Игровые технологии на занятиях по фэмп. Семинар-практикум "формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность". Цепочка примерных вопросов

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией), накопить логико-математический опыт.

В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому они приобретают необходимую для ребенка сложность и эмоциональную насыщенность.

Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Она разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Проблемно-игровая технология предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное - ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и предлагать их сверстникам.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается. В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол. В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.

Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.

Авторы этой эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. Так, методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты число 5 (треугольник, цилиндр). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? Эвристические вопросы - позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.

К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями сказочными числами. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. Агглютинация - это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. А. Осборн (создатель метода) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Сегодня этот метод рекомендуется использовать и в работе с дошкольниками. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает. То есть, педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорят, что нет бура, что руки замерзнут и можно простудиться. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи. Анализ проводится по следующим вопросам: Что положительного в идее? Что отрицательного? Подумайте, какая идея самая лучшая. В итоге можно проверить идеи. Мозговой штурм можно применять и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.

Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником и тд.?

Этапы использования синектики в работе с детьми: формулировка проблемы педагогом; формулировка проблемы детьми; генерация идей на основе вопросов, предложенных педагогом, наводящих на решение проблемы. Рекомендуется использование таких видов аналогии как прямая, личная, символическая. Например, придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети: почему 5 больше, чем 3? Воспитатель: Зачем нам известен состав числа из единиц, приемы приложения и наложения, счет парами? Этот вопрос задается для того, чтобы у детей возникли аналогии, что может натолкнуть на мысль о пригодности того или иного правила для сравнения произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия может выявить глубину математических знаний; символическая - может навести на мысль об упорядочении натурального ряда чисел.

Наряду с использованием когнитивных и креативных методов рекомендуется предлагать ребенку задания креативного типа. Среди таких заданий придумать обозначение числа, звука, буквы, сформулировать математическую закономерность. Наряду с этими заданиями можно предложить ребенку сочинить сказку, поговорку, рифму, составить кроссворд, задания для других детей. Перевести фрагмент с языка одного предмета на другой, например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, оживить число, определить цвета дней недели. Изготовить поделку, модель, маску, математическую фигуру, придумать свои игры с числами и фигурами.

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

математический дошкольник обучение игра

Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра - это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- (кубики)
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия: С. М. Овчинникова, воспитатель ДОУ Фомичевский детский сад

Конспект занятия разработан по программе «Детский сад 2100»
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия: применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование : цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
- способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10;
- классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
- адекватно оценивать себя и товарищей; - воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Ход занятия

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
- Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
- Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета - все получилось, синего - встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого - «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель: Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
- Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
- Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
- Счет прямой и обратный
- Назовите все числа больше 5.
- Назовите все числа меньше 6.
- Какое число стоит между 3 и 5.
- Какое число правее 3.
- Какое число левее 7.
- Кто соседи у 4.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
- Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка. Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка: Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Воспитатель: Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан - цилиндр, круг, дом - треугольник, прямоугольник, пирамида).
- Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
- 5.
- Когда они вместе, как их назовем? (целое)
- Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
- Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей - з тела и 2 геометрические фигуры)
- Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
- Да, можно, по размеру.1 - большая и 4 - маленьких.
- Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Воспитатель: Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них - рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?...
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали?(частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
- Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
- Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
- Какие из них можно есть?
- Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
- Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
- Сравните количество маслят и количество мухоморов?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
- Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
- Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
- Спасибо!
Блок 7. Резюме
- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? - Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.

  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
  2. Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2013. - № 2.

Козлова Людмила Николаевна
Обобщение педагогического опыта «Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Обобщение педагогического опыта работы

Представил :

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 13 г. Сосногорска»

Козлова Л. Н.

г. Сосногорск, 2018г.

1.Aктуальность

Считaю, что рaзвитие - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства . Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения , становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Изучив, педагогические технологии , я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника . В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов , учатся классифицировать, обобщать , сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.

2. Теоретическое обоснование опыта

Наиболее важной и актуальной задачей подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому , что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий , и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт , знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания , умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации , дидактические игры, наглядный материал и действия с ним . Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации . Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха , но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий : занятия – развлечения, математические праздники , игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья , театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале , викторины.

Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.

Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме , с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал , закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции : выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал .

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу . Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями . Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал , организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку , рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками : «Составь узор» , «Какая фигура лишняя?» , «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика » и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники , вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества , изобретательности, повышению их педагогической культуры . Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру , будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

3. Результативность педагогического опыта работы

С целью обобщения передового педагогического опыта по теме : «Игровые технологии в формировании элементарно- математических представлений у дошкольников » мною с марта 2016 по май 2018 года в МАДОУ «Детский сад № 13 г. Сосногорска» с воспитанниками группы № 3 осуществлялся ряд занятий и развлечений по ФЭМП в игровой форме . В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей. Анализируя состояние обучения дошкольников , я пришла к выводу, что дидактическая игра, наряду с получившей широкое распространение функций закрепления и повторения знаний, может выступать и как функция формирования новых знаний , представлений и способов познавательной деятельности. Следует отметить, что не все занятия можно провести полностью в игровой форме , так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал , который требует более серьезного отношения при знакомстве с ним, и который можно только закрепить в игровой форме . Например, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи, обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот поэтому, для поддержания интереса детей к таким обучающим занятиям, я включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в структуре занятия определяются целью , назначением и содержанием занятия. В этих играх были, как закрепляющие навыки и умения, так и носили обучающий характер, они помогали детям лучше усвоить тот или иной материал и привлекали их интерес к занятию. Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности : порядок чередования фигур по цвету, форме , размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов , индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно- математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований :

1. В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения .

2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания , проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии.

3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах , начиная со среднего дошкольного возраста , так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности , воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми.

4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр .

3. Библиографический список :

1. Арапова-Пискарева Н. А. Развитие элементарных математических представлений . - М.: Мозайка-Синтез,2005.

2. Агафонов В. «Твой друг компьютер» , Москва, «Детская литература» 1996 г. (информатика от 4 до 9 ) .

3. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.

4. ВолинаВ. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей ) -М.: Знание,1993.

5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1984.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008.

7. Юзбекова. Е. А. Ступеньки творчества. - М. ,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006.

8. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения . - М., 2003.

9. Метлина Л. С. Математика в детском саду . - М., 1984.

10. Михайлова. З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : М Просвящение,1990.

11. Попова Г. П., В. И. Усачева Занимательная математика . – Волгоград : Учитель, 2006.

12. Петрова. М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста . –М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления.

Особенности психолого-педагогических исследований

Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.

История появления ФЭМП в дошкольном образовании

У современной методики формирования простейших математических навыков у малышей долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.

Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом.

Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках.

Требования к в ДОУ

В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:

  • разнообразие по размерам, цвету, форме;
  • возможность применения в ролевых играх;
  • динамичность, прочность, устойчивость;
  • эстетичные внешние характеристики;

Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:

  • «Не спешить с результатом». Каждый ребенок развивается по своему «сценарию», важно направить его, а не пытаться ускорить желаемый результат.
  • «Поощрение - лучший путь к успеху». НОД по ФЭМП в средней группе предполагает поощрение любых усилий малыша. Воспитатель должен найти такие моменты, за которые можно поощрить ребенка. Ситуация спеха, создаваемая я каждого воспитанника, способствует скорейшему развитию логических навыков, повышению интереса к математике.

Специфика работы с дошкольниками

Дошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат.

Разделы дошкольного математического образования

В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы.

Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:

  • оперирование свойствами, числами, объектами, выявление простейших изменений в форме, размерах;
  • сравнение, обобщение групп предметов, соотнесение, вычленение закономерностей;
  • самостоятельность, выдвижение гипотезы, поиск плана действий

Заключение

ФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. В дошкольном детстве ребенок осваивает способы осуществления деятельности. В ходе овладения специфическими детскими видами деятельности формируется мотивационная структура его личности. Происходит обобщение опыта деятельности, складывается динамически развивающийся обобщенный образ мира, который определяет ориентировку ребенка в условиях достижения целей его действий.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяется форма и содержание игровой среды, оказывается влияние на социально-личностное развитие ребенка. Изменяются любимые герои и увлечения.

Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: книги, справочная литература, рассказ воспитателя или родителя. Но, сегодня, учитывая современные реалии, воспитатель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную во время НОД информацию с помощью медиасредств. Освоение новых информационных технологий в образовании - залог успешной реализации личности современного дошкольника.

В настоящее время в жизни современного общества технологии занимают значительное место. Важность технологического компонента современной цивилизации состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие общества и личности каждого отдельного человека. Практически все процессы в обществе, так или иначе, происходят в сопровождении технологии. Ее влияние на социальные процессы приводит к существенным трансформациям последних. Так, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий служит ключевым фактором, определяющим ускоряющийся процесс информационной глобализации, которая становится характерным явлением настоящего времени.

Информационное общество есть объективное условие современного существования человека. На сегодняшний день человек не может обходиться без современных технологий в повседневной жизни, это, безусловно, влияет и на развитие личности ребёнка и его отношение к жизни в целом.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности. В сегодняшних условиях информатизации общества родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому перед нами встала задача в необходимости заранее готовить ребенка к постоянному взаимодействию с информационными технологиями и в разработке системы содержательной работы с программным обеспечением, так как дошкольное воспитание является первым звеном непрерывного образования. Данное направление работы нашло свое отражение при организации непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП.

Увеличение умственной нагрузки при проведении НОД по ФЭМП заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у детей, их активность на протяжении всей деятельности. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль дошкольников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа детей зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда ещё только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С.Л.Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. И.Ю.Пашелите

доказала, что компьютерные средства эффективно обогащают систему развивающей дидактики детского сада, формируя у детей общие умственные способности.) В психолого-педагогических исследованиях, посвященных использованию компьютерных игр в работе с детьми дошкольного возраста (Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Г.П.Петку) указывается на то, что специфика компьютерных игр позволяет рассматривать их как особое средство развития детей.

Современные исследования в области дошкольной педагогики (К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др.) свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. В своей работе я опиралась на труды этих авторов.

Цели использования ИКТ во время НОД по ФЭМП следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем; развитие самостоятельной работы детей во время НОД; создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода; социально - личностного развития дошкольника.

Задачи :

  • Обеспечить начальную математическую подготовку детей для успешного обучению в школе;
  • Формировать информационную культуру, творческий стиль деятельности дошкольников;
  • Подготовить дошкольников к использованию информационных технологий и других информационных структур;
  • Показать ребенку его собственные возможности в управление компьютером при решение поставленных задач;
  • Воспитать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам.

Этапы организации образовательного процесса по ФЭМП с использованием ИКТ:

1 Этап. Подготовительный.

Задачи :

2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения НОД.

На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования компьютерных технологии в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия условий и возможностей применения ИКТ санитарно-гигиеническим требованиям. Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соответствие с программным содержанием выбранных направлений работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов. Кроме того, предполагается провести опрос родителей о возможной помощи детям при освоении ПК в домашних условиях.

2 этап. Реализация.

Задачи :

1. Опробовать механизмы использования компьютерных технологии на занятиях с дошкольниками.

2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей.

Данный этап предполагает непосредственное проведение ОД в домашних условиях с использованием мультимедийной техники согласно тематическим планам. На этом же этапе мы планируем подключить наших воспитанников и их родителей к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ПК.

3 Этап. Контрольно-диагностический.

Задачи :

1. Анализ эффективности использования ИКТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.

Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиатехники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах нашего учреждения и других дошкольных учреждениях.

Программа ориентирована на большой объем практических, творческих работ. Для решения поставленных задач применяются беседы, практические работы, викторины, конкурсы и творческие занятия с элементами логики и дидактических игр, а также используются следующие формы работы с компьютером: демонстрационная - выполняет преподаватель, а дети наблюдают; самостоятельная - недлительная работа детей по усвоению или закреплению материала. Воспитатель обеспечивает индивидуальный контроль за работой детей.

Формы и методы использования компьютера во время НОД, конечно, зависят от содержания этой НОД, цели, которую преподаватель ставит перед собой и детьми. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:

  • при проведении устного счета - даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
  • при изучении нового материала - позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
  • при проверке фронтальных самостоятельных работ - обеспечивает быстрый контроль результатов;
  • при решении задач обучающего характера - помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах НОД по ФЭМП:

  • самостоятельное обучение с помощью воспитателя-консультанта;
  • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности воспитателя;
  • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
  • использование тренинговых (тренировочных) программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных заданий;
  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • использование информационно-справочных программ.

Используя информационные технологий на занятиях по ФЭМП, мы исходили из следующих идей: идея гуманных отношений; идея трудной цели; идея личностного подхода; идея деятельностного подхода; идея свободного выбора.

Организация образовательного процесса с использованием ИКТ стала возможной благодаря созданию в 2007 году в нашем детском саду компьютерного класса для дошкольников.

Для организации рабочих мест в компьютерном классе использована специальная мебель, которая изготовлена по индивидуальному заказу с учётом возрастных особенностей дошкольников и требований, предъявляемых СанПином. Организация работы за компьютером проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований.

Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ по математике, использования интерактивных форм обучения т. д.

Программа направлена на обучение детей элементарным математическим представлениями, развитие математического мышления которое помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, так же она способствует его общему умственному развитию. Цель программы это всестороннее развитие ребенка - развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

В основу построения занятий по ФЭМП с использованием ИКТ положен принцип развивающего обучения. В структуре занятий используются методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и частично поисковой. Большое значение придается методам эмоциональной стимуляции, таким как создание атмосферы успеха и комфортности. Использование игр и игровых форм проведения занятий находят широкое применение в НОД. Мультимедийные элементы на занятиях по ФЭМП создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала. Появляются возможности использования методического приема, делай как я - речь идет о совместной деятельности преподавателя и ребёнка. Наиболее эффективно использование комбинированных методов обучения.

Использование компьютера в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и ор-ганизации самой ОД, последовательности и систематично-сти в работе. ОД в компьютерном классе дошкольного учреждения состоит из следующих этапов.

I . Подготовительный этап.

Этот этап включает:

  • развивающие задания с применением красочного мате-риала, направленного на развитие высших психических функ- ций у детей.
  • задания для подготовки руки к письму и на умение вла- деть компьютерной мышкой:
  • дидактические игры и упражнения:
  • используются различные пальчиковые игры и упражнения для развития мышления, речи, мелкой моторики, а также для под-готовки руки к письму и владению компьютерной мышкой; паль- чиковые игры со скороговорками, стихами, спичками, пласти- лином, игрушками, орехами, крупой и др.

П. Работа на компьютере.

Все компьютерные игры в детском саду условно можно раз- делить на следующие виды:

  • Игры на развитие мыслительных операций;
  • Игры на развитие знаний об окружающем мире;
  • Игры на развитие математических представлений;
  • Игры по обучению грамоте;
  • Игры на развитие навыков творческого рисования, конст-руирования;
  • Игры на развитие памяти, внимания;
  • Игры на развитие восприятия;
  • Игры на развитие пространственных и временных ориен-тировок.

III. Заключительный этап.

Релаксация. Гимнастика для глаз (профилактика зрительного утомления).

Формы организации образовательного процесса в компьютерном классе - подгрупповые и индивидуальные.

При организации НОД по математике рекомендуется сочетать как традиционные формы обучения (беседа, лекция, групповое занятие с наглядным показом на компьютере), так и различные новые формы организации учебной деятельности (работа в малых группах, игровые методы, широкое использование индивидуализированных обучающих программ, обучающее тестирование). Одним из основных нововведений в нашем детском саду стало использование интерактивной доски при организации непосредственно образовательной деятельности.

Интерактивная доска - очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать непосредственно образовательную деятельность яркой, наглядной, динамичной.

За время работы в ДОУ была проведена большая работа по сотрудничеству с родителями. В начале обучения родителей знакомят с целями и задачами программы обуче-ния, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в ОД.

Проводились консультации, собрания, открытые просмотры НОД, совместные праздники, организовывались информационные выставки.

В ДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников. В основу этой работы входит:

  • Педагогическое просвещение родителей через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации;
  • Информирование родителей о состоянии и перспективах работы детского сада в целом;
  • Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс (через Дни открытых дверей, демонстрацию личностных достижений воспитанников);
  • Привлечение родителей к руководству ДОУ (через участие в работе родительского комитета).

Работая с родителями, я при-шла к выводу о необходимос-ти привлечения родителей к активному участию в ОД, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.

Успешность НОД зависит не только от сотрудничества с родителями, но и от тесного взаимодействия воспитателя со всеми специалистами ДОУ.

Необходим комплексный подход к обучению у дошкольников. Для воспитателей и узких специалистов проводились консультации, как общие, так и по отдельным возрастным группам. Выступала на педсоветах, давая необходимые знания воспитателям и специалистам, отвечала на возникающие вопросы. Проводились семинары для воспитателей, на которых они могли познакомиться с основами работы с ИКТ и усвоить основные приемы и методы обучения.

Для наиболее эффективной работы все занятия в настоящее время проводятся согласно тематическому плану д/сада.

Применение ИКТ во время НОД по ФЭМП дает возможность воспитателю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания дошкольников в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности - познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры детей. Использование информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если дошкольник активно участвует в процессе.

Процесс организации НОД по ФЭМП с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для детей, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у дошкольников положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить дошкольников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля. Немаловажный аспект - социальная адаптация ребенка, его отношения со сверстниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Дети с достоинством рассказывают друзьям обо всех "тонкостях" работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус.

Однако не следует забывать и об отрицательных последствиях: интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует того, что обучающийся успешно адаптируется к запросам и требованиям социальной среды. Реальной остается и компьютерная - зависимость, которой могут подвергнуться обучающиеся самых разных возрастов. Психологические последствия этого явления - социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, замкнутость в общении, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов, озлобленность).

Таким образом, последствия применения ИКТ в образовании могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому, оценивая результат и эффективность их внедрения в учебный процесс, нужно подходить с разных сторон. Проектируя использование ИКТ, воспитатель должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять развитие всех его способностей.

Итак, нельзя отрицать, что ИКТ - реальность современной НОД. Анализ НОД по ФЭМП с использованием ИКТ показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей и для их социально - личностной адаптации. С использование инновационных технологий в НОД можно наблюдать повышение уровня динамики развития детей и продуктивности обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития детей. Дошкольники более активно принимают участие в НОД, меняется отношение к работе даже у самых проблемных детей. А от воспитателя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания НОД и планирование работы дошкольников на каждом этапе НОД. Время на подготовку воспитателя к НОД с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно воспитателем и детьми, что значительно облегчает подготовку НОД в дальнейшем. Опыт использования ИКТ во время проведения НОД по ФЭМП показал, что подобная НОД проходит наиболее эффективно. Я считаю, что введение ИКТ в систему дидактических средств детского сада стимулирует социально-личностное, художественно-эстетическое развитие ребенка, активизирует познавательно-речевую деятельность, способствует развитию психических процессов детей. Освоение новых информационных технологий в образовании - залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Активное взаимодействие педагогической и родительской общественности, поддержка средств массовой информации должно быть направлено на формирование правильного отношения к использованию ИКТ в жизни ребенка. В такое важное понятие, как «здоровый образ жизни», должно непременно быть включено понятие «информационно - коммуникационная безопасность». Целенаправленная работа по повышению родительской компетенции в области использования детьми ИКТ с точки зрения охраны физического и психического здоровья, позволит сделать их применение нужным, интересным и не опасным.