Наука и образование первой половины 19 века. Образование и наука в XIX веке. Прогресс в химии

Математика, астрономия, физика
В первой половине 19 в. французский математик Огюстен Коши и его последователи разработали математическое обеспечение физики, астрономии и других естественных наук-в основном в направлении теории вероятностей.
Видный немецкий математик Карл Фридрих Гаусс провел фундаментальные исследования по алгебре, теории чисел, дифференциальной геометрии. Российский ученый Николай Лобачевский и немецкий математик Бернард Риман создали новые представления о пространстве-невклидову геометрию. В 80-90-е годы русский астроном Федор Александрович Бредихин разработал механическую теорию кометных форм, а также теорию метеорных потоков.
Физика
В 19 веке наиболее заметным открытием в физике был закон сохранения и превращения энергии. Основываясь на предыдущих экспериментах и теоретических заключениях, в 40-х годах этот закон сформулировал немецкий естествоиспытатель Юлиус Роберт Майер и математически обосновал другой немецкий ученый Герман Гельмгольц . В 1831 году английский физик Майкл Фарадей констатировал что в замкнутом проводнике, который пересекает силовые линии магнитного поля, возникает электрический ток. Через несколько лет русский ученый Эмилий Христианович Ленц определил направление индукционного тока. В 1865 году английский ученый Джеймс Клерк Максвелл пришел к выводу что свет имеет электромагнитную природу.
Химия
Английский исследователь Джон Дальтон создал атомную теорию строения вещества. В 1869 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев , основываясь на атомном весе и валентности, открыл периодический закон химических элементов. В 1889 году шведский физико-химик Сванте Август Аррениус открыл что электричество проводят и некоторые химические растворы.
Другие естественные науки, медицина
Английский геолог Чарлз Лайель выдвинул теорию медленных, постепенных процессов эволюции земной поверхности. Основоположниками клеточной теории, установившей единый принцип строения как одноклеточных, так и многоклеточных организмов были немецкие ученые Теодор Шванн и Маттиас Шлейден . В 1865 году австрийский естествоиспытатель Грегор Иоганн Мендель открыл закономерности наследственности организмов, положил начало генетике. Французский ученый Клод Бернар , систематически эксперементируя, объяснял биологические процессы посредством химических реакций и стал основоположником физиологической химии. В разработку эволюционной теории наиболее значительный вклад внес английский ученый Чарлз Дарвин. В результате длительных наблюдений за природой и экспериментов он пришел к выводу, что все живое успешно приспособляется к природным условиям, что виды животных и растений изменчивы, что растительный мир и животный мир сформировался в результате длительного развития и естественного отбора.

Надеюсь что хоть чем-нибудь помогла.

Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

1. Приходские школы для детей крестьян; первой половине XIX века дальнейшее развитие получили образование и просвещение. Основой развития системы образования стала реформа 1803 г. Учреждались следующие типы учебных заведений:

2. Уездные училища для горожан;

3. Губернские гимназии для дворянских детей;

4. Университеты.

Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов.

Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения. Кроме Московского университета были открыты университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были в основном дворянские учебные заведения. В университеты же с каждым десятилетием все больше поступали разночинцы. Таким образом, в начале XIX века количество университетов в России увеличилось. Однако в них обучалось всего лишь 4 тысячи студентов.

Российские университеты стали заявлять о своих научных изысканиях.

В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно.

- Математика.

В области математики: Н.И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии , совершив переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида . Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 г.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени.

Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.

А.А. Марков, М.В. Остроградский - занимались теорией вероятности .

- Астрономия.

Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве . Работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве.

Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний.

Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литтров , который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов , участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма . В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.


- Развитие физики.

В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В.В. Петров . Он создал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу , нашедшую широкое практическое применение; Э.Х. Ленц сформулировал правило, определяющее направление индукционного тока ; Б.С. Якоби сконструировал несколько электродвигателей. В 1840-1850-х гг. Б.С. Якоби занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.

Инженер П.Д. Шиллинг раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург - Царское село; инженеры - механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.

- Прогресс в химии.

Менделеев установил Периодический закон химических элементов.

В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др. Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений.

Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов , открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.

- Медицина.

Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов , основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Н.В. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

- История.

Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М. Карамзин создал 12-томную Историю государства Российского; С.М. Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах; В.О. Ключевский написал «Курс русской истории».

- Языкознание.

Значительных достижений добилось языкознание. В.И. Даль в течение 50 лет трудился над составлением «толкового словаря живого великорусского языка».

- Философия.

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. В ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений. Крупные фигуры: П.Я. Чаадаев , И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Владимир Соловьев .

- География.

Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф. Белинсгаузен и М.П. Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гг.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845 г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их. Научные исследования редко субсидировались российскими предпринимателями, как в Европе.

Материальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук Демидовской премии (с 1831 г.) за опубликованные труды по науке, технике, искусству.

В первой половине XIX века продолжается развитие просвещения. До начала XIX века личные библиотеки в России были достоянием титулованной аристократии. Постепенно чтение стало не просто модой, а насущной потребностью.

В первой половине XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П. Хвостовой и А.О. Смирновой , в Москве - А.П. Елагиной , в Казани - А. Фукс .

Средством распространения просвещения среди населения стали публичные лекции университетских преподавателей. Они были разнообразны по тематике. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н. Грановского по всеобщей истории.

В целом развитие образования, просвещения и науки в первой половине XIX века достигло впечатляющих результатов.

В научной сфере в первой половине 19 века начинается дифференциация, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных), и в этом плане российская наука имела серьезные успехи. Общие социально-экономические и политические процессы, происходившие в русском обществе, оказали благоприятное влияние на научную мысль.

Естественные науки

Открытия и научные исследования ученых-естествоиспытателей способствовали развитию и укреплению материалистической традиции в русской науке. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали через просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы. Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. В 1803-1806 гг. совершилась первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Она прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о. Сахалин. В 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпках «Восток» и «Мирный» возглавили кругосветную экспедицию, открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий. Большой вклад в освоение окраинных российских земель, исследование Северного Ледовитого океана и берегов Камчатки внес адмирал Ф. П. Литке, по инициативе которого в 1845 г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). В 1821--1824 годах в ходе научных экспедиций на бриге «Новая Земля» Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. В 1828 году была опубликована книга Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821--1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире. В 1826 году Литке отправился командиром шлюпа «Сенявин» в новое кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По своим результатам это была одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу. Были описаны до того неизвестные Карагинские острова, остров Матвея и берег Чукотской Земли, определены острова Прибылова, архипелаг Каролингский (открыты острова Сенявина), острова Бонин-Сима и многие другие. Занятый историческим и гидрографическим описанием результатов экспедиции, Литке часть своих научных материалов передал академику Э. Ленцу и профессору Гельштрему. Первый напечатал в академических «Мемуарах» «О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке», второй -- «О барометрических и симпиезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах». Врангель Фердинанд Петрович, выдающийся русский исследователь, в 1820--1824 годах возглавлял экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири. В ходе экспедиции было описано побережье Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы, нанесены на карту Медвежьи острова. В 1825--1827 годах возглавлял кругосветное плавание на военном транспорте «Кроткий». В 1826 году настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии. Геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию (1893 г.) со дня его рождения пришло широкое признание его трудов, была учреждена международная премия его имени. Это открытие создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики. Почти 19 лет Лобачевский возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки. Еще очень известен математик Михаил Васильевич Остроградский. Его основные работы относятся к прикладным аспектам математического анализа, механики, теории магнетизма, теории вероятностей. Он внёс также вклад в алгебру и теорию чисел. Хорошо известен его метод для интегрирования рациональных функций (1844). В физике чрезвычайно полезна формула Остроградского для преобразования объёмного в поверхностный интеграл. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием в 1839 г. Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который и возглавил Пулковскую обсерваторию. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве, а также обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути, что явилось значительным астрономическим открытием XIX в. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд. Составленные им два каталога двойных звёзд были опубликованы в 1827 и 1852 годах. Струве принадлежит успешное измерение эгодичного параллакса звезды Веги созвездия Лиры (1837 г.). В. Я. Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Их работы по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность. Первым профессором астрономии Казанского университета был И.И. Литров, который построил небольшую обсерваторию в 1814 г. Более известен в астрономии его ученик И.М. Симонов, участник путешествия к Антарктиде. В 1819 по предложению Академии наук Симонов был назначен астрономом в новое кругосветное плавание вместе с русскими путешественниками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. М. Симонов стал первым русским астрономом, совершившим кругосветное путешествие. Он первым из русских астрономов выполнил наблюдения звёзд южного полушария неба, которые никогда не видны в России. Помимо астрономических наблюдений и определения географических координат, он проводил магнитные наблюдения и впервые установил, что Южный магнитный полюс Земли расположен на 76° ю. ш. и 142,5° в. д. Собранные Симоновым естественнонаучные и этнографические коллекции (около 180 экспонатов) были переданы Казанскому университету. Они пополнили его геологический и зоологический музеи и положили начало этнографическому музею. Симонов оставил подробное описание (путевой дневник) путешествия. Он был первым российским астрономом, который наблюдал в ноябре 1846 только что открытую новую планету Нептун. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внес В. В. Петров, продемонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги и выдвинувший идею о ее применении для сварки и плавления металла. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Инженер-металлург П. П. Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла (1831 г.), тем самым положив начало металлургии высококачественной литой стали. На основе длительного эксперимента разработал в начале 40-х. годов утерянный в средние века способ получения булатной стали. На Нижнетагильском металлургическом заводе промышленников Демидовых крепостными механиками Е. А. и М. Е. Черепановыми в 1833-1834 гг. была построена первая в России паровая железная дopoгa. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. Б. С. Якоби успешно работал в области электрохимии и открыл метод гальванотехники. В 1834 году он строит электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами. В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, - открыл гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии. Он сконструировал телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат (1850 год), руководил строительством первых кабельных линий в Санкт-Петербурге и до Царского Села. В 1839 г. построил лодку с электромагнитным двигателем. Это было первое в мире применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах. Инженер П. Л. Шиллинг 21 октября 1832 г. раньше американского изобретателя С. Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург - Царское село. Прибор, созданный Шиллингом, имел стрелочную индикацию передаваемых по электрическим проводам сигналов, которые легко расшифровывались в буквы оператором приёмного телеграфного аппарата, согласно разработанной Шиллингом специальной таблице кодов. Открытие электромагнитного телеграфа, получившего практическое применение с 50-х годов XIX в., считается одним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия. В истории физики научным трудам Э.Х. Ленца всегда будет отводиться почетное место. Многие его научные исследования относятся к физической географии. Но главным образом он работал в области электромагнетизма. Главнейшие результаты его исследований излагаются и во всех учебниках физики: Закон индукции («Правило Ленца») (1834 г.), «Закон Джоуля -- Ленца» (1842 г.), опыты, подтверждающие «явление Пельтье» (1838), опыты над поляризацией электродов (1847) и т. д. В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П. Зинин и К.К. Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и др. Его открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений. Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н. Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство. Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины. Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии в 1799 г. и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847 г.), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Четырехтомный атлас Пирогова “Топографическая анатомия”, выходивший с 1851 по 1859 гг., получил мировую известность.

В начале XIX века наука России достигает впечатляющих успехов - значительно развивается русская история, филология и география.

Н.М. Карамзиным была написана обширная «История государства Российского», которая включала в себя 12 томов, причем написана она была исключительно литературным языком. Выделяют и деятельность А.Х. Востокова, который стал основателем русской палеографии, тем самым значительно повлияв на развитие русской филологии.

Развитие науки в начале XIX века: научные октрытия

Примечательно то, что в первой половине XIX века русскими моряками было совершено приблизительно 40 кругосветных путешествий . Начало подобным экспедициям положили выдающиеся деятели Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн.

В 1821 году была открыта Антарктида - благодаря экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена к Южному полюсу. А русское географическое сообщество начало свою работу в 1845 году.

Развивались и другие, немаловажные науки, как астрономия, математика и физика. Образцовая астрономическая обсерватория под Петербургом была открыта в 1839 году и была оборудована крупным телескопом. Была создана Н.И. Лобачевским неевклидовая геометрия, а открытия и работы таких русских математиков, как М.В. Остроградский и В.Я. Буняковский, получили мировое признание.

Физика развивалась быстрыми и ошеломляющими темпами: П.Л. Шиллинг создал электромагнитный телеграф в 1832 году, В.В. Петров также сделал важное открытие - электрическую дугу в 1802 году, Б.С. Якоби усердно работал нал созданием электрического двигателя и сделал еще одно открытие – гальваноплатиску.

К началу XIX века относится и успешное развитие русской медицины и химии. А. М. Филомафитский работал над переливанием крови, а Н. И. Пирогов использовал наркоз при операциях, применяя обезболивающие средства и антисептики. Важным открытием для химии было получение анилиновых красителей из бензола – это удалось русскому химику Н. Н. Зинину.

Образование в первой половине XIX века

Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным.

Представители купечества, мещанства и ремесленники отныне имели возможность получить полноценное образование и обеспечить такую возможность и для своих детей. Наряду с уже созданными ранее крупными российскими университетами – Московский, Казанский, Петербургский – развиваются и дворянские учебные заведения.

Созданная Александром I ступенчатая образовательная система продолжала развиваться и совершенствоваться. О высоком уровне развития в этой сфере говорит значительное увеличение количества библиотек, в том числе – и частных. Расширяется и усиливается влияние газет и журналов, многие из них становятся популярными – «Вестник Европы», «Северная пчела», «Сын отечества».

Интерес к такому роду образования и развлечения постепенно увеличивает издание журналов. Повышение уровня образованности у населения обуславливается тем, что теперь разные слои общества могут получать необходимые для них и их деятельности знания. Поэтому сфера образования постепенно видоизменяется и совершенствуется, реагируя на изменения в социально-общественной среде.