурной диаграммой первого порядка. Процесс анализа личности в терминах Эго-состояний называется структурным анализом.

2) Транзакции и поглаживания . Транзакция это единица взаимодействия партнеров по общению. Транзакция - состоит из: единичного стимула; единичной реакции (ответа) на этот стимул (могут быть вербальными или нет). Единичный стимул + единичная реакция на этот стимул = трансакция ("поглаживание", акт признания другого человека).

Транзакционный стимул - демонстрация осведомленности о присутствии другого ("Привет!", "Я тебя вижу"). Трансакционнная реакция - ответ на трансакционный стимул.

При взаимодействиях (трансакциях) могут включаться различные Я-состояния. Транзактный стимул может исходить от Родителя, Взрослого или Ребенка одного человека, а транзактная реакция – от Родителя, Взрослого или Ребенка другого человека. Трансакции между Эго-состояниями могут быть дополнительными, перекрестными или скрытыми .

Дополнительные (параллельные) транзакции - адекватные формы общения, когда партнеры преследуют одни и те же цели. Они соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают здоровым человеческим отношениям, способствуя гладкому протеканию транзакций. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии изображаются параллельными линиями.

Примеры дополнительных вербальных транзакций:

"Взрослый-Взрослый":

- "Вы не слышали, какая погода ожидается завтра?"

- "Обещают дождь".

"Родитель -Родитель":

- "Нынешняя молодежь думает только о развлечениях".

- "Еще бы! Ведь они живут на всем готовом!".

"Родитель-Ребенок":

- "Что-то мне нездоровится сегодня. Кажется, у меня температура".

- "Тогда ложись в постель, я приготовлю тебе чай с лимоном и дам аспирин".

Пересекающиеся транзакции – это такие транзакции, в которых векторы не параллельны друг другу или эго-состояния, в которое они направлены, не является источником реакции. При перекрестной транзакции транзактная реакция: а) исходит из Эго-состояния, отличного от того состояния, к которому обращаются; б) может направляться на Эго-состояние, которое не посылало первоначальный импульс.

Перекрестные (пересекающиеся) транзакции препятствуют общению, т.к. реакции не соответствуют стимулу. Они обладают конфликтогенной способностью, т.к. на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние "Я". При пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свое Эго-состояние. Перерыв в коммуникации может быть незначительным, но коммуникация может быть прервана и полностью.

"Запонки" (пример Берна).

В-В: "Ты не видела мои запонки?"

Ре-Р: "Вечно я у тебя во всем виновата!"

Р-Ре: "Почему ты никогда не знаешь, куда кладешь свои вещи!"

"Запонки" (дополнительная трансакция, В-В).

Муж не может найти запонки и спрашивает у жены: "Ты не знаешь, где мои запонки?".

Это вопрос Взрослого, ждущего информации, и дополнительный (параллельный) ответ был бы таким: "Посмотри в верхнем ящике гардероба".

"Запонки" (пересекающаяся трансакция).

Жена: "Куда положил, там и возьми" (Р-Ре).

Стимул исходит от Взрослого, но жена вернула ответ от Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: муж и жена больше не могут говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на свои места.

"Запонки" (пересекающаяся трансакция)

Муж: "Ты не знаешь, где мои запонки?" (В-В).

Жена: "Вечно я у тебя во всем виновата!" (Ре-Р).

В общении образуется тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: "Это все из-за тебя!" (название одной из игр, описанных Берном).

Любые транзакции могут быть скрытыми, проходящими не на явном (социальном), а на скрытом (психологическом) уровне общения. Скрытые транзакции – проявляются в том случае, когда внешне говорится одно, а внутренне подразумевается другое или дополняется другим. То есть одновременно передаются два сообщения. Одно из них – открытое, или сообщение социального уровня, другое – скрытое, или сообщение психологического уровня. Довольно часто сообщения социального уровня являются взаимодействием Взрослый-Взрослый; сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия Родитель-Дитя, или Дитя-Родитель.

При скрытых транзакциях включаются более двух состояний "Я". Наиболее частые и успешные скрытые трансакции строятся с учетом потребности в признании.

Скрытые трансакции составляет суть психологических игр (см. следующий слайд). Угловая скрытая трансакция:

Продавец: "Эта вещь вам не по карману" (В).

Покупатель: "Вот её-то я и куплю" (Ре).

Продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту:

- "Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для вас". Его слова могут быть восприняты как Взрослым, так и Ребенком клиента.

Взрослый покупателя ответит: "Да, вы правы, учитывая то, сколько я получаю".

Ребенок покупателя может ответить: "Я беру ее - это как раз то, что я хочу".

Единицей транзакции является поглаживание.

Поглаживание - любой акт, посредством которого признается присутствие другого. Поглаживания могут быть вербальными (типа высказывания «Привет!»), или невербальными (помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки или похлопывание друг друга). Позитивными (при котором получатель испытывает приятные чувства) или негативными (воспринимаются болезненным образом). Условными (связанными с тем, что вы делаете) или безусловными (что вы из себя представляете). Биологически даже отрицательное признание имеет преимущество по сравнению с полным отсутствием всякого признания.

Когда какое-то поведение обеспечивает получение поглаживаний, то человек стремится повторить его; получив желаемое поглаживание, старается чаще использовать это поведение в будущем. Поглаживание подкрепляет поведение, которое к нему приводит. Взрослые нуждаются в поглаживании в той же степени, как и дети, так же легко изменяют свое поведение, стремясь найти самые эффективные способы сохранения поступающих поглаживаний. При этом, у каждого человека есть свой предпочтительный коэффициент поглаживания.

Эрик Леонард Берн

Родился 10 мая 1910 года в Монреале.
Берн изучал медицину и получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.
Закончив интернатуру в Соединенных Штатах в 1936 году, он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где работал в течение двух лет. В 1939 году Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна . Его первой должностью была - клинический ассистент по психиатрии, ее он занимал до 1943 года.
В 1940 году Берн открыл частную практику в Коннектикуте. Там он встретился со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 гг. он практиковал одновременно в Нью-Йорке. В 1941 году начал обучение психоанализу в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте.

Во время Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в Медицинском Корпусе, где был повышен до звания майора. Он занимался групповой терапией в психиатрических палатах. Освободившись от военных обязательств с 1946 года, он возобновил психоаналитическое обучение в Психоаналитическом Институте Сан-Франциско. В 1947 году приступил к аналитической работе с Эриком Эриксоном, с которым проработал два года.
После начавшегося анализа с Эриксоном, Берн встретил молодую разведенную женщину, с которой вступил во второй брак. Эриксон настаивал, что Эрик не должен жениться до окончания дидактического анализа, и поэтому только в 1949 году Эрик и Дороти, обменялись клятвами, основались в Кармеле и Дороти родила после, трёх детей в этом браке.
До 1956 года Берн написал две работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско: "Интуиция V: Образ Я" и "Состояния Эго в Психотерапии". В первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности "взрослого" и "ребенка". В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, Ребенок ), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это "новым подходом в психотерапии".
Третья статья, названная "Транзактный Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии", была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957 году.
С января 1962 года стал издаваться журнал "Transactional Analysis Bulletin", редактором которого стал Берн. В 1964 году Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA).
С 1964 года, после своего второго развода жизнь Берна стала хаотичнее, поскольку он пытался найти другую спутницу жизни. Его неудачи в этой области привели к тому, что он много работал, уделяя много времени написанию новых работ. В 1967 году он вступил в третий брак. К началу 1970 года он снова развелся.
В 1970 году Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступа, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, "Секс в человеческой любви" и "Что вы говорите после того, как сказали Привет?", и был очень доволен. Но в июне 1970 года он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть. Эрик Берн умер 15 июля 1970 года.

Описание из Большого психологического словаря - Мещеряков Б., Зинченко Б.

БЕРН ЭРИК (Berne, 1910-1970) - амер. психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» (см. Транзактный анализ ). В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Б. считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и др. предков. Важнейшая часть анализа - выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (напр., отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний). Этих состояний 3: Родитель (поведенческие схемы индивида, повторяющие схемы родителей), Взрослый (состояния Я, объективно оценивающие реальность) и Ребенок («архаические пережитки» детства). В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «транзакций» (единиц общения , см. Транзакция ). Важнейший вид такой структуры - «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении, посвящены основные работы Б. (Е. Е. Соколова.)