Подчинительные союзы выполняют только одну функцию. Разряды союзов по функции. §3. Строение союзов

Союзы оформляют два типа синтаксических связей - сочинительный и подчинительный, в зависимости от чего делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы поєднуть между собой однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. По характеру выражения смысловых отношений между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения союзы сурядності делятся на соединительные, противительные и разделительные.

1. Связующие /, и, да (в значении и), ни... ни, ни... ни: Песнями щедро перемытая, ушла в воспоминание снігоожать, и перестоялося лето, и тени усталостью лежат (Л. Талалай); Шануймося, друзья, на длинном возраста и щедрыми будем мы всегда в любви, пусть дети улыбаются нам в сповитку, летая в снах на рассвете (Г. Ткач).

2. Противительные а, но, да (в значении но), однако, зато, однако: Любовь к народу - это служение народу, а не идея служения (А. Довженко); "Ложью, - говорят люди, - мир пройдешь, да назад не вернешься" (Г. Квитка-Основьяненко).

3. Разделительные или, или, или... или, ли... , то ... то, хоть... хотя, не то... не то, то ли ... то: Вот стелющиеся ветвистые, как скатерть зеленые левады. Кое-где по желто-зеленой скатерти разбросаны темно-зеленые кусты ивняка, то кругленькие, как будто м ячики, то островерхие, будто топольку (И. Нечуй-Левицкий); Мой сыночек разбойник: то ли кот, то ли собака - он ничего не боится - лезет драться (О. Олесь).

Подчинительные союзы соединяют подрядной части складнопідрядного предложения с главной, а значению они делятся на:

а) з"ясувальні (что, чтобы, ли, как, словно, будто, как будто): Разве не видите, что небо голубеет, солнце по утрам улыбается ніжніш, что вся земля в каком-то ожидании дивнім млеет и легче дышит, и смотрит ярче (А. Олесь); Наваживсь Вовку Льва попросить, чтобы старшиной до овец наставили его служить... (Л. Глебов);

б) временные (как, после того как, как только, только...как, еле, скоро, когда, пока, пока): Как шла домой в ржаном венке, радостно все поздравляли девушку стройную (П. Воронько); Когда созревают черника - начинай косить рожь (Род. творческим.);

в) цели (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы): Больших саможертовних усилия должна прилагать творческая интеллигенция, чтобы поднять самосознание наших современников, пробудить глубинную жизнь души, национальное достоинство и честь (А. Гончар);

г) причинові (потому что, оттого что, оттого что, затем что): Пока мне Бог сил даст и пока буду жить буду делать... Наша судьба работать, потому что и отдых наш потом без конца (А. Кобылянская);

г) условные (если, если, когда, как, чтобы, если бы): Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдет (Кол. Ушинский);

д) допустові (хотя, даром что, несмотря на то что): Хотя стояла только первая половина мая, солнце пекло немилосердно, по-летнему (В. Малик);

е) сравнительные (словно, словно, словно, словно, словно, будто, как будто, будто, якобы, как, что): Душа моя раскрыта для любви, как нива для сладкого зерна... (Т. Севернюк).

В функции союзов могут употребляться полнозначные слова, которые называются соединительными словами: кто, что, чей, который, где, куда, откуда. В отличие от союзов, которые не выступают членами предложения, соединительные слова выполняют роль главных или второстепенных членов подчиненной части сложного предложения. Например: / тем, сгинули в заре весенних лет, крестов поставить в свое время мы не сумели. Одна вечерняя приветствует их могилы, одна вечерняя вита их завещание (Г. Філянський); / сама она зсутилилась, чего никогда не было с ней раньше (А. Гончар). В первом предложении выделенное союзное слово выступает подлежащим, а во втором - приложением.

Союз – это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения. Основная функция – связующая, а также квалифицирующая, то есть обозначает отношения между соединяемыми предложениями или их членами (с разной степенью конкретизации).

При помощи большинства союзов различается синтаксический вид связи (сочинительная или подчинительная). Грамматическое значение союза как части речи сближает его с предлогами и частицами, а также с вводными (модальными) словами.

Как и предлоги, союзы не изменяются. Однако в отличие от предлогов, которые выполняют свою служебную функцию только в сочетании с падежными формами существительного, союзы являются грамматически не связанными с теми словами, которые они соединяют, и не зависят от принадлежности этих слов к той или иной части речи. Союзы лишь помогают выявить и оформить связь между словами в предложении или между отдельными предложениями.

В зависимости от того, какие именно синтаксические отношения выражаются с помощью союза, союзы делятся на: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы могут соединять однородные члены предложения внутри простого предложения, а также самостоятельные предложения.

Подчинительные союзы главным образом помогают выразить всевозможные смысловые отношения между главной и придаточной частями в сложноподчиненном предложении; отношения временные, целевые, сравнения, следственные, причинные и т.п..

Иногда подчинительные союзы употребляются для связи отдельных членов в простом предложении: "В это лето я узнал наново... много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми" (Паст.) – союз хотя и... но соединяет определения и передает сопоставительно-уступительные отношения между ними; "Пруд как зеркало"– союз как соединяет сказуемое с подлежащим, дополняя значение сказуемого оттенком сравнительности. В этой синтаксической функции подчинительные союзы встречаются крайне редко. В основном ее могут выполнять союзы как, чем.

Между сочинительными и подчинительными союзами есть существенное различие. Подчинительные союзы тесно связаны по смыслу с придаточными предложениями и образуют с ними "цельную смысловую массу". Этим свойством союзов обусловлен порядок следования частей в сложном предложении: сочинительные союзы, объединяющие простые предложения, всегда находятся между этими предложениями, в то время как подчинительный союз может стоять в начале сложноподчиненного предложения в случае, если оно начинается с предложения придаточного.


В зависимости от значения сочинительные союзы делятся на следующие группы:

а) соединительные союзы, выражающие отношения перечисления: и, да, и... и, ни... ни, тоже, также.

б) разделительные союзы, выражающие отношения взаимоисключения: или, либо, то... то, не то... не то и др.

в) противительные союзы: а, зато, но, однако и др.

г) градационные союзы: не только... но и, если не... то, не столько... сколько, как... так и и др.: "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение... происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф" (М.Булг.); эта группа союзов указывает на то, что один из соединяемых членов (как правило, второй), является более значимым, более существенным;

д) присоединительные союзы: и, да и, да и то, или и др., присоединяющие предложения или отдельные члены предложения, которые дополняют, развивают ранее высказанную мысль: "Что сталось с старухой и с бедным слепым,– не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру" (Л.).

Подчинительные союзы (по значению):

а) временные: когда, пока, покуда, доколь, когда... то, по мере того, как и др.

б) сравнительные: как, будто, словно, точно и др.

в) целевые: чтобы, дабы, для того, чтобы и др.

г) уступительные: несмотря на то что, хотя и др.

д) условия: если, если... то, когда... то.

е) изъяснительные: что, будто, чтобы, как бы не и држ) причинные: потому что, так как, ибо и др.

з) следствия; так что, до того, что, вследствие чего.

От подчинительных союзов следует отличать союзные слова – относительные местоимения и местоименные наречия: где, который, кто, что, куда, откуда и т.д. Союзные слова выполняют ту же синтаксическую функцию, что и союзы (присоединяют придаточное предложение к главному), но являются знаменательными словами, выступающими в придаточном предложении в качестве одного из его членов. Ср.: "Такими же знаками ему ответили, что от частных людей заказов не берут" (Паст.) – изъяснительный союз что присоединяет придаточное предложение к главному. – "Одна из мастериц изобразила на лице недоумение и в знак досады выставила ладошку лодочкой вперед, глазами спрашивала, что ему, собственно, нужно" (Паст.) – относительное местоимение что является подлежащим в придаточном изъяснительном.

Как и предлоги, союзы могут быть однозначными и многозначными. Одно значение имеют, например, союзы: для того..., чтобы; по мере того, как; несмотря на то, что и др. В первую очередь одно значение имеют союзы, представленные несколькими словами. В противоположность этому такие союзы, как и, или, да, как, что и др. являются многозначными. Так, для союза да 4-томный "Словарь русского языка" указывает четыре значения: 1) соединительное: "Степь да степь кругом. Путь далек лежит"; 2) перечислительное, которое реализуется при перечислительном присоединении нескольких однородных членов, а также нескольких предложений: "Мой идеал теперь – хозяйка. Мои желания – покой. Да щей горшок, да сам большой" (П.); 3) присоединительное: "Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" (Крыл.); 4) противительное: "Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем" (Гог.); "И будем все, хоть на день, да испанцы" (Маяк.).

Разряды союзов по строению

С точки зрения строения союзы делятся на простые (– состоящие из одного слова: и, а, но, хотя, словно и др.), и составные (– состоящие из нескольких слов: потому что, так что, по мере того, как и др.) Простые союзы бывают непроизводными: а, но и и производными: хотя – восходит к деепричастию хотя; якобы, чтобы, итак и др. – восходят к застывшему сочетанию служебного слова со знаменательным словом. В настоящее время активно пополняется разряд составных союзов.

Наконец, союзы могут быть одиночными: и, что, как и др., повторяющимися: ни...ни, то...то (с обязательным повторением); двойными, или парными: если…то, когда…то, едва…как (у них вторая часть возможна, но не обязательна); как…так и, настолько...насколько (вторая часть необходима).

В состав простых союзов входят союзы и союзные частицы, неоднородные как по своему формальному строению, так и по семантической специализации и условиям употребления. (а, абы, аж, ан, благо, будто, вроде, дабы, да, даже, едва, ли, либо, словно, хотя, хоть, покуда и др.). Сюда же примыкает группа слов с квалифицирующими лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств, т.е. в предложении выступают как аналоги союзов: вдобавок («кроме того», «к тому же»), ведь, вернее, впрочем, выходит («следовательно»), зато, значит, собственно («именно»), притом, правда, кстати, лишь и др.

Поскольку аналоги союзов, как и сами союзы, являются носителями определенного квалифицирующего значения, при описании соотнесенности союзов с другими ЧР, аналоги не отделяются от союзов.

Составные (=неоднословные) союзы по своему строению представляют нецельнооформленные соединения двух или более элементов, каждый из которых одновременно существует в языке как отдельное слово. В образовании большинства таких – простые многозначные союзы (и, что, чем, как, когда, если). Например, благодаря тому что, все равно что, несмотря на то что, оттого что, потому что, в то время как, как вдруг, с тех пор как, как только, едва только, прежде чем и т.д..

По характеру связи между элементами, составные союзы: (1)синтаксически немотивированные (несинтагматического типа), (2)синтаксически мотивированные (синтагматического типа).

1 – объединены по принципу простого сцепления, нанизывания.

Несинтагматическую структуру имеют союзы, образованные без участия предлога, и т.о. не включающие в свой состав падежной словоформы. (а именно, а не, а не то, а также, едва лишь, если уж, и т.д.)

2 – элементы соединены по образцу существующих в языке сочетаний слов. Основная их масса образована при участии предлога и сохраняет т.о. связь с соответствующими предложно-падежными сочетаниями. Строевой элемент таких союзов – простой союз (как, что, чтобы, если). Примеры: вплоть до того что, перед тем как, без того чтобы не, для того чтобы, подобно тому как, сверх того что и др.

По числу занимаемых в предложении позиций все союзы делятся на одноместные и неодноместные. Одноместный союз располагается между соединяемыми частями текста или позиционно примыкает к одной из них (и, но, зато, тем не менее, когда, лишь только, в случае если, вопреки тому что);

Неодноместный союз располагается т.о., что его компоненты помещены в каждой части соединяемой конструкции (или –или, как – так и, хотя – но, не только – но и, достаточно – чтобы, и др.).

Неодноместные: двухместные и многоместные. Многоместный союз – сцепление нескольких позиционно разобщенных компонентов: и…и…и, да…да…да, ни…ни…ни, либо…либо…либо, и т.д..

Двухместные союзы – соединения двух формально не совпадающих и позиционно разобщенных элементов, в их образовании участвуют, кроме собственных союзных средств, частицы, модальные слова, наречия, а также устойчивые сочетания «мало того что… (еще и)», «не сказать чтобы… (но)», «что касается…(то)». Все эти средства, образуя союзные соединения, являются носителями квалифицирующих или субъективно-оценочных значений.

Понятие о союзе

СОЮЗ

1. Понятие о союзе.

2. Разряды союзов по функции.

3. Группы сочинительных союзов по значению.

4. Группы подчинительных союзов по значению.

5. Разряды союзов по образованию и структуре.

6. Разряды союзов по употреблению.

7. Союзы и союзные слова.

Союзы – это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями.

Нет тебя тревожней и капризней,

Но тебе я предался давно,

Оттого, что много, много жизней

Ты умеешь волей слить в одно.

Союзы указывают на определенные смысловые отношения между названными языковыми единицами. «Союз, – писал А. А. Шахматов, – имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное

обнаружение такого сочетания».

В. В. Виноградов подчеркивал, что союзы, «в сущности, запредельны морфологии». Но они не изолированы от других частей речи:

1) союзы могут образовываться морфолого-синтаксическим путем от других частей речи. Например, Я слышал, что вы вернулись (что – переходит из местоимения в союз); Ты такой же, как прежде (как – переход наречия в союз).

2) могут субстантивироваться: Не принимаю никаких но .

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

(или по характеру выражаемых отношений – Грамматика-70)

В зависимости от функционального значения все союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы указывают на относительную автономность, равноправность связываемых единиц: отцы и дети, белое или черное.

Подчинительные союзы указывают на зависимость одной единицы от другой и оказываются прикрепленными к придаточной части предложения:

Мы урожая ждем от лучших лоз,

Чтоб красота жила, не увядая...

Сочинительные союзы занимают автономную позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них. Они соединяют однородные члены, части сложносочиненного предложения и предложения в тексте:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

И печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво...

Сочинительные союзы сформировались раньше подчинительных и вначале даже могли употребляться в качестве подчинительных.

Подчинительные союзы употребляются в сложноподчиненных предложениях, связывая придаточное предложение с главным:

Мне нравится, что вы больны не мной...

Нет в мире лета, если ты вдали.

Л. Д. Чеснокова указывает, что некоторые союзы могут выступать то как

сочинительные, то как подчинительные:

– хотя (хоть) (и) ... но

Он хотя и маленький, но вполне хороший (сочинительный союз: соединяет однородные сказуемые).



Хотя было поздно, но мы не спешили расходиться (соединяет части сложноподчиненного предложения: придаточное с уступительным значением и главное).

– если... то

Если мы пойдем на концерт, то билеты нужно купить заранее (подчинительный: связывает придаточное условия с главным предложением).

Если на суше страдали лишь частично от артиллерийского огня, то на корабле подвергались увечью исключительно от разрывающихся снарядов (сочинительный: имеет значение сопоставления, можно заменить союзом а ).

3. Группы сочинительных союзов по значению

Выделяются следующие группы сочинительных союзов по значению:

1) соединительные – и, да (= и), и... и, ни... ни, также, тоже (выражают отношения перечисления): Звезды меркнут и гаснут.

2) противительные – а, но, да (=но), зато, же, все же, однако (отношения

противопоставления, несоответствия): Слышал звон, да не знаешь, где он.

Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

3) разделительные – или, либо, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли (отношения взаимоисключения или чередования):

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

4) сопоставительные – как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не то чтобы... а (но), не столько... сколько (В. В. Лопатин, И. Г. Милославский называют их градационными). Например: В Сибири много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

5) присоединительные – и, да и, да и то (служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания): Сестра хорошо готовила, да и шила неплохо.

6) пояснительные – то есть, а именно, или (выражают отношения пояснения): Я остался здесь на неделю, то есть до воскресенья или понедельника.

  • 4. Категория одушевленности/ неодушевленности существительных. Варианты в проявлении одушевленности-неодушевленности существительных. Одушевленность-неодушевленность и многозначность слова.
  • 5. Род как классифицирующая, несловоизменительная категория существительных. Принципы распределения склоняемых существительных по родам.
  • 6. Слова общего рода. Употребление существительных общего рода в расширительном и переносном значениях. Род существительных с размерно-оценочными суффиксами.
  • 7. Род существительных, образованных словосложением. Род несклоняемых существительных. Определение рода несклоняемых нарицательных существительных. Род несклоняемых собственных существительных.
  • 8. Род сложносокращенных слов (аббревиатур). Стилистическое использование категории рода.
  • 9. Категория числа имен существительных. Значение и средства грамматического выражения. Существительные, имеющие форму только единственного числа.
  • 10. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Использование категории числа существительных.
  • 11. Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей.
  • 12. Склонение существительных. Особенности в образовании падежных форм существительных 1-го и 2-го склонения. Склонение существительных с первым компонентом пол… (пол-).
  • 13. Особенности в образовании форм именительного падежа множественного числа и варианты окончаний у существительных 1-го склонения.
  • 14. Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний. Склонение собственных имен (имен и фамилий, топонимов).
  • 15. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Лексико-грамматические разряды прилагательных и многозначность слова.
  • Стилистическая окраска и употребление степеней сравнения прилагательных Сравнительная степень
  • 17. Краткая форма прилагательных. Ограничения в образовании краткой формы. Грамматические свойства кратких прилагательных.
  • 18. Употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных в современных текстах. Переход других частей речи в прилагательные. Субстантивация прилагательных.
  • 19. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных.
  • 20. Числительные количественные. Морфологические и синтаксические особенности количественных числительных.
  • 21. Употребление количественных и собирательных числительных (литературная норма употребления собирательных числительных).
  • 22. Вопрос о местоимении как части речи. Классификация местоимений по соотношению с другими частями речи.
  • 23. Разряды местоимений по значению. Стилистическое использование местоимений разных семантических разрядов.
  • 24. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование, синтаксическое употребление.
  • 25. Две основы глагола. Понятие о классах глагола.
  • 26. Категория глагольного вида. Формальные и семантические отличия глаголов совершенного и несовершенного вида.
  • 27. Образование видов. Видовые пары глаголов. Глаголы, не имеющие парных форм другого вида. Двувидовые глаголы.
  • 2. Префиксация
  • 28. Категории залога. Основные залоги и образование залоговых форм. Глаголы, лишенные залоговых значений.
  • 29. Категория личности/безличности. Безличные глаголы.
  • 30. Категория наклонения. Изъявительное наклонение. Переносные значения индикатива.
  • 31. Сослагательное наклонение. Значение, морфологические признаки и способы образования форм сослагательного наклонения.
  • 32. Повелительное наклонение. Значение, морфологические признаки и способы образования форм повелительного наклонения. Переносные значения императива.
  • 33. Категория времени. Основные значения и употребление временных форм.
  • 33. Категория времени. Основные значения и употребление временных форм.
  • 34. Категория лица. Значение форм лица (определенно-личное, обобщенно-личное, неопределенно-личное). Значение форм рода и числа как форм, не характерных для глагола.
  • 35. Причастие как форма глагольно-именного образования. Морфологические признаки и образование причастий.
  • 36. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Категория времени у деепричастий. Переход деепричастий в наречия.
  • 37. Наречие как часть речи. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Соотносительность наречий с другими частями речи. Переход наречий в другие части речи.
  • 38. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование обстоятельственных и определительных наречий.
  • 40. Союзы и их синтаксические функции. Классификация союзов по значению и строению.
  • 41. Предлоги и их синтаксические функции. Классификация предлогов по значению, строению, образованию.
  • 42. Частицы и их функции в речи. Разряды частиц по значению. Словообразующие и формообразующие частицы.
  • 43. Модальные слова как особый разряд слов в русском языке. Разряды модальных слов по значению.
  • 44. Значение междометий и их функции в речи. Разряды междометий по значению. Группы междометий по способу образования и происхождению. Звукоподражательные слова.
  • 40. Союзы и их синтаксические функции. Классификация союзов по значению и строению.

    Практика с Петрушиной:

    Союз - служебная часть речи, выполняет функцию связи между предложениями в составе текста, словами и частями сложного предложения.

    По происхождению делятся на производные и непроизводные. По морфологическому составу на составные и простые. По синтасическим функциям: Сочинительные (соединительные, сопоставительные, противительные, разделительные, присоединительные, градационные и пояснительные) и подчинительные (временные, причинные, целевые, следствия, условия,уступительные, сраынительные, изъяснительные). По употреблению: Одиночные, повторяющиеся и двойные. Подробнее - ниже в Валгиной.

    По Валгиной:

    Служебные слова, служащие для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения - сложносочиненного и сложноподчиненного.

    По морфологическому составу союзы распадаются на простые и составные.

    Простые союзы (непроизводные и, а, но и др. и производные когда, если и др.) морфологически неделимы и несоотносимы в современном русском языке со знаменательными частями речи.

    Составные союзы, например: в то время как, потому что, так как и др., соотносительные с существительными, местоимениями и наречиями, расчленяются на отдельные компоненты.

    По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

    Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни; сопоставительные: не только...но и, как...так и; противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато; разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли; присоединительные: да и, также, тоже.

    Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в простом предложении для связи членов предложения. Например: Он известен как хороший бригадир.

    Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотносительное слово в главной части предложения, другая - союз в придаточной.

    Подчинительные союзы делятся на временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только, с тех пор как), причинные (так как, потому что, оттого что, встледствие того что), целевые (чтобы, для того чтобы), следствия (так что), условия (если, ежели, коли), уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что), сравнительные (как, будто, как будто, словно), изъяснительный (что).

    Различие между сочинительными и подчинительными союзами как в отношении морфологическом, так и в отношении синтаксическом не является устойчивым. Так, союз хотя (хоть) может соединять однородные члены и части сложноподчиненного предложения: Он стрелял быстро, хотяне точно (Купр.); Хоть видит око, да зуб неймет (Кр.).

    В функции союзов могут использоваться местоимения и местоименные наречия, которые в таком случае называются союзными, или относительными, словами. Выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, союзные слова в отличие от союзов, являются членами придаточной части предложения. Пр. Что посеешь, то и пожнешь. (что - отночительное слово, дополнение). Я глуп, что осердился. (что - союз).

    По употреблению союзы представляют собой три разновидности:

    1) одиночные, употребляющиеся один раз. Из сочинительных союзов типичным в этом отношении является союз но (подчинительные союзы обычно одиночны) Пр. Ученый малый, но педант.

    2) повторяющиеся: и...и, или...или, то...то, либо...либо, ни...ни,и др. .

    3) двойные, компоненты которых взаимно связаны по употреблению. Двойными могут быть сочинительные союзы (как...так и, не только...но и): и союзы подчинительные (если...то; так как...то, лишь только...как и др.). Например: И есликто виноват, тоя один (Л. Т.).

    Разбор союза:

    1. Сочинительный / подчинительный

    2. Классификация в зависимости от 1п.

    3. Простой / составной

    4. Одиночный / повторяющийся / двойной

    5. Производный, если да, то от чего / непроизводный

    6. функция в предложении

    г. Барнаул

    Железнодорожный район


    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.


    Тема: Функция союза И. Пунктуация в предложениях с союзом И.

    Класс : 11 класс
    Учитель : Кощина Татьяна Васильевна
    Предмет : русский язык и литература
    2003-2004 учебный год.
    Тема: Функция союза И.

    Пунктуация в предложениях с союзом И.


    Цель: Подготовка к ЕГЭ, систематизация знаний.
    Знать: 1) особенности структуры сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом;

    2) особенности структуры простого предложения с однородными членами ;

    3) функции союза И.
    Уметь: 1) правильно расставлять знаки препинания в предложениях с союзом И;

    2) конструировать предложения с союзом И, выполняющим разные функции;

    3) правильно определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
    Ход урока.
    I. Фронтальный опрос с элементами конспектирования.
    а) Вспомним, в каких предложениях может употребляться союз И?
    Союз И употребляется как в простых предложениях, так и в сложных. Он может стоять между


    1. однородными членами, связывая их друг с другом;

    2. между двумя ПП, образуя одно сложное;

    3. между двумя придаточными предложениями;

    4. может являться частью сложного союза (как…так и; но и; да и).

    б) В предложениях с союзом и запятая может находиться…?


    1. перед И;

    2. после И;

    3. одновременно перед И и после И;

    4. отсутствовать совсем.
    Графический диктант с целью повторения пунктуации в ССП. У учащихся имеются сигнальные карточки-схемы, которые они поднимают после прочтения учителем П. “По цепочке” старшеклассники комментируют схему и наличие запятой в П.

    №1

    Односост.

    , и

    Двусост.

    №2

    Двусост.

    , и

    Двусост.

    №3

    Односост.

    , и

    Двусост.

    №4

    Двусост.

    , и

    Односост.

    1. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали (карточка № 2).

    2. Весь день хотелось пить, и поэтому Сергей предлагал детям минеральную воду. (№ 1)

    3. Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко. (№3)

    4. Снег все сыпал, и с каждым днем пушистей становились кусты. (№2)

    5. Лечение до сих пор было правильное, и я не вижу необходимости менять врача. (№2)

    6. Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. (№4)
    Ученик-ассистент записывает на доске правило под номером №1 и озвучивает как правило.

    П. Работа в парах. Алгоритм на доске:


    • Спишите П, расставьте знаки препинания, графически объясните.

    • Расскажите партнеру выведенное Вами правило.

    • Выслушайте партнера, задайте друг другу вопросы, если они возникнут.

    • Поблагодарите друг друга.

    1. Он [Чехов] знал где лежит дорога к человеческому счастью и оставил нам приметы.

    2. Что-то редкое виделось нам в этом беззвучном тумане курившемся над прудом и в тумане безлунной ночи.

    3. Он потянулся сладко позевывая и повернув голову посмотрел на хозяина.

    4. Он медленно шел прикрываясь от ветра и о чем-то думал.
    Выведенное на основе примеров правило озвучивается, и ассистент записывает его на доске под номером №2.

    Сообщение ученика (предварительное задание получил накануне урока по теме “Пунктуация в П с однородными членами , соединенными союзом И).

    Ученик объясняет по схемам, которые находятся на плакате.

    Союз И однородные члены может соединять:


    • попарно О и О, О и О;
    Все было непривлекательно: небо и озеро, пасмурные дали и низкий остров;

    • союз И может употребляться перед каждым однородным членом (повторяющийся союз И):
    и О, и О, и О.

    Море и вздрагивало, и охало, и плакало, и ревело.


    • союз И может быть опущен перед первым однородным членом:
    О, и О, и О.

    Море гремело, и вздрагивало, и плакало.


    После сообщения учащиеся выполняют задание “Проверяю себя”.

    Записать предложения, сверить постановку знаков препинания с карточкой самоконтроля, приготовленной заранее педагогом.

    1. Гордый стих и в скромном переводе служил и служит правде и свободе.

    усилит.частица.


    2. Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов и шлешь ответ.

    Союз И соединяет однородные сказуемые в пару, перед ним не ставим запятую. Остальные союзы И – повторяющиеся, перед вторым однородным дополнением ставим запятую, так как союз И – повторяющийся, т.е. схема


    О, и О и О, и О.

    Соединяет в пару однородные члены.

    3. Незаметно подкралась зима и обрушилась на город гулкими метелями, завалила улицы сахарными холмами снега и заморозила дома.
    Ш. В завершении урока учитель объясняет случаи отсутствия запятой перед И, записывает правило-помощник на доске под № 3.


    Предложения на доске. Устный комментарий постановки знаков.

    1. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. И день и ночь – то есть всегда.

    2. Какие-то люди бегали, весело переговариваясь и беспрестанно отворяя и затворяя двери.

    3. Утром со стороны леса послышался шум моторов и показались немецкие танки.
    Общий второст.член

    1. В час, когда начинает слепнуть сова и веселые светлячки гасят свои озорные фонарики, в цветнике родилась Роза . (Соединяет придаточные, которые имеют общий второстепенный член в главном).

    Предложения для самостоятельной работы.


    1. Знаки препинания существуют чтобы выделить мысль привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

    2. Отдохнув и напившись чаю мы ровно в полдень опять уселись в лодку и она понесла нас по длинному прямому плесу.

    3. Караван нагруженных лесом барж сбился и окрашенный в желтую краску пароход “Декабрист” сердито пыхтя мотался между баржами и перетаскивал их в камеру шлюза.

    4. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.

    5. Солнце садилось в травы туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива.

    6. Отец мой говорил, что не видывал таких хлебов и что нынешний урожай отличный.

    7. Еще вчера на солнце млея последний лес дрожал листом и озимь пышно зеленея лежала бархатным ковром.

    8. И подпасок гонящий коров и землемер едущий в бричке через плотину и гуляющие господа все глядят на закат и все до одного находят что он красив.

    9. Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметно, как он дрожит и переливается в ярком утреннем свете солнца.

    IV. Подведем итог. Ученик-ассистент подводит итог у доски.

    Запятая ставится:

    а) если союз И соединяет части СП и

    б) если союз И – повторяющийся.

    Запятая не ставится:

    а) если союз И повторяется, но однородные члены образуют тесное смысловое единство или

    б) одно цельное выражение,

    в) при одиночном И,

    Г) при общем члене.


    Дома: составить П или выписать из текста П с союзом И, который выполняет разные функции (соединяет ПП, однородные члены, повторяющийся).


    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    1.Информационно-рецептивный метод

    Предъявление информации (учителем или ассистентом). Организация действий ученика с объектом изучения.

    Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание.

    2.Репродуктивный метод

    Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

    Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам. Произвольное и непроизвольное запоминание. Активизация деятельности.

    3.Исследовательский метод.

    Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения.

    Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение прблемы. Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершение. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.