Как противостоять вербовке. Методы вербовки агентов. — И каковы эти каналы

По различным данным, только в России за последнее время было завербовано в ИГИЛ более 2500 человек, включая женщин и подростков. Своих жертв представители запрещенной в России ИГИЛ ищут в Интернете: соцсетях и, конечно, на сайтах знакомств. Рассказываем, как вычислить вербовщика и не поддаться его влиянию.

Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки ведется выбор жертвы путем исследования страничек в соцсетях - это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей. Фотографии, записи на стене, комменты, участие в группах дают представление об интересах человека, круге его общения, комплексах и проблемах. Ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!

Вербовщик вычисляет свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвященных восточной культуре, группах брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие -либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах. Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней! Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай..."

Наметив себе несколько жертв, вербовщик начинает знакомиться с ними. Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!

В последнее время для вербовки также используются мессенджеры: WhatsApp, Telegram и Viber.

Если Вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!

Как может вести переписку вербовщик?

1) Как правило, новый знакомый начинает активно интересоваться вашей личной жизнью, увлечениями, проблемами, заботами, финансовым положением. Он делает это для того, чтобы найти нужную "кнопку", чтобы в будущем надавить на человека.

2) Выяснив, чего или кого человеку не хватает, вербовщики стараются занять пустующую нишу в жизни человека. Он стремятся стать Вам другом, любовником, соратником, учителем, спасителем и пр. Старается помочь решить ваши проблемы (даже если Выего об этом не просите), чтобы в дальнейшем Вы чувствовали себя обязанным ему. Вот фразы, которые должны насторожить: «я хочу тебе помочь», «ты себе даже не представляешь, как тебе сейчас нужна помощь».

3) Вербовщик будет стараться изменить Вашу привычную жизнь: "порвать с людьми, которые тебя не ценят", "обрести новых друзей", "игнорировать родителей и родственников, которые не понимают твоей уникальности, твоего таланта", будет рекомендовать читать книги или статьи, которые "изменят твою жизнь, твои представления об окружающем мире".

В ходе переписки он будет манипулировать эмоциональным состоянием для того, чтобы запрограммировать на определенное поведение. Он может либо соглашаться с Вами: «Ты все правильно говоришь. Я с тобой полностью согласен. Все, о чем ты только что рассказала, помню, было и у моей знакомой». Либо резко осуждать ваше мнение: «Все, что ты говоришь, нелогично! Вот у тебя есть психологическое образование? Тогда будь добра молчать».

4) Главная задача вербовщика - сделать человека беззащитным перед манипуляцией, заставить человека усомниться в своѐм мировоззрении, в своих жизненных принципах, идеях.

5) Потом он пообещает решить все проблемы разом, но при условии выполнения некоего задания. В качестве теста может попросить о любой, самой простой услуге. Если жертва соглашается, то она попала к вербовщику на крючок.

6) После этого обычно следует приглашение познакомиться лично, посетить какое-нибудь собрание или встречу, чтобы найти новых друзей.

Это общая схема ведения переписки. Тематика и повод для нее могут быть самыми разными: любовная переписка, помощь в решении жизненных и финансовых проблем, помощь в изучении восточной культуры, религиозная солидарность (в случае переписки с мусульманином: "ты должен помочь своим братьям, страдающим от кровавого режима Асада", "твой религиозный долг совершить хиджру/переселение/ в страну, которая живет по законам шариата, где нет алкоголя, наркотиков и разврата", "давай совершим никях/мусульманское бракосочетание/ и уедем туда, где будем жить праведной жизнью" и т.д.)

Те, кто наиболее уязвим для вербовки:

Одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Как противостоять технологиям вербовки

Общаясь с новыми людьми, особенно онлайн, соблюдайте три правила:

1. Сохраняйте осознанность, понимание, ч то с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».

2. Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.

3. Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов.

Если Вы посетитель мечети:

Многих мусульман вербуют во время посещения мечетей, халяль-кафе, на рынках и базарах, где большая концентрация приезжих и где существуют своеобразные "биржи труда", где человек может найти работу. Как правило, вербовщик безошибочно видит свою потенциальную жертву. Это может быть молодой человек растерянного вида, приезжий, который ищет своих земляков, который пришел за моральной либо материальной поддержкой. С ним заводят разговор, проявляют внимание и благосклонность, стараются помочь в решении текущей проблемы, например, дают денег в долг, делают фиктивные разрешительные документы и потом начинают промывать мозги: пропагандируют "чистый ислам", дают читать соответствующие книги, предлагают не ходить в мечеть, "т.к. тут неправильно молятся", а посещать собрания "истинно верующих" на квартире или в доме. Могут откровенно предложить поехать на войну за серьезное вознаграждение или начинают чем
-нибудь шантажировать, угрожая раскрыть какой-то секрет, проступок или вредную привычку родным и друзьям.

Что толкает благополучных европейских женщин на службу к исламистам?

Великий халифат, или ISIS (Исламское Государство Ирак и Великая Сирия — далее ИГ), с каждым днем вербует в свои ряды все больше граждан из Европы и Америки. И это не этнические мусульмане из иммигрантов, а коренное население. Среди завербованных все больше женщин. По данным европейских властей и специалистов по терроризму, 10% от всех регистрируемых выездов европейцев в районы, контролируемые ИГ, совершается женщинами. Число «новых исламисток» из коренных американок тоже растет с каждым днем — чем очень гордятся вербовщики ИГ.

Белые женщины из благополучных стран едут рожать от строителей кровавого халифата и готовить им еду — кто и как смог уговорить их на это? И кто в первую очередь может стать жертвой рекрутеров — выясняла корреспондент «МК».

«Нужны женщины с хорошим образованием»

Зачем эта кровавая экзотика благополучным француженкам, немкам, британкам, американкам? Зачем они спешат на помощь бандитам, их же соотечественникам?

За ответом я отправилась в столицу Ирана Тегеран, а оттуда — на юг, в город Шираз, где, по нашим меркам, уже в шаговой доступности Ирак, Саудовская Аравия и Пакистан — средоточие и оплот активистов ИГ. Там нет пробок, но есть горы и пустыни, поэтому на машине из Шираза добраться до любого из этих мест — раз плюнуть.

Как только я оказываюсь в киберпространстве Ирана, на мою страничку в соцсети начинают поступать странные сообщения.

Женщина с едва ли настоящим именем Лайза Вандер и с фото пакистанской киноактрисы на аватарке пишет на убогом русском, явно воспользовавшись онлайн-переводчиком: « , есть хорошие парни создать крепкую семью с детьми». Немедленно отвечаю, что очень хочу замуж, хороших парней и детей. В ответ мне обещают в ближайшее время назначить встречу в городе — только вот сейчас согласуют время и место с «хорошими парнями».


В самой большой мечети Шираза.

Доктор философии из Пакистана, как он отрекомендовался, со сложным именем Мир-Ибрагим-Аятолла-Багдади пишет: «Есть хорошая работа в charity (благотворительность) в поддержку мира во всем мире, нужны женщины с хорошим образованием, знанием языков, возможностью жить и работать на Ближнем Востоке в течение нескольких лет. Жилье, страховка жизни и здоровья и большие деньги».

Остальные мои новые респонденты в основном предлагают познакомиться поближе. Отвечаю всем без исключения — происходит все это в первый час заселения в тегеранский отель. С нетерпением жду ответов, но тут доступ в Фейсбук у меня блокируется.

Иду на ресепшн. Милая улыбчивая иранка отвечает — мол, да, извините, но в нашей стране доступ в некоторые сегменты Интернета ограничен.

«Почему так много американок?!»

Расспрашиваю свою тегеранскую подругу Ромину — она вполне светский человек, художница и из-за этого даже не вышла замуж (в традиционной мусульманской семье муж мог бы запретить жене писать картины, ибо религией это не поощряется). Ее отец богат, Ромина могла себе позволить оставаться в отчем доме, не «продаваясь» замуж. В Тегеране чадру носят только женщины в возрасте, молодые иранки приспускают условный платочек на затылок, кокетливо выпуская локоны, а попу в обтягивающих джинсах тоже весьма условно прикрывают так называемым исламским «манто» — кокетливым удлиненным пиджаком.


Мы в Иране — шииты, — объясняет мне Ромина. — А ISIS строят сунниты, они против нас. Разночтения в трактовке Корана — это просто повод отмежеваться от мирных мусульман. Наши власти резко против всего, что связано с пропагандой исламистов, поэтому все их сайты у нас немедленно блокируются. Из-за этого же, а вовсе не из-за «западной культуры» отслеживают соцсети и сайты знакомств — людей вербуют в основном через них.

На юге Ирана есть суннитские общины, вот ты поедешь в Шираз, можешь встретить — так что осторожнее. На ISIS работает много женщин, с виду приличных, не обязательно закутанных в черное с ног до головы. Но иранка, если у нее в порядке с головой, никогда не завербуется к исламистам. Уж мы-то лучше других знаем, что женщин, воображающих себя полноправными помощницами новых эмиров, будут насиловать всей толпой, бить и унижать.

И стоит им попасть в районы, контролируемые ИГ, тут же все забудут, гражданкой какой прекрасной страны она была до этого. Никаких прав у нее не останется, и уже никто не сможет ей помочь. Мы пережили революцию 1979 года, помним, как паздараны (стражи исламской революции. — Авт.) могли плеснуть серной кислотой в ту, чье лицо им показалось слишком открытым. А вот у вас, европеек, по-другому — вы добились равноправия с мужчинами и сами же устали от него. Женщине одной тяжело тащить на себе всю ответственность, не зря же семья придумана.

Но больше всего мы тут в Иране удивляемся, почему с исламистами так много американок. Иранцы — миролюбивый народ, у нас всех любят и хорошо принимают. Только американцам мы не даем визу, но их все равно тут полно! Они к нам через Европу пробираются или через третьи страны — вроде Саудии, ОАЭ, Кувейта и Катара. Это все рядом.

Это чистая правда: в Тегеране я часто слышу громкую английскую речь с американским выговором. Постояльцев своего отеля за завтраком пытаюсь расспросить — что они забыли в таком месте, как Иран? В ответ у всех одно и то же — неправительственная, некоммерческая благотворительная организация, помогающая детям (больным, женщинам, животным, экологии, историческому наследию, etc.). Не слишком разговорчивые — слова лишнего не вытянешь.


В ширазском ресторане: половина из присутствующих - европейки и американки в платках.

«Главный ресурс - Интернет»

Вечером у меня самолет в Шираз. Внутренние авиалинии у иранцев работают на удивление четко и вежливо, но вот досмотр на южные направления может соперничать с жесткими антитеррористическими проверками авиапассажиров в Израиле. Там, где неблагополучные «суннитские» границы под боком, нужна особая осторожность.


В пятизвездочном отеле встречаю правительственную делегацию из столицы, у них здесь двухдневный гуманитарный форум.

Иранка средних лет по имени Махваш Салехи работает в иранском правительстве — сегодня там немало женщин. Рассказывает, что дважды была в Москве, в Германии бывает регулярно, а цели у нас с ней неожиданно оказываются общие — отследить, кого и как вербует ISIS.

— В Ширазе работает экспертная группа из Европы, — рассказывает Махваш. — Они не афишируют себя, но под видом всяких общественных организаций отслеживают каналы вербовки исламистами.

— И каковы эти каналы?

Из иранцев-шиитов в группе риска только бедняки из горных деревень. Их привлекают деньгами — они могут продавать исламистам своих дочерей или идти в боевики сами ради бесплатной еды, крова и «стипендии». Им мы сейчас материально помогаем из правительственных ресурсов, чтобы у них не было мотивации.

— Наше???

Махваш поясняет, что, согласно выводам экспертной группы, самые «горячие точки» в плане вербовки в ИГ — это Афганистан и горный Бадахшан в Таджикистане. По словам моей собеседницы, на Памире наибольшее количество рекрутинговых пунктов исламистов, чья деятельность направлена на вербовку тех, кто живет западнее. В Иране убеждены, что эти оазисы зла куда опаснее для населения России и Европы, чем для иранцев.

Справка МК

Из 1000 волонтеров ИГ, зафиксированных французскими властями, 60 — женщины. А по данным самого ИГ, на сегодняшний день в их стане уже 300 молодых француженок. Им в затылок дышат Великобритания (около сотни женщин, одна треть — с высшим образованием, из них 50 — от 16 до 24 лет), Германия (50 женщин-адептов ИГ, самой юной всего 13 лет) и Австрия (более 20 женщин, начиная от 15 лет). А из 85 джихадистов, покинувших Швецию ради ИГ, по данным шведской службы безопасности, женщины составили 20%.

Спрашиваю у нее: что может привлекать женщин свободного западного мира в воинствующем ИГ?

— Западные женщины не просто идут к боевикам, они несут им свои сбережения, — сокрушенно качает головой моя собеседница. — Наше внутреннее мнение — женщины Европы и Америки устали от своей свободы, от независимости от мужчин и от отсутствия общего дела. Западные женщины на биологическом уровне тоскуют по древнему укладу, способствующему продолжению рода. Все мы иногда болезненно хотим в стадо — особенно когда нам плохо, одиноко или просто скучно. А у женщин независимость на биологическом уровне равна невостребованности, особенно если у нее нет семьи, нет близких друзей, что на Западе сейчас норма. Индивидуализм и одиночество в толпе Востоку совершенно не свойственны.

— Главный ресурс — Интернет, второй по значимости — личное знакомство, преимущественно в учебных и увеселительных заведениях, когда речь идет о западных женщинах, — поясняет иранка. — С девушками на Востоке могут вступать в контакт в мечетях или на религиозных собраниях — причем конфессия не важна. По нашим последним данным, в последнее время к исламистам примкнули девушки из еврейских и католических семей.

Моя собеседница объясняет, что личный контакт, конечно, более трудоемкий путь, в Интернете же задействовано огромное количество людей, работающих по принципу сетевого маркетинга. Часто они сами не знают, на кого именно работают. Их задача — знакомиться в соцсетях, привлекать людей в некие группы по интересам, приглашать в туристические поездки или паломнические туры со скидками. Обычная работа в Интернете, за которую они получают неплохие деньги через платежные системы и понятия не имеют, кто их работодатель. А касательно непосредственно европеек и американок с хорошим образованием, обеспеченных, а также совсем юных девушек-немусульманок из благополучных стран экспертная группа, по словам Салехи-ханум, вычленила три основных пути вербовки.

— Так работают все разведки мира, когда им нужно завербовать на свою сторону, — ищут уязвимое место, — говорит Махваш. — Одна из главных фокус-групп — одинокие женщины и матери-одиночки. Тех, кто ищет пару на международных сайтах знакомств, привлекают агенты в лице интересных мужчин, предлагающих законный брак. То же самое происходит с одинокими дамами и «в реале» — в барах, ресторанах.

Сила этого подхода, по мнению Махваш, в том, что тут все «по чеснаку»: мужчины правда готовы жениться на европейской женщине, независимо от ее возраста и внешности, вступают в переписку, приглашают к себе в гости. И если дама решается поехать в гости к обходительному кавалеру, ей действительно оплачивают дорогу, ее правда встречает интересный мужчина, готовый к законному браку. И не успела она оглянуться, как стала законной супругой мужчины, который излагает новобрачной понятия «порядка и справедливости, которые настанут на земле в условиях ISIS». И даже если европейская супруга не впечатляется ими по доброй воле, она теперь обязана подчиняться мужу, и из страны, где проживает суженый, ее без его разрешения не выпустят.

Совсем юных девушек «цепляют» через соцсети — пользуясь подростковым максимализмом, который есть у тинейджеров во всем мире. Вербовщик становится школьнице сначала «понимающим другом», потом гуру. Девушки часто вступают в некие альтернативные группы из желания быть особенной, из тяги к романтике, но многие потом все же приходят в себя. Однако часто бывает поздно, они уже на крючке. И тогда вербовщики могут включать «традиционные» методы — угрозы семье, наркотики, шантаж и просто насильственное удержание.

Касаемо же образованных и обеспеченных женщин среднего класса из Европы и США, которые не ищут себе пару на сайтах знакомств, — продолжает Махваш Салехи, — то их чаще всего используют «втемную». По нашим данным, около 2000 европейцев, уже работающих на ИГ, искренне считали, что работают в этом регионе ПРОТИВ джихада!

Через благообразных посредников предлагают работу в неправительственных некоммерческих организациях на Ближнем Востоке, говорят, что это гуманитарная миссия в целях поддержания мира в регионе. Почему-то у европеек и американок считается удачей получить приглашение на работу в «международную организацию» с такими размытыми функциями. Западникам в «странах третьего мира» традиционно больше платят, у них бесплатное жилье, питание, транспорт, соцпакет и страховки. И, даже приехав на место, они могут еще какое-то время работать в узком сегменте, не понимая, какому именно общему делу служат.

«Мама, я эмира полюбила...»

Впечатленная, я начинаю самостоятельный поиск следов вербовщиков ISIS по Ширазу. Беседую с людьми везде — в садах Гулистана, на развалинах древней Парсы, в храмах огнепоклонников. Народ тут общительный — много туристов из местного населения, редкие, но колоритные процессии из арабских шейхов в сопровождении гаремов и прислуги. От иранцев они отличаются разительно — иранцы в своем большинстве худощавы, подвижны, приветливы и одеты по-европейски, арабы — грузные, важные, молчаливые, в белых рубахах до пола, арафатках или чалмах. Иранские женщины в небрежно накинутых платках, арабские гаремы — как черные привидения, лица закрыты полностью, смотрят на мир через сетчатое окошко паранджи для глаз. И чем любимее жена, тем строже она задрапирована и тем больше гоняет ее любящий господин...

На базаре Вакиль мне рассказывают историю про водителя грузовика из Франции, который проехал через всю Сирию, чтобы спасти свою 15-летнюю сестру Нору от группы исламистов, которая, как он думал, держала ее в плену. Когда брат напал на след сестры, с ним связались агенты ИГ и попросили прибыть на границу Турции с Сирией. Там ему предложили побеседовать с сестрой самому.

Она, глядя ему в глаза, отказалась покинуть группировку. Старший брат плакал и умолял, напоминая, что до того, как Нору зомбировали агенты ИГ, она любила лишь диснеевские мультики. Он надеялся, что девочку-подростка просто запугали расправой. Но она оказалась искренне влюбленной во франкоговорящего эмира — командира их группы. Девушка передала своей матери записку: «Мама, я эмира полюбила».

Вернувшись во Францию, водитель грузовика рассказал, что Нора не одинока — несколько ее сверстниц из других стран живут в аналогичных группировках. У своего эмира Нора не единственная женщина. Днем она присматривает за детьми джихадистов, ночью сексуально обслуживает самого эмира и тех бойцов, кого велит приласкать ее господин. Женщины в ИГ считаются «премией» для отличившихся боевиков — им нужен секс, а великому халифату — здоровое потомство.

А женщины из европейской экспертной группы, о которой поведала мне Махваш (они работают в Ширазе под прикрытием турагентства), рассказали мне о двух юных австриячках 15 и 16 лет и о 16-летних близняшках из Британии, которые весной добровольно поехали в Сирию, чтобы стать женами джихадистов.

Меня предостерегают, что в соцсетях уже есть популярные и удачливые «гуру ИГ» женского пола. Например, дама, чей блог — полное руководство для женщин-джихадисток. Она дает советы, указывая, что девушкам не мешало бы захватить с собой, направляясь в группировку (теплая одежда, фен пр.), и то, что легко найти на месте (кофе, чай). В своих блогах она уверяет, что приход к власти ИГ принесет женщинам новые возможности. «Главная роль muhajirah (женщина-мигрант. — Авт.), — пишет блогерша от ИГ, — в том, чтобы поддержать мужа и его джихад и увеличить умму (исламскую общину. — Авт.)». Советы дополнены цитатами с исламских веб-сайтов (например: «Лучшая женщина — это та, которая никогда не пробовала мужчин») и фотографиями «исламских передовиков», включая Усаму бен Ладена и Абдуллу Аззама.

Другая наставница будущих джихадисток (британские власти подозревают, что под ее ником скрывается 20-летняя Акса Махмуд, объявленная пропавшей без вести из дома своей семьи в Глазго около года назад) учит в соцсетях, что «самая трудная часть вступления в ИГ — разговор с семьей». «Первый телефонный звонок, который ты сделаешь, когда пересечешь границу, — одна из самых трудных вещей, которую ты сделаешь в этой жизни, — поучает своих читательниц наставница. — Это тяжело, но через это нужно пройти. Когда ты услышишь, как они рыдают, умоляя тебя вернуться, ты должна быть сильной!»


У входа в маленькую местечковую мечеть.

Молельный коврик в подарок

Мечети в Ширазе праздничные — везде зеркальные потолки, сверкающие витражи, запах розовой воды и раздают сладости. Ничего довлеющего, мрачного. Даже чадор — покрывало для женщин, которые у входа бесплатно раздают всем желающим, — не черные, а пестрые и светлые. На женской половине дамы сидят на персидских коврах вдоль стеночки. Кто-то между собой беседует, кто-то про себя — со Всевышним. Почти никто из женщин не совершает намаз по форме (когда на коленях и головой об пол), никакого религиозного экстаза. Я бы назвала это светским и добровольным общением с небесами, поэтому у меня язык не поворачивался обращаться к этим женщинам с вопросом: «А где здесь можно записаться в невесты к джихадистам?»

Но кто ищет, то всегда найдет. И на следующий день в маленькой деревенской мечети мне повезло. Таксист сказал, что мечеть эта суннитского толка и кроме курдов-суннитов туда никто не ходит.

Здесь тоже чадор при входе, улыбки, сладости, но на женской половине спросили — кто, откуда, какими судьбами? Ради чистоты эксперимента я сказала, что не замужем, но есть дочь, работаю бухгалтером в России. Владеющая английским девушка по имени Мариам, которая и затеяла со мной беседу, заулыбалась, куда-то отлучилась и вскоре вернулась с двумя дамами постарше и подарками для меня — молельным ковриком из настоящего шелка и бирюзовыми четками.

После ряда восточных сладкоречивых комплиментов мне предложили работу, а моей 16-летней дочери, чью фотку я показала собеседницам, — мужа. Мне было предложено 3 тысячи долларов в месяц за постоянную работу в офисе одной гуманитарной организации — правда, на территории Ирака.

— Но не надо бояться, — успокоила меня одна из собеседниц, видя мои округлившиеся глаза. — В Багдаде все спокойно. И всего час на самолете из Шираза.

Я вспомнила, как, обратив внимание на табло в ширазском аэропорту, удивилась регулярности сообщения с такими небезопасными местами, как Багдад, Дамаск, Мазари-Шариф (Афганистан), а также с маленькими иракскими, сирийскими, афганскими и пакистанскими приграничными городами.

Ну а моей дочери через меня предлагался законный, богатый и здоровый супруг, с собственным домом и самыми честными намерениями.

А собственный дом у жениха тоже в Багдаде? — засомневалась я.

— Нет, под Багдадом, — не смущается одна из моих собеседниц. — Там место такое красивое — сад, фонтаны, вам понравится. Вы сможете жить вместе с дочерью, а в офис вас будет возить водитель. В пригородах Багдада знаете сколько американок живут и работают?! А уж они-то в плохое место никогда не поедут!

Когда уже в Москве я рассказала дочери о том, как наивных романтических барышень вербуют в невесты для джихадистов, первое, что с любопытством спросила российская 11-классница:

— А какой он из себя?

Кто? — опешила я.

— Как кто — жених! Ты что, не посмотрела фотку?

И ребенок отправился делиться с подружками, как косная мама отметает интересные предложения, даже не изучив фотку... Вот как после этого удивляться общению европейских школьниц с исламскими вербовщиками?


Продажа религиозной литературы.

Сваха как агент ИГ

Мой путь домой лежит через Баку. В свободном от цензуры киберпространстве Азербайджана у меня снова открывается доступ в Фейсбук и начинают приходить сообщения. Теперь я могу из безопасного места спокойно прочитать ответы на свои отправленные из Тегерана сообщения. Правда, теперь встреча с моими респондентами мне не грозит: в Азербайджан им, видимо, попасть затруднительно. Во всяком случае, все мои новые «друзья по переписке» выразили сожаление, что я уже покинула Иран.

Лайза Вандер или тот, кто выдавал себя за таковую, пообещала мне в самом скором времени написать на личную почту и сообщить, кто сможет встретиться со мной в Москве. Потому что если я по-настоящему хочу нормальную крепкую семью, помочь мне можно. А еще два видных парня из Исламабада написали, что хотят на мне жениться, «потому что сразу поняли, какая я глубокая личность».

Сообщаю, что уже вышла замуж. Мои абоненты в ответ спрашивают, нет ли у меня родственниц и подруг — также владеющих английским и лишенных национальных предрассудков?

— Что касается девушек-подростков на Западе, их часто вербуют не мужчины, а наоборот, женщины постарше, живущие в Европе, — говорит Дуниа Бузар, французский специалист-антрополог, член миссии, работа которой направлена на то, чтобы выявлять и вразумлять потенциальных джихадистов. — Эти вербовщицы используют соцсети, звонки по телефону, чтобы наладить якобы бескорыстные «дружеские» связи. Многие девушки соблазняются предложениями о работе на ниве гуманитарной помощи. И только на месте — в Сирии или Ираке — они понимают, что на самом деле их ждет брак с боевиком, вступление в ИГ, жизнь под надзором шариата — и никакой надежды вернуться домой.

Специалисты в области безопасности из разных стран Европы утверждают, что в ИГ постоянно прибывает женское подкрепление из еврейских, католических и атеистических семей, богатых и бедных, городских и деревенских. Дуниа Бузар в настоящее время курирует 130 европейских семей, чьи дочери попали под вербовку, и уточняет, что деятельность ее группы сосредоточена на том, чтобы предостеречь европейских девушек от романтических заблуждений относительно «святого джихада» и «великого халифата»:

— Рекрутеры ИГ настолько усовершенствовали свои методы, что сегодня легко справляются и с успешными европейками, — сокрушается активистка. — Единственное слабое место женщин — одиночество. Одинокая женщина способна почувствовать себя влюбленной, просто пообщавшись по Скайпу. Это, кстати, тренд, очень ярко выраженный в Германии. Женщины уверяют, что они влюблены, хотя ни разу не видели свой «предмет» в реале.

Похожее рассказали мне представители университета Беркли, США.

— Самые уязвимые в нашей стране — одинокие женщины. Рекрутингом занимаются специально подобранные мужчины — видные, статные, делающие широкие жесты. Они щедры и обходительны, американки называют таких tall, cool, hard and handsome — высокий, крутой, твердый и красивый. Мужчина-агент ИГ олицетворяет собой представление женщины о «каменной стене» — финансовой стабильности и безопасности. Они говорят то, что уставшая от равенства полов западная женщина хочет слышать: что ее обязанность быть только возлюбленной, матерью и хозяйкой их дому. Остальные женские дела — лишь шопинг и хождение в гости к подружкам.

А вот мнение сексолога Доминик Мартан из Франции:

— Вербовка может происходить с помощью самых передовых технологий XXI века, но если речь идет о женщинах, технология всегда одна — древнейшая. Извечное женское желание быть любимой и интересной — для всех или хотя бы для кого-то одного. Говоря о девушках-тинейджерах, это типичный подростковый бунт — не хочу быть такой, как все, я особенная, загадочная, в обычном мире мне скучно, и он так несправедлив... Мы все время говорим о растущем числе самоубийств среди «разочарованных в любви и жизни» подростков, а уход в ИГ — это вариация на ту же тему. А уж если девочка-тинейджер — «гадкий утенок» и одноклассники на нее не смотрят, тогда и гадать не надо, зачем ей крепкие исламисты.

Во многих европейских странах уже работает «Джихад — горячая линия», куда можно позвонить, если вас пытаются завербовать. У нас такой нет, и пока спасение вербуемых — дело рук самих вербуемых.

В Украине бум шпионажа. СБУ чуть ли не каждый день рапортует о задержании новых Маты Хари и Джеймсов Бондов. За последний месяц служба рассекретила столько разведчиков, сколько не удавалось поймать за все время независимости страны. Возникает вопрос: если есть шпионы, значит, достаточно и тех, кто этих шпионов вербует. "Комсомолка" пообщалась с бывалым разведчиком, который о процедурах вербовки знает не понаслышке. Главный вопрос: как понять, что вас вербуют, и что делать, если вы стали жертвой агентуры.

"Бывших шпионов не бывает"

Разговорить бывшего разведчика, да еще на тему шпионажа, все равно что биться головой об стену. Результат есть, толку нет. Но чего не сделаешь ради Родины. Обещаем, имя-фамилию не выдавать, лицо не раскрывать. Взамен получаем мастер-класс по профессиональному шпионажу.

С Валентином Петровичем (имя изменено) договорились встретиться в одном из киевских кафе в центре города. Занимаю место, жду гостя. Собеседник появляется, как и полагается шпиону, внезапно. Коренастый, седой, подтянутый мужчина. На нем коричневый пиджак, темные брюки, на переносице очки в золотой оправе. Такой себе интеллигент. Кто бы мог подумать, еще пару лет назад он выполнял задания государственной важности по всей Европе. С ходу вопрос - как понять, что идет вербовка.

Коль задаешь этот вопрос, уже попал, - улыбается Валентин Петрович. - Если кажется, что вербуют, будь уверен, тебе уже не кажется. Это случилось.

Валентин делает длинную паузу.

Работа на спецслужбы - это не компьютерная игра, не занимательное приключение. Есть старая поговорка КГБ: к нам вход - рубль, а выход - два. Бывших шпионов не бывает. Если вступил в эту реку, сухим выйти не получится.

"Агент - охотник за человеческими душами"

Процесс вербовки - дело тонкое. Тут важны детали, психоанализ. Выбежали за хлебом, столкнулись с прохожим. Извинились, разговорились, улыбнулись, разбежались. Для вас случайность, для агента - спланированная операция.

Процесс вербовки тщательно прорабатывается. Порой на это уходит около двух месяцев, - говорит Валентин. - Все зависит от важности объекта. Первым делом идет сбор информации. Где он работает, кем, чем занимается, на какой машине ездит, изучаются его интересы, увлечения, круг общения. Как достать информацию? Сегодня главный источник - это соцсети. Там горы информации. Нередко процесс вербовки начинается с интернет-общения. Вербовщик начинает искать, за что зацепиться и как вступить в контакт. Удача, если человек сам идет на контакт с социумом: открыто высказывает свои позиции в соцсетях. Можно завести беседу на общую тему.

Еще пример: клиент продает машину или квартиру. Агент с удовольствием придет к нему в роли покупателя. Сам того не замечая, заведет с ним теплую беседу, а потом и дружбу. Если же объект ведет скрытный образ жизни, "случайную" встречу искусственно смоделируют.

Пример: притерлись машинами на трассе, стоите в очереди на кассе в супермаркете, вышли выбросить мусор. Ситуации могут быть разные.

По словам Валентина, оперативник очень хитер, он подыщет хороший предлог, чтобы все выглядело как бы случайно. Он, как охотник, станет тихо подкрадываться к клиенту, чтобы накинуть на шею аркан. Он ведь и есть самый настоящий охотник, только за человеческими душами. Первое задание последует в виде просьбы. Выполнив ее, сами того не понимая, клиент попался на крючок.

Что значит задание? Попросит что-то сфотографировать. Ему нужны реальные результаты работы. Потом они будут использованы в процессе вербовки. Если клиент откажется работать на спецслужбы, будут шантажировать, - продолжает собеседник. - Инструментов влияния очень много. От простой беседы по душам до сложнейшей процедуры нейролингвистического программирования. Суть в том, что агенты находят в нужном человеке слабости, а потом манипулируют ими. Давят на слабые места. Такой техникой обладают только высочайшие профи. В Украине таких людей немного. Но они есть.

"Длинный язык - ваше оружие"

Недаром говорят, болтун - находка для шпиона, но никак не для вербовщика. Чувствуете запах приключений - не тяните резину, пытайтесь соскочить с этого крючка сразу. Потом может быть поздно. Главный способ выйти из игры - показать агенту, что из вас такой шпион, как из него балерина.

Не вздумайте играть в Джеймса Бонда. Не заметите, как вас втянут в агентурные отношения. Выполняя небольшие поручения и оказывая им, на первый взгляд, невинные услуги, вас подведут к оформлению негласного контракта о сотрудничестве со спецслужбами. И вот вы уже на вербовочной беседе, маски сброшены, и разговор идет в открытую, - продолжает собеседник. - Чтобы этого не произошло, расскажите о встрече с агентом в соцсетях, похвастайтесь друзьям - меня, мол, вербуют. Поделитесь со знакомыми. Не сомневайтесь - опытный опер проверит вас через своих информаторов, прошерстит ваши странички в сети. Не успеете рассказать о своих догадках, как ему немедленно донесут, что уже все село знает, что вы разболтали о вербовке.

Вот и все, вас можно поздравить, вы победили, вы расшифрованы, еще ничего для службы безопасности чужой страны не сделав. Теперь вы им точно не нужны, так как секретным сотрудником вы уж точно стать не сможете. И пусть они вас считают дураком и болтуном, главное - вербовать вас не будут. И это ваша победа.

АГЕНТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ...

"Джеймс Бонд"

Высший пилотаж. Как правило, это не просто шпионы, а агенты внешней разведки высочайшего ранга. Эти люди выполняют самые сложные задачи. Изъятие секретных документов, похищения людей, вплоть до их ликвидации. Они отсутствуют в базах стран, отпечатков, в Интерполе, формально они не существуют. У них нет настоящего имени и фамилии. После выполнения секретного задания эти люди меняют документы, получают легенду и живут обычной жизнью до следующей мобилизации. Если агент прокололся… Как правило, такие люди бесследно исчезают, так как знают слишком много.

"Сексот"

Это профессиональные агенты службы безопасности. Они могут быть как офицерами, так и гражданскими людьми, которые напрямую подчиняются разведывательному управлению. Их задача - выведывать информацию в тылу или внедриться в логово врага. Как правило, таких агентов отправляют на чужую территорию для координации действий и вербовки агентов. Подобные личности, по мнению отечественной СБУ, орудуют на территории Украины. Правда, ни один из агентов не арестован и, следовательно, не представлен общественности.

"Сплетник"

Такие агенты могут быть в нашем окружении, работать вместе с нами в офисе или на предприятии. Самая лакомая профессия для такой роли - журналист. Эти люди получают самую оперативную информацию, не глупы, всегда в центре событий и имеют доступ в госорганы и даже на секретные объекты. Нередко агентура вербует в свои ряды работников секретных предприятий. На иностранное государство они работают осознанно и зачастую получают за это деньги.

"Любитель"

Главное для такого доносчика - держать язык за зубами. От них требуется немногое. Увидели танк на трассе - сообщили, сфотографировали местность, подслушали настроения людей в толпе - передали. Порой такие лазутчики сами не знают, что они завербованы. Например, помогают товарищу вести блог в интернете, вот и собирают ему информацию.

Сторонники ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ ) ищут всё новых и новых последователей по всему миру. Чаще других жертвами вербовщиков становятся люди с повышенным уровнем внушаемости, те, кто находится в кризисном состоянии, подростки, одинокие мужчины и женщины. Отследить попытки манипуляции вашим сознанием сложно, но возможно, считает психолог Екатерина Протопопова . В интервью АиФ.ru она рассказала, что должно насторожить в общении с человеком, чтобы не попасться на удочку вербовщиков.

1. Дружелюбный незнакомец

Если в вашем кругу общения «абсолютно случайно» (как мы знаем, вербовщики никогда не появляются случайно) оказался человек, который слишком сильно заинтересован изучением вашей жизни, это уже может быть первым маленьким звоночком. На него стоит обратить внимание. Как правило, такой малознакомый человек пытается узнать у вас много личной информации о текущем состоянии дел (о проблемах, стрессах, заботах, финансовом положении и прочем). При этом он демонстрирует высокую осведомлённость о ваших чувствах и эмоциональном состоянии, старается помочь решить ваши проблемы (даже если вы его об этом не просите), чтобы в дальнейшем вы чувствовали себя обязанным.

2. Нужный человек

Часто вербовщики стараются занять пустующую нишу в жизни человека. Они стремятся стать вам другом, любовником, соратником, учителем, спасителем и пр. Какая роль будет выбрана, зависит исключительно от вас, так как на начальном этапе целью является удовлетворение ваших потребностей, например, в самоутверждении или желания иметь близкие отношения, желания отомстить и так далее. Допустим, в вашем окружении мало друзей и близких людей. При этом вам сложно заводить новые знакомства и поддерживать уже имеющиеся. В такой ситуации вербовщик станет для вас лучшим другом, познакомит со своей компанией, а значит, вы обзаведётесь «друзьями», о которых так мечтали.

3. Спутанные мысли

Появляется разница между прошлой и настоящей жизнью, также возможно ощущение проживания двух жизней одновременно. Вы чувствуете, что вам трудно сформировать конкретное отношение или чёткую позицию в каком-то вопросе.

Первостепенная задача вербовщика — сделать человека беззащитным перед манипуляцией, а это достигается запутыванием мыслей, необходимо сделать их нелогичными, заставить человека усомниться в своём мировоззрении, в своих жизненных принципах, идеях. Для этого используются различные техники, в том числе широко распространено такое направление, как НЛП.

4. Кругом враги

Часто вербовщики стараются представить социум и ближайшее окружение враждебными, глупыми, деградирующими людьми. Вы можете услышать такие фразы: «Кажется, твои друзья совсем не понимают тебя и не могут оценить твои таланты! Ты достоин большего!» или «Разве мужчины твоего круга достойны тебя? Тебе нужен настоящий мужчина!» и т. д. Если вам вдруг стало невыносимо ваше привычное общество (друзья, родные, коллеги), прежде чем «сжигать все мосты», постарайтесь найти у себя в воспоминаниях именно тот момент, когда ваши близкие стали вызывать у вас подобные чувства, и проанализируйте, что тогда произошло.

5. Беседы о религии

Частые разговоры о религии, возможное обесценивание собственной веры или навязывание иных трактовок. Также формирование кармической, духовной связи с Богом, гуру, идолом: «Бог с тобой», «Учитель тебе поможет», «С Богом ты не одна», «Учитель придаст тебе сил» и пр.

6. Готовые ответы на сложные вопросы.

Изменение смысла общих понятий, представлений и предоставление готовых образцов и смыслов. Например: смысл жизни — быть счастливым, а счастье есть чистое преданное служение ИГИЛ. То есть достичь счастья можно через хорошее внешнее поведение. Или: месть — это восстановление справедливости, справедливость — это истина, Бог любит истину, он за тебя!

7. Жажда мести

Вас призывают к чувству вины, долга, мести. Например, отомстить за смерть близкого человека или за то, что в этом обществе не находится признания, благополучия, справедливости и т. д.

8. Ты избранный

Вам пытаются внушить принадлежность к «просветлённому обществу», к «избранным». Для этого может предлагаться различная атрибутика в виде одежды, значков, каких-либо других предметов, символизирующих принадлежность к группе, а также журналов, книг, музыки.

9 . Ты — неотъемлемая часть группы

Один из способов воздействия — это создать ощущение принадлежности к группе и потери собственной индивидуальности. Для этого человека аккуратно могут начать контролировать, как и его время, его мысли. Не давать принимать решения самостоятельно: «Посоветуйся с нами, без нас ты можешь меньше!».

10. Странные просьбы

Когда степень доверия уже велика или манипулятор видит, что перед ним человек, который не умеет говорить «Нет!», могут возникнуть странные просьбы. Например, вас попросят отнести чемодан (или сделать что-то другое), содержимое которого вы не знаете, неизвестным людям. Сопровождая просьбу поддерживающими фразами: «Ты же мой друг!», «Ты что, мне не доверяешь?», «Сделай доброе дело!» и пр. Всегда узнавайте, что вы передаёте и кому!

Тут же можно говорить о таких предложениях, как, например, выпить «просветляющий напиток» или вкусить «особое лакомство их сообщества».

11. Сомнительные встречи

Вас зовут на какое-либо мероприятие, не объясняя точного смысла и целей этого собрания. Само мероприятие кажется вам странным, в обычной жизни вы бы вряд ли его посетили. Вас могут просить оставлять эти встречи в тайне. Или наоборот — распространять их в массы.

12. Поэтапный допуск

На ваши вопросы отвечают неоднозначно, сообщают о том, что истину можно узнать, только заслужив её. Далее постепенно предоставляют порционно информацию, подчёркивая вашу ответственность за полученные знания и заслуженную степень доверия.

Среди радикальных движений, которые могут оказать негативное влияние на государственность нашей страны, на сегодняшний день, можно выделить « », «Джаммат хиджра валь джихад» и « » (деятельность всех организаций на территории РФ запрещена). Что же привлекает людей в эти сектантские преступные группировки? И какая связь существует между ними?

Особенности радикально настроенных движений

Источник фотографии: ugarpro.ru

Чтобы понять, что такое сектантские течения, для начала нужно разобраться в самим понимании сект.

«Секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона», - пишет известный специалист по сектам А. Л. Дворкин.

Сатана сбивает мусульманина с прямого пути двумя способами: отдаляя от ислама или делая его ярым приверженцем, который перестает замечать всех вокруг себя и становится религиозным фанатиком. Любая крайность опасна для человека. В Коране Всевышний Аллах предостерегает:

«Скажи: «О, люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине…» (Коран, 5:77)

«О, люди! Не проявляйте излишества в вашей религии и говорите об Аллахе только правду!» (Коран, 4:171)

Также Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

«Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя думали, что поступают хорошо!» (18:103-105)

Руководствуясь вышесказанным, рассмотрим две основные радикальные течения в исламе, которые привели к созданию преступной группировки ИГИЛ (идеологии которых запрещены на территории РФ).

«Таблиги Джамаат»

Источник фотографии: posredi.ru

Формально «Таблиги Джамаат» (Запрещенная организация в РФ) является мирной группой проповедников, которая требует от своих последователей только преданности Аллаху, соблюдения канонов ислама, уважения к другим мусульманам и, главное отличие, вменяет в обязанность вести миссионерскую деятельность для привлечения в ислам людей (вернее возвращения на путь истинный этнических мусульман). «Таблиговцы» большую часть своей жизни посвящают распространению ислама, становясь профессиональными миссионерами. При этом они не призывают своих членов к получению фундаментального религиозного образования, а ограничиваются лишь ознакомлением с несколькими книгами составленными исключительно «таблиговскими» ученными. Это делает «Таблиги Джамаат» уязвимым к проникновению в их среду адептов различных радикальных деструктивных течений ислама. Благодаря же их путешествиям из города в город или из страны в страну их течение становится «переносчиком» радикальной «болезни».

Зачастую они нетерпимы к другим течениям в исламе, критикуют официальное духовенство за бездействие и «отсидку» в мечетях, вместо того чтобы выходить в массы и вести призыв. Жестко регламентируют жизненный уклад членов свой группы, обязательные выходы (хурудж) для проповеди на три дня в месяце, на сорок дней в году и на четыре месяца в жизни. Причем четырехмесячное путешествие сводиться к нахождению в определенных странах, а именно в Индии, Пакистане, Бангладеше.

Хотя на первый взгляд идеи дагвата (проповеди) кажутся очень хорошими, идея возвращения сошедших с правильного пути мусульман постепенно оборачивается идеей обращения всех людей в ислам.

Во время дружеских бесед, совместных поездок и продолжительных чаепитий с проповедниками «Таблиги Джамаат», мусульмане постепенно вовлекаются в движение, а далее становятся его активными членами. Человеку навязывается идея, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской уммой (общиной). И такого человека, в своих преступных целях уже могут начать использовать вербовщики террористических организаций.

Некоторые исследователи считают, что вступление в ряды «Таблиги Джамаат» является первым этапом на пути дальнейшей радикализации мусульман. Именно поэтому французский исследователь Marc Gaboriea высказал мнение о том, что цель движения как раз состоит в «планомерном захвате мира» средствами джихада.

«Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)

Источник фотографии: pigstiesearl.blogspot.ru

Формально приверженцы этого течения выступают за мирные способы борьбы за свои идеи (через политику и идеологическую пропаганду населения). Однако иногда на деле они выступают за вооруженные действия. Так, с появлением нового руководителя палестинского происхождения Ата Абу Рашта в партии «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» (Запрещенная организация в РФ) в 2003 году, это утверждение лишь подтвердилось. Хизбут-тахрир начал пропагандировать борьбу ради борьбы, а не ради распространения ислама.

Идеология хизбут-тахрировцев основана на понимании слабости мусульманской общины перед лицом «сионистского сговора» и светской власти и в несостоятельности общины вне халифата. Как следствие, они всеми дозволенными и не дозволенными методами стараются создать халифат, при этом апеллируя известным хадисом Пророка Мухаммада с.а.в.с.: «Тот кто умер без присяги мусульманскому правителю - умер смертью джахилии (не мусульманином) ». Это позволяет им проникать в умы простых верующих. Однако этот хадис имел местную территориальную и временную применимость и завершил свою актуальность со смертью последнего халифа.

С самого начала основания «партии» они позиционировали «идеологическую борьбу» с правительствами «не-халифатских» стран выше догм ислама. В конце концов, идеологическая борьба привела «тахрировцев» к преуменьшению значимости основных канонов ислама и получению религиозного знания. Их деятельность стала ориентироваться на изучение основ политического строя других стран и возможность дестабилизации обстановки в них. В ряде крупных городах России как Москва, Казань, Волгоград, еще несколько лет назад проходили серии спланированных провокационных акций, направленных на противоборство мусульман и государства. Например, халатное отношение или игнорирование дополнительного поклонения и духовному совершенствования в целом.

Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ, или ДАИШ)

Идею построения халифата, но в отличной от приведенных выше течений, постарались реализовать приверженцы ИГИЛ (Запрещенная организация в РФ). Правда это не тот халифат, который был при первых праведных халифах, наполненный высокой моралью и справедливостью к иноверцам, а тоталитарное государство, основанное на крови невинных и общественном устрашении. Все свои преступления они проводят во имя "всемирного халифата", созданием которго грезит Америка. Для того чтобы иметь контроль над единственной реальной силой, которая рано или поздно одержит верх над всеми мировыми системами.

Как и «хизбут-тахрировцы» (Запрещенная организация в РФ), приверженцы ИГИЛ (Запрещенная организация в РФ) основным своим врагом видят «неверных» и страны с «кяфирским» режимом. Такими они считают практически всех людей на планете, все страны и даже мусульман, которые не разделяют взгляды ИГИЛ.

Считается, что игиловцы ведут беспощадную войну с другими течениями ислама, считая их заблудшими. Однако их заинтересованность в «чистоте ислама» более, чем сомнительна. Против них выступило абсолютное большинство признанных мусульманских ученных всех стран. Даже ученные Саудовской Аравии, которых принято обвинять в излишнем радикализме и фундаментализме, объявили игиоловцев «хариджией» - выведя их из лона ислама и лишив любой идеологической подпитки. Проповедники всех стран, включая Россию, записали множество видео обращений и статей указывающих что ИГИЛ - это не Ислам.

Существует множество целей, которые под прикрытием ислама, преследует ДАИШ и те, кто стоит за ними. Так, приверженцы этой преступной организации желают захватить господство над священными городами мусульман Меккой и Мединой, считая, что «кто управляет Каабой - тот управляет мусульманами». Другие же из лидеров псевдоисламского государства говорят, что нужно разрушить священный символ (Каабу), и убивать паломников за идолопоклонничество, которое совершается вокруг нее. Помимо этого ИГ стремится стереть с лица земли следы всех мировых культур, которые возникли в доисламский период на территории современных государств Ближнего Востока - Сирии, Ирака, Ирана, Турции.

Как происходит вербовка?

Сколько бы СМИ не говорили об опасности тех или иных радикальных движений, связывающих себя с исламом, люди попадаются под уловки этих сект. Методика воздействия на сознание людей, особенно религиозных, очень четко разработана и описана в ряде научных трудов психологов и сектоведов.

Проблемой в данном случае является не малая изученность приемов, а неумение донести до широкой массы способов предостережения от влияния сектантов. К сожалению, на крючок вербовщиков чаще всего попадаются самые психологически нестабильные, слабые и незрелые категории людей. Это те, кто сильно переживают потерю члена семьи или близкого человека, религиозно необразованные люди, молодежь, люди потерявшие смысл жизни вследствие неизлечимых болезней и другие.

Однако самое интересное заключается в том, что не люди ищут секту, а профессиональные, обученные вербовщики сект пытаются завербовать их. И даже необязательно, чтобы человек при этом был в состоянии апатии, депрессии или неуверенности в себе.

В целом можно дать краткое объяснение методики действий вербовки в различные секты новых жертв. Оно не отражает полную картину того, как все происходит на деле, но показывает некоторые основные инструменты действий вербовщиков.

Шаг 1. Контроль организации над поведением адептов

Мусульмане попадают в секту, из-за отсутствия «прививки», которое им может дать фундаментальное религиозное знание о традиционном Исламе. Необразованные мусульмане, зачастую, не знают, чем эта группа является на самом деле. Сначала вербовщики не сообщают им обо всех дополнительных религиозных требованиях, которые будут предъявляться к члену группы. Новые друзья (обычно к одному человеку «прикрепляются» двое или трое) выглядят искренне дружелюбными и откровенными, они замещают старых, проверенных друзей, а иногда, становятся больше, чем частью семьи, входят в полное доверие человека, полностью располагая его к себе.

Надпись: "Добро пожаловать в теплые объятия Багдади". Источник фотографии: i.kinja-img.com

Вновь вошедшие в состав группы, подвергаются постоянному вниманию завербовавших их. Не проходит и части дня, чтобы им не позвонили и не завязали религиозный диалог, не проходит и дня без встречи в мечети или в квартире у вербовщика. Таким образом, новый адепт, со временем начинает подчиняться новому, строго регламентированному, режиму дня. Это оставляет мало времени для уединения и самоанализа.

Если «таблиговцы» объединяются в группы с завидной периодичностью и «выходят на путь ислама» с целью проповедования, то «хизбут-тарировцы» проводят собрания или занятия у кого-нибудь дома. Это происходит под прикрытием изучения «настоящего» ислама.

В ходе близкого общения начинают подниматься темы проблем общества, говорят о долге мусульманина. Мир становится «черно-белым», разделяется на плохих и хороших, а позднее на верующих и неверующих. Одним из инструментов манипулирования на данном этапе является обвинение самого человека в слабости веры, призыв к чувству совести и ответственности.

«Ты ведь мусульманин, который пять раз в день встает на намаз. Если Аллах спросит тебя, что ты сделал для уммы, что ты ответишь?! Если ты считаешь, что твой иман крепок, то твоя вера в опасности!» - говорят человеку, который стал жертвой вербовки.

Шаг 2. Отказ от прошлого

Человек должен признать, что вся его прошлая жизнь была ошибочной.

В «Таблиги джамаат» человеку начинают внушать тщетность своего существования, и он начинает видеть свой долг не в обеспечении семьи, и работе над собой, а призыве людей на путь ислама. Это приводит к смене деятельности и привычек, человек часто отпрашивается с работы (берет «отгул» или административные дни), часто преподает в мечети с постоянной компанией, увлекается чтением «особенной» литературы и просмотром видеоматериалов. Ему даются новые прозвища (куньи): Абу Мансур, Абу Амир, Абу Малик и прочее; либо не называя по имени, обращаются «брат» или «сестра».

Известны случаи того, что люди приходя в ислам, начинает получать образование сначала в своем регионе, а потом решают бросить все и уехать в Египет или другую арабскую страну, «ведь только там возможно получить истинные знания об исламе». Если человек считает, что в российских исламских учебных заведениях информация искажена, то это сигнал о тревоге. Зачастую по возвращению эти люди окончательно обрывают все связи с друзьями, родными и даже перестают посещать мечеть своей махалли.

Если родители и супруги принимают путь новоиспеченного сектанта, дальнейшая работа идет со всеми членами. Если он находит стену непонимания, новой семьей становятся члены секты. Они же помогают подобрать новую супругу из числа «посвященных» в истину мусульманок.

Шаг 3. Контроль над информацией

Источник фотографии: islam.ru

Для того, чтобы стать полноценным членом нового общества, «открыть глаза на настоящий ислам», человеку предлагаются к прочтению ряд книг, которые обосновывают деятельность того или иного радикального движения. Помимо этого вся информация из окружающей среды, в том числе средств массовой информации, тоже находится под выборкой более опытных членов группы. В рамках «Хизбут-тахрира» это происходит в призыве заступничества за арестованных братьев. Начинается угнетаться обстановка вокруг о том, как все плохо, что мусульмане бездействуют, когда их братья и сестры по вере притесняются. Так, призыв заступиться за единоверца здесь в России позднее может обернуться борьбой за права мусульман в международных масштабах - джихаде на Ближнем Востоке.

С контролем поступающих сведений идет контроль и внутригруппового общения. Начинается манипулирование сознанием человека через нейролингвистическое программирование, а именно подмена понятий, искажений истин, смыслов фраз.

На руку радикальным преступным движениям ситуацию обостряется отождествление у большей части общества ношение хиджаба и бороды с терроризмом. В этом случае мусульмане становятся прекрасной наживой для различных террористических движений.

Шаг 4. Разделение сознания и воли человека

Достигается это различными способами. Например, это может делаться посредством религиозной песни воспевающей Аллаха (нашида). Постоянно повторяя одни и те же слова как заговор, человек, во-первых, теряет свою волю, во-вторых, слова песни постепенно проникают в подсознание и заменяют собственные мысли. Так, на видеохостинге Youtube огромное количество видео с нашидами на тему джихада с соответствующим зрительным сопровождением, вдохновляющими на путь войны с неверными, вызывая жалость и желание помочь.

Такие нашиды могут вдохновлять и дать уверенность в себе, особенно в сочетании с постоянным повторением одних и тех же слов.

Еще более действенным на подсознательном уровне являются видео, которые сопровождаются не просто отрывками войны и боли людей, а отвлеченными, не имеющими отношениями непосредственно к убийствам визуальным рядом. Этот психологический маневр способствует тому, что человек ассоциирует свою миссию с чем-то неземным (уже не мирским, а именно возвышенным), глобальным, свободным от современного общественного строя, считая это добродетелью. Кони и намеки на средневековых арабских наездников, ассоциируются уже со временем первых исламских войн и строительством халифата при первых праведных халифах.

Шаг 5. Контроль над их эмоциональной жизнью

Учение секты прописывает чему можно и нужно радоваться, а чему нельзя, что достойно похвалы, а что презрения. Перед человеком возводятся новые цели и идеалы. При этом происходит давление на самые больные точки мусульманина в вопросах имана и исхана. Простые истины преподносятся так, что отвержение их или совершение незначительного греха, автоматически делает человека неверующим (кяфиром) или лицемером (мунафиком). Признание же одной истины логично перетекает в признание другой, так формируются новые жизненные принципы и установки; так готовятся новые солдаты ИГИЛ.

Например, желая подготовить террориста-смертника, ему задают вопрос: «Ты боишься смерти?». Тонко смещая акценты, подводят человека под нужный ответ. Ответ «нет» сразу помогает перейти к этапу самопожертвования, ответ «да» повлечет разговор о силе имана: «Верующий становится настоящим мусульманином только тогда, когда перестает бояться смерти», - скажут сектанты. Признавая этот факт, человек попадается не первую ловушку. Далее разворачивается вопрос о роли человека в этой жизни, о его миссии, надавливают на новые слабые точки: «Истинный мусульманин пожертвует свою жизнь ради других мусульман. Если ты сделаешь это, станешь великим мучеником!» И здесь уготована вторая ловушка. В конце концов, чтобы человек не задумывался о тяжести совершаемых преступлений, ему скажут: «Не думай, сколько людей будет убито, всколыхни волну в сердцах общественности!» Так и всколыхнулась общественность от ужаса массовых и извращенных убийств ИГИЛ.

В Священном Коране и хадисах Пророка Мухаммеда с.а.в.с. сказано о том, как жить, а не о том, как умереть. Лишь некоторые хадисы указывают на смерть и отношение к ней. Он говорит о том, чтобы мусульманин чаще вспоминал о смерти как о неком рубеже, переходе в другой мир, для того, чтобы человек накапливал положительный багаж дел, с которым он предстанет в Судный день. Смерть можно представить в виде неких ворот, которые представляют конец дуньи и начало ахыра (загробного мира). В той жизни мы будем пожинать плоды нашей деятельности. Для благочестивого мусульманина смерть ничего страшного не представляет. Панический страх умереть, как правило, есть у европейцев, американцев и других культур, которые к смерти относятся иначе. У мусульман такого не должно быть. Страх должен быть только в отношение Аллаха наряду с надеждой и любовью ко Всевышнему. Наш страх должен быть обоснован только тем, что мы можем не успеть подготовиться к смерти: не раскаемся вовремя, не накопим благие дела.

Несомненно вербовка в ряды террористических организаций не остановить, наше законодательство просто не успевает запрещать видео и аудиофайлы с призывом вступить в ряды ИГИЛ. На запрещенный один фильм в тот же день снимают десять новых. Победить это можно лишь переосмыслив ценности, которыми апеллирует террористическая организация. Не так страшна проблема, как отношение к ней. Важно каждому гражданину страны довести факт того, что за каждый поступок и каждое слово нам предстоит ответить. Воспитав в обществе ответственность за свои дела, мы сможем противодействовать информационному потоку, который продолжает прибывать с мест господства ИГИЛ.

Нельзя забывать о приобретении знаний об Исламе. Ведь изучая нашу религию, мы заполняем в голове пустоту и ставим заслон инакомыслию и кривотолкам.

Помните, что джихад - это прежде всего борьба со своим нафсом, а не другими людьми. Халифат сначала нужно построить у себя в семье, соблюдая права супругов, соседей, родственников, а потом думать о государственном уровне. Любые изменения начинаются с изменениями своей жизни в рамках, установленных шариатом.