Какие непроизносимые согласные. Непроизносимые согласные

  • Произношение заимствованных слов
  • Диалектные и просторечные черты в произношении
  • Особенности ударения в русском языке
  • Задания
  • 6. Разделите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:
  • 15. Поставьте ударение в существительных. Укажите возможные варианты правильного произношения слов:
  • 16. Определите место ударения в следующих именах существительных. В каких из них ударение является фиксированным (то есть всегда падает на один и тот же слог)?
  • 20. Поставьте правильно ударение в глаголах.
  • 21. Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударение.
  • 22. Расставьте ударение в глагольных формах, укажите возможные варианты правильной постановки ударения.
  • Лексические нормы
  • Лексическая сочетаемость. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)
  • Задания
  • 7. Найдите в тексте слова с переносным значением. Являются ли эти переносные значения общеязыковыми или индивидуально- авторскими?
  • 4. Обратите внимание, чем различаются паронимы с точки зрения морфемного состава: приставками, суффиксами, корнями?
  • Фразеология
  • 9. За счет чего создается антонимия фразеологических единиц? Связана ли она с их компонентным составом?
  • 10. Что можно сказать о компонентном составе фразеологических единиц со значением «обманывать» и их стилистической окраске?
  • Морфологические нормы Имя существительное
  • Тема I. Категория рода
  • 2. Образуйте форму единственного числа. Отметьте случаи вариантности.
  • 3. Составьте словосочетания со следующими существительными.
  • 4. Определите род следующих несклоняемых существительных. Назовите правило, которым Вы руководствовались.
  • 5. Употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени.
  • 6. Подберите определение к следующим составным существительным.
  • Тема 2. Категория падежа. Склонение существительных
  • 1. Ознакомьтесь со следующей цитатой из книги к.С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка». Сделайте выводы.
  • 2. Ознакомившись со следующей цитатой и материалом словарей, сделайте вывод об употреблении форм на -ы (-и). И -а (-я).
  • 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных. Отметьте случаи вариантности.
  • 4. Для выполнения следующего задания необходимо вспомнить правила склонения антропонимов:
  • 5. Для выполнения следующего задания повторите правила склонения топонимов.
  • Тема 3. Имя прилагательное
  • 2. Образуйте краткие формы. Поставьте ударение. Образец выполнения:
  • 3. Образуйте простую сравнительную степень. Назовите причину отсутствия названной формы.
  • 5. Вспомните написание н и нн в кратких причастиях и прилагательных.
  • Тема 4. Имя числительное
  • 1. Перед выполнением задания повторите следующие правила:
  • 2. Запишите числительные словами.
  • 3. Выберите варианты, которые могут употребляться в официально-деловой и разговорной речи:
  • 4. Заполните таблицу по предлагаемому образцу:
  • 5. Выберите правильный вариант
  • Тема 5. Местоимение
  • 1. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, познакомьтесь со следующими рекомендациями:
  • 2. Поставьте на месте пропуска подходящее по смыслу определительное местоимение (всякий, каждый, любой).
  • 3. Определите смысловую разницу в приведенных сочетаниях с неопределенными местоимениями.
  • 5. Проиллюстрируйте правила, приведенные в правом столбце, примерами из левого столбца.
  • 6. В приведенных ниже сочетаниях замените существительные или местоимения 1, 2 лица личным местоимением 3 лица.
  • Тема 6. Глагол и его формы
  • 2. Выполните задание по предлагаемому образцу:
  • 3. Образуйте форму 1 л. Ед. Ч. От следующих глаголов.
  • 10. От следующих глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени.
  • Стиль письменного делового общения (Официально-деловой стиль, деловой, официально-документальный, административный, законодательный, официально - канцелярский, канцелярский, деловая словесность)
  • Задания
  • 1. Ознакомьтесь с приведенными фрагментами текстов и определите их стилевую принадлежность. Что позволило вам найти правильное решение?
  • 2. Обратите внимание на наличие рубрикации в договоре туристической компании с клиентом. Объясните необходимость рубрикации.
  • 3. Уточните по любому Толковому словарю значение и стилистическую окраску слов:
  • Личные документы
  • Распорядительные документы.
  • Административно-организационные документы
  • Правила рубрицирования
  • Информационно-справочные документы. Справки и докладные записки
  • Служебная записка
  • Докладная записка
  • Деловые письма
  • Этические и коммуникативные нормы
  • Задания
  • 2.Установите соответствие между высказыванием и жанром. Сделайте вывод о необходимости выбора наклонения глагола при выражении соответствующих намерений.
  • 3. Используя глаголы передать, выйти, уступить, посещать, сформулируйте просьбу, приказ, требование, приглашение.
  • Краткий словарь ударений
  • Краткий словарь иностранных слов
  • Краткий словарь паронимов
  • Литература
  • Непроизносимые согласные

    В современном русском языке группа из нескольких согласных в положении между гласными обычно упрощается: один из звуков не произносится.

    В сочетании стн не произносится звук [т]: ме[сн]ый (местный), уча[сн]ик (участник), ше[сн]адцать (шестнадцать). Однако в словах терминологического характера звук [т] в этом сочетании произносится: остроли[стн]ый (остролистный), компо[стн]ый (компостный).

    В сочетании здн в одних словах звук [д] не произносится: пра[зн"]ик (праздник), по[зн]о (поздно); в других словах допускается двоякое произношение, как со звуком [д], так и без него: бе[зд]на и бе[зн]а, безвозме[здн]ый и безвозме[зн]ый.

    В сочетании стл в большинстве слов звук [т] не произносится: сча[сл"]ивый (счастливый), жало[сл"]ивый (жалостливый); но в некоторых словах в этом сочетании произносятся все три звука: по[стл]атъ (постлать), ко[стл"]явый (костлявый).

    На месте ндк и нтк произносится [нтк]: ирла[нтк]а, флама[нтк]а, аспира[нтк]а, студе[нтк]а, но в некоторых случаях выбор варианта зависит от значения слова: голландка (печь) - голла[нк]а, голландка (жительница Голландии) - голла[нтк]а, шотландка (ткань) - шотла[нк]а, шотландка (жительница Шотландии) - шотла[нтк]а.

    В сочетаниях стк , здк обычно произносятся все три звука: боро[стк]а (бороздка), пое[стк]а (поездка). Произношение боро[ск]а, пое[ск]а в соответствии со старыми московскими нормами для современного русского языка не является литературным.

    В сочетаниях ркс , ргс , а также в сочетании нгт допустимо двоякое произношение: петербу[ркс]ий и петербу[рс]кий", ваши[нкт]онский и ваши[нт]онский.

    В сочетании стск звук [т] не произносится, а стык звуков [с] произносится как долгий [с]: пропаганди[сск]ий (пропагандистский), милитари[сск]ий (милитаристский), субъективи[сск]ий (субъективистский).

    Произношение заимствованных слов

    Определенного рода трудности могут возникнуть при произношении в иноязычных словах согласных перед е . По законам русского произношения в такой позиции согласный смягчается: [л"е]пить, [м"е]сто, [р"е]чка, [в"е]рба. Этому правилу соответствует большинство давно и прочно вошедших в русский язык заимствований: ака[д"е]мик, [л"е]кция, ли[д"е]р, му[з"е]й, пио[н"е]р, п[р"и]зи[д"е]нт, эф[ф"е]кт и т. д.

    Ситуация осложняется тем, что ряд заимствованных слов книжного или терминологического характера в литературном языке действительно продолжает произноситься с твердым согласным перед е: аль[тэ]рнатива, а[тэ]изм, диспан[сэ]р, ин[тэ]грация, ин[тэ]рвью, компью[тэ]р, ла[тэ]нтный, [мэнэ]джер, по[тэ]нциал, [рэ]квием, резю[мэ], [сэ]рвис, [рэ]ле, син[тэ]з, [тэ]зис, [тэ]мбр, [тэ]рмос, [тэ]ст, ти[рэ], тон[нэ]ль, ше[дэ]вр, экс[тэ]рн, эс[сэ], эс[тэ]тика, э[нэ]ргия. Кроме того, некоторые слова обиходно-бытовой сферы также сохраняют в звуковом облике «память происхождения»: а[тэ]лье, бижу[тэ]рия, бифш[тэ]кс, [дэ]коль[тэ], каба[рэ], кок[тэ]йлъ, майо[нэ]з, [нэсэсэ]р, орхи[дэ]я, па[нэ]лъ, пар[тэ]р, портмо[нэ], про[тэ]з, пю[рэ], [рэ]гби, сар[дэ]лька, сви[тэ]р, стюар[дэ]сса, супер[мэ]н, [тэ]ннис, [тэ]нт, тур[нэ], хризан[тэ]ма, шос[сэ].

    Всё же основная тенденция произношения заимствованных слов этого типа заключается в переходе от твёрдого произношения согласного к мягкому. Многие слова, которые прежде произносились только твёрдо, теперь допускают и мягкое произношение, например: артерия [тэ и т"е], велотрек [рэ и р"е], водевиль [дэ и д"е], девальвация [дэ и д"е], дедукция [дэ и д"е], дезодорант [дэ и д"е], демонтаж [дэ и д"е], кратер [тэ и т"е], критерий [тэ и т"е], пантера [тэ и т"е].

    В качестве правила можно запомнить то, что во всех заимствованных словах звуки [к], [г], [х] и [л] перед е смягчаются: пи[к"е], [к"е]кс, ба[г"е]т, [г"е]незис, тра[х"е]я, с[х"е]ма, суф[л"е], [л"е]гион. Обычно в заимствованных словах сохраняют твердость перед е согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].

    Впрочем в большинстве случаев мягкое произношение согласного все же становится основным, а вариант с твёрдым согласным устаревает и характеризуется словарями как дополнительный, например: агрессия [р"е и доп. рэ], бактерии [т"е и доп. тэ], глинтвейн [в"е и доп. вэ], дебет [д"е и доп. дэ], декан [д"е и доп. дэ], демобилизация [д"с и доп. дэ], депрессия [д"е, р"е и доп. дэ, рэ], дефис [д"е и доп. дэ], конгресс [р"е и доп. рэ], конфедерация [д"е и доп. дэ], корнет [н"е и доп. нэ], крейсер [р"е и доп. рэ], либретто [р"е и доп. рэ], прогресс [р"е и доп. рэ], регресс [р"е, гр"э и доп. рэ, грэ], рейс [р"е и доп. рэ], ренессанс [р"е, н"е и доп. рэ, нэ], сентенция[т"е и доп. тэ], стратегия [т"е и доп. тэ], термоядерный [т"е и доп. тэ], федерация [д"е и доп. дэ], фланель [н"е и доп. нэ], экспресс [р"е и доп. рэ].

    Однако в связи с отсутствием твёрдых правил и меняющейся нормой эталонное произношение подобных слов следует выяснять из орфоэпических словарей и справочников, изданных в последнее время.

    Следует особо отметить, что сложносокращённые слова (буквенные аббревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв их составляющих: НДС [эн дэ эс], СНГ [эс эн гэ], СПС [эс пэ эс], РПЦ [эр пэ цэ], ФРГ [эф эр гэ], ФСБ [эф эс бэ].

    Правильного произношения требуют и имена собственные. Так, многие иностранные имена и фамилии, а также некоторые названия географических объектов произносятся с твёрдым согласным: [Дэ]карт, Лафон[тэ]н, Воль[тэ]р, Гё[тэ], Шо[пэ]н, Ро[дэ]н, Мо[нэ], Ба[дэ]н-Ба[дэ]н, Гё[тэ]борг, Манхэт[тэ]н и др. Эта норма в отношении заимствованных имен выдающихся представителей той или иной культуры сложилась ещё в позапрошлом, XIX, веке и связана с присущей интеллигенции того времени привычкой произносить имена собственные так, как они звучат в языке-оригинале.

    Для заимствованных слов характерно также сохранение в произношении звука [о ] в безударных слогах. В безударном положении звук [о ] сохраняется, например, в таких словах, как м[о]дель, м[о]дерн, [о]азис, б[о]а, [о]тель, ф[о]нема, м[о]дернизм и в иностранных собственных именах: Фл[о]бер, В[о]льтер, Т[о]льятти, Ш[о]пен, М[о]пассан. Такое же произношение [о ] наблюдается и в заударных слогах: кака[о], ради [о]. Однако большинство заимствованной лексики, представляющее собой слова, прочно усвоенные русским литературным языком, подчиняется общим правилам произношения [о ] как [а ] в безударных слогах: б[а]кал, к[а]стюм, к[а]нсервы, б[а]ксер, р[а]яль, пр[а]гресс, к[ъ]бинет, ф[ъ]рмулировать и др.

    Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

    Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю! » Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие ? Здравие - это здоровье. А здравствовать - означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

    Здравствуйте, здравствовать - так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

    А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

    Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

    В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

    Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

    Весть, известие, вестник, известный, известно.

    Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.

    Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

    Грусть, грустит, грустно, грустный.

    Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

    Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

    вестник - весть

    грустный - грусть

    В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

    вестник - известие

    грустный - грустит

    В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

    Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

    Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

    — согласный звук ясно слышится на конце слова;

    — согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

    Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

    Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

    чуде[сн]ый - чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый - интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет - свист, свистнет у[сн]а я - уста, устная хру[сн]ула - хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

    В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

    Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

    Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

    звёздн ое, грозн ый, поздн ий, праздн ик, проказн ик, чувств о, участв ую

    звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

    На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств .

    На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

    Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

    звёздная - (что?) звезда, поздний - (что сделать?) опоздать, праздник - (каков?) празден

    В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

    грозный - (что делать?) грозить, проказник - (что?) проказы

    В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д

    В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

    Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

    Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

    Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко ».

    солнышко, (какой?) солнечный - солнце

    сердечко, (какой?) сердечный - сердце

    В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

    Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест , что означало вокруг, около , на все четыре стороны. А окрестность - это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

    Окрестность можно проверить словом окрест.

    Какие сочетания звуков при письме опасны?

    Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

    [сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

    При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

    Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

    Запоминаем способы проверки:

    Властный, радостный, несчастный,

    и прелестный, и ненастный,

    доблестный, бескорыстный, честный.

    Этих слов не забывайте.

    При письме в них Т вставляйте.

    Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

    что?

    власт ный - (что?) власть

    радост ный - (что?) радость

    несчаст ный - (что?) несчастье

    прелест ный - (что?) прелесть

    ненаст ный - (что?) ненастье

    бескорыст ный - (что?) корысть

    доблест ный - (что?) доблесть

    чест ный - (что?) честь

    Вкусный, гласный, интересный,

    безопасный и небесный,

    и чудесный, и прекрасный,

    и ужасный, и напрасный.

    Этих слов не забывайте,

    букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

    Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

    вкусный - (каков?) вкусен

    гласный - (что?) глас

    интересный - (каков?) интересен

    безопасный - (каков?) безопасен

    небесный - (что?) небеса

    чудесный - (что?) чудеса

    прекрасный - (каков?) прекрасен

    ужасный - (каков?) ужасен

    напрасный - (каков?) напрасен

    В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

    Размышляем над транскрипциями слов:

    Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

    [л’эс’н’ица] - лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] - местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] - сверстник 8 звуков, 9 букв

    В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

    Слово лестница проверить нельзя.

    Местный проверим словом место .

    Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста , что означало возраст.

    А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

    Заключение:

    Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

    Буква непроизносимого согласного в корне слова
    Планируемый результат: применять правила правописания
    Умения: находить орфограммы в словах, определять место орфограмм в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом, находить слова с буквой непроизносимого согласного в корне.
    Вкусный, гласный, интересный, И ужасный, и напрасный -
    Безопасный и небесный.
    Этих слов не забывайте,
    И чудесный, и прекрасный,
    Букву «т» в них не вставляйте!

    Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
    Не во всех словах слышны,
    Но везде они нужны.
    Чтобы знать, где их писать,
    Надо слово проверять.
    Грустный
    Грустный - грусть,
    Грустить не буду.
    Грустный - «Т» не позабуду.
    Поздно
    Поздно - проверим опоздали,
    В слове поздно «Д» написали.
    Солнце
    В слове солнце «Л» не слышим.
    В слове солнышко напишем.
    Звёздный
    Звёздный - проверяй звезда.
    Звёздный - «Д» пиши всегда.
    Здравствуй
    В слове здравствуй «В» не слышна,
    Проверим словом здравие.
    Здоровья всем вам пожелаем
    И в слове здравствуй «В» не забываем.

    1. Найдите ошибки в словах рифмовки. Исправьте их.
    Тростник, прелесный, властный,
    Доблестный, ненасный.
    Окрестный, усный, месный,
    Чудестный, неизвестный.

    2. Отгадайте загадки, напишите отгадки правильно
    День и ночь стучит оно,
    Словно бы заведено.
    Будет плохо, если вдруг
    Прекратится этот стук.
    Что выше леса, краше света, без огня горит?
    Когда лежу я на спине,
    Нет пользы никакой во мне,
    Но прислони меня к стене -
    Найдётся сразу дело мне.

    3. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
    Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

    4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:
    A. злос…ный нарушитель;
    B. окрес…ные леса;
    C. громоз…кий шкаф;
    Д. редкос…ный экспонат;
    E. хлёс…кая речь.

    5. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
    A. прекрас…ное настроение;
    B. чудес…ный день;
    C. безопас…ность движения;
    Д. прелес…ная девушка;
    E. обстановка глас…ности.

    6. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
    A. встреча ровес…ников;
    B. дружба сверс…ников;
    C. интерес…ный собеседник;
    Д. искус…ная мастерица;
    E. блес…нуть в вышине.

    7. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:
    A. че…ствовать героев;
    B. уча…ствовать в турнире;
    C. я…ственно слышать;
    Д. вкусные я…ства на столе;
    E. ше...ствовать над классом.

    8. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:
    A. Беда завис…ника в его зависти.
    B. Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..
    C. Чес…ный нечес…ному не товарищ.
    Д. Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.
    E. Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

    9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
    Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

    10. Вставьте пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
    Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

    11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.
    1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

    12. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполнить проверку.
    Здешний житель –
    Пасмурный день –
    Печальная картина –
    Правдивый ответ –

    13. Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.
    парус...ная ло...ка
    де...ская крова...ка
    капус...ные пиро...ки
    радос...ная улы...ка
    прекрас...ная бро...ка
    горо...ская площа...ка
    грус...ная ска...ка
    интерес...ная кни...ка
    прелес...ные серё...ки
    гиган...ская ве...ка
    вкус...ные оре...ки
    опас...ные пры...ки
    извес...ный лё...чик
    чудес...ная незабу..ка
    несчас...ная ко...ка

    14. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова:
    город, дети, ярость, грусть, ненастье, несчастье, капуста, уста, честь, лесть.

    15. Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.
    звёз...ный пирог
    влас...ный поворот
    опас...ный вечер
    счас...ливый возглас
    вкус...ный писатель
    радос...ный денёк
    чудес...ный небосклон
    поз...ний рассказ
    интерес...ный случай
    извес...ный голос

    16. Прочитайте слова. Найдите и подчеркните непроизносимые согласные.
    Пастух, пасти, пастушок, пастбище.
    Участвовать, участник, участие.
    Грустить, грусть, грустинка, грустный.
    Поздно, поздний, опоздать, опоздание.
    Свисток, свистулька, свистеть, свистнуть.
    Крест, крестик, окрестности, окрестные.
    Молвить, молва, безмолвствовать.
    Тростник, тростниковый, тросточка, тростинка.
    Счастье, счастливый, счастливчик.

    17. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
    Вестник –
    Прелестный –
    Ненастный –
    Тростник –
    Здравствуйте –
    Свистнуть –
    Окрестности –

    18. Напишите подходящие по смыслу существительные. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
    Капустный (________________) ____________.
    Областной (_______________) ______________ .
    Звёздное (____________) _______________ .
    Безжалостный (________________) _____________ .
    Доблестный (______________) ___________ .
    Известный (______________) _______________ .
    Слова для справки: небо, лист, поэт, центр, воин, враг.

    19. Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.
    Опоздать: поздний звонок.
    Гигант: _______________________ статуя.
    Радость: ______________________ встреча.
    Голландия: ________________________ тюльпаны.
    Сладость: _________________________ мечты.
    Тягость: __________________________ впечатления.
    Честь: ___________________ слово.
    Корысть: _____________________ цели.

    20. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы.
    Гиган…ский, вкус…ный, капус…ный, напрас…ная, ужас…ная,влас…ная, тес…ный, соглас…ный, грус…ный, мес…ность, окрес…ности, яс…ность.

    21. Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно.
    Устный ответ, крепостная стена, зелёное пастбище, небестный свод, сухой тростник, громко свистнул, прекрасные цветы, капусный пирог, участник соревнований, ясная погода, тяжёлое чувство, чудестные окрестности, шестнадцать лет, ужасный ветер, узкая лесница.

    22. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых есть непроизносимые согласные, в другой – слова, в которых их нет.
    Вкусный, радостный, опасный, звёздный, интересный, счастливый, пре- лестный, капустный, ужасный.

    23. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.
    Дети – _________________________
    ярость – ________________________
    грусть – ________________________
    ненастье – ______________________
    несчастье – _____________________
    капуста – _______________________
    уста – __________________________
    честь – _________________________
    лесть – _________________________

    24. Вставьте пропущенные буквы.
    Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з...лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
    Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

    25. Вставьте пропущенные буквы
    Час...ный пансионат, запас...ный выход, громко свис...нуть, чудес...ный вкус, извес...ный путешественник, счас...ливый день, радос...ный праз...ник, ветка хрус...нула, чу...ствительная кожа, бескорыс...ный поступок, бесхитрос...ный приём, завис...ливый человек, тяжеловес...ная походка, лес...ничный пролёт, громоз...кий шкаф, здра...ствуйте.

    26. Составьте словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день.
    (Область) город –
    (Счастье) встреча –
    (Гигант) завод –
    (Честь) поступок –
    (Прелесть) картина –
    (Ярость) ветер –
    (Капуста) котлеты –
    (Ненастье) погода

    27. Измените словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.
    Площадка на лестнице –
    Житель данной местности –
    День праздника –
    Человек, который получил известность –

    28. Напишите слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?) запасливый.
    Вкусен (какой?)
    Чудесен (какой?)
    Опасен (какой?)
    Прекрасен (какой?)
    Интересен (какой?)
    Вынослив (какой?)
    Ужасен (какой?)
    Ясен (какой?)

    29. Запишите слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
    Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.
    30. Запишите ответы, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.
    Находящийся в запасе. Принимать участие. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости. Имеющий отношение к лесу. Относящийся к области. Служащий для проезда. Обращаться с приветствием.

    31. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.
    ____________ нечес_ному не товарищ. Тайна, _________ троим, уже не тайна.
    Рукам – работа, а душе – _________ . ________ встанешь – мало сделаешь.
    Слова для справок: поз_но, извес_ный, чес_ный, праз_ник.
    __________ матери лучше ___________ греет.
    Беда _________ в его зависти.
    Человек трудолюбивый – самый _______ .
    Слова для справок: сер_це, со_нце, завис_ник, счас_ливый.

    32. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.
    Ярос_ный, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
    Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
    Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с, детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
    Снимали, гиган_ских, школ_ники, с, лист_ев, капус_ных, гусениц.
    Охотник, в, поймал, трос_нике, жур_вля, б_л_ной, гиган_ском, с, несчас_ного, н_гой.
    Режи_ер, в, извес_ный, ненас_ный, в, Оде_у, день, приехал, прекрас_ную.

    33. Спишите, исправив ошибки.
    Серездные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкие галаса. Вшколу приехал извесный песатель. Он будет четат сваи интересные расказы. Щясливые школьники собрались на месный праздник.

    В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

    Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

    Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

    Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

    Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

    Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

    Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

    Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед

    Например, вестник - известие, окрестность - перекресток, свистнуть - свистеть, свист, честный - с честью, яростный - яростью и т.д.

    Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце - солнечно, грустный - грусть.

    Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется - блестеть, плеснуть - плеск, лестница - лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

    При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес-ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

    Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

    ЛесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

    ПразДник - это День раДости и поДарков;

    ЧуВства жиВут В нас, В нашем сердце.

    Правописание непроизносимых согласных

    Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

    Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

    Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

    Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

    ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

    1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

    2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

    3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

    ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

    1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

    2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

    3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

    Упражнение

    1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно чес_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

    2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча_с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

    3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас сер_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

    4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужас_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

    5. Он хотел только того, что получали его сверс_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

    6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически ровес_н ик века – в Аргентине.

    7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праз_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихвас_н уть силой. Разгружают рожь - отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое - под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

    9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрас_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали - его арестовали тут же, ночь он провел в ихней арес_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

    11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около крас_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    12. У бога есть длинная лес_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    13. Усталое со_н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За звез_н ый кров над головой. (Г. Иванов)

    15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрас_н ый, И в этой глупости несчас_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

    16. Но вот почу_с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра_с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня пос_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». (А. Чудаков)

    19. Увы, закон земной свершая, В безвес_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

    20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекрас_н ый климат. (А. Чудаков)

    21. Соглядатай праз_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

    22. Четыре деревни одна за другой однообраз_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

    23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжалос_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

    24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекрас_н ая. (А. и Б. Стругацкие)

    25. И вдруг снова, гораздо уже я_с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство... (В. Быков)

    26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, кос_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

    27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает кос_н ый материал. (Ю. Домбровский)

    28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль блес_н уть… (М. Ю. Лермонтов)

    29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на пас_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)