Как формируется мораль? Этика – учение о морали. Определяем основной вопрос урока

Cлайд 1

Особенности морали Рак Галина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №151 г.Новосибирск

Cлайд 2

Вы узнаете: В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Cлайд 3

Вы уже знаете, что мораль – система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Но в обществе есть много различных ценностей и норм. В чём же особенности морали?

Cлайд 4

Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, а также религиозные книги.

Cлайд 5

Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского государства, которым является Конституция Российской Федерации, основано на моральных нормах.

Cлайд 6

В основе законов, принимаемых Государственной думой Российской Федерации, лежат моральные нормы.

Cлайд 7

Кроме того, есть родители и учителя, которые учат своих детей соблюдать моральные нормы (правила).

Cлайд 8

Моральные нормы не имеют документального оформления, т.е. Нет единого свода (списка) моральных норм.

Cлайд 9

Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Cлайд 10

Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.

Cлайд 11

В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция.

Cлайд 12

Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нарушать, то жизнь в обществе станет хуже.

Cлайд 13

В морали ничего подобного нет – ни «моральных организаций», ни особых «моральных стражей», «смотрителей за моралью». Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.

Cлайд 14

О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых – сотрудники – люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек.

Cлайд 16

Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире.

Cлайд 17

При этом главное – не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

Cлайд 18

В чём особенности морали? Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание. Моральные нормы не имеют документального оформления.

Cлайд 19

Есть ли единый список моральных норм? Нет единого свода (списка) моральных норм. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Cлайд 20

Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе? О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых – сотрудники – люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек.

Cлайд 21

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: Назовите особенности морали. Кто заботится о морали в обществе? Подумайте и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.

Cлайд 22

Использованные материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 -5 классы Москва «Просвещение» 2010 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%2020%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&stype=simage&img_url=img15.nnm.ru/0/2/4/e/9/dce9cbb2128901938daeb3de3d7_prev.jpg&p=473 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0&p=308&img_url=img1.1tv.ru/imgsize460x345/PR20101110224557.JPG&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B&img_url=www.fisnyak.ru/_nw/16/s10544410.jpg&rpt=simage&p=329

Мировоззрение Мораль в жизни человека

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 4

Моральные нормы не имеют документаль ного оформления, т. е. нет единого свода (списка) моральных норм. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государ ства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сдела ет жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.

В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюда ли правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нару шать, то жизнь в обществе станет хуже.

В морали ничего подобного нет - ни «мо ральных организаций», ни особых «мораль ных стражей», «смотрителей за моралью».

Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспита ние. О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых - сотрудники - люди, с которыми они рабо тают. И конечно, сам человек.

Это значит, что от каждого человека в значительной степени зависит, каким мо ральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живёт. Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное - не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

Герб Российской Федерации

Назовите особенности морали.

Кто заботится о морали в об ществе?

Подумайте и обсудите с родителя ми или друзьями, нужны ли в об ществе специальные «смотрители за моралью».

Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодуш ного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.

Что такое добро и что входит в понятие добра.

Что такое зло и какие есть наибо лее распространённые его прояв ления.

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Добро и зло

«Д обро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оцени вает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому что люди понимают, что такое добро и зло, они могут поддерживать добрые отношения друг с дру гом и запрещать, предотвращать ссоры, на силие, проявление жестокости. Рассмотрим подробнее, что же такое добро и что такое зло.

Добро - это нравственная ценность, кото рая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений меж ду ними. Совершать моральные (добрые) по ступки сознательно, бескорыстно, а не с рас чётом на выгоду или награду - значит делать добро.

Если человек совершил поступок для того, чтобы получить похвалу или награду, то это не значит, что поступок плохой, но его нель зя назвать и морально добрым, потому что он совершён небескорыстно. Также нельзя назвать добрыми те поступки, которые совер шаются из страха перед наказанием.

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 5

Итак, добро - это:

- поступки, которые помогают преодо леть разобщённость между людьми, способ ствуют утверждению гуманности (человеко любия, взаимопонимания и взаимоуваже ния);

- поступки, которые помогают развивать ся самому человеку и окружающим его лю дям.

Например, если дать однокласснику спи сать домашнее задание, то это не значит сде лать доброе дело. Ведь тот, кто списал, не ста нет знать урок лучше. Добрым делом будет помочь ему разобраться в задании, чтобы он смог сделать его сам.

Зачастую для этики более важно выяснить не что такое добро, а что такое зло. Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро.

Зло - противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Зло может существовать в разных поступках людей. Приведём наиболее распространённые примеры проявления зла:

- сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуваже нии и нетерпимости к ним;

- обман, из за которого те, кого обману ли, совершают неправильные поступки;

- насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самосто ятельности, или делает его недобрым.

Как противоположность добра зло разру шает взаимоотношения и сотрудничество лю дей, распространяет вражду между ними, препятствует развитию человеческих способ ностей. Злые поступки приносят беды и стра дания людям. Поэтому не допускать зла и бороться с ним - важные задачи морального поведения человека.

Чтобы мой поступок имел мо ральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что то из стра ха перед наказанием или для то го, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Г. Гегель

Как вы понимаете пословицы «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно»?

Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Час то ли вы сами так поступаете?

Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения.

Добро и зло

В ходе исторического развития менялись

общество и культура. Менялись и представ

ления о добре и зле.

Например, в древности существовал обы

чай приносить в жертву богам животных и

даже людей. И это не считалось плохим по

ступком. Наоборот, люди думали, что посту

Как менялись представления о

пают хорошо. Ведь тем самым они хотели

добре и зле в ходе истории.

задобрить богов для того, чтобы они помогли

им получить хороший урожай, удачно поохо

титься и т. п.

На протяжении многих тысяч лет в мире

существовало рабство, когда одни люди нахо

дились в собственности у других. Рабовла

дельцы заставляли рабов работать на себя,

плохо кормили, могли жестоко избить или

даже убить их. Рабы работали, не получая ни

платы, ни даже благодарности за свой труд.

Сотни лет в России и других странах суще

ствовало крепостное право. Крестьяне, как

вещь, принадлежали своему барину. Нередко

жестокие помещики издевались над крестья

нами, наказывали их за любую провинность.

В истории человечества было много

случаев, когда одни люди убивали других за

то, что у них был другой цвет кожи, за то, что

они думают по другому, просто потому, что

они другие. И это не осуждалось обществом.

Примеров того, как менялись представления о

добре и зле, можно привести множество.

Шло время, общество развивалось, меня

лась жизнь человека. Люди стали больше

задумываться о том, как сделать свою жизнь

Микеланджело.

и жизнь всего общества лучше, и учились

Восставший раб

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 6

Ф. Савицкий. Пригон рабочих на уральский завод

Сегодня все знают, что нельзя приносить в жертву и убивать людей ни ради того, что бы задобрить богов, ни ради каких либо других целей, что нельзя никого держать в рабстве и заставлять работать без оплаты и благодарности за труд, что нельзя убивать, оскорблять и унижать других людей за их цвет кожи, за то, что у них другие мысли и убеждения. В наши дни люди должны забо титься о стариках и больных, стараться жить в мире и согласии, не нарушать нормы морали. Если они этого не делают, то их осуждают, считают аморальными, или без нравственными.

Конечно, это не значит, что в мире всё стало хорошо, нет бедствий и страданий. Есть ещё и войны, и голод, и болезни. Одна ко люди становятся лучше и находят в себе силы бороться со злом. И помогает им в этом знание о добре и зле. Благодаря этому, люди стремятся к мирной жизни, дружбе, взаимо помощи, стараются заботиться друг о друге.

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт!

Ш. Руставели

Кто, слушая дурное, не разгне вался, - надёжно доказал своё злонравие.

Добро творить - себя веселить. Злоба лишает человека силы. Злой плачет от зависти, а доб рый - от радости.

За недобрым пойдёшь - на беду набредёшь.

Русские пословицы

Добро, сделанное тайно, вознаг раждается явно.

Японская пословица

Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.

Почему знание о добре и зле важ но для людей?

Как вы понимаете смысл выраже ний «добро пожаловать», «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулаками»?

Что такое добродетель.

Что такое порок.

Что такое добродетельный чело век.

Добродетель и порок

Д обродетель и порок - это две противопо ложные характеристики личности, по кото рым её оценивают другие люди.

Чулпан Хаматова на благотворительном концерте

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 7

Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится доброде тельным. Что же такое добродетель?

Добродетель выражает стремление челове ка к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Таким образцом для под ражания могут быть родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персона жи (богатыри, мушкетёры, рыцари). Стара ясь быть похожим на эти моральные образ цы, человек учится быть добродетельным.

Кроме того, добродетель - это и отдель ное положительное качество человека. На пример, трудолюбие, работоспособность, от ветственность, дружелюбие, вежливость, спо собность сопереживать, сочувствовать и т. п.

Действия, результатом которых оказыва ется причинение зла себе или другим людям, называются пороками . Пороком можно на звать и предосудительный недостаток челове ка, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвас товство, зазнайство и т. п.

Юрий Гагарин

Ирина Слуцкая

Посмотрите на фотографии лю дей, представленных на этих стра ницах.

Найдите о них информацию в Ин тернете, книгах и журналах.

Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить приме ром для подражания.

Внучка помогает бабушке готовить обед

Помощь первокласснику

Нравственный человек знает, что такое добро и зло. Он сознательно совершает доб родетельные поступки, избегая порочных.

Что нужно делать, чтобы стать доброде тельным?

Моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни.

С раннего детства человек общается с дру гими людьми, наблюдает за их поступками, берёт с них пример. Иногда человек ошиба ется и поступает плохо. Однако постепенно, пробуя и ошибаясь, прислушиваясь к мне нию окружающих его людей, сравнивая свои поступки с их действиями, человек учится жить в обществе. Он учится быть доброде тельным, приобретает положительные каче ства личности, т. е. нравственно совершен ствуется.

Первым шагом к добродетельному поведе нию является признание ценности других людей. Что это значит? Это значит, что в сво их поступках человек не может ориентиро ваться только на свои интересы и убеждения,

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 7

он должен уважать интересы и убеждения других людей, прислушиваться к их мнению.

Путь к добродетели трудный и долгий. Кому то кажется, что проще жить так, как хочется только ему. Но тогда этот человек должен быть готов к тому, что окружающие будут избегать общения с ним, не захотят с ним дружить, любить его.

Конечно, ни один человек никогда не смо жет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться посту пать добродетельно и избегать порочного по ведения.

Бабушкин помощник

Не для того мы рассуждаем, что бы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хороши ми людьми.

Аристотель

Любовь к родителям - основа всех добродетелей.

Все, обладающие добродетелью, счастливы.

Лживость - гнуснейший порок.

Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Какие ка чества главных героев (тролль, Снежная королева, Кай, Герда, маленькая разбойница) вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными? Объясните почему.

Назовите добродетельные качест ва, которыми обладают падчерицы из сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».

Назовите порочные поступки ма чех и их родных дочерей из этих же сказок.

Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается по рок?

Добродетель и порок

С уществует много добродетелей и пороков.

Наиболее известное в этике понимание и де

ление добродетелей было предложено древ

негреческим философом Аристотелем. Он

считал, что добродетель - это способность во

всём поступать наилучшим образом. И такая

добродетель находится в середине между

Как понимал добродетель древ

двумя пороками : избытком и недостатком.

негреческий философ Аристотель.

Для лучшего понимания приведём примеры.

Какое чувство важно сохранять

Расточительность - щедрость - скупость.

при стремлении к добродетели.

Щедрость - середина между расточитель

ностью и скупостью. Щедрость как доброде

тель выражает отношение человека к мате

риальным вещам. В этом случае расточитель

ность - избыток, а скупость - недостаток.

Плохо, когда человек скупой и не делится с теми, кто в этом нуждается, но не лучше также быть расточительным. Казалось бы, хо рошо, когда человек не жалеет ничего для других, раздаёт то, что имеет, всем без исклю чения по первой просьбе. Но рано или поздно к нему может обратиться человек, который действительно нуждается, а помочь ему уже будет нельзя. Быть щедрым - значит уметь давать людям то, в чём они действительно нуждаются, и тогда, когда им это необходимо.

Сейчас в России идет дискуссия между двумя неравными группами людей. Одни считают, что человека надо тянуть к хорошему, доброму, светлому. Другие уверены что духовный рост человека - это его личное дело. Мол, человек свободен быть аморальным, делать все что захочет, но только не нарушая закона. Закон в таком обществе индивидуалистов выполняет функцию морали. Таким образом, отношение к морали условно делит людей на индивидуалистическое прозападное меньшинство и традиционалистское большинства.

В русских деревнях всегда чтили невинность и осуждали разврат. Зачастую, именно правящая верхушка занималась непотребствами, которые особенно были распространены в Европе, впрочем, как и сейчас.

О нравах же западной и нашей элиты написано много художественной и исторической литературы.

Сегодня, как и сотни лет назад в меньшинстве индивидуалисты "западники"(они составляют порядка 5-10% общества). Только если тогда у Запада еще можно было что-то позаимствовать из их культуры, то сейчас он стал источником нечистот: педерастии, секспросвета, толерантности, фашизма. О закате западного общества не говорит только ленивый.

Одним из признаков, который указывает на упадок Запада является отношение там к вопросу целомудрия.

"Хлеба и зрелищ" - вот формула развала и гниения. Потребительское общество не может противостоять своим звериным инстинктам. Оно перерождается в звероподобное стадо и на конечном этапе должно умереть. Разве этой участи желаем мы своей стране?

Как же разлагается общество? Или правильнее спросить:"Кто разлагает общество?"

Все основные нормы и моральные принципы в человека закладывают еще в детстве семья, школа и общество. И если хоть одна из составляющих начинает прогнивать, то есть угроза вырастить человека с покалеченной душой. Ну, и, конечно, массовая культура.

Все "творцы", которых уличают в непотребстве или кощунстве, отстаивают свою "свободу творчества", напрочь забывая, что ты свободен, когда независим. Независим ли творец? Во-первых, ему нужны деньги на творение, а кто платит, как известно, тот и музыку заказывает. А во-вторых, есть мы - зрители, потребители творений, так сказать. Если мы не станем это потреблять - кому нужны сии "творения"? Так что, любая независимость в обществе - вещь условная. Независим ты можешь быть в личном пространстве. Но не в общественном.

А подменять мораль законами - глупо. Всех нюансов не учесть. Чувство такта и понимание возвышенного сухим юридическим языком не привить. Вон, тот же пресловутый "Шарли Эбдо" - это же гопники без царя в голове, а когда представители верховной власти европейских государств уровняли себя с ними, взяв в руки таблички "Я - Шарли", то лично у меня это вызвало оторопь. Нет, кровавая расправа - это, конечно, плохо и неправильно, но становиться на позицию бескультурного гопника только из-за того, что его убили - увольте.

Что скажете, господа-товарищи-камрады и сообщники?

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной

4Глава I

и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции . Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность .

1. Мораль, ее функции и структура5

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения" .

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали . О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются

6Глава I . Мораль и этика: основные понятия

оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, при-

1. Мораль, ее функции и структура7

вычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных

8Глава I . Мораль и этика: основные понятия

ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

2. Мораль и право9

2. Мораль и право

Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ . Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем" .

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений

10Глава I . Мораль и этика: основные понятия

и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства" . Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

3. Этика – учение о морали11

3. Этика – учение о морали

Если термин "мораль" латинского происхождения, то "этика" происходит от древнегреческого слова "этос" – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

12Глава I . Мораль и этика: основные понятия

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.