Изгои у себя на родине: Судьба дворян в первые годы Советской власти. Организации дворянских революционеров

Движение декабристов стало первым революционным движением в России. По социальному составу декабристы были дворянами - наиболее образованным, политически зрелым социальным слоем России того времени. В основе их взглядов лежало неприятие крепостного права и самодержавия. Бурный рост политического самосознания будущих революционеров происходил в период Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Офицеры- декабристы видели героизм своего народа. За рубежом они познакомились с революционными традициями Европы, с идеями Просвещения.

В России же последовал период реакции, утверждался режим аракчеевщины с её военными поселениями, бессмысленной муштрой и побоями в армии, насаждением религии в образовании, репрессиями против свободомыслящих людей.

Первая декабристская организация - "Союз спасения " - возникла в 1816 году. Среди её членов были А.Н.Муравьёв, С.И. и М.И.Муравьёвы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушин, П.И.Пестель. Основная цель общества - уничтожение крепостного права и введение конституции. Уже в 1817 году члены "Союза" планировали переворот и цареубийство, однако ограниченность сил побудила их к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 году в Москве был создан "Союз благоденствия ", насчитывавший около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий. Но ни тот, ни другой не устраивали радикально настроенных членов тайного общества, тем более, что правительству стало известно о существовании "Союза". В январе 1821 года общество было распущено.

В том же году возникли две тайные декабристские организации. На Украине возникло "Южное общество ", во главе которого стал герой Отечественной войны 1812 года Павел Пестель. Он составил программный документ "Русскую правду". "Русская правда " требовала провозглашения России республикой, уничтожения сословий, введения представительного строя. Документ гарантировал демократические свободы, провозглашал независимость Польши. Земельный вопрос предполагалось решить за счёт передачи в общественный фонд церковных и казённых земель. Крестьяне освобождаются с наделением их землёй. Высшая законодательная власть принадлежит "Народному вече". Объявлялись гражданские свободы: слова, собраний, печати и так далее.

В Петербурге было образовано "Северное общество ", имевшее отделение в Москве. "Северное общество" возглавляла Дума из трёх человек: Н.М.Муравьёва, С.П.Трубецкого, Е.П.Оболенского. С 1823 года активную роль в обществе играл К.Ф.Рылеев. Программный документ "Северного общества" - "Конституцию" - составил Никита Муравьёв.

"Конституция " была ещё умереннее "Русской правды". По ней в России вводилась конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежала "Народному собранию" - двухпалатному парламенту, избираемому на основе имущественного ценза, исполнительная - императору. Крестьяне освобождаются почти без земель - лишь по две десятины на двор. Земля остаётся собственностью помещика.

В 1823 года на Украине возникла офицерская организация "Общество соединённых славян ", провозгласившая лозунг революционного возрождения и союза всех славянских народов. В 1825 году она присоединилась к "Южному обществу". И Южное и Северное общества взяли курс на подготовку революционного переворота.

В 1823 и 1824 годах планы захватить и убить царя на военном смотре отменялись из-за "неготовности". Новый срок был назначен на лето 1826 года. Однако, смерть Александра I 17 ноября 1825 года и известие о том, что правительство знает о заговоре, заставили декабристов изменить планы. Было решено 14 декабря 1825 года, в день принятия присяги новому императору Николаю I, захватить царя и Сенат и принудить их к опубликованию "Манифеста к русскому народу" об уничтожении самодержавия и отмене крепостного права.

Утром 14 декабря 1825 года на Сенатской площади собрались Московский и Гренадёрский полки и гвардейский морской экипаж во главе с Н.Бестужевым (всего около 3 тысяч восставших). Назначенный военным руководителем князь Трубецкой не явился. Восставшие действовали нерешительно. Новому царю Николаю I, который, зная о заговоре, заранее принял присягу Сената, удалось окружить их войсками. К вечеру по восставшим стали стрелять из пушек. Восстание было подавлено.

В начале января 1826 года на Украине была подавлена другая попытка переворота – мятеж Черниговского полка, поднятого членами "Южного общества" Муравьёвым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым.

Расправа над декабристами была жестокой. Пестель, Рылеев, Муравьёв- Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский были повешены. Более 120 офицеров сосланы на каторгу в Сибирь. Мятежные солдаты, прогнанные "сквозь строй", сосланы на Кавказ и в штрафные батальоны.

Причина поражения восстания – недостаточная поддержка декабристов армией, отсутствие опоры на широкие массы народа, неподготовленность восстания, отсутствие идейного и организационного единства в декабристских организациях, чисто заговорщические методы, тактика военного переворота.

Тем не менее, значение восстания декабристов в истории революционного движения России огромно. Это было первое движение, которое выдвинуло чёткую политическую программу, создало тайные организации и открыто выступило против самодержавия с оружием в руках.

Лозунги декабристов как завещание были переданы позднейшему революционному движению, традиции декабристского движения оказали важное воздействие на идейное воспитание последующих поколений русских революционеров.

Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и международными событиями первой четверти XIX в.

Причины и характер движения.

Главная причина - понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны.

Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. Подтверждение этим мыслям они находили в произведениях французских просветителей, которые высказывались против феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в XVIII - начале XIX в. выступали с осуждением крепостного права.

Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. По образному выражению П.И. Пестеля, одного из самых радикальных руководителей тайных обществ, дух преобразования заставлял «везде умы клокотать».

«Что ни почта, то революция», - говорил он, намекая на получение в России информации о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Поэтому восстание в России в 1825 г. стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Они имели объективно буржуазный характер.

Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованны и забиты.

Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном, представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса.

Тайные общества в России появились на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер, и их участники разделяли, в основном, либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами.

В 1814 г. в Петербурге Н.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.

Первые политические организации. В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов - «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой. К ним присоединились К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, С.И. Муравьев-Апостол и др.

«Союз спасения» - первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав - «Статут». В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества -крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие - как отжившая политическая система.

В документе говорилось о необходимости введения конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Несмотря на жаркие споры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо высказывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию. Это был первый водораздел во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.

В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» - довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав попрежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкнн, М.С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа - общий руководящий орган - и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.

Программам устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным.

Все члены общества принимали участие в легальной деятельности.

Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.

Члены организации (в основном, в рамках Коренной управы) вели яростные споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. Одни настаивали на конституционной монархии, другие - на республиканской форме правления. К 1820 г. стали преобладать республиканцы. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопросов - когда и как производить переворот - выявило большие разногла 244 сия между радикальными и умеренными руководителями. События в России и Европе (восстание в Семеновском полку, революции в Испании и Неаполе) вдохновляли членов организации на поиск более радикальных действий. Наиболее решительные настаивали на скорейшей подготовке военного переворота. Умеренные возражали против этого.

В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». Предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созданием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению.

В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А.П. Юшневский, Н.В.

Басаргин, В.П. Ивашев и др.

В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами.

Конституционные проекты. Основными обсуждавшимися проектами стали «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. «Конституция» отражала взгляды умеренной части декабристов, «Русская правда» - радикальной. В центре внимания стоял вопрос о будущем государственном устройстве России.

Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию - политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть - парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной - «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответствии с идеями П.И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с 245 президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.

В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному.

Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.

По мнению П.И. Пестеля, часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественный фонд для наделения тружеников наделом, достаточным для их «пропитания». Так впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме. Следовательно, и в решении земельного вопроса П.И. Пестель выступал с более радикальных позиций, чем Н.М. Муравьев.

Оба проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских, свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н.М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.И. Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться в единый.

Летом 1825 г. южане договорились о совместных действиях с руководителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло «Общество соединенных славян», образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Однако важные внутриполитические события заставили их ускорить свое выступление.

Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в стране сложилась необычайная ситуация - междуцарствие. Руководители Северного общества решили, что смена императоров создала благоприятный момент для выступления. Они разработали план восстания и назначили его на 14 декабря - день принятия Сенатом присяги Николаю. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ - «Манифест к русскому народу» - и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.

В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение прежнего правления, т.е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений. В «Манифесте» заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.

Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые другие части петербургского гарнизона - около 3 тыс. солдат и матросов во главе с офицерами-декабристами. Но и дальше события развивались не по намеченному плану. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С.П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

Тем временем Николай собрал на площади верные ему части и решительно ими воспользовался. Артиллерийская картечь рассеяла ряды восставших, которые в беспорядочном бегстве пытались спастись на льду Невы. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им.

Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых руководителей Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, оставшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.

Следствие и суд. К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 579 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек - П.И. Пестель, ^ К.ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский - были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в 247 Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.

Причины поражения и значение выступления декабристов. Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, недостаточная подготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания - основные причины поражения декабристов.

Однако их выступление стало значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Как известно, дорвавшиеся до власти в октябре 1917 года взбесившиеся хамы всячески притесняли интеллект и цвет нации в лице дворянского сословия. Доказательство тому - многочисленные рукопожатные семейные истории о том, как дедушку «не приняли в вуз из-за дворянского происхождения» (понятно, что дедушка врать не может).

Чекисты-дворяне

Что ж, попробуем измерить алгеброй гармонию, численно оценив степень притеснения большевиками лиц дворянского происхождения.

Возьмём известный справочник: Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД, 1934–1941. М., 1999.

«В исследовании нами учитывались наркомы внутренних дел СССР и их заместители, начальники управлений и отделов центрального аппарата НКВД, наркомы внутренних дел всех союзных и автономных республик (исключение составила Нахичеванская АССР), начальники УНКВД краёв и областей, входивших в состав РСФСР, УССР, Белорусской ССР и Казахской ССР. Не учитывались руководители НКВД тех автономных областей РСФСР, которые не изменяли в рассматриваемый период административный статус, а также руководители НКВД областей в составе Киргизской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР. В то же время начальники УНКВД тех автономных областей РСФСР, чей статус повысился до автономных республик, нами учтены»


Всего в справочнике 571 человек. Из них как минимум 9 дворян или 1,58% :

Благонравов Георгий Иванович. Родился в семье чиновника
Бокий Глеб Иванович. Старинный дворянский род, сын действительного статского советника
Кишкин Владимир Александрович
Красовский Николай Викторович. Родился в семье дворянина, капитана царской армии. Отец служил в белой армии в 1918–1919, затем в РККА 1919–1924.
Меркулов Всеволод Николаевич. Отец был капитаном царской армии, потомственным дворянином, мать - княжеских кровей, из уважаемого грузинского рода.
Пилляр Роман Александрович (Ромуальд фон Пильхау). Барон
Прокофьев Георгий Евгеньевич. Родился в Киеве в семье мелкого чиновника. Дворянин.
Пузицкий Сергей Васильевич. 1895 года рождения, уроженец г. Ломжа (Польша), сын директора 2-й Московской гимназии, русский, дворянин.
Сперанский Василий Михайлович


В Российской Империи по переписи 1897 года было учтено 125 640 021 человек, в том числе 1 220 169 потомственных и 630119 личных дворян . То есть, дворяне составляли 1,47% .

Поскольку в результате революционных событий и Гражданской войны значительная часть дворянства эмигрировала, в населении СССР 1920–1930-х гг. их доля была ещё ниже.

Таким образом получается, что процент дворян в высшем руководстве НКВД существенно превышал процент дворян в населении.

Дворяне в Политбюро

Здесь картина ещё более замечательная. Вот список лиц, бывших в разное время членами и кандидатами в члены Политбюро до Великой Отечественной войны:

Члены Политбюро:

Каменев Л.Б.
Крестинский Н.Н. - из дворян, сын учителя гимназии
Ленин В.И. - сын действительного статского советника, потомственный дворянин
Сталин И.В.
Троцкий Л.Д.
Зиновьев Г.Е.
Рыков А.И.
Томский М.П.
Бухарин Н.И.
Ворошилов К.Е.
Калинин М.И.
Молотов В.М.
Рудзутак Я.Э.
Куйбышев В.В. - потомственный дворянин, сын офицера
Каганович Л.М.
Киров С.М.
Косиор С.В.
Орджоникидзе Г.К. - дворянин
Андреев А.А.
Микоян А.И.
Чубарь В.Я.
Жданов А.А. - сын инспектора народных училищ, личного дворянина
Хрущёв Н.С.

Всего 23 , из них 4 дворян и дворянский сын Жданов, то есть больше 20%

Кандидаты в члены Политбюро:

Дзержинский Ф.Э. - сын мелкопоместного дворянина
Сокольников Г.Я.
Фрунзе М.В.
Петровский Г.И.
Угланов Н.А.
Бауман К.Я.
Сырцов С.И.
Постышев П.П.
Эйхе Р.И.
Ежов Н.И.
Шверник Н.М.
Берия Л.П.
Вознесенский Н А.
Щербаков А.С.
Маленков Г.М. - из семьи потомственных дворян

Всего 15 , из них 2 дворянина, то есть больше 10%

Примечательна судьба Жданова, и особенно Маленкова, которые не относились к категории старых большевиков и делали карьеру уже в советское время.

Также интересно, что в отличие от чекистов, из дворян в высшем партийном руководстве был репрессирован только Крестинский.

Таблица 1

Название, годы, место Количество членов, представители Программа
Союз спасения 1816 – 1818 гг. Петербург 30 чел. А.Н.Муравьев, Н.М.Муравьев, С.И.Муравьев-Апостол, М.И.Муравьев-Апостол, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин Ликвидация крепостничества и самодержавия, введение Конституции и представительного правления. Конституцию нужно было требовать во время смены монархов на троне. Не хотели привлекать народ.
Союз благоденствия. 1818 – 1821 гг. Москва, Петербург 200 чел. Все члены Союза спасения Ликвидация крепостничества и самодержавия. Нужно формировать общественное мнение. Для этого надо создавать тайные и легальные организации. Устав "Зеленая книга". Разногласия по вопросам будущего устройства России. Известие о том, что правительству известно об организации. В январе 1821 г. на съезде Союза благоденствия депутаты объявили о его роспуске.
Южное общество.1821– 1825 гг. г. Тульчин, Украина П.И.Пестель, А.П.Юшневский, И.Г.Бурцов и др. "Русская правда" П.И.Пестеля Установление республики. Законодательная власть – однопалатный парламент, исполнительная – Державная дума из 5 членов, избирающихся на 5 лет. Ежегодно один их них становится президентом республики. Полное уничтожение крепостного права. Неограниченное избирательное право. Равенство всех граждан перед законом. Земля делится на две части – общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной земли.
Северное общество. 1822 - 1825 гг. Петербург Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, С.П.Трубецкой, Е.П.Оболенский, М.С.Лунин, И.И.Пущин "Конституция" Н.М.Муравьева Ликвидация самодержавия и сословий, равенство граждан перед законом, гражданские свободы. Ликвидация крепостного права. Установление конституционной монархии. Законодательная власть – двухпалатный парламент, исполнительная – император. Избирательное право ограничено имущественным цензом. Сохранение помещичьей собственности на землю.
Общество соединенных славян. 1823-1825 гг. Новгород-Волынский А. и П. Борисовы, Ю. Люблинский Борьба против крепостничества и деспотизма за создание демократической федерации славянских народов. Установление всеобщего гражданского равенства.

Восстание было назначено на лето 1826 г., однако смерть Александра I, последовавшая 17 ноября 1825 г., и известие о том, что правительство знает о заговоре, заставили декабристов несколько откорректировать планы. 14 декабря 1825 г., в день принесения присяги новому царю Николаю I, было решено захватить царя и Сенат, принудить их к введению конституционного строя, объявить созыв Великого Собора по всей России, который и должен был решить ее судьбу. Однако поставленные декабристами цели не были достигнуты. Николай I, знавший о заговоре, принял присягу Сената и Государственного совета еще затемно, когда Сенатская площадь была пуста. Назначенный диктатором восстания С.П. Трубецкой не явился на площадь. Каре восставших (лейб-гвардии Московский, лейб-гвардии гренадерский полки и гвардейский морской экипаж – всего ок. 3 тыс. солдат при 30 строевых начальниках – офицерах – декабристов) несколько раз отражало белым огнем натиск оставшейся верной Николаю гвардейской конницы. Попытка генерал-губернатора М.А. Милорадовича договориться с восставшими не увенчалась успехом; сам парламентер был смертельно ранен декабристом П.Г. Каховским. К исходу дня декабристы выбрали своим новым руководителем князя Е.П. Оболенского. Однако уже было поздно: царь успел стянуть на площадь верные ему войска, окружить восставших и приказал стрелять картечью. К ночи восстание было подавлено. 29 декабря началось восстание Черниговского полка на Украине. Декабристам не удалось поднять всю армию, и 3 января 1826 г. полк был разгромлен правительственными войсками.



К следствию по делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро из них (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, П.Г. Каховский, М.П. Бестужев-Рюмин, С.М. Муравьев-Апостол) были повешены 13 июля 1826 г., более 120 человек сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение, свыше 1000 солдат прогнано сквозь строй, более 2000 солдат переведено на Кавказ, где в то время велись военные действия. Заново сформированные из активных участников восстания штрафной Черниговский полк и еще один сводный полк также были посланы на Кавказ.

Восстание декабристов занимает важное место в истории освободительного движения России. Это было первое открытое вооруженное выступление против царского самодержавия и крепостничества, носившее антифеодальный, буржуазный характер. Являясь составной частью общемирового освободительного движения, декабристское восстание имело и свои особенности. В России не буржуазия, а дворянство руководило борьбой за буржуазные преобразования. Либерализм как общественное движение также был связан с дворянством, возникнув как дворянский либерализм. Главным отличием либерализма декабристов была его ориентация на революционные средства борьбы ради достижения определенных целей. Либерализм в России не был однородным течением, в нем существовали различные оттенки и направления. Дворянская революционность, как разновидность раннего либерализма, шла в русле освободительного движения вплоть до середины XIX в. Рубеж 40-50-х гг. стал началом размежевания между революционным движением и либерализмом.

Внутри дворянского этапа освободительного движения (1825 – 1861) выделяются, кроме движения декабристов, три основных периода.

Первый период (1826 – 1834) характеризовался тем, что в стране нашлись силы, которые в условиях николаевской реакции сумели подняться на борьбу против гнета и насилия. Среди молодежи распространялись вольнолюбивые стихи А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, А.И. Полежаева, воспевавшие героический подвиг декабристов и пробуждавшие ненависть к царизму. Этот период характеризовался также наличием разрозненных революционных кружков, члены которых придерживались декабристской идеологии и тактики. Революционные кружки возникали прежде всего в Москве и провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Особенно много тайных кружков появилось в начале 1830-х гг., как отклик прогрессивной молодежи на крестьянские волнения в России и революции во Франции и Бельгии.

В целом эти кружки были небольшими, а их деятельность в условиях политической реакции Николая I была непродолжительной. Ни один из них не сложился в тайную организацию, способную осуществить восстание, но именно эти кружки сыграли важную роль в подготовке новых поколений борцов против самодержавия.

Второй период в истории революционного движения (1835 – 1840) характеризовался спадом общественно-политической борьбы. Передовых людей России охватили глубокое уныние, пессимизм, неверие в возможность революционных преобразований. Своеобразным воплощением настроений того времени явились "Философические письма" П.Я. Чаадаева (1794 – 1856), участника Отечественной войны 1812 г., друга А.С. Пушкина и многих декабристов. "Письма" были опубликованы в журнале "Телескоп" и стали прологом великого спора о прошлом, настоящем и будущем России, о ее месте в семье просвещенных европейских государств, о русском народе в мировой истории, об истинном и ложном патриотизме. Постепенно участники спора составили два кружка: западников и славянофилов .

Третий период общественного движения николаевской эпохи (1841 – 1855) был связан с углублением кризиса феодально-крепостнической системы, нарастанием классовой борьбы, обострением всех противоречий феодального общества. В этот период начала зарождаться новая революционно-демократическая идеология, представлявшая собой шаг вперед по сравнению с дворянской революционностью. В борьбу против охранительной идеологии и теории официальной народности были вовлечены не только революционные, но и либеральные слои. Речь идет о разновидностях раннего российского либерализма – западничестве и славянофильстве.

В русскую историю 40-е гг. XIX в. вошли как время духовных исканий и идейных споров. Характер идейного противостояния определяли взаимодействие и борьба трех направлений общественной мысли – демократического, либерального и консервативного. Во второй половине 40-х гг. произошло окончательное размежевание между западниками и славянофилами, с одной стороны, и представителями революционного направления – с другой. Основателями новой идеологии стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен, представлявшими формирующийся лагерь революционной демократии. Они создали основы новой теории, оказавшей влияние на многие поколения революционеров. Они впервые в русской общественной мысли и российского революционного движения обращались к народу – творцу будущего. В.Г. Белинский и А.И. Герцен критиковали не только феодальный, но и буржуазный строй, занимаясь при этом поисками нового, справедливого общественного устройства. В конце 40-х гг. А.И. Герцен обосновал теорию "общинного социализма" – возможность перехода России к социализму, минуя стадию капиталистического развития. Он считал крестьянскую общину социалистической ячейкой, а под социализмом понимал освобождение крестьян с землей, общинное землевладение.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Одними из главных жертв Октябрьской революции стали представители русской аристократии. Многие из них после 1917 года навсегда покинули Россию или погибли в ходе репрессий, однако и сегодня в России есть потомки дворян, которые пытаются хранить старые сословные традиции и ценности.

Корреспондент Русской службы Би-би-си Алексей Ильин поговорил о судьбе русского дворянства с американским историком, автором книги "Бывшие люди: последние дни русской аристократии" Дугласом Смитом , а также с членами Российского дворянского собрания.

Би-би-си: После революции дворянск ое сословие был о фактически объявлено вне закона. Многие представители аристократии покинули Россию. А что стало с теми, кто решил остаться или не смог уехать? Как они выживали в новых условиях?

Дуглас Смит: Многие из тех дворян, которые остались в Советском Союзе, покинули крупные города, такие как Москва и Петроград, и отправились в сельскую местность. Там у них были усадьбы и хозяйства, где можно было добывать себе еду, ведь с этим были большие проблемы.

Многих представителей аристократии периодически арестовывали, некоторых брали в заложники во время Гражданской войны. Конечно, это были очень тяжелые времена для тех, кто остался, новый режим воспринимал их как классовых врагов, контрреволюционеров, вне зависимости от того, чем они занимались. Огромное число этих людей не пережили первые два года после революции.


Олег Щербачёв: "Понятие "дворянин" проникает в твою суть и душу"

Би-би-си: Пытались ли представители дворянства сохранить свои культурные и сословные традиции после падения Российской империи?

Д.С.: Честного говоря, я не думаю, что после большевистского переворота большинство оставшихся в России дворян в первую очередь задумывались о вопросах сохранения образа жизни, привычек, традиций, практик, которые их выделяли как аристократический класс. Думаю, что в то время на первый план вставал вопрос выживания.

Конечно, они прекрасно понимали, кто они, понимали свое место в истории страны и возникшие перед ними опасности, но мало кто задумывался о том, чтобы не потерять связь с определенными традициями и привычками, главное для них было просто выжить. Они старались поддерживать друг друга, не терять контакты с представителями своего класса, чтобы существовать в новой суровой реальности.

Би-би-си: Как русские дворяне жили в эмиграции? Сложно ли им было привыкнуть к новым условиям, новому образу жизни вдали от родины?

Д.С.: В большинстве случаев они находили способы приспособиться к новым условиям, хоть это было и непросто. Важно отметить тот факт, что никто из них не думал, что большевики надолго останутся у власти. Большинство тех дворян, которые уехали на Запад или в Харбин, верили в то, что скоро они смогут вернуться.

Поначалу многие эмигранты были очень бедны, так как они не могли увезти с собой все свои сбережения и ценности, но они были хорошо образованы, говорили на нескольких языках, владели определенными навыками, которые помогали им продолжать жить достойно. Однако как бы ни была тяжела жизнь в эмиграции, эти проблемы не идут ни в какие сравнение с теми трудностями, которые переживали дворяне, оставшиеся в России.


Media playback is unsupported on your device

Сергей Самыгин: "Дворянские роды брали пример с царской семьи"

Би-би-си: Были ли попытки вернуться в Россию? И были ли случаи, когда советские власти пытались вернуть дворян из эмиграции?

Д.С.: Да, советские власти проводили секретные операции, чтобы заставить эмигрантов вернуться, и в большинстве случаев судьба вернувшихся назад дворян была плачевной. Правда, известны и отдельные случаи, когда дворяне ехали обратно, одобряя коммунистическую власть в России. Однако подавляющее большинство тех, кто уехал в эмиграцию, уже не возвращались.

При этом многие воспринимали себя не только как носителей дворянских ценностей, но и как хранителей русской культуры в целом. Они считали, что они поддерживают эти ценности, пока у власти на их родине находятся коммунисты, пытающиеся перекроить все российское общество. Это осознание помогало им жить в трудные годы эмиграции.

Би-би-си: В каких странах и сегодня есть крупные диаспоры потомков русских дворян? Как они пытаются сохранить свои ценности в современных условиях?

Д.С.: Большинство дворян, которые имели непосредственные связи с Россией (родились там или слушали рассказы своих родителей), уже умерли. Поэтому живая связь этих потомков с российским дореволюционным прошлым в основном утеряна.

Сегодня большая часть потомков эмигрантов - это уже полноценные граждане Франции, США, Германии, ведь прошло уже сто лет после революции. Однако попытки сохранить эту связь все же предпринимаются. Например, в США этим занимается Ассоциация российских дворян. Однако с годами становится все труднее и труднее поддерживать работу таких организаций.


Media playback is unsupported on your device

Надежда Дмитриева: "Мои родители были лишенцами"

Би-би-си: Вы общались с потомками дворянских родов, которые живут в России?

Д.С.: Да, я общался с потомками Голицыных, Шереметьевых, Трубецких. Всех их объединяет желание знать историю своего рода, желание публиковать мемуары, письма, статьи о своих предках, узнавать больше о вкладе своей семьи в историю России и о жизни своих предков в советские времена, а также передавать эту информацию своим детям.

Би-би-си: Мы видим, что монархические идеалы набирают популярность в современной России. В чем заключается их привлекательность?

Д.С.: Это интересный феномен, и он стал усиливаться в последние два года. Думаю, что во многом это связано с режимом [президента Владимира] Путина, который пытается оправдать свое существование, возрождая к жизни традиционные части русской культуры. Это видно по сегодняшнему отношению властей к церкви, к ценностям царской эпохи.

Конечно, столетие революции привлекает дополнительное внимание к последним представителям династии Романовых и их роли в истории России. Думаю, в этом есть некая ностальгия, многие начинают рефлексировать о том, что жизнь при царях была лучше, чем сегодня.


Media playback is unsupported on your device

Алексей Карпов: "Революцию я воспринимаю как трагедию"

Би-би-си: А как это соотносится с ностальгией по советских временам, которая тоже наблюдается в российском обществе?

Д.С.: Я думаю, что во главу угла ставится сильное российское государство. Эта концепция уходит корнями в царское прошлое, во времена Петра I или Ивана Грозного, которому недавно открыли памятник в Орле. После этого была победа в Великой Отечественной войне, с которой российские власти пытаются связать современные успехи страны.

Все это складывается в картину мощного государства, которое часто представляют как осажденную врагами крепость, пытающуюся не допустить врагов на свою территорию. Мне кажется, это та модель, которая сегодня установилась в России.