Местоимения в русском языке 1 лица. Личные местоимения
Конспект урока + презентация
Тема: " Местоимения 1-го,2-го и 3-го лица."
Цель: усвоение темы урока.
Задачи:
I . Обучающая:
Знакомство детей с:
Местоимениями
Местоимениями 1-го лица
Местоимениями 2-го лица
Местоимениями 3-го лица
С родом местоимениями 3-го лица единственного числа
II . Развивающая:
1) Развитие умений и навыков:
Определение местоимения как части речи
Определение лица местоимения
Определение рода местоимения в 3-м лице единственном числе.
2) Развитие психических процессов:
Восприятие
Внимание
Воображение
Мышление
· сравнение
· обобщение
3) Развитие речи:
Произносительный уровень
Лексический уровень
Грамматический уровень
Уровень связного высказывания.
III . Воспитательная:
Воспитание нравственной личности:
Активность
Ответственность
Самостоятельность
Чувство собственного достоинства
Уважение к достоинству других.
Оборудование: доска, наглядность.
Ход урока.
I . Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)
Меня зовут Валерия Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
II . Словарная работа.
Замените одним словом и запишите.(Выполняет один ученик одно слово на доске)
1. Почтовый служащий,разносящий письма и газеты (Почтальон) .
2. Снежная буря (Вьюга) .
3. Вход в здание (Подъезд).
4. Растолковать, сделать понятным (Объяснить) .
5. Верхняя легкая одежда женщин (Платье) .
6. Животное, близкое по строению к человеку (Обезьяна) .
Проверим (Слайд 2)
III . Актуализация ранее полученных знаний .
Запишите предложение со словосочетанием " съёмка фильма " (В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.). (Слайд 3)
Указать части речи.
Указать зависимые слова.
Указать падеж у имен существительных и прилагательных.
Ребята, что такое местоимение? (Это часть речи, которая не называет предмет,а указывает на него). (Слайд 4).
Для чего употребляем местоимения?
IV . Этап усвоения новых знаний.
На доске вы видите местоимения и таблицу. Давайте разберемся как её заполнить.(Слайд 5)
Когда говорит кто-то от первого лица? (Я) .
А если я и еще кто-то? (Мы) .
А во втором лице? (Ты и вы) .
А если говорим о ком-то? (он /она/оно, они) .
С каждым ответом вывешиваю правильные ответ в таблицу. (Слайд 6)
Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он/она/оно они
Ребята, а в каком лице можно в единственном числе еще и по родам изменять?
Прочитаем правило на стр. 52 (Дети читают).
V . Этап развития умения и навыка.
С подсказкой
Давайте выполним упражнение 377 (Дети читают). (Слайд 7)
Нужно определить лицо, число в выделенных местоимениях. (она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. , ты - ед.ч. , 2 л. , он - ед.ч. , 3 л. , м.р.) .
Без подсказки
На доске записан текст, где нужно заменить имена существительные местоимениями:
Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к
обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать.
(По Н. Носову. 24 слова) . (Ребята - они - дети. Они - мн.ч. , 3 л. . Горка - она. Она -ед.ч. , 3 л. , ж.р.).
VI . Обобщение.
Итак, ребята, что такое местоимение? (- это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него) .
Назовите местоимение
1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы)
2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы)
3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)
VII. Задание на дом.
Стр. 53 Упр. 378, правило на стр. 52.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема: «Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.» Учитель 4 класса «Б» Гаврилова В.М.
Словарь: Почтальон, вьюга, подъезд, объяснить, платье, обезьяна.
съёмка фильма В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.
Местоимение Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо 2 лицо 3 лицо
Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он / она / оно они
Упражнение 377 Она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. Ты - ед.ч. , 2 л. Он - ед.ч. , 3 л. , м.р.
Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.)
Целый день ребята трудились. Они строили снежную горку во дворе. Только к обеду она была готова. Дети полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.) Они - мн.ч. , 3 л. Она - ед.ч. , 3 л. , ж.р.
Что такое местоимение? Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Назовите местоимение 1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы) 2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы) 3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 4 класс. Тема: Местоимение. закрепление.
Обобщение и систематизация знаний о местоимении.Развитие умения правильно употреблять местоимения в речи, в тексте.Развивать умения правильно писать местоимения с пердлогами.Воспитывать интерес к русс...
открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"
Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....
Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном
Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....
Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.
Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.
(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)
Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.
А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.
(Ребята были вытянутые и длинные).
Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.
Нас запутало местоимение.
Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
Разряды местоимений по значению
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Разряды местоимений
местоимений |
Местоимения |
Как изменяются |
местоимения |
я, ты, он (она, оно), мы вы, они |
По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам |
Вопросительные местоимения |
кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков? |
Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам |
Возвратные местоимения |
Оно не имеет именительного падежа, рода и числа |
|
Относительные местоимения |
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков |
Изменяются по падежам |
Неопределенные местоимения |
некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др. |
Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам. Также некоторые неопределенные местоимения |
Отрицательные местоимения |
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа |
Притяжательные местоимения |
мой, твой, свой, наш, ваш |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Указательные местоимения |
тот, этот, такой, таков, сколько |
Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам |
Определительные местоимения |
весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Личные местоимения имеют морфологический признак лица :
1 лицо: я, мы;
2 лицо: ты, вы;
3 лицо: он, она, оно, они.
У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.
Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.
Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.
Местоимение он мужского рода: он пришел.
Местоимение она женского рода: она пришл-а.
Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.
Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).
Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.
лицо |
ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.) |
мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. ) |
я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне) |
мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас) |
|
ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас) |
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас) |
|
он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) |
они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них) |
Говорите правильно местоимение ИХ!
Их одежда
Мальчик - Я выучил.
Девочка - Я выучила.
Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.
Рис. 4.
Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?
«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.
Рис. 5.
Мальчики, вы выучили уроки?
Девочки,вы пойдёте в школу?
Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.
Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.
1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.
Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.
2. Подарить (ты) обезьянку?
Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.
3. (Она) Яшкой зовут.
Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.
4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.
Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.
5. Пусть она пока у (ты) поживёт.
Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.
6. С (она) весело.
(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.
7. Так у (я) появилась обезьянка.
(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
3. Русский язык в странах СНГ ().
1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.
Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.
3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.
2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.
3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно
дружу с …
4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.
4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.
§ 1 Что такое личные местоимения
В этом уроке продолжим знакомство с местоимениями и подробно поговорим о личных местоимениях.
В русском языке существует несколько групп местоимений. Одна из них - это личные местоимения.
Местоимения, которые указывают на лица или предметы, но не называют их, относятся к личным местоимениям.
Например: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
§ 2 Личные местоимения 1 лица
Различают личные местоимения 1, 2, 3 лица (в зависимости от того, кто о ком рассказывает) единственного и множественного числа.
Личные местоимения 1 и 2 лица указывают на участников диалога.
Местоимение 1 лица единственного числа - я - указывает на самого говорящего, во множественном числе местоимение 1 лица - мы - указывает на говорящего вместе с другими лицами.
Например: Я сегодня вернулся из школы рано, и мы с мамой пошли в зоопарк.
§ 3 Личные местоимения 2 лица
Местоимения 2 лица единственного числа - ты - указывает на человека, к которому обращаешься, а местоимение множественного числа - вы - обычно называет несколько человек, твоих собеседников.
Например:
Ты прекрасна, спору нет…
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Но личное местоимение вы может обозначать как группу людей, так и одного человека. Когда необходимо обратиться к человеку, который старше вас, следует использовать в своей речи местоимение Вы.
Например: Надежда Николаевна, Вы не могли бы объяснить мне домашнее задание?
В таком обращении проявляется уважительное отношение к собеседнику и культура человека. При этом местоимение Вы пишется в предложении с заглавной буквы.
А при обращении к друзьям, родным и близким нам людям чаще всего употребляется местоимение ты, что свидетельствует об особом доверительном отношении.
§ 4 Личные местоимения 3 лица
Личные местоимения 3 лица указывают на людей, животных или предметы, которые не участвуют в диалоге.
Только местоимения 3 лица единственного числа имеют род. В предложениях местоимение ОН используется вместо существительных мужского рода, ОНА - женского, ОНО - среднего.
На человека мужского пола можно указать с помощью местоимения 3 лица единственного числа - он, на женщину, девочку - с помощью местоимения она.
Например:
После уроков ко мне подошел мой одноклассник Коля. Он объяснил мне решение трудной арифметической задачи.
Она выбежала в сад и через несколько минут принесла крошечного котёнка. Он жалобно мяукал.
В последнем предложении личное местоимение 3-го лица он используется вместо существительного котёнок (м.р., ед. число).
Если необходимо указать на какой-либо предмет среднего рода, то следует использовать личное местоимение единственного числа - оно.
Например: На яблоне осталось только одно яблоко. Оно было такое спелое, наливное.
Местоимение 3 лица множественного числа - они - указывает на группу людей, не участвующих в разговоре, либо на группу предметов и т.д.
Например: Ребята подошли к школе. Они громко разговаривали, обсуждая вчерашний футбольный матч.
§ 5 Роль личных местоимений в предложении и их правильное использование
Личные местоимения играют важную роль в русском языке, они позволяют нам избегать в речи повторов.
Но эти местоимения необходимо правильно употреблять, иначе может получиться так:
Она взяла эту книгу у своей подруги. Она была на подоконнике.
В данном случае непонятно, на подоконнике была книга или подруга?
Местоимения в предложениях необходимо употреблять так, чтобы было понятно, вместо какого слова они используются. Говоря о чём-то или о ком-то в первый раз, не стоит употреблять личные местоимения, вашему собеседнику будет непонятно о ком или о чем идет речь в предложении.
§ 6 Краткие итоги урока
Местоимения, которые указывают на лица или предметы, но не называют их, называются личными местоимениями. Они бывают 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Только личные местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам.
Список использованной литературы:
- Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Москва, «Вако», 2014.
- Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. Экзамен, Москва, 2008.
- Занимательная грамматика. Н.Ф. Александрович. «Народная планета», Минск, 1965.
- Учимся играя. В. Волина. «Новая школа», Москва, 1994.
Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.
Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.
(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)
Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.
А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.
(Ребята были вытянутые и длинные).
Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.
Нас запутало местоимение.
Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
Разряды местоимений по значению
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Разряды местоимений
местоимений |
Местоимения |
Как изменяются |
местоимения |
я, ты, он (она, оно), мы вы, они |
По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам |
Вопросительные местоимения |
кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков? |
Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам |
Возвратные местоимения |
Оно не имеет именительного падежа, рода и числа |
|
Относительные местоимения |
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков |
Изменяются по падежам |
Неопределенные местоимения |
некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др. |
Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам. Также некоторые неопределенные местоимения |
Отрицательные местоимения |
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа |
Притяжательные местоимения |
мой, твой, свой, наш, ваш |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Указательные местоимения |
тот, этот, такой, таков, сколько |
Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам |
Определительные местоимения |
весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Личные местоимения имеют морфологический признак лица :
1 лицо: я, мы;
2 лицо: ты, вы;
3 лицо: он, она, оно, они.
У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.
Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.
Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.
Местоимение он мужского рода: он пришел.
Местоимение она женского рода: она пришл-а.
Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.
Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).
Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.
лицо |
ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.) |
мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. ) |
я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне) |
мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас) |
|
ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас) |
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас) |
|
он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) |
они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них) |
Говорите правильно местоимение ИХ!
Их одежда
Мальчик - Я выучил.
Девочка - Я выучила.
Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.
Рис. 4.
Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?
«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.
Рис. 5.
Мальчики, вы выучили уроки?
Девочки,вы пойдёте в школу?
Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.
Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.
1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.
Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.
2. Подарить (ты) обезьянку?
Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.
3. (Она) Яшкой зовут.
Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.
4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.
Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.
5. Пусть она пока у (ты) поживёт.
Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.
6. С (она) весело.
(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.
7. Так у (я) появилась обезьянка.
(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
3. Русский язык в странах СНГ ().
1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.
Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.
3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.
2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.
3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно
дружу с …
4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.
4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.
Местоимение является самостоятельной частью речи. Его особенность в том, что оно указывает на предмет, свойство, количество, но не называет их. Само слово «местоимение» говорит о замещающей функции этой части речи. Термин является калькой с латинского pronomen, а оно - с греческого antonymia, которое дословно переводится «вместо имени».
Местоимения - одни из самых частотных слов. Они занимают третье место по частоте употребляемости. На первом месте - существительные, на втором - глаголы. Однако из 30 наиболее частотных слов целых 12 местоимений. 5 из них - личные, остальные распределены по разным разрядам. Местоимения третьего лица в русском языке занимают важную нишу. Их 3 среди наиболее частотных слов - он, она, они.
Разряды местоимений
В школе тема местоимений начинает изучаться с 4 класса.
Выделяют такие группы местоимений, как личные, притяжательные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные.
Личные местоимения обозначают лицо или предмет: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Притяжательные указывают на принадлежность кому-либо и отвечают на вопрос: «Чей?». Это мой, твой, его, ее, наш, ваш, их и лишенное лица - свой.
Возвратные (себя, себе ) - на обращенность на себя.
Вопросительные (кто, что, когда и др.) используются в вопросительных предложениях.
Относительные (те же кто, что и др., но в придаточных предложениях) играют роль союзных слов.
Неопределенные (кто-то, чей-нибудь, некоторый и др.) используются, когда нам неизвестно количество, предмет или признак.
Отрицательные (никто, ничей, нигде и др.) указывают на отсутствие всего указанного.
Указательные направляют наше внимание на конкретные предметы и признаки, а определительные (сам, весь, другой и др.) - помогают их уточнить.
Категория лица
Категория лица показывает отношение действия к говорящему. Ей обладают глаголы и некоторые местоимения. Как известно, существует 3 лица. Первое лицо указывает на говорящего(-щим) или принадлежность говорящему(-щим): я, мы, мой, наш . Второе лицо - на собеседника (-ов) или принадлежность собеседнику(-ам): ты, вы, твой, ваш. Третье - указывает на предмет, явление или лицо, о котором ведется речь или принадлежность этому лицу(лицам). Какие местоимения относятся к 3 лицу? Он, она, оно, они, его, ее, их.
Категория лица есть у личных и притяжательных местоимений. Личные местоимения можно соотнести с существительными. Они отлично заменяют их в предложениях и обладают теми же категориями: родом, числом и падежом. Они указывают на предмет, явление или лицо и играют в предложении роль подлежащего. А притяжательные сходны с прилагательными. Они тоже имеют род, число и падеж, но согласуются с существительными и указывают на признак предмета - его принадлежность.
Личные местоимения
Личные местоимения играют огромную роль в языке. Со слова «я» начинается самосознание каждого ребенка. Как только малыш начинает говорить о себе в первом лице, а не в третьем, называя себя по имени, начинается новый период развития. Обычно это происходит в три года.
Без слов «ты» и «вы» нам было бы гораздо сложнее обращаться к собеседнику. А местоимения третьего лица - он, она, оно, они - сокращают речь и помогают избежать лишних повторов и ненужных поисков синонима.
Местоимения первого лица - я и мы. Второго - ты и вы . Третьего - самые многочисленные из-за наличия категории рода. Есть целых 3 местоимения третьего лица единственного числа - он, она, оно. И всего одно во множественном - они. Так же, как прилагательные, оно лишено рода и универсально для всех родов, поэтому всего одно.
Как же склоняются личные местоимения третьего лица по падежам?
Можно заметить интересную закономерность. В косвенных падежах местоимения третьего лица имеют окончания прилагательных -его
(ср.: синего
). Однако у местоимения она
форма родительного и винительного падежа ее
составляет исключение. У прилагательных в этих случаях будут окончания -ей
(синей
) и -юю
(синюю).
Склонение местоимений без предлогов
Именительный (кто, что?) - Он, она, оно, они.
Родительный (кого? чего?) - его, ее, его, их.
Дательный (кому? чему?) - ему, ей, ему, им.
Винительный (кого? Что?) - его, ее, его, их.
Творительный (кем? Чем?) - им, ей, им, ими.
Предложный (о ком? О чем?) - о нем, о ней, о нем, о них.
Почему в последнем случае без предлога не обошлось? Как известно из школьного курса, предложный падеж так называется именно потому, что в нем невозможно употребление существительных и местоимений, лишенных предлогов.
Предлоги
Давайте посмотрим, как склоняются местоимения третьего лица с предлогами.
В именительном падеже предлоги не применяются.
К предлогам родительного падежа относятся: Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для (него, нее, них
)
В таком случае местоимение отвечает на более многочисленный круг вопросов. К вопросам родительного падежа «кого? », «чего? » добавляются предлоги: «Без кого? - без него. Из чего? - из него ». Во всех косвенных падежах при появляются вопрос с пространственным значением: "Где? Куда? Откуда?"
Предлоги дательного падежа - к и по (нему, ней, ним
) Вопросы "Где? Куда?" - к ней!
Предлоги винительного падежа - на, за, под, в, во, через, про (него, нее, них
) Вопросы также "Где? Куда?"
Предлоги творительного падежа - над, за, под, перед, с, со, между (ним, ней, ними
)
Предлоги предложного падежа - в, о, об, на, при (нем, ней, них
). Отвечают они на вопрос "О ком? О чем? Где?"
Загадочная буква н
Можно заметить, что при употреблении всех этих предлогов в начале местоимений прибавляется н-: с ним, по ней, за него, между ними. Исключение составляют производные предлоги: благодаря, согласно, вопреки, навстречу. Например, навстречу ему.
Откуда же взялась загадочная буква н? Несколько веков назад предлоги в, к и с имели другой вид - вън, кън, сън. Они состояли из 3 звуков. Буква Ъ - ер, звучала как приглушенный гласный. Получается, что местоимения с предлогами писали так: вън его, кън ей. Предлоги со временем упростились, а вот согласное н прижилось в языке и стало восприниматься как часть самих местоимений. Поэтому употребление этой буквы распространилось и на другие предлоги, к которым первоначально это не относилось.
Еще немного истории
Можно заметить еще одну странную особенность. Форма именительного падежа местоимений как будто никак не соответствует косвенным. Это не случайно. Действительно, когда-то в языке существовали такие указательные местоимения: для мужского рода - и, для женского - я, для среднего - е. Именно их формами и являлись привычные «его, им, ее»... Но эти короткие местоимения легко путались с союзом и, а также местоимением я.
Существовали и другие указательные местоимения: знакомые нам он, она, оно. Однако склонялись они по-другому:
Именительный - он.
Родительный - оного.
Дательный - оному.
Творительный - оным.
Предложный - об оном
.
Местоимение третьего лица множественного числа тоже существовало - оные
или оны
.
Из-за удобства именительный падеж первых местоимений (и, я, е) заменился именительным падежом вторых. А вот косвенные формы остались. Косвенные падежи от местоимения «он» тоже никуда не исчезли. Они употреблялись в языке и некоторые из них живы до сих пор. Они носят архаичный или ироничный характер: во время оно, за неимением оного.
Притяжательные местоимения третьего лица
Притяжательные местоимения первого лица - это мой, наш
. Второго - твой, ваш
. Третьего - его, ее
и их
. Почему их на одно меньше? Куда пропало местоимение среднего рода? Дело в том, что оно совпадает с местоимением мужского рода - его.
А вот притяжательные местоимения третьего лица по падежам не склоняются. Все они соответствуют формам родительного или винительного падежа личных местоимений: его, ее, его, их
. В предложениях они не меняются (ее шапка - ее шапку
) в отличие от тех же местоимений первого и второго лица: (моя шапка - мою шапку, твоя шапка - твою шапку
).
Ошибки при употреблении личных местоимений
Одна из возможных ошибок - пропуск буквы -н после предлогов. «Возле его росли деревья», «пришел к ей в гости» - звучит неграмотно.
Использование местоимений в качестве слов-заместителей может порождать двусмысленности. Поэтому нельзя использовать местоимение, если в предыдущем предложении нет замещаемого слова. Особенно коварна такая ситуация, если в предложении есть другое слово того же числа или рода. Это может создать даже комический эффект.
Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел.
Здесь хоть и назван один из участников дуэли, но присутствует слово во множественном числе. Поэтому «они» оказывается отнесенным к слову «панталоны». Вот как осторожно нужно обращаться с местоимениями третьего лица! Примеры доходят до абсурда:
Герасим был очень предан барыне и сам ее утопил.
Ситуация аналогична, только местоимение «ее» и близкое по форме существительное оказались в одном предложении. Слово «собачка» или имя «Муму» затерялось где-то в предыдущих предложениях, а «барыня» оказалась в опасном соседстве местоимения.
Если предложение содержит несколько существительных одного рода или числа, то в следующем предложении или второй части сложного предложения также некорректно использовать замещающие местоимения.
Из США на почту пришла посылка. Скоро она закрылась на обеденный перерыв (Почта или посылка?)
В разговорной речи местоимения употребляются гораздо чаще и в ней допустимо использовать их и при отсутствии замещающих слов. Дело в том, что в жизни сама ситуация часто подсказывает, о чем идет речь, а говорящему могут помочь мимика и интонация. А вот в письменной речи или при устном выступлении таких ошибок необходимо избегать.
Ошибки при употреблении притяжательных местоимений
Поскольку притяжательные местоимения третьего лица совпадают с формами родительного и винительного падежа личных местоимений, ошибочным оказывается их образование по образцу других притяжательных местоимений и добавление суффикса -н и окончания -ий/ый, характерных для прилагательных. Всем известно, что несуществующее слово «ихний» в речи человека оно характеризует его культуру и грамотность не с лучшей стороны. Талантливый писатель может сыграть и на ошибках в речи. Чтобы воспроизвести просторечный стиль письма крестьянского мальчика, А.П. Чехов помимо других слов использует и ошибочную форму местоимения: «...А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать ». Но все же писатели на то и мастера слова, что отлично осознают нормы языка и именно благодаря этому могут играть отклонениями от этих норм.
Выводы
Таким образом, местоимения третьего лица - это хоть и короткие, но очень важные слова и в речи почти невозможно без них обойтись. Поэтому важно хорошо знать правила их склонения и употребления и грамотно пользоваться этими словами.