Ленин-кот, старая крыса плеханов и околоточный троцкий. Лев Троцкий. Плакаты, карикатуры, портреты


03. Ленин и Троцкий (белогвардейская открытка, 1918 год)

Милый Вова, полно ныть,
Ты подумай, где нам жить?
Не признали люди-твари
Нас на этом круглом шаре!
Нет нам места на Руси. Поместимся на оси!


04. Лев Давидович Троцкий - Народный комиссар по военным и морским делам и Председатель Революционного военного совета РСФСР (РСФСР, 1919 год)


* Для справки: ОСВАГ (ОСВедоми́тельное АГе́нтство) было основным информационно-пропагандистским органом белого движения, учрежденное лично Деникиным. На его содержание белое правительство регулярно выделяло весьма и весьма круглые суммы. Например, в январе 1919 года на пропаганду было выделено 25 миллионов рублей. К августу 1919 г. на подконтрольных территориях действовало 232 пункта и подпункта Освага, в подчинении находился ряд газет, журналов и театров; издавались плакаты, брошюры и листовки, проводились фото- и киносъемка.Для передачи информации, кроме обычного телеграфа, использовались установленные союзниками в Гурьеве, Таганроге, Новороссийске, Николаеве и Севастополе радиостанции мощностью до 35 кВт.

Выхлоп от этих трат был весьма сомнителен - между пропагандистами и и целевой аудиторией зияла бездонная пропасть. Даже среди бойцов белых в ходу была фраза: «бей жидов и осважников». Несмотря на махровый антисемитизм (особой любовью художников в этом контексте пользовался товарищ Троцкий) - Осваг упрекали за то, что он якобы переполнен евреями, стремящимися избежать призыва в Добровольческую армию. Придя к власти в 1920 году, генерал Врангель лавочку прикрыл.

Не Ильич, а картинка!

При Владимире Ильиче Ленине искусство карикатуры в стране расцвело, а сами карикатуристы чувствовали себя вольготно (а вот после смерти вождя многих из них, увы, расстреляли). Вообще оценить роль личности в истории можно по отношению ее к юмору и критике, в том числе художественной. Ведь, как говорил известный французский философ-литературовед Ролан Барт, даже восстание жертв куда более перспективно, чем карикатура на палачей.

«МК» изучил сохранившиеся в фондах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) карикатуры на самого Ленина и его жену Надежду Крупскую. А еще ученые обнародовали оскорбительные и даже содержащие откровенные угрозы письма Ильичу, к которым также прикладывались «веселые» картинки.

Карикатура в антибольшевистской газете. Фото: ргаспи.

В 20-х годах прошлого века карикатуры были частью жизни политической элиты. Работники аппарата ЦК РКП(б) отдавались этому увлечению с неким восторгом и диким азартом. Были целые серии зарисовок о партийных, военных и хозяйственных руководителях. Многие из карикатур были откровенно хулиганскими! Что ж, это свидетельство того эмоционально-культурного состояния, которое отличало новую элиту. А еще ученые-историки уверены: «Это же были рисунки для своих, кто бы мог себе представить, что когда-то это будет опубликовано?!»

Главными карикатуристами на большевистском олимпе были Николай Бухарин и Валерий Межлаук, - начинает профессор кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Ватлин. - Профессиональные революционеры с дореволюционным стажем и гимназическим образованием. Поэтому в подписях к их карикатурам встречается латынь и даже древнегреческий язык. Портреты и дружеские шаржи, как правило, увязывались с конкретными сюжетами, которые обсуждались в высших органах власти Советской России - в Политбюро и Совете народных комиссаров. Плоды самодеятельного творчества пускали по кругу, участники заседаний, которые порой продолжались много часов подряд и требовали эмоциональной разрядки, оставляли на рисунках свои комментарии, порой весьма соленые. Все это делает карикатуры и шаржи, сохранившиеся в фондах РГАСПИ (прежде всего в личном фонде Ворошилова, который был страстным коллекционером подобного творчества), уникальным источником по истории первых десятилетий советской власти.


Такой увидел Крупскую Межлаук. Фото: ргаспи.

На Ленина и Крупскую карикатур рисовали мало - сказывался пиетет к вождю и его супруге. И все же карикатуры на них были. Вот, к примеру, одна из них. На ней Бухарин изобразил потупившего взгляд Ленина. Всклокоченные брови, сверкающая лысина - иронии в образе мало, так что его вполне можно было бы принять не за карикатуру, а просто за дружеский портрет. Надежде Константиновне повезло меньше. Межлаук нарисовал ее на листе блокнота в образе старухи-ведьмы с пучком жидких волос на затылке, красным лицом, длинным носом и оттопыренной нижней губой. Рисунок сделан черным и красным карандашами, есть дата 1.06.33 и надпись «член ЦКК. ВИМ». Между прочим, Крупская в то время была уже заместителем наркома просвещения.

Не скажи мне, что это Надежда Константиновна, подумал бы, что тут нарисован Папа Карло, причем уже после стаканчика вина, - комментирует один из самых известных карикатуристов современной России Алексей Меринов.

Карикатуры на Ленина в больших количествах печатались в антибольшевистских газетах.

В 1917 году таких рисунков было много в «Биче» и «Стрекозе» и других изданиях, - рассказывает заместитель начальника Центра документальных публикаций РГАСПИ, доктор исторических наук Александр Репников. - Ленин там изображался неприглядно. Можно говорить о формировании визуального образа врага, но не столько грозного, сколько слабого. Его пытались представить маргинальным, мелким, заискивающим. Были картинки, на которых он изображался как ставленник немцев, словно чертик из табакерки вылезающий из мешка с немецкими марками. Карикатуры весьма обидные, но Ильич, скорее всего, их даже не видел.


Из секретного письма Ленину. Фото: ргаспи.

Чувствуется, что Роскомнадзора в те времена не было, - снова комментирует Меринов, которому мы показали картинки. - Полная свобода выражений! Не могу сказать, что это лучшие карикатуры, которые я видел в своей жизни. Правда, видно, что задача у них явно другая - разжечь классовую ненависть. В данном случае - к большевикам. Но выполнены более-менее профессионально.

А еще были письма с угрозами, которые десятилетиями хранились засекреченными в РГАСПИ. Некоторые представляют из себя газетные вырезки с карикатурами на Ленина и надписями на них от руки.

После того как их рассекретили, оказалось, что они вообще чудом сохранились, - рассказывает Репников. - Нашла их в 1923 году работница одного из государственных архивов Бронштейн. Лежали они, по ее словам, в ящике с бумагами, в которые заворачивали еду или использовали для папирос. Всего сохранилось 32 письма.

Среди них было, к примеру, такое: на вырезке из газеты подпись ручкой: «Очень сожалеем, гражданин Ленин, что не Вы утонули. Было бы лучше для России, если бы утонули, а Карпович благополучно вернулся. Москвичи». На других были подписи: «Посылаю Вам, не только Вам одному, а всем вам - свое Ф», «Герр Ленин! Берегитесь, мое оружие выроет вас из-под земли!»

Что стало с авторами таких писем - неизвестно. Большинство из них были анонимными и до самого Ленина, скорее всего, даже не доходили. А вот многих карикатуристов-революционеров постигла печальная участь. Их расстреляли в 1937 году, а жен сослали на Колыму.

И Бухарин, и Межлаук стали жертвами большого террора, - вздыхает Ватлин. - Сказать с уверенностью о том, что их художества стали причиной смертного приговора, нельзя. Но их рисунки, изъятые при аресте, фигурировали в следственных делах.

«Прогерманский Иуда»

После июльских событий в столице Временное правительство обвинило вождя большевиков Владимира Ленина в сотрудничестве с германским Генштабом. Карикатуристы самых разных изданий откликнулись на эти обвинения как смогли.

А еще говорят, что «история – не повторяется!» [Эспе (псевдоним)]. Пугач. 1917. Сентябрь

Без сомнения, главными персонажами карикатур 1917 года следует признать императора Николая II , императрицу Александру Федоровну, «старца» Григория Распутина и всенародного кумира Александра Керенского , растерявшего популярность к сентябрю этого года. Помимо них среди излюбленных героев карикатуристов оказались лидер эсеров Виктор Чернов , вожди большевиков Владимир Ленин и Лев Троцкий , в меньшей степени – фрейлина императрицы Анна Вырубова , лидер кадетов Павел Милюков , большевичка Александра Коллонтай и писатель Максим Горький .

Впрочем, до сих пор – и по прошествии ста лет – история Русской революции в зеркале сатирической графики не описана и не осмыслена. Между тем «карикатурография» почти каждой из перечисленных выше персон может стать серьезнейшим материалом для изучения тех культурных и социально-политических процессов, которые тогда разворачивались в стране.

От китайца до Антихриста

Почти неизвестный российской публике до 1917 года, давным-давно пребывавший в европейских странах, Владимир Ленин, вернувшись 3 (16) апреля в Петроград в «пломбированном вагоне» через Германию, очень скоро стал одним из центральных героев русской прессы, заставив всех заговорить о себе.

Художники-карикатуристы сполна отразили критическое отношение к лидеру большевиков, в том числе и намеренную его дискредитацию со стороны политических противников. Но вместе с тем они визуализировали и подсознательные страхи широких слоев населения, ведь истероидность массового сознания была характерной особенностью революционной поры.

Многочисленные карикатуры демонстрируют подлинную репутацию Ленина и возглавляемой им партии в массовом сознании современников. Ленин-шпион, Ленин-анархист, Ленин-дезертир, Ленин-провокатор, Ленин-люмпен, Ленин-хам, Ленин-агитатор, Ленин-китаец, Ленин-психопат, Ленин-контрреволюционер, Ленин – марионетка кайзера, Ленин-царь, Ленин-Иуда, Ленин-Антихрист – вот далеко не полный перечень приписывавшихся ему ролей.

Поразительно, что многие из художников, создававших эти карикатуры, спустя всего два-три года станут выдающимися основоположниками советского культа Ленина, сформируют его сакрализованный образ, канонизированный официальной идеологией. Стоит задуматься о той невероятной фрустрации, которая постигла читающую аудиторию страны, когда власть оказалась в руках самого одиозного и самого, без преувеличения, инфернального персонажа на политической арене революции.

Пик карикатурной популярности

Сатирическая визуализация Ленина достигла апогея летом и осенью 1917 года: к этому времени в массовом сознании он – политик не просто с нулевой, а с шокирующе отрицательной репутацией. Этот вал карикатур был определен июльским восстанием в Петрограде (подавленным Временным правительством) и объявлением лидера большевиков и ряда его соратников вне закона в связи с обвинением их в подрывной работе на германский Генштаб.

Художники иронизировали в том числе над неспособностью или даже нежеланием Временного правительства поймать шпиона-провокатора, скрывавшегося прямо под боком – иногда, если верить карикатурам, прямо под кроватью министров-социалистов… Одиозное имя Ленина было настолько у всех на устах, что в июле в одной из юморесок саркастически предлагалось переименовать Петроград в Ленинск (!) – невольное пророчество, опередившее реальность на семь лет.

Иуда. Пэм (П. Матюнин). Вырезка из неустановленной газеты. 1917. Лето (?)

Наиболее поздние антиленинские карикатуры в российской периодике фиксируются вплоть до лета 1918 года, когда большевики установили абсолютную монополию на власть и окончательно уничтожили свободную прессу. Далее сатира в адрес Ленина могла появляться только на неподконтрольных большевикам территориях. Однако периодика белогвардейских и оккупационных администраций и правительств чрезвычайно фрагментарна и малодоступна, поэтому собрать сколько-нибудь полный корпус антиленинских карикатур периода Гражданской войны, по-видимому, почти нереально.

Весь этот уникальный карикатурный материал еще при жизни Ленина стал табуирован, а за долгие десятилетия советской власти оказался совершенно позабыт. Более того, подобные сатирические изображения зачастую последовательно уничтожались в библиотечных, музейных и архивных собраниях (не говоря уже о личных библиотеках, ведь хранение столь «подрывного» материала могло быть смертельно опасно).

Медведь, который ходит подобно… ягненку! У . А . Роджерс . New York Herald. 1918. Лето

«Предатели»

Представление о том, как в провинции воспринимали июльские события в Петрограде, дает статья газеты «Моршанский телеграф», вышедшая 8 (21) июля 1917 года. Газета писала: «Опубликован наконец документ большой государственной важности, и тайное стало явным. «Агитацию в России ведут: агент германского Генерального штаба и председатель украинской секции «Союза освобождения Украины» А. Скоропись-Золтуховский [так в тексте; правильно: Скоропись-Иолтуховский. – «Историк» ] и Ленин. Ленину поручено стремиться всеми силами к подавлению доверия русского народа к Временному правительству», – гласит этот документ.

На ведение «большевистской» агитации в Сибирском банке в Петрограде на имя присяжного поверенного положено 2 с лишним миллиона рублей. По нынешней дороговизне жизни современные Иуды не довольствуются тридцатью сребрениками.

Итак, судьба России была тщательно взвешена на весах Вильгельма, страна разделена по германскому масштабу и даже главный вершитель судьбы России – Ленин бесцеремонно прислан в немецком вагоне с выразительной надписью на пломбе «Сделано в Германии»…

Враг народа сеет плевелы раздора, прячась во тьме и прикрываясь личиной борца за свободу, искусно закрывая истинное лицо свое – предателя и христопродавца!..

Но не бойтесь ленинцев и тяготеющих к большевизму: они так же трусливы, как и подкуплены…

Большевики сильны лишь в возбуждаемой ими толпе, не утратившей еще, к сожалению, рабских привычек – по которым «кто палку взял – тот и капрал».

Но в одиночку они предпочитают уют «запломбированного вагона»».

«Благоволите получить и расписаться»

В целом ряде карикатур в явной или завуалированной форме Ленин отождествлялся с библейским Иудой, предавшим Христа, – тем самым на вождя большевиков проецировалось самое чудовищное предательство из всех возможных.

На карикатуре «Верная служба – честный счет», появившейся в июльском номере сатирического журнала «Бич», Ленин изображен в характерном иудейском балахоне, с отпечатком кровавой руки на нем и с петлей на шее (недвусмысленный намек на бесславную и скорую смерть нового Иуды). Стоящий рядом «Некто в черном» – легко узнаваемый по усам кайзер Вильгельм – вручает предателю мешочек с тридцатью сребрениками со словами: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!»

Автор рисунка – 24-летний художник Дени (Виктор Денисов ), к тому времени уже известный карикатурист, а в скором будущем – классик советского политического плаката и создатель апологетических портретов вождя. До конца 1917 года из-под пера Дени успело выйти еще несколько ярких антиленинских сатир, никогда, разумеется, не включавшихся в его советские альбомы и вспоминавшихся ему самому разве что в страшном сне.

Автор другого рисунка – известный карикатурист Пэм (Павел Матюнин ), впоследствии эмигрировавший и плодотворно работавший в Париже. Его карикатура прямо названа «Иуда»: персонифицирующая Россию женщина-Свобода с презрением смотрит на плюгавого Ленина в иноземной шляпе, на пиджаке которого болтается пломба с надписью «Сделано в Германии». Кроме того, на горизонте изображены полчища немецких войск, чьим агентом и выступает Иуда-большевик.

Карикатурист А. Лебедев, сотрудничавший со многими журналами, создал целую серию антиленинских сатирических рисунков. Весьма показательны три его работы из августовских номеров журнала «Стрекоза»: маркером Ленина как Иуды выступает мешок с немецкими деньгами (хотя на мешке во всех случаях имеется надпись «1 000 000 марок», это репрезентант все тех же библейских тридцати сребреников).

Made in Germany

Имя Ленина нередко отсутствовало в подписях к карикатурам, ведь для журнально-газетной аудитории недвусмысленными маркерами «немецкого шпиона» (лидера большевиков) являлись пломбы с геральдическим германским орлом, или железнодорожный вагон, или лысый череп и бородка, или балкон (семиотический знак особняка Кшесинской, то есть штаб-квартиры большевистской партии), или широко раскрытый в крике рот (символизирующий демагога-пропагандиста, манипулирующего толпой).

Еще на одной эффектной карикатуре, появившейся прямо на обложке сентябрьского выпуска журнала «Пугач», Ленин вновь изображен с петлей Иуды на шее, причем непосредственно в рядах кайзеровских солдат, идущих в атаку на русские позиции. Портретное сходство исчерпывается лысиной и бородкой, а инфернальный оскал, крадущаяся поза и мешок все с теми же тридцатью сребрениками усугубляют отвратительный облик предателя.

Пара карикатур из сентябрьского номера журнала «Весельчак» представляют Ленина в компании с его соратницами-шпионками. Одна из них – это «фрау» Евгения Суменсон , получавшая, как писала пресса, крупные суммы денег из Берлина через стокгольмский «Ниа Банк», которые оттуда поступали в Сибирский банк или Азовско-Донской банк в Петрограде.

Парная к предыдущей карикатура под названием «После «трудов праведных»» демонстрирует Владимира Ленина и Надежду Крупскую , убегающих из России с «гонораром за 3–5 июля». Сопроводительный текст гласит: «Возвращение четы Лениных с гастролей по России, обошедшихся нашей родине в несколько десятков тысяч человеческих жизней, а германскому штабу – в несколько сот тысяч марок». Пальто Ленина вновь снабжено клеймом «Made in Germany», а также пресловутой пломбой с германским орлом; орлом помечен и мешок с «гонораром» Иуды за организованный им развал армии и июльский путч.

Важно подчеркнуть, что образ большевика-Иуды впоследствии подхватили художники на Западе. Так, летом 1918 года газета New York Herald разместила на своих страницах рисунок популярного американского карикатуриста Уильяма Аллена Роджерса под названием «Медведь, который ходит подобно… ягненку!» (аллюзия на знаменитую балладу Редьярда Киплинга «Мировая с медведем»). На нем мы видим безвольного русского медведя, символизирующего Россию и ее скованный цепями народ, и конвоирующих покорного зверя кайзера Вильгельма и наркома Льва Троцкого, с сатанинской ухмылкой прижимающего к груди мешок с надписью «30 сребреников»…

На более поздней карикатуре художника Юнипера «Советское безумие: памятник Иуде», появившейся во французском католическом еженедельнике Le Pelerin в сентябре 1921 года, уже нет портретного сходства ни с Лениным, ни с Троцким. Эта антисемитская карикатура представляет толпу «комиссаров» с транспарантами вокруг постамента с надписью «Иуда-предатель»: на пьедестале возвышается красно-кровавый большевистский идол, попирающий ногой христианский крест. Иуда сжимает в одной руке факел ненависти и злобы, а в другой – все те же тридцать сребреников…

Эта карикатура стала ярким откликом на фэйковые сообщения в белогвардейской, а затем и в западной прессе о том, что якобы большевики ставят Иуде памятники, называя его «первым революционером» в истории человечества.

Советское безумие: памятник Иуде. Юнипер (псевдоним) . Le Pelerin . 1921. Сентябрь

Андрей Россомахин

Плеханов вскоре после отъезда Носкова поместил в «Искре» открытое письмо в ЦК под заглавием «Теперь молчание невозможно». В этом письме, ссылаясь на тайную информацию Носкова, Плеханов требует от ЦК лишения полномочий Ленина, обвиняя его во всех смертных грехах. Прочитав это возмутительное письмо, мы, по обычаю, собрались у Ильича, чтобы обсудить, как нам реагировать на него. Решили, чтобы кто-нибудь из нас написал открытое письмо к Плеханову. Сейчас же принялись писать несколько человек. Из всех написанных Ильич одобрил мой проект и проект Вольского (Нилова) – недавно приехавшего из России молодого товарища, который, правда, очень скоро после этого отошел от нас к меньшевикам, а затем и совсем от революционной работы. Мы послали наши письма в «Искру». Мое письмо, как участника съезда и старого, всем меньшевикам известного работника, они должны были напечатать. Письмо Нилова, как полученное якобы от неизвестного человека, напечатано не было. Мое письмо было напечатано вместе с плехановским ответом на него. Ответ был написан генеральским тоном, в котором явно сквозило пренебрежение к рядовому работнику, осмелившемуся задавать вопросы признанному генералу от марксизма.

Ответ Плеханова не рассердил нас. Он показал, что Плеханов окончательно потерял самостоятельную линию, оказался уже вполне на поводу у меньшевиков. Первый ответ, который мы дали ему на его выступление, было коллективное письмо 37 большевиков. В нем прямо указывалось на обывательщину, которая сквозит во всей статье Плеханова. На его угрозу при торжестве ленинской точки зрения в партии уйти из партии авторы письма спрашивают его, кто, собственно говоря, собирается уйти из партии, если тамбовский дворянин Плеханов (так назвал он себя в ответе на мое письмо), то скатертью ему дорога. Жалко будет, если уйдет социал-демократ Плеханов. Редакция это письмо не напечатала, ссылаясь на то, что ей неизвестно, состоят ли подписавшиеся товарищи в партии. И это несмотря на то, что подписавшиеся товарищи заявили, что список их настоящих имен имеется в ЦК партии.

В столовой Лепешинских у кого-то явилась мысль изобразить весь этот инцидент в карикатурах. Мы за обедом все коллективно придумали содержание и текст. Лепешинский мастерски нарисовал карикатуру.

Насколько помню, первая карикатура появилась на статью Мартова «Вперед или назад», в которой он в беззубой злости пытался политически похоронить Ильича, критикуя его брошюру «Шаг вперед, два шага назад». В статье Мартова имелся подзаголовок «Вместо надгробного слова». В ответ мы коллективно придумали, а Лепешинский нарисовал карикатуру «Как мыши кота хоронили». Карикатура вышла очень удачной. Ильич, изображенный котом, Плеханов – старой крысой, все остальные лидеры меньшевиков (Мартов, Аксельрод, Троцкий, Дан, Потресов) в виде мышат поразительно удались Лепешинскому. Все дальнейшие карикатуры напоминали отдельные эпизоды из нашей фракционной борьбы.

В ответ на письмо Плеханова и отказ редакции напечатать письмо 37 большевиков получились две карикатуры. Одна под названием «Житие Георгия Непобедоносца» в шести картинах изображала важнейшие моменты из жизни Георгия Валентиновича Плеханова: как он вместе с Лениным боролся сначала с «экономистами», после – с меньшевиками, как он затем испугался съезда лиги, открыл храм «Искры» для меньшевиков, как он начал вместе с этими меньшевиками гадить в этом храме, наконец, как он вспомнил о том, что он «тамбовский дворянин». Последняя заключительная картина представляла, как Ильич в виде атамана разбойников приказал нам, его сподвижникам, разложить Плеханова и всыпать ему горячих. К сожалению, эта карикатура пока не найдена и нигде не была воспроизведена, хотя довольно широко распространена была в литографированном виде за границей. Вторая карикатура изображала участок: Плеханов в качестве исправника или частного пристава, Мартов в виде канцелярской полицейской крысы, Троцкий в виде молодого, готового на всякие услуги околоточного надзирателя, Дан в виде одетого в штатское сыщика, а мы все, большевики, в виде толпы оборванцев, подающих бумагу в «небюрократическое учреждение», т.е. в редакцию «Искры». Стоящие в шкафу «дела» представляли из себя перечень всех спорных и склочных вопросов, выдвигавшихся против нас меньшевиками.

Конечно, эти карикатуры моментально расходились по всей Женеве и по другим заграничным колониям. Меньшевики были возмущены до глубины души. Плеханов выходил из себя от злости. Его жена как-то решилась прийти к одному из большевиков и заявила ему, что пусть не забывают, что Плеханов действительно дворянин и получил военное образование и что, если выведут его из себя, он может вызвать автора карикатуры на дуэль.

Мы все во главе с Ильичем хохотали самым веселым образом над всей суматохой, которую подняли меньшевики по поводу карикатур. Это оказалось сильным оружием, и на каждую ругательную статью меньшевиков мы отвечали новой карикатурой.

Лядов М. Из жизни партии в 1903-1907 годах (воспоминания). М., 1956. С. 45-47.

История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории советской карикатуры. По мере того, как всё дальше в глубь времён уходила революция 1917 года, всё меньше раздолья становилось сатирической карикатуре.

Может показаться, что после революции карикатура весело высмеивала только разных «буржуев», но никак не затрагивала собственных вождей. Однако это не так.
Советская печать начала 20-х годов пестрит карикатурами на вождей революции. Особенно часто вождей рисовали в виде святых, богов и православных священников. Видимо, само уподобление главных безбожников планеты святым в те годы бесконечно веселило, как вершина абсурда. Например, одна из карикатур изображала Владимира Ильича в образе супруга Девы Марии - праведного Иосифа, с нимбом вокруг головы (а роль Богородицы играл Лев Троцкий)… А вот известный рисунок - Троцкий в образе Георгия-Победоносца:



Пролистаем подшивки журнала «Красный перец» за 1923–1924 годы. Журнал помещает на рисунке набор париков, бород и усов. Прилепляя их по-разному к лысой, безбородой и безусой болванке, можно получить портреты вождей - Маркса, Ленина, Троцкого… (В набор входят даже ленинские морщинки у глаз). Ленина при жизни рисовали на шаржах в виде Ильи Муромца, смотрителя маяка коммунизма, футболиста, шахматиста… На одной из карикатур Ленин древком флага протыкал пузатого буржуя. Самый известный советский шарж на Ленина - рисунок Дени (печатался и в форме плаката) - председатель Совнаркома в качестве дворника с метлой, чистит земной шар от всякой нечисти - царей-королей в горностаевых мантиях, миллионеров с тугими мешками золота…

Между прочим, в 1917 году тот же Дени был противником большевиков и рисовал на Ленина куда более злые карикатуры, вот, например, как эта в журнале «Бич», изображавшая Владимира Ильича в образе Иуды Искариота, в древнеиудейской одежде, с веревочной петлей на шее. Ленин принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!» «Верная служба - честный счёт», - иронизировал художник…

Были и другие похожие карикатуры Дени. В начале 1923 года советский журнал «Красный перец» решил припомнить Дени этот его давний грех. Журнал перепечатал в виде загадки старый рисунок Дени - уродливый человек, похожий на трактирного забулдыгу, с нацепленной на голову царской короной. Рисунок первоначально появился в журнале «Бич» в конце 1917 года с подписью «Владыка дней наших. Его Величество Хам I». Картинку сопровождала многозначительная подпись: «Печатая этот рисунок, „Красный Перец“ предлагает всем читателям поломать голову над следующими тремя вопросами:
1. Кто нарисовал?
2. Когда нарисовал?
3. Кого нарисовал???».

Один из мэтров советской карикатуры Борис Ефимов рассказывал об этом случае: «Перепуганный Дени всполошился и прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Как она потом рассказывала в редакции, когда она показала номер «Красного перца» Владимиру Ильичу и начала говорить о том, как хорошо работает Дени в «Правде», Ленин только махнул рукой и сказал:
- Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени в «Красный перец», чтобы оставили этого Дени в покое.»
Известны также шаржи другого мастера советской карикатуры - Дмитрия Моора - на Ленина.

Владимир Ильич в качестве факелоносца, разжигателя «пожара мировой революции»:


Воображаемое появление Ленина на Генуэзской конференции в 1922 году:

Ничуть не меньше, а пожалуй, и побольше Ленина доставалось другому вождю Октября - Троцкому.
Лев Давидович в образе дьявола («Троцкий в представлении благочестивой Антанты»), рисунок Дени:

Троцкий «по Брэму» (популярная тема карикатур того времени - изображать вождей в образе животных), автор - тоже Дени:

Другая карикатура «зоологического направления» - Дзержинский в образе щуки («На то и щука в море, чтобы карась не плодился»), рисунок Мина:

А здесь Троцкий шутливо сравнивается с Рокфеллером - не в пользу последнего:

Излюбленной мишенью карикатуристов в 20-е годы был нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Безо всякого пиетета в начале 20-х годов карикатуристы обходились с образом Сталина. На одной из известных карикатур тех лет большевики, как репинские запорожцы, пишут письмо «аглицкому керзону». Генсек партии Сталин запечатлён здесь в виде хохочущего запорожского казака. А на другой карикатуре в «Красном перце» бойкое перо художника превратило генсека в знак зодиака - Козерога, с натуральными копытами и рогами…
Шаржи на Сталина - Дмитрия Моора (слева) и Бориса Ефимова:

Позднее шаржи и весёлые рисунки со Сталиным стали мягче (вот как этот рисунок Дени «Трубка Сталина»), но не исчезли совсем:

При Хрущёве шаржи на него порой появлялись, но это были уже редкие исключения. Один из них, Бориса Ефимова в «Правде», например, изображал Никиту Сергеевича в виде шахтёра, дробящего отбойным молотком ледяную, с носом-сосулькой, «холодную войну»:

Другой запечатлел его в форме статуи «Перекуём мечи на орала». Перепечатывали иностранные карикатуры на Хрущёва: вот он высоко поднимает бокалы вместе с президентом США, а вот - зарывает «топор войны»… В 1960 году дружеский шарж на Хрущёва появился в «Известиях», когда он провёл огромное - на треть - сокращение армии. На рисунке премьер добродушно командует войску: «Каждый третий, выходи!». Из строя выходят военные с чемоданами, остаются - с автоматами… Несколько чаще самого премьера на весёлые рисунки попадали его автомобили или морские корабли, которыми он путешествовал. Довольно часто карикатуры иллюстрировали цитаты из речей - в 20-е годы Троцкого и Зиновьева, потом Бухарина, Сталина, наконец, Хрущёва.

Леонид Ильич Брежнев был первым руководителем СССР, при котором никаких шаржей, даже самых мягких, на первое лицо государства, и весёлых рисунков (даже в виде шутливых иллюстраций к речам) в открытой печати уже не было. Серьёзные живописные картины с изображением генсека, впрочем, допускались - но никак не легкомысленные газетные рисунки. Более того. В это трудно поверить, но и персональные карикатуры на западных деятелей появлялись в печати всё реже и реже. «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали», - говорилось в подписи к одному рисунку в «Крокодиле». Высмеивались абстрактные герои, вроде американского дядюшки Сэма, британского льва или галльского петуха (потом к ним добавилась пекинская утка). В момент наибольшего обострения отношений с Китаем либеральной «Литературной газете» разрешили опубликовать пару карикатур на Мао - но это был исключительный случай.

А обычно разрешалось высмеивать только «маргинальных», фашистских и полуфашистских мировых деятелей вроде чилийского правителя генерала Пиночета или президента расистской ЮАР Питера Боты. Среди рисунков Бориса Ефимова в 80-е годы можно найти отдельные карикатуры на Рональда Рейгана, но даже и тут в подписи фамилия и должность президента США целомудренно не указывались.

Опять-таки, надо заметить, что всё тут решали вовсе не личные свойства Леонида Ильича (генсек не только любил сатирические рисунки, но и сам их в молодости рисовал, признался как-то художникам-сатирикам: «Как вы этих империалистов по кумполу бьёте, по кумполу. А между прочим, я в юности такими рисуночками баловался. Вам бы показать - такой бы тут хохот стоял!»). Всё решала «атмосфера эпохи», с которой карикатуры на первых лиц государства - и даже на глав не слишком враждебных западных государств - уже решительно не сочетались. Борис Ефимов, по его воспоминаниям, публично спросил у Брежнева в 1977 году:
- Не станем ли мы скоро безработными?
«Он несколько секунд смотрел на меня с удивлением, как бы не понимая вопроса, потом спохватился:
- Карикатуристы - безработными? Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать!».


Л. И. Брежнев и Б. Е. Ефимов на выставке художников-сатириков, 1977 год

Подводя итоги, можно сказать: конечно, карикатура и вообще сатира - это кривое зеркало реального мира, но именно его «кривизна» отчасти позволяет этому миру сохранять устойчивость и равновесие. Смех, несомненно, - разрушительная стихия, но прочно бывает лишь то, что опирается в том числе и на смех. Один из нынешних идейных «гуру», называющий себя даже «красным», всерьёз доказывал как-то, что роковую роль в разрушении СССР сыграла книга Михаила Бахтина о «смеховой культуре» (вышедшая, между прочим, именно на заре брежневской эпохи, в 1965 году). Это было бы смешно, когда бы не было так грустно… На самом деле существенную (хотя и не основную, конечно) роль в разрушении СССР сыграло именно сужение легального поля для политического смеха, сатиры и карикатуры. Ведь смех, как вода - «всегда дырочку найдёт», но только если эта дырочка не предусмотрена конструкцией корабля, она легко может оказаться для него фатальной…