Ли ри че ский жанр. Жанры литературы. Лирика и ее жанры

1. Ода - жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А С. Пушкина «Вольность», ода «На день восшествия...» М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме. 2. Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (см. определение эпических жанров) и, как правило, она больших объемов, нежели лирическая (напр., «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина), в основе же лирической песни лежат переживания главного героя или автора (напр., песня Мери из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина). 3. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (напр., «Погасло дневное светило» А. С. Пушкина). 4. Послание - жанр, не связанный с определенной традицией (романтической, классицистической и т. п.). Основная характерная черта - обращенность к какому-либо лицу (напр., «Пущину», «К Чаадаеву» А. С. Пушкина). 5. Сонет - особый вид лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме: в сонете должно быть 14 строк (напр., «Суровый Дант не презирал сонета...» А. С. Пушкина). Различают два типа сонета: 1. Английский сонет, состоящий из трех четверостиший и одного двустишия в конце (напр., сонеты В. Шекспира). 2. Французский сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Эта разновидность, как явствует из названия, широко использовалась французскими поэтами (напр., поэтами «Плеяды» - П. Ронса-ром, Ж. Дю Белле и др., позже французскими символистами - П. Верденом, Ш. Бодлером и др.). В России эта разновидность была особо популярна в эпоху символизма, практически все русские символисты использовали ее в своем творчестве (напр., К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и другие). 6. Эпиграмма, сатира . Эпиграмма - короткое стихотворение, как правило, не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо - (напр., «На Воронцова» А. С. Пушкина). Сатира - более развернутое стихотворение, как по объему, так и по масштабу изображаемого. Обычно в сатире высмеиваются не недостатки какого-либо конкретного лица, но пороки социальные. Для сатиры характерен гражданский пафос (напр., сатиры А. Д. Кантемира, «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...» А. С. Пушкина). Истоки эпиграммы и сатиры восходят к античности, в особенности к древнеримской литературе (напр., произведения Марциалла, Катулла и др.). Подобное разделение на жанры условно, так как в чистом виде перечисленные жанры встречаются достаточно редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров. Напр., «К морю» А. С. Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания, «Деревня» Пушкина же - является элегией, но одновременно поднимает гражданские проблемы.

Жанры драматургии

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра - трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых - идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор - он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Предполагается, что разыгрывание трагедий изначально являлось неотъемлемой частью так называемых «дионисий» или, в римском варианте, «вакханалий», празд-.. неств, связанных с почитанием бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха); представление сцен из жизни этого бога являлось важным звеном в так называемых «оргаистических» (т. е. эротических) ритуалах, конечной целью которых было: высвободив сдерживаемые инстинктивные желания, пережить очищение, так называемый «катарсис», который в «Поэтике» Аристотеля определяется как «очищение при помощи страха и сострадания». Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе которых лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых драматических жанров - литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке как жанр сформировалась драма (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. Особого расцвета драматургия после античных времен достигает в эпоху классицизма. Именно ъ эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. раздел «Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало - так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк, А. А. Блок).

Лирика (греч. 1упкоБ - музыкальный, напевный), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния персонажа в отдельные моменты его жизни. В ней первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни -природы и общества - могут вызвать переживания человека. Поэт-лирик, создавая образ-переживание, использует такие выразительные средства и создает такие жанровые формы, которые обеспечивают большую эмоциональность лирического произведения.

Лирика тяготеет к малой форме. Принцип лирического рода литературы сформулировала Т. Сильман: «Как можно короче и как можно полнее»244.

Лирика несовместима с нейтральностью тона, который может быть в эпическом произведении. В фоне- тико-ритмическом построении ее текста, в подборе слов, в синтаксических конструкциях присутствует лирическая экспрессия, которая роднит лирику с музыкой.

В природе лирики, по замечанию немецкого ученого Ю. Петерсена, на первом плане - единичные состояния человеческого сознания. Событийный ряд в лирике обозначен далеко не всегда и весьма скупо. Читая пушкинское стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», мы можем только додумывать историю расставания двух людей, один из которых со светлой печалью (...печаль моя светла, печаль моя полна тобою) вспоминает о другом.

В лирике переживание не столько обозначается словами, сколько максимально выражается. Вся система художественных средств в лирике подчиняется раскрытию динамики чувств человека. Поэтому Л.Я. Гинзбург пишет о лирике как о «самом субъективном роде литературы», который «как никакой другой, устремлен к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей»245.

Характеризуя лирику, литературоведы говорят о ее суггестивности - способности «внушать», интенсивно передавать эмоциональное состояние, и ее медита- тивности - способности размышлять над вечными проблемами бытия.

«Суггестйвная поэзия, суггестия поэтическая (от лат. виддезио - намек, внушение) - поэзия, преимущественно лирическая, которая опирается не столько на логически оформленные связи, сколько на ассоциации, на дополнительные смысловые и интонационные оттенки»246. Так, на первый план в лермонтовской строфе выдвинуты нечеткие образы, зыбкие речевые конструкции, которые поддержаны силой ритма:

Есть речи - значенье Темно иль ничтожно,

Но им без волненья Внимать невозможно.

(М. Лермонтов)

А.Н. Веселовский понимал под суггестивностью эффект подсказывания: «Вымирают или забываются, до очереди, те формулы, образы, сюжеты, которые в данное время ничего нам не подсказывают, не отвечают на наше требование образной идеализации; удерживаются в памяти и обновляются те, которых в суггестивность полнее и разнообразнее и держится долее... <...> Все мы более или менее открыты суггестивности образов и впечатлений; поэт более чуток к их мелким оттенкам и сочетаниям, апперцепирует их полнее; так он дополняет, раскрывает нам нас самих, обновляя старые сюжеты нашим пониманием, обогащая новой интенсивностью знакомые слова и образы...»247

Суггестивная поэтическая речь подключена к эмоциональной сфере читателя. Для нее характерны и напевные, и философские, и декламационные интонации,

которые слышатся в стихотворении В.В. Маяковского « Послушайте!..»:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Декламационная интонация создается фигурами поэтического синтаксиса - риторическими приемами, повторами.

В стихотворении Н. Заболоцкого «Можжевеловый куст» из цикла «Последняя любовь» описано прихотливое душевное состояние лирического героя. Поэт владел секретом создания неожиданных сочетаний, дерзких переходов одного чувства в другое. Приведем две строфы из этого стихотворения:

Я увидел во сне можжевеловый куст,

Я услышал вдали металлический хруст, Аметистовых ягод услышал я звон,

И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы. Отогнув невысокие эти стволы,

Я заметил во мраке древесных ветвей Чуть живое подобье улыбки твоей.

Романтическое настроение, «пленительная неясность», «неуловимость» чувств, образы сна, ночи, аллитерированные строки, анафорические конструкции, прекрасные по благозвучности стихи - все подчеркивает философское содержание этого стихотворения.

«Медитатйвная лирика (от лат. тесИШю - углубленное и целенаправленное размышление), жан- рово-тематическая разновидность поэзии, родственная философской лирике, но не сливающаяся с ней...»1

Стихотворные медитации вначале были связаны с учением о медитации - психологическим, напряженным раздумьем о чем-либо.

Жанр этот занял видное место в русской поэзии 1800-1810-х гг., в результате чего элегия вытеснила оду. Элегический оттенок «задумчивости» появился и в посланиях. К.Н. Батюшков в стихотворении «К другу» точно сформулировал назначение «задумчивости»: Я сердцу в ней ищу отрады.

В основе медитативной лирики лежит тема загадочной человеческой души и судьбы.

По мысли Г.Н. Поспелова, «речь, выражающая эмоциональные раздумья, - это медитивная речь. Лирика представляет собой прежде всего словесные медитации поэта, выражающие его внутренний мир. Это - основная разновидность лирики, в которой она особенно ясно обнаруживает специфические особенности и закономерности»248.

Наряду с медитативной лирикой Г.Н. Поспелов выделяет и другие ее разновидности: во-первых, лирику изобразительную, прежде всего лирику описательную, которая воспроизводит внешний мир в его «статике» и, во-вторых, лирику изобразительно-по- вествовательную, которая воспроизводит явления бытия в их изменчивости и противоречивости.

В русской литературе медитативная лирика отказалась от отвлеченной созерцательности и обретения философской, реже - социальной и образной конкретности. Достаточно вспомнить «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» А. Пушкина, «Выхожу один я на дорогу...» М. Лермонтова.

В XX в. образцы медитативной лирики можно встретить у И. Анненского («Желание», «Пробуждение»), Б. Пастернака («Мело, мело по всей земле...»), P.M. Рильке («Дуинезские элегии»).

Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к изображению позитивного начала в жизни. «По самой своей сути лирика - разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении); своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Но также и антиценностей - в гротеске, в обличении и сатире; но не здесь все же проходит большая дорога лирической поэзии», - замечала А.Я. Гинзбург249.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни человека, которую раскрывает интимная лирика, ее привлекает и внешняя реальность, ибо многомерны отношения человека с миром, со временем, в которое он живет, с природой, которая его окружает, - отсюда по- нятияфилософская, гражданская, пейзажная лирика.

Носителем переживания, выраженного в лирике, являетсялирический герой.Лирический герой, по замечанию М. Пришвина, «Я - сотворенный» - «весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя.

Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографи- ческим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее "массиве" автопсихологична. Вместе с тем лирическое переживание не тождественно тому, что было испытано поэтом как биографической личностью»250. Лирика не только воспроизводит чувства поэта, она их трансформирует.

Облик лирического героя выстраивается поэтом подобно художественному образу в других родах литературы. Соотношение между личностью поэта с его мыслями и чувствами и лирическим героем есть связь, которая возникает между реальным человеком, ставшим в какой-то степени прототипом определенного персонажа, и характером, созданным писателем (поэт - прообраз лирического героя). Лирик в поэзии выражает самого себя (Маяковский утверждал: Я поэт. И этим я интересен...).

Одним из коренных вопросов для понимания лирики как рода литературы является вопрос о том, как соотносится в лирике автор и субъект (носитель) речи. Начиная с Платона и Аристотеля, до XIX в. существовала точка зрения, что лирическое стихотворение является непосредственным высказыванием лирического Я ив той или иной степени «автобиографическим высказыванием поэта». Только наука XX в. перестала смешивать биографического автора с тем образом автора, который возникает в лирике.

«Данные исторической поэтики говорят о том, что слабая расчлененность или синкретизм автора и героя лежит в истоках всех трех родов литературы. Но эпос и драма пошли по пути четкого разграничения этих субъектов и объективации героя в качестве «другого» по отношению к автору. Лирика же дала иную линию развития: отказавшись объективировать героя, она не выработала четких субъектно-объектных отношений между автором и героем, но сохранила между ними отношения субъектно-субъектные. Платой за это и оказалась близость автора и героя в лирике, которая наивным сознанием воспринимается как их тождество»251.

Б.О. Корман252 предлагает дифференцировать лирического героя. Он различает автора-повествова- теля, собственно автора, лирического героя и героя ролевой лирики. С.Н. Бройт- ман считает термин «собственно автор» не совсем удачным, потому что он подталкивает к отождествлению автора и героя и предлагает включить в этот ряд лирическое Я253.

Подходы к решению теоретической стороны вопроса о герое лирики наметил М. Бахтин, утверждая, что автор имманентен сотворенному миру как реализованная в мире ценностность, включающая в себя выраженные. т. е. уже «геройные» субъектные формы, и что особенность лирического рода литературы состоит в том, что в нем, в отличие от эпоса и драмы, нет «отчетливых и существенных границ героя, а следовательно, и принципиальных границ между автором и герое м»254.

Лирический герой - субъектная форма, более всего приближающаяся к «геройному» плану. Он является не только субъектом-в-себе как лирическое Я, т. е. самостоятельным образом (что не происходит с автором-повествователем и «собственно автором»), но и с у б ъ е к т о м - д ля - с е б я, т.е. он становится своей собственной темой.

Лирический герой возникает не у каждого поэта. И хотя он может выявиться в одном стихотворении, но полно выразиться он может только в цикле стихов или в контексте всего творчества поэта. Ю. Тынянов, который и ввел термин «лирический герой», писал: «Блок - самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его уже окружает легенда, и не только теперь - она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока, что его поэзия только развила и дополнила постулированный образ. В этот образ персонифицируется все искусство Блока; когда говорят о его поэзии, почти всегда невольно за поэзию подставляют человеческое лицо - и все полюбили лицо, а не искусство»К

«Человеческое лицо» лирического героя четко обозначено в поэзии тоскующего и мечущегося М. Лермонтова, страстной М. Цветаевой, «архангела-тяжело- ступа» В. Маяковского, лиричного С. Есенина.

Наиболее концептуально характеристика лирического героя была выстроена Л.Я. Гинзбург, которая считает необходимым условием возникновения лирического героя наличие некоего «единства авторского сознания», сосредоточенного «в определенном кругу проблем», облеченного «устойчивыми чертами - биографическими, психологическими, сюжетными» и являющегося «не только субъектом, но и объектом произведения»255.

Рядом с лирическим героем можно обнаружить адресатов его стихов - лирических персонажей, беседы с которыми могут быть разного плана: со старшим другом беседует юный Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву», размышляя о будущем России; к генералу, скрывающему от маленького сына правду о строителях железной дороги, вначале обращается Некрасов, а потом начинает разговор с мальчиком в стихотворении «Железная дорога»; к любимому обращается М. Цветаева с трагическим вопросом: Мой милый, что тебе я сделала? ^

Лирические персонажи могут иметь прототипы, как в стихотворении М. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою...», запечатлевшем страдания поэта из-за измены

Н. Ивановой, как в цикле стихов Ф. Тютчева, посвященном памяти Е. Денисьевой. Есть прототипы и у «девушки в белом» и «девушки в голубом» в поэзии С. Есенина.

В типологию лирических персонажей могут быть включены лица биографически реальные и исторические (Чаадаев, Екатерина Великая, Пущин, В. Маяковский, А. Блок и др.), вымышленные, созданные воображением поэта (образ пажа, которого «истомила королева», игравшая в «башне замка Шопена» в стихотворении И. Северянина «Это было у моря...», образ Прекрасной Дамы у А. Блока).

Лев Тодоров, выстраивая типологию лирических персонажей, отмечает, что «душевный надлом человека XX в., выражаясь в поэтическом творчестве, усложняет его типологию». Он приводит в пример стихотворение А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно...», в котором образ «настойчивого, но чуждого спутника поэта приобретает неожиданное композици- онно-сгруктурное обличье: он остается вне конкретного стихотворного текста» (и тем самым обозначается его малая значимость, вторичность для автора), а «для лирической героини важна трагическая ситуация родной страны, принципиально значимо неприятие конфликта: Россия - поэт Ахматова»256.

В поэзии периода Великой Отечественной войны появился лирический герой, вернее, лирическая героиня, которая стала символом верности, мужества, жизни в стихах К. Симонова, А. Суркова, О. Берггольц,

А. Ахматовой, М. Исаковского и других.

Образ лирического персонажа является специфически и эстетически сложным явлением поэзии. В нем проявляются общие закономерности русской книжной лирики.

В XVIII - XIX вв. были популярны такие жанры, как дума, идиллия, мадригал, ода, послание, эклога, элегия, эпитафия, эпиграмма. К некоторым из них обращались и в XX в.

Лирические произведения поэтов XIX - XX вв. чаще всего классифицируются на основе тематического прин- ципа. Условно различают: граждан с кую лирику - стихи общественно-политического звучания («К Чаадаеву», «Арион» А. Пушкина, «Прощай, немытая Россия...» М.Лермонтова),философскую лирику -стихи- размышления об основных вопросах бытия («Фонтан», «ЗПепйит» Ф.Тютчева),интимную лирику - стихи о личных, преимущественно любовных переживаниях («Я помню чудное мгновенье...», «Мадонна» А. Пушкина), пейзажную лирику - стихи о переживаниях, вызванных природой («Весенняя гроза» Ф. Тютчева, «Береза» С. Есенина). Однако надо иметь в виду, что большинство лирических произведений многотемны и могут заключать в себе различные мотивы: любви, дружбы, гражданских чувств («19 октября 1825» А. Пушкина, «Я вам пишу» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова).

Жанровая форма лирического стихотворения, написанного или от лица автора («Я вас любил» А. Пушкина), или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом» А. Твардовского), служит для выражения неповторимого переживания. В тех случаях, когда поэту нужно запечатлеть целый ряд близких переживаний, он создает стихотворный цикл. В 40 - 50-е годы Некрасов пишет известный «па- наевский цикл» (стихи, посвященные А.Я. Панаевой), в котором впервые в русской поэзии рядом с образом лирического героя появился образ героини, обладающей своим собственным голосом, меняющимся от стиха к стиху257. Поэт здесь как бы отдавался непосредственному переживанию различных перипетий любов ного романа. И образ любимой женщины раскрывался в нем в новых и новых, подчас неожиданных поворотах. А в цикле «Страшный мир» А. Блок запечатлел трагические переживания, вызванные мрачной действительностью России 1909- 1916 гг.

Наряду со стихотворением как основной формой лирического творчества в лирике существует и более крупная жанровая единица - поэма (греч. ро1ёта - творение, что само собой родственно русскому слову «творчество»). Это значительно большее по объему, чем стихотворение, произведение, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Такова, например, поэма А. Ахматовой «Реквием», в которой с большой силой выражено отношение к сложному и трагическому времени сталинских репрессий, передано страдание Женщины, Матери и Жены.

Чаще всего поэму относят к лиро-эпическо- м у роду. На протяжении всей истории письменности поэма является одним из ведущих жанров литературы, претерпевающим изменения, но сохранившим два содержательных структурных центра - выбор темы, отражающей «дух эпохи, дух нации» как условие ее эпического содержания, и позицию повествователя, с которой связан оценочный момент в изображении персонажей и происходящих событий, т. е. субъективное, личностное начало. Уже в классической поэме присутствовал тот субъективный взгляд на события, который в ходе развития жанра находил выражение в лирических отступлениях, обращенных к Музе, во вступлениях и эпилогах1. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета и вместе с тем глубокое развитие образа лирического героя (А. Твардовский «По праву памяти»). Акценты могут меняться: так, в поэме Пушкина «Граф Нулин» на первом месте стоят события, а в «Облаке в штанах» В. Маяковского - «пожар сердца» лирического героя.

Современная поэма, по определению Л.И. Тимофеева, представляет собой «большую форму лироэпического жанра, стихотворное произведение с сюжетноповествовательной организацией, повесть или роман в стихах»258. В современной литературе получило развитие и драматическое ответвление поэмы - поэтическая драма, в которой «преобладает эпическое начало, внешне исключающее присутствие лирического героя. Субъективное, или лирическое, проявляется здесь через систему объективизированных образов, однако присутствует неизменно. Вспомним знаменитую ремарку из трагедии в стихах А. Пушкина «Борис Годунов»: Народ безмолвствует. В этой крылатой фразе содержится не только оценочный момент, субъективное, авторское начало, но и намечена пушкинская историко-философская концепция „народ и государство"»259.

Близки к поэме и стихотворные драмы: «Пугачев»

С. Есенина, «Рембрандт» Дм. Кедрина, «Собор» Ю. Мар- цинкявичюса.

Другим жанром, также относящимся к лиро-эпиче- ским, является баллада (фр. ballade от ср.-лат. balla- ге - танцевать, от прованс. balada - танцевальная песня) - хоровая песня в средневековой европейской поэзии. Слово «баллада» имеет несколько значений. 1.

Твердая форма французской поэзии XIV-XV вв.: три строки на одинаковые рифмы с рефреном и заключительной полустрофой «посылкой» (обращение к адресату). Яркие образцы - в поэзии Ф. Вийона. 2.

Лиро-эпический жанр шотландской народной поэзии XIV-XVI вв. на исторические (позже - сказочные и бытовые) темы о пограничных войнах, о народном герое Робине Гуде. Обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом260.

В устном народном поэтическом творчестве баллада сформировалась как лиро-эпическое произведение, отличающееся фантастическим колоритом.

К народным балладам был большой интерес в эпоху предроматизма и реализма. Широко известны немецкие народные баллады «Крестьянин и рыцарь», «Баллада о Генрихе Льве», «Спор между жизнью и смертью», «Маленький скрипач», «Баллада о голодном ребенке», «Старинные предсказания близкой войны,

которая, однако, окончится весною», «Лорелея», сборники народной поэзии Т. Перси «Памятники старинной английской поэзии» (1765) и Л. Арнима совместно с К. Брентано «Волшебный рог мальчика» (1806- 1808), образцы русской семейно-бытовой баллады «Василий и Софья».

Различаются баллады героические, исторические, бытовые, лирические, комические, любовные. Народная баллада породила аналогичный жанр баллады литературной и в зарубежной, и в русской литературе.

Замечательные образцы баллад создали Ф. Шиллер («Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень»), И.-В. Гете («Коринфская невеста», «Лесной царь»); Р. Бернс («Джон Ячменное Зерно»), Р.-Л. Стивенсон («Вересковый мед»), А. Милн («Баллада о королевском бутерброде»). Наиболее широкое распространение баллада получила в эпоху романтизма. Многие баллады связаны с преданиями («Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина), с фантастическими таинственными происшествиями («Людмила», «Светлана» В. Жуковского). В романтической балладе мир предстает как царство мистических, сверхъестественных сил, события разворачиваются в атмосфере таинственности, действующими лицами оказываются призраки, мертвецы и т. п.

В XX в. в период кризиса романтического миропонимания баллада постепенно утрачивает мистический характер, но сохраняет интерес к явлениям исключительным («Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» Н. Тихонова, «Баллада о двадцати шести»

С. Есенина, «Гренада» М. Светлова, «Баллада о товарище» А. Твардовского, «Баллада о трех солдатах» К. Симонова).

Элёгия (греч. elegeia от elegos - жалобная песня) - лирическое стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Она определилась в Древней Греции в VII в. н. э. как стихотворение, написанное независимо от содержания элегическими двустишиями. Первоначально темы элегии были разнообразны: от высокообщественных до узкосубъективных. В новой европейской литературе элегия теряет четкость формы, но приобретает определенность содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. Вот как определял жанр элегии Н.В. Гоголь: элегия - «это сердечная история - то жег что дружеское, откровенное письмо, в котором высказываются сами собою излучины и состояния внутренней души... Подобно сердечному письму, она может быть и коротка, и длинна, скупа на слова и неистощимо говорлива, может обнимать один предмет и множество предметов по мере того, как близки эти предметы ее сердцу. Чаще всего носит она одежду меланхолическую, чаще всего в ней слышатся жалобы, потому что обыкновенно в такие минуты ищет сердце высказаться и бывает говорливо»261.

Новое в элегическую поэзию пришло с развитием сентиментализма и особенно романтизма.

В элегии фиксируется несоответствие романтического идеала и действительности. Показательны в этом смысле элегии В. Жуковского («Вечер», «Море»). Он «первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь», - писал В.Г. Белинский.

Романтики, изливая жалобы на судьбу, обычно искали забвения в создаваемом ими мире мечты. У лириков реалистического направления и печаль, и радость находятся в пределах земной реальности. Таковы элегии А. Пушкина. В его элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» мысли о смерти, о бренности всего живущего смягчаются размышлениями о смене человеческих поколений, о вечности жизни. По существу, она завершается гимном молодости:

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа Красою вечною сиять.

В элегии «Безумных лет угасшее веселье...» довольно мрачные раздумья Пушкина о будущем (сулит мне труд й горе грядущего волнуемое море) сменяются убежденностью в том, что жизнь прекрасна и наполнена высоким смыслом. В ней поэт сформулировал свою философию жизни:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

В поэзии Н. Некрасова элегия служила средством социального обличения уродливых сторон русского общества. Настроения печали вызваны размышлениями над судьбой народа в крепостной России. Элегия «Еду ли ночью по улице темной...» была навеяна трагической участью женщины: голод, смерть ребенка, вынужденная проституция. В стихотворении «Элегия» Н. Некрасов с горечью говорит о русском крестьянине, чье положение не улучшилось после реформы, и задает вопрос: Народ освобожден, но счастлив ли народ?

Элегические мотивы в русской поэзии XX в. связаны прежде всего с творчеством С. Есенина («Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Думая о смерти, поэт радуется тому, что ему довелось познать жизнь, ее радость и красоту:

Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, застящихся во мгле...

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Усваивая определение элегии, необходимо помнить, что «мир элегической поэзии не укладывается ни в какие дефиниции критики и литературной теории, им удавалось лишь с некоторой степенью определенности наметить его очертания»262.

Дума - эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального творчества XV-XVII вв. Изначально их пели певцы-кобзари (бандуристы). Они были историчны по содержанию, отличались свободной ритмикой, импровизационностью.

Думы имели героическое, бытовое и сатирическое содержание. В XIX в. думой стали называть стихотворные размышления на исторические, философские, нравственные темы. Некоторые особенности поэтики думы использовали в своих произведениях К. Рылеев, который на примерах героев русской истории Ивана Сусанина, Ермака, Дмитрия Донского и др. учил современников служить отчизне, и М. Лермонтов, давший в своей «Думе» характеристику поколению 30-х годов XIX в.

И д й лл и я (греч. е1с1уШоп - картинка) - жанровая форма буколической поэзии. Она представляет собой небольшое стихотворение в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов. Идиллии писали А. Сумароков, Я. Княжнин, Н. Гнедич, В. Жуковский.

С о н? т (ит. sonetto, от прованс. sonet - песенка) как лирический жанр с давними традициями представляет собой устойчивую стихотворную форму, состоящую из 14 строк (два четверостишия и два трехстишия) .

Первыми крупными мастерами сонета явились итальянские поэты XIII -XVI вв. Данте и Петрарка. Сонеты Петрарки в честь Лауры и на смерть Лауры - одна из вершин поэзии эпохи Возрождения. В XI - XVIII вв. сонет в итальянской поэзии был самым популярным жанром. Классическим образцом сонетов, написанных так называемой «итальянской рифмовкой», является сонет Л. де Камоэнса, классика португальской литературы (XVI в.):

Пустые грезы, ничего не знача,

Наносят между тем немалый вред,

Лишь после понимаешь, сколько бед Таилось там, где виделась удача.

Изменчива судьба, любовь незряча,

Слова, как ветер, улетят - и нет;

Взглянув в былое через много лет,

То, что смешным казалось, вспомнишь плача.

Жизнь - драгоценность, взятая взаймы,

Чей внешний блеск доступен и невежде,

Но суть сокрыта под покровом тьмы.

Не верь химерам, верь лишь той надежде,

Что будет жить, покуда в сердце мы Храним любовь, и не погаснет прежде.

В XVI в. сонет распространяется в португальской, испанской, французской, английской поэзии, с XVIII в. - в русской. Его история насчитывает несколько веков. В эпохи классицизма и Просвещения жанр сонета был мало распространен, во время расцвета романтизма и символизма он оживает вновь как жанр философской, пейзажной и любовной лирики. Форма сонета была приемлема для выражения самых разнообразных мыслей и чувств, чему способствует четкое внутреннее членение сонета.

К форме сонета сложились определенные требования: 1)

его композиция такова: 14 строк из 2 катренов и 2

терцетов; 2)

нормативность количества рифм и способов рифмовки (во «французском» сонете чаще всего это abba abba cde dedf в «английском» - abab cdcd efef gg); 3)

размер стиха для сонета был достаточно устойчивым - одиннадцатисложник в итальянской и испанской поэзии, александрийский стих - во французской, пятистопный ямб - в английской, пятистопный и шестистопный ямбы - в немецкой. Русские сонеты часто писались пяти- и шестистопным ямбом, но обычным явлением было обращение и к четырехстопным ямбам, и к хореическим стихам, и к трехсложным размерам; 4)

запрет на повторы слов; последнее слово должно быть «ключевым»; 5)

завершенность каждой части сонета.

Первые опыты в этом жанре в русской литературе принадлежат В. Тредиаковскому. Особую популярность сонет приобрел в XIX в. с развитием романтизма (А. Дельвиг, В. Венедиктов, Ап. Григорьев). Блестящие сонеты создавал А. Пушкин. Один из его сонетов содержит краткую историю развития этого жанра (Суровый Дант не презирал сонет, / В нем жар души Петрарка изливал...). Пушкин в 14 строках воссоздал многовековую историю сонета. В первом катрене - история сонета от Средневековья до Пушкина; в нем звучат имена Данте, Ф. Петрарки, У. Шекспира, Камоэнса. Во втором поэт пишет о своем современнике - английском по- эте-романтике У. Вордсворте, чья строка «Не презирай сонета, критик» стала эпиграфом к пушкинскому стихотворению. Терцеты A.C. Пушкин адресовал своим друзьям - А. Мицкевичу и А. Дельвигу263.

В начале XX в. сонеты создавали К. Бальмонт,

В. Брюсов, М. Волошин, И. Бунин и др. Позже с формой сонета экспериментировали С. Кирсанов, И. Сель- винский, одну из поэтических строк которого «Бывают строфы из жемчужин» можно считать поэтическим определением сонета. «Золотым веком» русского сонета по праву считается XX в. Тематика русского сонета обширна: от интимной (любовной) лирики до глубоких философских размышлений, от легенд и мифов до конкретных исторических событий, от описания картин природы до размышлений над социально-политическими проблемами.

Образцом интимной лирики является сонет М. Волошина:

Как Млечный Путь, любовь твоя Во мне мерцает влагой звездной,

В зеркальных снах над водной бездной Алмазность пытки затая.

Ты - слезный свет во тьме железной,

Ты - горький звездный сок. А я,

Я - помутневшие края Зари слепой и бесполезной.

И жаль мне ночи... Оттого ль,

Что вечных звезд родная боль Нам новой смертью сердце скрепит?

Как синий лед мой день... Смотри!

И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари.

Ф. Сологуб в своем сонете размышляет об историческом предопределении России:

Еще играешь ты, еще невеста ты.

Ты, вся в предчувствии высокого удела,

Идешь стремительно от роковой черты,

И жажда подвига в душе твоей зардела.

Когда поля твои весна травой одела,

Ты в даль туманную стремишь свои мечты,

Спешишь, волнуешься, и мнешь, и мнешь цветы, Таинственной рукой из горнего предела

Рассыпанные здесь, как дар благой тебе.

Вчера покорная медлительной судьбе,

Возмущена ты вдруг, как мощная стихия,

И чувствуешь, что вот пришла твоя пора,

И ты уже не та, какой была вчера,

Моя внезапная, нежданная Россия. А.А. Ахматова осознает трудный путь творца:

Мне все твоя мерещится работа.

Твои благословенные труды:

Лип, навсегда осенних, позолота И синь сегодня созданной воды.

Подумай, и тончайшая дремота Уже ведет меняв твои сады,

Где, каждого пугаясь поворота,

В беспамятстве ищу твои следы.

Войду ли я под свод преображенный,

Твоей рукою в небо превращенный,

Чтоб остудился мой постылый жар?..

Там стану я блаженною навеки,

И, раскаленные смежая веки,

Там снова обрету я слезный дар.

(Художнику)

Форма сонета претерпевала на протяжении веков изменения и в выборе размера и способа рифмовки, и в расположении катренов и терцетов, но ничто не изменило основы построения сонета. В сонете К. Бальмонта отмечены все достоинства этого стихотворного жанра:

Люблю тебя, законченность сонета,

С надменною твоею красотой,

Как правильную четкость силуэта Красавицы изысканно-простой,

Чей стан воздушный с грудью молодой Хранит сиянье матового света В волне волос недвижно-золотой,

Чьей пышностью она полуодета.

Да, истинный сонет таков, как ты, Пластическая радость красоты,-

Но иногда он мстит своим напевом.

И не однажды в сердце поражал Сонет, несущий смерть, горящий гневом, Холодный, острый, меткий, как кинжал.

(Хвала сонету)

Сонет хотя и является традиционным жанром, но он подвижен. Несмотря на жесткую регламентацию, во многих сонетах встречаются оправданные отклонения от эталона. В стихах современных поэтов, считающих, что любое стихотворение в 14 строк - это сонет, к сожалению, идет размывание жанровых границ сонета.

Мадригал (от ит. тапс1га - стадо или прованс. шапс!ге - пастух) - в классической поэзии стихотворение хвалебного, комплиментарного содержания, посвященное обычно женщине. Этот жанр возник в XIV- XVI вв. и был популярной песенной формой. Он культивировался поэтами эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Саккетти), писался вольным стихом. С XVII в. мадригал потерял связь с музыкой, оставаясь своего рода галантным комплиментом. И. Дмитриев использовал одну из особенностей этого жанра, которая состояла в том, что концовка мадригала обычно носила парадоксальный смысл:

По чести, от тебя не можно глаз отвеешь;

Но что ж к тебе влечет?.. Загадка непонятна!

Ты не красавица, я вижу... а приятна!

Ты б лучше быть могла; но лучше так, как есть.

В русской поэзии XIX в. мадригал становится жанром салонной, альбомной лирики. Мастерами этого жанра были Н. Карамзин, А. Пушкин, М. Лермонтов.

«Душа телесна»,- всех ты уверяешь смело.

Я соглашусь, любовию дыша:

Твое прекраснейшее тело Не что иное, как душа!

(М. Лермонтов)

Послание, или эпйстола (греч. ер151о1ё - письмо) -литературный жанр, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. Время его распространения - XVII - XVIII вв. Во Франции классические образцы послания создали Н. Буало и Вольтер, в Германии - Ф. Шиллер и И.-В. Гете, в России известно «Послание к Дмитриеву» Н. Карамзина, содержащее 170 строк, послание А. Кантемира («К стихам моим»), Д. Фонвизина («Послание к слугам моим»), А. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»). Пушкин избавил этот жанр от многословия, насытил его мыслями, сблизил язык с разговорным, например, в «Послании к кн. Горчакову». В эпоху романтизма эпистола постепенно выходит из моды, а к середине XIX в. перестает существовать как жанр.

Дым табачный воздух выел.

Комната -

глава в крученыховском аде.

Вспомни - за этим окном впервые

руки твои, иступленный, гладил;

или группе лиц, как в его стихотворении «Эй!»:

Чтобы все, забыв свой северный ум, любили, дрались, волновались.

Землю саму Зови на вальс!

За произведениями такого характера в прозе сохранилось название письмо (например, «Письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю»).

Гимн (греч. Ьушпоз - хвала) - торжественная песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные. В Древней Греции и во множестве других стран гимны исполнялись в честь божества, как культовые песни. Социально-религиозное движение XV- XVI вв. породило духовные гимны. В новой европейской поэзии бытует форма светского гимна, например пародийные гимны Бахусу. В. Маяковский создавал сатирические гимны («Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн взятке» и др.).

Из Древней Греции ведет свое происхождение ода (греч. бс1ё - песнь). Вначале одами называли песни торжественного содержания, исполняющиеся хором. Затем этим названием стали обозначать стихотворение, посвященное прославлению какого-либо события («На взятие Хотина», «На взятие Исмаила» М.В. Ломоносова), важного государственного лица («На день восшествия на всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы

Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова), величественного явления природы («Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» М.В. Ломоносова). Почетное место занимала ода в поэзии классицистов. Как одописцы прославились Г.Р. Державин («На смерть князя Мещерского») и М.В. Ломоносов, а первые ее образцы принадлежат А.Д. Кантемиру («На хулящих учение...», «На бесстыдную нахальчивость», «На человеческие злонравия вообще...») и В.К. Тредиаковскому («О непостоянстве мира», «Ода торжественная о сдаче города Гданска»). Оды Державина, наряду с воспеванием венценосцев, включали и сатирические элементы («Вельможа», «Властителям и судиям»). Свободолюбивые, патриотические оды писали А. Радищев («Вольность») и А. Пушкин («Воспоминания о Царском Селе», «Вольность»). С утверждением критического реализма ода как самостоятельный жанр исчезает, а если используется, то с целью пародии («Современная ода» Н. Некрасова).

Эпиграмма (греч. epigramma - надпись). 1.

В античной поэзии - короткое лирическое стихотворение произвольного содержания (сперва посвятительные надписи, потом - эпитафии, поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи), написанные элегическим дистихом.

Литературная эпиграмма появилась в греческой поэзии (VII-VI вв. до н. э.), расцвет ее относится к III в. до н. э. - I в. н. э. (греческие поэты «Палатинской антологии», римский сатирик Марциал), ее традиции развивались в латинской поэзии Средневековья и Возрождения, а отчасти и позднее («Венецианские эпиграммы» И.-В. Гете»). 2.

В новоевропейской поэзии эпиграммы - это короткие сатирические стихотворения, обычно с остротой (пуантом) в конце, отчасти перерабатывающие традиционные марциаловские мотивы в творчестве К. Маро, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Г.-Э. Лессинга, Р. Бернса, А.П. Сумарокова и др. (XVI - XVIII вв.), отчасти откликающиеся на злободневные, часто политические события, как в эпиграммах A.C. Пушкина на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина. Первая тенденция исчезает в XIX в., вторая продолжает существовать и в устной, и в письменной форме в творчестве многих поэтов XIX и XX вв.1

В современном понимании эпиграмма - это небольшое стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Она откликается на все явления жизни - как частные, так и общественные. Поэт XIX в. Е. Баратынский так определил ее функцию:

Окогчепная летунья,

Эп играмм а -хохотунья,

Эпиграмма-егоза

Трется, вьется средь народа,

И завидит лишь урода -

Разом вцепится в глаза.

Эмоциональный диапазон эпиграммы очень велик - от дружеской насмешки до гневного обличения.

Действенность эпиграммы - в остроумии и краткости. Она схватывает самое характерное в предмете осмеяния. Лаконична и выразительна надпись неизвестного поэта к скульптурному изображению Николая I:

Оригинал похож на бюст:

Он так же холоден и пуст.

Социальной остротой отмечены эпиграммы Л. Тре- фолева. Широко известна его эпиграмма на Победоносцева, вдохновителя реакции в России последней четверти прошлого века:

Победоносцев - для синода,

Обедоносцев - для двора,

Бедоносцев - для народа,

И доносцев - для царя.

В искусстве мировой сатиры русская классическая эпиграмма занимает особое место. Вобрав в себя опыт античной и европейской эпиграммы, она обогатила его традициями национальной культуры.

До XVI в. эпиграммы в России писали по-латыни, затем на родном языке. Сподвижник Петра I Феофан Прокопович, «не выпущавший из рук Марцияла», поднял эпиграммы до уровня политической сатиры. Его последователем был А. Кантемир, начавший с переводов сатир Буало и русифицировавший их сюжеты и характеры персонажей. Его муза через общение с поэтами других стран заговорила по-русски:

Что дал Гораций, занял у француза.

О, коль собою бедна моя муза!

Да верна: ума хоть пределы узки,

Что взял по-галльски - заплатил по-русски.

Русская эпиграмма всегда опиралась на фольклорную традицию. Этот жанр привлекал В. Тре- диаковского и М. Ломоносова, а затем и А. Сумарокова, которые рассматривали эпиграмму как сатирическое произведение. В «Эпистоле II. О стихотворстве» (1748) Сумароков сформулировал суть жанра эпиграммы:

Они тогда живут, красой своей богаты,

Когда сочинены, остры и узловаты;

Быть должны коротки, и сила их вся в том, Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком.

Горькой иронией пронизана и его эпиграмма:

Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтенье меньше ног.

Общественно-политические мотивы звучат в эпиграммах Г.Р. Державина, И.И Хемницера, В.В. Капниста, правда, для эпохи русского классицизма характерным оставалось осмеяние общечеловеческих недостатков без указания конкретных лиц.

В литературе сентиментализма и реализма было усилено эмоциональное начало эпиграммы, приглушено ее сатирическое начало: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин придали ей салонный характер.

Изменилась русская эпиграмма в творчестве

А.С. Пушкина; ярче всего ее новизна видна в пушкинских эпиграммах-портретах с их особым психологизмом:

На А.А. Аракчеева

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель И Совета он учитель,

А царю он - друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести,

Кто ж он? Преданный без лести... грошевой солдат.

На М.Т. Каченовского

Охотник до журнальной драки,

Сей усыпительный зоил Разводит опиум чернил Слюною бешеной собаки.

Эпиграмматические афоризмы любили И. Крылов,

А. Грибоедов, М. Лермонтов и другие:

Ест Федька с водкой редьку,

Ест водка с редькой Федьку.

(И.А. Крылов)

Эпитафия жене

Сей камень над моей возлюбленной женой!

Ей там, мне здесь покой!

(ВА. Жуковский)

На Ф.В. Булгарина

Россию продает Фаддей

Не в первый раз, как вам известно,

Пожалуй, он продаст жену, детей,

И мир земной, и рай небесный.

Он совесть продал бы за сходную цену,

Да жаль, заложена в казну.

(М.Ю. Лермонтов)

Стихия эпиграммы ощущалась в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, в письмах И.С. Тургенева, в сатирических стихах Н.А. Некрасова, а также Д.Д. Минаева, К.К. Случевского, М.Л. Михайлова, B.C. Курочкина, Козьмы Пруткова, братьев Жемчужниковых.

В начале XX в. эпиграмма продолжила свое существование. Широко известны были эпиграммы В. Гиляровского. Вот какова была его реакция на премьеру пьесы Л. Толстого «Власть тьмы»:

В России две напасти:

Внизу - власть тьмы,

А наверху - тьма власти.

Остроумием отличался и замечательный поэт Саша Черный:

По мненью критиков суровых Парнас пустует много лет.

Бесспорно, - Пушкиных нет новых,

Но... и Белинских тоже нет.

У истоков эпиграммы новой эры, начавшейся в горниле революций 1905, 1917 гг. стояли Д. Бедный и

В. Маяковский, который заставил эпиграмму говорить «шершавым языком плаката», например:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

Деныпвой последний приходит, буржуй.

Как явление искусства эпиграмма всегда защищала непреходящие духовные ценности, в ней выражались приметы времени и настроения людей:

Берлинская эпиграмма

«Год восемнадцатый не повторится ныне!» - Кричат со стен слова фашистских лидеров.

А сверху надпись мелом: «Я в Берлине»

И подпись выразительная: «Сидоров».

(С.Я. Маршак)

Эпитафия (отгреч. ерйарЫоБ - надгробный) - стихотворная надгробная надпись или короткое стихотворение, посвященное умершему; существовала и как реальная надпись, но могла быть условной (для несуществующей могилы мнимого покойника). Наряду с традиционно похвальным, она могла носить сатирический характер, как, например, у Р. Бернса «Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру»:

Склонясь у гробового входа,

О смерть! - воскликнула природа. -

Когда удастся мне опять Такого олуха создать!..

В литературу эпитафия вошла как разновидность античной эпиграммы, пользовалась успехом в эпоху Средневековья, Возрождения и классицизма. Известны шуточные эпитафии, которые авторы посвящали сами себе. Пушкин написал в 1815 г.:

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-Богу, добрый человек.

Жанровые формы лирики богаты и многообразны. Лирика как род литературы прошла многовековой путь, постигая сложный духовный и душевный мир человека. В частности, в историческом процессе, пройденном рус-

ской лирикой, по наблюдениям B.C. Баевского, можно выделить три доминанты: в XVIII в. в поэтическом сознании доминировала иерархия жанров, в XIX - стилевое мышление, в XX в. - борьба поэтических школ. В течение всего этого времени изменялось отношение поэтов к слову, к звуку, происходил процесс смены и сочетания разных способов интонирования, определенная эволюция приемов стихосложения264. Но... поэзия - вечна. Настоящие стихи многослойны: каждый читатель открывает в них что-то свое, близкое личному мировосприятию, свою способность осознать «бездну пространства», создаваемую поэтом (так говорил Гоголь о Пушкине). По замечанию Е. Эткинда, к «...стихам мы идем всю нашу жизнь и никогда не исчерпаем их содержания: “бездна пространства" остается бездной»265.

ЛИРИКА – род лит-ры, в котором мир осваиваивается эстетически как царство субъектности. Объект – внутренний мир человека. Содержание – переживание (мысли, чувства). Объективный мир в лирике – повод к переживанию или его внешний оттиск. Основные ценности – духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство эмоций.

Носители лирических переживаний:

2) Герой ролевой лирики – герой выступает другим по отношенению к автору (особ.речев. манера отличная от лит норм)

3)Поэтический мир. Худ. реальность является наглядно-зримым воплощением переживания.

Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме

Жанры лирики возникли в античные времена. Вот некоторые примеры жанровых лирических произведений: гимн (хвалебная песнь), ода (прославление лица или события), эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная), эпиталама (стихи на бракосочетание), эпиграмма (сатира на человека), дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма). Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен «Листья травы», Блок «Соловьиный сад»). Они сменили короткую лирическую песню – элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады («Людмила» и «Светлана» В.Жуковского, «Рыцарь на час» Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

(ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание)

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.

Драма - (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.

Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

О драматических жанрах нужно говорить, не забывая, что драма сама по себе – жанр, возникший на стыке литературы и театра. Анализировать их в отдельности друг от друга нельзя. Мы говорили о драме уже достаточно, однако, значения драме как театральному действу не дали до сих пор.

Для того, чтобы какое бы то ни было произведение называлось драмой, оно как минимум должно содержать в себе конфликт, либо конфликтную ситуацию. Конфликт имеет право быть и комичным и трагичным. Зачастую драма вмещает в себе большое количества и того и другого. Наверно поэтому, она нередко трактуется в специализированной литературе как промежуточный жанр.

Драма может быть психологической (как на сцене, так и в литературе), социальной, философской, основанной на бытовом или историческом конфликте, также нередко встречается и комбинация из перечисленных выше видов, особенно это будет характерно для драмы литературной. Драма также может быть национальной, так можно выделить испанскую драму – её иногда ещё называют «драмой чести» или «комедией плаща и шпаги», тут всё целиком и полностью зависит от того, какой конфликт разработан в драме. Жанры драмы – способны проявляться только в литературе. Их на самом деле не слишком много:

Пьеса (повествование в прозе либо стихотворной форме, в котором фигурируют действующие лица, автор, и наличествуют ремарки)

Комедия

Интермедия

Трагедия

Бурлеск

Хроника (историческая, психологическая, ретроспективная)

Сценарий

Драматическая проза отличается от прозы обычной в первую очередь тем, что в ней много постоянно сменяющих друг друга событий, при этом большое количество действующих лиц, гораздо большее, чем скажем в обычном рассказе, хотя объём повествования может быть одинаков. Считается, что читатель в состоянии запомнить не более 5-7 действующих персонажей, драма нередко нарушает этот закон, у читателя драматического произведения всегда есть возможность заглянуть на форзац и посмотреть, кто именно тот герой, о котором он совсем забыл.

Лироэпические произведения.

Лиро-эпический род литературы - художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни.

В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, - в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления - один из видов авторской речи.

Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ): поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира («И скучно и грустно...» Лермонтова), но и в описательной, повествовательной лирике; здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. («Утес», «Три пальмы» Лермонтова). Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний (пафос).

От античной литературы идет традиция, по которой лирические жанры выражают различные чувства, часто достигающие силы пафоса. Таковы ода, сатира, элегия. Первоначально в них выражалось чувство поэта, вызванное каким-то внешним предметом, событием, обстоятельствами жизни. Отсюда описательно-медитативная композиция и сравнительно большой объем текста многих произведений. К жанрам малой формы относятся эпиграмма, эпитафия и мадригал (послед-ний возник в итальянской поэзии).

Традиционно выполняются следующие жанры лирики:

Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра.

Первоначально в Древней Греции одой называли любую форму стихотворной лирики, предназначенную сопровождать музыку. Называлось одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний:

Пусть Геродот теперь
Вознесён будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесёт семивратным Фивам!

В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).

Со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI—XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле, ориентирующиеся на античные образцы. В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики.Знаменитые оды этого периода: Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием —гекзаметр-пентаметр. Слово λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиаду ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Впоследствии был, пожалуй, только один период в развитии европейской литературы, когда словом Элегия стали означать стихотворения с более или менее устойчивой формой. И начался он под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма, сменившего ложноклассицизм. В сущности же это было склонением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний.

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.Перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище»; 1802) положил в русской поэзии начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённыхЖуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (точнее, это — элегия-баллада). Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиямиБатюшков, Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Элегии писали: Фридрих Шиллер: Ода к радости, Г. Р. Державин: «Фелица» (1782), «Властителям и судиям» (1780), «Вельможа» (ноябрь 1794), «Бог» (1784), «Видение мурзы» (1783—1784), «На смерть князя Мещерского» (1779), «Водопад» (1791—1794), М. Ломоносов: «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» 1742/1747 годов.

Послание - литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

К древнейшим письмам, упоминаемым в классической и восточной литературе, принадлежат письмо индийского царя Стратобата к Семирамиде, Давида к Иоаву (письмо Урии), царя Прэта Аргосского к царю ликийскому.Классическая древность отличается уже значительным развитием корреспонденции. Дошедшие до нас греческие письма — по большей части фальсификации, приписанные выдающимся историческим деятелям риторические рассуждения (ср. Westermann, «Deepistolarum scriptoribus graecis»,1853—1858, 9 ч.; полная коллекция греческих писем — Hercher, «Epistolographi graeci», 1873). От римлян дошли до нас по преимуществу те письма, которые заведомо были предназначены для обширного круга читателей. Лишь у Цицерона находим мы настоящие частные письма; наоборот, знаменитые письма Плиния и Сенеки имеют только эпистолярную форму.Со II века письмо становится у римлян особым литературным родом (Фронтон, Симмах, Сидоний, позднее Сальвиан, Руриций (епископ Лиможский),Эннодий). Стилистические формы письма были сходны у греков и римлян. Подписи не было; имя пишущего ставилось во главе письма ранее имени получателя. Со времен империи, особенно при византийском дворе, исчезла былая классическая простота; письмо частное приблизилось, по важности стиля, к официальному посланию. Оставалось обычным и обозначение, где и когда письмо написано (datum): отсюда слово дата.Христианские латинские писатели пользовались письмами по преимуществу для проповеднических целей (Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Лактанций, Иероним Стридонский, Блаженный Августин).

Эпиграмма - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см.эпитафия). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами.

В русской поэзии эпиграммы писали уже Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.

Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (яркий пример - «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина). В основе лирической песни лежат переживания главного героя или автора (например, песня Мери из "Пира во время чумы" А. С. Пушкина).

Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян».

Романс - небольшое эпическое стихотворение, которое в немногих чертах излагает событие, хотя и обыкновенное, но возбуждающее фантазию и чувство. Появившийся раньше всего в южных странах, романс отличается живым изложением и яркими красками, между тем как баллада, принадлежащая северным странам, изображает преимущественно мрачное, серьёзное, таинственное в природе и в человеческой душе. Название (исп. romance) происходит от исп. romanzo — по-романски: в романских странах обозначало народный язык в противоположность латинскому, а также стихотворения, написанные на этом языке.чества.

Сонет - поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

    итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;

    английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;

    иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -

    русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам и другие.
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.

В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    лексика и интонация должны быть возвышенными;

    рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;

    знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов : цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.

К появлению новых разновидностей сонета приводила также перемена количества строк и строф в стихотворении. Поэт мог добавить к произведению «хвост» в виде терцета или графически обособленной строки - и получался «хвостатый» сонет или сонет с кодой. Так, не случайно В.Я. Брюсов определил форму поэтического послания «Игорю Северянину» как «сонет-акростих с кодою»: поэт хотел, чтобы начальные буквы каждой строки сложились в ту последовательность, которая образует имя адресата в заглавии стихотворения; но в последовательности «Игорю Северянину» - 15 букв, а в стандартном сонете - 14 строк; поэтому и была добавлена еще одна строка, кода.

Сатира как лирический жанр - стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике; поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием. Так, Кантемир в своих сатирах выступает защитником преобразований Петра; он клеймит невежд, «хулящих учение», «дворян злонравных», кичащихся своим происхождением, — всех, кто хочет жить по-старому. Белинский считал Кантемировскую традицию в русской литературе XVIII в. наиболее тесно связанной с жизнью.

Хотя язвительной насмешки исполнены многие древнегреческие «ямбы» (Архилох, Гиппонакт), как жанр сатира оформляется в римской литературе, в стихотворениях Горация, Персия, Ювенала, написанных гекзаметром; в сознании последующих эпох «муза пламенной сатиры» (Пушкин) — это прежде всего муза Ювенала.