Как развить свой мозг и стать умнее. Метод Леонардо да Винчи. Как запомнить имя собеседника

1. Больше читай

Чем сложнее и необычнее будут книги, тем лучше. Сложные конструкции, длинные, развернутые предложения, редкие слова, заумные статьи из нашего журнала и особенно стихи - самый настоящий «Растишка» для твоего мозга.

2. Барабань по столу

А еще лучше возьми за правило аккомпанировать услышанной музыке: на колене, крышке стола или свежекупленном тамтаме - не важно. Ладонями или палочками для еды. Нейро­биолог Анируд Патель из Сан-Диего считает, что чувство ритма играет важную роль в обучении. Ведь за него отвечают базальные ганглии – доли мозга, вовлеченные в моторные функции.

3. Слушай классическую музыку

Особенно Моцарта. В 1995-м психолог Френсис Раушер хитростью заманила в комнату тридцать крыс. Два месяца там периодически звучала Соната для двух фортепиано до мажор. После эксперимента выяснилось, что животные стали не только лучше танцевать, но и пробегать лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем другая группа крыс, живших эти два месяца в тишине.

4. Тренируй память

У лондонских таксистов, например, увеличен гиппокамп – часть мозга, отвечающая за эмоции и память. Чем ты хуже? ■ Помести в закладки сайт brainscale.ru . Там ты найдешь один из вариантов задачи «N назад», разработанной в 1958 году для исследования и стимуляции активности определенных зон мозга, развития рабочей памяти, логического мышления и способности к концент­рации внимания. Постарайся проходить тест ежедневно, выделяй на это несколько минут в начале дня и столько же в конце. Согласно исследованию, проведенному в 2008 году Сюзанной Йегги, регулярные тренировки в выполнении этой задачи способны значительно развить подвижный интеллект, расширить рабочую память человека, улучшить логическое мышление и способность концентрироваться. ■ Составив список продуктов, которые нужно купить, перечитай его несколько раз и постарайся запомнить не их названия, а свой будущий путь по разным отделам в магазине. Собрав все в тележку и стоя в очереди, попытайся в уме подсчитать общую сумму. Если она потом окажется верной, можешь купить себе в награду кустик шпината: он хорош для памяти.

■ Ежедневно выделяй полчаса на заучивание стихов. Последний раз ты занимался этим в детском саду, но все слова вылетели из твоей головы в тот момент, когда официальная часть праздника закончилась и гроб опустили в землю. Содержание стихотворений никакой роли не играет.

5. Выпей кофе

Кофеин стимулирует выброс нейромедиаторов дофамина и нор­адреналина – они помогают дольше оставаться в тонусе и сохранять концентрацию. Важно не переборщить: от очень большой дозы кофеина ты перевозбудишься и не сможешь мыслить рационально. Кофеин в дозах более 300 мг (четыре чашки натурального кофе) в сутки подарит состояние тревоги, головную боль, тремор, аритмию.

6. Альберт Эйнштейн

Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии:
«Интеллектуальный рост должен начинаться с момента рождения и прекращаться только со смертью. Знать, где можно найти информацию и как ее использовать, – вот в чем заключается секрет успеха. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние. Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами».

7. Марк Порций Катон

Старший государственный деятель, писатель:
«Мудрый человек больше учится у дураков, чем дураки у мудрого».

8. Играй в шахматы, шашки и покер

Эти игры не только могут сделать тебя богаче, но и прекрасно развивают мышление. Если ты считаешь, что играешь в шахматы слишком хорошо, попробуй играть еще и на время, чтобы на принятие решения уходило не больше минуты.


9. Развивай свое численное чувство

Да-да, у тебя уже есть такое. Выуди из кармана горсть мелочи, мельком взгляни на нее и попробуй по памяти сосчитать общую сумму. Вероник Изгард, когнитивный психолог из Гарварда, выяснила, что за счет отвечают древние структуры мозга, возрастом что-то около квазилиона лет (такое число есть? У нас плохо с этим), но развиваться они могут на протяжении всей жизни. Чтобы проверить, насколько твое ЧЧ развито на данный момент, пройди короткий тест или масштабный тест , результаты которого даже сохранятся в анналах американского университета и помогут двинуть вперед науку. Ну а дальше - развивай ЧЧ. Самый простой способ - упаковывание вещей в сумку. Когда ты прикидываешь, как бы их лучше впихнуть, твой мозг решает сложнейшие задачи и тренируется.

10. Корми мозг правильно!

Особенно если до сих пор не можешь до конца рассказать ни одного стихотворения из школьной программы, а о днях рождения знакомых тебе напоминает Facebook. ■ Грецкие орехи . Чуть ли не главная пища для эрудита! Они даже внешне похожи на мозг. Пять орехов в день - и ты будешь обеспечен лецитином, улучшающим работу мозга и активизирующим память. Еще орехи полезны, если ты вдруг живешь в условиях повышенной радиации. ■ Рыба . Немногословная и холодная, она богата йодом, в ее мясе содержатся жирные кислоты омега-3, обеспечивающие быстрый приток энергии, необходимой для передачи импульсов в клетках мозга. Они же регулируют уровень холестерина в крови и улучшают работу сосудов. Если будешь съедать хотя бы 100 граммов рыбы в день, у тебя увеличится скорость реакции и ты снизишь риск развития болезни Альцгеймера. ■ Тыквенные семечки . Высыпь полстакана в карман пиджака и во время офисных скандалов улучшай память и заставляй мозг быстрее соображать. Все благодаря цинку. ■ Шпинат . Добавляй его в утренний омлет два-три раза в неделю. Содержащийся в шпинате лютеин защитит клетки мозга от преждевременного старения. ■ Шалфей . В университете Джона Хопкинса выяснили, что шалфей подавляет действие аминокислот, ответственных за нарушение памяти. Теперь там ежедневно пьют чай с шалфеем и все про всех помнят.

11. Пытайся угадать следующую фразу собеседника

Ребекка Сейкс из Массачусетского технологического института уверена, что при должной тренировке люди смогут понимать окружающих и вовсе без слов - по выражению лица, взгляду и другим подобным признакам. За это отвечает секция мозга, которая находится за правым ухом и отвечает за интуицию.

12. Заведи блог

Рассказывая в нем о событиях дня, ты не только научишься четко формулировать мысли, но и будешь постоянно думать над новыми темами и колкими ответами на вопросы преданных читателей.

13. Коити Тохэй

Писатель, мастер айкидо, обладатель 10-го дана, основатель Общества кии стиля ки-айкидо «Чтение - краеугольный камень интеллекта. Заполняйте свое свободное время чтением всевозможных книг. Читайте романы, документальную литературу, биографии. Сначала быстро просматривайте книгу, чтобы составить о ней общее представление. Если вам покажется, что это имеет смысл, перечитайте ее снова. В результате повысится способность вашего мозга приспосабливаться к различным обстоятельствам и упорядочивать самые разнообразные данные».

14. Решай кроссворды

Удивительно, но это действует: работу мозга здорово подстегивают серьезные кроссворды.


15. Константин Шереметьев

Исследователь, автор проекта «Интеллектика» (), автор книг «Совершенный мозг: Как управлять подсознанием» и «Как стать умнее»:
«Кто-то считает, что если в школе он неплохо решал задачи по математике или что-то в подобном роде – значит, он умный и таким останется навсегда. Это несусветная чушь. Если в 18 лет накачать себе мышцы, а потом лечь на диван и забыть о них, то очень скоро они атрофируются. И с эффективностью работы мозга происходит то же самое».

К ответу!

На наши глупые вопросы умно отвечает Константин Шереметьев.

Кого можно считать умным?
Человека, который использует свой мозг для решения повседневных задач. Основная мыслительная деятельность проходит в подсознании. Обращаться с ним не учат в школе, поэтому мозг большинства людей работает вхолостую. Он никак не помогает им в жизни. А основное предназначение интеллекта - обеспечить выживание. Поэтому, чтобы оценить ум человека, запомни правило: результат работы интеллекта - это изменение материального мира. Выживание? Тогда кто умнее - офисный работник или охотник в дикой природе?
Как ни странно, мозг эти виды деятельности не различает. Обоим нужно исследовать то, что их окружает, и научиться эффективно действовать в данной обстановке. Сколько минут или часов в день нужно выделять на тренировку мозга?
Мозг работает круглосуточно. Вопрос лишь в том, какую нагрузку ты ему даешь. Если ты критически смотришь на жизнь, ищешь то, чем хочешь заниматься, реализуешь себя, то мозг начинает работать на полную катушку. Если же мыслительной нагрузки нет, он атрофируется и способен только на мышление по шаблону. Вы разрабатывали программу реагирования на нештатные ситуации для космонавтов. Они что, умнее тех, кто в космосе не был?
Я заносил знания в разных областях в систему искусственного интеллекта, чтобы в опасной ситуации она подсказала верное решение. Но можно копить полезные советы на все случаи жизни в телефоне. Тогда, например, в случае ДТП точно будешь знать, что делать.

16. Выучи иностранный язык

Андреа Мэчелли, доктор неврологии Лондонского университета, доказывает, что людям, которые знают несколько иностранных языков, легче переключаться между разными умственными задачами. Дополнительный толчок в развитии твоему мозгу даст новый способ изучения непонятных иностранных слов. ■ Скажем, изучение языка с помощью параллельных переводов. На сайте getparalleltranslations.com ты найдешь книги, на страницах которых одновременно размещены английский и русский тексты. По сути, это те же самые титры, с которыми ты так любишь смот­реть свежие сериалы. ■ словацкий веб-разработчик Вой­тек Риник считает, что слова нужно учить до того, как они встретятся тебе в книге. Удивленный его советом, ты должен скормить незнакомый текст сервису wordsfromtext.com , он в ответ сгенерирует список наиболее употребляемых слов и предложит тебе отметить в нем незнакомые. Их по желанию можно распечатать с переводом, вызубрить и уже во всеоружии наброситься на ничего не подозревающую литературу.

17. Установи себе умное приложение

Чувствуя неприятную пульсацию в слишком быстро растущем мозге, мы уткнулись в экраны мобильных телефонов в надежде найти спасение в какой-нибудь отупляющей игре. Но что это? И на мобильных устройствах не ступить ни шагу от засилья развивающих программ! Тренажер памяти . Последовательно запоминай нажатия разноцветных кнопок и повторяй их. По сути, это все та же задача «N назад», замаскированная под игру.
Einstein . Тренировка для ума. HD-сборник из 30 упражнений для развития логики, памяти, счета и внимания.
Мозг Гения . Вариация на тему известной логической задачи, созданной, по легенде, Эйнштейном от нежелания ходить в детский сад.

18. Не теряй времени

Если на работе выдалась свободная минута и ты хочешь посмотреть пару-тройку метров смешных картинок, лучше открой Википедию и прочитай «случайную» статью.

19. Гуляй

Достаточно три раза в неделю по полчаса дефилировать вокруг дома, чтобы на 15% лучше концентрировать внимание, обучаться и абстрактно мыслить. И дело тут не только в притоке кислорода к твоим захиревшим в офисной духоте нейронам: ученые из Института Солка доказали, что умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе заставляет мозг наращивать новые клетки.

20. Давай мозгу отдых

Как бы ты ни был занят, в процессе умственной деятельности обязательно нужно отдыхать каждые час-полтора. Например, сделать простые физические упражнения или просто походить по коридору и выпить чашечку кофе. Считай это необходимостью. Так аналитические центры мозга лучше переваривают накопленную информацию и нет-нет да и придут к какому-нибудь неожиданному выводу.

21. Подстегни свой мозг

Если ты проигнорировал все наши советы, а завтра финал чемпионата «Что? Где? Когда?» лиги одноклассников, есть еще один способ растрясти жирок на мозговых извилинах. ■ Экстренно повысить IQ помогут нейрометаболические стимуляторы, они же ноотропы, - средства, оказывающие активирующее действие на память и умственную деятельность. Заметь: полностью легальные. Слова для поиска в аптеке такие: фенотропил, аллертек, депренил. Еще можешь попробовать фенибут, но он, в отличие от предыдущих препаратов, пьется курсом в 2-3 недели, разовое употребление должного результата не даст. А он должен быть вот каким: отсутствие желания все бросить и отправиться спать, возросшая скорость реакции, легкая раздражительность и ощущение, что ты умнее всех вокруг. Есть, правда, и небольшая проблема. «Действие ноотропов на мозг до конца еще не изучено», - говорит заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН Константин Анохин. И еще: не путай ноотропы с БАДами. Эти тоже сделают тебя на время сообразительнее, но они и действуют иначе, и эффект у них слабее. Это, скажем, гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня.

22. Играй в «Тетрис»

Исследование американских ученых показало, что эта классическая головоломка может оказывать положительное воздействие на развитие мозга человека. Тестирования подтвердили, что регулярная практика игры в «Тет­рис» может увеличить объем серого вещества в мозге игрока и улучшить его способности к мышлению. Мозг людей, которые в ходе эксперимента в течение трех месяцев играли в эту головоломку по полчаса в день, претерпел изменения в областях, связанных с движением, критическим мышлением, рассуждением, языком и обработкой информации.

23. Леонардо да Винчи

Художник, изобретатель, ученый, писатель:
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека чахнет».

24. Анатолий Вассерман

Журналист, политический консультант:
«Читайте и смотрите побольше, старайтесь найти связи и аналогии между разными знаниями - и довольно скоро будете чувствовать, какие еще пробелы стоило бы заполнить, чтобы понимать больше. Без интеллекта все остальное просто бесполезно. Быть умным не только модно, но и очень приятно. По моему опыту, лучше запоминается то, что интересует. Будьте любознательны - и без особых усилий запомните все, что окажется любопытным. А вот для того, чтобы сохранить память, нужно активно работать, иметь разносторонние интересы. Тогда многое будет запоминаться, и память будет надежной опорой».


25. Хорошо высыпайся

Именно во сне мозг обрабатывает собранную за день информацию и формирует воспоминания. Как подсчитали сотрудники Калифорнийского университета в Беркли, обычно взрослому человеку хватает от 6 до 8 часов сна.

26. Читай новыми способами

Ты, конечно, уже пробежал глазами этот совет и перешел к следующему. Попробуй вернуться и сделать вот что. ■ Возьми карандаш и, ведя им под строкой, читай текст. Глаз, уловив движение, побежит за указкой, читая при этом все, что ты ему подсунул. Каждый раз ускоряй движение карандаша - так твои глаза привыкнут к возросшей нагрузке, скорость чтения увеличится, и ты сможешь поглощать информацию быстрее. ■ 80% людей при чтении мысленно проговаривают слова. Эту вредную привычку ты приобрел, учась читать: проговаривал текст по буквам, потом по слогам, затем складывал их в слова. Но для понимания это вовсе необязательно. Для борьбы с внут­ренним голосом научись читать текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму. ■ Если верить физиологам, у человека, видящего что-либо волнующее, зрачки рефлекторно расширяются. Когда ты доходишь до интересного места в тексте, наблюдается то же самое: зрачок расширяется, в глаз попадает больше света, а значит, и больший объем информации он может уловить. Единственная проблема в том, как заставить себя поверить, что лежащий перед тобой следственный протокол так же интересен, как интервью с девушкой с обложки. С нейрофизиологической точки зрения, интерес возникает в момент, когда мозг сравнивает новую информацию с уже имеющейся в памяти. Поэтому просто предположи, что именно может быть написано в тексте. Мозг вынужден будет сравнивать сведения с реальными и волей-неволей проявлять интерес.

27. Заведи себе необычное хобби

(идеи тебе подкинет наша рубрика «Идея!»).
Новые виды деятельности, как считают в Институте биологических исследований Солка в пригороде Сан-Диего, во-первых, отлично помогают отвлечься от рутины, а во-вторых, вынудят твой мозг приспосабливаться к незнакомой для него деятельности и, как следствие, тренироваться.

28. Алан Вейс

Президент Союза здравоохранения NCH:
«Когда вы полностью погружены в мир игры, ваш мозг сосредоточивается на решении актуальных проблем. Он ищет необычные решения и выходы из непривычных в повседневной жизни ситуаций. Позже эти же идеи могут пригодиться вам в реальной жизни, на работе или при общении».

29. Пробуй новые способы получения информации

Тебе мешают читать книги на рок-концерте? Обрати внимание на аудио­книги и аудиоподкасты. А в Интернете запишись на бесплатные курсы на knowledgestream.ru (coursera.org для англоязычных).

30. Прекрати смотреть телевизор

Созерцание мелькающих картинок, якобы призванное дать отдых натруженному за день мозгу, загружает его точно так же, как чтение или доказательство теорем. Но при этом совершенно не развивает. Вывод? Выкидывай телевизор в окно и ставь на его место горшок с шалфеем.

Как он опять удивил нас, этот особенный человеческий мозг! Мы-то нацелились изучать систему, естественно с убеждающей скептиков статистикой, а он опять… Корректурная проба. Казалось бы, чего проще: смотри себе на ряды незамкнутых колечек и отыскивай одинаковые или ищи среди них замкнутое. Всего-то… Так нет же, мозговая система обеспечения этой простенькой, максимально стереотипной, но все-таки мыслительной деятельности через короткие интервалы времени реорганизовалась. Стабильной она была от половины до двух с половиной секунд. Мозг как будто бы «скучал» при этой стереотипии и играл с ней, как кошка с мышкой. Наверное – и почти наверняка, если все время повторять стереотипные задачи, все перейдет на автоматизм: мы будем машинально тянуться к выключателю, даже зная, что свет отключен; мы не будем думать, с какой ноги пойти, как держать мыло при мытье рук и т.д., и т.п., и, почти не думая совсем, мы будем решать и корректурный тест.

Уже говорилось о значении стереотипов в нашей жизни, о решении мозгом одинаковых задач по принципу, близкому к принципу меченых линий, т.е. путем минимального использования территорий, когда все остальное поле предназначено для мышления. Но здесь подчеркивается другое, а именно борьба мозга, пусть неравная, против стереотипа, борьба самосохранения. Наверное, если бы к этой ситуации можно было подобрать девиз, он был бы: «Хочу мыслить!!!» Самосохранение мозга идет, по-видимому, и путем использования этого механизма. Однако наиболее мощным механизмом самосохранения мозга является его реакция на каждое изменение во внешней и, вероятно, внутренней среде. Роднит оба эти механизма самосохранения вовлечение обширных территорий мозга в активность, их активация. Но во втором случае это не просто обширная территория, это, наверное, практически весь мозг. И хочет человек этого или не хочет, оба эти механизма, и особенно второй, сберегают мозг человека для более сложных форм деятельности практически до того момента, когда жизнь мозга будет (или не будет – это не фатально) страдать от организменных нарушений или от болезней самого мозга.

Не хочется идти по линии тривиальных контрастов, но так и напрашиваются примеры наших рук, ног, которые в ходе эволюции не «придумали» себе механизма самосохранения. Вероятно, тогда, когда происходило становление человека или, мне просто приятнее так думать, когда появился (откуда – не знаю) человек в нецивилизованном мире, ни руки, ни ноги, ни другие его скелетно-мышечные образования от чего-чего, но от безделья не страдали. Вот и приходится нам, как это ни парадоксально, в нашем обездвиженном мире придумывать элегантный теннис, плавание, лыжи, коньки, рок-н-ролл и наслаждаться, далеко не всегда сознавая это, возможностью мыслить, решать сложнейшие научные задачи или, как четки, перебирать воспоминания. Этот умный мозг… Как он себя бережет – и нас, конечно!

Механизмы самосохранения мозга теснейшим образом смыкаются с внутренними механизмами его надежности. Они разные, эти механизмы надежности. Сюда могут быть отнесены механизмы защиты – они уже описаны нами выше. Это – вспышки медленных волн в электроэнцефалограмме, ночью стирающие или старающиеся стереть нежелательные очаги возбуждения и играющие ту же роль в больном мозге, прежде всего при эпилепсии (правда, с переменным успехом). Это – соизмеримость разнонаправленных сдвигов сверхмедленных процессов по количеству включенных зон мозга и интенсивности защиты, прежде всего в непосредственной близости к очагу патологического возбуждения (вероятно, именно это в не нейрофизиологическом варианте исследования определяется как «вал торможения» вокруг очага возбуждения).

Действительно, рассмотрение механизмов надежности мозга немыслимо без упоминания защитных механизмов. Что бы мы делали без них – просто думать не хочется! Каждая маленькая неприятность вызывала бы взрыв, аффект, каждое постоянное думание о чем-то – навязчивое состояние, не смытое ночной защитной волной. Наверное, вновь повторяюсь, здесь нельзя обойтись без упоминания о межсистемной защите – движение versus избыточные эмоции. И сколько их еще, защитных механизмов и механизмов самосохранения! Ведь каждый шаг в глубь мозга как бы открывает новые горизонты этих механизмов. Все они особенно важны для мозга с его почти астрономическим количеством клеточных элементов и связей между ними. Они, эти элементы и связи, если возникли на нашей планете и сохранились в веках, нуждались, по-видимому, в сохранении, защите. А если наш интеллект – явление инопланетное, во что я верю несколько больше, чем в земную эволюцию, то и тогда он нуждался в том же – в сохранении.

Моя тяга к вере в иное, чем принято сейчас в научном мире, происхождение мозга и, следовательно, человека базируется на исключительной сложности и, как принято считать, сверхизбыточности мозга. (Конечно, могла быть такая мутация, но что сохранило именно ее? Хотя, в то же время, где та планета, на которой исходные требования к мозгу на много порядков выше?) Эти мысли не увядают у меня с годами нейрофизиологического общения с живым человеческим мозгом. Боюсь, что наш «железобетонный» материализм иногда все же лишает нас непредвзятого взгляда на события, без их обязательного строго определенного философского обрамления (одного-единственного, которое «обязательно верно», а то, что в него не вписывается, – то «от лукавого»).

Итак, множество клеток, множество связей. И однако, когда образуется базис стереотипов, огромное множество этого богатства становится открытым для мышления или избыточным. Но если избыточным, то зачем у всех без исключения людей нашей планеты работают механизмы самосохранения мозга? Затем, наверное, что никто не знает, когда ностальгия по мыслительной деятельности вернется к человеку. А мыслительная деятельность, как известно, обеспечивается описанным выше аппаратом переменных, гибких звеньев, осуществляется при условии использования очень многих, если не всех, физиологических и морфологических возможностей мозга! Калейдоскопическая, хотя на самом деле детерминированная, игра гибких звеньев теснейшим образом связана с тем, о чем говорилось вначале, – с реорганизацией системы. Они невозможны друг без друга. А потому гибкие звенья, этот механизм богатства и надежности мозга, извне смотрящиеся как основа возможности мыслить в самых разных условиях, изнутри мозга полноправно могут рассматриваться и как механизм его самосохранения.

Всё ли это на сегодня о надежности? Не всё. Кроме того что клеток и связей много, одни и те же клетки и клеточные скопления могут принимать участие в самых разных видах деятельности, они реально или потенциально полифункциональны. И, как мы уже знаем из предыдущих глав книги, клеточные скопления, популяции более или менее богаты в зависимости от того, в каких внешних и внутренних условиях работает мозг. Нейрофизиологически это выражается, как уже многократно подчеркивалось, уровнем сверхмедленных процессов. Жаль, что нельзя применить простую арифметику для оценки всех этих свойств мозга! Надежность есть функция количества клеток, связей, их полифункциональности, состояния защитных механизмов и т.д. Так. Но если бы это все – в цифрах, а? Впечатляющие были бы цифры! Но для этого надо было бы найти соизмеримые величины по разным механизмам. Да и знать сами цифры. А впрочем, кто-нибудь, чтобы украсить диссертацию, что-нибудь эдакое и выдаст. Все может быть в нашу эпоху диссертационной науки!

Надежность мозга, так же как и многое другое в мозге, может быть рассмотрена еще с одной стороны. В поддержании деятельности нестереотипной, но по существу близкой к ней, осуществляемой по заранее намеченному плану, большую роль должен играть аппарат сличения деятельности с планом и сигнализации об отступлении от него. Эту роль в некоторых видах почти стереотипной, во всяком случае плановой, деятельности играют зоны мозга, реагирующие на такое рассогласование. А так как это не одна зона, а ряд зон, предположение о системе (только предположение!) не может быть отвергнуто. Система (ну хорошо, пусть пока зоны) детекции ошибок либо корригирует деятельность на бессознательном уровне, либо создает у человека состояние, выражающееся смутным чувством чего-то невыполненного или выполненного неверно. Человек «задумывается» – и часто правильно решает задачу.

Но детекция ошибок может реализовать еще по крайней мере две функции, обе из которых не очень-то и выгодны, не очень-то полезны человеку. 1. Детекция ошибок, как и многое другое, – механизм тренируемый. Его вполне можно дотренировать до навязчивого состояния, да еще при известной генетической склонности к этому. Человек без конца будет проверять, выключен ли газ, включен ли будильник и т.д. 2. Творчество можно описывать по-разному. В том числе и как мыслительную деятельность, развивающуюся на базисе известного, но как бы «воспаряющую» над ним. Попробуй-ка «воспари», если тебя за полы хватает чересчур активный детектор ошибок, детектор отклонения! Так и будешь творить и отрекаться, мысленно, устно или письменно… Итак, всему свое место, своя роль.

Из книги Миллионер: Исповедь первого капиталиста новой России автора Тарасов Артём

Глава 21. Умный нашелся Итак, дверь в конце кабинета распахнулась, и президент Русляндии вошел бодрой походкой, которая свидетельствовала об отличной спортивной форме. Его увлечение разными видами спорта позволяло равномерно распределять бюджетные деньги Русляндии на

Из книги Миллионер автора Тарасов Артём

Глава 21. УМНЫЙ НАШЕЛСЯ Итак, дверь в конце кабинета распахнулась, и президент Русляндии вошел бодрой походкой, которая свидетельствовала об отличной спортивной форме. Его увлечение разными видами спорта позволяло равномерно распределять бюджетные деньги Русляндии на

Из книги Магия мозга и лабиринты жизни автора Бехтерева Наталья Петровна

Мозг и большой мир Мозг человека… Его мысль лежит в начале всего: «В начале было Слово»! Я пишу об этом совсем не в отрицание материальности мира, длинной эволюции, может быть, создавшей столь высокоорганизованную материю, как человек и особенно человеческий мозг. («Может

Из книги Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона автора Катаев Валентин Петрович

Человеческий мозг …Об Иване Ивановиче Творожкове пошла молва как о выдающемся молодом ученом физиологе. Я думаю, он был сделан из того же теста, что Сеченов, Павлов, Мечников, Менделеев… Папа тоже, по-моему, принадлежал к этой породе, но он пошел по другой дороге - стал

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Умный «ручной труд» В годы первой мировой войны в училище Мая был введен урок ручного труда. Чем это диктовалось, я не знаю. Но воспитательное значение он имел очень большое.Сравнительно молодой столяр говорил нам: «Когда работаешь, надо думать». Я это запомнил. Он учил

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

«Кто-то умный решил: война…» Кто-то умный решил: война. Кто-то глупый спросил: за что? В город пришла весна, Ее не узнал никто. Все читают, гадают, ждут, Головами качают, а тут - Какие-то девочки на панели Фиалочки продавать захотели… Нашла время… Дорогая, не лезьте, И без

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Умный и добрый Таким, конечно, надо родиться…Как писал поэт, друзья познаются бедой. Тяжело заболела дочь и мы с женой Гаянэ Давидовной были в отчаянии. И тут впервые услышал я о Бадаляне. «Как, вы не знаете, кто такой Бадалян? – недоумевали друзья. – Обязательно

Из книги Марк Твен автора Мендельсон Морис Осипович

«умный и острый блеск серых глаз…» Летом 1904 года после долгой болезни скончалась в Европе жена Твена. Тяжело переживал писатель эту утрату…Тело Оливии Клеменс было отправлено на родину.«Отплыл вчера вечером в десять. Сейчас прогудел рожок к завтраку. Я узнал его и был

Из книги Темный круг автора Чернов Филарет Иванович

«В этот страшный час, в этот жуткий час…» Евгению Кропивницкому В этот страшный час, в этот жуткий час Не подымешь рук, не откроешь глаз: На руках висит стопудовый гнет - Вольный волею богатырь-народ, А глаза, глаза, что смотрели в день, Ослепила ночь, придавила

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Аспирантская программа. “Мы знаем, что ты очень умный” Через полтора года после того, как мы узнали про Институты (из этих полутора лет больше года занимались по одобренной там домашней программе), нам удалось достичь всех поставленных целей, каким бы невероятным это ни

Из книги Заметки о русском (сборник) автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Умный «ручной труд» В годы Первой мировой войны в училище Мая был введен урок ручного труда. Чем это диктовалось, я не знаю. Но воспитательное значение он имел очень большое.Сравнительно молодой столяр говорил нам: «Когда работаешь, надо думать». Я это запомнил. Он учил

Из книги Я – Малала автора Юсуфзай Малала

11. Самый умный класс В те тягостные дни меня поддерживала только школа. Когда я выходила на улицу, все встречные мужчины казались мне талибами. Мы, девочки, прятали школьные сумки и книги под шалями. Отец часто повторял, что самое прекрасное зрелище на свете – дети в форме,

Из книги Крах Титанов [История о жадности и гордыне, о крушении Merrill Lynch и о том, как Bank of America едва избежал банкротства] автора Фаррелл Грег

Глава 7 Самый умный « Если Тейн был действительно самым умным, то его повторяющиеся заявления о достаточности капитала в компании никак эту характеристику не подтверждали. Как раз наоборот » Благодаря объявлению о привлечении 6,2 миллиарда долларов, сделанному в

Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак

Мозг Об умственных способностях дельфина написано немало, их сравнивают даже с умом человека. По-моему, это ошибка, и вещи эти несопоставимые. Мозг человека создан для функционирования в земном пространстве, а дельфина - в водной среде. Мозг дельфина, с точки зрения

Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир Николаевич

УМНЫЙ КОТ Приобрел я тогда первый раз компьютер. Сижу вечерком на диване, читаю книгу. Рядом за компьютером сидит сынишка и что-то делает (не играется, а именно работает). Тишина, покой… Вдруг в комнату врывается наш Матроскин – этот доморощенный ураган.Успев за 15 секунд

Из книги автора

УМНЫЙ БУБА Однажды Буба говорит жене: – Почему ты такая у меня тупая, ты даже не умеешь пользоваться логарифмической линейкой. Или учись или у*бывай. На следующий день приходит с работы, видит жена с линейкой что то считает. Спросил что делает. Она отвечает: длина твоего

Как стать умным человеком: 17 надежных способов + 3 интересных упражнения.

Вам надоело «подвисать», когда в разговоре заходит речь о художниках эпохи Возрождения или полчаса пялиться в карту автомобильных дорог, пытаясь понять «куда Вас, сударь, к черту, занесло»?

Да и хочется утереть нос «шибко умной» подруге Светке, умудрившейся защитить кандидатскую диссертацию и регулярно об этом напоминающей…

Мы дадим действенные советы, как стать умным человеком до того, как вам исполниться 95 лет☺ и раскрыть весь потенциал своего мозга.

В здоровом теле не только здоровый дух, но и отличный мозг: 3 совета, как стать умным человеком, заботясь о себе, любимом

Если вы всерьез задумались, как стать умным человеком и развить свой мозг, советуем начать с:


«Что наша жизнь? Игра!»: 3 отличных способа, как стать умным человеком, играючи


Чтобы стать умным человеком, не обязательно навеки поселиться в библиотеке, притащив туда спальный мешок и любимую чашку с Микки Маусом, а достаточно будет:

    Играть в «Тетрис».

    Да, да, в ту самую классическую головоломку для мозга, из-за которой вас выгнали с урока музыки в 5-м классе.

    Теперь бы вы уже не ушли с поникшей головой, а рассказали несравненной и умной Елене Геннадьевне, что «Тетрис» развивает способность критическому мышлению, и оттачивает умение усваивать большие объемы информации гораздо лучше, чем исполнение песни «Во поле береза стояла».

    Играть в покер, шашки, шахматы, «Монополию», чтобы стать умным человеком и размять мозг.

    Ну а если посчастливиться – то не только умным, но и богатым! Интересно, сколько сейчас стоит билет на самолет до Лас-Вегаса? Такой мозг нуждается в «проветривании»!

    Решать кроссворды, чтобы прослыть умным человеком.

    Эм-м-м, ну мы понимаем, что со стороны это выглядит занятием для пенсионеров, но ваш мозг на радостях может выдаст не только список покупок для похода в магазин, но и гениальный «подкат» к понравившемуся парню/девушке, а в придачу – сочинить шедевральное коммерческое предложение для «заартачившегося» клиента.

В чем сила брат? В искусстве! 6 способов «окультурить» мозг, чтобы стать умным человеком


Быть на «ты» с искусством нужно не только для того, чтобы было о чем поговорить с «ботанами» на вечеринках и не стыдится своего мозга, но и чтобы стать по настоящему умным человеком:

    «Задавить интеллектом» любого поможет регулярное прослушивание классической музыки.

    И никакой заунывной «Арии» и термоядерных «Prodigy»! И даже то, что «Цой жив!» не поможет вам стать умным человеком. Только Моцарт! Только Бах!

    Чтобы вы не «заморачивались» с поиском чудной музыки, которая сделает умным, предлагаем обратить внимание на эти ссылки:

    Читайте, читайте и еще раз читайте, чтобы «не дать засохнуть» мозгу!

    Причем не Дарью Донцову и не «Пятьдесят оттенков серого», а то, что станет настоящей «Растишкой» для вашего мозга, «зашлакованного» Фейсбуком и прочими социальными сетями.

    Можем предложить вам осилить для начала Джона Фаулза, Иэна Бэнкса, Кадзуо Исигуро: заумные слова, длинные предложения, «зачетные» эпитеты и метафоры, «закопанный» в глубинах произведений глубокий смысл – то, что доктор прописал для того, чтобы стать умным человеком.

    «Сервируйте» информацию для мозга необычным способом, чтобы стать умным.

    Например, если вы душу продадите за свеженький бестселлер, еще пахнущий типографской краской, попробуйте прослушать его в формате аудиокниги.

    А классическую музыку дополняйте просмотром слайд-шоу из картин классических или современных художников. Ваш мозг будет в восторге и позволит вам стать умным человеком.

    Займитесь творчеством, если поставили себе цель стать умным человеком.

    Хотите – расписывайте вручную шелковые платки, хотите – сочиняйте матерные частушки.

    Словом, делайте что угодно, чтобы ваш мозг сначала воскликнул «Это мы не проходили, это нам не задавали!», а потом печально вздохнул и принялся наращивать массу.

    Заучивайте наизусть стихи, чтобы стать умным человеком.

    Заодно прослывете романтичной особой и очаруете любимого человека лирикой Осипа Мандельштама.

    Если грезите о славе умного человека.

    Богатства слога, как у Достоевского, от вас никто не требует, но необходимость выкладывать свои мысли в письменной форме заставляет ваш мозг держать себя в форме, как фотомодель перед ответственными съемками.

День знаний: 5 вариантов, как «накачать» мозг новой информацией, чтобы стать умным человеком


Как это не печально, но без свеженькой пищи для мозга в виде новых знаний вам никогда не удастся стать умным человеком:

    Начните изучать иностранный язык.

    Если затасканный Englich вызывает легкую тошноту, попробуйте освоить итальянский, испанский, французский или, чем черт не шутит, когда Бог в отпуске, китайский.

    Не разбрасывайтесь временем, словно индийский раджа золотыми монетами, если хотите быть умным и развить мозг!

    Выдалась свободная минутка?

    Вместо того, чтобы смотреть в Интернете умилительное видео про котиков, почитайте статью в Википедии на интересующую вас тему, откройте для себя всю прелесть лекций TED, зайдите на профессиональный форум и пообщайтесь с «зубрами» банковского дела, страхования, туристического бизнеса или чем вы там на хлебушек с маслом зарабатываете?

    Закачайте в свой смартфон развивающие мобильные приложения и становитесь умным человеком даже в тот момент, когда спускаетесь на лифте с девятого этажа.

    Хотя мы согласны – рассматривать декольте коллеги может быть гораздо увлекательнее. Тем не менее, мы рекомендуем «Мозг гения», «Einstein» и «Тренажер памяти».

    Откажитесь от телевизора в пользу мозга.

    Ничто так не удручает ваш многострадальный мозг, как 201-й просмотр рекламы прокладок и очередная серия детективного сериала а-ля «лихие 90-е».

    Ну ладно! Если вы поклянетесь нам на крови, что будете смотреть только качественные «документалки» National Geographic, Discovery и интеллектуальные игры, то можете пока оставить «зомбоящик» в вашем доме.

    Создайте себе «умное» окружение, которое сделает из вас не менее умного человека:

    • «Направьте свои стопы» туда, где шансы встретить умных людей и самые светлые мозги стремятся к плюс бесконечности:

      презентации арт-хаузных фильмов, литературных бестселлеров, открытие выставок, городские соревнования по интеллектуальным играм– все это к услугам тех, кто хочет стать умным человеком или, по крайней мере, встретить этот «вымирающий вид».

      Самых больших эрудитов в своей жизни автор статьи встретила на городском чемпионате по брейн-рингу. И если в первом сезоне сидела в зрительском зале тихонечко, как мышь под веником, то к третьему «разошлась» не на шутку и завоевала звание лучшего игрока.

      Чтобы стать умным человеком, окиньте свежим взглядом своих старших родственников, преподавателей и начальников.

      Если человек с блеском защитил докторскую диссертацию или зарабатывает раз в 15 больше, чем вы, вам есть чему у него поучиться. Вы все еще хотите сбежать с корпоратива с участием дорогого босса?

      Если вы всерьез намерены стать умным человеком, то пора бежать, сверкая пятками, из родного поселка Орехово, где самая «интеллектуальная» беседа сводиться к ценам на хлеб, в большой город.

      Ведь тут, как ни прискорбно для вашего мозга, «духовный харч не густ весьма». Заодно и бросите опостылевшую работу продавца в магазине секонд-хенда на звучную должность менеджера по продажам в элитном бутике.

      Чувствуете, как сразу стали умной, а мозг увеличился в объеме?

Предлагаем посмотреть

ТОП-5 способов, как стать умнее!

Игры разума: 3 интересных упражнения, чтобы стать умным

1) «Барабанная дробь» для развития мозга.

При любой возможности отбивайте ритм услышанной музыки, чтобы дать работу мозгу.

Не важно, будете вы стучать по столу, своей коленке, капоту машине или привезенному из Занзибара тамтаме (наконец-то вы нашли достойное применение этому дивному музыкальному инструменту. Зря что ли через полмира тащили?). Не существенно, будете вы это делать рукой, любимой ложкой с именной гравировкой или палочками для суши.

Главное – вы становитесь умным человеком, развивая доли мозга, которые отвечают за моторные функции.

2) «Теория лжи» для умного человека.

Постарайтесь, считывая невербальные сигналы вашего собеседника (мимика, жесты, выражение глаз и т.п.) угадать его следующую фразу. Немного практики – и можно прослыть не только умным человеком, но и экстрасенсом, похлеще самой Ванги.

3) Умный «Монетный двор».

Когда вынимаете горсть мелочи из кармана или сложенные вдвое купюры, попробуйте сначала «на глаз» определить сумму денег, а затем посчитать.

Купите себе шоколадную медальку, как самому умному человеку «всея квартиры и лестничной площадки» и «носителю» потрясающего мозга.

Численное чувство, кстати, также развивается, когда вы собираетесь в долгожданный отпуск и пытаетесь впихнуть в чемодан половину гардероба и кота Барсика в придачу (а с кем же его, сиротинушку оставить?). Мозг «плавится», пытаясь решить, какую из четырех пар туфель с собой не брать.

Воспользуйтесь нашими советами, как стать умным человеком и очень скоро на идиотский вопрос «Тебе шапка не жмет?» сможете отвечать не только хуком справа, но и вполне обоснованным «Скоро совсем не налезет на мой великолепный мозг!».

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Динамика жизни современного человека существенно ускорилась. Информационное поле насытилось огромными массивами информации, интеллектуальный труд занял приоритетное место в обществе и оплачивается на порядок выше ручного труда.

Естественно, в таких условиях требуется дополнительная работа по стимуляции мозга, развитию способностей, улучшению памяти, внимания, развитие способности к концентрации. Наряду с упражнениями для мозга существуют простые и доступные способы повысить интеллект, улучшить работы мозга.

Рост и падение IQ

Известный и столь популярный тест Iq по сути указывает с определенной долей вероятности на способности испытуемого. Стандартный градиент предусматривает норму интеллекта в пределах от 119 до 80 баллов. Однако ученые заметили, что у разных людей, в разное время могут происходить как улучшение, так и ухудшение результатов. Конечно, не всегда действительно умный человек, или даже гений в какой-то определенной сфере жизнедеятельности способен решать в равной степени хорошо и другие задачи. Так, гениальные математики порой не способны запомнить подробности, изображенные на картинках, а те, кто умеют запоминать последовательности из сотен и даже тысяч цифр, не могут производить элементарные математические расчеты.

Если вас интересует, как стать умнее, то специалисты выяснили, что помимо природных задатков на наши интеллектуальные способности влияют образование, социальные и даже расовые факторы. В результате проведения исследований было выявлено, что упражнения для мозга – это не единственные внешние факторы, определяющие наши возможности.

Работа над собой

Если вы хотите добиться эффективной работы своего мозга, улучшить память научиться думать быстро, лучше начать с регулярной мыслительной деятельности. В нее входят математические вычисления, отгадывание слов, разгадывание ребусов, логических задач, кроссворды и судоку.

Опытным путем было установлено, что поддерживая мозг в тонусе, вы улучшаете связи между нейронами, что улучшает качество запоминания, воспроизведения, генерирования идей. Даже если ваша работа и привычный уклад не сопряжены с высокой интеллектуальной нагрузкой, можно при помощи дополнительных упражнений стать умнее, и поддерживать мозг в тонусе. Ученые рекомендуют не стесняться и решать нестандартные интеллектуальные задачи , вести активные дискуссии, размышлять и концентрироваться на решении сложных задач. Такие затраты времени с лихвой компенсируются светлым умом и хорошей памятью в пожилом возрасте.

Здоровье на первом месте

Чтобы быть умнее важно придерживаться следующих правил:

  • Регулярно выполнять физические нагрузки – это залог улучшения самочувствия, повышения жизнедеятельности, дополнительная стимуляция мозговой деятельности;
  • Правильное питание – основа рациона это рыба, нежирные сорта мяса, яйца, глюкоза. Очень важно питаться сбалансировано, без употребления большого количества жиров, сладостей, а восполнять их нехватку фруктами, овощами, клетчаткой. Помогут для стимуляции мозга также всевозможные орехи, такие напитки как зеленый чай, лимонад. Циркуляция крови в теле во время занятий насыщает мозг кислородом, а значит мозг повышает свою эффективность работы.

«Умная» грязь

В конце 2010 года ученые из США выявили в результате опытов благотворное влияние жизнедеятельности бактерий, которые живут в обычной грязи. Так, после искусственной подсадки их в организм мышей был установлен рост их интеллектуальных способностей. Мышки быстрее находили выход из лабиринта, активнее проходили тестирование, стали менее агрессивными и смогли повысить уровень серотонина в мозге. Это исследование повергло в шок все мировое научное сообщество, поскольку ранее не было доказано влияния других организмов на качество работы мозга.
Это, безусловно, не значит, что вы должны в срочном порядке добавить в свой рацион немного «грязи». Контакт с бактериями можно получить во время езды на велосипеде, работе в саду, отдыхе на природе. Вы сможете не только зарядить себя позитивными эмоциями, но и подтвердить это революционное исследование.

Качественный сон – залог психологического здоровья

Ученые до сих пор на 100 % не изучили механизм сна, даже использование такого инструмента как МРТ выявило лишь периодичность работы мозга во время сна. Были выявлены участки мозга, наиболее часто активизирующиеся в ночное время. Было установлено, что во сне человеческий мозг распределяет информацию по специальным «каталогам», таким образом, записывая полученную новую информацию в долговременное хранилище, и освобождая кратковременную память.
В случаях нехватки сна, его нерегулярности, нарушения, резко ухудшаются умственные способности. Наблюдается также потеря информации, нарушение координации движения, отсутствие концентрации. В свою очередь, качественный полноценный сон позволяет быть собранным, быстро решать разнообразные задачи, включая математический счет, взаимодействовать с памятью, улучшает внимание.
Нормой для сна считается 6-8 часов в день, однако этот параметр очень зависит от индивидуальных особенностей человека.

Психологические тренажеры и игры

Новое хобби, увлекательная игра или увлечение всегда положительно сказываются на улучшении работы мозга. Быстрое переключение внимания на совершенно новые, непривычные задачи способствует тренировке памяти. Правильно подобранное упражнение может дать мощнейший импульс для развития, а регулярные тренировки постепенно выведут мозг на новый уровень работоспособности.
Сервис BrainApps позволяет применять современные и эффективные методики саморазвития. Наша команда разработчиков, клинических психологов и ученых находится в курсе самых громких и передовых исследований в области когнитивной психологии, что дает нам возможность радовать пользователей сервиса качественными тестами, тренажерами и играми.


Как он опять удивил нас, этот особенный человеческий мозг! Мы-то нацелились изучать систему, естественно с убеждающей скептиков статистикой, а он опять… Корректурная проба. Казалось бы, чего проще: смотри себе на ряды незамкнутых колечек и отыскивай одинаковые или ищи среди них замкнутое. Всего-то… Так нет же, мозговая система обеспечения этой простенькой, максимально стереотипной, но все-таки мыслительной деятельности через короткие интервалы времени реорганизовалась. Стабильной она была от половины до двух с половиной секунд. Мозг как будто бы «скучал» при этой стереотипии и играл с ней, как кошка с мышкой. Наверное – и почти наверняка, если все время повторять стереотипные задачи, все перейдет на автоматизм: мы будем машинально тянуться к выключателю, даже зная, что свет отключен; мы не будем думать, с какой ноги пойти, как держать мыло при мытье рук и т.д., и т.п., и, почти не думая совсем, мы будем решать и корректурный тест.
Уже говорилось о значении стереотипов в нашей жизни, о решении мозгом одинаковых задач по принципу, близкому к принципу меченых линий, т.е. путем минимального использования территорий, когда все остальное поле предназначено для мышления. Но здесь подчеркивается другое, а именно борьба мозга, пусть неравная, против стереотипа, борьба самосохранения. Наверное, если бы к этой ситуации можно было подобрать девиз, он был бы: «Хочу мыслить!!!» Самосохранение мозга идет, по-видимому, и путем использования этого механизма. Однако наиболее мощным механизмом самосохранения мозга является его реакция на каждое изменение во внешней и, вероятно, внутренней среде. Роднит оба эти механизма самосохранения вовлечение обширных территорий мозга в активность, их активация. Но во втором случае это не просто обширная территория, это, наверное, практически весь мозг. И хочет человек этого или не хочет, оба эти механизма, и особенно второй, сберегают мозг человека для более сложных форм деятельности практически до того момента, когда жизнь мозга будет (или не будет – это не фатально) страдать от организменных нарушений или от болезней самого мозга.
Не хочется идти по линии тривиальных контрастов, но так и напрашиваются примеры наших рук, ног, которые в ходе эволюции не «придумали» себе механизма самосохранения. Вероятно, тогда, когда происходило становление человека или, мне просто приятнее так думать, когда появился (откуда – не знаю) человек в нецивилизованном мире, ни руки, ни ноги, ни другие его скелетно-мышечные образования от чего-чего, но от безделья не страдали. Вот и приходится нам, как это ни парадоксально, в нашем обездвиженном мире придумывать элегантный теннис, плавание, лыжи, коньки, рок-н-ролл и наслаждаться, далеко не всегда сознавая это, возможностью мыслить, решать сложнейшие научные задачи или, как четки, перебирать воспоминания. Этот умный мозг… Как он себя бережет – и нас, конечно!
Механизмы самосохранения мозга теснейшим образом смыкаются с внутренними механизмами его надежности. Они разные, эти механизмы надежности. Сюда могут быть отнесены механизмы защиты – они уже описаны нами выше. Это – вспышки медленных волн в электроэнцефалограмме, ночью стирающие или старающиеся стереть нежелательные очаги возбуждения и играющие ту же роль в больном мозге, прежде всего при эпилепсии (правда, с переменным успехом). Это – соизмеримость разнонаправленных сдвигов сверхмедленных процессов по количеству включенных зон мозга и интенсивности защиты, прежде всего в непосредственной близости к очагу патологического возбуждения (вероятно, именно это в не нейрофизиологическом варианте исследования определяется как «вал торможения» вокруг очага возбуждения).
Действительно, рассмотрение механизмов надежности мозга немыслимо без упоминания защитных механизмов. Что бы мы делали без них – просто думать не хочется! Каждая маленькая неприятность вызывала бы взрыв, аффект, каждое постоянное думание о чем-то – навязчивое состояние, не смытое ночной защитной волной. Наверное, вновь повторяюсь, здесь нельзя обойтись без упоминания о межсистемной защите – движение versus избыточные эмоции. И сколько их еще, защитных механизмов и механизмов самосохранения! Ведь каждый шаг в глубь мозга как бы открывает новые горизонты этих механизмов. Все они особенно важны для мозга с его почти астрономическим количеством клеточных элементов и связей между ними. Они, эти элементы и связи, если возникли на нашей планете и сохранились в веках, нуждались, по-видимому, в сохранении, защите. А если наш интеллект – явление инопланетное, во что я верю несколько больше, чем в земную эволюцию, то и тогда он нуждался в том же – в сохранении.
Моя тяга к вере в иное, чем принято сейчас в научном мире, происхождение мозга и, следовательно, человека базируется на исключительной сложности и, как принято считать, сверхизбыточности мозга. (Конечно, могла быть такая мутация, но что сохранило именно ее? Хотя, в то же время, где та планета, на которой исходные требования к мозгу на много порядков выше?) Эти мысли не увядают у меня с годами нейрофизиологического общения с живым человеческим мозгом. Боюсь, что наш «железобетонный» материализм иногда все же лишает нас непредвзятого взгляда на события, без их обязательного строго определенного философского обрамления (одного-единственного, которое «обязательно верно», а то, что в него не вписывается, – то «от лукавого»).
Итак, множество клеток, множество связей. И однако, когда образуется базис стереотипов, огромное множество этого богатства становится открытым для мышления или избыточным. Но если избыточным, то зачем у всех без исключения людей нашей планеты работают механизмы самосохранения мозга? Затем, наверное, что никто не знает, когда ностальгия по мыслительной деятельности вернется к человеку. А мыслительная деятельность, как известно, обеспечивается описанным выше аппаратом переменных, гибких звеньев, осуществляется при условии использования очень многих, если не всех, физиологических и морфологических возможностей мозга! Калейдоскопическая, хотя на самом деле детерминированная, игра гибких звеньев теснейшим образом связана с тем, о чем говорилось вначале, – с реорганизацией системы. Они невозможны друг без друга. А потому гибкие звенья, этот механизм богатства и надежности мозга, извне смотрящиеся как основа возможности мыслить в самых разных условиях, изнутри мозга полноправно могут рассматриваться и как механизм его самосохранения.
Всё ли это на сегодня о надежности? Не всё. Кроме того что клеток и связей много, одни и те же клетки и клеточные скопления могут принимать участие в самых разных видах деятельности, они реально или потенциально полифункциональны. И, как мы уже знаем из предыдущих глав книги, клеточные скопления, популяции более или менее богаты в зависимости от того, в каких внешних и внутренних условиях работает мозг. Нейрофизиологически это выражается, как уже многократно подчеркивалось, уровнем сверхмедленных процессов. Жаль, что нельзя применить простую арифметику для оценки всех этих свойств мозга! Надежность есть функция количества клеток, связей, их полифункциональности, состояния защитных механизмов и т.д. Так. Но если бы это все – в цифрах, а? Впечатляющие были бы цифры! Но для этого надо было бы найти соизмеримые величины по разным механизмам. Да и знать сами цифры. А впрочем, кто-нибудь, чтобы украсить диссертацию, что-нибудь эдакое и выдаст. Все может быть в нашу эпоху диссертационной науки!
Надежность мозга, так же как и многое другое в мозге, может быть рассмотрена еще с одной стороны. В поддержании деятельности нестереотипной, но по существу близкой к ней, осуществляемой по заранее намеченному плану, большую роль должен играть аппарат сличения деятельности с планом и сигнализации об отступлении от него. Эту роль в некоторых видах почти стереотипной, во всяком случае плановой, деятельности играют зоны мозга, реагирующие на такое рассогласование. А так как это не одна зона, а ряд зон, предположение о системе (только предположение!) не может быть отвергнуто. Система (ну хорошо, пусть пока зоны) детекции ошибок либо корригирует деятельность на бессознательном уровне, либо создает у человека состояние, выражающееся смутным чувством чего-то невыполненного или выполненного неверно. Человек «задумывается» – и часто правильно решает задачу.
Но детекция ошибок может реализовать еще по крайней мере две функции, обе из которых не очень-то и выгодны, не очень-то полезны человеку. 1. Детекция ошибок, как и многое другое, – механизм тренируемый. Его вполне можно дотренировать до навязчивого состояния, да еще при известной генетической склонности к этому. Человек без конца будет проверять, выключен ли газ, включен ли будильник и т.д. 2. Творчество можно описывать по-разному. В том числе и как мыслительную деятельность, развивающуюся на базисе известного, но как бы «воспаряющую» над ним. Попробуй-ка «воспари», если тебя за полы хватает чересчур активный детектор ошибок, детектор отклонения! Так и будешь творить и отрекаться, мысленно, устно или письменно… Итак, всему свое место, своя роль.