Как калмыки появились в поволжье. Как калмыки оказались в России. Переселение Калмыков на Дон

Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.

Глава II ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СЛОЖЕНИЯ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОСТИ

1. Происхождение калмыков. Ойраты - предки калмыцкого народа

История Калмыкии и ее народа - неотъемлемая составная часть истории России и ее народов. Добровольно войдя более трех с половиной столетий тому назад в состав Российского государства, калмыки неразрывными узами связали свою судьбу с Россией, с народами России, в первую очередь - с русским народом. Ближайшими предками калмыков были ойраты, иначе западные монголы, издревле обитавшие в Джунгарии и западных областях Монголии. В силу ряда объективно-исторических обстоятельств, о которых подробно будет рассказано ниже, в конце XVI-начале XVII в. некоторая часть ойратов отделилась от основной их массы, покинула родные кочевья и начала медленно продвигаться в северо-западном направлении, в сторону низовьев Волги. В 30-40-х годах XVII в. она в этих краях навсегда обосновалась, найдя здесь для себя и своих потомков новую родину.

Отделенные от Джунгарии огромным и в те времена трудно преодолимым расстоянием, поселившиеся на Волге ойраты стали постепенно утрачивать связи со своими бывшими соплеменниками, оставшимися на старых кочевьях. Во второй половине XVIII в., после того как ойратское феодальное государство - Джунгарское ханство - было разгромлено и перестало существовать, эти связи оказались окончательно порванными, Но изолированное существование для волжских ойратов было, конечно, невозможным. Их окружали соседи, некоторые из них были, как и ойраты, кочевыми скотоводами, другие вели оседлое земледельческое хозяйство: одни из этих соседей находились на низкой ступени культурного развития, другие, наоборот, достигли высокого уровня культуры.

Одновременно с ослаблением связей с Джунгарией стали быстро множиться и крепнуть экономические, политические культурные и бытовые связи волжских ойратов с их новыми соседями в первую очередь и, главным образом с русскими.

Так складывались условия и предпосылки для формирования в низовьях Волги новой народности, вошедшей в историю под именем калмыков.

Но откуда взялся термин «калмык», что он означает кто под ним подразумевался и подразумевается. Эти вопросы давно уже стоят перед исторической наукой, но убедительного ответа на них нет до сих пор. Известно, что тюркоязычные авторы в течение ряда столетий именовали всех ойратов, населявших Западную Монголию и Джунгарию, «калмыками», что от тюркоязычных соседей ойратов последние и на Руси стали известны не как ойраты, а как калмыки, о чем убедительно свидетельствуют все русские источники, начиная с 70-х годов XVI в. Упоминание о калмыках содержится уже в указе царя Ивана IV от 30 мая 1574г. на имя Строгановых. Бесспорно, однако, и то, что, по свидетельству исторических памятников и источников, сами ойраты никогда не называли себя калмыками, что даже волжские ойраты лишь медленно и постепенно усваивали название «калмык», которое упрочилось среди них и стало их действительным самоназванием едва ли раньше конца XVIII в.

Такой компетентный свидетель, как В.М. Бакунин, долгие годы наблюдавший и изучавший жизнь калмыков на Волге, писал в 1761г.: «Примечания достойно, что хошеуты и зенгорцы сами себя и торгоутов калмыками и доныне не называют, а называют, как и выше означено, "ойрат" торгоуты же как себя, так и хошоутов и зенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово «калмык» произошло из языка татарского, ибо татары называют их «калмак», что значит «отсталых» или "отстальцев". Не останавливаясь здесь на упоминаемом Бакуниным делений ойратов на торгоутов, хошоутов, зенгорцев и др., поскольку об этом речь будет идти ниже, - отметим его свидетельство, что уже к тому времении, т.е. к 1761г., торгоуты именовали себя и других ойратов калмыками, хотя и признавали это наименование несвойственным их родному языку, но привнесенным в него извне, от не-ойратов и не-монголов. Из слов Бакунина следует также, что остальные ойраты, кроме торгоутов, в это время продолжали еще употреблять свое традиционное самоназвание «ойрат».

Бичурин тоже не сомневался в том, что «калимак, есть имя, данное западным монголам от туркестанцев». Такой заинтересованный свидетель, как калмыцкий нойон Батур-Убаши-Тюмень, автор «Сказания о дербен-ойратах», писал в 1819 г.: «Мангаты (тюрки) дали название халимак (калмык) оставшимся после падения нутука: халимак значит по-ойратски юльдюль (остаток)». Этот свидетель, как видим, не сомневался в том, что термин «калмык» тюркского происхождения, что он дан ойратам тюрками при распадении нутука. Неясно лишь, о каком распадении нутука он говорил и к какому времени его приурочивал.

В специальной статье о калмыках В.В. Бартольд в свою очередь высказывал мысль, что термин «калмык» представляет собой тюркское наименование одного из монгольских народов, самоназвание которого «ойраты».

Приведем в заключение высказывание В.Л. Котвича, которое может рассматриваться в известном смысле как некоторый итог изучения данного вопроса: «Для обозначения западных монголов (т.е. ойратов - Ред.) в русской и иностранной литературе употребляются чаще всего три термина: ойраты - из монгольских и калмыцких источников, калмыки - из мусульманских, которым следуют и старые русские источники, в том числе архивные документы, и элюты (oлoты, eleuths) - из китайских. Здесь (т.е. в данной работе по истории ойратов. - Ред.) принят монгольский термин ойраты: за термином же калмыки сохранено его специальное употребление для обозначения той группы ойратов, которая проживает по рекам Волге, Дону и Уралу и усвоила себе это наименование, забыв старое имя ойраты».

Итак, можно считать установленным, во-первых, что калмыками именовали всех ойратов их тюркоязычные соседи, тогда как сами ойраты, особенно западномонгольские и джунгарские, придерживались своего традиционного самоназвания, во-вторых, что лишь в конце XVIII в. термин «калмыки» стал приобретать значение самоназвания потомков тех ойратов, которые в XVII в. обосновались в низовьях Волги, отражая тем самым завершение процесса их консолидации в самостоятельную новую монголоязычную народность - калмыцкую. Важной вехой в этом процессе является законодательная деятельность калмыцкого правителя Дондук-Даши в 40-х годах XVIII в., о которой подробно будет сказано в главе V. Законы Дондук-Даши отразили новые явления в экономической, политической и культурной жизни калмыцкого общества, накопившиеся за столетнее его существование условиях тогдашней российской действительности.

Следует, однако, отметить, что в целом проблема складывания калмыцкой народности еще требует своего специального изучения. Важно выяснить, когда и почему тюркоязычные соседи начали именовать ойратов калмыками. Батур-Убаши-Тюмень, как мы видели, считал, что тюрки присвоили ойратам название «калмык» тогда, когда «распался ойратский нутук». Возможно, что под этим определением он имел в виду откочевку в конце XVI - начале IVII в. части ойратского населения из Джунгарии в пределы России, а в дальнейшем - на Волгу. Но такое понимание было бы ошибкой. Термин «калмык» появился в тюркоязычной литературе гораздо раньше этого события. Первое упоминание о калмыках встречается в сочинении Шереф-ад-дина Йезди «Зафар-намэ», написанном в первой четверти XV в. Описывая военные события эпохи Тимур-хана (1370-1405), автор сообщает о прибытии к Тимуру в 1397/98 г. послов из Дешт-и-Кипчака от улуса Джучиева (т.е. из Золотой Орды), обитателей которого он именует калмыками. Другой автор, Абд-ар-раззак Самарканди (1413-1482), излагая историю правления Шахруха (1404-1447) и Султан-Абу-Саида (1452-1469), указывает, что в 1459/60 г. «прибыли великие послы из земли Калмыцкой и Дешт-и-Кипчака», что эти послы были допущены к Абу-Саиду, которому целовали ноги и т. д. Наибольший интерес представляет рассказ о калмыках в исторической хронике «Родословие тюрков», написанной неизвестным автором не ранее середины XV в. Говоря о распространении ислама в Золотой Орде в годы правления Узбек-хана (1312- 1343), автор пишет: «Когда Султан-Мухаммед-Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит „обреченный оставаться"... По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые оставались там, - калмаками».

Этот источник сообщает, как видим, не только время появления термина «калмык», но и причины, его породившие. Он прямо и недвусмысленно связывает слово «калмык» с процессом исламизации Золотой Орды в первой половине XIV в., причем калмыками, по его словам, стали именовать тех, кто отказался присоединиться к исламу, остался верным старым религиозным верованиям, не захотел переселяться в Среднюю Азию и остался кочевать в степях Нижней Волги и Дешт-и-Кипчака.

Едва ли есть основания подвергать сомнению сообщение данного источника. Вполне возможно, что именно так в описываемое время обстояло дело, что та часть монголо- и тюркоязычного населения Золотой Орды, которая не пошла за Узбек-ханом и Сейид-Ата, получила от правоверных исламистов название «калмык» в смысле «обреченный оставаться», «оставшийся», «отступник» и т. п. Но все это не может объяснить нам, почему указанное название было тюркоязычными соседями перенесено и на ойратов, обитавших в Западной Монголии и Джунгарии, не имевших никакого отношения к Золотой Орде, и, в частности, на ту часть ойратов, которая в XVI-XVII вв. переселилась в низовья Волги. В.В. Бартольд видел причину этого в том, что от присоединения к исламу отказались и ойраты Западной Монголии и Джунгарии, не в пример дунганам, обитавшим вперемежку и рядом с ойратами и примкнувшим к религии пророка Мухаммеда. Но это объяснение пока что не может быть подтверждено конкретными историческими фактами и остается догадкой. Для окончательного решения вопроса необходимо дальнейшее изучение тюркоязычных, русских, монгольских и, возможно, китайских и тибетских источников. Лишь на этой основе можно будет пролить полный свет на историю, термина «калмык», его происхождение и значение.

Ясно лишь, что предками современного калмыцкого народа являются ойраты. Не вдаваясь в подробное изложение истории этих предков, поскольку она составляет неотъемлемую составную часть истории Монголии и монгольского народа нам предстоит вскрыть и проследить развитие исторических предпосылок, обусловивших откочевку части ойратов из Джунгарии в XVI - XVII вв. и последующее формирование самостоятельной калмыцкой народности в пределах Русского государства.

Более или менее достоверные данные об ойратах приводятся в источниках, начиная с XI - XII вв. К этому времени в степях Центральной Азии заканчивался исторический процесс перехода от первобытнообщинного строя к феодализму, от родовых и племенных этнических группировок к более высокому типу этнических общностей - народностям. В течение этого переходного периода, длившегося около 15 столетий, оформился ряд тюркоязычных и монголоязычных народов, общественный строй которых к XII-XIII вв. соответствовал начальным формам феодального способа производства. Показания источников позволяют видеть в таких монголоязычных объединениях, как найманы, кереиты и некоторые другие, не просто племена или племенные союзы, как они обычно характеризуются в литературе, а небольшие государства или ханства раннефеодального типа.
К такому типу объединений приближались в XII в. и ойраты. Рашид-ад-дин в конце XIII-начале XIV в. писал о них: «Эти племена еще издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название...». К сожалению, из-за пропуска в тексте рукописи Рашид-ад-дина мы не в состоянии установить наименование тех племен и родов, из которых состояло ойратское объединение. Но пропуск этот был не случайным. У Рашид-ад-дина не было соответствующих материалов. Он сам в этом признается, отмечая, что ойратские племена «в подробностях [они] неизвестны». В одном месте он, однако, сообщает, что в начале XIII в. во главе ойратов стоял Худуха-беки из племени дербен. Из этого следует, что дербены входили в состав ойратского объединения. Трудно сказать, существует ли генетическая связь между этими древними дербенами и позднейшими дербетами, о которых пишут все монгольские летописи XVII-XIX вв.

Еще в первой половине XI в. некоторые монголоязычные племена и племенные объединения, в том числе и ойраты, передвинулись в районы Прибайкалья и верховья Енисея. Вполне возможно, что это было связано с теми общими крупными перемещениями народов Центральной и Средней Азии, которые развернулись в 20-30-х годах XI в. Но перекочевка ойратов в отмеченные районы подтверждается и Рашид-ад-дином. В начале XIII в., накануне образования монгольского раннефеодального государства, кочевья ойратских племен простирались на севере и северо-западе до пределов енисейских киргизов, на востоке до р. Селенги, на юге до отрогов Алтая, подходя здесь к верховьям Иртыша. Разгром Чингис-ханом найманского ханства позволил ойратам занять их кочевья на западе Монголии.

В империи Чингис-хана и его преемников ойраты составляли одно из феодальных владений, более или менее самостоятельное, управлявшееся своими владетельными князьями, власть которых была наследственной. Находясь на периферии монгольской империи, вдали от ее центров, ойратские феодалы пользовались относительной самостоятельностью от центральной ханской власти, всячески в то же время укрепляя собственную власть в своих владениях. В отличие от центральных областей тогдашней Монголии, экономически тяготевших к рынкам Китая и от них зависевших, ойратские владения, не менее восточных монголов заинтересованные в торговом обмене с Китаем, были все же менее связаны с китайскими рынками, ибо имели возможность хотя бы отчасти и иногда покрывать свои потребности за счет торговли с западными тюркоязычными соседями. Так складывалась некоторая территориальная, административная и отчасти экономическая обособленность ойратских феодальных владений, способствовавшая сохранению и укреплению специфических особенностей в языке, быте и культурных традициях ойратов, сближавшая их между собой, но в то же время отличавшая их от остальных монголов. В этих условиях не могла не зародиться и не получить развитие тенденция к складыванию особой ойратской монголоязычной народности. Эта тенденция усиливалась благодаря тому, что ойраты, населяя западные области Монголии, вольно или невольно вовлекались в борьбу, которую вели между собой монгольские претенденты на ханский престол в середине и в течение всей второй половины XIII в.

Что касается социально-экономических отношений внутри ойратского общества, то они в общем не отличались от остального монгольского общества. Как и во всей Монголии, у ойратов в годы империи упрочились и стали господствующими феодальные производственные отношения.

Единственным и полноправным распорядителем земли, пастбищных территорий, этого основного средства производства кочевников-скотоводов, стали нойоны, люди «белой кости» (цаган-йаста). Непосредственные производители, люди «черной кости» (хара-йаста), превратились в феодально зависимый класс, несший на себе бремя феодальных поборов и повинностей, прикрепленный к земле феодальных владык, самовольный уход от которых сурово карался ханскими законами. Ойратские владетельные князья, бывшие в начале империи ленниками великого хана, жаловавшего им в условное пользование нутуки (т.е. кочевья) и улусы (т.е. людей), что по-монгольски именовалось «хуби», с течением времени укрепляли свои экономические и политические позиции, превращаясь в наследственных собственников своих владений, именовавшихся «умчи» (ончи - по-калмыцки).

Распад империи и изгнание в 1368г. монгольских феодальных завоевателей из Китая обнажили глубокие внутренние противоречия монгольского общества, главными из которых были отсутствие внутреннего единства и слабость предпосылок к созданию этого единства. Да и откуда было взяться единству в условиях безраздельного господства натурального хозяйства, слабости общественного разделения труда и почти полного отсутствия внутренней торговли, исключительной зависимости от внешнеторгового обмена с оседлыми земледельческими народами, незаинтересованности местных феодальных правителей в укреплении центральной ханской власти, сила, авторитет и значение которой резко упали? Если в период империи эти противоречия не прорывались наружу, будучи сдерживаемы блеском и силой императорского двора и прочими атрибутами имперской власти, то падение последней сразу же привело в действие дремавшие до этого центробежные силы. Началась эпоха феодальной раздробленности Монголии.

Её открыли ойратские феодалы. Опираясь на экономическую мощь своих владений, довольно значительные военные силы, относительную сплоченность ойратского общества, они первыми в Монголии противопоставили себя центральной ханской власти и повели самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, не считаясь с интересами и планами общемонгольских правителей - прямых потомков Чингис-хана. Первая половина XV в. характеризуется, с одной стороны, усилением разброда в Восточной Монголии, с другой - ростом сил ойратских феодалов и их политической консолидацией. На этой основе возникла и стала крепнуть тенденция к установлению их гегемонии во всей Монголии, к переходу государственной власти в их руки. Своего наибольшего развития эта тенденция получила в годы правления ойратского нойона Эсена, на короткое время объединившего под своей властью всю Монголию, ставшего общемонгольским ханом, одержавшего крупную победу над армией Минской династии Китая и захватившего даже в плен императора Ин-цзуна.

Указанные успехи ойратских феодалов не могли не способствовать дальнейшему углублению процесса консолидации ойратов в особую монголоязычную этническую общность - ойратскую народность. Примечательно, что именно к этому времени относится появление у них такого этнографического новшества, как ношение улан-зала - небольшой кисти из красной ткани на головных уборах, перешедшей от ойратов к калмыкам и бывшей в употреблении вплоть до сравнительно недавнего времени. Введенное впервые указом ойратского правителя Тогона-тайши в 1437г., улан-зала в дальнейшем получило широкое распространение в народных массах, служа как бы наглядным выражением их отличия от остальных монголов. Важно отметить, что калмыки вплоть до Октябрьской революции часто называли себя «улан залата» или «улан залата хальмг», т.е. «носящие красную кисть» или «краснокистные калмыки», вкладывая в эти слова смысл этнонима, равного по значению термину «калмык».

В ходе истории ойратского народа его язык постепенно складывался как особый, самостоятельный язык. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что в результате распада монгольской империи ойратский диалект, уже в XIII в. стоявший несколько особняком среди других монгольских диалектов, дал начало процессу образования особого ойратского языка. С этого времени в языке ойратов произошли существенные изменения фонетического и морфологического характера. Он пополнился значительным количеством слов, заимствованных из других языков, главным образом тюркских. Ю. Лыткин писал: «Влияние тюркского языка развило в языке ойратов или западных монголов мягкость, гибкость и упругость, которых был лишен язык восточных монголов, живость и необыкновенная сжатость, удивительная беглость и кипучесть живого говора ойратов вполне выражала их жизнь, кипучую, деятельную».

Таким образом, формирование ойратского языка развивалось параллельно процессу консолидации ойратов в особую народность и, будучи одним из основных признаков народности, подтверждает завершение этого процесса. В свою очередь и сам ойратский язык окончательно оформился как особый язык в XVI-начале XVII в. Образование ойратского письменного литературного языка связано с известным ойратским просветителем и политическим деятелем Зая-Пандитой, который создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо», «Как бы отвечая новым потребностям и национальному самосознанию ойратов, - писал академик Б.Я. Владимирцов, - представитель одного из ойратских племен хошоутов Зая-Пандита, получивший солидное образование в Тибете, изобрел в 1648 году особый ойратский алфавит, основанный на общемонгольском, и установил правила новой орфографии, руководствуясь главным образом этимологическим принципом правописания. Еще большая заслуга Зая-Пандиты заключается в том, что им был определен и установлен литературный язык ойратов».

Жизненность и своевременность реформы, осуществленной Зая-Пандитой, убедительно подтверждается тем, что она в исключительно короткий срок стала единственной основой ойратского письменного языка и ойратской литературы, о которых подробно пойдет речь в главе, посвященной культуре калмыцкого народа. Таковы в общих чертах основные этапы формирования ойратского народа - предка калмыцкого народа.

Конкретно-исторические данные, объективный ход исторического процесса убедительно свидетельствуют о том, что калмыки и ойраты - не один и тот же народ, по-разному лишь называемый, а два разных народа, хотя и связанных между собой совершенно очевидными генетическими узами: ойраты - предки, калмыки - потомки. История калмыцкого народа не является простым продолжением истории ойратов. Калмыцкая история как таковая возникла и развивалась не в степях Центральной Азии, а в низовьях Волги. События конца XVI-начала XVII в. являются рубежом, отделяющим ойратскую историю от истории калмыцкого народа.

Нам остается рассмотреть вопрос о том, что собой представляли такие подразделения ойратов и калмыков, как торгоуты, дербеты, хошоуты, хойты и т.д. В литературе издавна утвердилось мнение, что торгоуты, дербеты, хойты, хошоуты и т.д. представляют собой этнонимы, наименования племен, совокупностью которых якобы и являлся ойратский народ, или «ойратский союз», как писали многие исследователи. Несомненно, что в древности многие из этих наименований действительно были именами родовых и племенных групп. Правда, историческая наука, как уже говорилось выше, не располагает убедительными доказательствами, могущими подтвердить столь древнее происхождение торгоутов, дербетов, хойтов и т.д. Но если бы даже дело обстояло так, то невозможно себе представить, чтобы роды и племена могли сохраниться у ойратов и калмыков в почти нетронутом виде до XVIII - XX вв. Родоплеменное деление ойратов и тем более калмыков в своей древней форме и древнем значении было давно пройденным этапом, место родов и племен столетия тому назад заняли ойратская, а затем - калмыцкая народности, поглотившие и растворившие в себе эти архаические общественные группировки.

Что же в таком случае представляли собой торгоуты, дербеты, хойты и другие подобные группировки калмыков в XVII - XVIII вв. и позже? Полной ясности в этом вопросе еще нет. Он требует дополнительного исторического, лингвистического и этнографического изучения. Существует мнение, что в XVII- XVIII вв. торгоуты, хошоуты, дербеты и др., равно как и более дробные их подразделения, все еще представляли собой более или менее компактные массы людей, связанных общностью происхождения, диалекта, обычаев, исторической судьбы и т. п. и являвшихся, таким образом, сохранившимся остатком, пережитком соответствующих родоплеменных объединений прошлого.

Существует и другое мнение, согласно которому торгоуты, дербеты, хошоуты и др. в описываемое время представляли собой уже не этнические общности, а фамильные прозвания нойонов, державших власть в своих руках, собственников нутуков и улусон, княжеских династий, стоявших во главе соответствующих феодальных владений. Сторонники этого мнения допускают, что в далеком прошлом торгоуты, дербеты, хойты, хошоуты и др. действительно представляли собой родовые и племенные объединения. Но в ходе истории эти объединения дробились, перемешивались, сливались и исчезали, уступая место другим, более прогрессивным формам этнических и социальных образований. Результатом этого исторического процесса явилось то, что к XVII-XVIII вв. такие объединения означали уже не роды и не племена, а фамильные имена правящих династий, наследственно властвующих аристократических родов, по имени которых звали и феодально зависимых от них непосредственных производителей - «харачу» («людей черной кости»), независимо от их происхождения. Вчера эти люди находились под властью торгоутских ханов и князей, а потому назывались торгоутами; сегодня их подчиняли себе дербетские ханы или тайши, и они становились дербетами, по этой же причине они завтра могли стать хойтами или хошоутами. К оказанному следует добавить влияние российского законодательства и российской администрации, способствовавших стабилизации сложившегося в Калмыкии административно-политического устройства, препятствовавших свободному переходу людей из одного улуса в другой, от одних правителей к другим и тем самым закреплявших за харачу фамильные имена их ханов и князей.

Известно, что наиболее крупными мопголоязычными компонентами, составившими единую калмыцкую народность, являются торгоуты и дербеты, в состав которых вошли остатки таких более или менее древних родоплеменных и территориальных групп, как хойты, меркиты, урянхусы, цоросы, батуты, чоносы, шарнуты, харнуты, абганеры и др. Данные источников свидетельствуют, что эти группы с течением времени, особенно в период XVI- XVII вв., поглощались торгоутами и дербетами, постепенно ассимилировавшими их. В результате этого меркиты, батуты, урянхусы и харнуты оказались в составе торгоутов и именуются торгоутами, а чоносы, абганеры, цоросы, шарнуты и др. вошли в состав дербетов и именуются дербетами.

Но кроме монголоязычных компонентов в состав калмыцкого народа вошли и другие этнические группы тюркского, финно-угорского, кавказского и славянского происхождения, тесные контакты и многосторонние связи с которыми получили широкое развитие с момента поселения калмыков на Волге.

Калмыки (халъмг) живут компактно в Калмыцкой АССР, здесь их насчитывается 65 тыс.; всего калмыков в CCLP 106,1 тыс. человек (по данным переписи 1959 г.). За пределами республики отдельные группы калмыков встречаются в Астраханской, Ростовской, Волгоградской областях, Ставропольском крае, а также в Казахстане, республиках Средней Азии и в ряде областей Западной Сибири.

За пределами СССР компактные группы калмыков живут в США (около 1 тыс. человек), Болгарии, Югославии, Франции и других странах.

Калмыцкий язык относится к западной ветви монгольских языков. В прошлом он подразделялся на ряд говоров (дербетский, торгоутский, донской - «бузав»). В основу литературного языка лег дербетский говор.

Калмыцкая АССР расположена на правом берегу Волги и северо- западном побережье Каспийского моря, занимая преимущественно область полупустыни, известной под названием Калмыцкой степи. Территория республики составляет около 776 тыс. км 2 . Средняя плотность населения - 2,4 человека на 1 км 2 . Столица Калмыцкой АССР - город Элиста.

Калмыцкая степь по рельефу делится на три части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность (Эргин тирэ) и Кумо-Маныч- скую впадину. В Прикаспийской низменности, понижающейся от Ер- генинской возвышенности к побережью Каспийского моря, бесчисленное множество озер. В ее южной части находятся так называемые Черные земли (Хар казр), зимой почти не покрывающиеся снегом. На северо- западе - сухая степь резко обрывается крутыми восточными склонами Ергенинской возвышенности, изрезанными многочисленными речками и балками.

Климат Калмыцкой степи континентальный: жаркое лето и холодная зима (средняя температура в июле+25,5°, в январе - 8-5,8°); почти в течение всего года дуют сильные ветры, летом - губительные суховеи.

В Калмыцкой АССР, кроме калмыков, живут русские, украинцы, казахи и другие народы.

Первые скудные данные о предках калмыков относятся примерно к X в. н. э. В исторической хронике монголов «Сокровенное сказание»

Краткий исторический очерк

(XIII в.) они упоминаются под общим названием ойратов 1 . Племена ойратов обитали к западу от Байкала. В начале XIII в. они были подчинены Джучи, сыном Чингис-хана, и включены в состав империи монголов. В XVI-XVII вв. среди ойратов насчитывают обычно четыре основных племени: дербеты, торгоуты, хошоуты и элеты. Как показали последние исследования, это не названия племен, а термины, отражающие военную организацию феодального монгольского общества.

История ойратов изучена еще недостаточно. Известно, что они принимали участие в походах Чингизидов и уже к XV в. прочно заняли земли северо-западной части Монголии. В последующий период ойраты вели войны с восточными монголами (так называемые ойрато-халхаские войны).

В конце XVI - начале XVII в. ойраты начали подвергаться военному давлению со стороны халха-монголов и Китая - с востока, казахских ханств - с запада. Ойратские племена вынуждены были передвигаться с мест своего прежнего обитания на новые земли. Одна из этих групп, в которую входили дербеты, торгоуты и хошеуты, двинулась на северо-запад. В 1594-1597 гг. появились первые группы ойратов на подвластных России землях Сибири. Движение их на запад возглавлялось Хо-Орлюком, представителем родовитой феодальной знати.

В русских документах ойратов, переселившихся на русские земли, называют калмыками. Это название стало и их самоназванием. Полагают, что впервые этноним «калмык» по отношению к каким-то группам ойратов, стал употребляться тюркскими народами Средней Азии, а от них он проник и к русским. Но точных данных о значении слова «калмык» и о времени его появления в исторических источниках пока не обнаружено. Различными исследователями (П. С. Паллас, В. Э. Бергманн, В. В. Бартольд, Ц. Д. Номинханов и др.) эти вопросы трактуются по-разному.

К началу XVII в. калмыки продвинулись на запад вплоть до Дона. В 1608-1609 гг. было оформлено их добровольное вступление в подданство России. Однако процесс вхождения калмыков в состав Русского государства не был единовременным актом, а длился вплоть до 50-60-х годов XVII в. К этому времени калмыки расселились не только на приволжских степях, но и по обоим берегам Дона. Их пастбища простирались от Урала на востоке и до северной части Ставропольского плато, р. Кумы и северо-западного побережья Каспийского моря на юго-западе. В то время вся эта территория была заселена очень слабо. Немногочисленное местное население состояло в основном из тюркоязычных ногайцев, туркмен, казахов, татар.

На Нижней Волге и в предкавказских степях калмыки не были изолированы от местного населения; они вступали в контакт с различными тюркоязычными группами - татарами, ногайцами, туркменами и др. Многие представители этих народов в процессе совместной жизни и в результате смешанных браков сливались с калмыками, о чем свидетельствуют встречающиеся в различных районах Калмыкии названия: мацкд терл- му,д - татарские (монгольские) роды, туркмен тврлмуд - туркменские роды. Непосредственная географическая близость с Северным Кавказом привела к взаимосвязи с горскими народами, в результате чего среди калмыков появились родовые группы, именовавшиеся шеркш терлмуд - горские роды. Интересно отметить, что, в составе калмыцкого населения встречались орс тврлмуд - русские роды.

Таким образом, калмыцкий народ сложился из первоначальных переселенцев - ойратов, постепенно слившихся с различными группами местного населения.

В общественном строе ойратов к моменту их переселения в Россию утвердился феодализм, но еще сохранялись черты старого родоплеменного деления. Это нашло отражение в административно-территориальном устройстве образовавшегося к 60-м годам XVII в. Калмыцкого ханства, которое состояло из улусов: Дербетовского, Торгоутовского и Хошеутов- ского.

Ханство приволжских калмыков особенно укрепилось при Аюка- хане - современнике Петра Первого, которому Аюка-хан оказал помощь в персидском походе калмыцкой конницей. Калмыки принимали участие почти во всех войнах России. Так, в Отечественную войну 1812 г. в русской армии участвовало три полка калмыков, которые вместе с русскими войсками вступили в Париж. Калмыки участвовали в крестьянских восстаниях под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева.

После смерти Аюка-хана царское правительство стало оказывать более сильное влияние на внутренние дела Калмыцкого ханства. Оно поручило русскому духовенству насаждать здесь православие (был крещен даже сын Аюка-хана, получивший имя Петра Тайшина) и не препятствовало заселению земель, отведенных ханству, русскими крестьянами. Это вызывало конфликты между калмыками и русскими поселенцами. Недовольством калмыков воспользовались представители их феодальной верхушки во главе с Убуши-ханом, который в 1771 г. увел большинство торгоутов и хошеутов из пределов России в Центральную Азию.

Калмыков осталось немногим более 50 тыс. человек - 13 тыс. кибиток. Они были подчинены астраханскому губернатору, а Калмыцкое ханство было ликвидировано. Донские калмыки, получившие название «бузава», были приравнены в правах к казачеству.

Во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.) в районе Царицына (ныне Волгоград) в рядах повстанцев сражалось более 3 тыс. калмыков; происходили волнения и среди калмыков, обитавших по левой стороне Волги. Калмыки оставались верными Пугачеву вплоть до самых последних дней крестьянской войны.

В XVIII-XIX вв. много русских крестьян и казаков переселилось из других губерний России в Астраханский край, занимая калмыцкие земли. В дальнейшем царское правительство продолжало урезать территории, ранее отведенные калмыкам. Так, в Болыпедербетовском улусе более чем из 2 млн. десятин земли, бывшей в пользовании калмыков в 1873 г., к 1898 г. осталось только 500 тыс. десятин.

В начале XX в. большинство калмыков жило на территории Астраханской губ. Астраханский губернатор, назначавшийся одновременно и «попечителем калмыцкого народа», управлял калмыками через заместителя по калмыцким делам, называвшегося «заведующим калмыцким народом». К этому времени прежние улусы раздробились на более мелкие; в Астраханской губ. было уже восемь улусов, которые приблизительно соответствовали русским волостям. Всеми хозяйственными, административными и судебными делами калмыков ведали русские чиновники.

В расселении калмыков еще сохранялись черты старого родоплеменного деления. Так, на севере и западе продолжали жить потомки дербе- тов, прибрежные (юго-восточные) районы занимали торгоуты, левый берег Волги - хошеуты. Все они подразделялись на более мелкие, родственные по происхождению группы.

У калмыков не было частной собственности на землю. Номинально землевладение было общинным, но фактически землей, лучшими ее пастбищами распоряжалась и пользовалась эксплуататорская верхушка калмыцкого общества, состоящая из нескольких прослоек. На верхней ступени социальной лестницы стояли нойоны - потомственная местная аристократия, которая до положения 1892 г. об отмене в Калмыкии феодальной зависимости простолюдинов, наследственно владела и правила улусами.

Нойоны, лишенные в конце XIX в. царской администрацией власти, вплоть до Великой Октябрьской революции сохраняли большое влияние среди калмыков.

Улусы подразделялись на более мелкие административные единицы - аймаки; во главе их стояли зайсанги, власть которых наследовали сыновья, и аймаки дробились. Но с середины XIX в. по постановлению царского правительства управление аймаком могло передаваться только старшему сыну. В результате появилось много безаймачных зайсангов, которые нередко становились бедняками. К феодальной верхушке принадлежала и большая часть буддийского духовенства, жившая при монастырях (хурулах), которые владели лучшими пастбищами и огромными стадами. Остальная масса калмыков состояла из рядовых скотоводов, большинство их имело мало скота, а часть и совсем его не имела. Бедняки были вынуждены либо наниматься в батраки к богатым скотоводам, либо идти работать на рыбные промыслы к русским купцам. На предприятиях астраханских рыбопромышленников Сапожниковых и Хлебниковых к концу XIX в. калмыки составляли, например, около 70% рабочих.

Калмыки исповедовали ламаизм (северная ветвь буддизма), еще в XVI в. проникший из Тибета в Монголию и воспринятый ойратами. Ламаизм играл большую роль в жизни калмыков. Ни одно событие в семье не обходилось без вмешательства представителей духовенства-гелюнгов. Гелюнг давал имя новорожденному. Он определял, может ли состояться брак, сопоставляя годы рождения жениха и невесты по животному циклу календаря. Считалось, например, что если жених родился в год дракона, а невеста - в год зайца, брак будет удачным, а если, наоборот, то брак не может быть заключен, так как «дракон сожрет зайца», т. е. мужчина не будет главой в доме. Гелюнг указывал и счастливый день свадьбы. К больному звали только гелюнга; в похоронах тоже участвовал гелюнг.

В Калмыкии было много ламаистских монастырей (хурулов). Так, в 1886 г. в Калмыцкой степи насчитывалось 62 хурула. Они составляли целые поселки, включавшие буддийские храмы, жилища гелюнгов, их учеников и помощников, а часто и хозяйственные постройки. В хуруле сосредоточивались предметы буддийского культа: статуи Будды, буддийских божеств, иконы, религиозные книги, в том числе священные книги буддистов «Ганджур» и «Данджур», написанные на непонятном для большинства калмыков языке. В хуруле будущие священники изучали тибетскую медицину, буддийскую мистическую философию. По обычаю калмык обязан был посвятить в монахи одного из сыновей с семилетнего возраста. Содержание хурулов и многочисленных монахов ложилось тяжелым бременем на население. В качестве приношений и вознаграждений за богослужения в хурулы поступали большие средства. Хурулы имели огромные стада крупного рогатого скота, овец и табуны лошадей, которые паслись на общинной территории. Их обслуживало множество полукрепостных батраков. Буддийские ламы, бакши (священники высших степеней) и гелюнги воспитывали в калмыках пассивность, непротивление злу, покорность. Ламаизм в Калмыкии был важнейшей опорой эксплуататорских классов.

Наряду с ламаистским в Калмыкии действовало и христианское духовенство, пытавшееся обратить калмыков в православие. Если калмык крестился, ему давали русские имя и фамилию. Крещеному предоставлялись незначительные льготы, выдавалось единовременное пособие на обзаведение хозяйством. Поэтому часть калмыков крестилась, вынуждаемая к этому необходимостью. Однако крещение было для них формальным обрядом и ничего не меняло в их сложившемся ранее мировоззрении.

В конце XIX - начале XX в. калмыцкие хозяйства довольно интенсивно втягивались в систему общерусской экономики, воздействие которой возрастало с каждым годом. Калмыкия становилась источником сырья для легкой промышленности России. Капитализм постепенно проникал и в сельское хозяйство калмыков, что резко ускорило процесс социального расслоения скотоводов. Наряду с патриархально-феодальной верхушкой (нойонами и зайсангами) в калмыцком обществе появились капиталистические элементы - крупные скотопромышленники, разводившие сотни и тысячи голов товарного скота, и кулаки, применявшие труд наемных рабочих. Именно они были главными поставщиками мяса на внутренние и заграничные рынки.

В селениях, расположенных на Ергенинской возвышенности, особенно в Малодербетовском улусе, начало развиваться товарное земледелие. Присваивая земли, богатеи получали доходы с пашен и стада. Накануне первой мировой войны в центральные губернии России отправлялись сотни вагонов хлеба, арбузов и дынь. Обедневшие скотоводы уходили на заработки за пределы своих аймаков, на рыбные промыслы и солеломни озер Баскунчак и Эльтон. По официальным данным, из улусов ежегодно уходило 10-12 тыс. человек, из них не менее 6 тыс. стали кадровыми рабочими астраханских рыбопромышленных предприятий. Так начался процесс формирования рабочего класса среди калмыков. Наем калмыков был очень выгоден рыбопромышленникам," так как их труд оплачивался дешевле, а рабочий день длился с восхода до захода солнца. Русские рабочие помогали калмыкам осознавать свои классовые интересы и вовлекали их в совместную борьбу против общего врага - царизма, русских помещиков, капиталистов, калмыцких феодалов и скотопромышленников.

Под влиянием калмыцких рабочих возникали революционные волнения среди скотоводов в Калмыцкой степи. Они протестовали против колониального режима и произвола местной администрации. В 1903 г. произошло волнение калмыцкой молодежи, обучавшейся в астраханских гимназиях и училищах, о котором сообщалось в ленинской газете «Искра». В ряде улусов состоялись выступления крестьян-калмыков.

Накануне Октябрьской социалистической революции положение трудовой массы калмыков было чрезвычайно тяжелым. В 1915 г. около 75% калмыков имели очень мало или вовсе не имели скота. Кулаки и феодальная знать, составлявшие всего 6% общего числа калмыков, владели более 50% поголовья скота. Нойоны, зайсанги, духовенство, скотопромышленники, торговцы и царские чиновники хозяйничали бесконтрольно. Калмыцкий народ был административно разделен по различным губерниям Российской империи. Восемь улусов входили в состав Астраханской губ. Еще в 1860 г. Болыпедербетский улус был присоединен к Ставропольской губ., со второй половины XVII в. около 36 тыс. калмыков жили на территории Области Войска Донского и несли казачью службу вплоть до 1917 г., часть калмыков обитала в Оренбургской губ., в северных предгорьях Кавказа, по рекам Кума и Терек. Пришедшее к власти в феврале 1917 г. буржуазное Временное правительство не облегчило положения калмыков. В Калмыкии оставался прежний чиновничий аппарат.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция освободила калмыков от национально-колониального гнета.

В годы гражданской войны калмыки внесли свой вклад в освобождение страны от белогвардейцев. В ответ на обращение «К братьям калмыкам», в котором В. И. Ленин призывал их к борьбе против Деникина, калмыки стали вступать в Красную Армию. Были организованы специальные полки калмыцкой конницы. Их командирами стали В. Хомутликов, X. Кануков. На фронтах гражданской войны прославился сын калмыцкого народа О. И. Городовиков. Эти имена, так же как и имя женщины-бойца Нармы Шапшуковой, широко известны в Калмыкии.

Еще в годы гражданской войны была образована Калмыцкая Автономная область в составе РСФСР (декрет Советского правительства от 4 ноября 1920 г., подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым).

В 1935 г. Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. лучшие.сыны калмыцкого народа сражались против немецко-фашистских захватчиков на многих фронтах в составе различных частей и в калмыцкой кавалерийской дивизии, а также в партизанских отрядах, действовавших в Крыму, в брянских и белорусских лесах, на Украине, в Польше и Югославии. На средства трудящихся Калмыцкой АССР была создана танковая колонна «Советская Калмыкия». Однако в 1943 г., в период культа личности Сталина, Калмыцкая республика была ликвидирована, калмыки были выселены в различные области и края Сибири. Это было решительно осуждено XX съездом КПСС. В январе 1957 г. была вновь создана Калмыцкая автономная область, а в июле 1958 г. она была преобразована в Калмыцкую АССР.

В 1959 г. за успехи, достигнутые калмыками в хозяйственном и культурном строительстве, Калмыцкая АССР в связи с 350-летием добровольного вхождения калмыков в состав России была награждена орденом Ленина.

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

Калмаки. Анализ источников позволяет сказать, что слово калмак, по-видимому, впервые появляется в «Зафар-наме» Шереф ад-дина Йезди, где пишется, что после изгнания ханов династии Юань из Пекина, в их владении остались только коренные области – Каракорум и Калмак. В той же летописи сообщается, что на приеме у амира Тимура, когда его ставка находилась в Отраре, среди иностранных послов был представитель от калмаков Тайзи- оглан – потомок Угедай-каана. В трудах Мирза Мухаммад Хайдара со ссылкой на более ранние источники отмечалось, что Чингис-хан свои исконные земли, состоящие из Каракорума и Калмака, передал Угедею. А из летописей Рашид-ад-дина известно, что Угедею достались земли от Кангая до Тарбагатая, т.е. бывшие владения найманов.

Следующие по времени сведения о калмаках содержатся в «Шаджарат ал-атрак» (родословие тюрков), составленном в 1457 г. где пишется, что святой Сейид-Ата всех подданных Султан-Мухаммед Узбек-хана, принявших ислам, «привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались… и остались там, стали называться калмак, что значит «обреченный оставаться». …По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там, – калмаками». Конфликт, возникший в Золотой Орде на религиозной почве, излагается в сочинении «Продолжение «Сборника летописей» Рашид-ад-дина, написанном примерно в то же время: «Причиною вражды эмиров к Узбеку было то, что Узбек постоянно требовал от них обращения в правоверие и ислам и побуждал их к этому. Эмиры же отвечали ему на это: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясык) Чингиз-хана и перейдем в веру арабов?» Он (Узбек) настаивал на своем, они же, вследствие этого, чувствовали к нему вражду и отвращение и старались устранить его…». В итоге, Узбек-хан, скрытно собрав войско, одержал победу над своими противниками. Имеется также короткое известие в сочинении Абд-ар-раззак Самарканди о прибытии в январе 1460 г. к хулагиду Абу-Са’ид хану в г. Герат послов из Калмыцкой земли и Дешт-и-Кипчака. В других источниках сообщается о крупном поражении, нанесенном в 1461–1462 гг. калымакским тайши Уз-Тимуром шайбаниду Абулхайр-хану. Некоторые подробности о взаимоотношениях моголов и калмаков (ойратов) приводятся в сочинении Мирза Мухаммад Хайдара «Та’рих-и Рашиди». Следующие сведения о калмаках и соседних с ними народах имеются в сочинении османского писателя Сейфи Челеби. Они в основном относятся к 50–70-м гг. XVI в. Страна калмаков, как он писал, «расположена на одной из сторон Хитая. Имя правителя Угтай, по прозванию Алтун». Итак, слово калмак (и его варианты) появилось в сочинениях мусульманских авторов не позднее конца XIV столетия. Для сравнения: в работах европейских путешественников 2-й половины XIII в. (Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло) употреблялись названия татар, монгол (моал) и также ойрат (в формах гориат, войрат), калмак не встречается. В географическом значении тюркский термин «кал-мак», в сочетании со словами «земля, становище», использовалось в отношении Улуса Угедея, куда входила территория Алтая, являющаяся прародиной древних тюркских племен. В этническом значении слово калмак первоначально применялось в отношении людей, живущих на исконной, коренной земле предков (Алтае-Кангае). В сочинениях мусульманских авторов оно использовалось также в отношении народов (племен), которые придерживались старых норм и обычаев, унаследованных со времен Чингис- хана. Так, в период обострения политической борьбы в Золотой Орде, это слово применялось к представителям старой степной аристократии. Примерно с середины XV в. термин калмак (калмык) закрепилось за ойратами и другими немусульманскими народами Джунгарии и соседних областей Монголии. В сочинениях российских авторов слово калмак (калмык) стало употребляться с XVI в. После основания городов Тобольска и Томска русские воеводы вступили в прямые контакты с ойратскими («калмакскими, зенгорскими») тайшами, кочевья которых доходили до низовья Иртыша и левобережья Оби. С тех пор в официальных российских документах в отношении верхне-обских теленгутов и других племен междуречья Оби и Иртыша стали использовать термины «белые калмаки» и «чёрные калмаки)». Белыми называли верхнеобских теленгутов, князья которых периодически заключали своеобразные военно-политические договора с западносибирскими воеводами, как с представителями «белого царя». После переселения в 1710-х гг. большинства при-обских теленгутов вглубь территории Джунгарского ханства стали использовать термины зенгорские (зонгарские) калмаки, зенгорские канкаракольские калмаки и т.п. После присоединения Горного Алтая к Российскому государству в 1756–1757 гг. алтайцы (теленгуты, уран-хайцы), бывшие джунгарские подданные, в официальных документах и литературе назывались алтайскими калмыками. Однако они себя продолжали называть теленгетами и ойротами, наряду с локально-территориальными наименованиями. Парадоксы истории Парадоксы истории таковы, что этноним калмыки (хальмг) закрепился за потомками торгоутов и дербентов, переселившихся в начале XVII в. с Джунгарии на Нижнее Поволжье. А, ёмким и овеянным славой, словом ойрат (ойрот) сейчас ни один народ себя официально не называет. Однако историческая память жива, и теперь под словом ойраты воспринимается этнокультурное сообщество ряда монголоязычных народов, живущих в Монголии, Китае и России.

Николай ЕКЕЕВ, директор Бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова», Республики Алтай, РФ

Архив фамилий Калмыков. Происхождение фамилии Калмыков. Откуда появилась фамилия Калмыков? Какое имеет значение фамилия Калмыков. История происхождения фамилии Калмыков. Какую информацию хранит фамилия Калмыков о предках.

Значение и происхождение фамилии Калмыков

Обладатель фамилии Калмыков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

Значение фамилии Калмыков

Фамилия Калмыков относится к пласту фамилий, которые произошли от прозвищ, данных на основании национального происхождения человека.

Так, фамилия Калмыков образована от прозвища Калмык, которое в разных говорах звучало по-разному. Колмык, к прмеру, – фонетический вариант прозвища Калмык или Колмак. Калмыками называли ранее жителей Камчатки.

Кроме того, калмыки – народ, живущий главным образом в Калмыцкой АР, а также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и в Ставропольском крае России.

В основном все калмыки говорили на калмыцком языке и исповедовали ламаизм (одна из форм буддизма). Основу хозяйства большинства калмыков в прошлом составляло кочевое и полукочевое скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, верблюды). Отдельные группы калмыков занимались рыболовством.

Происхождение фамилии Калмыков

Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: "Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом".

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Калмыков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Калмыков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.