Егэ по биологии все что нужно знать. Полезная информация при подготовке к сдаче егэ по биологии

В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. Они остаются такими же, как и в 2017 году.

КИМы учитывают специфику нашего предмета и проверяют то содержание, которое отражено в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Это тот самый стандарт, который действует у нас с 2004 года.

Контрольно-измерительные материалы конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование, как на базовом, так и профильном уровнях - это новшество, так как до 2017 года разработчики оценивали уровень овладения знаниями и учебными умениями только на базовом уровне, никак не на профильном. Сегодня задания нацелены на проверку сформированности биологической компетентности выпускников.

Приоритетом контроля является контроль сформированности знаний и способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии (чего не было раньше); овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений в различных ситуациях, как в новой, так и в измененной ситуации, решении количественных и качественных биологических задач.

Большой акцент делается на работу с информацией, которая представлена в различных видах: это и тексты, и схемы, и рисунки, и таблицы, и графики, и диаграммы.

Экзаменационная работа включает в себя семь содержательных блоков:

  • «Биология как наука. Методы научного познания»
  • «Клетка как биологическая система»
  • «Организм как биологическая система»
  • «Система и многообразие органического мира»
  • «Организм человека и его здоровье»
  • «Эволюция живой природы»
  • «Экосистемы и присущие им закономерности»

Структура КИМ

Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, которые включают в себя задания, различные по форме предъявления, уровню сложности и способам оценки их выполнения.

ТАБЛИЦА СТРУКТУРА КИМ

Часть 1 (21 задание) Часть 2 (7 заданий)
- множественный выбор- 7 - ПОЗ (практико-ориентированное задание)
- соответствие – 6 - изображение
- последовательность-3 -текст
-задача – 2 -обобщение(2)
- недостающая информация-2 - задача (2)
- анализ графика или таблицы - 1

Часть 1 содержит 21 задание, из них 7: заданий с множественным выбором (с рисунком или без него); 6 – на установление соответствия (с рисунком или без него); 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 1 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состоит из 7 заданий с развернутым ответом. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.

В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.

КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ

Содержание блока Вся работа Часть 1 Часть 2
«Биология как наука. Методы научного познания» 2 1 1
«Клетка как биологическая система» 5-4 4-3 1
«Организм как биологическая система» 4-5 3-4 1
«Система и многообразие органического мира» 4 3 1
«Организм человека и его здоровье» 5 4 1
«Эволюция живой природы» 4 3 1
«Экосистемы и присущие им закономерности» 4 3 1
Итого: 28 21 7

Обращаю Ваше внимание, что количество заданий уменьшилось. Раньше их было 40, из них 33 в первой части и 7 во второй части. Сейчас вы видите, что в первой части 21 задание, во второй – 7

Т.е. Каждый вариант, как и прежде, состоит из двух частей. В целях повышения объективности оценки качества итоговой аттестации обучающихся за среднее общее образование, из части 1 экзаменационной работы были исключены задания с выбором одного верного ответа, чтобы предотвратить случайное угадывание. Подобная модернизация привела к сокращению с 33 до 21 количества заданий части 1 и с 40 до 28 во всей работе.

Как распределяются эти задания по уровню сложности?

В таблице красным цветом выделено количество заданий, которые были в работе 2016 года, и синим с 2017 года.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности Всего Часть 1 Часть 2
Базовый 10
(24)
10
(24)
-
Повышенный 12
(9)
11
(9)
1
(0)
Высокий 6
(7)
- 6
(7)

Обратите внимание, базовых заданий остается 10, а было 24, все они расположены в первой части. Задания повышенного уровня – их было 9, теперь их будет 12, причем 11 из них находятся в первой части и 1 задание во второй части. В 2016 году практико-ориентированные задания относились к заданиям высокого уровня сложности, а с 2017 года его перевели в категорию повышенного уровня.

Задания высоко уровня сложности – их шесть, а было семь. Все они находятся во второй части, начиная с 23 задания.

Как распределяются задания по видам умений и способам действий?

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Группы Видов Число заданий
- Знать, уметь 9
- Умения 16
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни 3

Задания можно условно разделить на три группы:

  • знать, понимать. Таких заданий 9 из 28
  • На умения. Их 16
  • На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - 3

Какие же существенные изменения произошли в структуре и содержании работы ЕГЭ?

  1. Полностью исключены задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Уменьшилось число заданий с 40 до 28
  3. Поменялся максимальный первичный балл (в 2016 – 61балл, с 2017 – 59балл)
  4. Увеличилась продолжительность экзамена. Было 180 минут, стало 210 минут (3,5 часа)
  5. НОВЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ!!! В первой части

Новые типы заданий

С использованием рисунков, схем (базовый, повышенный, уровень) ;

С множественным выбором ответов (базовый и повышенный уровень) ;

На установление соответствия биологических процессов или явлений (повышенный уровень);

На определение последовательности биологических объектов, процессов (базовый и повышенный уровень);

С (не кратким) свободным ответом на примере биологических знаний в практической ситуации (уровень);

Со свободным развернутым ответом на обобщение и применение знаний в новой ситуации (высокий уровень);

На анализ биологической информации (высокий уровень);

Со свободным развернутым ответом мс изображением биологического объекта (высокий уровень);

Биологические задачи по цитологии и генетике (высокий уровень)

Заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы

Эти задания предполагают, что выпускники хорошо владеют терминологией, у них хорошо сформирован понятийный аппарат.

Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) - препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число - верный ответ).

Пояснение.

Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).

Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число - верный ответ).

ИЛИ (повышенный уровень)

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
A возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В

Список терминов и понятий:

  1. мембраны тилакоидов
  2. световая фаза
  3. фиксация неорганического углерода
  4. фотолиз воды
  5. темновая фаза
  6. цитоплазма клетки
А Б В
- - -

Пояснение.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
А - мембраны тилакоидов возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б - фиксация неорганического углерода темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В - световая фаза

Ответ: 132.

ИЛИ (высокий уровень)

Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?


Пояснение.

  1. на рисунке №2;
  2. створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются;
  3. кровь поступает в аорту и лёгочный ствол (лёгочную артерию)

- нахождение правильно указанных обозначений в рисунке (базовый уровень )

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. наружный слуховой проход
  2. барабанная перепонка
  3. слуховой нерв
  4. стремя
  5. полукружный канал
  6. улитка

Пояснение

Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв - 3 - это слуховая труба (евстахиева труба); стремя - это слуховая косточка - 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку); полукружный канал - это слуховая косточка - 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).

Ответ: 126.

- множественный выбор, в том числе с рисунком и без него, работа с текстом (базовый уровень )

Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите.

  1. Отсутствие в ней оформленного ядра
  2. Наличие цитоплазмы
  3. Наличие клеточной мембраны
  4. Наличие митохондрий
  5. Наличие эндоплазматической сети

Прокариоты, или доядерные - одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Но прокариоты - клетки, значит, у них есть цитоплазма и мембрана.

ВНИМАНИЕ!!! Новые формы заданий, которые требуют внимательного прочтения инструкций с той целью, чтобы правильно выполнить задание, а самое, главное, правильно записать ответ

ИЛИ (с рисунком)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

  1. наличие ядрышка с хроматином
  2. наличие целлюлозной клеточной оболочки
  3. наличие митохондрий
  4. прокариотическая клетка
  5. способность к фагоцитозу

Пояснение

На рисунке изображена животная клетка. Верные утверждения: наличие ядрышка с хроматином; наличие митохондрий; способность к фагоцитозу. Неверные утверждения: наличие целлюлозной клеточной оболочки - это характеристика растительной клетки; прокариотическая клетка - на рисунке видно ядро, т.е. клетка эукариотическая.

- решение биологических задач (базовый уровень )

Решение простейших биологических задач в первой части – это задания базового уровня. Это задачи количественные и требуют вписывать ответ в виде цифр

Например, В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Клетки слизистой оболочки - соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете - гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20.

ИЛИ

У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

В половых клетка число хромосом уменьшается в 2 раза, т. е. 4 хромосомы - гаплоидный.

ИЛИ

Сколько ами¬но¬кис¬лот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Ответ: 300.

Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида, значит, 900 нуклеотидов = 300 триплетов = 300 аминокислот.

Ответ: 300.

ИЛИ

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

По правилу комплементарности количество гуанина равно количеству цитозина, значит, 20%, на тимин и аденин остается 60%, их так же равное количество, значит, по 30%.

ИЛИ

Каким будет соотношение генотипов и фенотипов потомства, полученного от скрещивания родителей с генотипами Аа и Аа, при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, без дополнительных символов, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.

Пояснение

При скрещивании двух гетерозиготных организмов с неполным доминированием ♀ Аа x ♂ Aа = F1 АА - 1 часть: Aa - 2 части: аа - 1 часть - потомство имеет три разных генотипа, каждому из которых соответствует свой фенотип.

Ответ: 121.

ИЛИ

- установление соответствия с рисунком и без него (повышенный уровень )

Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.

СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА ОРГАНОИД
A) двумембранный органоид 1) хлоропласт
Б) есть собственная ДНК 2) аппарат Гольджи
B) имеет секреторный аппарат -
Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн -
Д) состоит из тилакоидов гран и стромы -
Е) одномембранный органоид -

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Хлоропласт - под буквами А, Б, Д. Аппарат Гольджи - под буквами В, Г, Е.

Ответ: 112212.

ИЛИ

ВНИМАНИЕ!!! Новшество 2017 года: Соответствие с рисунком. Прежде не встречалось.

Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ СТРУКТУРЫ
А) осуществляет активный транспорт веществ
Б) изолирует клетку от окружающей среды
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ
Г) образует секреторные пузырьки
Д) распределяет вещества клетки по органеллам
Е) участвует в образовании лизосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.

Ответ: 111222

- установление последовательности (базовый, повышенный уровни )

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Мятлик луговой
  2. Мятлик
  3. Покрытосеменные
  4. Однодольные
  5. Растения
  6. Злаковые

Пояснение

Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона: Царство Растения → Отдел Покрытосеменные → Класс Однодольные → Семейство Злаковые → Род Мятлик → Вид Мятлик луговой.

Ответ: 534621

ИЛИ

Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.

  1. левое предсердие
  2. легочные капилляры
  3. легочные вены
  4. легочные артерии
  5. правый желудочек

Пояснение

Из правого желудочка кровь идет по легочной артерии в легкие, в легочных капиллярах происходит обмен газами, по легочным венам кровь возвращается в левое предсердие.

Ответ: 54231

ИЛИ

Установите последовательность процессов пищеварения.

  1. всасывание аминокислот и глюкозы
  2. механическое изменение пищи
  3. обработка желчью и расщепление липидов
  4. всасывание воды и минеральных солей
  5. обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

Пояснение

Ротовая полость - механическое изменение пищи.

Желудок - обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков.

Двенадцатиперстная кишка - обработка желчью и расщепление липидов.

Тонкий кишечник - всасывание аминокислот и глюкозы.

Толстый кишечник - всасывание воды и минеральных солей.

Ответ: 25314

- множественный выбор - работа с текстом (повышенный уровень )

1. ВНИМАНИЕ!!! Новое задание в части 1 – работа с текстом.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Современный человек во многом похож на своих предков - человекообразных приматов.
(3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов.
(4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения.

Пояснение

Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический - внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки.

Поведенческий - поведение, особенно, в момент размножения.

Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.)

Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения, описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе.
(5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза.
(6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.

Ответ: 256.

ИЛИ

Известно, что бактерия туберкулёзная палочка - аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

Пояснение

Анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм, таблиц со статистическими данными (повышенный уровень )

Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.


Выберите верные утверждения.

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды
4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С
5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ

Пояснение

Верные утверждения:

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С.
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала.

Неверные утверждения:

Ответы 3) и 5), поскольку данных показателей нет в таблице.

Ответ 4), поскольку уже при 40 °С ферменты (белки) денатурируют.

ВЫВОД:

  1. Исключены полностью задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Вычеркнуты задания с выбором верного или неверного суждения. Хотя это задание раньше относилось к заданию повышенного уровня, но тоже предполагался только один правильный ответ в виде цифры. Поэтому таких заданий больше нет.
  3. Использование рисунков, схем остались. Это задания разных уровней сложности, т.е. встречаются как в первой, так и во второй части.
  4. Задания с множественным выбором ответов. Раньше такие задания встречались только в части 2 и считались заданиями повышенного уровня, теперь они встречаются и среди заданий базового уровня.
  5. Задания на установление последовательности биологических объектов и процессов.
    Во-первых, увеличилось их количество, их стало три; во-вторых, изменился уровень их сложности. Раньше это были задания повышенного уровня, сейчас встречаются довольно сложные задания, но отнесены они к категории базового уровня сложности.
  6. Что касается части 2, то предполагается не просто краткий свободный ответ. Разработчики требуют развернутого ответа. Не только перечисления каких-то закономерностей, но и также объяснений.

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть1)

Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл
1 Б 1 8 П 2 15 П 2
2 Б 2 9 Б 2 16 П 2
3 Б 1 10 П 2 17 Б 2
4 Б 2 11 Б 2 18 Б 2
5 П 1 12 Б 2 19 П 2
6 Б 2 13 П 2 20 П 2
7 П 2 14 П 2 21 П 2

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть2)

Уровень Балл
22 П 2
22 В 3
24 В 3
25 В 3
26 В 3
27 В 3
28 В 3

Многие ученики, решившие связать свою жизнь с медицинским и биологическим направлениями, задают вопрос о том, как сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов. Успех выпускников, прежде всего, зависит от времени, которое они затрачивают на подготовку к экзамену. Соответственно, чем больше было пройдено материала за это время, тем выше шанс успешно подготовиться к сдаче биологии. Если ребенок точно решил сдавать биологию, то ему следует заняться подготовкой уже сейчас.

Каждому выпускнику следует знать, что мотивирующим звеном в его успешном обучении должны быть желание и заинтересованность. Поставленная цель побуждает человека стремиться к совершенству, изучать новые разделы науки, находить и исправлять допущенные ошибки. В своей цели нужно ясно осознать, что можно решить на данном этапе, а что нет, какой объем работы нужно выполнить, чтобы достичь успеха.

Как правило, ребята начинают готовиться к экзаменам еще с 10 класса, а в 11 лишь отрабатывают типовые экзаменационные задания. В действительности, пройти теорию по определенной тематике не означает, что ученик сможет использовать ее в практике. Проходя обучение, учащийся должен не «зубрить» материал, а понимать смысл того или иного ответа и решения. Умение применять теорию на практике приходит не сразу, иногда, упуская важную деталь, ребенок не может осознать свою ошибку.

Если задание кажется очень сложным и нерешаемым, то следует завести отдельную тетрадь для записей. В ней нужно будет составлять конспект по сложным темам и запоминать этапы решения заданий.

Постоянное решение экзаменационных вариантов — это залог успешной сдачи экзамена. Чем больше пройдено заданий, тем больше вероятность того, что именно оно может встретиться на экзамене.

Нужно уметь правильно распределять время. Не следует доводить ребенка до умственного перенапряжения. 2 часа работы будут намного эффективнее, чем 6 часов зубрежки.

Первая часть экзамена состоит из заданий базового уровня сложности. Решение каждого задания данной части не должно занимать более 2 минут. При выборе правильного ответа не стоит паниковать и сбиваться с мыслей. Если нет точной уверенности в ответе, то этот вопрос следует оставить на потом. Когда легкие задания из первой части будут выполнены, можно переходить к тем, которые вызвали затруднения.

Теория по 1 части включает: основные понятия о жизнедеятельности организмов, генетические закономерности, скрещивание разных видов, виды царств, их свойства и отличия.

Нововведения: анализ и синтез информации по предложенным темам.

Вторая часть состоит из заданий повышенного уровня сложности. Для их выполнения необходимо вспомнить всю пройденную теорию. Ученикам даются задания с выбором правильных вариантов из 6 предложенных, задания на поиск соответствий и на установление правильной последовательности. На каждый вопрос следует затратить не более 5 минут.

Теория по 2 части включает темы: организм человека и его гигиена, макроэволюция, среды жизни.

Нововведения: нахождение ошибок в рисунке, анализ графиков и таблиц со статистическими данными.

  1. Третья часть состоит из заданий высокого уровня сложности. Здесь экзаменуемый должен продемонстрировать навыки применения теории на практике. К каждому заданию необходимо привести решение и подробно его объяснить. Ответ на один вопрос может занять до 20 минут.
  2. Теория по 3 части включает: применение знаний в практических ситуациях, анализ текстовой и графической информации, эволюцию и экологические закономерности, расчетные задачи по цитологии и генетике.
  3. Разделение заданий на 3 категории актуально при самостоятельной подготовке к экзамену. В экзаменационных бланках распределение заданий может быть иным.

О шпаргалках на ЕГЭ по биологии

Кто-то пользуется подсказками, кто-то нет, но делать шпаргалки нужно уметь. Не стоит переписывать целую книгу или копировать на листы варианты заданий, ведь это не принесет никакой пользы, если у ребенка увидят подсказку. Основные моменты, которые должны быть учтены в шпаргалке:

  • основные понятия в краткой записи;
  • примеры заданий, вызвавших сложность при самостоятельном решении;
  • формулы для вычисления;
  • фамилии ученых и их открытия.

Подсказки можно писать на маленьких листочках, на ручках и даже вышивать на одежде. Также можно воспользоваться карманным справочником, если возникли трудности в выполнении того или иного задания. Пользоваться шпаргалкой или нет, решает сам ребенок. В любом случае написанная подсказка вселяет некую уверенность и оптимизм, но получить сто баллов реально и собственным умом.

Проведение экзамена по биологии в 2017 году

В этом году экзамен по биологии значительно усложнили, но уменьшили количество заданий с 40 до 28. Также увеличили с 180 до 210 минут время на выполнение работы. В 2017 году планируется исключить вопросы с выбором правильного варианта ответа, теперь ученик должен будет самостоятельно решить задание и получить верный ответ. Теперь сдать ЕГЭ по биологии на 100 баллов будет чуть сложнее, чем в прошлом году, но для тех ребят, кто уже сейчас готовится к экзаменам, такие нововведения не станут сюрпризом.

Для поступления в ВУЗы необходимо набрать за экзамен не менее 36 баллов.

Полезная информация при подготовке к сдаче ЕГЭ по БИОЛОГИИ.

Кадырова И.Ю.

МБОУ СОШ №1 «Гармония»

Биология не входит в число обязательных экзаменов, но очень важен для тех учащихся, которые выбрали для поступления естественнонаучное направление: биологический факультет университета, медицинский университет, психологические и социальные специальности, факультеты физической культуры и спорта и другие. Чтобы стать студентом достаточно успешно сдать ЕГЭ по отдельным предметам. С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает все большее доверие школьников. От качества подготовки к ЕГЭ зависит и качество сертификата, и соответственно возможность продолжения образования в ВУЗе.

Итак, с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, задачи прикладного характера, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками. Я широко использую мультимедийные средства обучения, включаю в презентации много наглядных рисунков, анимаций, видеороликов, использую компьютерные формы контроля. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. Важно в обучении использовать системный подход, благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например, при изучении клетки в 6 классе мы обучаем детей распознавать растительные клетки, их разнообразие и строение. В 7 классе закрепляем знания о клетке и учим сравнивать животную и растительную клетку, в старших классах анализируем связь строения и функций органоидов клетки и рассматриваем клетку как целостную систему. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии.

Качественную подготовку к сдаче ЕГЭ дает профильное обучение , которое предполагает более глубокое изучение предмета за счет увеличения учебных часов, элективных курсов и консультаций.

Я начинаю детальную и планомерную подготовку к экзамену уже с сентября 11 класса.

1. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

Первое, с чего необходимо начать - это не пугать учеников предстоящим ЕГЭ и формировать у них твердое убеждение в том, что если постараться, то можно получить вполне приличный балл. Конечно, не следует внушать школьникам, что ЕГЭ - это легко и просто. Но и не нужно внушать им мысль о полной безнадежности. Подготовку к ЕГЭ нужно начинать с прямого вопроса школьникам: что каждый из вас хочет получить на экзамене? И предложить написать диагностический тест в формате ЕГЭ, который и позволит определить степень готовности каждого к экзамену. Обычно результаты бывают невысокие, и многих учеников этот факт заставляет задуматься о том, что необходима тщательная и серьезная подготовка к ЕГЭ.

2. Знакомство с документами, рекомендациями по сдаче ЕГЭ.

На первой консультации знакомлю учащихся с основными документами - спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена.

Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы, СD-диски и интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России.

3. Изучение содержания КИМов по биологии .

. Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «A», состоящие из тридцати тестовых заданий базового уровня сложности и двенадцати заданий повышенного уровня. За тестовые задания части «А» можно получить 69 % максимального первичного балла, поэтому рекомендую начать выполнение экзаменационной работы именно с части «А» и отнестись к его выполнению с максимальным вниманием. Первые 30 вопросов основаны на узнавании терминов, понятий, объектов, то последующие 12 формулируют вопросы шире, и для правильного ответа необходимо применить имеющиеся знания к несколько измененной ситуации, описанной в вопросе.

. Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «В». Семь тестовых заданий части «В» относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Выполнение заданий этой группы дает только 7 баллов в максимальном первичном балле, 11 % от максимального первичного балла. Правильной стратегией будет при выполнении экзаменационных заданий отложить выполнение этой группы заданий «на потом», после выполнения заданий группы «С».

. Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «С».

Часть С содержит шесть заданий со свободным ответом (С1-С6). При выполнении заданий С1-С3 надо дать ответ из одного-двух предложений (их относят к повышенному уровню сложности), а заданий С4-С6 - полный развернутый ответ (их отнесли к заданиям высокого уровня сложности). Выполнение шести заданий с развернутым ответом дает 12 баллов в максимальном первичном балле, 20 % от максимального первичного балла.

Задания этой части - сложные, при ответе на них необходимо не только привести набор фактов, сведений, но и структурировать ответ, выделить в нем основные и второстепенные аспекты, внутреннюю структуру объекта или явления. Это задания, которые решаются поэтапно, и ответ на них требует четкости, логичности, последовательности, аргументированности.

4. Техническая подготовка к ЕГЭ.

На данном этапе подготовки учу школьников «технике выполнения теста». Эта техника включает следующие моменты:

. Обучение приему «спирального движения по тексту». Данный прием состоит в следующем - ученик сразу просматривает текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.

. Обучение объективной и субъективной трудности заданий. Обычно дети знают свои слабые места, пробелы в знаниях. Если попался такой вопрос - пропустить его и делать те задания, в которых ученик наиболее силен. А после, когда останется время для проверки еще раз подумать над проблемным вопросом.

. Обращать внимание на скрытые подсказки в вопросе или в ответах.

. Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку и переписывание из черновика в бланки ответов.

. Не оставлять вопросы тестов, которые не знает без ответа, в худшем случае ставить интуитивно или наугад.

5. Повторение.

Залогом успеха подготовки ученика к успешной сдаче единого государственного экзамена по биологии является системное повторение, которое провожу на уроках в химико-биологическом профильном классе, элективных курсах и консультациях групповых и индивидуальных.

. Роль элективных курсов при подготовке к ЕГЭ.

Среди множества курсов я выбрала курсы на повторение учебного материала, но на более высоком уровне: в 10 классе « Биология растений, грибов и лишайников», в 11 классе «Человек и его здоровье». В программу включила исследовательские, проектные работы учащихся, работу с дополнительными источниками информации, включая ресурсы Интернет. На элективах даю лекции профильного уровня, а также провожу срезы знаний в различных формах: семинары, зачеты, тестирование, отчеты по творческим заданиям.

. Консультации.

В первом полугодии на консультациях повторяем зоологию, т. к. данный курс биологии остался не охвачен повторением. Итак, когда повторили и углубили практически весь теоретический материал, со второго полугодия приступаем к решению КИМов. Особое внимание уделяю вопросам, на которых по анализу предыдущих лет было больше затруднений:

. химическая организация клетки;

. обмен веществ и превращение энергии;

. нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека;

. способы видообразования, определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов;

. особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза;

. характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных и их усложнение в процессе эволюции.

А также вопросам практического применения знаний.

. Индивидуальная работа.

Учащиеся имеют разную подготовку, способности, некоторые пропускали уроки по объективным причинам, поэтому подготовка к экзаменам требует дифференцированного подхода. Учащиеся индивидуально получают задания, по необходимости провожу индивидуальные консультации, разъяснения сложных тем, в которых имеются пробелы в знаниях у отдельных учеников.

Проблема успешной сдачи ЕГЭ начинает беспокоить школьников за год, а то и за два до окончания ими 11-го класса. И неудивительно – ЕГЭ является не просто условием того, что вам вручат школьный аттестат на выпускном вечере, но и своеобразным ключиком, открывающим дверь в успешную взрослую жизнь. Не секрет, что поступление в высшие учебные заведения страны предполагает обязательное наличие сертификатов ЕГЭ по нескольким специализированным предметам. А ЕГЭ по биологии 2019 особенно важен будущим медикам, психологам, ветеринарам и многим другим.

Кому обязательно сдавать биологию?

В первую очередь данный предмет необходим ребятам, желающим добиться успеха в изучении различных отраслей медицины, ветеренарии, агрономии или химической промышленности, но в 2019 году сертификат ЕГЭ по биологии будет котироваться также и при поступлении на факультеты физического воспитания, психологии, палеонтологии, ландшафтного дизайна и др.

Биология – предмет, который нравится многим школьникам, ведь многие темы близки и понятны учащимся, а лабораторные работы в большинстве связаны с познанием окружающего мира, что вызывает у детей неподдельный интерес. Но, выбирая ЕГЭ по биологии, важно понимать, что на экзамен выносится достаточно большой объем материала, а для поступления на различные факультеты зачастую требуется также сертификат по химии, естествознанию или физике.

Важно! Полный перечень необходимых сертификатов ЕГЭ, позволяющий претендовать на бюджетное или контрактное обучение в том либо ином университете РФ можно узнать на сайте интересующего вас учебного заведения.

Даты проведения

Как и все остальные предметы, в 2019 году ЕГЭ по биологии будут сдавать в дни, установленные календарем ГИА. Проект этого документа должны утвердить в ноябре месяце. Как только даты экзаменов будут известны, мы первыми расскажем вам о том, когда состоятся испытания по биологии и другим предметам.

Приблизительно понять, когда могут быть назначены экзамены можно, ознакомившись с календарем прошлого года. Так, в 2018 году биологию сдавали в такие дни:

Основная дата

Резервный день

Досрочный

Основной

Для лиц, повторно допущенных для сдачи, также были установлены свои даты для проведения испытаний в апреле и июне.

Нововведения 2019 года

Хотя кардинальные изменения не коснутся ЕГЭ по биологии, некоторые изменения в билетах 2019 года все же будут.

Основным нововведением 2018-2019 учебного года станет замена 2-хбального задания 2-й линии (множественный выбор) на 1-бальное задание, предполагающее работу с таблицей. Таким образом, максимальное количество первичных баллов по предмету теперь составит 58 (на 1 балл меньше чем было в 2018 году).

В остальном же структура КИМ останется неизменной, что должно порадовать 11-тиклассников, ведь в процессе подготовки можно будет опираться на многочисленные материалы 2018 года, доступные в интернете.

Структура КИМов по биологии

Итак, зная уже, какие изменения произойдут в ЕГЭ по биологии, давайте подробнее разберем виды заданий и их распределение в билете. КИМ, как и ранее, будет включать в себя 28 заданий, разделенных на две части:

Предложенный формат КИМ позволяет оценить знания выпускника по 7 основным блокам:

Распределение заданий по уровням сложности будет следующим:

На выполнение экзаменационной работы по биологии в 2019 году будет отведено 3,5 часа (210 мин.) с учетом того, что экзаменуемый должен тратить на каждое задание 1-го блока в среднем не более 5 минут, а на каждое здание 2-го блока – от 10 до 20 минут.

Приносить с собой дополнительные материалы и оборудование, а также использовать их во время ЕГЭ по биологии запрещено!

Оценивание работы

За правильное выполнение 21 задания 1-го блока экзаменуемый может набрать максимум 38 первичных баллов, а за выполнение 7 заданий второго – еще 20, что в сумме составляет 58 баллов, что и будет соответствовать 100-бальному результату ЕГЭ.

Первый блок работы, при выполнении которого экзаменуемый заполняет таблицу ответов, проверяется электронным методом, а второй блок оценивается двумя независимыми экспертами. Если их мнение расходится более чем на 2 балла, к проверке работы привлекается 3-й эксперт.

Хотя результаты ЕГЭ уже давно не приравнивают к определенным оценкам по 5-тидбальной шкале, многие все же хотят знать, как они справились с заданием. Перевести результат 2019 года в школьную оценку можно будет по такой приблизительной таблице соответствия:

Для получения аттестата достаточно будет набрать 16 первичных (или 36 тестовыз) баллов, хотя такой результат и не позволит вступить в борьбу за бюджетное место в университете.

При этом проходной балл в ВУЗы колеблется в диапазоне от 65 до 98 баллов (не первичных, а уже тестовых). Естественно, что проходной порог московских университетов максимально приближен к верхней границе диапазона, что заставляет 11-тиклассников серьезнее относиться к подготовке и ориентироваться на 100-бальную отметку, а не минимальный порог.

Секреты подготовки

Биология - наука непростая, требует внимательности и понимания, а не просто механического заучивания. Поэтому подготовка нужна методичная и постоянная.

В базовую подготовку входит изучение терминологии, без ее знания сложно ориентироваться в биологии именно как науке. Чтобы облегчить запоминание, подкрепляйте теорию иллюстративным материалом, ищите снимки, графики, схемы, что станут основой для ассоциативной работы памяти. Также нужно ознакомиться с демоверсией КИМов, чтобы понять структуру экзамена по биологии.

Необходима практика решения заданий определенного типа. Систематически решая варианты, представленные на сайте ФИПИ, ученики формируют стратегию выполнения заданий и приобретают уверенность в собственных силах, что является незаменимым помощником в достижении успеха.

Дата проведения ЕГЭ по биологии в 2019 году будет известна только в январе 2019 года.

Что проверяется на экзамене?

Для выполнения экзаменационной работы участнику ЕГЭ нужно уметь:

  • работать со схемами, рисунками, графиками, таблицами и гистограммами,
  • объяснять факты,
  • обобщать и формулировать выводы,
  • решать биологические задачи,
  • работать с биологической информацией, с изображением биологических объектов.

Проверяются знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии:

  1. «Растения».
  2. «Бактерии. Грибы. Лишайники».
  3. «Животные».
  4. «Человек и его здоровье».
  5. «Общая биология».

В экзаменационной работе преобладают задания по общей биологии, в которых рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу относятся:

  • клеточная, хромосомная и эволюционная теории;
  • законы наследственности и изменчивости;
  • экологические закономерности развития биосферы.

Именно такое полезное видео мы предлагаем вам посмотреть прямо сейчас:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Готовясь к выступлению думала, какой опыт я могу показать тем, кто из года в год готовит всех без исключения к ЕГЭ. Мой предмет выбирают чаще всего мотивированные дети.

Предмет «биология» кажется очень простым. Птички, цветочки… А на самом деле это около 500 сложнейших тем, так или иначе связанных друг с другом. Для восприятия знаний нужно время! Для того, чтобы их осознать, увидеть, почувствовать, выстроить логические взаимосвязи с уже известным.

Один из факторов - время . Полноценная подготовка к ЕГЭ по биологии - это год серьезной ударной работы, лучше 2 года.

Некоторые считают, что биологию можно зубрить, что задач в ней нет. Однако на экзаменах вам поможет только глубокое понимание, осмысление биологии. А задачи - и самые разнообразные! - встречаются в ЕГЭ, причем их формулировки часто неоднозначны.

Обычной школьной подготовки, разумеется, недостаточно. Ведь биология включает в себя ряд взаимосвязанных разделов - ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию. Каждый раздел имеет свою специфику, свои сложности.И весь этот непростой и содержательный материал в большинстве школ ученику предлагается чаще всего освоить при одном уроке в неделю. Однако парадокс в том, что и при 3-х часах в неделю времени на повторение материалов 6-8 классов в урочной системе нет. Спасают доп.занятия.

  1. Более подробно разбираю наиболее значимые и трудные вопросы. Их мне помогает сформулировать участие в проверке работ ЕГЭ и ГИА. Чаще всего это вопросы, на изучение которых отводится мало времени в школьном курсе
  1. Разгружать учебный материал за счет сокращения описательного и второстепенного компонентов.- опорные конспекты

РАССКАЗ ОБ ОПРНЫХ КОНСПЕКТАХ

  1. Вести словарь биологических терминов с их четкими определениями, но не просто тупо записывать туда терминологию, а учитывая, что один термин может быть обозначен разными терминами. В этом случае необходимо представлять учащимся все терминологические варианты обозначения того или иного понятия, поскольку в контрольных измерительных материалах могут использоваться различные термины, обозначающие одно и то же понятие.
  • Работа в этом направлении предполагает использование словарей, энциклопедий, при этом возрастает внимание к русскому языку, формируется интерес к языку биологической науки, актуализируется языковой опыт учащихся, развивается их устная и письменная речь, наиболее эффективно формируются коммуникативные умения учащихся.
  • Постоянно задействовать различные виды памяти учащихся, увереннее использовать приемы мнемотехники, объяснять значение терминов, имеющих греческое, латинское или иное происхождение.

Тропизмы (греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д.

Учащиеся, услышав перевод, начинают вспоминать, что растения тянутся к свету, а корни растут вглубь почвы

  1. Использовать сквозной подход – экологический, эволюционный, функциональный. Эволюция систем органов
  1. При проведении занятий по общей биологии широко использовать знания из области ботаники и зоологии, привлекать их для иллюстрации и конкретизации биологических законов и выведения общих закономерностей. (Не просто говорю о путях эволюции, а показываю это на конкретных примерах из ранее изученных курсов

Широко использую рисунки, таблицы, пиктограммы и схемы для иллюстрации и объяснения биологических закономерностей – принцип лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать никто пока не отменил. И опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения

На одном слайде использую англоязычные и русскоязычные картинки, т.к. найти рисунки без подписей в интернете трудно

При проведении контрольных мероприятий использовать задания, требующие составления схем, рисунков, пиктограмм и таблиц – многие используемые сейчас пиктограммы придумали бывшие выпускники

Решать задачи на применение биологических знаний в различных практических ситуациях;

Использовать задания, требующие четкого и лаконичного письменного ответа – задания С5 и С6.

19, 20

В учебные задания включать составление планов и конспектов параграфов учебника, планов ответов на вопросы.

Для освоения техники тестирования, в процессе преподавания биологии необходимо широко использовать тестирование с разнообразными видами тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. При этом особое внимание уделять трудным видам тестовых заданий.

Одной из проблем подготовки учеников к ЕГЭ по биологии является повторение программного материала по курсам «Ботаника», «Зоология» и «Анатомия и физиология человека», времени на повторение этих тем в 10-11 классе на уроках не выделяется, а так как материал ребятами пройден в 6-8 классах, есть вероятность того, что он основательно забыт.

Таким образом, у каждого ученика накапливается набор конспектов с отобранным и адаптированным материалом. Позднее по каждой теме ученикам предлагаются тесты повышенного уровня, решение которых требует тщательной проработки конспектов.

Подобный подход к повторению давно пройденных тем позволяет, не просто выучить программный материал, но развить навыки работы с предметной литературой, освоить методику выбора наиболее важного материала и составления конспектов и освоить методику тестирования. Для этого используются школьные учебники, про которые при подготовке к ЕГЭ забывают. Это очень плохо, т.к. многие рисунки и схемы берутся из школьных учебников. Да, их сейчас огромное множество, но я стараюсь на занятиях показать ребятам материал по одной теме в нескольких учебниках.

И, наконец, что бы ученики познакомились со структурой экзамена в форме ЕГЭ, промежуточная и итоговая аттестация в 10 и 11 класса проводится так же в форме ЕГЭ, во втором полугодии 11 класса ученики несколько раз решают пробный экзамен, который проводится с соблюдением практически всех процедурных особенностей, по результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке. Анализ нескольких подобных работ показывает динамику роста его знаний и эффективности освоения тестовых технологий

Зная любовь современных школьников к планшета и айфонам, я составила комплекты учебных пособий для просмотра именно в этих гаджетах.

Ряд рисунков вы видите на английском языке, это не ошибка. Я разбираю с ними на занятиях эти рисунки и схемы, а для отработки пусть они будут «Слепыми»

Ну и самое последнее, можно выучить и понять материал в учебниках, можно научится работать с таблицами, схемами и графиками, но нельзя говорить о биологии не владея визуальным представлением о ее объектах.

Сталкиваюсь постоянно с проблемой не знания внешнего вида разных биологических объектов (растений, животных из разных систематических групп) и т.д Решая эту проблему пытаюсь создать иллюстрированный словарь живой природы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности Подготовки К ЕГЭ По биологии Учитель биологии ГАПОУ МОК имени В. Талалихина Черкалина Ирина Алексеевна Москва, 2014 год

До ЕГЭ … дней

Разбор наиболее значимых и трудных вопросов и вопросов, на которые мало отводится времени в школьном курсе

Использование опорных конспектов

Сущность методики рисуночно-идеографического письма материал группируется в блоки можно увеличить объем изучаемого материала без перегрузки учащихся кодирование учебной информации и умение читать опорные сигналы умение представлять материал, используя рисунки-сигналы, в развернутом виде

Ж Р Г П Ж КЛ Ж КЛ

Так выглядят записи в тетрадях

Вести словари биологических терминов 1. Тропизмы (греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д. 2. Центростремительный нейрон = чувствительный нейрон= афферентный нейрон

Идиоадаптация

Ароморфозы

Строение растения Вегетативные органы: корень и побег Генеративные органы: цветок, семя, плод

Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных, и группои ̆ животных этого типа. ГРУППА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ 1) медузы 2) коралловые полипы ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ А) обитание в толще морскои ̆ воды Б) обитание в полосе прибоя В) образуют колонии Г) не образуют колоний Д) имеют известковыи ̆ скелет Е) не имеют известкового скелета А Б В Г Д Е

ВЫБОР МНОЖЕСТВЕННОГО ОТВЕТА У пресноводнои ̆ гидры, медузы и кораллового полипа 1) тело состоит из двух слоёв клеток 2) органы состоят из тканеи ̆ 3) замкнутая кровеносная система 4) тело имеет лучевую симметрию 5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки 6) каждая клетка выполняет все функции живого организма

Най̆ дите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложении ̆, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы. гидра Коралловый риф медуза

План составления конспекта по зоологии. Систематика Общая характеристика Особенности внешнего строения Особенности внутреннего строения Размножение Многообразие Значение