Первый арктический конвой в истории

12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел небольшой караван судов, в составе шести британских и одного датского судна. В сопровождении конвоя следовали корабль противовоздушной обороны (ПВО), эсминец и пять вооруженных траулеров. Для дальнего прикрытия каравана в море вышла авианосно-крейсерская группа в составе авианосца «Victirious», двух крейсеров и трех эсминцев. В Адмиралтействе операция по проводке этого каравана получила наименование «Дервиш» (позднее получил буквенную литеру PQ-0*). Конвой благополучно прибыл в Исландию, откуда 21 августа 1941 года взял курс на Архангельск.

31 августа 1941 года в 16.45 конвой «Дервиш» прибыл к Северо-Двинскому маяку . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой прибыл в Архангельск без потерь. Танкер «Алдерсдейл» проследовал в порт Молотовск (Северодвинск), к нефтебазе, где его разгрузили. Транспорты были проведены лоцманами в порт и поставлены к причалам Архангельского порта под разгрузку. Британские транспорты «Нью Вестминстер Сити», «Ланкастриен Принс», «Трехата», «Эсне» и голландское судно «Алчиба» разгружались в грузовом районе Бакарица, а «Лланстефан Касл» поставили к причалу Красной пристани, в центре города.

На судне «Лланстефан Касл» прибыли летчики и обслуживающий персонал в количестве 524 человек (30 офицеров, 37 унтер-офицеров и 457 рядовых). Это были военнослужащие 151 авиакрыла Британских Королевских военно-воздушных сил, сформированного в Великобритании в июле 1941 года, в составе двух эскадрилий.

На транспортах конвоя было доставлено 10000 тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 1500 тонн форменных ботинок, 15 истребителей типа «Харрикейн» в разобранном состоянии (часть – на судах, в контейнерах, а часть – на борту авианосца) и множество другого необходимого на фронте военного снаряжения и оборудования.

Англичан расселили на пришвартованном к Кегострову старом колесном пароходе, а мастерские кегостровского аэродрома были превращены в маленький авиационный завод. Началась сборка истребителей. Уже к 12 сентября все 15 самолетов были собраны и переброшены под Мурманск, на аэродром Ваенга, где стало базироваться 151-е авиакрыло Британских Королевских военно-воздушных сил.

28 сентября 1941 года из Архангельского порта в Великобританию вышел первый обратный союзный конвой QP-1, состоявший из пяти британских и одного датского транспорта, прибывших с конвоем «Дервиш», 7 советских судов. Все транспорты были загружены пиленым лесом и рудой. 9 октября конвой QP-1 благополучно прибыл в Великобританию, в бухту Скапа-Флоу. Все транспортные суда, входившие в состав конвоя «Дервиш», без потерь вернулись в Британское королевство.

«Дервиш» положил начало арктическим конвоям, доставлявшим в Советский Союз военное снаряжение, технику, продовольствие. Всего в Архангельск за 4 года пришли 40 конвоев, доставивших свыше 2 млн. тонн стратегических грузов по программе ленд-лиза. За годы войны в Арктике погибло 126 союзных кораблей. Успех морских операций давался большой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17 в июле 1942 года. Из 37 кораблей до северных портов Советского Союза добралось лишь 11. Из них 6 - в Архангельск и один в Молотовск (Северодвинск).

*) До конца 1942 года конвои обозначались индексом PQ, а те, что шли в обратном направлении, на запад, - QP. Потом и до конца войны стали именовать JW и RA. Восточные конвои, шедшие Северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и Мурманск, кодировались отдельно.

Библиография Ссылки Иллюстративный материал Видеоматериал

  • ➤ Супрун, М.Н. Судьба войны на море решалась в Арктике // Правда Севера.- 2016. - №17. - С. 24-26.
  • ➤ Голышева, В.Г. Воспоминания об Арктических конвоях = A Flashback to the Arctic Convoys. - Архангельск: САФУ, 2014. – 234 с.
  • ➤ Dervish. Первый Арктический конвой союзников: . - Архангельск: Гефест, 2011. - 1 обл. (16 отд. л.)
  • ➤ Барашков, Ю.А. Арктические конвои "В настроении" Гленна Миллера. История из первых уст = Arctic Convoys "In the Mood" of Glenn Miller. The history from their own lips: книга-альбом/ [Юрий Барашков; приняли участие: Сергей Альбицкий и др., Peter Bonely и др. ; пер.: Г. Рудакова и др. ; предисл.: проф., канд. ист. наук А. Куратов]. – 2011. - 212 с.
  • ➤ Брызгалов, Виктор Васильевич. Конвой "Дервиш": реалии 1941 года // Известия Русского Севера. - 2011. - № 6. - С. 25-29.
  • ➤ Тараканов, Константин. От первого конвоя: Архангельск был перевалочной базой грузов по ленд-лизу / К. Тараканов // Волна. - 2005. - 19-25 авг. - С. 16.
  • ➤ Барашков, Юрий Анатольевич. Дервиш: альбом / Юрий Барашков. - Архангельск: М"арт, 2002?. - 43 с.
  • ➤ Брызгалов, Виктор Васильевич. "Дервиш" - первый союзный конвой в Советский Союз // Защитники Отечества: Материалы XI обл. обществ.-науч. чтений по воен.-ист. тематике. - Архангельск, 2002. - С. 23-28.
  • ➤ Война в Арктике (1939 - 1945 гг.) : [Материалы междунар. науч. конф., Архангельск, 29 авг. - 2 сент. 2000 г. / Сост. и науч. ред. М. Н. Супрун]. - Архангельск: Изд-во "Правда Севера", 2001. - 365, с.
  • ➤ К юбилею "Дервиша" : 12 авг. 1941 г. из Ливерпуля вышел конвой в составе британ. и 1 дат. судна в сопровождении эскорта // Наш Север. - 2001. - N 6. - С. 94-95.
  • ➤ Супрун, М.Н. Ленд-лиз и северные конвои,1941-1945 гг. - М. : Андреевский флаг, 1997. - 364 с.

), для заправки топливом. После короткой остановки в Хлафьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года .

Состав конвоя

Конвой состоял из 5 английских судов и 1 голландского судна, загруженных стратегически важным сырьём (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн », в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.

Грузовые суда

Грузовые суда, тоннажем свыше 1 900 тонн :

Список грузовых судов конвоя «Дервиш»
№ п/п Название судна
русское
Название судна
английское
Тип судна Страна флага № в
ордере (CR)
Тоннаж
(брт)
Год закладки Груз Экипаж/потери Дополнительная информация
1 «Альчиба» SS Alchiba грузовое судно Российская империя Российская империя 23 4427 1920 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 1 сентября в 15:00.
2 «Олдерсдейл» RFA Aldersdale (X34) флотский танкер Великобритания Великобритания -- 8402 1937 Топливо 15 августа, покинул Сейдисфьордюр (Исландия), прибыл в Хвалфьордур 16 августа 1941 года, в этот же день покинул порт с судами конвоя.
3 «Ланкастриан Принс» SS Lancastrian Prince грузовое судно Великобритания Великобритания 12 1914 1940 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:30.
4 «Ланстефан Кэстл» SS Llanstephan Castle грузовое судно Великобритания Великобритания 21 11348 1914 Стратегический груз Через Скапа-Флоу и Хвалфьордур. На борту находились два журналиста и художник Феликс Топольский. Также на борту судна находился персонал и оборудование, включая 15 разобранных истребителей «Харрикейн Mk IIB » из 151-го авиакрыла прибыл в Архангельск 1 сентября в 22:00.
5 «Нью Вестминстер Сити» SS New Westminster City грузовое судно Великобритания Великобритания 11 4747 1929 Стратегический груз Прибыл в Архангельск 31 августа в 22:00.
6 «Трехата» SS Trehata грузовое судно Великобритания Великобритания 13 4817 1928 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:00.
7 «Эшен» SS Esneh грузовое судно Великобритания Великобритания 22 1931 1919 Стратегический груз Вышел из порта Скапа-Флоу 16 августа, прибыл в Архангельск 31 августа.

Эскорт

Список судов охранения конвоя «Дервиш»
№ п/п Тип Номер вымпела Название судна
английское
Название судна
русское
Страна флага Капитан Дополнительная информация
1 Тяжёлый крейсер типа «Лондон» 39 HMS Devonshire (1927) ЕВК «Девоншир» Великобритания Великобритания С 23 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
2 Тяжёлый крейсер типа «Кент» 55 HMS Suffolk (1926) ЕВК «Саффолк» Великобритания Великобритания С 24 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
3 Эсминец типа «I» D02 HMS Inglefield (1936) ЕВК «Инглфилд» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия с 24 августа 1941 года.
4 Эсминец типа «I» D11 HMS Impulsive (1937) ЕВК «Импалсив» Великобритания Великобритания
5 Эсминец типа «E» H27 HMS Electra (1934) ЕВК «Электра» Великобритания Великобритания
6 Эсминец типа «E» H08 HMS Eclipse (1933) ЕВК «Эклипс» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 25 августа 1941 года.
7 Эсминец типа «E» H17 HMS Escapade (1934) ЕВК «Эскападе» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 24 августа 1941 года.
8 Корвет типа «Шекспир» T167 HMT Hamlet (1940) ЕВК «Гамлет» Великобритания Великобритания
9 Корвет типа «Шекспир» T138 HMT Macbeth (1940) ЕВК «Макбет» Великобритания Великобритания
10 Корвет типа «Шекспир» T05 HMT Ophelia (1940) ЕВК «Офелия» Великобритания Великобритания
11 Тральщик типа «Хальсион» J42 HMS Halcyon (1933) ЕВК «Хальсион» Великобритания Великобритания
12 Тральщик типа «Хальсион» J71 HMS Harrier (1934) ЕВК «Хариер» Великобритания Великобритания
13 Тральщик типа «Хальсион» J86 HMS Salamander (1936) ЕВК «Саламандер» Великобритания Великобритания
14 Авианосец I49 HMS Argus (1917) ЕВК «Аргус» Великобритания Великобритания 26 августа вышел и Рейкьявика.
15 Авианосец R38 HMS Victorious (1939) ЕВК «Викториес» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия
16 Флотский танкер X34 RFA Aldersdale (1937) «Олдерсдейл» Великобритания Великобритания В ордере грузовых судов конвоя

Отправившийся вместе с конвоем авианосец «Аргус » нёс 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB » из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС , в ходе операции под кодовым названием «Стрендж» 7 сентября 1941 года приземлившихся на аэродроме Ваенга-1 , расположенного недалеко от Мурманска .

Источники

Напишите отзыв о статье "Дервиш (арктический конвой)"

Отрывок, характеризующий Дервиш (арктический конвой)

– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.

Роль ленд-лиза и северных конвоев в борьбе с общим врагом в истории военно-технического сотрудничества СССР и стран антигитлеровской коалиции достаточно велика. Они послужили совместным вкладом в Победу над фашизмом. Прошли годы, сегодня самым юным участникам конвоев уже под девяносто. Тем ценнее документальные свидетельства событий тех лет…

В суровые военные годы страны антигитлеровской коалиции объединились перед грозной перспективой утраты человеческих отношений, краха цивилизации.

На следующий день после нападения Германии на СССР, 23 июня 1941 года, Уэллес, исполняющий обязанности государственного секретаря, озвучил в печати позицию президента Ф. Д. Рузвельта: «В настоящее время гитлеровские армии являются главной опасностью для американского континента». О какой-либо помощи России в ней не говорилось. Однако 8 июля 1941 года У.Черчилль обратился к И. В. Сталину с личным посланием: «Мы сделаем все, чтобы помочь Вам, поскольку позволяет время, географические условия и наши растущие ресурсы». Эти слова не остались пустым звуком. Помощь Великобритании и США началась. Было намечено несколько путей доставки военных грузов от союзников в СССР. Одним из них был северный путь.

Первый конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Но опасность встреч с подводными рейдерами противника, которые могли в одиночку сражаться с целым конвоем, была не единственной проблемой. Вмешались политики и, хотя помощь союзников была нам весьма кстати, уже 4 сентября 1941 года У.Черчилль заявил:

«До зимы мы не можем оказать никакой серьезной помощи - ни путем устройства второго фронта, ни путем обеспечения широкого снабжения нужными вам видами оружия». С приближением зимы 1941 года появилась дополнительная проблема - необходимость преодоления паковых льдов Белого моря. Судовладельцы союзных стран не хотели дополнительного ледового риска.

И тогда вспомнили о незамерзающем порте Мурманск в Кольском заливе. Эта идея понравилась всем заинтересованным сторонам. Почти 23% поставок было осуществлено северным маршрутом.

По существу, ленд-лиз (от английских слов «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду) был формой экономического сотрудничества США со странами Атлантической коалиции и Советским Союзом. Основу договоров лизинга составляли сроки, возвратность при условии соблюдения их оплаты. Имела место и бескорыстная безвозмездная помощь. Громадное значение этой формы сотрудничества заключалось в том, что страны с разными общественно-политическими системами в экстремальных условиях войны достигли взаимопонимания в борьбе с общим врагом - фашизмом. Помощь нам оказывалась большая, но это была помощь материальная. Кровь же лилась - наших солдат и моряков, спасавших свою Родину и народы мира от порабощения.

Союзники приняли на себя обязательство поставить с 1 октября 1941 года до июля 1942 года: 400 самолетов, 500 танков, 200 противотанковых ружей, артиллерийские орудия и снаряды, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий. По ленд-лизу СССР получал оборудование для восстановления разрушенных предприятий и стратегические материалы (алюминий, броневые листы, свинец, олово, молибден, толуол).

Поставлялись также транспортные средства, средства связи, продукты питания, одежда, обувь и ткани. Россия за это обещала поставлять на Запад и исправно это выполняла: платину, золото, лес, пушнину, зерно и стратегическое сырье - марганец, хром, асбест и др. Широко известен случай с «Эдинбургом», перевозившим 5,5 тонн золота в счет оплаты СССР за поставки по ленд-лизу. Он был потоплен немецкой подводной лодкой.

Наши союзники не были альтруистами, но без них победа далась бы нам еще тяжелее. Вместе с тем они не были и педантичными партнерами. Уже к концу декабря 1941 года союзники не выполнили обещаний по доставке нам военной техники: англичане недопоставили 150 самолетов, свыше 500 танков; американцы из 900 бомбардировщиков прислали только 267, не прибыло свыше 600 истребителей, почти 1500 танков, из 85 тысяч автомобилей «Студебеккер» прислали только 16,5 тысяч. Кроме того, часть военной техники была устаревшей: вместо истребителей «Спитфайер» - снятые с производства «Харрикейны», вместо модернизированных гидросамолетов «Каталина» мы получили старые модели машин. Ветераны, сопровождавшие караваны, с болью вспоминали, как им в те годы было досадно и непонятно, когда танки или самолеты, их запчасти и боеприпасы часто размещались некомплектно на разных судах. Если погибал один из транспортов, то использовать дошедшее было невозможно. Приходилось ждать следующего конвоя, на котором, если повезет, доставлялось утраченное снаряжение. И это было в то время, когда немцы бросали на Восточный фронт технику, наиболее передовую по тем временам. Основными участниками конвоев были английские, американские и советские транспортные суда. Другие страны также не оставались в стороне от противостояния фашизму. Прибывали транспорты под флагами Либерии, Панамы, Польши, Гондураса. Караваны приходили регулярно, несмотря на то, что в Северной Норвегии активно действовали гитлеровские подводные лодки и авиация, а в Алтенфьорде затаился «Тирпиц». Союзники в ответ на это усилили охрану конвоев кораблями, число которых приближалось к количеству судов, ими охраняемых (до 30 кораблей одновременно). В эскорт входили «авианосцы эскорта» (меньшие по размерам, чем полномасштабные «авианосцы флота») и, как правило, крейсер.

Летом 2003 года, разбирая архив отца, Роберта Львовича Диамента - участника нескольких конвоев, при подготовке фотовыставок на Арбате и в «Медиа-центре» газеты «Известия», посвященных 70-летию Краснознаменного Северного флота, я обнаружил целую серию фотографий, не публиковавшихся ранее, которые неожиданно оказались иллюстрациями воспоминаний участников тех конвоев и отрядов их охранения. Некоторые воспоминания эксклюзивные, другие опубликованы в печати, но через них красной нитью проходит мысль, что нет плохих или хороших народов - есть разные люди, с разной степенью добросовестности выполняющие свою работу и свои обязанности.

По договоренности с союзниками защиту внешней морской коммуникации в Северной Атлантике осуществляли британские ВМС. Формированием конвоев, организацией их проводки занималось британское адмиралтейство, не всегда сообщая советской стороне детали планов. Ни командующий Северным флотом А. Г. Головко, ни его начальник штаба, ни член Военного Совета флота не знали многих подробностей, хотя за безопасность конвоев к востоку от двадцатого меридиана отвечал Северный флот. Это был очень тяжелый участок, который находился в непосредственной близости от аэродромов и баз противника, расположенных в оккупированной северной Норвегии.

Успех союзных конвоев доставался ценой потерь кораблей, подводных лодок охранения, самолетов, а главное, ценой жизней многих североморцев и их товарищей по оружию - английских и американских моряков. Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко дал высокую оценку самоотверженности и самопожертвованию моряков союзных транспортов, которые, рискуя собственными жизнями, выполняли свой интернациональный долг, доставляя помощь своему союзнику по борьбе с фашизмом.

Разгружая суда, советские грузчики, как мужчины, так и женщины, работали и днем и ночью для того, чтобы дать им уйти за новым грузом как можно скорее. На ремонтных заводах Молотовска тогда в основном работали женщины и дети. Большинство мужчин сражались на фронтах.

Капитаны иностранных судов, находясь в своих портах далеко от военных действий, знали, но не всегда до конца понимали важность безотлагательности доставки грузов в Россию. Один из характерных случаев произошел в конце декабря 1941 года в Исландии, когда решался вопрос о дате выхода конвоя «PQ-7» - до или после Нового года. Морякам хотелось встретить праздник дома. Это желание естественно и вполне понятно, но после эмоционального выступления 30летнего капитана транспорта «Эмпайр Говард» шотландца Генри Джона М. Дональда Доувайн (Dowine), призвавшего капитанов к немедленному выходу в море на помощь воюющей России, конвой вышел из Хвальфьорда в канун Нового года - 31 декабря. Более того, хотя это и не входило в обязанности капитана судна, он, по прибытии в Мурманск, вместе со своим экипажем непосредственно участвовал в разгрузке доставленной техники. Использовав судовые стрелы, учил наших грузчиков стропить и выгружать танки, предложил сделать наклонный пандус для погрузки на железнодорожные платформы танков, отправляемых на фронт. Такая рационализация пришлась русским по душе. Конечно, мы понимаем, что это - проявление личностных качеств капитана, но он был не одинок, хотя многое зависело от человеческого фактора.

В печально известном конвое «PQ-17» советский танкер «Донбасс» капитана М. И. Павлова спас 51 человека из экипажа торпедированного американского судна «Даниель Морган». Американские моряки, как и в предыдущем эпизоде, не захотели быть только пассажирами. Весь путь они несли вахту наравне с нашими моряками. Корабль был спасен. В те дни такое поведение «побратимов морем» считалось нормой. Однако память ветеранов сохранила и обстоятельства другого рода.

Об одном таком эпизоде рассказал его участник, бывший рулевой катера МО-113 В. М. Нечаев. Этот катер обнаружил спасательный бот с потопленного английского транспорта «Боултон Касль», принадлежащего «Лайбор компани», шедшего в составе конвоя «PQ-17». Стараясь уловить волну, с неимоверным трудом, рискуя самим быть искалеченными, наши парни по точной команде боцмана успевали выхватывать из бота одного за другим моряков, измученных долгим дрейфом, и передавали их с рук на руки на палубу катера. Среди спасавшихся в боте оказались моряки с разных судов. Волею случая там собрались малайцы, арабы, англичане, голландец, индусы, русские, американцы - настоящий «Ноев ковчег». В первую очередь наши катерники разместили всех в тепле, в кубрике, и поделились с ними своим сухим бельем, потом напоили горячим чаем. Спасенные наперебой рассказывали о том аде, из которого они вырвались.

Казалось, все неприятности остались позади. Но вдруг на мостик поднялся встревоженный сигнальщик с докладом капитану: «В кубрике ЧП». Как выяснилось, кому-то из белых не понравилось, что соседом был, возможно, индус, араб или малазиец. Особенный грязный оттенок этой истории придавал тот факт, что именно этих белых сняли с плотика арабы, спасавшиеся в боте, а затем те же белые пытались еще в боте выбросить своих спасителей за борт. Теперь, оказавшись в безопасности, они решили расправиться с «цветными». Узнав о происходящем, капитан катера старший лейтенант М. М. Миронов направил на усмирение бунта главстаршину Ивана Ильина, чья могучая фигура и спокойный, но твердый голос сразу внушили уважение и отрезвили зачинщиков. Ильин прошел школу боев во франкистской Испании, знал испанский и быстро смог внушить «гостям» правила поведения на кораблях страны Советов: «Запомните! Вы на советском военном корабле. Здесь наши законы. Этот мой приказ - для вас закон! Сейчас все вы - пассажиры. А будь-то черный, белый, желтый - нам безразлично.

Никому никаких привилегий. Кричать, скандалить, драться, курить, плевать на палубу запрещаю! Виноватого - в канатный ящик! Это приказ! Все!». Краткая, энергичная речь Ильина произвела впечатление. Все стихло. Индусы благодарно сложили ладони у груди. В кубрике установилась тишина. - «Порядок наведен!

Дипломатично!» - улыбаясь, кратко докладывает Ильин командиру катера и уходит вниз, к своим моторам. Летом 1944 года из США Советскому Союзу передавались по ленд-лизу большие охотники за подводными лодками водоизмещением до 150 тонн с дефицитными у нас радиолокационными станциями и тральщики типа «АМ» («Амики»). Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов вспоминал: «Американский представитель генерал Дин выдвинул условие: корабли мы должны принимать в США и своими силами доставлять в свои порты. Мотивировал он это тем, что американцы на таких малых кораблях далеко от берега не ходят, но нам оставалось одно - перегонять их своим ходом. Это шесть тысяч миль по океану, да еще осенью, в пору штормов!». Наши моряки, мужество которых было сильнее всех невзгод, сделали это.

За совместную с союзниками борьбу против общего врага группа североморцев была награждена английскими и американскими орденами и медалями. В начале марта 1942 года глава британской миссии в СССР генерал-лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании - «Большой серебряный крест» летчикамсевероморцам капитанам А. А. Коваленко и А. Н. Кухаренко.

Награды короля Великобритании Георга VI в конце 1942 года были вручены бойцам и командирам Северного флота. Орденом «За боевые заслуги» награждены ряд офицеров, в том числе капитан П. Г. Сгибнев. Медалью «За летные боевые заслуги» награждены гвардии младший лейтенант П. Д. Климов, гвардии младший лейтенант Н. А. Бокий.

Американский контр-адмирал Дональд Б. Дункан в 1943 году вручил американский орден «Navy Cross» («Военный крест») группе моряков-североморцев.

Моряки и летчики союзников, отличившиеся в боях в совместной борьбе с общим врагом, также были награждены орденами и медалями Советского Союза. Так, в 1942 году орденом Ленина были награждены английские пилоты: полковник Н.Шервуд, майоры Э.Рук и Э.Миллер, сержант Ч.Хоу.

Л. Р. Диамент

Фото Роберта Диамента.

Ровно 75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый морской конвой из США и Великобритании с боевой техникой и стратегическим сырьем. За четыре года войны арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе — около 5 тысяч танков и 7 тысяч самолетов.

Идти приходилось по пустынным районам Арктики, где бушевали постоянные шторма. Сегодня в Архангельске в память о моряках из СССР и стран-союзников, которые погибли при доставке очень нужных СССР грузов, на воду будут спущены венки.

Счастливый "Дервиш"

Самый первый конвой, получивший название "Дервиш", вышел из Ливерпуля 12 августа и после короткой остановки в Исландии прибыл в СССР без приключений. Семь судов благополучно доставили на берег 15 истребителей "Харрикейн", тысячи магнитных бомб и глубинных мин и множество других полезных для войны грузов.

Охрана во главе с авианосцами "Аргус" и "Викториес" была куда многочисленнее самого каравана. Но немцы не обнаружили эту внушительную армаду.

Переговоры

После того, как Гитлер напал на Советский Союз, президент США Франклин Рузвельт предложил Иосифу Сталину военную помощь. Соединенные Штаты тогда еще не находились в состоянии войны с Третьим рейхом, но оказывали поддержку всем странам, воюющим с нацистами. Например, Великобритании.

Ближайший соратник Рузвельта Гарри Гопкинс прибыл в Москву и вечером 28 июля 1941 года в Кремле передал личное послание Рузвельта Сталину. Стороны договорились о начале поставок и определили путь, по которому помощь должна была поступать.

Окончательно о конвоях стороны договорились на нескольких встречах в Москве в конце сентября — начале октября 1941 года. Основными переговорщиками были нарком обороны Сталин, американский дипломат и промышленник Уильям Гарриман, а также британский дипломат и бизнесмен Уильям Бивербрук.

Поиск морских путей

Мединский назвал уникальным опыт сотрудничества союзников во Второй мировой Об этом глава Минкультуры заявил в обращении к участникам форума "Во славу Флота и Отечества!" посвященного 75-летию прихода первого арктического союзного конвоя "Дервиш", перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза.

Морские поставки военных грузов через Черное и Балтийское моря были к тому времени исключены — враг рвался к Крыму и стенам Ленинграда. Наиболее безопасным был тихоокеанский вариант, через Владивосток. Однако путь по нему занимал около двадцати суток, после чего грузы надо было транспортировать по Транссибу через всю страну.

Иранский вариант был еще длиннее: грузы с восточного побережья США шли вокруг Африки в порты Ирана более полутора месяцев. После этого их надо было долго везти.

Самым коротким путем оказался арктический маршрут. Путь кораблей из Великобритании на север СССР занимал около двух недель. Но Советский Союз не располагал в этом регионе флотом, который был бы в состоянии перевезти полмиллиона тонн военных грузов (именно о такой цифре договорились союзники).

Поэтому главную тяжесть морских арктических перевозок и их охрану взяли на себя английские моряки. Их зона ответственности пролегала до острова Медвежий в западной части Баренцева моря.

Восточнее его в дело вступали советские моряки и летчики. На Северный флот под командованием контр-адмирала Арсения Головко возлагалось уничтожение германских подводных лодок и надводных кораблей в своей зоне ответственности, а также встреча и отправка конвоев.

От Британии через Исландию

После "Дервиша", проторившего путь на север СССР, следующие караваны получили аббревиатуру PQ (по имени британского офицера П.К.Эдвардса, формировавшего их) и порядковые номера. Плывущие в обратном направлении именовались QP.

Караваны формировались в британских портах и, дозаправившись топливом в Исландии, которая с 1940 года была оккупирована Великобританией и США, плыли в северные советские порты.

Мурманск, как незамерзающий порт, был и ближе и удобнее. Но всю осень 1941 года вокруг него кипели бои. Поэтому первые пять PQ шли дальше — через Белое море, к Архангельску.

Несмотря на то, что дно городского порта было значительно углублено, к зиме стало понятно, что сквозь льды караванам не пробиться. Поэтому шестой PQ был направлен в конце 1941 года уже в Мурманск.

Ближнее и дальнее охранение

Как правило, в арктический конвой входило семь-восемь транспортов с грузами, которые шли короткими кильватерными колоннами, постоянно меняющими курс, чтобы затруднить атаку подводных лодок.

Ближнее прикрытие составляли небольшие боевые корабли — эсминцы и тральщики. В их задачу входила борьба с субмаринами и поиск морских мин.

Дальний эскорт в лице тяжелых крейсеров держался ближе к вражескому берегу и прикрывал конвой от прорыва вражеских надводных кораблей и налетов авиации.

Покончить с арктическими перевозками

До поры до времени все шло хорошо. Самый опасный участок пути проходил в тот период, когда караван огибал Норвегию, оккупированную Германией. В ее фиордах таились не только быстроходные морские охотники и эсминцы, но и головная боль Британского адмиралтейства — линкор "Тирпиц" водоизмещением в 53 тысячи с половиной тонн.

© Фото: Public domain Линкор "Тирпиц" в норвежском Альтен-фьорде


Первый тревожный звонок для союзников прозвенел в начале 1942 года, когда 2 января немецкая подлодка U-134 потопила торговое судно "Вазиристан" из состава каравана PQ-7а. 17 января U-454 пустила на дно эсминец "Мотабеле" из состава конвоя PQ-8. Из экипажа удалось спастись лишь двум матросам. Это была первая потеря среди боевых кораблей Великобритании. Но не последняя.

Обеспокоенные активностью британского флота в Северной Атлантике и Баренцевом море немцы решили покончить с арктическими перевозками, усилив свой флот в Норвегии линкором "Шарнхорстом", тяжелыми крейсерами "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер", а также более дюжиной подводных лодок.

Жертва немецких кораблей

Несколько российских городов поприветствуют старейший ледокол "Красин" В Калининграде свое приветствие ледоколу "Красин" отправят научно-исследовательское судно (НИС) "Витязь", средний рыболовный траулер СРТ-129 и субмарина Б-412, которые, также как и "Красин", являются экспонатами музея.

С конца февраля 1942 года немецкие корабли во главе с "Тирпицем" стали регулярно выходить в океан на перехват конвоев. Появились жертвы и среди советских моряков.

7 марта немецкий эсминец потопил грузовой пароход "Ижора" с грузом досок, идущий из Мурманска в Рейкьявик и отставший от каравана QP-8. При этом груз судна долго не давал расстреливаемому судну утонуть. В итоге несчастный лесовоз был уничтожен в упор глубинными бомбами.

Но погибла "Ижора" не зря. Корабли очередного союзного конвоя получили сигнал бедствия с парохода и смогли избежать нежелательной встречи с "Тирпицем".

Затонувшее золото СССР

Однако Германия не оставляла попыток сорвать северные перевозки. Несчастливой стала цифра 13 для очередного РQ, который по пути в Мурманск лишился пяти транспортов и одного корабля охранения. РQ-14 потерял одно судно, РQ-15 — три.

РQ-16 пришел в Мурманск без семи потопленных транспортов. 30 апреля 1942 года U-456 отправила на дно легкий британский крейсер "Эдинбург", который во главе конвоя QP-11 перевозил на своем борту 465 золотых слитков общим весом в пять с половиной тонн.

Золото предназначалось в уплату СССР ленд-лизовских поставок сверх нормы. После войны ценный груз был поднят с океанского дна и поделен между Великобританией и Советским Союзом. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец "Герман Шерман".

Катастрофа каравана PQ-17

Британская принцесса Анна прибыла в Архангельск на 75-летие конвоя "Дервиш" Представители королевской семьи во вторник и в среду примут участие в торжествах в честь 75-летия конвоя "Дервиш" - почтут память погибших участников конвоя, а также примут участие в официальных и культурных мероприятиях.

Наибольший успех кригсмарине одержали в случае с караваном PQ-17 в ходе операции "Ход конем". Нацисты планировали уничтожить вышедший 27 июня 1942 года конвой совместными усилиями своих подлодок, надводных кораблей и пикирующих бомбардировщиков. "Конем" должен был стать "Тирпиц", пугало британского флота.

В английском адмиралтействе, получив сведения о выходе грозного линкора на перехват PQ-17, не нашли ничего лучше, как приказать каравану рассеяться. Крейсерам же порекомендовали повернуть назад во избежание неизбежных потерь в случае боя с "Тирпицем".


Немцы, узнав о том, что корабли эскорта ушли, вернули "Тирпиц" на место стоянки. Беззащитный конвой они преследовали с помощью подлодок и авиации. В итоге потери PQ-17 оказались катастрофическими. Было потоплено 22 транспорта, большую часть которого торпедировали германские подводники. Потери немцев составили 11 самолетов.

В попытке одержать легкую победу

Орлов: нужно хранить память о подвиге моряков антигитлеровской коалиции Форум «Во славу Флота и Отечества!» посвящен празднованию 75-летия прихода в порт Архангельск первого арктического союзного конвоя «Дервиш», перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза. © Фото: Public domain

Неудача "Адмирала Хиппера"

Следующий назывался JW-51B и вышел он спустя несколько месяцев после предыдущего, 22 декабря 1942 года. 31 декабря в Баренцевом море арктический караван подвергся нападению двух тяжелых германских крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Лютцов".

В ходе ожесточенного морского боя англичане потеряли два боевых корабля — эсминец и тральщик. У немцев был потоплен эсминец и тяжело поврежден "Адмирал Хиппер". JW-51B благополучно прибыл в СССР, не потеряв ни одного транспортного судна.

В Архангельске открылась выставка "Полет над Арктикой сквозь время" Тематическая выставка "Полет над Арктикой сквозь время", посвященная празднованию 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш", открылась в главном корпусе Северного Арктического федерального университета.

Зимнее море штормило, и маленькие эсминцы кидало так, что на "Шарнхорсте" попросили командование отослать эскадренные миноносцы на базу. Это была ошибка германских моряков. Нарушив радиомолчание и оставшись один, в условиях непогоды "Шарнхорст" вышел прямо на английские крейсера во главе с линкором "Дюк оф Йорк".

В ходе трехчасового боя комендорам "Дюк оф Йорка" удалось повредить машинную установку немецкого линкора и затормозить его ход. После чего неподвижный "Шарнхорст" был расстрелян торпедами и затонул. Из почти двух тысяч человек экипажа удалось спастись только 36 матросам, которых подобрали английские моряки.

Семь кораблей стран-союзников СССР прибыли в порт Архангельска 31 августа 1941 года. Конвой имел кодовое название "Дервиш" и открыл программу военной помощи СССР со стороны государств антигитлеровской коалиции.

Отметить 75-летие этого события в Архангельск съезжаются представители девяти стран антигитлеровской коалиции. Среди почетных гостей - британская принцесса Анна.

О том, почему приходу "Дервиша" придается такое значение, корреспондент ТАСС побеседовал с заведующим кафедрой отечественной истории Северного (Арктического) федерального университета, профессором Михаилом Супруном, который является автором почти ста научных работ, посвященных северным конвоям и программе ленд-лиза.

- Михаил Николаевич, когда и кем было принято решение об отправке "Дервиша" в СССР?

Уинстон Черчилль, несмотря на серьезные разногласия со Сталиным, уже 22 июня 1941 года сделал заявление о намерении помочь СССР. 12 июля было подписано советско-британское соглашение о всемерной взаимной помощи. На его основании англичане и приступили к снаряжению первого конвоя, который вышел в Исландию 12 августа 1941 года. 18 августа наши страны подписали договор "О товарообороте, кредите и клиринге" и через несколько дней после этого конвой взял курс на Архангельск.

Где он формировался и под какими флагами шли суда? Одни источники говорят что вместе с британскими судами шел датский транспорт, другие - что голландский.

Формировался конвой в английском Ливерпуле, а сама организация ордера и распределение кораблей охранения завершились в Исландии. Шесть судов шли под английским флагом, одно – под голландским. Последнее судно иногда относят к датским из-за ошибки перевода. Dutch по-английски означает голландский, а не датский. Конвой охраняли девять английских боевых кораблей.

Какой груз вез первый конвой? Из публикаций о северных конвоях мы знаем, что они привозили в СССР даже такие необычные товары как канадское сало в шоколаде. Оно уже было на борту первого конвоя?

На борту и в трюмах этих транспортов были магнитные мины, истребители "Харрикейн", глубинные бомбы, а также каучук, олово, шерсть и прочие товары, всего весом около 25 тысяч тонн. Все это запросило советское правительство в рамках кредитного соглашения.

Продовольствие в тот момент мы еще не заказывали. Сало в шоколаде, курица или индейка в шоколаде, сухое молоко, яичный порошок, тушенка и другие максимально обезвоженные и максимально калорийные продукты мы стали запрашивать и получать в 1942 и особенно в 1943 году – самом неурожайном за всю войну.

- Насколько спокойно прошло плавание конвоя, неужели он не заинтересовал гитлеровцев?

До декабря 1941 года, то есть до контрнаступления под Москвой, обусловившего срыв "блицкрига", немцы не придавали этому направлению серьезного значения. Поэтому вплоть до января 1942 года конвои проходили практически без потерь. "Дервиш" также благополучно дошел до Архангельска.

Его появление в городе было серьезной моральной поддержкой. Люди начали понимать, что мы воюем в коалиции, обладавшей колоссальным военным, материальным, сырьевым и людским потенциалом, многократно превосходящем потенциал германского блока. Думаю, особенно радовались этой помощи реально ее ощутившие стивидоры порта Бакарица, разгружавшие караван. Менее чем за две недели все суда были разгружены и подготовлены к отправке в родные порты.

А выгруженные в ящиках на Кегострове (островной район Архангельска, где размещался городской аэродром. – Прим. ТАСС ) первые "Харрикейны" группы лейтенанта Гиттинса уже 2 сентября обрели крылья. 12 сентября все 15 истребителей вылетели на аэродром Африканда, что на Кольском полуострове.

- Какие проблемы выявил первый конвой?

Безусловно, проблем было множество: и со связью, и с лоцманской, таможенной службам, логистикой… Боевые корабли иностранных государств в Архангельске не видели со времен Гражданской войны.

- Были ли в составе первого конвоя какие-то известные личности или ставшие ими позднее?

Все участники этого перехода были по-своему замечательными личностями от коммодора капитана Даудинга до простого кочегара. Но помимо моряков, на борту судов конвоя были и пассажиры – известный польский художник-экспрессионист Феликс Топольский, пресс-атташе британского посольства, депутат парламента и известный публицист Вернон Барлет, а также журналистка и "суфражистка" (как она себя называла) Шарлотта Халдейн. Последняя была редактором левой газеты и состояла в компартии Великобритании. Правда, после посещения СССР, вернувшись на родину, покинула ряды коммунистов и даже написала антисоветскую пьесу "Справедливость глуха".

- Каково значение "Дервиша" с военно-политической, пропагандисткой точки зрения?

Значение первого конвоя и последовавших за ним караванов трудно переоценить. Арктика и проходивший здесь северный маршрут поставок вплоть до 1943 года являлись самым главным морским театром военных действия всей Второй мировой войны. В коалиционной стратегии "стягивания кольца" это был сектор, с которого предполагалось начать, по словам Черчилля, "свертывание европейской карты сверху", то есть открытие "второго фронта".

В ходе проводки караванов в арктических широтах отрабатывалась практика взаимодействия союзных флотов. В этом состояло военно-политическое значение конвоев и, в частности, "Дервиша", проложившего северный маршрут.

Но особенно важной в начале войны была моральная поддержка советского народа. Моральный фактор на войне, по выражению Наполеона, соотносится с материальным "как три к одному". Эта помощь не только вселяла уверенность в победе среди советских людей, но и являлась сильным деморализующим фактором в стане противника.

О масштабах помощи можно сказать следующее. С 1941 по 1945 годы СССР получил по программе ленд-лиза, принятой в США, различных товаров, техники и сырья общим объемом около 17,5 млн тонн на $13,5 млрд.

В качестве обратного ленд-лиза мы передали союзникам сырья, пиломатериалов и редкоземельных металлов на $2 млн – суммы, как мы видим, не сопоставимые. В обратный путь из того же Архангельска транспорты союзников уходили фактически пустыми, лишь для балласта они брали на борт руду, древесину. Основным вкладом нашей страны в "ленд-лизовский резервуар победы" было удержание восточного фронта - главного сухопутного фронта войны.

- К каким малоизвестным, интересным фактам из истории "Дервиша" вы бы привлекли внимание?

В первую очередь к восприятию Архангельска и архангелогородцев англичанами. Самые полные воспоминания о "Дервише" оставили, как ни странно, летчики 151 авиакрыла, прибывшие с первым конвоем. В их задачу входила сборка "Харрикейнов", их облет на Кегострове и перелет на Кольский полуостров.

Самые полные воспоминания о "Дервише" оставили летчики 151-го авиакрыла, прибывшие с первым конвоем. Все, что они видели, было для них экзотикой. Поражало русское хлебосольство, запомнилась англичанам и их плавучая гостиница - колесный пароход "Иван Каляев"

Все, что они видели, было для них экзотикой. Поражало русское хлебосольство: вместе с русскими офицерами они пили стаканами за победу, закусывая ложками икры прямо из стеклянных банок. Запомнилась англичанам и их плавучая гостиница – колесный пароход "Иван Каляев", который они ласково называли "Шаланда с Миссури" ("Missouri Scow") или "Гоночная баржа" ("Winkle-Barge").

Поражались они и русским женщинам. Красавицы, одетые в ватники, таскали тяжеленные бревна, а потом садились на короткий перерыв и пели песни… Особо примечательно, что с британской делегацией на празднование 75-летия "Дервиша" приезжает около 30 ветеранов и их родственников, в том числе и ветеранов 151 крыла.

Беседовал Владимир Ануфриев

Союзные северные конвои в СССР

С августа 1941 года до января 1942-го Архангельск и Северодвинск (тогда Молотовск) приняли семь конвоев в составе 56 транспортов. В дальнейшем основным местом их разгрузки стал Мурманск.
В 1941-1944 годах в северные порты был проведен 41 морской караван, в которых приняло участие свыше 800 транспортных судов.
Северные конвои доставили в СССР крайне важные для страны стратегические грузы, в том числе 5 тыс. танков, 7 тыс. самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия.
Из трех основных маршрутов союзных конвоев — Арктического, Тихоокеанского и Трансиранского — северный считался наиболее опасным, хотя и самым коротким. До 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели кораблей, более 5 тыс. моряков разных стран погибли в пути.

Продолжение