Краткий курс лекций по общей психологии. Конспект лекций по общей психологии

РАЗДЕЛ 1: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Лекция 1: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Характеристика психологии как науки.

1. Характеристика психологии как науки

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Накапливалось житейское психологическое знание людей, закреплялось в языке, пословицах, поговорках. Определенное представление о психике дает человеку его жизненный опыт.

Житейские психологические сведения, полученные из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, в определенных пределах правильными. Однако лишены систематичности, глубины, доказательности. Итак, выделяют два уровня психологических знаний: житейская и научная психология. Отличия.

Житейская психология Научная психология

1. Психологические факты

Факты конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам Научная психология стремится к обобщениям, используя научные понятия. Особенность научных понятий: совпадают с житейскими по своей внешней форме. Житейские термины расплывчаты, многозначны.

2. Психологические знания

Носят интуитивный характер, поскольку они приобретаются путем проб и ошибок. Рациональны и вполне осознаны

3. Способы передачи знаний

Сама возможность их передать. Житейский опыт от старшего поколения к младшему передается с большим трудом. В науке знания аккумулируются и передаются благодаря их кристаллизации в понятиях и законах

4. Методы получения знаний

Ограничены наблюдением и размышлениями. Система методов во главе с экспериментом.

5. Наличный фактический материал

Ограничен восприятием одного индивида. Располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, не доступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Они накапливаются в специальных отраслях науки.

Но нельзя отказываться от житейской психологии. Необходимо сохранять уважение и внимание к житейскому опыту. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, во-вторых, извлекает из него свои задачи и, в-третьих, на последнем этапе им (опытом) проверяется.

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Т.е. мы не просто видим, чувствуем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.д.

Чем отличаются психические явления и психологические факты. Под психи ческими явлениями понимаются субъективные переживания и элементы внутреннего опыта субъекта. Под психоло гическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений).

2. Проблема предмета психологии

Термин «психология» впервые ввел Христиан Вольф в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732 – 1734 гг. Термин был образован из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука).

Т.о., психология – это наука о душе. В наше время вместо понятия «душа» используют понятие «психика». С лингвистической точки зрения это одно и то же, однако, с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Первым этапом в становлении предмета психологии является изучение души. Наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу», или «тень» наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить своей жизнью (сны). Первые греческие философы считали эту идею примитивной, но они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Центр «псюхе» находится в сердце. Начиная со 2-го века нашей эры, считалось установленным, что душа помещается в мозге.

Лишь в эпоху Возрождения, в 15, 16 и особенно 17 веке сложились более близкие к научным представления о мире и человеке. Французский философ Рене Декарт создал теорию, объяснявшую поведение на основе механистической модели. Он открыл рефлекторную природу поведения, зародилось понятие о рефлексе . В этих утверждениях Декарта содержиться постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в себе – это его собственное сознание. И с 19-го века психология стала считать своим предметом сознание.

Итак, второй этап в становлении предмета психологии – это психология сознания. Основная задача психологии состоит теперь в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Необходимо было описать свойства сознания. Вильгельм Вундт создал в 1879 г. первую в истории науки лабораторию по изучению сознания. Именнно с этого момента психология становится самостоятельной наукой. В результате деятельности этой лаборатории была проделана большая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т.д. Все это было изучено с помощью метода интроспекции (т.е. самонаблюдения). Этот метод быстро исчерпал себя и психология зашла в тупик. В начале ХХ века возникла кризисная ситуация. Ее причины.

1. Отрыв психологии от практики.

2. Использование метода интроспекции как основного.

3. Невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии. Главным образом – связь психических явлений с физиологическими и поведением человека.

Наука дальше развиваться не могла. В результате было предпринято несколько попыток преодоления этого кризиса. Многие из них вскоре оформились в самостоятельные направления. Каждое направление предлагало свой предмет психологии и, соответственно, методы.

Таким образом, третьим этапом становления предмета психологии является множественность предметов: поведение, бессознательное, деятельность, системность психического образа, личность, организация знания и др.

3. Современное состояние психологической науки

Основные направления, которые успешно функционируют и сегодня.

1. Бихевиоризм

Основоположник бихевиоризма американский ученый Джон Уотсон заменил предмет психологии на поведение, а психические явления объявил принципиально не познаваемыми естественнонаучными методами.

Его задачи: 1) точно описать само поведение; 2) выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит; 3) установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Знаменитая формула бихевиоризма: стимул – реакция.

Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя. Поэтому появился необихевиоризм, основы которого заложил Эдуард Чейз Толмен в 30-х годах 20-го века. Он отказался от понимания поведения только как системы реакций на стимулы и ввел представление об имманентной активности организма , о целесообразности поведения . У него цель – организующее и направляющее начало поведения, а также результат серии поведенческих актов.

Теперь формула выглядит: стимул – промежуточное звено – реакция.

Промежуточные переменные: цели, ожидания, гипотеза, знак и его значение, когнитивная карта мира (т.е. структура, складывающаяся в мозге в результате переработки поступающей информации) и др.

Методы заимствовали из физиологии и биологии.

Заслуги : исследовали поведение и ставили вопрос объективного подхода в психологии, а так же нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Изучали навык и научение.

2. Гештальтпсихология

Возникла в Германии, затем в Европе.

Название произошло от немецкого слова «гештальт», что означает: образ, форма.

Гештальтпсихология выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Гештальтпсихология выступила против принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей.

Представители: М.Вертгеймер, В.Кёллер, К.Левин.

Предмет : системность психического образа.

Методы : заимствовали из математики и физики.

Заслуги : Идеи гештальтпсихологов способствовали развитию знания о психических процессах, утверждению системного подхода в психологии, способствовали применению в области психологии теорий и понятий, заимствованных из естественно-научных исследований.

3. Психоанализ

Часто называют «фрейдизмом» по имени создателя З.Фрейда.

Психоанализ в отличие от первых двух направлений не ориентировался на точные и естественные науки, а стремился найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный союз с медициной (в частности, с психиатрией). Объясняет развитие и структуру личности иррациональными психическими факторами.

Предмет : бессознательное.

Основной проблемой психоанализа явилась проблема мотивации. Сознание и бессознательное стали ключевыми понятиями. Бессознательному была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения.

Психология является специфической и уникальной наукой, объединяющей и синтезирующей в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплин.
Ее дисциплинарный статус определяется наличием специфического предмета и методов исследования, категорийно-понятийным и методическим аппаратом, соответствующих методологических принципов (взаимодействия и развития, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции). Как гуманитарная наука психология широко использует в своих исследованиях метод понимания, а как естественнонаучная дисциплина – наблюдение, измерение, эксперимент.

Методы психологического исследования.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработке практических рекомендаций.

Явления психологии настолько сложны и многообразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук.
Основные методы:
Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее);
Опрос (устный, письменный, стандартизованный);
Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест);
Эксперимент (естественный, лабораторный);
Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

Оглавление
1. Характеристика психологии как науки. Актуальные проблемы современной психологии. Связь психологии с другими науками.
2. Задачи и предмет современной психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
3. Методы психологического исследования.
4. Становление психологии как науки. Развитие зарубежной и отечественной психологии. Основные направления психологии.
5. Психика и мозг человека. Строение, функции и свойства центральной нервной системы человека.
6. Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
7. Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда. Защитные механизмы. Сознание и самосознание.
8. Понятие и структура деятельности человека. Деятельностный подход в психологии.
9. Культурно-историческая концепция развития психики человека. Развитие высших психических функций. Взгляды Л.С. Выготского.
10. Ощущение: общее понятие об ощущении, виды и свойства ощущений.
11. Восприятие: основные виды и свойства восприятия, законы восприятия.
12. Определение и основные характеристики представления. Виды представлений.
13. Определение и общая характеристика памяти. Основные процессы и механизмы памяти.
14. Классификация видов памяти. Развитие памяти.
15. Общая характеристика воображения. Функции воображения. Виды воображения. Воображение и творчество.
16. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека. Виды и формы мышления. Особенности творческого мышления.
17. Речь и речевая деятельность человека. Виды речевой деятельности.
18. Возникновение и развитие речи. Проблема взаимоотношения мышления и речи.
19. Общая характеристика внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания.
20. Воля. Признаки волевого поведения. Саморегуляция деятельности. Развитие воли.
21. Эмоции и их виды. Основные функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы человека.
22. Адаптация человека и функциональное состояние организма. Типичные функциональные состояния
23. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний. Механизмы защиты от фрустрации.
24. Определение и содержание понятия «личность». Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность». Проблема взаимосвязи биологического и социального в личности.
25. Развитие личности. Социализация и индивидуализация как формы развития личности. Роль самооценки в становлении самосознания личности.
26. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии.
27. Мотивационно-потребностная сфера личности. Направленность личности.
28. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий.
29. Общая характеристика способностей человека. Способности и деятельность. Виды способностей. Задатки способностей.
30. Темперамент. Теории темперамента. Тип высшей нервной системы и темперамент. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности.
31. Характер человека. Взаимосвязь характера и темперамента. Типология характеров. Структура характера.
32. Дисгармоничность развития характера. Акцентуация личности. Типы акцентуаций.
33. Поступок и его роль в развитии личности. Характер человека и обстоятельства жизни.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Курс лекций по общей психологии - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

модуль 1//Психология - наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Основные отрасли психологии

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развития предмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения:

Вид наблюдения

Стандартизированное

Перед началом процедуры наблюдения определяют что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, понимать, и на этом основании делать правильные выводы.

Свободное

Противоположно стандартизованному наблюдению, не имеет предварительно установленных рамок

Внешнее

Способ сбора психологической информации о человеке путем прямого внешнего наблюдения за ним

Внутреннее (самонаблюдение )

Исследование психических явлений, которые возникают в сознании самого психолога-исследователя или тех, кто проводит исследование по его заданию

Включенное

Исследователь является одним из участников процесса, который наблюдается

Невключенное

Не предусматривает личного участия наблюдателя в процессе, который исследуется

Фронтальное

Наблюдение за группой в целом

Индивидуальное

Наблюдение за отдельными членами группы

Способы регистрации данных наблюдения: протокол , записи в дневнике наблюдений.

Условия наблюдения:

1. точность фиксации внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика);

2. правильное толкование явлений, которые наблюдаются;

3. систематичность наблюдения.

Опрос . Этот метод базируется на предположении, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию специально подготовленных, стандартных вопросов.

Анкетирование (письменный опрос ) - испытуемый не только отвечает на вопросы, но и сообщает определенные сведения о себе (возраст, пол, профессия, уровень образования, место работы, семейное положение и т.п.).

Опросник – список письменных вопросов, на которые должен ответить испытуемый. Вопросы могут быть «закрытыми» либо «открытыми».

Закрытые вопросы предусматривают стандартные ответы, из которых испытуемый должен выбрать один (да, нет, не знаю, согласен, не согласен, трудно сказать). Пример: Часто ли вы чувствуете состояние тревоги? (Да, нет, иногда, не знаю).

На открытые вопросы ответ дается в свободной форме. Пример: Расскажите о ситуациях, в которых вы чувствуете состояние тревоги. Встречаются также опросники смешанного типа (часть вопросов «закрытые», часть «открытые»). Пример.

Письменный опрос позволяет охватить сравнительно большое количество испытуемых.

Устный опрос имеет две формы. Первая - беседа . Беседа может проходить в свободной форме. Предварительно определяется только ее тема и основные вопросы, на которые должен ответить испытуемый. Во время беседы возможно изменение темы, появление новых вопросов.

Условия успешной беседы:

1. Установить эмоциональный контакт с испытуемым, поддерживать доброжелательную атмосферу разговора.

2. Избрать, а в случае необходимости, создать для нее неформальные условия.

3. Начинать беседу нужно с темы, которая интересует испытуемого, а затем постепенно перейти к той, которая интересует исследователя.

4. Отдавать преимущество непрямым вопросом.

Примеры беседы.

Вторая форма устного опроса - это интервью . Она отличается от первой тем, что содержание вопросов и их последовательность, жестко регламентированы.

После окончания устного опроса исследователь обязательно записывает его результаты.

Тестирование. Тест (от англ. test - «проба») - набор стандартизированных заданий, результат выполнения которых позволяет определить те или другие психологические характеристики испытуемого (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера). Результат тестирования - это в большинстве случаев количественные показатели, которые сравнивают с ранее установленными нормативами.

Виды тестов:

1. Тесты интеллекта (диагностика познавательных процессов, умственных способностей).

2. Личностные вопросники (исследование свойств личности).

3. Проективные методики, которые основываются на гипотезе о том, что любое поведенческое проявление человека является отпечатком (проекцией) его личности. Это совокупность процедур, в которых используются неоднозначные, неопределенные стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Примеры тестов.

Цель тестирования - первичный, предварительный диагноз. Исследователь должен быть специально подготовлен, владеть процедурами математической обработки и психологической интерпретации данных.

Анализ результатов (продуктов) деятельности . Одним из его вариантов является контент-анализ (от англ. content - «содержание»). Во время этой процедуры смысловому анализу по предварительно составленной схеме подвергаются письменные тексты испытуемых (стихотворения, школьные сочинения на свободную тему, записи в личном дневнике, письма и т.п.).

Задача контент-анализа заключается в том, чтобы, выделив в тексте ключевые слова, словосочетания, темы, использование которых свидетельствует о тех, или иных свойствах личности, поставить соответствующий психологический диагноз. Так, постоянное обращение к теме смерти в поэтическом творчестве может свидетельствовать о тайном желании автора покончить счеты с жизнью. Метод экспертных оценок . Экспертами могут быть компетентные лица, которые: а) являются специалистами в какой-либо сфере деятельности (учителя, классные руководители); б) хорошо знают испытуемых (школьников). Эксперты количественно оценивают выраженность того или иного качества (специальные способности: музыкальные, языковые, математические), а исследователь обобщает их оценки и дает им психологическую интерпретацию.

Пример: оценивание музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма) по 10 бальной системе. Желательно, чтобы в процедуре оценивания принимало участие не меньше троих экспертов.

Эксперимент . Этот метод предусматривает целенаправленное создание ситуаций, в которых обнаруживаются и могут быть оценены определенные психологические свойства испытуемых.

Виды эксперимента:

1. Естественный эксперимент - организуется и проводится в привычных для испытуемого жизненных условиях. При этом экспериментатор минимально вмешивается в ход событий, пытается наблюдать и фиксировать их в «естественном виде».

Пример: исследование зависимости продуктивности запоминания от установки на длительное сохранение материала в памяти.

В одной группе школьников знакомят с материалом, который им следует изучить, причем учитель говорит, что опрос по этому материалу состоится на следующий день. В другой группе при тех же условиях предъявления учебного материала ученикам говорят, что опрос будет произведен через неделю. В действительности учеников спрашивали через две недели в обеих группах. В ходе этого эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

2. Лабораторный эксперимент . Он предусматривает создания искусственных, «нежизненных» условий, в которых возможно как можно лучше исследовать определенное психическое свойство или процесс. Лабораторный эксперимент проходить в специально оборудованных помещениях. Это дает возможность обеспечить максимальный контроль над его ходом и результатами. Пример: эксперимент с целью исследования «сенсорного голода» (долговременной, более или менее полной изоляции человека от информации, предоставляемой процессами восприятия и ощущения). Испытуемого, который находится в специальном, изолированном от информации аппарате погружают в воду.

Постепенно человек начинает чувствовать сенсорный и эмоциональный голод. При этом у него начинает активно работать воображение, возникают яркие образы, потом появляется заторможенность, депрессия, апатия, которая на короткое время сменяются эйфорией, раздражительность. В последующем наблюдаются стойкие нарушения внимания, памяти, мышления, появляются галлюцинации. Подобный эксперимент используется при подготовке специалистов «экстремальных» профессий.

Перечисленные методы психологического исследования следует применять в комплексе, так, чтобы данные, полученные с помощью одних методов, дополнялись и проверялись с помощью других.

В психологии, как и в медицине, действует закон: «Не навреди!», поэтому, проводя психологические исследования (например, для выпускной работы), необходимо соблюдать ряд этических норм.

1. Методы и приемы получения данных, сами данные, рекомендации, которые разработаны на их основании и т.п., не должны нанести психологический либо физический вред испытуемым.

2. Испытуемые должны, насколько возможно, знать о цели и задачах исследования, в котором принимают участие.

3. Не следует сообщать третьим лицам фамилии и имена испытуемых. В тексте выпускной работы следует приводить их только в зашифрованном виде.

4. Нежелательно передавать кому-либо материалы исследования. Исключение могут составить профессиональные психологи, работающие в учебных заведениях или фирмах, на базе которых написана работа.

Основные отрасли психологии

Структуру современной психологической науки составляют следующие дисциплины: общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она является основой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина

Что изучает

Возрастная психология

Развитие психики на протяжении всей жизни человека;

Педагогическая психология

Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности

Социальная психология

Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)

Психология личности

Психологические особенности личности

Психогенетика

Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека

Дифференциальная психология

Индивидуальные различия в психике

Психодиагностика

Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений);

Специальная психология

Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология ), глухих (сурдопсихология ), умственно отсталых (олигофренопсихология ) и тесно связана с дефектологией

Зоопсихология

Психику животных

Музыкальная психология

Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов

Психология творчества

Психологические аспекты творчества

В наше время также успешно развиваются: психология бизнеса , психология спорта , военная , юридическая , медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.

Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки.

Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией .

Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.

Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах. Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.

К истории психологии как науки

Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснен идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений.

Вот почему в течение столетий к психическому миру человека и к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех остальных естественных процессов. Философы по - разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов - идеалистов объединяло убеждение, что психическую жизнь следует понимать как проявление особого субъективного мира, который раскрывается только в самонаблюдении и не доступен ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.

Такой подход к психическим процессам на многие столетия задержал развитие научной психологии, и даже после того, как процессы внешнего мира стали предметом точного научного исследования, явления психической жизни человека продолжали рассматриваться как проявление особого, духовного мира, доступного только для субъективного описания.

Разделение всех явлений на две большие категории (физические - доступные для причинного объяснения и психические - недоступные для объективного научного анализа) было закреплено основными положениями дуалистической философии Р. Декарта, который считал, что все физические процессы, включая поведение животного, подчинены законам механики, в то время как психические явления следует рассматривать как формы духа, источником познания которых может быть только разум или интуиция.

Дуалистический подход сохранился в зарубежной философии и психологии до последнего времени. В XIX в. ученые начали рассматривать элементарные физиологические и психофизиологические процессы (включающие ощущения и движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, но высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлением духовного мира, подойти к которому можно только путем субъективного описания происходящих в нем явлений. Это положение привело к тому, что к концу XIX в. психология фактически разделилась на две области:

естественно - научную, или физиологическую, психологию, которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить их объективные законы;

описательную, или субъективную, психологию, которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа.

Дуалистический подход к явлениям психической жизни нашел свое отражение в трудах таких классиков психологии, как немецкие психологи В. Вундт (1832–1920), Г. Эббингаус (1856–1909), как американский психолог У. Джемс (1842–1910), и представителей идеалистической философии, таких как В. Дильтей (1833–1911)и др.

Влияние дуалистического подхода к психическим явлениям завело психологическую науку в тупик и вызвало естественные попытки преодолеть возникший в психологии застой, ввести в изучение психических процессов естественнонаучные методы и подходить к этим процессам так же, как и ко всем другим явлениям природы.

Эта тенденция, проявившаяся уже у французских материалистов и отчетливо сформулированная в середине XIX в. русскими революционными демократами, нашла свое яркое отражение в трудах выдающегося русского физиолога И. М. Сеченова (1829–1905). В своей книге «Рефлексы головного мозга» он высказал мысль, что и наиболее сложные процессы психической жизни следует рассматривать материалистически, как сложные рефлексы. По его мнению, мысль является тем же рефлексом, но заторможенным, оставшимся без своего внешнего моторного конца, а явления психической жизни должны изучаться естествоиспытателем теми же путями, которыми изучаются и другие явления природы. Эта материалистическая линия была продолжена другим выдающимся русским физиологом, И. П. Павловым (1849–1936) - основоположником объективного изучения высшей нервной (психической) деятельности при помощи условного рефлекса. Попыткам подойти к объективным, физиологическим основам психической деятельности и обосновать возможность объективной, естественнонаучной психологии были посвящены труды выдающихся представителей русской науки В. М. Бехтерева (1857–1927), А. А. Ухтомского (1875–1942) и др.

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, которое он сам расценивал как физиологическую основу психологической науки, оказало большое влияние на развитие американской психологии. В конце XIX в. американский психолог Э. Торндайк начал исследовать поведение животных, применяя методы, позволявшие проследить, как вырабатываются новые навыки животных в лабиринте. Эти исследования легли в основу нового направления в психологии, названного американским психологом Дж. Уотпсоном бихевиоризмом (наукой о поведении). В нем он видел естественно - научную форму психологической науки, которая должна заменить психологию. Исходя из положения, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, представители американского бихевиоризма предложили сделать предметом научного исследования лишь внешнее поведение животного, которое, по их предположениям, является результатом его биологических влечений (потребностей) и надстроенных над ними условных рефлексов. Так создалось новое направление в науке, которое отбрасывало всякое изучение субъективного мира и ограничивалось описанием внешних форм поведения, законы которого трактовались как механически образованная система навыков, полностью подлежащих естественнонаучному рассмотрению. Попытка заменить психологию изучением внешнего поведения и законов выработки сложных навыков была отражением борьбы за психологию как объективную науку и в свое время имела прогрессивное значение.

ЧЕРНОЖУК Ю.Г.

модуль 1//Психология -наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развитияпредмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».


Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической наукисоставляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения.