Дворянство в россии. Распространённые ошибки и ложные представления

Подлинная власть – это не столько власть над телом человека, сколько, прежде всего, вкрадчиво-абсолютная власть над его мыслью. Целое тысячелетие историю Европы и образ мысли европейца определяли католическая церковь и феодалы-дворяне. Но вот на историческую сцену сначала робко, а затем напористо вышла буржуазия, которая принесла с собой новую религию – протестантизм, – и которая посмела оспорить эту безраздельную власть над умами. Мы должны с вами понять, в чём принципиальная разница между дворянско-католическим типом мышления и буржуазно-протестантским, и почему один из них пришёл на смену другому. Мы увидим, как легко незыблемая власть королей и феодалов превратилась в иллюзию, стала столь же легковесной, как воздушные тончайшие кружева их золотистых камзолов.


Эпоха, о которой пойдёт речь, – это эпоха господства религиозного сознания. Религия включала в себя всё, а не только представления о Боге, как сейчас. Религия была и политической идеологией, и научной картиной мира, и собранием правил бытового поведения, начиная от манеры одеваться и завершая гигиеническими нормами.

Итак, каким же видела человека католическая религия?

Человек мыслился как изначально греховное существо, и смысл его существования – в ежеминутном преодолении в себе порока, в заботе о спасении своей бессмертной души. Кошмар адских мук неотступно преследовал благочестивых святых отцов и набожных дев.

Давайте с вами вспомним, какие человеческие грехи и пороки обрекали средневекового человека на адские мучения?

Самый первый и самый страшный грех – гордыня – она есть источник всех остальных грехов, ибо именно гордыня привела Дьявола к мятежу против Всевышнего. Она заставляет претендовать на нечто большее, чем ты есть; вызывает желание обладать чем-то большим, чем ты имеешь. Стремление человека к социальному успеху, к преуспеванию, желание подняться вверх по социальной лестнице, честолюбие расценивалось как гордыня, как происки Сатаны. Как же можно излечиться от гордыни? Рецепт незатейлив и прост: смирись со своим положением, оставайся тем, кем ты родился, ибо это угодно Богу. Богу угодно, чтобы крестьянин возделывал землю, а дворянин правил этим миром.

Таким образом, социальный статус дворянина, т.е. его положение в обществе и связанные с ним привилегии, – результат благоволения, покровительства, любви Всемогущего Бога. Вместе с кровью, по праву рождения дворянину передавалось это благоволение, а значит и все социальные привилегии и политическая власть. Высокий дворянский социальный статус служил источником денежных средств. Королевская власть платила дворянам деньги, наделяла землями и крестьянами не за какой-то определённый труд, а только за то, что они были дворянами. Дворянин даже не мог себе представить вещь, совершенно очевидную для нас, что труд – это источник денег. Для него источником денег была передаваемая по наследству благородная кровь. Поэтому дворянин был избавлен от труда. Трудились те, кто был предназначен к труду от рождения. Да и в целом католическая религия с большим подозрением относилась к труду. Признавался лишь труд для физического выживания или во благо Господа (то есть для благосостояния церкви). Труд для извлечения дохода называли стяжательством, стремление вкусить мирские радости развращает душу и способствует эгоизму, который есть та же самая гордыня.

Однако вспомните: уже с XVI века в Европе активно развивается мануфактура, торговля и ремесло. Здесь трудится большая и постоянно растущая группа людей, занимающихся торгово-промышленной деятельностью – это буржуа. С точки зрения средневекового дворянско-католического сознания это были представители самых низов общества, они были никем. Более того, вся их жизнь и вся их деятельность – это служение пороку стяжательства, поскольку трудятся они во благо собственного обогащения. Поэтому новому человеку была необходима новая религия, чтобы почувствовать свою сопричастность к замыслу Божества, то есть оправдать в глазах общества сам факт своего существования. Так появляется протестантизм. Самое яркое его течение – кальвинизм, оказавший самое сильное влияние на формирование мироощущения буржуа.

В середине 16 века в тихой милой горной Швейцарии в городе Женеве, где уже тогда было огромное множество ростовщиков, внезапно появился необычайно красноречивый проповедник Жан Кальвин. В истории ему предстояло сыграть огромную роль, потому что он смог уловить надежды буржуа и облечь их в форму новой религии. Но в чём-то эта новая религия была более нетерпима и деспотична, нежели старая. Если бы женевцы знали, что принесёт им его появление, может быть, они сразу же побили его камнями. Здесь, в Женеве, Кальвин разработал новое религиозное учение – кальвинизм – и установил в городе невиданную до тех пор религиозную диктатуру. Специально созданная полиция нравов контролировала всю жизнь женевцев на предмет соблюдения норм учения Кальвина. Начиная от выражения лиц и заканчивая ночной жизнью.

Создавая своё учение, Кальвин исходил из того, что все люди ещё до своего рождения разделены Богом на избранных – предназначенных для рая – и проклятых – обречённых на адские муки. Но знание, кто избран Всевышним, а кто нет, сокрыто от людей. Человек имеет возможность лишь догадываться о своем предназначении. Самое важное здесь: критерием избранности кальвинисты считали высокий социальный статус и благосостояние, добытые упорным трудом. Чем больше человек трудится, тем больше у него богатств, тем выше его социальный статус, а это даёт ему основание заявить, что он избран Всевышним и божественное благоволение у него в кармане. В том же кармане, где и туго набитый кошелёк. Так новая аристократия денежного мешка как бы отнимала божественную благосклонность у старой аристократии крови.

Таким образом, логика мышления буржуа противоположна логике мышления дворянина.

Итак, если средневековый человек стремился подавить порок частного эгоистического интереса, то новый человек наоборот смирился с этим пороком, возвёл его в ранг добродетели, и более того – сделал его мерилом благосклонности Всевышнего. С этого времени порок стяжательства стал самой деятельной в истории силой. Буржуазия, исповедующая кальвинизм, выпустила джина из бутылки, в пороховом погребе вспыхнула искра. Эта искра – частный интерес.

Труд

Теперь наша с вами задача рассмотреть, как сталкивались основные категории дворянского и буржуазного типов сознания, и как эта война мировоззрений влияла на исторические судьбы этих социальных групп, да и всей западной Европы.

Мы уже говорили, что любой труд был несовместим с высоким дворянским достоинством. Их единственной деятельностью были война и благородные развлечения. Но после того как в XVI – XVII веках войны в Европе несколько поутихли, заскучавшему дворянству оставалось лишь заниматься бесконечными развлечениями. Вспомните хотя бы знаменитую четверку мушкетёров. При кардинале Ришелье Атос, Портос, Арамис и д"Артаньян занимаются только тем, что дерутся на дуэлях с гвардейцами кардинала и участвуют в антигосударственных интригах Анны Австрийской. Между делом они участвуют в осаде крепости Ла-Рошель, которая принадлежала гугенотам, – так во Франции называли французских кальвинистов.

А чем они занимались двадцать лет спустя?

Д"Артаньян целыми днями спит на военной службе; Портос весело и добродушно обжирается в своём имении, охотится и провоцирует соседей на дуэли; Атос от скуки заперся в своём замке; Арамис дегустирует лучшие вина в своём аббатстве в компании очаровательных женщин, пробирающихся к нему в келью по веревочной лестнице. Приблизительно тем же самым они занимались и тридцать лет спустя. При этом, обратите внимание, мушкетёры были вполне обеспечены хлебом насущным.

Для буржуа труд – это не просто инструмент для удовлетворения потребностей, но, прежде всего долг, самоцель и призвание, высшая жизненная ценность, освещённая Господом. Такое отношение создаётся именно религиозным воспитанием. Если католический священник в Средние века внушал пастве, что лучший труд – это молитва, то буржуа-кальвинист был убеждён, что лучшая молитва – это труд.

Давайте с вами задумаемся: какую роль в бурно развивающейся промышленности и торговле нового времени играли дворянство и буржуазия? Но учитывайте при этом отношение к труду тех и других. Кто из них был более полезен для развития экономики и почему?

Именно в этом одна из причин столь лёгкого массового истребления дворянства в эпоху революционного террора в Англии и во Франции. Если человек бесполезен для общества и государства, то холодная сталь топора или гильотины легко может опуститься на его тонкую благородную шею.

Деньги

Итак, деньги доставались дворянину без всякого труда, а для буржуа деньги – это достойное воздаяние за упорный труд, а количество денег - мерило добродетельного образа жизни. Перед вами лежат две репродукции с изображением дам из буржуазной и дворянской среды. В предметы, которые их окружают, в одежду, вложены деньги. Посмотрите, как по-разному используются эти деньги.

Демонстративная расточительность с одной стороны. И практичный аскетизм – с другой. Изящно-небрежный беспорядок и идеальная чистота. А всё почему? Потому, что дворяне не знали цены деньгам, которую знали буржуа; а цена эта – кропотливый труд. Единственное достойное применение деньгам в глазах буржуа – вложение денег в новое доходное предприятие для извлечения новых денег.

Теперь давайте задумаемся о реальных социальных и экономических последствиях такого отношения к деньгам буржуазии и дворян. В чьих руках скапливались капиталы?

Богатства уплывали из рук дворянства, которое превратилось в грандиозную насосную станцию по перекачке денег из государственной казны. Но куда, в чей карман? В карман производителей предметов роскоши. А кем были эти производители? А сами буржуа, которые неуклонно богатели и, расширяя свою промышленность, развивали экономику Европы. Деньги в их руках стали производительным капиталом, и этот капитал становится главной движущей силой исторического развития.

Социальный статус

Теперь обратимся к положению в общественной иерархии дворян и буржуа, к их социальному статусу. Как известно, герцог из «Женитьбы Фигаро» получил от этой жизни всё только за то, что дал себе труд родиться. Буржуа добивались для себя места под солнцем, используя свои богатства. Бенжамин Франклин говорил: «Стань обеспеченным человеком – и независимость будет твоим щитом и твоей защитой, твоим шлемом и короной».

Как вы думайте, чей статус в исторических условиях нового времени был прочнее: дворянский или буржуазный, основанный на крови или основанный на деньгах?

Основанный на деньгах. Дворянский статус постепенно выхолащивался и превращался в иллюзию. Действительно, что это за социальный статус, если он основан на шёлковых чулках, тоненьких легко ломающихся шпагах, на пудре для париков и галантных словооборотах? Очень скоро роскошные замки и живописные дворянские гербы вместе с чудными дворянскими дочками в массовом порядке начнут скупаться буржуазией.

Божественное покровительство

В нашей схеме остался лишь один компонент – божественное покровительство. Друзья, мы говорили, что сознание того времени – религиозное сознание. И конкретная политика облекалась в религиозную форму. Для людей того времени благоволение Господа было ни чем иным как претензией на политическую власть, ибо власть, в соответствии со взглядами того времени, исходила, прежде всего, от Всевышнего, и лишь затем – от народа. Но дворяне считали, что это божественное покровительство у них никто не в состоянии отнять. Именно поэтому они беззаботно и, что самое страшное, безответственно относились к своим обязанностям по отношению к народу и государству. Именно поэтому основатель буржуазной монархии Наполеон с гневом и презрением бросал феодальным монархам Европы: «Это вы можете проиграть сражение. От этого вы не потеряете свой титул, доставшийся вам по наследству. Я не имею права на поражение, ибо вместе с ним потеряю всё, что достиг. Ведь моё величие должно ежедневно подтверждаться новыми и новыми заслугами перед Родиной». Но, тем не менее, история наказала всех этих первых дворян Европы за их безответственность, и они теряли политическую власть. В то время как власть перетекала в руки тех, кто готов был её заслужить.

Философ сказал: «Вещи, дошедшие до своего предела, превращаются в свою противоположность». Первые становятся последними, а последние – первыми. Величие изысканного благородства обернулось иллюзией, дорогостоящей декорацией беззаботно-разлагающейся реальности. А то, что с высоты этого фасада казалось ничтожеством и мелочностью лавочников оказалось силой, создавшей современную цивилизацию.

Друзья, мы сегодня также пользуемся понятиями: труд, деньги, социальный статус. Но, как и тогда, существуют два варианта отношения к этим понятиям. Нельзя быть слугой двух господ, нельзя одновременно соглашаться и с тем, и с другим утверждением. Один из этих вариантов должен быть для вас реальностью – действующим в нашем мире; а другой – иллюзией, пустыми словами. Сделайте свой выбор…


Умные люди учатся на чужих ошибках, в данном случае – исторических. Дворяне считали реальностью то, что на самом деле было иллюзией и было быстро и легко разрушено. Всё дело в том, что первая колонка схемы 2 отражает мировоззрение, которое один раз уже потерпело поражение в истории. Но иллюзии коварны, они рядятся в одежды реальности. Понять, что есть реальность, – это значит понять, на чьей стороне сила и будущее. Блеск и великолепие иллюзий не должны очаровывать нас, подобно тому, как взгляд удава очаровывает кролика. То, что казалось реальным и незыблемым – первая колонка схемы 2 – вновь может оказаться иллюзорным.

Сергей Лямин, учитель истории, учитель года Тамбовской области-2001, начальник отдела мониторинга научных конкурсов Управления методологического обеспечения основной деятельности Тамбовского государственного уни верситета

Откуда произошло дворянское сословие на Руси?

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. В системе европейских представлений верхушка русского дворянства того времени - некий аналог виконтства.
[править] История
В XIII веке дворяне составляют низшую прослойку знати.
Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы».

С XIV века дворяне стали получать за службу землю: появился класс (помещиков). Позже им была разрешена покупка земли.

Возвышение дворянства
Возвышение дворянства связано с царствованием Ивана Грозного. Вдохновляемый идеями дворянина Пересветова, царь взял курс на построение централизованной монархии (самодержавия) с опорой на дворянство, что подразумевало борьбу со старой (боярской) аристократией.

В феврале 1549 года в Кремлевском дворце состоялся первый Земский Собор. На нём выступил с речью Иван IV. Он публично обвинил бояр в злоупотреблениях властью и призвал всех к совместной деятельности по укреплению единства Российского государства.
В 1649 году дворяне получили право на вечное владение и бессрочный сыск беглых крестьян.
В 1722 году императором Петром Первым введена Табель о рангах - закон о порядке государственной службы, основанный на западноевропейских образцах.
Согласно Табели, пожалование старых (боярских) аристократических титулов прекращалось, хотя они формально и не отменялись. Это стало концом боярства. Cлово «боярин» осталось только в народной речи как обозначение аристократа вообще и выродилось до «барин».
Дворянство как таковое не было основанием для занятия чина: последний определялся только личной выслугой. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, - писал Петр, - пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут».
Это вызвало негодование как остатков боярства, так и нового дворянства. Этому, в частности, посвящена Вторая сатира Кантемира «На зависть и гордость дворян злонравных».
Привилегии дворянства закреплены и юридически кодифицированы «Жалованной грамотой дворянству 1785». Главная привилегия: дворянство освобождено от обязательной государственной службы (фактически - от любых обязательств перед государством и монархом).

Русское дворянствоПолучение «дворянской вольности» было апогеем могущества русского дворянства. Дальше началась «золотая осень»: превращение высшего дворянства в «праздный класс» (ценой постепенного отстранения от политической жизни) и медленное разорение низшего дворянства. Строго говоря, "низшее" дворянство особо не разорялось просто потому, что зачастую нечего было "разорять" - большинство служилых дворян были беспоместными.

Закат дворянства
В начале XIX века (особенно после Отечественной войны) часть дворянства прониклась конституционалистскими и даже республиканскими настроениями. Многие дворяне вступали в масонские ложи или тайные антиправительственные организации. Движение декабристов имело черты дворянской фронды.
После крестьянской реформы 1861 экономические позиции дворянства ослабли. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе.
После Октябрьской революции 1917 все сословия в РСФСР юридически ликвидированы.

Классификация
В период расцвета дворянство подразделялось на:

Древнее дворянство - потомки древних княжеских и боярских родов.
Титулованное дворянство - князья, графы, бароны.
Потомственное дворянство - дворянство, передававшееся законным нас

ДВОРЯНСТВО, в европейских странах и России Средневековья и Нового времени господствующее сословие светских землевладельцев, обладавшее наследственными привилегиями.

В Европе дворянство сформировалось в раннем Средневековье из родовой варварской и позднеримской знати, королевских должностных лиц, профессиональных воинов. В европейских языках термин, обозначающий дворянство (латинский - nobilitas, английский - nobility, французский - noblesse, испанский - nobleza и т.д.), акцентирует благородство происхождения и означает, прежде всего, знать (от латинского nobilis - известный, знатный). В то же время термин «нобилитет», призванный стать конкретным обозначением именно знати, пока не является общепризнанным среди историков. Влияние дворянства выросло в результате распространения (с 8 века) тяжеловооружённой конницы, что привело к утрате народным ополчением роли главной военной силы и установлению фактической монополии дворянства на военное дело. В конце 11 - начале 12 века в рамках дворянства сложилось рыцарство, оказавшее сильное воздействие на последующую историю дворянства. Военная функция в феодальном обществе, наряду с землевладением, стала основой могущества дворянства; её выполнение обеспечивалось эксплуатацией зависимого крестьянства, обладанием правами на землю и личность крестьян, правом суда, баналитетами и т. д.

На обязанности дворянства воевать (так называемый налог кровью) были основаны его различные привилегии: налоговые изъятия, привилегии в суде, право занимать определённые должности, освобождение от телесных наказаний и т.д. Право на дворянский раздел имущества между наследниками во многих странах трансформировалось в право майората, по которому земельные владения дворянина во избежание их дробления переходили к его старшему сыну. От других сословий дворянство отличалось своим положением в качестве основной части господствующего слоя, военными и административными функциями, привилегиями, образованием и воспитанием, образом жизни, моралью с её представлениями о чести как о высшей ценности (проявлением чего стал, начиная с 16 века культ дуэли). Значение родовитости в среде дворянства подчёркивалось особой ролью традиций генеалогии; возникновение и развитие геральдики непосредственно связано с историей дворянства. Дворяне считали себя «природными» господами по отношению к простолюдинам, от которых отличались во всём, включая костюм. На протяжении своей истории дворянство более или менее успешно сопротивлялось попыткам предприимчивых простолюдинов вступить в ряды привилегированного сословия. Дворяне стремились заключать браки преимущественно в своей среде; нарушения этого правила не поощрялись.

Начиная с 14-15 века, дворянство оформилось как единое привилегированное сословие; в эпоху сословно-представительной монархии и затем при абсолютизме привилегии дворянства во многих странах получили юридическое оформление, что способствовало консолидации сословия. В процессе государственной централизации высшее дворянство стало источником сепаратизма, в то время как большая часть мелкого и среднего дворянства поддерживала королевскую власть. Последняя широко прибегала к созданию слоя служилого дворянства. В некоторых странах специфические условия развития привели к непосредственному политическому господству дворянства при ослаблении королевской власти (Речь Посполита в 16-18 века).

Дворянство не было однородным. В нём всегда выделялись дворянство столичное (придворное) и провинциальное, старое и новое, богатое и бедное; нередко к этому добавлялись этнические, конфессиональные и иные различия. Иерархия дворянства выстраивалась в результате взаимодействия ряда факторов: богатства, военного потенциала, власти, образа жизни, объёма привилегий, благородного происхождения. На вершине пирамиды дворянства находились король как первый дворянин королевства и его ближайшие родственники (принцы крови, инфанты и т.д.). Далее следовала аристократия, положение которой фиксировали дворянские титулы (герцог, князь, маркиз, маркграф, граф, виконт, барон). Иногда дворянство делилось на высшее и низшее (бароны и рыцари в Англии, магнаты и шляхта в Польше), однако нередко наряду с ними выделялись средние слои (например, кабальеро в Испании 16-17 века), отличавшиеся от низшего дворянства уровнем богатства, степенью участия во властных структурах, членством в духовно-рыцарских орденах и дворянских корпорациях. После эпохи Великих географических открытий социальная модель дворянства была перенесена в Латинскую Америку, где её развитие приобрело особые черты.

Численность и положение дворянства, его роль в обществе, степень обособленности от других сословий, полнота привилегий варьируются в зависимости от периода и особенностей развития соответствующей страны. Так, в Испании и Польше в 16-17 веках количественная доля дворянства была во много раз выше, чем в других странах Европы. В Англии, в отличие от Франции и Испании, значительная часть дворянства вовлекалась в хозяйственную деятельность и сближалась с предпринимательскими кругами, что определило особенности структуры парламента английского.

Эпоха абсолютизма во многом изменила положение дворянства, ограничила его политическое влияние, увеличив его зависимость от королевской власти, но сохранила социальное и экономическое господство. Королевский двор стал местом перераспределения богатств в пользу части дворянства, приучил его к социальной дисциплине, создал возможность обратной связи между ним и монархом.

Развитие капиталистических отношений и связанные с ним обогащение и возвышение торгово-предпринимательских слоёв стали вызовом для дворянства, особенно заметным на фоне обеднения его части вследствие революции цен и утраты им прежней роли в армии в результате изменений в военном деле (развитие практики наёмничества). Однако дворянство приспособилось к новым условиям, абсорбировало верхушку торгово-предпринимательских слоёв с помощью аноблирования и на время сохранило своё господствующее положение в обществе.

Дальнейшее развитие капиталистических отношений, буржуазные революции и реформы 17-19 века, формирование гражданского общества привели к утрате дворянством значительной части земельной собственности, обращению части дворянства к буржуазным методам ведения хозяйства и разорению другой его части с последующей утратой прежнего сословного статуса. В ряде стран были законодательно отменены привилегии дворянства, титулы, институт майората. В дальнейшем институт дворянства прежней роли в обществе уже не играл, хотя дворянство и сохраняло, а в некоторых странах до сих пор сохраняет важные позиции в военной и государственной элите. К дворянству принадлежали многие знаменитые мыслители, учёные, деятели литературы и искусства. Дворянство во многом определило специфику европейской цивилизации (например, с системой ценностей дворянства тесно связано развитие в Европе высокой оценки личности).

В странах Азии формирование и развитие дворянства имело существенную специфику. Сходные с дворянством социальные слои с различным объёмом прав и привилегий существовали в Японии (даймё, самураи), Корее, Персии и др.

В России слово «дворянство» для обозначения единого правящего сословия светских феодалов-землевладельцев, обязанных государю военной и административной службой, появилось в официальных документах в 1-й четверти 18 века. В историографии его используют также в широком значении для определения изменчивой по составу и иерархически структурированной совокупности привилегированных военно-служилых сословных групп более раннего времени.

Зарождение привилегированных групп (княжеской дружины, частично сохранявшей скандинавские корни, и родоплеменной, главным образом восточнославянской, верхушки) и начало их интеграции связано с возникновением Древнерусского государства в 10-11 веках. Их главной функцией являлась военная служба князю (монарху) в составе дружины или местных ополчений; кроме того, они участвовали в управлении: старшие дружинники - в сборе полюдья, младшие дружинники выполняли отдельные административно-судебные поручения князя. В середине - 2-й половине 12 века, с началом раздробления русских земель и княжеств, сформировалась сословная группа служилых бояр (в их среде выделилась знатная верхушка), социальное воспроизводство которой обеспечивалось не только военной и административно-судебной службой князю (смотри Кормления), но и зарождавшимся вотчинным землевладением бояр. Все привилегированные группы объединялись в рамках Государева двора княжества, в него входили и собственно дворяне (от слова «двор»), они составляли его низший слой, являлись лицами с определённой мерой личной несвободы от князя (с 13 века известны дворяне у знатных бояр), находились первоначально на полном обеспечении князя. Их статус постепенно повышался: не позднее 13 века они получили право владеть вотчинами.

В Северо-Восточной Руси монголо-татарское нашествие и ордынские набеги 13-15 века вызвали деградацию вотчинного землевладения, а также демографический кризис: значительная часть привилегированных военно-служилых слоёв общества погибла в ходе военных действий или вымерла в условиях хозяйственного разорения. Восстановление их численности происходило медленно, генеалогический состав служилых бояр значительно менялся (главным образом за счёт выходцев из непривилегированных слоёв населения и иммигрантов). Одновременно происходило изменение статуса служилых сословных групп: прежние дворяне трансформировались в «слуг вольных», которые, как и бояре, в качестве вассалов имели право отъезда от князя-сюзерена с сохранением своих земельных владений, получали кормления, однако значительно уступали боярам по уровню административных и военных назначений, по степени обеспеченности земельной собственностью (в 14 веке известны отдельные случаи наделения «слуг вольных» условными владениями). По-прежнему и у тех, и у других доминировала военная служба князю-сюзерену. Со 2-й половины 14 века возобновился рост светских вотчин.

Становление во 2-й трети 15 - середине 16 века Русского государства в виде монархии с сословным представительством принципиально изменило структуру дворянства, а также характер его связей с монархом. В результате ликвидации самостоятельных княжеств в Северо-Восточной Руси (к концу 15 - началу 16 века) и большинства уделов Московского великого княжества (в 1-й трети 16 века) вассальные связи дворянства сменились отношениями его подданства московскому великому князю (царю с 1547). В конце 14-15 века принципиально изменился статус бывших владетельных князей. Часть из них (главным образом представители потерявших родовые земли черниговских и смоленских Рюриковичей), утратив титул, влилась в состав верхних слоёв боярства, но большинство к концу 15 века превратилось в служилых князей московского великого князя, входивших в состав территориально-клановых сословных групп (в отдельных случаях обладали индивидуальным статусом). В итоге к середине 16 века бывшие владетельные князья стали одной из высших сословных групп дворянства. При этом в служебном и поземельном отношении служилые князья оказались разъединены со своими недавними вассалами, которые, в свою очередь, объединялись в уездные корпорации. Структура землевладения и генеалогический состав местных служилых детей боярских в большинстве случаев в основном сохранялись. При включении в состав московского дворянства привилегированных слоёв Новгородской республики в ходе её присоединения к Московскому великому княжеству (1478), а затем и Псковской республики (1510) новгородские и псковские земельные собственники были «выведены» на земли в других регионах, а на их земли в конце 15 века «испомещены» представители московских служилых людей. Этот первый опыт наделения поместьями детей боярских получил быстрое и широкое распространение в последующие десятилетия, что унифицировало условия материального обеспечения военной службы уездных корпораций дворянства. С середины - 2-й половины 15 века начался выезд на русскую службу представителей татарских родов, которым жаловались различные города и земли (наиболее долговечным из них оказалось Касимовское царство).

Взамен множества княжеских дворов к концу 15 века сформировался один Государев двор - московского великого князя, объединивший верхние и отчасти средние слои привилегированных групп. Рядовая масса детей боярских к началу 16 века была представлена в нём только одной сословной группой - дворовыми детьми боярскими, которые в середине 16 века были выведены из состава Государева двора (впоследствии представительство уездных корпораций ограничивалось сословной группой дворян выборных). «Государев родословец», составленный в середине 1550-х годов, зафиксировал генеалогический состав первостепенной и второстепенной знати (подобное деление определялось, помимо происхождения, служебными успехами представителей рода). В него были включены около 100 фамилий из 9 княжеских домов Рюриковичей и 4-5 родов Гедиминовичей, около 100 фамилий из старомосковских, старотверских и рязанских боярских родов; несколько фамилий знатных иммигрантов, а также несколько фамилий, происходивших от сделавших успешную карьеру приказных людей и детей боярских из незнатных родов. Служебные взаимоотношения знатных лиц регулировались нормами местничества. В «Государев разряд» 1556 года, созданный для упорядочивания текущей деятельности Разрядного приказа, были включены все «именные» военные и другие назначения, производившиеся с конца 15 века. Сведения «Государева разряда», помимо прочего, использовались при решении местнических споров, подлежавших рассмотрению царя или комиссий Боярской думы. Представители знати целиком заполняли вакансии думных чинов, в подавляющем большинстве - московских чинов (стольников, стряпчих, дворян московских, в немногих случаях - жильцов) и частично - дворян выборных в Государевом дворе. Знатные лица получали все главные и большинство средних военных, государственных и дипломатических назначений. Представители всех слоёв знати (прежде всего, члены Государева двора) преобладали среди светских лиц на первых земских соборах в середине 16 века (на соборе 1566 присутствовали также отдельные представители детей боярских ряда западных уездов).

Наряду с обособлением знати к середине 16 века отчётливее проявились общие черты в юридическом и социальном статусе всего дворянства. С отменой кормлений и проведением других реформ 1550-х годов были унифицированы принципы материального обеспечения военной и административной службы дворянства (система верстания поместными окладами, выплата денежного жалованья из центральных государственных учреждений), определены и условия службы: установлены нормы количества и вооружения военных холопов, выставляемых дворянами (зависели от размеров имения и качества земли, но были одинаковыми для помещиков и вотчинников). Единым стал принцип возмещения за бесчестье - в зависимости от размера жалованья пострадавшего. К середине 16 века окончательно сформировались принципы учёта дворянства, все военные и другие служебные назначения были сосредоточены в одном приказе - Разрядном.

В 15-16 веках среди князей и бояр распространилась традиция постройки «фамильных» монастырей, которые несколько поколений рода продолжали обеспечивать необходимыми средствами, например, Захарьины Кошкины поддерживали Георгиевский женский и Новоспасский мужской монастыри в Москве; Ховрины, Головины - московский Симонов монастырь. Представители дворянства стали заметны в сфере культуры, известны яркие публицисты и авторы из их среды (Ф. И. Карпов), ко многим из них (князьям Голениным, Головиным, Тучковым-Морозовым и др.) были обращены послания церковных писателей. Дворяне строили городские и сельские усадьбы, домовые храмы. Представители знати, заказывая иконы, церковную утварь, столовые приборы и пр., формировали эстетические вкусы эпохи.

Во 2-й половине 16 века знать сильно пострадала, а сложившаяся система её служебного соподчинения, основанная на служебных успехах, родовитости и близости к монарху, разрушилась с введением царём Иваном IV Васильевичем Грозным опричнины, а после её отмены - с созданием особого двора. Массовые казни представителей прежней знати значительно (однако ненадолго) ослабили её политическое влияние. Новая знать - верхние слои опричников и особого двора - сформировалась главным образом за счёт младших или захудалых линий титулованных и нетитулованных родов, а также некоторых старомосковских фамилий, вытесненных к середине 16 века из верхних слоёв Государева двора. Глубокий раскол дворянства стал одной из главных причин социально-политического кризиса в обществе в целом. Он не был до конца преодолён после 1584 года, когда с воцарением Фёдора Ивановича особый двор прекратил существование, а большинство «выдвиженцев» Ивана IV (за исключением Годуновых) в 1584-85 вернулись на традиционные для них позиции выборных дворян. В ходе обострившейся борьбы внутри знати «партия» титулованной знати потерпела поражение (1585-87), а в 1598 царём был избран Борис Фёдорович Годунов. В конце 16 - начале 17 века, наряду с процессом сближения различных групп дворянства, нарастали и противоречия внутри него: между формировавшимися в ходе ускоренной правительственной колонизации южного пограничья уездными корпорациями детей боярских (многие из них находились в этом статусе в первом поколении) и традиционными корпорациями центрального и западного уездов страны, а также столичной знатью. Одновременно происходил новый приток представителей татарских родов (например, князей Урусовых) на русскую службу, в частности, из Ногайской Орды.

События Смутного времени привели к физическому исчезновению многих аристократических фамилий, гибели многих детей боярских, особенно в 1606-07 и в 1610-18. Знать раскололась на военно-политические группировки, связанные с различными центрами власти в стране, а в ходе Речи Посполитой интервенции начала 17 века её элита (многие члены Боярской думы и московских чинов) оказалась в заложниках у командования гарнизона Речи Посполитой в Москве и с марта 1611 до лета 1613 была отстранена от участия в управлении страной. В вооруженную борьбу с политическими целями впервые в своей истории оказались вовлечены уездные корпорации провинциального дворянства на стороне различных военно-политических группировок. Оно также получило опыт активного и широкого участия в местных сословных советах и в земских соборах, на которых присутствовало в качестве представителей городов (уездов). Одним из главных последствий Смутного времени стал сильнейший и длительный кризис всей системы уездных корпораций детей боярских, преодоление которого заняло несколько десятилетий и заключалось, прежде всего, в восстановлении поместной системы как решающего фактора материального обеспечения военной службы провинциального дворянства. Очень важным для него было прикрепление крестьян к земле (смотри в статье Крепостное право) и развитие общегосударственного сыска беглых (эти требования содержались в коллективных челобитных 1630-70-х годов), а также упорядочивание денежного жалованья. Внутренняя консолидация уездных корпораций усилилась при окончательном включении в их состав выборных дворян (1630), но в середине - 2-й половине 17 века оказалась подорванной в результате перестройки военной службы, сравнительно массовых пожалований уездных детей боярских в постепенно терявшие своё значение московские чины Государева двора, усиления раздробленности их земельных владений и т.п. В целом, при нараставшем распаде прежних корпоративных связей усиливалось осознание общих социальных, экономических и отчасти политических интересов, прежде всего, провинциального дворянства, но одновременно и дворянства в целом (в челобитной 1658 все привилегированные группы дворянства определены как «служилый чин»). Генеалогический состав знати к 1640-м годам вновь стабилизировался (в 1610-20-е годы обновление в разных чинах составляло от 35 до 77%), позднее отдельные пополнения происходили за счёт родственников царских жён и некоторых лиц, пожалованных за особые заслуги (обычно дипломатические) и имевших, как правило, покровителей среди бояр. В 1640-80-е годы знать (представители 70-90 фамилий) состояла из бояр, других думных чинов и высших слоёв московских чинов Государева двора (комнатных стольников и стряпчих, московских дворян на придворной службе).

В 17 веке в состав русского дворянства постепенно вошли служилые иноземцы (Брюсы, Гордоны, Траурнихты, Францбековы и др.), в ходе русско-польской войны 1654-67 и после неё - часть так называемой смоленской шляхты. Знать стала средой, в которой усваивались «западные» влияния. Возник интерес к описаниям, справочникам, сочинениям по европейской генеалогии, геральдике и т.п. (в 1682 появился первый русский дворянский герб Нарбековых). Воспринимались элементы придворного и повседневного быта, заимствовались некоторые виды одежды, изменялись устройство и внешний облик главным образом городских, а также сельских усадеб-резиденций. Зародилось и развивалось искусство станкового портрета - парсуны, основным заказчиком которой были представители высшего слоя придворной знати. Характеризуя возникшую в 17 веке открытость зарубежному, прежде всего, западноевропейскому, опыту, а также усиление светской составляющей в традиционной русской культуре, пронизанной церковным началом, историки иногда используют термин «новая культура». В среде дворянства развивалось образование, по преимуществу домашнее, однако уже готовились проекты создания учебных заведений (Академии и т.п.). При участии придворных лиц был открыт ряд школ.

Глубокие экономические и социальные противоречия внутри знати, а также между ней и рядовым дворянством воспрепятствовали попытке царя Фёдора Алексеевича (уничтожение местничества и ряд намеченных в его окружении реформ осени 1681 - весны 1682) усилить интеграцию знати и рядового дворянства. Борьба дворцовых «партий-кланов» дворянства обострилась после смерти Фёдора Алексеевича (1682) и стрелецкого восстания 1682, затем осложнилась свержением царевны Софьи Алексеевны (1689), стрелецким восстанием 1698.

Численность взрослых мужчин всех групп и слоёв дворянства в 17 веке приблизительно составляла: 30-33 тысяч (1630), 42-44 тысячи (1651), свыше 50 тысяч (1680). Политика Петра I (царь с 1682, реально правил с 1689), направленная на дальнейшее расширение территории государства и централизацию власти, сопровождалась рядом мер по формированию единого дворянского сословия. С 1690-х годов постепенно прекращалось пополнение Боярской думы, что лишало преимуществ представителей родов, постоянно заседавших в ней. Следующим шагом стало законодательное оформление дворянских служб. Оно было связано со слишком большой численностью Государева двора, что привело к кризису управления страной, а также с постепенным созданием регулярной армии (незавершённость этого процесса стала одной из причин поражения русских войск в Нарвском сражении 1700 - первой крупной военной операции Северной войны 1700-21). В 1701 году царь объявил, что «с земель служилые всякого чина люди служат службы, а даром землями никто не владеет», что в определённой степени уравнивало помещиков и вотчинников. Для поощрения наиболее отличившихся по службе Пётр I ввёл в дополнение к существовавшим княжеским титулам (у потомков Рюриковичей и Гедиминовичей, а также некоторых татарских родов, например, Урусовых, Юсуповых) европейские титулы - граф (с 1706; до этого ряд лиц в России получил этот титул от императора Священной Римской империи) и барон (с 1710). Вопреки существовавшим традициям, царь пожаловал дворянства многим своим сподвижникам неблагородного происхождения. Он юридически оформил существовавшую издревле традицию, согласно которой служба дворянства являлась регулярной, обязательной, пожизненной, распространил практику выдачи денежного жалованья за гражданскую и военную службу на всё дворянство (указы 1711, 1714, 1715), ввёл норму (указы 1714 и 1719), в соответствии с которой служба всех дворян осуществлялась на основе личной выслуги с 15-летнего возраста. При Петре I производились смотры дворян или им самим, или Сенатом (учреждён в 1711), или местной администрацией. На них происходило распределение дворян по полкам и канцеляриям (в 1740 дворянам разрешён выбор между военной и гражданской службой).

Становлению дворянства как единого сословия способствовали также принципы назначения в Сенат: в отличие от Боярской думы, в него мог быть назначен любой дворянин по личному желанию монарха. Уравнение указом Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» от 23.3(3.4).1714 статуса поместий и вотчин лишало представителей старой знати ещё одной привилегии. Указом о единонаследии, продиктованным фискальными интересами власти и стремлением предотвратить процесс измельчания дворянских имений, вводилось правило передачи поместья только одному из сыновей (упразднено в 1731). Численность дворян-землевладельцев в 1-й трети 18 века составляла около 64,5 тысяч человек (в 1777 - около 108 тысяч человек). В 1722 всё дворянство освобождено от уплаты подушной подати. В Табели о рангах 1722 Пётр I провозгласил государственную службу главной и почётной обязанностью дворянства и распорядился «знатное дворянство по годности считать». Табель подтвердила принцип личной выслуги дворян, их продвижения по государственной, военной и придворной службе в зависимости от собственных способностей, а не от знатности и родовитости. Кроме того, она дала возможность получить дворянство также выходцам из других социальных групп - купечества, посадских людей, разночинцев и государственных крестьян (личное дворянство получали при производстве в 14-й класс, потомственное дворянство - при производстве в 8-й класс по гражданской службе или в 14-й класс по военной службе). Для учёта годных к службе дворян в 1722 учреждена должность герольдмейстера, а затем и Герольдия. К концу правления императора Петра I термин «дворянство» распространился на всех представителей привилегированного сословия в России, в 1720-50-е годы наряду с ним употреблялся также термин «шляхетство».

Манифест императрицы Анны Ивановны «О порядке приёма в службу шляхетских детей и увольнения от оной» (1736) давал право одному или нескольким сыновьям оставаться при доме для управления имением, но с обязанностью учиться, чтобы быть годными к гражданской службе. Для прочих сыновей, которые должны были служить с 20 лет, срок службы ограничивался 25 годами. Однако постепенно дворяне стали записывать своих сыновей на военную службу с младенчества, поэтому реальную службу они начинали уже в офицерском чине. Несмотря на некоторое облегчение условий государственной службы, она оставалась главной обязанностью высшего сословия. Постепенно чин в сознании дворянина приобрёл значение, близкое к почётному титулу. От положения на чиновной лестнице зависел образ жизни дворянина и его семьи.

В 1746 году дворянство получило монопольное право на владение населёнными землями и крепостными. Со временем были расширены права душевладельцев, которым было разрешено продавать крепостных, отдавать их в рекруты и ссылать (указы 1741, 1742, 1747, 1758, 1761, 1765 и др.).

Манифест о вольности дворянства 1762, провозглашённый императором Петром III, впервые делал службу дворян необязательной и предоставлял ограниченную возможность выходить в отставку. Он ослаблял экономические и юридические рычаги воздействия на дворянство, однако сохранял петровскую концепцию службы как почётного долга «благородного дворянина», требовал «презирать» всех, «кои никакой службы не имели».

Генеральное межевание середины 18 века укрепило правовые основы дворянского землевладения. К концу 18 века крупнопоместное (более 500 душ) дворянство составляло около 1% общего числа дворян, среднепоместное (100-500 душ) - около 12%, основная масса дворян была либо мелкопоместной (20-100 душ), либо обедневшей (менее 20 душ). В Жалованной грамоте дворянству 1785 осуществлена своеобразная кодификация дворянских прав, что способствовало консолидации сословия. В ней подтверждалась свобода дворянства от службы и одновременно провозглашалась обязанность «всякого дворянина по первому позыву самодержавной власти не щадить живота для службы государственной». Были образованы сословные институты - дворянские общества (возглавлялись предводителями дворянства), дворянские депутатские собрания, дворянская опека (для помощи дворянским вдовам и несовершеннолетним сиротам), а также определена структура дворянских родословных книг.

В конце 17 - начале 19 века в связи с расширением государства, а также выездом ряда иностранных родов на российскую службу статус российского дворянства (с сохранением некоторых местных особенностей, порой - с рядом ограничений) получали знать и социальная верхушка присоединяемых территорий: остзейское (прибалтийское) дворянство (1710-95; среди них - Будберги, Врангели, Розены, Тизенгаузены и др.), бессарабское дворянство (начало 18 века, начало 19 века; Абаза, Бантыш-Каменские, Кантемиры и др.), рыцарство Финляндии (с 1-й половины 18 века), многие казачьи и малороссийские роды, польских титулов, роды и шляхта (после разделов Речи Посполитой), грузинское дворянство (начиная с рубежа 17-18 века; среди них - представители династии Багратионов, князья Амилахвари, Бебутовы, Орбелиани, Чавчавадзе и др.), армянская знать (начало 19 века; Аргутинские-Долгоруковы, Давыдовы, Лазаревы и др.). Особую группу составляли иноземцы, принятые на русскую службу; по указу 1711 на 5 русских, состоявших при одной должности, полагалось 3 иноземца, при Петре I иностранцы командовали 22 из 52 пехотных полков, 11 из 33 кавалерийских полков.

На протяжении 18 века большое внимание уделялось развитию ориентированной главным образом на дворян системы образования в России. Важный импульс к этому дали мероприятия Петра I: посылка молодых дворян для учёбы за границу, а также создание системы учебных, главным образом военно-учебных, заведений - Школы математических и навигационных наук в Москве (1701), инженерных школ в Москве (1712) и Санкт-Петербурге (1719), артиллерийских школ в Санкт-Петербурге (1712) и Москве (1715), Морской академии (1715) и др. В 1724 был основан Академический университет при Петербургской Академии Наук (занятия начались в 1726). В 1730-50-е годы основаны новые военно-учебные заведения - Кадетский корпус (указ 1731; занятия начались в 1732, с 1743 Сухопутный кадетский корпус), Пажеский корпус (1759) и др. В 1755 открыт первый в России Московский университет. Во 2-й половине 18 века созданы Артиллерийский и Инженерный кадетские шляхетные корпуса (1762), Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт) для девушек-дворянок (1764) и Благородный пансион при Московском университете (1778). Широко распространилась охватившая все слои дворянства система домашнего обучения иностранными учителями, гувернёрами и гувернантками. В 19 веке система дворянского образования получила дальнейшее развитие. Для подготовки мальчиков-дворян к университетам в 1830-1840-х годах учреждены дворянские институты, которые содержались как на суммы дворянских обществ, так и на пособия от государства. Дворяне играли ведущую роль в развитии светской национальной культуры. Активно развивалась усадебная культура: по заказу дворян строились дворцы и особняки в столицах, архитектурные ансамбли в поместьях, работали художники и скульпторы. Дворяне содержали театры, оркестры, собирали библиотеки. Большинство известных писателей, поэтов и философов принадлежало к дворянству. Повседневная культура дворянства, особенно столичного, оказывала влияние на культуру других слоёв общества, на развитие декоративно-прикладного искусства, а также на стиль продукции некоторых отраслей промышленности (стекольной, текстильной, мебельной и пр.).

Дворянство, вдохновлённое идеей службы «царю и Отечеству», в 18 веке играло ведущую роль в развитии и укреплении Российской империи. С другой стороны, к концу века сложилась фрондирующая часть дворянства, которая усомнилась в исключительной ценности чинов и монаршей милости.

Права и привилегии дворянства были закреплены в Своде законов Российской империи (1832). Правительство принимало меры по ограждению дворянства от притока выходцев из других сословий. В 1856 повышены классы чинов, дававшие право на личное дворянство (12-й для военных чинов и 9-й для гражданских) и потомственное дворянство (6-й для военных чинов и 4-й для гражданских), установлено, что только первые степени российских орденов дают право на потомственное дворянство (кроме орденов Святого Георгия и Святого Владимира, все степени которых давали это право до 1900, когда оно было упразднено для награждённых орденом Владимира 4-й степени). Дворянство постепенно приобщалось к предпринимательской деятельности, владея сахарными, конными, железоделательными и другими заводами (смотри в статье Вотчинное хозяйство).

Во 2-й половине 19 века численность дворянства выросла: в 1867 потомственных дворян было 652 тысячи человек, в 1897 - свыше 1,222 миллионов человек, личных дворян - 631,2 тысяч человек. К концу 19 века среди потомственного дворянства 53% составляли русские (так в официальных документах назывались великороссы, украинцы и белорусы), 28,6% - поляки, 5,9% - грузины, 5,3% - тюрко-татарская группа, 3,4% - литовско-латышская группа, 2% - немцы; среди личного дворянства 81% - русские, 9,8% - поляки, 2,7% - немцы, 2,2% - грузины. В связи с модернизацией и расширением государственного аппарата политические позиции дворянства в 19 - начале 20 века несколько ослабели: при зачислении на государственную службу всё более учитывались подготовленность к ней и образование, всё менее принималось во внимание сословное происхождение. К концу 19 века родовое дворянство составляло 51,2% офицерского корпуса и 30,7% общей численности классных чиновников; всего на государственной службе было занято около 1/4 части дворянства. Несмотря на то, что правительство продолжало политику, направленную на сохранение дворянского землевладения, значительная часть дворянства теряла связь с землёй (после крестьянской реформы 1861 площадь принадлежавшей дворянам земли уменьшалась в среднем примерно на 0,74 миллиона га в год, всего в 1877-1905 - примерно на 30%), жалованье становилось важнейшим, часто - единственным, источником доходов. В уездных и губернских органах местного управления и самоуправления дворянство сохраняло ведущее положение. Оно преобладало в земствах. Губернские предводители дворянства участвовали практически во всех коллегиальных органах местной власти, уездные предводители фактически возглавляли уездную администрацию. В результате реформ 1880-90-х годов, осуществлённых императором Александром III, роль дворянства в местном управлении упрочилась: закон 1889 о земских начальниках (преимущественно из потомственных дворян) соединил в их руках судебную и административную власть над крестьянским населением; Земское положение 1890 подтвердило первенствующее значение дворянства в земствах.

«Караул лейб-гвардии Конного полка в Зимнем дворце». Художник Э. П. Гау. 1866. Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Экономическое положение дворянства усугубилось в связи с аграрным кризисом конца 19 века. Для поддержания сословия в 1885 году образован государственный Дворянский земельный банк, предоставлявший потомственным дворянам ссуды на льготных условиях. В результате работы Особого совещания по делам дворянского сословия (1897-1901) приняты законы о заповедных имениях, об учреждении дворянских касс взаимопомощи, пансионов-приютов, дворянских кадетских школ с участием капиталов от казны. Тем не менее, численность помещиков в среде дворянства сокращалась: 130 тысяч семей, или 88% всего сословия, в 1861; 107,2 тысяч семей, или 30-40% дворянства, в 1905. При этом свыше половины из них были мелкопоместными дворянами. При реализации столыпинской аграрной реформы к 1915 мелкопоместное дворянское землевладение практически полностью исчезло, темпы уменьшения земли дворянства возросли в среднем до 1,22 миллиона га в год. Дворянство, хотя и продолжало сохранять ведущие позиции, владея более чем 45 миллионами га земли, постепенно вытеснялось, прежде всего, крестьянством (смотри в статье Крестьянское частное землевладение).

Одновременно значительно расширилась сфера предпринимательской деятельности дворянства (участие в страховом деле, железнодорожном строительстве, промышленности, банковском деле); в аграрной сфере постепенно внедрялись новейшие методы и формы ведения хозяйства. Средства для занятия предпринимательской деятельностью дворянство частично получало от выкупной операции, ипотеки, сдачи земли в аренду (150-200 миллионов рублей в год в начале 20 века). В начале 20 века дворянам принадлежало свыше 2 тысяч крупных промышленных предприятий, они занимали около 1200 должностей в правлениях и советах акционерных компаний, многие стали владельцами ценных бумаг и недвижимости. Значительная часть дворянства пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заведений. Многие приобрели профессии врачей, юристов, стали писателями, художниками, артистами и пр. В то же время немало дворян разорилось, пополнив деклассированные слои.

Дворянам принадлежала ведущая роль (особенно в 18 - 1-й половине 19 века) в развитии общественной мысли и общественного движения. Они занимали позиции чрезвычайно широкого спектра: охранительные, просветительские, революционные. Многие дворяне входили в состав масонских организаций (смотри в статье Масонство). Небольшая часть дворянства проявила крайнюю оппозиционность в выступлении декабристов. Дворяне преобладали среди западников и славянофилов. В значительной степени они формировали течение либерализма.

В середине 1860-х, на рубеже 1870-1880-х и в середине 1890-х годов депутаты некоторых дворянских и земских собраний выступали с ходатайствами о введении в России представительных учреждений. В начале 20 века выходцы из дворянства вошли в состав всех политических партий и организаций - от леворадикальных до крайне правых. В 1906 поместное дворянство образовало сословную политическую организацию - Объединённое дворянство, которая отстаивала исторические привилегии дворянства и поместного землевладения. Дворяне активно участвовали в работе Государственного совета, в 1906-17 - Государственной думы.

После Февральской революции 1917 дворянство не играло самостоятельной политической роли, хотя его представители входили в состав Временного правительства. После Октябрьской революции 1917 дворянство было лишено собственности на землю в соответствии с Декретом о земле от 26.10(8.11).1917, а также сословного статуса в соответствии с декретом ЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10(23).11.1917. Некоторые выходцы из дворянства сотрудничали с советской властью, другие эмигрировали или участвовали в вооруженной борьбе с ней, составив основу Белых армий. Многие из оставшихся в СССР дворян в 1920-1930-е годы были репрессированы из-за своего сословного происхождения.

Лит.: Яблочков М. История дворянского со-словия в России. СПб., 1876; Павлов-Сильванский Η. П. Государевы служилые люди. СПб., 1898; Блосфельдт Г. Э. Сборник зако-нов о российском дворянстве. СПб., 1901; Корф С. А. Дворянство и его сословное управ-ление за столетие 1762-1855 гг. СПб., 1906; Семевский В. И. Пожалования населенных имений в царствование Екатерины И. СПб., 1906; Романович-Славатинский A. B. Дво-рянство в России от начала XVIII в. до отме-ны крепостного права. 2-е изд. К., 1912; Новицкий В. И. Выборное и большое дворянст-во XVI-XVII вв. К., 1915; Stone L. The crisis of the aristocracy, 1558-1641. L., 1967; Весе-ловский С. Б. Исследования по истории клас-са служилых землевладельцев. М., 1969; Гу-бер П., Мейер Ж. Проблемы дворянства в XVII в. М., 1970; Кабузан В. М., Троиц-кий С. М. Изменения в численности, удель-ном весе и размещении дворянства в России. 1782-1858// История СССР. 1971. №4; Троицкий С. М. Социальный состав и численность бюрократии России в середине XVIII в. // Исторические записки. 1972. Т. 89; он же. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. М., 1974; Meyer J. Noblesses et pouvoirs dans l’Europe d’ancien régime. P., 1973; Соловьев Ю. Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л., 1973; он же. Самодержавие и дво-рянство в 1902-1907 гг. Л., 1981; он же. Самодержавие и дворянство в 1907-1914 гг. Л., 1990; La noblesse au Moyen Age, XI-XV siècle. P., 1976; Дякин B. C. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978; он же. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Л., 1988; Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978; Labatut J. P. Les noblesses européennes de la fin du XV siècle à la fin du XVIII siècle. P., 1978; Назаров В. Д. «Двор» и «дворяне» поданным новгородского и северо-восточного летописания (XII-XIV вв.) // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; он же. Служилые князья Северо-Восточной Руси в XV в. // Русский дипломатарий. М., 1999. Вып. 5; Корелин А. П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904. М., 1979; Bush М. L. No-ble privilege. Manchester, 1983; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой Рос-сии (XV-XVI вв.). М., 1985; Gentry and lesser nobility in late medieval Europe. Gloucester, 1986; Кардини Ф. Истоки средневеко-вого рыцарства. М., 1987; Оссовская М. Ры-царь и буржуа: Исследования по истории мо-рали. М., 1987; Donati С. L’idea di nobiltà in Italia: secoli XIV-XVIII. Roma, 1988; Prin-ces, patronage, and the nobility: the court at the beginning of the modern age. Oxf., 1991; The European nobilities in the seventeenth and eighteenth centuries. L., 1995. Vol. 1-2; Евро-пейское дворянство XVI-XVII вв.: границы сословия. М., 1997; Марасинова E. Н. Психо-логия элиты российского дворянства послед-ней трети XVIII в.: (По материалам перепис-ки). М., 1999; она же. Письма из XVIII в. Психологический портрет элиты российского дворянства. М., 2006; Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства. М.; СПб., 1999; Кин М. Рыцарство. М., 2000; Texier A. Qu’estce que la noblesse? P., 2000; Двор мо-нарха в средневековой Европе. М.; СПб., 2001. [Т. 1]: Явление. Модель. Среда; Элиас Н. Придворное общество. М., 2002; Блок М. Феодальное общество. М., 2003; Рыцарство: реальность и воображаемое. М., 2004; Пра-вящая элита Русского государства IX - нача-ла XVIII в.: Очерки истории. СПб., 2006; Седов П. В. Закат Московского царства: Цар-ский двор конца XVII в. СПб., 2006.

В. А. Ведюшкин, А. П. Корелин, E. Н. Марасинова, В. Д. Назаров.

Дворянство в России - сословие, возникшее в XII столетии на Руси, а затем, постепенно видоизменяясь, продолжавшее существовать в Русском царстве и Российской империи. В XVIII-начале XX века представители дворянского сословия определяли тенденции развития российской культуры, общественно-политической мысли, составляли большинство бюрократического аппарата страны. После Февральской революции дворянство в России навсегда исчезло как сословие и полностью утратило свои социальные и иные привилегии.

Дворянство на Руси

Дворянство в России возникло в XII веке. К началу столетия княжеская дружина, прежде представлявшая собой единую служилую корпорацию, распалась на региональные сообщества. Постоянно на службе князя находилась лишь часть дружинников. В XII веке они стали организовываться в княжьи дворы. Двор, как и дружина в прежние времена, состоял из двух групп: старшей (бояре) и младшей (дворяне). Дворяне, в отличие от бояр, были непосредственно связаны с князем и его хозяйством.

С XIV века дворяне получали за службу землю. В XIV-XVI веках усиление позиций русского дворянства происходило в первую очередь за счёт получения земли под условием военной службы. Появилась прослойка землевладельцев-помещиков. В конце XV века, после присоединения Новгородской земли и Тверского княжества, освободившиеся земли местных вотчинников были розданы дворянам на условии службы. С введением поместной системы, юридические основы которой были закреплены в Судебнике 1497 года, дворяне превратились в поставщиков феодального ополчения, которыми прежде были бояре.

В XVI веке дворян часто называли «служилыми людьми по отечеству». В то время дворянского сословия в России ещё не сложилось, поэтому дворяне представляли собой лишь один из привилегированных слоёв русского общества. Высший слой правящего класса при этом составляли бояре. В боярскую прослойку входили члены всего нескольких десятков аристократических родов. Более низкое положение занимали «дворяне московские», входившие в состав государева двора. На протяжении XVI века численность двора и его роль возрастали. Низшую ступень иерархической лестницы занимали «городовые дети боярские». Они объединялись в уездную дворянскую корпорацию и несли службу «со своего уезда». Верхи формирующегося дворянского сословия объединял государев двор - единый общегосударственный институт, окончательно сложившийся к середине XVI века. В состав двора входили «дети боярские» - «дворяне», они назначались на военные и административные должности. В середине и второй половине XVI столетия это были «дети боярские» только Северо-Восточной Руси. Таким образом, на разных территориях положение «детей боярских» различалось.

В феврале 1549 года, выступая на первом земском Соборе, Иван IV Грозный обозначил курс на построение централизованной самодержавной монархии с опорой на дворянство в противовес старой боярской аристократии. В следующем году избранная тысяча московских дворян была наделена поместьями в зоне 60-70 км вокруг Москвы. Уложение о службе 1555 года фактически уравняло дворян в правах с боярами, включая право наследования.

Соборное уложение 1649 года закрепило право дворян на вечное владение и бессрочный сыск беглых крестьян. Это неразрывно связало дворянскую прослойку с зарождающимся крепостным правом.

Российское дворянство в XVIII веке

В 1722 году император Пётр I ввёл Табель о рангах - закон о порядке государственной службы, основанный на западноевропейских образцах. Пожалование старых аристократических титулов было прекращено - это положило конец боярству. С того времени слово «боярин», впоследствии переиначенное в «барин», стало употребляться только в просторечье и обозначало любого аристократа вообще. Дворянство перестало быть основанием для присвоения чина - приоритет был отдан служебной годности. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, - подчёркивал Пётр I, - пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут». Ещё в 1721 году император предоставил право на дворянство всем офицерам и их детям. Табель о рангах давала право на государственную службу, а значит и на получение дворянства, представителям купечества, посадским людям, разночинцам, государственным крестьянам. Было введено разделение на потомственное и личное дворянство. Численность годного к службе дворянства определялась с помощью смотров взрослым дворянам и недорослям, которые часто проходили при Петре I. Учётом дворян и их службы ведала Герольдия, учреждённая в 1722 году.

При Петре I большинство дворян были неграмотными. Под угрозой запрета на женитьбу и записи в солдаты император отправлял их учиться за границу. Одновременно складывалась система отечественных дворянских учебных заведений. Были учреждены Инженерная школа в Москве и Артиллерийская школа в Санкт-Петербурге (1712), Морская академия (1715), Инженерная школа в Петербурге (1719), Корпус кадет (1732, с 1752 года - Сухопутный шляхетный кадетный корпус), Морской шляхетский кадетный корпус (1752), Пажеский корпус (1759), Артиллерийский и Инженерный кадетские шляхетные корпуса (1769). Во второй половине XVIII столетия дворяне стали отдавать детей на воспитание в благородных пансионах. Для подготовки к гражданской службе в 1811 году открылся Царскосельский лицей (с 1844 года - Александровский), Училище правоведения (1835) и другие заведения. Многие дети продолжали обучаться на дому с гувернёрами.

Некоторое время дворяне были обязаны служить пожизненно с 15 лет. В 1736 году срок службы был ограничен 25 годами, в 1740 году дворяне получили возможность выбирать между гражданской и военной службой. В 1762 году Манифестом о вольности дворянства Петра III обязанность служить была отменена, правда, уже в следующем году восстановлена пришедшей к власти Екатериной II. В 1785 году, с принятием «Жалованной грамоты дворянству», эта обязанность была вновь отменена. Освободившись от обязательной государственной службы, дворяне, по сути, освободились от любых обязательств перед государством и монархом. Тогда же дворяне получили право выезжать из России и поступать на иностранную службу. Началось формирование слоя поместного дворянства, постоянно проживавшего в своих имениях. Дворяне стали постепенно отходить от участия в политической жизни, многие занимались промышленностью и торговлей, содержали различные предприятия. Указом 1766 года был учреждён институт предводителей дворянства.

Уже в XVIII веке дворянство стало играть ключевую роль в развитии светской национальной культуры. По заказу дворян строились дворцы и особняки в крупных городах, архитектурные ансамбли в поместьях, создавались произведения живописцев и скульпторов. На попечении дворян находились театры и библиотеки. Выходцами из дворянской среды было большинство видных литераторов и композиторов Российской империи.

Российское дворянство в XIX - начале XX века

В первой половине XIX века дворяне играли ведущую роль в развитии общественной мысли и деятельности общественных движений Российской империи. Спектр их воззрений был крайне широк. После Отечественной войны 1812 года в дворянской среде стали распространяться республиканские настроения. Дворяне вступали в масонские и тайные антиправительственные организации, в 1825 году составили большинство в среде декабристов, затем преобладали в рядах западников и славянофилов.

В XIX столетии дворяне продолжали утрачивать связь с землёй, важнейшим и зачастую единственным источником доходов дворянства было жалование. В органах местного управления и земствах дворяне сохранили ведущие позиции - так, уездные предводители дворянства фактически возглавляли уездные администрации. После крестьянской реформы 1861 года социально-экономические позиции дворянства ослабли. Площадь принадлежавшей дворянам земли уменьшилась в среднем приблизительно на 0,68 млн десятин в год. Аграрный кризис конца XIX века и развитие капитализма в России усугубили положение дворян. Контрреформы 1880-х-1890-х годов вновь упрочили роль дворянства в местном управлении. Были предприняты попытки поддержать экономическое положение дворян: в 1885 году появился Дворянский банк, который предоставлял им ссуды на льготных условиях. Несмотря на эту и другие поддерживающие меры, численность помещиков в дворянской среде сокращалась: если в 1861 году помещики составляли 88 % от всего сословия, то в 1905 году - 30-40 %. К 1915 году мелкопоместное дворянское землевладение (а оно составляло подавляющее большинство) практически полностью исчезло.

В 1906-1917 годах дворяне принимали активное участие в работе Государственной Думы, состоя при этом в разных политических партиях. В 1906 году поместные дворяне объединились в политическую организацию «Объединённое дворянство», отстаивавшую исторически сложившиеся привилегии дворянства и поместного землевладения.

После Февральской революции дворянство перестало играть самостоятельную политическую роль, несмотря на то, что его представители входили в состав Временного правительства. После Октябрьской революции 1917 года сословия в РСФСР были ликвидированы декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года. Декрет о земле, принятый 8 ноября того же года, лишил дворян собственности на землю. Значительная часть дворян в годы Революции и Гражданской войны эмигрировали из страны. При советской власти в 1920-е - 1930-е годы многие выходцы из дворянского сословия подверглись преследованиям и репрессиям.

Классификация и численность

Дворянство подразделялось на древнее (потомки древних княжеских и боярских родов), титулованное (князья, графы, бароны), потомственное (дворянство, передававшееся законным наследникам), столбовое, беспоместное (полученное без наделения и закрепления земель) и личное (полученное за личные заслуги, в том числе по достижении 14 класса на гражданской службе, но не передающееся по наследству). Личное дворянство было введено Петром I с целью ослабить замкнутость дворянского сословия.

В среде потомственного дворянства сохранялись различия между титулованными и нетитулованными дворянами (последние составляли большинство). Почётом пользовались «столбовые» дворяне, которые могли доказать более чем вековую древность своего рода. Большинство титулов формально не давали обладателям особых прав, однако на деле способствовали их продвижению по службе.

В 1782 году в России насчитывалось свыше 108 тысяч дворян, что составляло 0,79 % населения. После принятия «Жалованной грамоты дворянству» их численность существенно возросла: в 1795 году в Российской империи было 362 тысяч дворян, или 2,22 % населения. В 1858 году в стране насчитывалось 609 973 потомственных дворянина и 276 809 личных и служащих дворян, в 1870 году - 544 188 и 316 994 соответственно. Дворян-землевладельцев, по данным 1877-1878 годов, в европейской части России насчитывалось 114 716 человек. В 1858 году потомственные дворяне составляли 0,76 % населения великорусских губерний Российской империи. Это было в два раза меньше, чем в тогдашних Великобритании, Франции, Австрии и Пруссии.

По мере расширения границ Российской империи дворянство прирастало всё большим числом разнородных элементов. К московскому великорусскому дворянству присоединялись остзейское дворянство, украинское казачье дворянство присоединённых губерний, польская и литовская шляхта, бессарабское дворянство, грузинское, армянское, инородческое дворянство, финляндское рыцарство, татарские мурзы. В имущественном отношении дворянство тоже не было однородным. В 1777 году 59 % сословия составляло мелкопоместное дворянство (по 20 душ крепостных мужского пола), 25 % - среднепоместное (от 20 до 100 душ), 16 % - крупнопоместное (от 100 душ). У некоторых дворян во владении находились десятки тысяч крепостных.

Приобретение дворянства

Потомственное дворянство приобреталось четырьмя способами: 1) пожалованием по особому усмотрению самодержавной власти; 2) чинами на действительной службе; 3) вследствие пожалования за «служебные отличия» российскими орденами; 4) потомками особо отличившихся личных дворян и именитых граждан. В основном дворянство приобретали службой. В 1722-1845 годах потомственное дворянство давалось за выслугу первого обер-офицерского чина на военной службе и чина коллежского асессора на гражданской, а также при награждении любым из российских орденов (с 1831 года - кроме польского ордена Virturi Militari); в 1845-1856 годах - за выслугу чина майора и статского советника, и за награждение орденами Святого Георгия, Святого Владимира всех степеней и первыми степенями других орденов; в 1856-1900 годах - за выслугу чина полковника, капитана I ранга, действительного статского советника. С 1900 года по ордену Святого Владимира потомственное дворянство можно было получить только начиная с 3-й степени.

Личное дворянское звание присваивалось по особому высочайшему усмотрению. Оно распространялось на супругу, но не передавалось потомству. Правами личного дворянства пользовались вдовы не принадлежавших к потомственному дворянству священнослужителей православного и армяно-грегорианского исповедания. Для получения личного дворянства надо было либо дослужиться на гражданской действительной службе до чина 9-го класса (титулярный советник) или на военной - до чина 14-го класса, то есть первого обер-офицерского, либо получить орден Святой Анны II, III и IV степени (после 1845), Святого Станислава II и III степени (после 1855), Святого Владимира IV степени (1900).

Потомки личных дворян, «беспорочно» состоявших на службе в чинах не менее 20 лет, имели право ходатайствовать о потомственном дворянстве до 28 мая 1900 года, когда была отменена соответствующая статья закона.

Потомственное дворянство передавалось по наследству и в результате брака по мужской линии, но женщина-дворянка, вышедшая замуж за недворянина, не могла передать супругу и родившимся в браке детям дворянские права, хотя сама продолжала оставаться дворянкой. Распространение дворянского достоинства на детей, рождённых до пожалования дворянства, зависело от «высочайшего благоусмотрения». В 1874 году все ограничения, касавшиеся детей, рождённых в податном состоянии, были отменены.

Привилегии дворянства

В разные периоды времени российское дворянство имело следующие привилегии: 1) право владения населёнными имениями (до 1861 года); 2) свобода от обязательной службы (до введения всесословной воинской повинности в 1874 году); 3) свобода от земских повинностей (до второй половины XIX века); 4) право поступления на государственную службу и на обучение в привилегированных учебных заведениях; 5) право корпоративной организации. Каждый потомственный дворянин заносился в родословную книгу той губернии, где имел недвижимую собственность. Не имевшие недвижимости вносились в книги губерний, где имениями владели их предки. Те, кто получил дворянство через чин или пожалование орденом, сами выбирали губернию, в книгу которой будут внесены. Так можно было делать до 1904 года. Личные дворяне в родословную книгу не вносились - в 1854 года их записывали в пятую часть городской обывательской книги наравне с почётными гражданами.

Общим для всех дворян был титул «ваше благородие». Имелись также родовые титулы: баронские (барон), графские («ваше высокоблагородие»), княжеские («ваше сиятельство») и так далее. Служившие дворяне имели титулы и мундиры, соответствовавшие их чинам гражданского или военного ведомства, неслужилые - носили мундиры губерний, где имели поместья или были записаны. Каждый дворянин имел право на ношение шпаги. Привилегией потомственных дворян было право на родовой герб. Герб каждого дворянского рода утверждался высочайшей властью, его внешний вид нельзя было менять без особого высочайшего повеления. В 1797 году был создан Общий гербовник дворянских родов Российской империи, в котором содержались рисунки и описания гербов разных родов.

До 1863 года одной из привилегий дворян была невозможность подвергать их телесным наказаниям ни по суду, ни во время содержания под стражей. В пореформенный период эта привилегия стала просто правом. В Законах о состояниях, изданных в 1876 году, содержалась статья об освобождении дворян от личных податей. В 1883 году, после отмены подушной подати по Закону от 14 мая 1883 года, эта статья потеряла надобность, и в издании 1899 года её уже не было.