Какие могут быть способности у человека. Способности человека с точки зрения психологии. Основные положения теории способностей

У людей существуют разные виды способностей, которые получают с рождения или развивают на протяжении жизни. Известно большое количество классификаций по разным признакам, например, отличающиеся источником происхождения, направленностью, уровнем развития, наличием условий и другими критериями.

Виды способностей в психологии

У человека могут быть развиты разные способности, и к ним относят личностно-психологические качества, которые отделяют одного человека от другого и от них зависит плодотворность действий. К тому же способности нельзя отнести к знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у людей. Тщательно изучаются в психологии способности, их виды, структура и другие параметры, которые помогают лучше понять человека, его возможные пути развития в жизни и перспективы.

Классификация видов способностей в психологии

Существует несколько классификаций, которые ориентированы на разные критерии. Например, по происхождению выделяют природные и социальные способности. К первым относят умения, которые формируются на основе врожденных познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и так далее. Что касается социальных способностей, то они обусловлены системой обучения и воспитания, а проявляются они в разных сферах. Есть и другие виды способностей человека: теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и другие.

Общие способности

Под этой категорией способностей понимают систему индивидуально-волевых качеств человека, которые он использует для овладения знаниями и осуществления разной деятельности. Они могут быть получены от природы и развиты в течение жизни. Описывая, какие виды способностей бывают, стоит заметить, что они могут быть элементарными и сложными. К первым относят умения, присущие всем людям, но выражены они в разной степени, например, мыслить, переживать, запоминать и так далее. Ко вторым относят способности к общим видам деятельности: обучению, игре, работе, общению и так далее.

Интеллектуальные способности

Начнем с термина интеллект, под которым понимают общие способности к познанию, пониманию и разрешению разных проблем. Он объединяет все виды способностей индивида, направленные на изучение окружающего мира: чувства, память, воображение и так далее. Доказано, что развитие интеллекта имеет непосредственную связь с количеством перерабатываемой информации. Что интересно, первым сигналом о том, что интеллект задействован не полностью, является ухудшение памяти.

Есть определенные виды интеллектуальных способностей:

  1. Ментальный . Включает в себя способность быстро отвечать на вопросы, проводить подсчет, определять суть вопроса и так далее.
  2. Эмоциональный . Способность понимать и управлять собственными чувствами и ощущениями окружающих.
  3. Социальный . Сюда относят умение применять на себя разные роли на протяжении всей жизни.
  4. Духовный . Этот вид способности интеллекта определяет гармоничность внутреннего мира и понимание смысла жизни.
  5. Физический . Здесь имеется в виду умение управлять своими телом и телесными желаниями.

Организаторские способности

Представленное словосочетание используют, чтобы описать определенный набор качеств, которые помогают эффективно организовать работу, причем и свою, и других людей. Виды деловых способностей и организаторские в том числе, человек может развивать на протяжении всей жизни. Необходимый набор качеств содержит:

  1. Авторитетность, которая подразумевает безоговорочное доверие, профессионализм, харизму и так далее.
  2. Проницательность, основывается на умении человека замечать и правильно толковать эмоциональное состояние людей, а еще определять их психологическую совместимость, чувство такта, меры и так далее.
  3. Эмоционально-волевые качества, к которым относят активность, требовательность, адекватность, рассудительность и многие другие.

Коммуникативные способности

Успех человека во многом зависит от его способности взаимодействовать с окружающими людьми и находить с ними общий язык. Способности к коммуникации у каждого человека формируются индивидуально, и на это влияет взаимодействие с родителями, одногодками, коллегами по работе и так далее. Есть разные упражнения для их развития. Выделяют такие виды коммуникативных способностей:

  1. Информационно-коммуникативные подразумевают умение человека начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Сюда относят способность использовать вербальные и невербальные виды общения.
  2. Аффективно-коммуникативные включают способность подмечать эмоциональное состояние собеседника и умение правильно реагировать на него, а еще проявлять уважение и сочувствие к другим людям.
  3. Регуляционно-коммуникативные подразумевают способность человека принимать помощь от других, решать конфликтные ситуации адекватными методами и поддерживать других.

Педагогические способности

Под этим понимают совокупность определенных психологических характеристик, которые важны для преподавателей, желающих достичь успехов в воспитании и обучении детей. Понятие и виды способностей включают:

  1. Дидактические . Сюда можно отнести способность доходчиво преподносить информацию, правильно организовать урок, вызывать интерес детей и правильно их мотивировать.
  2. Академические . Под этой способностью подразумевают компетентность учителя в профильном предмете, то есть он должен иметь глубокие знания и желание постоянно развиваться, достигая новых высот.
  3. Перцептивные . Способность преподавателя к восприятию, то есть он должен уметь распознать потенциал ребенка, его темперамент и склонность к эмпатии.
  4. Речевые . Этот вид способностей описывает умение учителя правильно и доступно выражать свои мысли. Для этого важен богатый словарный запас, красноречие и так далее.
  5. Организаторские . Педагог должен уметь правильно составить учебный план, рассчитывать время на изучение каждой темы и так далее.
  6. Авторитарные . Учитель должен пользоваться авторитетом у учащихся, для чего важны такие черты: требовательность, умение контролировать эмоции, ответственность и так далее.
  7. Коммуникативные . Педагог должен уметь находить общий язык с разными людьми, причем не только с детьми, но и с родителями, и другими учителями.

Специальные способности

Под такими способностями понимают определенную систему свойств личности, благодаря которой можно получить отличные результаты в конкретной сфере деятельности. Есть разные виды и уровни способностей, относящихся к специальным, и процесс их развития является сложным и долгим. Существует их определенная классификация: учебные и творческие, умственные и физические.

Физические способности

Под этим понимают готовность людей осуществлять двигательную деятельность. Функциональные возможности органов и структур организма могут быть врожденными и приобретенными. Выясняя, какие есть виды способностей, стоит отметить, что физические качества отличаются от других тем, что они проявляются исключительно при решении двигательных задач. У каждого человека они выражаются по-разному, например, одни имеют высокий темп выполнения задачи, а другие могут долгое время выполнять действие.


Есть определенные виды физических способностей и этих качеств пять: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. С их помощью можно провести характеристику двигательной одаренности человека. Развитие подобных умений происходит под действием двух факторов: индивидуальной программы, передающейся по наследству, и социально-экологической адаптации.

Творческие способности

Под этим видом способностей понимают умение человека принимать творческие решения и создавать новые идеи. В обычной жизни они проявляются, как смекалка, используемая для достижения целей и выхода из сложных ситуаций. Есть разные виды творческих способностей, которые проявляются в многочисленных жизненных ситуациях:

  1. Возможность увидеть то, что не видно другим людям.
  2. Умение применять для решения задачи навыки, которые были получены для другой.
  3. Представляя творческие виды способностей, стоит упомянуть и умение полностью воспринимать действительность, не дробя ее на части.
  4. Простота генерирования идей и сильное творческое воображение.

Математические способности

У каждого есть врожденные математические способности, благодаря которым человек может оценивать и сравнивать количество предметов, не проводя точный счет, например, автоматически выбрать самую короткую очередь в кассе. Все виды умственных способностей и математические в их числе можно развивать, используя разные практики и тренировки. Кроме этого, стоит заметить, что улучшая математические навыки человек, формируется и элементы способностей к другим смежным видам деятельности.

Музыкальные способности

Индивидуальные умения человека, которые обуславливают возможность воспринимать, исполнять и сочинять музыку, а также обучаться, называются музыкальными способностями. Стоит заметить, что они в той или иной степени проявляются у всех людей, а если они ярко выражены, то это свидетельствует о музыкальной одаренности. Есть определенные виды музыкальных способностей:


  1. Ладовое чувство . Здесь имеется в виду способность человека ощущать эмоциональность композиции. Применяя это чувство индивид узнает мелодию и реагирует на интонации звука.
  2. Слуховое представление . Под ним понимают возможность воспроизводить мелодии на слух. С его помощью можно развивать музыкальную память и воображение. Вместе с ладовым чувством слуховое представление составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма . Описывая виды и типы способностей в музыке, нельзя обойти вниманием чувство ритма, благодаря которому можно активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и с точностью воспроизводить ее на слух.

Способностей выделяют множество дефиниций. Представим два понятия, отражающих суть концептуальных положений проблемы способностей в российской науке.

Способности - это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации.

Способности - это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения.

Способности представляют собой:

Такой комплекс свойств, который обнаруживается не только и даже не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в динамике их приобретения и развития, т.е. - насколько быстро, глубоко, легко и прочно усваиваются знания, умения и навыки.

Способности имеют качественную и количественную характеристики. Качественность способностей определяется ответом на вопрос: какими способностями обладает личность, количественность - на сколько они велики? Каждая способность выступает в комплексе с другими. Поэтому успех деятельности может осуществляться различными путями. Это связано с компенсаторными возможностями способностей личности.

Компенсация одних способностей при помощи развития других является замечательным свойством, которое может быть успешно использовано в педагогическом процессе. Исследования Б.М. Теплова показали, что даже отсутствие абсолютного музыкального слуха не может служить основанием отказа от развития музыкальных способностей. Удавалось у испытуемых выработать комплекс способностей, который компенсировал личности отсутствующий абсолютный слух.

Качественная определенность способностей позволяет личности выбрать профессию, выяснив, какие присущие ей способности соответствуют предпочитаемому виду деятельности. Для этого необходимо определить количественные параметры личностных способностей. Измерение способностей, представление их в количественной форме - давняя мечта психологов, работающих в сфере профориентации и педагогики. К сожалению, методики этих измерений далеки от совершенства.


Структура способностей.

Как уже отмечалось, способности проявляются в комплексе психических свойств. Отдельное психическое свойство не может обеспечить продуктивности даже одного вида деятельности, не говоря уже о многих. Успехи в рисовании не могут реализовываться в художественном творчестве, если нет соответствующей чувственно-эмоциональной восприимчивости мира и своеобразия его интеллектуальной представленности. Наличие феноменальной памяти не делает автоматически другие способности личности более выдающимися, чем обычно. Каждая способность - это целостность, структурное единство включенных в нее способностей.

К примеру, структура управленческой способности предполагает единство следующих личностных способностей: способность управлять собой, ясная и устойчивая система ценностей, ясная личная цель, способность к саморазвитию, способность быстрого решения проблем, способность творчества, способность влияния на людей, способность ясного понимания специфики управленческого труда, способность обучать, способность сплачивать коллектив. Представленные 10 способностей (психических свойств) менеджера не только не исчерпывают всех элементов структуры управленческой способности, но каждая из них по отдельности имеет не менее сложную структуру.

Управленческая способность в данном случае выступает как общая, отвечающая требованиям сразу многих видов деятельности. Составляющие ее способности называются специальными, соответствующими особым видам деятельности.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Специальные способности - способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности - это способность к развитию специальных способностей.

Наиболее общими способностями можно назвать предметно-деятельные, познавательные, способности общения. В рамках первых двух типов способностей И.П.Павлов выделил три типа характеров личности, определяемых общими способностями: художник, средний тип, мыслитель.

Предметно-деятельные, познавательные и способности общения имеют бесконечные возможности классификации. Особый интерес вызывает количественная типология способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

Одаренность более всего связана с задатками и наклонностями. Наибольшая степень предрасположенности личности к определенному виду деятельности, обнаруженная в ее успешной реализации, и называется одаренностью. Одаренность является истоком и предпосылкой формирования мастерства, таланта и гениальности.

Второй степенью выраженности способности является мастерство (хотя есть и другие точки зрения). Оно характерно для большинства людей, успешно усвоивших все премудрости своей профессии. Мастерство - выражение профессиональной зрелости личности.

Талант - высшая степень проявления способностей. Это способность в квадрате: во-первых, источником таланта является одаренность, основанная по преимуществу на системе задатков, а во-вторых, талант - продукт мастерства и трудолюбия. Талант - это вершина мастерства, его творческое обрамление. Мастерство основано на знаниях, умениях и навыках, талант - на творчестве.

Гениальность - высшая степень творческой одаренности. Гениальная личность является олицетворением духа эпохи, поэтому ей приписывают такие природные и душевные основания, которых лишены обычные люди. Недаром в древнегреческой мифологии гений - это дух-покровитель, сопровождающий человека в жизни и направляющий его деятельность.

Гении - это творцы. Они создают новые направления в умах эпохи, совершают революции в науке и искусстве, творят новую идеологию. Как правило, человека признают гением после его смерти (фраза: «нет пророка в своем отечестве» - тому подтверждение), так как общество еще не готово признать и понять выдающуюся идею. Позже творения гения использует весь мир, все человечество, признавая этим самым особую ценность сделанного открытия.

Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Рассмотрим факторы влияющие на развитие способностей.

Предпосылками развития способностей являются задатки (наклонности) как биологически обусловленные предрасположенности личности к соответствующим видам деятельности.

Социальная обусловленность развития способностей выражается в зависимости от детерминации последних социальными запросами общества, содержанием и уровнем развития культуры, потребностями и интересами личности (например, сегодня актуально, востребовано развитие коммуникативных способностей человека).

Стадиальность развития способностей связана с формированием телесной организации (нервной системы, физического облика, секреторного аппарата), с периодами становления когнитивности и социализации. Развитие способностей, таким образом, сопровождается формированием всех сторон телесной, психической и социальной организации личности.

Формирование специальных способностей происходит в сензитивные (благоприятные) периоды жизни человека (способности закладываются в дошкольный период, интенсивно развиваются в школьный период и активно формируются в юношестве).

Итак, подводя итог, можно утверждать, что каждый человек уникален и своеобразен. Его неповторимость проявляется и относится к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, характеру и способностям.

НАТА КАРЛИН

Почему близнецы, которые воспитываются в одной социальной среде, получают одинаковое воспитание и образование, выбирают в жизни разные дороги? Они реализуют себя в противоположных сферах деятельности. Чем объясняется различие планов, желаний и ? Это зависит от талантов, желаний, задатков и способностей человека, заложенных в нем еще в утробе мамы. Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.

Только используя задатки, с которыми человек родился, он может развить способности. Задатками принято называть анатомо-физиологические особенности, которые развиваются в, выбранном человеком направлении. Изначально, в ребенке заложен ряд способностей, которые, утратив необходимость, постепенно забываются.

Категории способностей человека

Понятие, объединяющее способности – одаренность или талант. Под ним понимают благоприятное соединение в человеке черт характера, личностных качеств и задатков, которые дают возможность усваивать информацию, обрабатывать ее с целью получения необходимого результата.

Способности делятся на следующие категории:

Общие (характерны для каждого ребенка);
Специальные (определяют приоритетный выбор деятельности);
Практические (применимы в работе);
Теоретические (определяют знания, которые получены человеком);
Творческие (художественное искусство и т.д);
Учебные и др.

Следует подробнее остановиться на каждой из них.

Общие способности.

Эта категория способностей помогает в отдельном виде деятельности. В эту категорию относятся феноменальная память, способность к точным наукам, четкая речь и др. Развитие общих способностей у детей помогает им стать успешными в жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Специальные и практические способности.

Это развитые в конкретной области задатки — способность к математическим исчислениям или немыслимые успехи в спорте. Сюда же относятся лингвистические, технические и другие способности.

Учебные и теоретические способности.

Способности к творчеству.

Отличаются творческие способности от учебных тем, что человек на основании полученных знаний создает новые технологии, предметы культуры и искусства.

Скрытые способности (задатки, таланты) каждого человека обширны. Поэтому, с раннего возраста нужно выявлять и культивировать их в ребенке.

Пути и средства для формирования способностей

Как уже было упомянуто выше, прежде, чем стать способностями, задатки проделывают долгий путь. Многие способности рождаются вместе с нами, и если делать упор на их развитие с раннего детства, они не исчезают до смерти. Процесс формирования и совершенствования способностей делится на этапы:

Первичный.

На этом этапе происходит развитие органических структур, необходимых для развития конкретных способностей. Этот этап занимает период с рождения до 6-7 лет. В это время у ребенка формируется восприятие действительности, как единого целого, мозг делит полученную информацию, образуя зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенной способности. Это плодородная почва для формирования специальных способностей.

Вторичный.

Этот этап относится к обучению в школе. Во время учебы происходит формирование специальных способностей. Особенно это касается начальных классов. Поначалу способности ребенка проявляются в , затем их наблюдают и развивают в учебе и работе.Здесь нужно отметить, что для развития конкретного вида способностей имеет значение характер обучения или род игры. Лучшим стимулом для развития способностей считается творчество. Это процесс, который заставляет ребенка обдумывать свои действия, создавать новое, понимать язык красоты. Во время этого процесса, ребенок осознает себя частью важного и великого процесса, он открывает в себе новые таланты и умения. Творчество – процесс, порождающий желание им заниматься. Оно помогает ребенку учиться преодолевать трудности. Занятие творчеством , заставляет стремиться к новым высотам, порождает чувство удовольствия от достигнутого.

То есть, ребенок будет развивать свои умения и стремиться делать это все лучше в том случае, если его способности находятся на грани с оптимальными трудностями. Процесс остановится, как только уровень трудности задачи уменьшается. Это касается и непосильно трудных задач, ставящихся перед ребенком. Его , не имея достаточных знаний и умений, не сможет развивать свои способности.

Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Изначально развитие способностей ребенка формируется в семье. Он реализует эту возможность, опираясь на те задатки, которые заложены в нем от рождения. Поэтому воспитание в семье – первый фактор, влияющий на развитие способностей. Если родители внимательно относятся к ребенку, его стремлениям и проявлениям таланта, это положительно сказывается на обнаружении конкретного вида способностей и дальнейшем развитии. В том случае, если ребенок предоставлен сам себе, способности его могут не раскрыться, и не обнаружиться.

Одним из наиболее важных факторов развития способности у ребенка, считается макросреда. Если микросреда – это семья, в которой родился и растет ребенок, то макросреда – это окружающий мир, в котором существует сам ребенок вместе со своей семьей. Самый положительный фактор из тех, которые оказывает макросреда на человека — забота о развитии в нем способностей. Сюда относится реформирование системы образования, развитие сети клубов по интересам, профессиональной ориентации детей и т.д.

Способности рождаются, развиваются и гибнут в каждом человеке, движимые мотивами и действиями. У каждого человека существует некоторая иерархическая лестница способностей, в структуре которой присутствуют особые образования, свойственные для отдельной личности. Они носят название одаренность.

Это качество – разновидность способности, отличающаяся от последней качественностью. В нашем государстве одаренность не измеряется количественными показателями. Человек либо одаренный, либо нет. В Европе и Америке применяется понятие «коэффициент интеллекта». Это показатель, просчитывающий не качество, а количество одаренности.

Существует два вида одаренности:

Общая. Ей обладают люди, у которых умственное и интеллектуальное развитие на порядок выше, чем у других людей. Однако как считают психологи, одаренность применима только к одной сфере деятельности человека;
Специальная. Этот вид одаренности конкретно направлен на осуществление конкретного вида деятельности. Однако понятие это не настолько узко, как кажется с первого взгляда. Если рассматривать художественную деятельность, как одаренность, то она распространяется на такие виды искусства: графика, живопись, скульптура, перцепция, воображение и т.д.

Кульминация одаренности – талант. Это совершенство, страстное желание делать любимое дело, предельная работоспособность и т.д. Талантливые люди талантливы не только в чем-то одном, они проявляют способности во многих сферах человеческой жизни.

Талантливых людей в мире не так много, как кажется. Крайняя .

Он демонстрирует высочайшее искусство управления неизведанным. Он единственный, кто в состоянии открыть завесу тайны там, где большинство людей не видят ничего, кроме глухой стены. Однозначно определить среди одаренных людей гения невозможно. Это становится заметно в том случае, если у человека есть возможность к равитию, реализации своих талантов и поддержка близких, окружающих. Поэтому стечение обстоятельств, при которых люди становятся непризнанными и забытыми, определяет то, что гении не могут проявить себя.

Диагностика способностей дошкольников – это специфическое направление совершенствования системы образования. Сегодня создаются специализированные заведения для одаренных детей, перед которыми ставится цель – воспитание из подрастающего поколения талантливых детей, ученой элиты страны.

Многие полагают, что изначально дети все гениальны и одарены. Поэтому следует больше внимания уделять развитию системы образования в обычных школах. Само понятие «способность» несет в себе спорный смысл. Почему один из людей способен к живописи, а другой к математике? Чем определяется наличие того или иного таланта? Правильно ли, что в наших школах ребенок, который проявил талант к цифрам, отправляется учиться в математический класс? Система образования «совершенствуется», а уровень образованности детей стремительно падает. Не лучше ли вернуться к прошлым заслугам, когда в любой школе развивали способности детей в каждой сфере одинаково до тех пор, пока сам ребенок не выберет, какой дорогой идти по жизни? И были таланты, гении, и великие ученые, которые любили свою работу за то, что сами ее выбрали в соответствии со стремлениями и способностями.

26 февраля 2014

Способности

Способности - это индивидуальные свойства личности , являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности . Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов . Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные - в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.

К вопросу об определении

Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части "Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам". Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идет об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение - это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий "темперамент" и "способности" . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определенной деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент - не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки . Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный » - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются./

Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные "наборы" способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими - схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть "индивидуальный стиль деятельности". В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях , как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции - это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: "способность выполнить такую-то задачу". А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена - это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым - склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склоности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности и одарённость

Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» . Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) - это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

  1. Способности

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность . Происхождение этого термина опирается на представление о "даре" - высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно - воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности - талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И.Акимов и В.Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта - оригинальность; продукт деятельности гения - простота. Однако И.Акимов и В.Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он ен может не работать в том направлении, в котором одарен, для него наказанем является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют "девиацией", хоть и позитивной.

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Методика для исследования задатков способностей «Словесный портрет» online
  • Игорь Акимов, Виктор Клименко. О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Способности" в других словарях:

    способности - индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия

    Индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… … Психологический словарь

    Данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон … Словарь синонимов

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… … Философская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБНОСТИ - СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Способности - СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    способности - выдающиеся способности исключительные способности недюжинные способности незаурядные способности необыкновенные способности огромные способности поразительные способности удивительные способности фантастические способности … … Словарь русской идиоматики

    СПОСОБНОСТИ - индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми … Российская педагогическая энциклопедия Подробнее


В жизни мы хорошо представляем себе, что такое способности. Когда, например, мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, добиваются различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», предполагая, что различия в достижениях этих людей можно объяснить разницей в их способностях. Это же понятие используется тогда, когда необходимо определить, в силу чего одни люди обучаются быстрее и достигают в учении лучших результатов, чем другие. Вообще, во всех случаях жизни, когда мы сталкиваемся с различиями в достижениях или успехах людей, которые не объяснимы ссылками на объективные внешние обстоятельства, мы ищем источник этих различий внутри человека, в его способностях.

Понимание способностей, характерное для современной психологии, сложилось далеко не сразу. В разные исторические эпохи и периоды развития психологии как науки под способностями ученые понимали разные вещи. В древности словосочетание «способности души» содержало в себе указание на всевозможные свойства, которые приписывались душе. Поскольку она считалась источником всякого рода движений и изменений, наблюдаемых в мире, в том числе действий людей и животных, то все это находило объяснение в широко понимаемых «способностях души», которые практически отождествлялись со всеми психологическими свойствами. Позднее, когда были выявлены различия между отдельными душевными (психическими) явлениями и предложена их классификация, слово «способности» закрепилось только за одной из групп явлений - за теми, от которых, по предположению, непосредственно зависят успехи людей в разных видах человеческой деятельности. Такое понимание способностей сложилось к XVI в. н.э. и нашло отражение в известном труде испанского врача X. Уарте, посвященном способностям.

В это время способности практически всеми учеными еще рассматривались как врожденные, и поэтому различия между задатками и способностями не обсуждались. С XVII века благодаря классическим трудам английских философов-материалистов Д. Локка, Д. Беркли и других многими учеными была позитивно воспринята идея об отсутствии у человека врожденных способностей или мысль о том, что все люди с рождения равны, а их индивидуальные различия, в том числе по способностям, зависят только от условий жизни и практики их обучения и воспитания.

Сторонники старой идеи о врожденности способностей человека сразу не сдались, они продолжали активно отстаивать свою, привычную точку зрения и приводили в ее пользу весомые аргументы. Не менее убедительными они оказались и у оппонентов, защитников приобретенности человеческих способностей. В результате началась многовековая дискуссия, которая не завершилась и в наши дни.

В XIX веке участникам этой дискуссии удалось прийти к частичному согласию, своеобразному компромиссу, суть которого заключалась в признании существования у человека наряду со способностями также и задатков или врожденных предпосылок к их формированию и развитию. Обе спорящие стороны сошлись во мнении, что задатки в отличие от способностей могут быть врожденными, хотя в вопросе о том, насколько складывающиеся в процессе жизни способности человека зависят именно от задатков, их мнения по-прежнему расходились.

Один из ключевых вопросом темы способностей заключается в их точном научном определении и отличиях от других психологических свойств человека. На этот вопрос в наши дни одновременно просто и сложно ответить. Просто - потому, что не только ученые, но и все люди хорошо понимают, что имеется в виду, когда говорят о способностях и, как правило, не путают их с другими психологическими свойствами человека. Сложно ответить на этот вопрос по той причине, что в области психологического изучения способностей, как и во многих других сферах научных исследований, до сих пор не существует полного, точного и однозначного определения способностей - такого, которое бы соответствовало всем нашим знаниям о способностях человека. Тем не менее понятию «способности» в психологии «повезло» больше, чем другим научным понятиям. В их определениях проявилось больше взаимопонимания и меньше разногласий между учеными, чем в определениях многих других психических явлений. Если собрать и в обобщенном виде представить разные определения способностей, встречающиеся в научной литературе, то они выглядят следующим образом.

  • 1. Способности - это познавательные процессы человека и все свойства его личности, от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности.
  • 2. Способности - это психологические свойства, которые занимают промежуточное положение между другими психическими явлениями, одновременно выступая и как процессы, связанные с получением и обработкой информации, и как свойства, благодаря которым человек успешно справляется с решением разнообразных задач.
  • 3. Способности - это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков человека.
  • 4. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет скорость и качество их приобретения.
  • 5. Способности - то, что делает человека пригодным к выполнению какой-либо деятельности.

В отечественной литературе большинством авторов оказалось принятым и признанным определение способностей, предложенное Б.М. Тепловым. Он определил способности человека как устойчивые психологические свойства, которыми люди отличаются друг от друга и от которых зависят их успехи в разных видах деятельности. По мнению Б.М. Теплова, в научное представление о способностях должны быть заложены три основные идеи. «Во-первых, - писал ученый, - под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие „способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» .

Раскрывая и уточняя содержание предложенного им определения способностей, Б.М. Теплов подчеркивал, что их необходимо отличать от задатков, что способности нельзя сводить к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Задатки - это только предпосылки к формированию и развитию способностей. Они, кроме того, являются врожденными, в то время как способности выступают как приобретенные. Для того чтобы имеющиеся у человека задатки превратились в высокоразвитые способности, необходимо провести сложную, длительную и трудоемкую работу по их определению и развитию. Кроме того, мы далее убедимся в том, что между способностями и задатками человека не существует простой и однозначной зависимости.

Существуют определенные отличия способностей человека и от его знаний, умений и навыков. Эти отличия заключаются в следующем.

При наличии способностей и недостатке знаний, умений и навыков человек может приобрести нужные знания, умения и навыки и успешно справиться с деятельностью, для которой они необходимы. При отсутствии способностей человек не в состоянии ни успешно справляться с соответствующей деятельностью, ни приобретать новые связанные с ней знания, умения и навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав высокоразвитых способностей, однако сами способности к ним не сводятся. Они представляют собой те психологические свойства, благодаря которым человек приобретает новые знания, умения и навыки.

По мнению С.Л. Рубинштейна, который раньше Б.М. Теплова сформулировал эту идею, способности и умения не тождественны, но тесным образом связаны друг с другом, причем эта связь является взаимной. С одной стороны, освоение человеком новых знаний и умений предполагает наличие у него по крайней мере общих способностей, в частности способности к научению; с другой стороны, формирование способностей к определенным видам деятельности предполагает освоение связанных с ними знаний, умений и навыков. Эти умения и навыки, входя в состав формирующихся способностей, не остаются чем-то внешним для них. По мере того как они осваиваются, знания, умения и навыки превращаются, говоря словами С.Л. Рубинштейна, «в личное достояние» человека, перестают быть знаниями, умениями и навыками, полученными извне, входят в состав сформировавшихся способностей человека.

С.Л. Рубинштейн в различных своих работах по-разному определял способности человека. Так, в одном случае он писал о том, что способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков способности - это результат закрепления не способов действий, а психических процессов. В другом месте он отмечал, что под способностью в более специальном смысле понимается сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному исторически сложившемуся виду общественно-полезной деятельности. Способности, по С.Л. Рубинштейну, характеризуются диапазоном возможностей человека к освоению новых знаний и их применению в творческом процессе.

Всякая способность является способностью к чему-либо конкретному, к вполне определенной деятельности. Наличие у человека способности означает его пригодность к осуществлению данной деятельности. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не самих по себе задатков, а всего процесса их формирования и развития, в который задатки входят только как исходный момент, его предпосылка. Включаясь в психологическое развитие индивида, задатки не остаются постоянными: сами они преобразуются и изменяются, т.е. развиваются вместе с соответствующими способностями.

У современного человека имеется много разных способностей, так как ему приходится заниматься огромным количеством разнообразных видов деятельности. Соответственно способности людей можно разделять на группы и определенным образом классифицировать. На протяжении истории психологических учений о способностях не раз предпринимались попытки такого рода. Существует много оснований для разделения способностей на группы. Главные из них представляются следующими.

  • 1. Соотнесение способностей с разными по степени сложности видами деятельности человека.
  • 2. Проявление способностей в отдельных или одновременно во многих видах деятельности.
  • 3. Приписывание способностям того, что человек делает в уме с образами или понятиями, или того, что он реализует посредством практических действий с материальными предметами.
  • 4. Деление способностей на виды в зависимости от того, связаны они с обучением или с трудовой деятельностью.
  • 5. Разделение способностей по признаку их отношения к творческой или нетворческой деятельности.
  • 6. Соотнесение способностей с предметной деятельностью или с общением (с работой или человеческими взаимоотношениями).
  • 7. Связывание способностей с наличием или отсутствием у человека задатков.

Определим и кратко опишем виды способностей, выделяемые по указанным основаниям. По первому основанию способности делятся на элементарные (простейшие) и сложные (комплексные). Элементарными, или простейшими, называют способности, которые обеспечивают успешное выполнение человеком отдельных действий и операций, входящих в состав более сложных видов деятельности, а также способности, связанные с функционированием отдельных познавательных процессов или органов чувств. Примерами элементарных способностей могут служить точные, скоординированные движения рук и ног человека, тонкое зрительное или слуховое восприятие, например различение цветов, звуков, запахов и т.п., хорошая память, богатое воображение, развитая речь и т.д.

Сложными называются способности, которые включают много согласованных друг с другом и объединенных в систему элементарных способностей, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком сложных видов деятельности. Примерами таких способностей могут служить те, которые проявляются в профессиональной деятельности людей, в том числе научные, технические, художественные, литературные, организаторские, спортивные и многие другие способности. Классификация таких способностей обычно проводится по видам деятельности людей. Все такие способности не имеют готовых природных задатков, формируются и развиваются у людей исключительно прижизненно .

По проявлениям способностей в отдельных или во многих видах деятельности их принято делить на общие и специальные. Общими называют способности, которые имеются у всех людей (предполагается, однако, что у разных людей они могут быть развиты в разной степени) и от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности. К таким способностям можно отнести, например, общую умственную способность или способность человека к научению (обучению). Специальные - те способности, которые обнаруживаются только у некоторых людей и от которых зависят успехи в отдельных видах деятельности. Это, как правило, такие способности, для формирования и развития которых у человека необходимо иметь особые задатки. К специальным способностям можно отнести, например, музыкальные, математические, технические, литературные, художественноизобразительные и многие другие способности.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития у него и специальных способностей. На базе общих способностей могут, по определению, формироваться самые разные способности, поэтому одна и та же общая умственная одаренность у разных людей может реализоваться в формировании и развитии самых разных специальных способностей. Известны случаи, когда высокоразвитые общие и специальные способности обнаруживаются у одних и тех же людей. Это относится к талантливым и гениальным людям, например к Леонардо да Винчи, Галилео Галилею, Декарту, Ломоносову и другим.

Когда речь идет о разделении способностей на группы по тому, что человек делает в уме или с помощью практических действий, то их соответственно делят на умственные (теоретические) и практические. Умственные (теоретические) - это такие способности, которые связаны с умением человека рассуждать в уме, действовать с понятиями по законам логики, получать с помощью таких действий новые знания. Практическими называют способности, которые проявляются в решении человеком практических задач с помощью действий с материальными предметами. Заметим, что чисто умственных (теоретических) и исключительно практических способностей в природе не существует, поскольку все без исключения сложные виды деятельности человека предполагают наличие у человека как умственных, так и практических действий. Способности условно разделяют на умственные и практические по преобладанию в соответствующей деятельности умственных или практических действий.

Способности человека могут проявляться в учении или в трудовой деятельности. В этом случае их разделяют на учебные и трудовые. Учебными называют способности, которые связаны с приобретением человеком новых знаний, умений и навыков, а трудовыми - связанные с выполнением различных видов трудовой деятельности. Правда, и этом случае деление способностей на учебные и трудовые не является абсолютным. Учебная деятельность часто включает в себя практические действия человека, а в процессе трудовой деятельности человек чему-либо учится, т.е. приобретает новые знания, умения и навыки.

Деятельность человека может носить творческий или не творческий характер. Соответственно существует разделение способностей на творческие и нетворческие. Первые проявляются в открытии человеком новых знаний, в изобретении чего-либо, в создании новых предметов материальной и духовной культуры. Нетворческие - это способности, при использовании которых человек ничего нового не открывает, не создает, т.е. занимается обычной, повседневной, хорошо известной и повторяющейся деятельностью.

При соотнесении способностей с предметной деятельностью или общением человека (человеческими взаимоотношениями) их разделяют на предметно-деятельностные и межличностные (коммуникативные). Предметно-деятельностные - это способности, которые проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами, а межличностные (коммуникативные) - это способности, проявляющиеся в общении с людьми. К последним можно отнести быстрое и точное восприятие людей, их правильную оценку, понимание, оказание на них влияния, установление и поддержание с ними благоприятных взаимоотношений.

Формирование и развитие способностей зависит от наличия задатков, хотя исключительно к ним не сводится и из них напрямую не выводится. Если задатки к развитию способностей хорошо известны, если от них действительно зависит формирование и развитие у человека тех или иных способностей, то такие способности условно называют природно обусловленными. Если же задатки к развитию способностей неизвестны, если у людей за счет обучения и воспитания можно сформировать и развить соответствующие способности, то такие способности называют социально обусловленными. Все высшие способности человека являются социально обусловленными. Если же дело касается низших или элементарных способностей, то многие из них выступают как природно обусловленные.

Перечисленные выше и другие, не названные способности человека, изолированно друг от друга не существуют. Они образуют иерархи- зированную и динамичную систему, в которой одни способности являются более развитыми и значимыми для человека, чем другие, и, кроме того, формирование, развитие и функционирование одних способностей влияет на динамику других способностей. Поэтому правильнее говорить не о наличии у человека многих отдельных способностей, а о системе способностей человека.

Индивидуальные различия между людьми, от которых зависят их успехи в разных видах деятельности, определяются не только через «способности», но и помощью других понятий. Это, например, такие термины, как «одаренность», «талант» и «гениальность». Кроме того, одни и те же способности у разных людей могут находиться на разных уровнях развития, и в этом случае для характеристики уровня развития способностей также пользуются соответствующими понятиями. Они включают в себя представление об уровнях развития способностей и вместе с тем пересекаются по объему и содержанию с понятием «способности». В связи с этим необходимо определить различия в указанных понятиях. Они заключаются в следующем.

Слово «одаренность» в зависимости от контекста, в котором оно используется, может означать наличие у человека хороших задатков к развитию способностей или присутствие уже развитых способностей определенного типа. О человеке как об одаренном говорят тогда, когда у него еще в детстве обнаруживаются хорошие задатки, или тогда, когда, став взрослым, он добивается значительных успехов в каком-либо деле. В связи с проблемой одаренности в современной науке ставится и обсуждается вопрос о существовании у человека одной общей или многих разных видов одаренности. В первом случае говорят о наличии единой и единственной общей одаренности, которая проявляется в развитии остальных способностей, а во втором случае - о существовании нескольких разных видов одаренности, от каждой из которых зависит развитие тех или иных конкретных способностей.

Вопрос о наличии одной общей и или нескольких частных видов одаренности обсуждается психологами начиная с конца XIX в. Одни ученые, например Э. Торндайк, склонны сводить одаренность к специальным способностям, отрицая наличие единой, общей одаренности у человека. Другие ученые, к примеру Ч. Спирмен, В. Штерн, А. Пье- рон, напротив, полагают, что общая одаренность человека существует, а специальные способности формируются и развиваются на базе общей одаренности человека. Компромиссное решение проблемы заключается в признании наличия у человека не только общей одаренности, но и специальных ее видов, а также существования определенных связей между ними.

С.Л. Рубинштейн, обсуждая в своих научных трудах проблему одаренности, высказывал мнение о том, что внутри тех или иных специальных способностей может проявляться некоторая общая одаренность человека. Индивид, показавший себя как способный в одной области, при занятиях другим видом деятельности может хорошо проявить себя и в нем, и делает это, как правило, не хуже, чем в другом виде деятельности. При этом общая одаренность может выступать не только в качестве предпосылки, но и как результат развития личности. Общая одаренность и специальные способности взаимно проникают друг в друга, представляя собой две стороны единого целого. Развитие человека как личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, идет параллельно с реализацией его одаренности и развитием способностей. В процессе совершенствования общей одаренности возникают и специализируются отдельные способности, каждая из которых может далее развиваться сама по себе, вне ее прямой связи с общей одаренностью.

Понятие «талант» не имеет строгого научного определения, такого, например, как «способности» или «одаренность». Однако в случае его использования в научной литературе с ним связывают примерно следующее содержание. О человеке говорят как о талантливом тогда, когда может добиться выдающихся и признанных успехов в том или ином виде деятельности. По С.Л. Рубинштейну, слова «талант» и «гений» означают высокий уровень одаренности и различаются, если их относят к конкретным людям и их деяниям, по следующим признакам. «Талант» характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся, в принципе, в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность» предполагает способность открывать что- то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах .

Для талантливого человека показательным может быть то, как он осваивает уже известное, созданное другими людьми. Гениальность проявляется в создании или открытии неизвестного, а не в освоении хорошо известного, она предполагает наличие способности к подлинному творчеству. Высокий уровень одаренности, который характеризует гениального человека, может проявляться не в одной, а в нескольких областях деятельности.

Понятия «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» можно соотнести друг с другом не только по их содержанию, но и по распространенности соответствующих им явлений среди людей. Так, можно утверждать, что все без исключения люди являются способными к чему-либо, одаренных людей гораздо меньше, талантливых еще меньше, а гениальных - единицы.

  • Теплое Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.
  • Ни для одной сложной способности человека не существует врожденной анатомофизиологической основы. Такая основа имеется только для элементарных способностей,входящих в состав более сложных способностей. Эту мысль, однако, нельзя пониматьтак, как будто для высших человеческих способностей вообще не существует никакойорганической основы. Такая основа для них, безусловно, есть, но она не является даннойчеловеку с рождения. Органическая основа высших способностей формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самих этих способностей. Что она собой представляет и каким образом складывается - об этом дальше пойдет речь в одномиз следующих параграфов главы.
  • Рубинштейн С.Л. Способности // Психология индивидуальных различий. М., 2002.С.31.