Глаголы 2 спряжения правило с примерами. Спряжение глаголов. Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам

Материалы для работы с учащимися

Глагол имеет две основы :

1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени

2. – основа формы настоящего и будущего времени

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.

Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.

Таблица 1

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

Лицо

Единственное

Единственное

Множественное

Множественное

1

/- ю

-ём /- ем

-им /- им -

2

-ёшь /- ешь

-ишь /- ишь

-ёте /- ете

-ите /- ите

3

-ёт /- ет

-ит /- ит

-ут /- ют

-ат /- ят

Алгоритм определения спряжения глагола

  1. Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений

Для запоминания

Исключения

I СПР.

II СПР.

I СПР.

АРХАИЧНЫЕ

РАЗНО-

СПРЯГАЕМЫЕ

II СПР.

баять

блеять

веять

затеять

каяться

лаять

лелеять

маяться

надеяться

реять

сеять

таять

хаять

чаять

чуять

клеить

строить

брить

стелить

зиждиться

зыбиться

дать

есть

создать

бежать

брезжить

хотеть

чтить

вертеть

видеть

ненавидеть

зависеть

обидеть

смотреть

терпеть

гнать

держать

дышать

слышать

СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ !

    Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)

3. Словарная работа

– Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб. жать – бег
отн. сти – нёс

– Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал ”, “что делает ”, “что будет делать ”).

– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования) . Перечисли их общие черты.

– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив ).

– Что это за форма глагола? Какова её роль?

1) инфинитив + “буду ” = будущее время;

2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь) ;

3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II) , -еть (I) .

4. Постановка проблемы

– Прочитаем стихотворение-шутку:

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить ,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить .

– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.

(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).

– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

5. Открытие детьми темы урока

– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил .

– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.

6. Знакомство с правилом

– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.

ГЛАГОЛ

МЫ

ТЫ

ОНИ

Гласные в

СПРЯЖЕНИЕ

лет Е ть

лет ИМ

лет ИШЬ

лет ЯТ

2- И… +1- А/Я…

II СПР.

тер Е ть

тр ЁМ

тр Ёшь

тр УТ

2- Е… +1- У/Ю…

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
    • проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
  • Развивающие:
    • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений) , стихотворные способы запоминания (зрительные опоры) , карточки с заданиями.

Доска:

Смотр. т вид. т:

дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

К морю лишь подхoд . т он.

Вот и слыш . т , будто стон…

Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.

подходить
слышать
смотреть
видеть

К морю лишь подхoд . т он,

Вот и слыш . т , будто стон…

Смотр. т вид. т : дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

подходить

подхoдишь

подходят

смотреть

смотрешь

смотрят

-ишь

-ют

слышать

слышет

слышут

видеть

Видешь

видят

-ит

-ат

-ишь

-ют

– Проведём самопроверку по правилам.

– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений) .

– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:

7. Физкультурная пауза

– Закрываем глаза, заучиваем.

(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “ ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь , он видит и видят они)

Весёлые рифмы

Как начнёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слышать ,
Ну а руки – всё держать .
На меня начнёшь смотреть ,
Будешь ты меня вертеть
Буду всё равно терпеть ,
Буду от тебя зависеть ,
Раз ты смог меня обидеть .
Буду я тебя не видеть ,
А открыто ненавидеть .

8. Первичное закрепление

Несмотря на красоту речи, русский язык признается всемирным сообществом наиболее трудным и сложным в освоении. Это связано с многообразием правил и исключений из них. Особого внимания требуют слова-исключения 1 и 2 спряжения среди .

Учебная программа любой средней общеобразовательной школы включает тему глаголов-исключений 1 и 2 спряжения. Ознакомление со спряжением глаголов в русском языке, а также исключениями происходит в рамках курса 4 класса . С наступлением учебного года преподаватель подготавливает учеников к освоению навыка.

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой видоизменение их формы. Спряжение является грамматическим признаком постоянного характера. Преображение осуществляется по признаку лица, числа, а также времени. Глагол изменяется с позиции настоящего и будущего времени.

Обратите внимание! Во время спряжения изменяются окончания глаголов.

Преобразование окончаний зачастую не создают трудностей для учащихся. Отсутствуют сомнения в корректном написании. В таких случаях глагольное окончание является ударной частью. Однако при отсутствии ударения в морфеме становится очевидной проблема .

Чтобы не ошибиться в верном написании окончания, следует провести проверку. Используется правило со следующим алгоритмом действий:

  • Слово, вызывающее сомнения в правописании, ставится в начальную форму. Цель – определение буквосочетаний, на которые оно заканчивается. Образуется инфинитив, или неопределенная (начальная) форма. Среди возможных вариантов буквосочетаний перед –ть принято выделять такие , как «а», «ы», «и», «у», «е», «я», «о». Исходя из выявленной буквы, осуществляется следующий этап проверки.
  • В том случае, если перед буквосочетанием –ть находится «и», тогда определяется глагол, относящийся ко 2 спряжению. Иные варианты буквосочетаний определяют 1 спряжение.

Обратите внимание! Вышеописанное правило проверки не применимо для глаголов в случае безударного окончания.

Рассмотрим пример определения глагольного окончания. Возьмем глаголы 1 спряжения «нарисовать», «прорасти».

В результате их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – нарисую, прорасту; нарисуем, прорастем;
  • 2 лицо – нарисуешь, прорастешь; нарисуете, прорастете;
  • 3 лицо – нарисует, прорастет; нарисуют, прорастут.

В качестве примеров 2 спряжения возьмем глаголы «доготовить», «закупить», «придержать». В ходе их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – доготовлю, закуплю, придержу; доготовим, закупим, придержим;
  • 2 лицо – доготовишь, закупишь, придержишь; доготовите, закупите, придержите;
  • 3 лицо – доготовит, закупит, придержит; доготовят, закупят, придержат.

Результаты проверки временами связаны с возникновением трудностей. Суть проблемы заключается в наличии исключений. Их особенность состоит в неподчинении существующим законам русского языка. Вне зависимости от регламента проверки и основ правописания остается неясным, как правильно отображать в письменном варианте глагольные окончания.

Случаи противоречий

При отсутствии ударения в части личных окончаний могут возникать противоречивые ситуации. Для уточнения спряжения требуется образовать инфинитив. Неопределенная форма позволит выявить окончание.

Вариативность глаголов целесообразно представить в следующем виде:

  • Глаголы 1 спряжения. В инфинитивном варианте оканчиваются на –еть, –ать. Принимается во внимание факт наличия 4 глаголов-исключений на –ить. Представлены 3 глаголами, образующими группу исключений с подобным окончанием. К данной категории относятся: зиждиться, брить, стелить. Сюда же относятся слова на –оть, -ть, -уть. Допускаются прочие варианты окончаний. Примерами выступают: размолоть, прополоть, разуть.
  • Глаголы 2 спряжения. Имеют суффиксальную часть –ить. Подразумевают наличие суффиксальной части –еть, характерной для 7 глаголов. К данной категории относятся: терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть, вертеть, обидеть, смотреть. Среди исключений и 4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

При рассмотрении глаголов-исключений 1 и 2 спряжения, а также их неподчинения общепринятому правилу не следует забывать о наличии разноспрягаемой категории глаголов: бежать, хотеть, чтить. Также выделяются их производные. Для них характерно частичное спряжение по обоим типам.

Существует глаголы с окончаниями, которые соответствуют особой системе определения. К данной категории относятся: дать, есть. Также допускается выделение в этой группе производных от них. Им присуще отсутствие принадлежности к какому-либо спряжению. Это позволяет их тоже относить к числу исключений из правил.

Варианты запоминания особых случаев

Для удобства учащихся, преподавателей и всех желающих освоить русский язык в совершенстве на предмет глаголов-исключений 1 и 2 спряжения существует специальный стишок.

Обратите внимание! Выучив текста из набора исключений, можно облегчить процесс их запоминания.

Стишок представляет собой набор исключений. Их сочетание производится в рифмованной форме. Присутствие рифмы в тексте не только способствует процессу обучения, но и заинтересовывает учащихся.

Цель создания рифмованного текста – упрощение запоминания в первую очередь для учеников. Взрослые в состоянии создать собственные варианты запоминания. Допускается формирование не только уникальных текстов. Среди отдельных групп студентов присутствует заучивание исключений в виде рисунков.

На просторах интернет-пространства присутствует множество стихотворений. Основное их назначение — заучивание особых случаев.

Среди наиболее распространенных выделяются следующие:

  • Ко второму вот спряженью отнесутся без сомненья все глаголы, что на –ить, исключая «брить, стелить». А еще запомни тоже: «И» в их окончаниях писать негоже!
  • Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть. А теперь запомните, пожалуйста, друзья, «е» в их окончаниях писать совсем нельзя.

Полезное видео

Подведем итоги

Знание русского языка в совершенстве — высшее мерило грамотного человека. Немаловажный навык — умение корректно определять спряжения. Для упрощения запоминания исключений из правил допускается заучивание текстов в виде стихотворений.

Вконтакте

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?

Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.

Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.

1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:

1 спряжение

Лицо Окончания Ед. ч. Окончания Мн. Ч. Пример
1 -у/ю -ем Рису ю/Растё м
2 -ешь -ете Рису ешь/Растё те
3 -ет -ут/ют Рису ет/Рису ют

2 спряжение

Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.

Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:

  • глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
  • глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
  • три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
  • все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
  • все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
  • семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
  • четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,

Хотеть, чтить, бежать, прощать

Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.