Пишется дефис в неопределенных местоимениях. Пишем или не пишем дефис в неопределенных местоимениях

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урок: « Дефис в неопределенных местоимениях».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о местоимении, расширить понятие о разрядах местоимений, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отрабатывать умение правильно писать неопределенные местоимения.

Планируемые результаты

Предметные:

знать правило написания сочетания окончания и постфикса в глаголах настоящего / будущего времени, суффикса инфинитива и постфикса, уметь применять алгоритм выбора верного написания.

Метапредметные:

знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, дефис в местоимениях); уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Личностные:

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы, формы обучения: Поисковый, эвристический; фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд в соответствии с этапами урока

Основные понятия

Местоимение, разряды местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, неопределенные.

Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (пять).

УЧИТЕЛЬ: Вспомните тему прошлого урока (местоимения как часть речи). С помощью сигнальных карточек проверим ваши знания о местоимениях. На слайде будет появляться утверждение (предложение). Ваша задача - согласиться или не согласиться с этим утверждением. Если вы считаете, что в утверждение правильно, поднимаете__________карточку, если неправильное-_________________карточку.

1. Местоимение – служебная часть речи.

2. Местоимение обозначает предметы и признаки.

3. Местоимение не обозначает предметы и признаки, а указывает на них.

4. Все личные местоимения имеют род.

5. Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «чей?» и изменяются как прилагательные.

6. Вопросительные местоимения – кто, что, какой, чей, когда, куда, где.

7. Неопределенные местоимения образуются от притяжательных.

8. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных.

УЧИТЕЛЬ: прочитайте загадку и ответьте на вопросы (СЛАЙД ) Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний? Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, поставьте перед собой задачи.

НА СЛАЙДЕ : узнать о _______________________неопределённых местоимений.

Научиться _______________писать неопределённые местоимения.

Работа со слайдом. СДЕЛАТЬ ВЫВОД ВАМ ПОМОЖЕТ карточка.

ПЕРЕД РЕБЯТАМИ ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ.

ы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся слитно.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое, пишутся через дефис.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно.

УЧИТЕЛЬ : Но сегодня на уроке мы уделим внимание орфограмме «Дефис в неопределённых местоимениях».

СЛАЙД.-РИФМОВКА

СЛАЙД. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Учитель: Мы с вами недавно работали со сказками А.С. Пушкина, когда изучали спряжение глаголов. Сегодня мы опять обратимся к творчеству великого русского писателя. Из примеров необходимо выписать неопределённое местоимение и рассказать о правописании.

Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто(?)то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

………………………….. тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как(?)нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.

Разве месяц, мой сосед,
Где(?)нибудь её да встретил
Или след её заметил”.

УЧИТЕЛЬ

Где(?)то есть
Ель в лесу, под елью белка;

Где(?)то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…

УЧИТЕЛЬ : Из какой сказки взяты эти строки?

ЛИНГВОФИЗМИНУТКА. СЛАЙД.

УЧИТЕЛЬ: Как пишутся местоимения с предлогами? Проведём лингвофизминутку. Если слитно – приседания, через дефис – наклоны вправо-влево, если раздельно – руки вверх.

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем, чей-либо, с кем-нибудь.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой.СЛАЙД

Мини-тест.

    Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?

А) Местоимения с предлогами

2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

А) Да, всегда

3.Все ли слова написаны правильно: кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то?

Приложение

Карточка-подсказка

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое

Если частица кое

Карточка-подсказка

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое , пишутся_____________________________________________________.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.

Карточка-подсказка

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частицы НЕ, которая превращается в приставку, пишутся_________________________.

Неопределённые местоимения, образованные от вопросительных прибавлением частиц то, либо, нибудь, кое , пишутся_____________________________________________________.

Если частица кое отделена от местоимения предлогом, то она пишется________________________________.

Мини-тест.

А) Местоимения с предлогами

Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-

А) Да, всегда

Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов

В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам

Мини-тест.

1. Какие неопределённые местоимения пишутся через дефис?

А) Местоимения с предлогами

Б) Местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-

2. Всегда ли неопределенные местоимения пишутся через дефис?

А) Да, всегда

Б) Нет, не всегда, а только когда они употребляются без предлогов

В) Нет, местоимения с кое- пишутся раздельно, если они употребляются с предлогам

3. Все ли слова написаны правильно : кое-кто, что-нибудь, с кем-то, кое-с-кем, кое с чем, у кого-нибудь, чему-либо, к-кому-либо, кое у кого, у кого-то?

Просмотр содержимого презентации
«дефис в местоимених»




Определяем проблему урока

Прочитайте загадку:

(Не)кто шёл по дороге и нашёл (не)что.

Часть найденного он отдал кому(то),

а кое(что) бросил.

Что у него осталось?

Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему? С помощью каких местоимений создалась ситуация неопределённости? Раскройте скобки. Достаточно ли у вас знаний?

Сформулируйте тему урока.

Правописание неопределённых местоимений.


Цель урока : узнать о ____________неопределённых местоимений; научиться ________________писать неопределённые местоимения.


Открываем новые знания

На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы можете дать ответ?

Какие есть неопределённые местоимения-существительные? Почему так называются?

В чём их особенность (как образуются,

как изменяются)? Как они пишутся?

Проверьте себя, прочитав текст в рамке учебника перед рубрикой «Решаем проблему, открываем новые знания».


Открываем новые знания

Прочитайте слова.

некто кое-кто кое у кого

нечто что-то кое с кем

что-либо кое о чем

кто-нибудь

Почему неопределённые местоимения записаны в три столбика?

Установите закономерность и сформулируйте условия слитного, раздельного и дефисного написания.


Запомним рифмовку:

Кое, либо, то, нибудь

дефис поставить не забудь.


Старший молвил: “Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто(?)то терем прибирал Да хозяев поджидал.

………………… .. тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нельзя, так, бога ради, Помири нас как(?)нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою.

Разве месяц, мой сосед, Где(?)нибудь её да встретил Или след её заметил”.


Где(?)то есть Ель в лесу, под елью белка;

Где(?)то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой…

Пригрожу сама я псу и кой(?)что тебе снесу.


Слитно – приседания,

через дефис – наклоны вправо-влево,

раздельно – руки вверх.



Рефлексия

Выберите правильные утверждения, запишите их номер в тетради.

  • Местоимения, указывающие на неопределенное лицо или предмет, называются неопределенными.
  • Местоимения некто, нечто изменяются по родам, числам и падежам.
  • Неопределенные местоимения-существительные, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь, пишутся через дефис.
  • Местоимения, указывающие на неопределённое лицо или предмет, называются неопределёнными.
  • Местоимения (не)кто, (не)что пишутся раздельно
  • Неопределённые местоимения, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов - то, -либо, -нибудь , пишутся через дефис.

Написание предлогов с местоимениями

Местоимения с предлогами пишутся раздельно. Например: подойти ко мне, говорить о тебе, думать о ней.

Учебное наблюдение

Прочитайте предложения.

Кое-кто смотрел в синеющую даль моря. Какая-то лодка виднелась вдали. Вдруг что-то вспыхнуло. Может, какой-нибудь весельчак пошутил. Какой-либо звук мог напугать в тихую ночь.

Возможно ли определить или догадаться, кто именно смотрел вдаль, какая именно лодка виднелась, что именно вспыхнуло, какой именно весельчак, какой именно звук мог напугать? Это невозможно, потому что данные местоимения указывают на неизвестные, неопределённые предметы и признаки. Это неопределённые местоимения.

Как образуются неопределенные местоимения?

Эти местоимения образуются с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь , приставки кое -.

Следует запомнить

Местоимения с -то, -либо, -нибудь, кое- пишутся через дефис. Например, кто-то, кому-нибудь, где-либо, кое-что.

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Говорит (обо) мне, пришёл (за) ним, подарок (от) тебя, спросить (у) кого-то, (с) моим другом, (в) нашем городе, думать (о) себе.

Задание № 2

Перепишите предложения, вставляя пропущенные дефисы.

Кому то принесли моё письмо. Раздался жуткий скрип от чьих то шагов. За дверью кое кто стоял. Пронеслась стая каких то белых птиц. Мой товарищ объяснил мне задание лучше, чем кто либо другой. Кое кому может не понравиться моё решение. Решить задачу нужно каким нибудь другим способом.

ДЕФИС В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Правописание дефиса в существительных

Через дефис

1.С корнем пол- перед л, гласными и заглавными буквами: пол-литра, пол-Европы, пол-яблока.

2.Сочетание общего и специального названия: школа-интернат, дом-музей, член-корреспондент.

3.Названия промежуточных стран света: северо-запад, юго-восток.

4.Собственные наименования: Смирнов-Сокольский, Нью-Йорк, Ростов-на-Дону

Слитно

1.С корнем -пол- в остальных случаях и с корнем -полу -: полдороги, полдома, полночь, полуостров.

2.Сложносокращенные слова: Центробанк, завхоз, филфак, завкафедрой

3.Сложные слова с соединительными гласными о, е (е — после шипящих и мягких согласных, ц), а также и: листопад, пешеход, пятиклассник

4.Запомните: столетие, сороконожка, но: сорокаградусный.

Правописание дефиса в прилагательных

Через дефис

1.Образованные от существительных, которые пишутся с дефисом: северо-западный (северо-запад); юго-восточный (юго-восток).

2.Образованные сложением равноправных слов, между которыми можно вставить союзы и, не только... но и...: выпукло-вогнутые линзы (выпуклые и вогнутые); военно-медицинская академия (не только военная, но и медицинская).

3.Обозначающие цвет: темно-вишневый, бело-красно-голубой, светло-зеленый, изжелта-красный, иссиня-черный.

Слитно

1.Образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно: лесопарковый (лесопарк); железобетонный (железобетон).

2.Образованные на основе словосочетания, в котором одно слово — главное, другое — зависимое: Древнерусский (Древняя Русь); темноволосый (темные волосы); дальневосточный (Дальний Восток).

3.Образованные с корнем полу-: полуночный, полувековой.

4.Образованные от существительного и числительного, которое стоит в первой части: пятиметровый, девятиэтажный, четырехкилометровый, сорокаминутный.

Правописание дефиса в местоимениях, наречиях и междометиях

Местоимения и наречия с -то, -либо-, -нибудь, кое- пишутся с дефисом

кое-кто кто-то кого-нибудь кто-либо

кое-чем чем-то где-нибудь кому-либо

кое-куда как-то куда-нибудь где-либо

кое-какой где-то с кем-нибудь куда-либо

кое-кому когда-то

кое-как сколько-то

кое-где какой-то

кое-когда куда-то

Запомните : если у слова есть предлог, кое- пишется раздельно.

Кое с кем, кое у кого, кое от кого, кое от чего.

Наречия

Через дефис

1.С приставкой по- и суффиксами

ому, -ему , -и (образованные от прилагательных и притяжательных местоимений):

— по-братски;

— по-латыни;

оделся по-новому (как?) (но: по новому пути (по какому?));

печет по-летнему (как?) (но: по летнему времени (по какому));

сделал по-вашему (как?) (но: по вашему мнению (по чьему?)).

2.С приставками во-, в- и суффиксами -ых, -и х (образованные от числительных):

— во-первых,

— во-вторых,

—третьих.

Слитно

1.С приставкой по-, но без суффиксов -ому, -ему, -и: повыше; поменьше;

поэтому (но: по этому пути (по какому?))

потому (но: по тому берегу (по какому?))

2.С приставками во-, в-, но без суффиксов -ых, -их: впервые, вовремя, вверх

3.Сложные, образованные повторением корней: точь-в-точь, мало-помалу, видимо-невидимо.

Запомните: бок о бок.

Наречия, частицы, глаголы с частицей -таки и все остальные части речи с частицами -ка, -то пишутся с дефисом.

все-таки сходи-ка сделал-то сама-то

прямо-таки

опять-таки

пришел-таки

неужели-таки

Запомните: Мы таки построили дом.

Дом таки построили.

Междометия, образованные путем повтора, пишутся с дефисом .

о-го-го, ой-ой-ой, ай-ай-ай, ей-же-ей

Задание 1

Образуйте от приведенных ниже слов наречия с приставкой по-, объясните их написание.

Новый, взрослый, старый, хороший, плохой, прежний, военный, особенный, летний, видимый, всякий, другой, наш, ваш, свой, настоящий, иной;

Детский, солдатский, пластунский, хозяйский, свойский, кавказский, французский, горняцкий, казацкий, немецкий, российский, польский, азербайджанский, голландский;

Помещичий, чиновничий, охотничий, ребячий, щенячий, казачий, волчий, кошачий, медвежий, верблюжий, заячий, лисий, попугаячий, обезьяний, вдовий, бабий.

Задание 2

Допишите наречия, образованные: 1) простым повтором; 2) повтором наречия с приставкой; 3) добавлением созвучного слова. Объясните их написание.

Еле-..., чуть-..., едва-..., сильно-..., тихо-..., перво-..., давным-..., видимо-..., всего-..., крепко-..., чисто-..., мало-..., волей-..., крест-..., по добру-..., шиворот-..., с бухты-..., точь-в-....

Задание 3

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, распределите их на две группы:1) с дефисным написанием, 2) со слитным написанием, составьте с ними словосочетания.

Образец: Техника и экономика - технико-экономический отдел.

1. Рабочие и крестьяне, справки и информация, высокий рост, широкие плечи, внешняя торговля, профессора и преподаватели, целлюлоза и бумага, юг и восток;

Научный и популярный, добродушный и хитрый, военный и спортивный, мелкий собственник, левый берег, общий для человечества, дальний бой, широкий экран, плавка меди, способный к труду.

2. Сходить с ума, лишиться ума, помрачить ум, любить себя, стремиться к центру, бежать от центра.

Соединяя слова, приведенные в первой и второй части, образуйте сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов.

1. Матовый, сероватый, жемчужный, снежный, лимонный.

2. Белый, черный, желтый, лиловый, изумрудный, пунцовый.

Задание 4

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, дайте их в словосочетании.

8 граней, 10 баллов, 12 этажей, 5 тонн, 7 звезд, 40 ведер, 100 лет, 200 метров, 90 дней, 489 литров, миллион голов, тысяча голосов, трое суток, один том.

Задание 5

Образуйте от следующих существительных сложные прилагательные, объясните их написание.

Северо-запад, юго-восток, Нью-Йорк, Павлово-Посад, Ясная Поляна, дизель-мотор, товарообмен, нефтепромысел, электропровод, лесостепь.

Задание 6

Составьте из приведенных ниже прилагательных и наречий подходящие по смыслу словосочетания, употребите их в предложении.

1. Истинно, жизненно, подлинно, чисто, мучительно, ослепительно, абсолютно.

2. Трудный, яркий, правдивый, научный, революционный, демократический, необходимый, народный, неизвестный, русские.

Задание 7

Распределите следующие примеры в три группы: а) сложные прилагательные со слитным написанием; б) сложные прилагательные с дефисным написанием; в) сочетания наречий с прилагательными (причастиями).

1. (Вечно) зеленые растения; 2. (греко) римское государство; 3. (древне.) римские полководцы; 4. (средне) суточный прирост; 5. (мелочно) белый пар; 6. (бело) снежная скатерть; 7. (резко) отрицательное воздействие; 8. (экологически); опасный проект; 9. (целлюлозно) бумажная промышленность; 10. (торгово) промышленный капитал; 11. (финансово) промышленные группы; 12. (диаметрально); противоположные взгляды; 13. (практически) ненужные советы; 14. (сердечно) сосудистая система; 15. (сине) фиолетовые волны; 16. (чисто) восточная мелодия; 17. (бесконечно)/ малые величины; 18. (абсолютно) неприемлемые решения; 19. (декоративно) прикладное искусство; 20. (электронно) вычислительные машины; 21. (народно) хозяйственный; 22, (естественно) научный; 23. (всемирно) исторический; 24. (всемирно) известный ученый.

Тест на эрудицию

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, придумайте с пятью из них (по выбору) предложения, с остальными словосочетания; подсчитайте очки.

Твердый камень, жестокое сердце, златые струны, длинная шея, злой умысел, непроницаемый для ветра, широкая листва, дубинная голова, свиная голова, лить чугун, плавить медь, курить вино, резать металл.

Тест на эрудицию

Распределите следующие написания в две колонки: а) сложные прилагательные, обозначающие одно цельное терминологическое понятие; б) сочетания наречий с прилагательными (причастиями); подсчитайте очки.

Образец: вечнозеленые растения и вечно синее небо. 1. (Быстро) растущие породы деревьев; 2. (Быстро) растущий юный город; 3. (Высоко) поставленные лица; 4. (Высоко) оценивший поэму критик; 5. (Глубоко) уважаемые наставники; 6. (Глубоко) чувствующий роль актер; 7. (Густо) населенный район, 8. (Густо) исписанные листы; 9. Привезли (дорого) стоящие товары; 10. (Дорого) стоивший ему обман; 11. Палата для (тяжело) раненых; 12. (Тяжело) раненный в грудь солдат; 13. (Высоко) продуктивная порода; 14. (Высоко) ценимая услуга; 15. (Все) побеждающая, ликующая сила; 16. (Всех и всё) прощающий взгляд; 17. (Ниже) стоящие инстанции; 18. Стоящие ниже по косогору дома; 19. (Выше) отмеченные неточности 20, Еще (выше) отмеченные на дереве насечки; 21, (Сильно) действующее лекарство; 22. (Сильно) подействовавшее лекарство.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных существительных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Ум... настроение, ум...помрачение, земл...тр..сение, тысяч...летие, врем...пр..провождение, врем...исчисление, сорок...летие, сем...доля, сорок... ножка, девяностолетие, себ...стоимость, себ...люб, сума....шедший, (микро)процессор, (микро)элементы, (макро)явление, (мини)компьютер, (мульти)миллионер, (масс)медиа, (пресс)конференция, (видео)магнитофон, (грамм)молекула, (кило)байт, (стерео) звук, (видео)кас...ета, (социал)демократия, (социал)шовинизм, (ура)патриотизм, (пост)модернизм, (экс)прессионизм.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных прилагательных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Пут...проводная м...гистраль, (маловероятное происшествие, (правоохранительные мероприятия, (ниже)следующие д...р...ктивы, (много)ступенч...тая ракета, (с/ног)сшибательная г...потеза, (старо)обрядческие р...туалы, болезнетворные бац..л...ы, (нежно)зеленая растительность, (высоко)поставлен...ый чиновник, ум...помрачительное сообщение. (двояко)дыш...щее земн...водное, (длинно)ше... животное, лучеобразное спл...тение, (вагон...о)паровозное депо, (вагон...о)ремонтный завод, (народно)хозяйственный об...ект, (всемирно)историческое значение, (дальн...)зоркий старич...к, (вокально)инструментальный ансамбль, (электронно)вычислительное устройство, (изжелта)зеленый (полу)шалок, (мало)знач...щие выводы, ((Дд)альн...)восточный воен...ый округ, 203-мил...иметровое (дальн...) бойное орудие, (многоопытный) программист, (средн...)европейская р...внина, (сорока)ведерная ц...стерна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ И ЗАДАНИЯ

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обратите особое внимание на написание сложных прилагательных и сочетаний наречий с прилагательными.

/Темно/синее, как море в грозу, сверкающее бездон...ое небо увидели Гусев и Лось, выл...зая из ап...арата. Пылающее, к...сматое солнце стояло высоко над Марсом. Потоки хрустального синего света были прохладны. /Ослепительно/ сияющий свет исходил в /густо/ синей высоте. Покалывало грудь, стучала кровь в висках, но дышалось легко.

Ап...арат лежал на /оранжево/ апельсиновой плоской равнине. Повсюду, словно /семи/ свечники, бросая резкие лиловые тени, стояли высокие кактусы. Подувал легкий ветерок.

Лось и Гусев долго озирались, потом двинулись вперед. Идти было необычайно легко, хотя ноги вязли по щиколотку в рас...ыпающейся почве.

Шли около /полу/ часа. Перед глазами рас...тилалась всё та же оранжевая равнина. Когда повернули к югу, Лось стал просматриваться, словно что-то соображая, вдруг остановился и произнёс:

Алексей Иванович, почва-то ведь вспахан...ая.

Действительно, теперь ясно были видны широкие, /полу/обсыпавшиеся бор...зды пашни и /безукоризненно/ правильные ряды кактусов. Постепенно кактусы становились выше, гуще, добротнее. Проходилось осторожно проб...раться в их живой колючей чаще. Из-под ног выб...гали /много/ногие /ярко/ оранжевые ящ...рицы. Несколько раз в гуще лапч...той зар...сли скользили, кидались в сторону какие-то щ...тинистые клубки. Здесь шли медленнее. Кое-где по откосам были ра...бросаны /низко/ рослые, подобные /высоко/горным соснам, деревья. Вдали, на /северо/западе, поднималась тр...да острых и неровных гор. На в...ршинах св...ркал снег.

Они стояли ещё некоторое время. Равнина была пустын...а и печальна. И вдруг они увидели, как сущ...ство, с...девшее около ап...арата, по...скочило, раскинуло длинные п,..р...пончатыекрылья, с треском поднялось и, оп...сав /полу/круг, взмыло над людьми.

Это было то самое сущ...ство, что они давеча приняли за птицу. Раскрыв рот, Гусев гл...дел на /чудо/птицу описывающую круги в /кубово/ синем небе. Странная птица снижалась. Теперь легко было различить /человеке/ образное существо, с...дящее внутри л...тательного ап...арата. Неожиданно показалась голова марсианина в пр...чудливой шапке с длинным к. ..зырьком. На глазах - очки. Лицо /темно/коричневое, узкое, сморщ...нное, с острым носом. Он раз...вал рот и пищал что-то. Затем часто зам...хал крыльями и скрылся за горизонтом.

/По А. Толстому/

(В)начале следующего дня я увидел (на)право указан...ую мне широкую д...лину. (Не)сколько дощатых домов, бл...стя (светло)желтой др...в...синой, расположились на взгорь..., у поднож..я листвен...иц.

Я уверен...о направил коня к дому художника. Я был принят дружелюбно и гост...пр...имно. Мастерская - просторная (не)окле...ная обоями комната с большими окнами - занимала (пол)дома. Стены мастерской были увеш...ны причудливыми п...йзажами, из которых один пр...влек мое пр...стальное внимание.

Картина (не)пр...вычно ярко светилась в лучах заходящего солнца своими густыми красками. (Син...вато)серая гладь озера, занимавшего переднюю часть картины, дыш...т холодом и м...лчаливым покоем. Большая голубая льдина пр...ткнулась к берегу у самого повален...ого (в)кось дерева. Два ни...ких ист...рзан...ых ветром кедра поднимают свои (вечно)зеленые ветви, словно вознесенные к небу руки. На задн...м плане прямо в озеро обрываются (бело)снежные кручи зазубрен...ых гор. В центре картины поднимается (трех)гранная алмазная пирамида, стоящая на фундаменте, каменные ступени которого гиган...ской лес...ницей спускаются к дальнему концу озера. У поднож...я конус...видной горы поднималось (зеленовато)белое облако, излучавшее слабый свет.

Перекрещивающиеся отражения этого св...чения и (ослепительно)яркого света от сверкающих снегов давали длинные полосы теней почему-то (изжелта) красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломан...ых облаках пр...брежных скал. Над камнями вставали всклочен...ые, похожие на огромные человеческие фигуры, столбы (синевато) зеленого дыма или пара, пр...дававшие зл...вещий и фантастический вид этому лан...ша...ту. Почти мистический ужас стал закрадываться в мото душу, но охотник успокоил меня своим дальнейшим рас...казом.

/ По И.Ефремову!

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Другие берега

Проснешься, бывало, летним утром и сразу в отр..ческом трепете смотришь, какова щ...лка между ставнями? Если (в...дянисто)бл...дна, то валиш...ся назад на подушки: не стоит и рас...тв...рять ставни, за которыми заранее видишь всю д..садную картину: свинц...вое небо, р...бую лужу, пот...мневший гравий и (прежд...временно) блеклый др...весный листок, (плоско) пр...липший к мокрой садовой скамейке.

Но если ставни щурились от (осл...пительно) р...систого св...рканья, я (тот) час же пр...нуждал окно выдать свои сокр...вища - и (в)миг комната зал...валась светом. Пронзен...ая солнцем б...резовая листва пор...жала прозрачностью, какая бывает у (светло)зеленого винограда, еловая же хвоя барх...тно выделялась на (пронзительно) яркой синеве.

С...здетства утрен...ий блеск в окне говорил мне одно и только одно: есть солнце - будут и бабочки. Началось же все это тогда, когда я, (семи)летний, увидел на кусте перси...ской сирени за в...рандой флиг...ля первого своего м...х...она. Великолепное (бледно) ж...лтое нас...комое, в черных и синих ступенчатых пятнышках, с попугаяч...им гла...ком над каждой из парных (черно) палевых шпор, свешивалось с накл...ненной (малиново) лиловой грозди и, уп...ваясь ею, все время суд...рожно хлопало гр...мадными крыльями.

Бывало, большая (гл...нц...вито) красная гусеница переходила тр...пинку и оглядывалась на меня. А вскоре я нашел на п....рилах п...радного крыльца крупного замш...вого с цепкими лапками сфинкса, которого моя мать усыпила для кол...екции при помощи эфира.

/По В. Набокову/

Факультативное задание

Прочитайте еще раз внимательно приведенный выше текст. Изложите содержание текста, максимально сохраняя авторские определения и эпитеты.

Дополните изложение рассказом о своих впечатлениях от встреч с яркими, необычными явлениями в природе. Употребите в своем рассказе сложные прилагательные.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ЭРУДИЦИЮ

Прочитайте внимательно следующий текст, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, выпишите: в группу А - примеры раздельного написания наречий с прилагательными (причастиями); в группу Б - сложные прилагательные с дефисным написанием, группу В - сложные прилагательные со слитным написанием.

Пара гнедых

Все глядели туда, куда показывал мой отец. По улице двигался высокий воз, пара гнедых, небрежно поп...рая пыль хрупкими ногами, тянула его. Рядом прямо вышагивал человек. Рукава полотнян..ой не по-деревенски белой рубахи засучен. ..ы, высокие сапоги начищен...ы, шляпа на затылке - Антон Ильич Коробов.

Он был не бедней соседа. Кулак, никакого сомнения. Имел две лошади. Таких коней не было ни в нашем селе, ни в соседних, да были ли лучше на всем свете? Лучших и представить нельзя.

Они л...снились так, что казались выкупан...ыми. Их спины и крупы отл...вали (глубин...о) тусклым золотом. У них, гладких, узкие морды с пугливыми ноздрями и крупными, влажными, горячими глазами. У них широкие, (бронзово)литые крупы, а под ними сухие, тонкие ноги, кажется, вот-вот под тяжестью крупов хрус...нут у бабок. На точен...ых ногах одной - белые носки, и даже копыта у нее розовые.

Я тайно и безумно любил этих коней - каждую их лощен...ую ш...рстинку, каждое их (бого)подобное движение, позвякивание их сбруи, призрачный стук их невесомых копыт на рыси. Я никогда досыта не мог на них наглядеться.

А временами любил - ничего не мог с собою поделать! - их хозяина, Антона Коробова, когда тот перед закатом проезжал по селу на своей паре, сквозь золочен...ые лучи ни...кого солнца. И всегда случалось это внезапно.

Они возникали посреди улицы - громадные, (переливисто) лоснящиеся, (победно) сильные, столь (одинаково) выгнувшие шеи, столь (согласован...о) попирающие землю ногами, что казалось: бежит не пара, а одно-единственное до ужаса великолепное существо.

А позади него, выкинув вперёд руки, величаво откинувшись назад, шел он, повелитель! он, бог! Ступал легкий, статный; ворот (именин...о) чистой рубахи распахнут на груди, сапоги бл...стят (глянцево) черными г...ленищами, рот открыт в улыбке.

Как я хотел походить на него! Ведь бога нельзя не любить! И его любили дети и собаки, да и прочие животные. Рассказывали: однажды мой герой подошел к ра...свир...певшему быку, только что разбившему телегу и ранившему лошадь. Подошел, поч...сал его, как собаку, за ухом, взял его за кольцо в носу и отвел в стойло.

/По В. Тендрякову/

Изложение с элементами сочинения

Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните написания. Передайте содержание отрывка, используя как можно больше употребленных в нем прилагательных и причастий. Дополните ваше изложение известными вам фактами из творческой биографии Сергея Васильевича Рахманинова, своими впечатлениями от любимых вами произведений С. В. Рахманинова.

Сирень

I. Странное то было лето. Все в нем перепуталось. На исходе мая листва берез оставалась по-весен...ему слабой и нежной, (изжелта)зелен...й, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень еще по...же. Такого не помнили ивановские ст...р...жилы.

Сильные грозовые ливни, неположен...ые в начале июня - их время в августе, когда убран...ы хлеба, усугубили сумятицу в мир...здании. И сирень зацвела вся разом, вскипела за одну ночь и во дворе, и в ал...еях, и в парке. А ведь положено так: сперва зацвета...т белая, голубая, розовая отечествен...ая сирень, ее рослые кусты теснятся меж флиг...лями и к...нюшнями; через пять-шесть дней залилове...т низкая перси...екая сирень с (приторно)душистыми свешивающ...мися соцветиями, а через неделю распускается от...гощен...ые кистями ветви венгерской сирени с самыми из...скан...ыми (блекло)фиалковыми грозд...ями.

II. ... Рахманинов пробирался сквозь кусты сирени. От былого велик...лепия остались ре...кие цветочки, издававшие ре...кий прян...ый запах. Он сорвал влажный лист и разж...вал. Невыносимая горечь наполнила рот.

Медлен...о ц..пляясь за ветви сирени, проплыла паутина-предвестница осени. Долго и трудно вызр...вало это лето, чтобы взорваться буйным цветением. И так рано и быстро оно угаса...т. Ну и бог с ним! Он узнал, что такое музыка. Он искал ее вовне, а она звучит внутри него самого. И сейчас он ощущал в себе ёмкость органа. Что-то нагнеталось, вызр...вало в громадных п...лостях. Будет твориться музыка, зазвучит не заладившийся в последнее время мучительно вынашива...мый фортепианный концерт.

Написание предлогов с местоимениями

Местоимения с предлогами пишутся раздельно. Например: подойти ко мне, говорить о тебе, думать о ней.

Учебное наблюдение

Прочитайте предложения.

Кое-кто смотрел в синеющую даль моря. Какая-то лодка виднелась вдали. Вдруг что-то вспыхнуло. Может, какой-нибудь весельчак пошутил. Какой-либо звук мог напугать в тихую ночь.

Возможно ли определить или догадаться, кто именно смотрел вдаль, какая именно лодка виднелась, что именно вспыхнуло, какой именно весельчак, какой именно звук мог напугать? Это невозможно, потому что данные местоимения указывают на неизвестные, неопределённые предметы и признаки. Это неопределённые местоимения.

Как образуются неопределенные местоимения?

Эти местоимения образуются с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь , приставки кое -.

Следует запомнить

Местоимения с -то, -либо, -нибудь, кое- пишутся через дефис. Например, кто-то, кому-нибудь, где-либо, кое-что.

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Говорит (обо) мне, пришёл (за) ним, подарок (от) тебя, спросить (у) кого-то, (с) моим другом, (в) нашем городе, думать (о) себе.

Задание № 2

Перепишите предложения, вставляя пропущенные дефисы.

Кому то принесли моё письмо. Раздался жуткий скрип от чьих то шагов. За дверью кое кто стоял. Пронеслась стая каких то белых птиц. Мой товарищ объяснил мне задание лучше, чем кто либо другой. Кое кому может не понравиться моё решение. Решить задачу нужно каким нибудь другим способом.

Кто-то всматривался в дорогу, бегущую к горизонту. Какой-то человек шагал по ней. Вдруг что-то вспыхнуло над головой. Какой-то звук нарушил тишину.

Можно ли определить, кто именно всматривался вдаль, кто шел по дороге, что вспыхнуло и какой звук нарушил тишину? Нет, мы не можем этого сделать, потому что никаких данных у нас нет. Местоимения "кто-то", "что-то", "какой-то" указывают на лица и предметы, неведомые нам, незнакомые, а также их недостоверные признаки.

Однако следует заметить, что, будучи неопределенными, эти местоимения иногда несут некоторую информацию о субъекте действия, например, число и одушевленность (неодушевленность):

  • какие-нибудь люди заглянут сюда;
  • какой-нибудь человек придет.

Способы словообразования для неопределенных местоимений

Неопределенные значения вопросительным местоимениям придают специальные суффиксы (-то; -либо; -нибудь ) и приставка-префикс (кое- ).

Для таких моделей словообразования написание дефиса в неопределенных местоимениях обязательно:

  • кое-кто;
  • кое-какой;
  • что-либо;
  • какой-либо;
  • зачем-то;
  • почему-либо;
  • как-нибудь;
  • где-то;
  • сколько-то;
  • откуда-то и др.

Примеры неопределенных местоимений с дефисом в предложениях выглядят так:

  • Кто-нибудь вам расскажет, как это сделать.
  • Кое-кто из них не станет этого скрывать.
  • Что-то в воздухе указывало на приближение грозы.
  • Что-нибудь да случится.

Неопределенные местоимения с дефисом также образуются и из относительных местоимений:

  • Есть в нем какая-то червоточина.
  • Сколько-нибудь надо было заплатить.
  • Почему-то нам это осталось неизвестно.
  • Когда-нибудь мы встретимся .

Особые случаи

Слова "некто" и "нечто" считаются неопределенными местоимениями только в том случае, если они стоят в именительной (для местоимения "некто"), в именительной и винительной (для "нечто") падежной форме. В прочих падежах эти местоимения считаются отрицательными: некому, некем, нечем, незачем, не о чем, не о ком и др.

Неопределенные местоимения с приставкой "не-" пишутся слитно.

Следует иметь в виду, что в словах "некто" и "нечто" ударным является первый слог. Местоимения же со значением отрицания "никто" и "ничто" ("ничего") произносятся иначе - с ударением на конце. Сравним:

  • никто не пришел и пришел некто ;
  • ничто его не заинтересовало и его заинтересовало нечто .

Подытожим: дефис в большинстве неопределенных местоимений (за исключением указанных местоименных форм с приставкой "не-") обязателен.