Магдебургский водный мост – перекресток водных артерий. Германия. Три самых впечатляющих водяных моста в мире

Так называемые водяные мосты - это мостовые конструкции, поддерживающие водяные каналы, по которым возможно осуществлять навигацию относительно небольших судов. Они строятся над реками, долинами рек, железными дорогами или трассами. Хотя акведуки использовались для снабжения городов водой на протяжении многих веков, их никогда не применяли для передвижения вплоть до XVII века, когда начали появляться системы каналов, какими мы их видим в наше время.

Представляем вам три наиболее выдающихся водяных моста в мире. Глядя на некоторые фото, можно подумать, что они были сделаны в фотошопе. Однако это не так, эти мосты существуют и функционируют в реальной жизни.

Магдебургский водяной мост (Magdeburg Water Bridge)

1. Самый популярный и впечатляющий водяной мост находится в Магдебурге, Германия. Это самый длинный судоходный акведук в мире, его длина составляет 918 метров.

2. Открытый в октябре 2003 года как часть магдебурской системы водных путей, он соединяет канал Эльбе-Хафель с Миттелланд-каналом, пересекая реку Эльбу поверху.

3. Каналы Эльбе-Хафель и Миттелланд и раньше встречались около города Магдебург, но по разные берега Эльбы, уровень воды в которой ниже, чем в обоих каналах. Поэтому судам, переплывающим из одного канала в другой, приходилось делать 12-километровую петлю и использовать шлюзы и судоподъемники. А при снижении уровня воды в реке для нагруженных барж и этот вариант становился невозможным.

4. Воссоединение Германии и становление основных водных транспортных путей сделало строительство водяного моста приоритетной задачей. Работы начали в 1997 году. В итоге на строительство ушло 6 лет и около 500 миллионов евро.

5. Сейчас водяной мост соединяет Берлинский речной порт с многочисленными портами на реке Рейн.

Акведук Понткисиллте (Pontcysyllte Aqueduct)

7. Акведук Понткисиллте в Рексеме, Великобритания, был построен в 1795-1805 годах, чтобы «перебросить» канал Эллесмер через долину реки Ди и соединить угольные шахты Денбишира с национальной системой каналов во время Промышленной революции.

8. Акведук стал одним из самых значительных мировых достижений того времени. На протяжении более 200 лет он остается самым длинным и высоким акведуком в Британии. В 2009 году акведук Понткисиллте был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

9. Длина акведука составляет 307 метров, ширина - 3,4 метра, глубина - 1,6 метра. Он является частью 18-километровой системы акведуков.

10. Акведук состоит из чугунного желоба, поддерживаемого на высоте 38 метров над рекой железными арками, опирающимися на 19 полых каменных колонн.

11. Использование при строительстве акведука чугуна и стали позволило сделать легкие и сильные арки, создающие одновременно эффект монументальности и элегантности.

12. Канал оказывал значительное влияние на экономическое благополучие региона во время первой половины XIX века, способствуя быстрому развитию добычи угля, металлообработки, разработки известковых карьеров и производства извести. Сланцевые карьеры в горах Уэльса и сельское хозяйство также выигрывали за счет канала.

13. Сегодня канал больше не перевозит уголь и известь, а является весьма популярным туристическим местом.

14. С 1954 года канал управляется и поддерживается в состоянии, пригодном для навигации, Британским управлением водных путей.

Поворотный акведук в Бартоне (Barton Swing Aqueduct)

15. Этот поворотный акведук - подвижный водяной мост, находящийся в Бартоне, Великобритания, на реке Ирвелл. Он «переносит» канал Бриджуотер через канал Манчестер Шип.

16. Поворотный механизм позволяет большим судам проплывать по каналу Манчестер Шип, а маленьким узким лодкам - пересекать его по верху. Когда большому судну необходимо пройти по каналу, железный мост длиной 100 метров и весом 1450 тонн поворачивается на 90 градусов.

17. Шлюзы на обоих концах желоба моста удерживают около 800 тонн воды. Другие шлюзы, на берегах канала, удерживают воду на прилегающих к мосту участках. Такой же поворотный мост, но предназначенный для дорожного движения, расположен здесь же, чуть выше по течению.

18. Этот акведук является первым и единственным поворотным акведуком в мире. Он считается настоящим шедевром Викторианского строительного искусства. Открытый в 1894 году, мост по-прежнему регулярно используется по прямому назначению.

19. Ранее на месте этого водяного моста был обычный неподвижный каменный акведук, который не давал пройти новым судам больших размеров. Поэтому строительство поворотного моста стало необходимостью.

20. Поворотный акведук (слева) в закрытой позиции осуществляет пересечение каналов Бриджуотер и Манчестер Шип. Дорожный поворотный мост - справа.


Судоходные мосты или акведуки издревле считались ярчайшим проявлением инженерной мысли. Они предназначены для прохождения лодок и судов из одной точки в другую в тех местах, где водные каналы или реки расположены на разных высотах. В этом обзоре представлено 5 самых потрясающих судоходных мостов.

Акведук Понткисиллте, 307 метров (Великобритания)



Pontcysyllte Aqueduct – крупнейший акведук в Великобритании. Он был построен всего за 10 лет с 1795 по 1805 гг. в период расцвета Промышленной революции, когда экономика страны шла в гору. Этот водный мост был связующим звеном между угольными шахтами Денбишира и остальными каналами. Стоит ли говорить, что после появления акведука, добыча и транспортировка угля и руды возросла в несколько раз. Pontcysyllte Aqueduct имеет длину 3,7 метров и высоту над рекой Ди 38,4 метра. Желоб моста, сделанный из чугуна, поддерживается 18 колоннами и 19 арками. Даже через 200 лет его пропускная способность достигает 15 000 судов и лодок в год. Правда они перевозят уже не уголь, а туристов.

Магдебургский водный мост, 918 метров (Германия)



Магдебургский водный мост (Magdeburg Water Bridge ) поражает воображение не только своей длиной (918 метров), но и сроками строительства. Возведение этого акведука началось еще в 1905 году, но к началу Второй Мировой войны приостановилось на долгих 55 лет. В период 1997-2003 гг. строительство Magdeburg Water Bridge вновь возобновилось. В общей сложности на этот акведук, соединивший каналы Эльба-Хафель и Среднегерманский судоходный канал, ушло 24 000 тонн стали и 68 000 тонн бетона.

Акведук Бриаре, 662 метра (Франция)



Акведук Бриаре считается одним из старейших водных мостов Франции. Он был построен в период с 1604 по 1642 гг. До появления в 20 веке Магдебургского водного моста Briare Aqueduct был также самым длинным акведуком (длина 662 метра). Помимо своего прямого назначения, это сооружение является также популярной местной достопримечательностью.

Акведук Понт дю Сарт, 498 метров (Бельгия)



Длина этого акведука, построенного прямо над автомобильными трассами, составляет 498 метров. Примерный вес всей конструкции – 65 000 тонн. Pont du Sart Aqueduct построен в западной Бельгии.

Акведук Рингваарт Хаарлеммермеер, 1800 метров (Нидерланды)



Построенный в 1961 году акведук Ringvaart Haarlemmermeer считается наистарейшим и одним из самых протяженных судоходных мостов в Нидерландах. Кроме того он построен прямо над автомобильной магистралью. Длина акведука составляет 1800 метров.
Обзор позволит прочувствовать всю мощь созидательной инженерной мысли.

Перекресток – вполне нормальное явление в повседневной жизни, в том случае, если это касается автомобильных дорог. Но бывают на свете и такие перекрестки, которые выглядят нереально, но, тем не менее, существуют. Одно из таких пересечений (язык не поворачивается сказать дорог) есть в Германии недалеко от городка Магдебург.
Перекресток не простой. Одна «дорога» находится над другой. Тоже мне — удивил! – скажете вы. И будете правы, если бы не одно значительное но. По этим дорогам передвигаются отнюдь не автомобили, и даже не паровозы с вагонами. Проезжая часть предназначена для … судов. Да, именно речные суда передвигаются по верхней и нижней «дороге». Чтобы вам было понятнее, посмотрите на это фото.

Согласитесь, интересное зрелище.
Водный мост расположен в 13 километрах севернее города Магдебург и берет начало в городке Хоэнварте на правом берегу Эльбы.

Магдебургский водный мост на карте

  • Географические координаты 52.230881, 11.701224
  • Расстояние от столицы Германии Берлина около 120 км на запад
  • Расстояние до ближайшего аэропорта Брауншвейг-Вольфсбург примерно 80 км

Удивительный мост служит для соединения важнейших судоходных каналов региона – Эльбе-Хафель и Среднегерманского.
Идея создания такой интересной конструкции продиктована немецким прагматизмом. Промышленный район под названием Долина Рура очень нуждался в этой переправе. До этого, чтобы попасть из одного канала в другой, речные суда делали петлю в 12 километров. Преодолевали шлюз Ротензи из Среднегерманского канала, далее по руслу Эльбы и через шлюз Ниегрипп попадали в канал Эльбе-Хафель. Это сопровождалось большой потерей времени, необходимого для прохода шлюзов. Плюс к этому сильно загруженные баржи давали сильную осадку, и по Эльбе их навигация была достаточно сложная. Приходилось загружать корабли не полностью. А это уже потеря денег, которые хорошо умеют считать немцы.


Идея создания моста возникла в 1919 году, но тогда Первая Мировая Война помешала осуществить задуманное. Потом, к 1938 году, были построены первые опоры моста. Но тут мир всколыхнула Вторая Мировая, и строительство остановилось. После окончания войны Германия оказалась разделенной на две части. О постройке забыли на десятилетия. После падения Берлинской стены и воссоединения Германии планы по возведению диковинной переправы вновь были реанимированы.

Строительство возобновилось только в 1997 году и закончилось в 2003. Теперь судоходный мост — важное связующее звено в экономике региона. На постройку Магдебургского моста потратили около 500 000 евро, 68 тысяч кубометров бетона и 24 тысячи тонн стальных конструкций. В итоге получился самый грандиозный водный мост в Европе.

Магдебургский водный мост в цифрах

  • Ширина «проезжей части» составляет 34 метра
  • Глубина – 4,25 метра
  • Длина пролетов доходит до 106 метров
  • Общая длина моста 918 метров, но только 228 метров простираются непосредственно над Эльбой, оставшиеся 690 метров расположены уже над землей

Вот так выглядит часть моста над сушей

Кроме водной переправы, на мосту проложены пешеходные дорожки, где сотни туристов могут наблюдать как мимо «мчатся» многотонные баржи.


Иногда толпы туристов приходят посмотреть на проход кораблей по водному мосту

Магдебургский водный мост фото




Проход очередного корабля по водному мосту

Магдебургский водный мост. Вид из космоса

Акведуки предназначены для транспортировки воды по каналам, поднятым на опорах над долинами, реками, шоссейными и железными дорогами и прочими препятствиями. Но есть и так называемые водные мосты, по которым могут перемещаться даже небольшие суда. Акведуками люди научились пользоваться ещё в античные времена, доставляя по ним воду от удалённого источника к городу, а вот водные каналы - гораздо более позднее изобретение.
Водные каналы намного тяжелее и масштабнее акведуков, ведь по ним должен течь не скромный ручеёк воды, а проплывать довольно большой корабль. Лишь в XVII веке люди решились использовать для пропуска судов водные мосты. Постепенно в разных странах стали появляться самые грандиозные водные мосты мира. В 1896 году французы построили на Луаре подобный канал, который всё следующее столетие оставался самым длинным в мире судоходным мостом, пока его не превзошло сооружение в Магдебурге.

1. Магдебургский водный мост


Это сооружение, соединяющее каналы Миттеланд и Эльба-Хавел и проходящее над руслом реки Эльбы, было запущено в октябре 2003 года. Длина этого самого длинного водного моста в мире составляет 918 метров. В прошлом оба упомянутых канала возле Магдебурга упирались в противоположные берега Эльбы, уровень которой был намного ниже, чем в каналах. Чтобы перейти из одного канала в другой, судам приходилось закладывать 12-километровую петлю, потом час спускаться на водном лифте до уровня Эльбы, после чего повторять в обратном порядке те же действия, чтобы подняться до уровня противоположного канала. К тому же часто Эльба была слишком мелка для прохода загруженных барж, в этом случае приходилось тратить массу времени на их промежуточную разгрузку и погрузку.
После объединения Германии были разработаны основные внутренние маршруты, в свете чего для немецкого правительства строительство водного моста в Магдебурге стало приоритетной задачей. Началось строительство в 1997 году и стоило казне 500 миллионов евро. С помощью этого водного моста сеть внутренних немецких каналов соединяется портами, расположенными на Рейне.


Первым следам присутствия человека на абхазской земле уже больше 300 000 лет. Абхазия может похвастаться уникальным сочетанием горного рельефа и близо...

2. Акведук Понткисиллте


В Уэльсе возле Рэксхема в 1795-1805 годы был построен акведук Понткисиллте. С его помощью канал Эллесмер смог перешагнуть через долину реки Ди. Здесь во времена промышленной революции преследовалась цель связать систему каналов с угольными шахтами Денбишира. Для своего времени строительство этого водного моста было огромным техническим достижением. С тех пор больше двух столетий этот акведук остаётся самым высоким и длинным акведуком в Великобритании, а ЮНЕСКО включило его в свой список Всемирного наследия. Акведук имеет длину 307 м при глубине в 1,6 м и ширине 3,4 м, он является элементом 18-километрового акведука. Он изготовлен из чугуна, а стянутый болтами жёлоб поддерживают выгнутые стальные рёбра прочности. Над рекой Ди акведук проходит на высоте 38 м.
Водный мост поддерживают 19 высоких пилонов, сложенных из камня. Благодаря использованию железных конструкций при строительстве арок последние получились выглядящими легко и изящно, хотя и имеют большой запас прочности. На экономическое развитие области появление акведука оказало огромное влияние, особенно в начале XIX века. Резко возросла добыча руды, угля, известняка, а также производство извести. Увеличилась добыча в сланцевых карьерах, расцвело сельское хозяйство.
В наши дни по акведуку Понткисиллте уже не движутся баржи с полезными ископаемыми, он целиком стал обслуживать туристов, являясь технологической достопримечательностью.

3. Акведук Бартон Свинг


В английском Большом Манчестере в районе Бартон есть подвижный водный мост Бартон Свинг, с помощью которого канал Бриджуотер пересекает Манчестерский канал. Небольшие суда могут одновременно перемещаться по обоим пересекающимся каналам, но когда по Манчестерскому каналу движется крупное судно, то Бартон Свинг и соседний точно такой же, но сухопутный поворотный мост одновременно поворачиваются на 90 градусов, освобождая пространство над большим каналом и давая возможность судну миновать этот водный перекрёсток. Это единственный в мире подвижный акведук является важнейшим достижением гражданского строительства периода правления королевы Виктории.
Построено это чудо инженерной мысли было в 1894 году и до сих пор работает исправно. Раньше на месте поворотного моста находился обычный каменный акведук, из-за которого большие корабли не могли проходить по реке Ирвелл. Только подобное техническое решение смогло разрешить эту проблему транспортной развязки.


Расположенная в горах Кавказа Грузия - небольшая, но очень красивая страна. Сами грузины очень любят свою родину и воспевают её в замечательных...

4. Минденский водный мост


Возле немецкого города Минден построен ещё один водный мост, по которому продолжается Среднегерманский канал. Это сооружение состоит из двух частей: построенного в 1914 году старого моста и появившегося в 1998 году нового. Новый мост был построен потому, что размеры канала старого акведука не позволяли войти в него современным баржам. Поэтому старым мостом теперь продолжают пользоваться только небольшие теплоходы и частные лодки. Над сушей канал возвышается на 10 м, а над рекой Везер на 12 м.
Минденский акведук является вторым в Европе по длине, уступая только родственнику из Магдебурга. Строительство первого моста продолжалось 2 года 9 месяцев.
Во время II мировой войны его не раз бомбила авиация, но ему повезло уцелеть, лишь несколько недель в 1944 году он вынужден был ремонтироваться. Отступающие войска вермахта 4 апреля 1945 года взорвали мост, точнее, два основных пролёта над рекой Везер. В результате их обломки перекрыли течение, что вызвало подъём воды на 1,5 метра. Восстанавливать мост начали в 1947 году, а в 1949 году он заработал вновь. Но требования современного внутреннего судоходства постепенно росли, и мост перестал им соответствовать, поэтому в 1993 году немцы решили построить рядом другой мост через Везер. Он расположился севернее старого, всего в 50 м от него. Пролёты обоих мостов совершенно идентичны, чтобы проходящие по Везеру суда не сталкивались с дополнительными препятствиями.

5. Бриарский мост-канал


Акведук в Бриаре является одним из старейших во Франции. Многие современные каналы были построены по его аналогии. Это гидротехническое сооружение связало между собой реки Сену и Луару. У Бриарского моста-канала очень солидная длина - 56 км при глубине 1,8 м. Строить его начали ещё в далёком 1604 году, а закончили в 1642 году. Канал стал частью системы, соединяющей с бассейном Роны, после того как были построены Центральный и боковой Луарский канал. Идея построения канала принадлежала герцогу Сюлли, а Генрих IV его поддерживал. Основной задачей канала на тот момент было стремление активизировать торговлю зерновыми, чтобы ослабить проблему нехватки хлеба в регионе. На строительстве канала использовался труд 6-12 тыс. человек.
Технический прогресс в мире заставил в 1890-1896 годах построить через Луару ещё один великолепный водный мост, собранный из стальных конструкций. Он долгое время был самым длинным на континенте - 662 метра при ширине 11,5 м. Акведук опирается на могучие каменные опоры.
С обеих сторон водного моста построено по обелиску с пилястрами, на которых изображены важнейшие французские города. Сверху их украшают красивые фонари, а внизу виден нос корабля. Такие же чугунные фонари распределены по всей длине канала. Когда кто-то плывёт по этому каналу на лодке, то у него возникает ощущение, что он находится в русле крупной реки.


Чаще всего статуи и памятники изображают людей, но иногда вместо них можно видеть животных, мифических существ и вообще что угодно. Люди с пещерных вр...

6. Акведук Эйвон


Самым высоким и длинным в Шотландии судоходным акведуком является Эйвон. По нему протекает канал Юнион возле Linlithgow и West Lothian. Мост имеет длину 250 м и высоту 26 м. По длине в Великобритании он уступает только уэльскому акведуку Понткисиллте. Архитектором этого водного моста был Томас Телфорд. Мост имеет 12 арок, а вода по нему течёт по чугунному жёлобу. По одной из его сторон проходит узкая пешеходная дорожка.

7. Акведук Хаверуд


Этот водный мост, построенный в Швеции, было особенно трудно прокладывать. Из-за неподходящей почвы строители не могли воспользоваться традиционным замком для завершения канала Дасланд, поэтому они решили построить над водопадом 30-метровый стальной мост. Им пришлось проявить всю мощь своего технического гения, чтобы справиться со столь сложной задачей. У водопада одна река впадала в другую. В 1860 году здесь построили длинный акведук, с помощью которого воду удалось доставить в расположенное неподалёку селение.
В наши дни акведук Хаверуд превратился в туристическую достопримечательность и своеобразный аттракцион, в котором задействованы сразу река, водный мост и железная дорога. Особой популярностью у путешественников пользуются прогулки на небольших корабликах по каналу Дасланд.

8. Акведук Рингваарт Хаарлеммермеер


В западной части Нидерландов, возле городка Роелофарендсвеен проложен канал Рингваарт, который посредством акведука пересекается с автомобильной трассой А4. Это старейший в Голландии акведук, несмотря на то, что построен он был лишь в 1961 году. В 2006 году он претерпел расширение, под ним проложили ещё пару дорог, одна из которых железная. В настоящее время длина акведука выросла до 1800 м.


Казань является одним из красивейших и старейших волжских городов. Столица нынешнего многонационального Татарстана сочетает в себе западные технологии...

9. Акведук Понт дю Сарт


Этот водный мост в Бельгии является продолжением Центрального канала, возле города Хоуденг-Гоегнис он пересекает сверху автомобильную развязку дорог №535 и №55. Бетонный акведук имеет длину 498м и значительную ширину - 46 м. Вес конструкции составляет 65 000 т, её поддерживают 28 пилонов диаметром по 3 м.

10. Акведук Велувемеер


Этот водный мост находится на востоке Голландии. С помощью этой уникальной конструкции голландцы соединили между собой два искусственных водоёма. Вначале власти намеревались построить здесь обыкновенный автомобильный мост, но данный проект оказался структурно неудобным, да и более дорогим. Поэтому над протокой, соединяющей водоёмы, вместо классического моста появился универсальный мост, способный пропускать как автомобили, так и небольшие корабли. Большие же суда не смогут вписаться в геометрию его канала. По расположенному под мостом подземному тоннелю в день проезжает около 30 000 автомобилей.
Уровень водоёмов возле Велувемеера регулируется системой водохранилищ и плотин, но даже в этом случае иногда автомобильный тоннель затапливает водой - ведь не стоит забывать, что Нидерланды расположены ниже уровня моря. Эта водная эстакада имеет ширину 25 м, а длина её составляет 19 м. Данный акведук проходит по границе, разделяющей материковую часть Нидерландов от самого большого в мире насыпного острова Флеволанд. Вдоль проходящей поблизости трассы № 302 сделаны пешеходные дорожки, с которых удобно рассматривать местные пейзажи.

Туристов в Европе могут удивить не только древние замки и крепости, но и современная инженерная архитектура, такая как, например, Магдебургский мост в Германии. Это водная переправа через реку Эльбу длиной около 900 метров, шириной 34 и глубиной около 4-х метров, действующая с 2003 года. Она соединяет два судоходных канала – Эльба-Хафер и Среднегерманский, которые проходят в направлении густонаселенной и перегруженной промышленностью долины Рура.

Из истории создания…

Объединение каналов задумали задолго до того, как эти планы воплотились в реальность. Впервые предложение о постройке переправы было высказано в 1877 году, а начали сооружение узла для подъема судов лишь только в 1919-м, когда необходимо было восстанавливать народное хозяйство страны, подорванное Первой мировой войной.

Почти 20 лет продолжались подготовительные работы, и в 1938-м году, когда уже заканчивалось строительство судоподъемника Ротензее и мощных быков, которые должны были поддерживать желоб, строительство остановилось. В этот момент вступила во Вторую мировую войну.

В послевоенные годы Магдебург оказался на территории ГДР, и правительство республики не стало достраивать это дорогое и трудоемкое сооружение. Работы по строительству Магдебургского водного моста продолжились только через семь лет после объединения Германии, с 1997 года, и длились шесть лет — до октября 2003-го.

Обошлось это удовольствие немцам примерно в 500 миллионов евро, на него израсходовали 24 тысячи тонн стальных конструкций и 68 тысяч кубометров бетона. Такие расходы оправдываются сокращением пути грузовых и пассажирских кораблей от Берлина до Ганновера и других портов Рейна на 12 км., которые раньше делали крюк через Эльбу и два шлюза. Ведь раньше в летний период, когда уровень Эльбы значительно понижался, баржи не могли по ней пройти. Теперь эта проблема решена.

Большая часть сооружения проложена над сушей (690м), а над водой только 228м. За год через него может пройти около 1300 тонн различных грузов, что на 50% больше, чем до появления переправы.

Почему стоит побывать на Магдебургском водном мосту?

Разве не интересно пройтись или проплыть по самой большой европейской водной переправе? По каналу постоянно движутся грузовые и прогулочные суда, баржи и яхты, а по пешеходной части прогуливаются туристы, наслаждаясь чудесными видами.

Пешеходы и велосипедисты могут попасть на мост в любое время. Рядом есть автомобильная стоянка и музей, где можно познакомиться с историей строительства этого огромного водного перекрестка, аналогов которому нет больше ни в одной стране.

Как добраться:

За час-полтора быстрой ходьбы сюда можно добраться от центральной части Магдебурга. Но гораздо приятнее совершить это путешествие на взятом в аренду велосипеде, что намного сократит и облегчит дорогу. Для любителей водных прогулок организуются маршруты из Магдебурга и обратно через переправу и судоподъемники.