Какие народы проживают на территории швейцарии. Население швейцарии. История образования государства и появление народностей

Министерство образования Республики Коми

Управление образования администрации

муниципального района «Усть-Куломский»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» с. Помоздино

Тема праздника: «По каналам телевидения»

Методическая разработка

Сценарий праздника

Третьякова Мария Александровна

Музыкальный руководитель

Чистелева Анфиса Васильевна

Муниципальный район «Усть-Куломский»

Составители: воспитатель Третьякова Мария Александровна и музыкальный руководитель Чистелева Анфиса Васильевна МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино.

Тема: По каналам телевидения.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей и родителей

М.Р. Здравствуйте, дорогие, гости! С праздником! Сегодня мы предлагаем вам отправиться, в увлекательное путешествие «По каналам телевидения». Специально для вас мы сделали подборку и выбрали самые популярные по рейтингу телепередачи. Познакомьтесь, пожалуйста, с участниками наших программ. Встречайте!

Дети под музыку заходят в зал, встают возле стульчиков.

М.Р. С новостями этого дня вас познакомит Вика С. В эфире - «Новости».

Звучит музыкальная заставка передачи «Новости», выходит ребенок, садится за стол.

Вика С. (ребенок-диктор): Здравствуйте, в эфире новости. Сегодня вся страна готовится встретить День мамы и все дети готовят для своих любимых мам подарки. Во многих детских садах проходит праздничный концерт. Смотрите прямую трансляцию.

Ребенок - диктор встает из-за стола, задает вопросы детям.

Ян Д.:В детском саду суматоха и шум,

Скоро начнется! Где мой костюм?

Аня П.: Топот, движенье, споры, смешинки…

Что же за праздник готовится тут?

Видно, почетные гости придут!

Вика С.:: Может, придут генералы?

ДЕТИ (хором): Нет!

Вика С. : Может, придут адмиралы?

ДЕТИ (хором): Нет!

Вика С. : Может, герой, облетевший весь свет?

ДЕТИ (хором): Нет! Нет! Нет!

Тамила Т.: Гадать понапрасну бросьте,

Смотрите, вот они, наши гости,

Почетные, важные самые!

ДЕТИ (хором): Здравствуйте, наши мамы!

Валера К. : Теплым словом, звонким пеньем

Поздравляем с днем весенним,

Вика С.: А кого, скажите нам?

ДЕТИ (хором): Добрых бабушек и мам.

Песня про маму

М.Р. Мы остаемся на первом канале. В эфире любимая всеми телепередача «СМАК» и ее неподражаемый ведущий Ян Д.

Звучит музыкальная заставка передачи «Смак», выходит ребенок в переднике, встает к столу.

Ян Д.: Специально для детей, в помощь уставшим мамам, я расскажу вам, как надо готовить оригинальный праздничный суп, а поможет мне гость нашей студии известный Кулинар Максим.

К ведущему выходит помощник, они инсценирует стихотворение.

Максим Т. -Предлагаю для начала

Вот такой простой рецепт:

Нужно в папины ботинки

Вылить мамины духи,

Ян Д. -А потом ботинки эти

Смазать кремом для бритья,

И, полив их рыбьим жиром

С черной тушью пополам,

Бросить в суп, который мама

Приготовила с утра.

Максим Т.-И варить с закрытой крышкой

Ровно семьдесят минут.

Что получится, узнаешь,

Когда взрослые придут. ("Вредные советы")

Ян Д.: Супец мы удачно приготовили и предлагаем вам послушать «Кулинарные частушки».

Дети поют частушки.

Все дети. Ставьте ушки на макушке,
Ведь сегодня Женский день.
Кулинарные частушки
Нам пропеть для вас не лень.
Валерий. Сеял, сеял я муку
Через сито прямо.
«Что, на кухне выпал снег?» -
Удивилась мама.
Ян. А я как-то пек блины,
Расскажу, ребята,
Комом первый блин, второй,
Третий … и двадцатый.
Женя. Моя мама на диете,
Ничего не кушает,
Я спою частушки эти,
Пусть хоть их послушает.
Максим. Для любимой бабушки
Я испек оладушки.
Ешь, бабуля, не спеши,
Я всю душу в них вложил.
Виолетта В. В «Кулинарном поединке»
Все мы выступали.
В чьем блиночке больше дырок,
Целый день считали.
Анита. Ну, а я пеку блины
С разною начинкой:
С добротой, любовью, миром,
Ну, и с веселинкой.
Все дети. Мы пропели вам частушки
И попросим наших мам,
Поскорее испеките
К празднику блиночки нам.

М.Р. В эфире главный канал страны: «Россия»! Предлагаем вашему вниманию всероссийский проект «Танцы со звездами», встречайте ведущего этого шоу превосходного Ксюша Д.

Ксюша Д: Дамы и господа! В эфире шоу «Танцы со звездами». На проекте участники нового сезона! Здесь и сейчас на танцуют ваши дети! Встречайте!

«Чунга -чанга» танец

М.Р. . И для вас в эфире пародийное шоу на первом канале «Большая разница». И ее постоянный ведущий Анита У.

Звучит музыкальная заставка, выходит ведущий.

Анита У.: Здравствуйте, дорогие друзья! Как приятно приветствовать вас на самом веселом пародийном шоу « Большая разница». Нас ждет несколько минут юмора вместе с песенной пародией на пап. Аплодисменты участникам пародии.

Дети исполняют шуточную песню про папу «Папа может!»

Анита У.:С вами была передача «Большая разница». Какая разница?

Дети: Большая разница!

М.Р. В эфир выходит передача «В гостях у сказки». Отгадайте, о какой сказке идет речь.

Что за девочка идет,

Песенку в лесу поет?

В руках ее корзинка

Со сладким пирожком,

Она в деревню к бабушке

Отправилась пешком.

Звучит заставка передачи, выходит Красная Шапочка, поет песню.

Инсценировка сказки «Красная Шапочка»

А вот Ия! Давным-давно я тут,

Меня все Красной Шапочкой зовут.

Цветов я собрала большой букет-

У бабушки таких, наверно, нет!

Ой! Это волк, он всех зверей страшней.

Я спрячусь, посмотрю.

Красная Шапочка прячется, выбегает волк.

Где она? Где она?

Где-то тут быть должна.

Подожду-ка я девчонку,

Сяду вот сюда, в сторонку.

В белый чепчик наряжусь

И чулок вязать возьмусь.

Волк надевает чепчик, юбку, садится и вяжет. Из укрытия выходит Красная Шапочка.

Волк ушел! Он меня не нашел! (видит бабушку) Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, внученька!

Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие уши?

Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое!

Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие глаза?

Чтобы лучше видеть тебя, дитя мое!

Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие руки?

Чтобы крепче обнять тебя, дитя мое!

Волк обнимает Красную Шапочку и преподносит ей букет цветов.

Бабушки - не бойтесь!

Мамы - успокойтесь!

Я сегодня добрый, я не злой совсем,

Ваших девочек не съем!

Я живу не в чаще, я не настоящий!

На веселый танец приглашаю всех.

Дети танцуют парный танец

М.Р.: В зале бабушки сидят

На внучат они глядят

Добрые слова им скажем

И стихи мы им расскажем.

Ульяна: Милые бабулечки

Живите все сто лет

Мы вас крепко любим

Сердечный вам привет

Андрей: Бабушка родная-

самый верный друг

И об этом знают

Все друзья вокруг

Меня всегда ласкает

Со мною погрустит

А если виноват в чем,

Все равно простит!

Никита Б.:

Бабушку - голубушку

Я люблю ребята

Поздравляю я ее

М.Р. Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно… В эфире музыкальное шоу «Фабрика звезд». Встречайте ведущую проекта Кристина У.

Звучит заставка передачи выходит ведущая.

Кристина У: «Фабрика звезд» на «первом»,

Ждете певцов вы, наверно.

В гостях у нас сегодня

Только финалистки.

Девочки фабричные -

Народные артистки.

Девочки поют песню «Весенние веснушки»,

Звучит заставка передачи «В мире животных».

М.Р. Догадались, какую передачу мы еще предлагаем посмотреть? Речь пойдет о братьях наших меньших. А про каких вам подскажет ведущий передачи Даниил Т.

Даниил Т. Огненная шубка,

Бусинки-глаза,

Прыгает по веткам

И зовется…. (белка)

Да, это белка, и речь в нашей передаче пойдет именно об этих маленьких зверьках с пушистыми хвостами.

М.Р.И мы предлагаем вам конкурс - «Белкин хвост». Роль белок исполняют мамы. Дети делятся на 2 команды. Пока звучит музыка, дети по очереди приносят мамам ленточки, а мамы связывают ленточки, образуя «беличий хвост». Чей «хвост» из ленточек длиннее, та команда и победила.

Софья У. Закончен день, и в сказочной стране

Спустилась ночь на землю в колеснице.

Заснули птицы, сказки в тишине,

Пусть им волшебный сон приснится.

М.Р.: Настало время передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Звучит заставка передачи «Спокойной ночи, малыши». Выходят две девочки.

Амалия: За окном совсем уж ночка,

Закрывай-ка глазки, дочка,

Я сегодня так устала….

Ульяна: Мне совсем не спится, мама,

Амалия:. Колыбельную свою

Я тихонечко спою,

Верю, песенка моя

Убаюкает тебя.

Дети поют песню «Мамина сказка».

За окошком вечер зажигает звёзды,

И луна большая, как фонарь, горит.

Мне пора ложиться, и опять тихонько

Мамочка мне сказку говорит.

Про царя и про царицу,

Про прекрасную жар-птицу,

Про Ивана-дурака

И про друга Горбунка!

Мамочка родная нет тебя дороже,

Очень-очень крепко я тебя люблю.

Сядь ко мне поближе, я прижмусь щекою,

Дочитаем сказочку твою.

М.Р.: А теперь прогноз погоды на завтра.

Звучит заставка «Прогноза погоды».

Завтра на всей территории нашей страны сохранится ясная и солнечная погода. Температура сердца наших мам и их детей 36 и 6 градусов тепла.

В последующие два дня осадков в виде слез и тумана на лице не ожидается. И вообще, не забывайте, что после зимы сразу наступит весна, давайте дарить друг другу тепло сердец и хорошее настроение!

М.Р. А мы заканчиваем свою работу в эфире опросом общественного мнения.

Мама так тебя люблю

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам название «Мама».

Никита П.:

Знает вся детвора

Знает целый свет

Никого для ребят

Лучше мамы нет.

Савелий: Я хочу пожелать всем мамам, чтобы они были всегда красивыми и молодыми.

Артем: А я хочу, чтобы они всегда были здоровыми и веселыми.

Владислава: А я хочу, чтобы они всегда любили своих детей.

Наташа:А я желаю всем мамам быть счастливыми.

С праздником веселым

И с концом зимы

Маму дорогую

Поздравляем мы!

М.Р. Пусть будет этот день весны

Для вас особенно чудесным,

И полным ясной глубины,

И пряных запахов древесных.

Пусть алый цвет и бирюза

Рождают праздничность и песни,

И будут жаркими глаза,

И будут радостными вести.

Список литературы:

  1. Все для студента [Электронный ресурс]/ Электрон дан. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/735040/ (Дата обращения: 22.02.16 г.)
  2. Кожуховская, С.Е. [Электронный ресурс]: Mixiple. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://vkmonline.com/minusovki/minusfile/237943(Дата обращения: 22.02.16 г.)

Сценарий – это литературное произведение особого рода, этоописание будущего экранного произведения.

В литературном варианте сценария большой передачи или фильма содержится указание не только на объекты съемки, но и на нравственное и эмоциональное отношение авторов к событиям, героям, их судьбам, к вещам, их окружающим; иначе говоря, в сценарии выражена авторская позиция, которая помогает режиссеру и оператору находить адекватные образы. Публицистический сценарий отражает индивидуальность автора; стиль и манера литературной записи предопределяют стиль и жанр экранного воплощения. Убедимся в этом на примере.

Говоря о драматургии публицистического сообщения, необходимо опираться на общие законы построения передачи или фильма, в фундаменте которого лежит динамический процесс, действие. В телепроизведении сложно передать непрерывность действия, так как жизненная длительность не укладывается в рамки передачи или фильма. Каждый кадр – это самостоятельный пластический мир, фактически живущий независимо от соседних. Эту независимость и необходимо преодолеть с помощью единой мысли, раскрывающей внутренний смысл, пронизывающей произведение и передающейся, как эстафетная палочка из кадра в кадр.

Экран фиксирует внешнее действие, его динамику, темп, ритм. Это действие может быть прямым, отраженным, параллельным. Поэтому в сценарии необходимо четко «прописать» внутреннее (идущее от мысли автора) действие, которое организует всю драматургию произведения, обеспечивает логику показа фактов, событий, поступков и стремлений героев. Что создает действие в публицистическом сообщении? Прежде всего, движение авторской мысли. Она дает возможность организовывать материал действительности так, чтобы даже одно событие, одна проблема, показанные с разных сторон, могли послужить поводом к обобщению.

Сценаристу важно знать: драматургия возникает там, где таится противоречие, конфликт. Если во время «прицельного» наблюдения, изучения определенной сферы действительности автор руководствуется этим правилом, то он выберет материал верно. Однако наблюдаемый материал жизни шире того, что входит в сценарий. Из него документалист должен отобрать те пласты, которые нужны для утверждения его идеи, раскрытия темы.

Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана – это достижение цельности, внутреннего драматургического единства. Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы. Именно это качество любого творения помогает глубоко раскрыть тему, увлечь ею зрителя.



Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.

Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.

Идея – это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Это как бы квинтэссенция взглядов автора на действительность, выражение гражданских и этических принципов на примере того или иного жизненного факта. Идея целиком зависит от автора, от строя его мыслей, его эрудиции, моральных норм, психического склада, вкусов, склонностей и других индивидуальных качеств личности.

Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные передачи, но идея у каждой будет своя. Композиция – это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это принцип организации материала. Композиция документального произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить замысел и полно и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения. Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в определенные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды. Понимание композиции особенно важно для произведения публицистики, оно помогает так организовать структуру экранного сообщения, его информационные, смысловые, эмоциональные и другие потоки, чтобы воздействие их не притупляло чувства зрителей, не утомляло их, а увлекало, волновало и развлекало новизной мыслей и эмоций. Поиск композиционного решения сценария невозможен без отбора материала.



Структура сюжета включает три основных компонента – начало, середину и конец. В классической теории драматургии дается следующая схема основных элементов композиции: экспозиция (пролог) – заявка (начало) – перипетии (развитие действия) – кульминация (высшая точка воплощения авторской позиции, напряжения мысли или конфликта) – перипетии (действия, ведущие к развязке) – развязка (конец) – эпилог .

В ремарке сценаристу необходимо описать время, место, обстановку и атмосферу события, дать характеристики его участников, их поведения, особенностей речи и внешности.

Заметим, что документальный сценарий следует начинать с рассказа об основной, а не побочной проблеме, чтобы подготовить читателей, зрителей к восприятию развиваемой мысли. Когда цель произведения – привлечь внимание широкой общественности к заботе о здоровье будущих поколений, пробудить тревогу за это у супругов, врачей и ученых, то проблема не должна исчезать из поля зрения сценариста. Естественно, она может быть раскрыта и косвенно, но каждый эпизод должен, в идеале, пополнять, расширять и углублять разговор о главном предмете сценария и передачи.

Так мог бы выглядеть рабочий сценарий документального фильма.

И в этом случае режиссер и оператор, строго следуя совсем не плохо написанному левому ряду, приехали бы глубокой ночью на набережную, долго ждали появления дворника (а он в этот день так и не появился, пришлось бы специально идти в ЖЭК, договариваться, а дворник, зная, что его снимают, работал бы совсем не так, как обычно, и поэтично задуманные кадры оказались бы нарочитыми и разрушили задуманную стилистику фильма), потом пошли бы будить героиню фильма (а у нее в эту ночь, как назло, не бессонница, а крепкий здоровый сон - в кои-то дни, но нет - вставай, зажигай свет по команде, а команда столь громкая, что проснулись соседи, и свет загорелся не в одном, а во многих окнах, и опять замысел нарушен).

Минуточку, прервем съемку этого эпизода - вон на реке появилась подходящая баржа. Ах нет, это не баржа, а пароход. А пароход, вместо баржи, можно снять? Пока решали, и пароход уплыл, и солнце взошло, нужное окно освещено уже не изнутри, а снаружи. И т.д., и т.п. Придется завтра все начинать сначала...

А теперь тот же фрагмент литературного сценария воображаемого нами фильма.

ТАЙНА СТАРОГО ДОМА

Время быстротечно. Шумный день сменяется тихим вечером, затем наступает ночь. Но какой бы темной и ненастной она ни была, все равно первый утренний луч пробьется сквозь мрак и тучи, возвещая приход нового дня.

Время быстротечно. Сколько дней и ночей, зим и лет пронеслось над мрачной громадой старого дома на набережной! Сколько он повидал, сколько тайн мог бы поведать о людях, которые здесь жили и живут... о людях, которые сюда приходили по дружбе и по долгу службы... о государственной службе, с которой сюда возвращались для отдыха, но вместо этого другие люди по ночам увозили их в темных машинах, увозили туда, откуда не возвращаются...

Но время быстротечно. Как волны реки, смывает оно мусор прежних лет. На смену осени приходит зима, и однако рано или поздно снег почернеет и растает, и весна принесет солнечные дни, буйство зелени и цветов, звонкий смех под окнами... А потом снова осень, листопад, дождливые сумерки.

Так и у людей: горячая молодость сменяется спокойной зрелостью, и как-то незаметно наступает старость.

Одна из примет старости - бессонница. И в эти предутренние, такие тихие и немного тревожные часы память неумолимо обращается к прошлому-к горячей молодости и спокойной зрелости... И оживает прошлое. И как в сказочном калейдоскопе, ярко и выпукло мелькают прожитые годы, дни, мгновения...

В сущности, вариант литературного сценария, по сравнению с приведенным рабочим, не принес нам ничего принципиально нового. Но здесь есть настроение, которое режиссер и оператор, другие участники создания фильма могут передать разнообразными, может быть, и более выразительными средствами.

Оператор «увидит» авторский замысел по-своему - оригинально и поэтично. Звукорежиссер скажет: нет, вначале нужен не Чайковский, а, предположим, Рахманинов - тоже концерт для фортепиано с оркестром, но более убедительно иллюстрирующий главную тему фильма. У автора появится несколько увлеченных, изобретательных, талантливых соавторов - и в итоге экранное произведение, фильм или передача, заиграет новыми красками, обретет дополнительную выразительность, тонкий подтекст, удивительную художественную целостность.

Надо полагать, вы согласны с тем, что литературный сценарий открывает широкое поле деятельности для всех создателей телепроизведения, превращая их из старательных исполнителей, ремесленников в художников, творцов.

Получив литературный сценарий, режиссер создает свой - режиссерский, некий гибрид рабочего сценарий и монтажных листов. Это чисто производственная запись всех эпизодов фильма с указанием, так сказать, технологических приемов и хронометража. Например:

Набережная Москвы-реки

ПНР, длиннофокусная

Большой дом с вывеской

ОПЛ с нижней точки,

Театра эстрады в центре

угловой ракурс

Серые волны на реке

Цвик Валерий Леонидович. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / 123 В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

Сценарий – не начальный, а промежуточный этап работы над телевизионным проектом. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного.

Возможны различные варианты начала работы над литературной основой передачи. Тема может быть предложена редакцией, фирмой, продюсером, заинтересованным в ее разработке. Иногда автор сам приходит на студию со своим замыслом, который волнует его и, по его мнению, будет интересен зрителю.

Практика телевизионного производства диктует необходимость еще на ранней стадии работы над передачей формулировать замысел и оформлять его в виде литературной заявки. Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе, когда драматург выбрал тему, разобрался в проблеме, знает главных героев, места съемки; он представляет себе принцип композиционного решения, жанр, даже отдельные эпизоды будущего сообщения. К моменту создания заявки автор должен ясно знать, что он хочет поведать зрителю. Ведь заявка должна убеждать сразу, с первого прочтения.

Форма и объем заявки не регламентированы. Это зависит от манеры драматурга, от специфических особенностей замысла, а также от того, насколько студия знакома с данным автором, насколько ему доверяет. В заявке могут быть изложены отдельные эпизоды будущего сценария, иногда – предыстория произведения с объяснением, что именно привлекло автора к этой теме, а также рассказ от имени автора, самого героя или нескольких героев и т.д.

Оформление литературного сценария современной телевизионной программы – это достаточно стандартная форма, мало отличающаяся от сценария игрового или документального фильма, рекламного ролика: описание места действия, самого действия, диалоги, краткая характеристика участников программы, описание интерьера и т.д.



Сегодня уже не оформляют сценарий, деля страницу на две части, и располагая по обеим сторонам видеоряд и тексты ведущих, героев, персонажей…

3.1.Основная литература.

1.Саруханов В. А. Драматургия телевидения, или Сначала было слово? – СПб.: Всемирное слово, 2005. – 480 с.

2.Уолтер Р. Сценарное мастерство: кино- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес. – М.: 1993.

3.Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство. Учебное пособие. – М.: Академический проект – Альма Матер, 2011.

3.2.Дополнительная литература к разделу «Драматургия информационно-познавательной и развлекательной ТВ-программы».

1. Барабаш Н. А. Телевидение и театр: игры постмодернизма. – М.: URSS, КомКнига, 2010.

2. Вильчек В. Под знаком ТВ. – М.: 1987.

3. Дондурей Д. Развлекательное ТВ: шутки в сторону // Телевидение: режиссура реальности/Сост. Д. Дондурей. – М.: Искусство кино. – 2007.

4. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. – М.: 2001.

5. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры. – М.: РГГУ, 2012. – 224 с

6. Зоркая Н. М. Звезда эстрады на телеэкране. Телевизионная эстрада. – М.: Искусство, 1981.

7. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. – СПб.: ИВЭСЭП – Знание, 2008.

8. Копылова Р. Д. Открытый экран: Телевизионное зрелище и диалог. – СПб.: РИИИ, 1992.

9. Нечай О. Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. – М.: Искусство, 2003.

10. Пронин А. Как написать хороший сценарий. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 288 с.

11. Нечай О. Телевидение как художественная система. – Минск: 1981.

12. Саппак Вл. Телевидение и мы. Четыре беседы. – М.: Искусство, 1988.

13. Телевидение: режиссура реальности. Сост. Д.Дондурей. – М.: Искусство кино, 2007.

Правила оформления ТВ-сценария

Приложение 1. Титульный лист *

* Рамку делать необязательно

1.Сценарий – это одна из форм литературной работы. Сценарист в кино должен обладать мышлением кинематографиста и оставаться литератором, драматургом.

Литературный киносценарий – законченное кинодраматургическое произведение, содержащее концептуальное и композиционное решение будущего фильма, разработку сцен и эпизодов с точными диалогами, указанием места и времени действия, ориентировочным обозначением метража.

Требования к сценариям по форме и содержанию.

2.1.К сценарию обязательно прилагаются:

Тема, проблема, идея, основной конфликт произведения, сквозное действие, контрдействие, краткая характеристика главных героев.

Композиционный анализ: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.

2.2.Сценарий должен быть написан высокохудожественным литературным языком, без орфографических и пунктуационных ошибок.

2.3.Сценарий должен отвечать морально-этическим, творческим и производственно-техническим возможностям ТВ и кинематографа, не должен содержать сцен патологического насилия, порнографии, а также нецензурной лексики.

ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА

На первой, титульной странице формата А4 указывается учебное заведение, факультет, кафедра. ПОСРЕДИНЕ в центре пишется жанр и название сценария. Если это экранизация, то на титульном листе ОБЯЗАТЕЛЬНО указывается название адаптированного произведения, имя и фамилия его автора. Внизу указывается город и год.

ШРИФТ

На второй странице и далее располагается сам сценарий. Шрифт Courier, 14 pt, интервал 1, поля – все 2 см. В сценарии не допускается никаких выделений слов жирным шрифтом или курсивом, кроме названия и жанра. Киносценарий не должен содержать вкладышей, вклеек, авторских пометок и исправлений ручкой или карандашом.

ИНТЕРВАЛЫ И ОТСТУПЫ

Все, что последовательно записывается в сценарии – описания места действия, заголовки, диалоги и прочее, ВСЕГДА пишется через ОДИН интервал.

Абзацных отступов в профессиональной сценарной записи НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Текст сценария должен быть выровнен по ширине.

ДИАЛОГ

Сразу же после имени персонажа следует диалог. Диалог пишется ТОЛЬКО строчными буквами. Диалог – это то, что говорят персонажи. Начинающие сценаристы часто пишут слишком длинные диалоги для своих персонажей. Стоит помнить, что четкий сжатый диалог – то, что нужно сценарию, продюсеру, режиссеру (и педагогу…).

РЕМАРКИ

Они ставятся, когда Вы хотите показать в тексте, КАК именно персонаж говорит свою реплику. Ремарки ВСЕГДА пишутся со строчной буквы. Они должны употребляться крайне редко по двум причинам. Во-первых, актер/режиссер совершенно не хочет, чтобы сценарист лез в их профессии и указывал им, КАК произносить/играть диалоги. Во-вторых, что более важно: если диалог хорошо и эмоционально написан, тогда не будет большой необходимости показывать, КАК читать текст. Однако, если ремарки так необходимы, то ставятся они после имени персонажа перед диалогом.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ

по книге ТВ журналистика Кузнецова

Сценарий – литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.

На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: 1. «в два ряда» (слева – зрительный ряд, справа – текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева – то, что зритель видит на экране, справа – то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) и 2. литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность. Дальнейшая работа над таким сценарием осуществляется сценаристом совместно с режиссером.

В сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты, т. е. эта запись должна давать изображение того, что будет увидено и снято режиссером и оператором, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпизодов.

Иногда можно встретить в сценариях технические указания в левом ряду («кр. пл.», «об. пл.» и другие подобные профессиональные термины). Ранее считавшиеся обязательными, теперь они не в моде. Не дело литератору предписывать грамотным операторам такие тонкости их работы

В литературном варианте сценария большой передачи или фильма содержится указание не только на объекты съемки, но и на нравственное и эмоциональное отношение авторов к событиям, героям, их судьбам, к вещам, их окружающим; иначе говоря, в сценарии выражена авторская позиция, которая помогает режиссеру и оператору находить адекватные образы. Публицистический сценарий отражает индивидуальность автора; стиль и манера литературной записи предопределяют стиль и жанр экранного воплощения.

Сущность, специфическая особенность экрана – это способность запечатлевать движение действительности в пространстве и во времени.

Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана – это достижение цельности, внутреннего драматургического единства . Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы. Именно это качество любого творения помогает глубоко раскрыть тему, увлечь ею зрителя.

Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.

Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.

Идея – это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные передачи, но идея у каждой будет своя.

Композиция – это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это принцип организации материала. Композиция документального произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить замысел и полно и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения.

Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в определенные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды. Поиск композиционного решения сценария невозможен без отбора материала.

Про радио все тож самое…