Поэтами рождаются ораторами становятся эссе. Поэтами рождаются ораторами становятся. Смотреть что такое "Ораторами становятся, поэтами - рождаются" в других словарях

Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном
звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции,
чтобы поддерживать порядок.
Эмерсон

Цель:

  • развитие интеллектуального потенциала;
  • общеучебных навыков (в частности презентационных);
  • артистических способностей;
  • развитие навыков речевой культуры;
  • ораторского мастерства.

Подготовка к занятию: Слайды со схемами.

Кадры из фильма “Карнавал”

Раздаточный материал:

  • Скороговорки
  • Рекомендации
  • Карточки с заданиями к упражнениям
  • листы А-4 для рефлексии – 3 шт. и цветная бумага для отметки.

Ребята! Каждому человеку необходимо уметь говорить понятно, четко, правильно выражать свои мысли и передавать их окружающим. В жизни бывают такие ситуации, когда необходимо будет красиво подать себя или свою работу. Некоторые из вас пишут исследовательские работы. Выполнение исследования – это только часть работы, всех, кто занимается исследованиями ожидает публичный этап – демонстрация полученных результатов на научной конференции.

В исследовательской деятельности необходимо обладать презентационными умениями и навыками. Презентовать – это красиво подавать себя, свою работу.

Презентационные умения и навыки, это:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения.

Результаты опроса , который мы провели на предыдущем занятии, показали, что наиболее трудно для вас: выступать с докладом не читая, а рассказывая и говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников. Этому мы будем учиться сегодня.

Навыки монологической речи (информирование)

Монологическая речь не предполагает высказываний слушающих, говорит всегда один человек. К монологической речи относятся лекции, доклады, выступления. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а так же умения устанавливать контакт с аудиторией.

Достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор – зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством . Ораторское искусство – это особое мастерство выступающего. Ораторами не рождаются и, значит, этому мастерству можно и нужно учиться.

Практика выступления лучших ораторов мира показывает, что сухое, деловое выступление, когда передается только “голая информация”, как правило, вызывает скуку и даже раздражение, слушается без интереса. Ораторы используют специальные приемы, чтобы разнообразить, украсить свою речь.

К таким приемам относятся использование речевых оборотов (образных выражений): сравнений, метафор, эпитетов. Ораторы используют крылатые слова, пословицы, поговорки. Не малую роль играет словарный запас выступающего. Чем богаче словарь, тем ярче, разнообразнее речь.

Взгляните на экран. Вы видите “Схему ораторского искусства” . Сейчас мы узнаем, как подготовить речь для выступления:

  1. Подбор содержания выступления.
  2. Составление плана выступления, распределение его в логической последовательности. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух.
  3. Литературная обработка содержания речи Лучше запоминается начало выступления и конец, поэтому они должны быть особенно яркими.
  4. Заучивание, запоминание речи. Лучше текст рассказывать, а не читать.
  5. Работа над интонацией, мимикой, жестами.
  1. Не прячьтесь за трибуной.
  2. Не бойтесь передвигаться на сцене.
  3. Стойте прямо, перенесите центр тяжести с пяток на носки.
  4. Наладьте зрительный контакт с отдельными слушателями.
  5. Меняйте тембр голоса, чтобы не быть монотонным. Голосом подчеркивайте новые и важные мысли, контролируйте скорость речи, при быстрой речи аудитория ее не воспримет, при медленной люди будут отвлекаться.
  6. Развлеките публику анекдотом, драматическим началом выступления, поставьте несколько вопросов.
  7. Меняйте положение. Не цепляйтесь за трибуну и не налегайте на нее. Не пренебрегайте жестами.
  8. Произносите слова четко.
  9. Отдайтесь вдохновению. Не скрывайте своего воодушевления. Публика будет внимательней, если увидит, что вы убеждены в своих мыслях и идеях.
  1. Каша во рту, то есть слова звучат невнятно и на одной ноте.
  2. Запинания: речь сбивчива, бессвязна; в ней много вводных слов, заиканий.
  3. Выступление плохо спланировано, не акцентируется внимание на главной мысли.
  4. Безразличие к аудитории.
  5. Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения материала неубедительна.
  6. Оратор не позаботился о том, чтобы тщательно отрепетировать свою речь.
  7. Недостаточное знание предмета.

Зная, чего не следует делать оратору, мы вместе с вами разработаем рекомендации выступающему. Учитывая первый недостаток, какую рекомендацию можно дать?

Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, насыщенности информацией. Высокий уровень культуры речи предполагает совершенствование техники речи.

К составляющим техники речи относятся:

  1. Дикция – это четкость и ясность произношения, слов, и отдельных звуков и фраз.
  2. Звукопроизношение – умение четко и правильно произносить отдельные звук.
  3. Сила голоса – это не только громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание.
  4. Темп речи – число слов, произносимых в минуту. Оптимальный темп – 120 слов минуту.
  5. Тембр голоса – это звуковая окраска голоса, которая создает оттенки голоса.
  6. Интонация – выделение голосом отдельных отрезков речи, слов, фраз, предложений.

Без интонации все богатства языка были бы мертвы.

Вы, наверное, слышали, что родиной ораторского искусства считают Древнюю Грецию Здесь по законам страны каждый должен был защищать себя в суде сам, а для этого нужно было уметь говорить.

Гермоген, Квантилиан, Перикл, Демосфен, Цицерон – вот имена великих ораторов, чьи пламенные речи изучаются до сих пор в риторике?

– Кто знает, что это за слово?

Огромным трудом и работой над, собой прославился Демосфен. Он был неотразимым оратором. Известно, что с рождения он имел слабый голос, речь его была шепелявой, с большго дефектами. Попытки публично выступать кончались негодованием и свистом толпы: никто не хотел слушать такого оратора. Но Демосфен был упорен. Несколько лет тренировался в произнесении речей, ходил на берег моря и старался перекричать шум бури. Каждый день он набирал в рот мелкие камушки и, держа их во рту, часами произносил речь, стараясь выговаривать отчетливо каждое слово... И Демосфен стал тем, кем он хотел стать: слушать его речи съезжались со всей Греции.

Сейчас вашему вниманию предлагается отрывок их фильма “Карнавал”, в котором мы увидим, как тренирует технику речи, по методике Демосфена, героиня фильма.

(Просмотр кадров из фильма “Карнавал”)

Практические задания

А сейчас мы переходим к практической части нашего занятия. Для начала необходимо подготовить (“разогреть”) речевой аппарат: руки, губы, язык.

(Вытягиваем вверх, вниз, вправо, влево).

Следующее упражнение: произносим слова громко, тихо, шепотом, быстро, очень быстро

“По горе идет отряд, барабанщик очень рад
Барабанит, барабанит полтора часа подряд”.

Мы подготовили свой речевой аппарат к работе.

Всем известно, что хорошо тренируют речь скороговорки (улучшают артикуляцию, дикцию).

Игра “Вступительный экзамен в театральный институт”.

У вас есть листочки с текстами. Эти тексты необходимо четко и правильно произнести перед “приемной комиссией”. (У каждого своя скороговорка.)

“Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем, после душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши и не пачкай тушью уши”.

Дома следует тренировать произношение, для этого необходимо проговаривать трудные слова или словосочетания. Сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом, а затем мысленно, в уме так же отчетливо.

Если эти упражнения вы будете записывать на магнитофон, то получите возможность наблюдать за тем, как меняется ваш голос и дикция день ото дня.

В этом упражнении нужно произнести текст выразительно.

Чтение с листа: деление текста на смысловые куски, которым должна соответствовать определенная интонация.

Пусъки бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонилисъ. И Калуша волит. Оее, оее! Бутявка-то – некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка волит за напушкой: Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!!

Упражнение “Выделение интонацией”

Произносим фразу “Я тебе говорила, что билеты в наш театр стоят 30 рублей”, выделяя интонацией по очереди каждое слово.

(Для этого упражнения нужны девять человек).

Мы видим как меняется смысл фраз.

Упражнение “Оратор”

Произносите речь дома перед семьей, друзьями. Снова и снова повторяйте ее. Чем больше практики, тем лучше получится выступление!

Сейчас вам нужно будет произнести небольшое выступление.

Цель вашего выступления : сообщить нам тему своей работы, почему вы ее выбрали. Нужно рассказать об этом так, чтобы мы тоже захотели писать работу на эту тему. Постарайтесь учесть все рекомендации по ораторскому мастерству. А мы своими аплодисментами выберем самого красноречивого оратора.

На сегодняшнем занятии мы учились ораторскому мастерству. Надеюсь, то, чему научились на этом занятии, пригодится вам в дальнейшем для ежедневных тренировок, развития ваше ораторского мастерства.

В заключение я предлагаю свое мнение о занятии оставить на листочке.

(Для рефлексии листы с фразами):

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне было интересно.
  3. У меня остались вопросы, не все понятно.

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум, 2001.
  2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Издательство “Дело”, 2002.
  3. Колтунова М.В. Нормы. Риторика. Этикет. Москва “НПО "Экономика"”, 2000.

Эти слова должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало (>), целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, обдумываются в тиши кабинета. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и труд менеджера, обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из критериев красноречия является информационный аспект речи. Однако только информативность публичного выступления не дает желаемого эффекта, необходима еще и ее эмоциональная содержательность, что сближает позиции оратора и актера.

Руководитель, владеющий ораторским искусством, умеет пользоваться не только активной (моторной) речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, т. е. обладает способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппонента. Докладчик, оратор также ощущают реакцию аудитории, но их речь, как правило, монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Руководитель же обычно ведет диалог, т. е. работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом отношении - единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на реплики и мимику собеседника.

Не устарели рекомендации оратору великого мастера слова древности Марка Туллия Цицерона. На основе его советов можно выстроить такой алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.

Особое место в речевом общении занимает терапия слова, т. е. способность снять психологические барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента. В сущности этого метода лежат принципы гипноза, научные исследования которого были выполнены английским хирургом Дж. Бредом и португальским аббатом Фариа (его трагическая судьба положена в основу одного из персонажей романа А. Дюма >). Метод эффективно применялся американским врачом-психиатром Милтоном Эриксоном и носит его имя. Тот, кто владеет терапией слова, получает важное преимущество в установлении необходимого взаимопонимания и воздействии на собеседника. Важным показателем ораторского искусства является словарный запас, хранящийся в памяти человека, - тезаурус личности. Тезаурус с древнегреческого переводится как "сокровищница", и этот надежный сейф памяти организован удивительно целесообразно: информационные файлы памяти мобилизуются посредством ассоциаций, что облегчает и ускоряет поиск нужного слова.

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой - так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме - диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество. Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредст¬венное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредствен¬ный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности ора¬тора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь - это всегда искусство. В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства (полиса) в его самом развитом виде - рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, по крайней мере номинально - было Народное собрание, к которому политический дея¬тель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могу¬ществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово»,- утверждал Деметрий Фалеркий.

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало выс¬шей ступенью античного образования. 3дачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства.

Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень боль¬шое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каж¬дый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был воином- он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом- он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биогра¬фии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией (в Афинах нормальное число суден было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадежным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства. «Когда судьи и обвинители - одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным»,- писал опытный мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галикарнасский.

Выводы

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр. В наше время умение произносить публичные речи является неотъемлемым качеством для любого человека на пути становления его как личности!

О дин из самых распространенных мифов о риторике звучит так: "Оратором нужно родиться. Это или дано, или нет". И это, на мой взгляд, чрезвычайно вредная ложь. Вдвойне вредная. И вот почему.

В о-первых, она разделяет людей на две неравные группы, одной из которых "дано" выступать, а другой "не дано". "Он прирожденный оратор"! - говорят о первом. "Ему явно не дано выступать", - судачат о втором.

И вот уже те, кому "дано", смотрят на прочих сверху вниз, а те, кому не повезло, пугливо опускают очи долу. Ведь "не дано" это как приговор Верховного суда, окончательный и обжалованию не подлежит.

В о-вторых, ежели тебе "не дано", значит и рыпаться бесполезно. Человек рассуждает примерно так: "Я попробовал, у меня не получилось. К тому же, в процессе выступления я чувствовал себя ужасно, а посему, вся эта риторика - это не мое". Человек прокручивает это в своей голове, и все! Решение принято, пытаться бесполезно.

П опробуйте скажите что-то подобное младенцу, который учится ходить! К счастью, он ничего не поймет и не обратит на этот негатив никакого внимания. Движимый инстинктом, он будет пытаться, падать, вставать, снова падать... А самое главное, ему будет все равно, как он выглядит и что скажут о нем люди. Рано или поздно он своего добьется, встанет на ноги и пойдет. Некоторым моим студентам было бы неплохо поучиться этой настойчивости у своих маленьких детей или внуков.

К огда человек заявляет мне, что совсем не может выступать публично, это неправда. Прямо на месте трудно понять, кто внушил ему эту ложь, но если поговорить с ним откровенно, то можно определить, откуда дует ветер. В большинстве случаев - из детства, из семьи или из школы. Именно там люди, движимые самыми лучшими побуждениями, ломают нашу самооценку.

Н о если говорить серьезно, то есть одна категория людей, которые действительно не могут выступать публично, и тренинг по риторике им не поможет. Это люди с дефектами речи. Глухонемые, страдающие дизартрией, заиканием, аутизмом или алалией. Одним словом, это те, кто по разным причинам физически не может говорить. Им риторика не поможет, им нужен врач.

В се остальные, кто способен нормально разговаривать, могут развить навык публичных выступлений. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, но это не имеет решающего значения. Я глубоко убежден, если человек может говорить, или физически произносить слова, таковой может выступать публично. Это не дар свыше, это приобретаемый навык, и этому можно научиться, было бы желание.

Е сть еще одна вещь, которая меня очень сильно раздражает. На практике это выглядит так. После выступления на большом семинаре ко мне подходит один из слушателей и говорит буквально следующее: "Антон Игоревич, это было так здорово, так сильно, у вас настоящий дар, вы прирожденный оратор"!

Е стественно, я, как культурный человек, улыбаюсь и говорю: "Спасибо, мне очень приятно". В конце концов, человек заплатил за билет на мероприятие и имеет полное право не только высказать свое мнение, но и взять автограф.

О днако в глубине души мне хочется взять его за грудки и крикнуть в лицо: "Какой дар! Ты о чем! Не было никакого дара! Даже таланта не было! Зато было желание и много работы. Да, и кстати, я занимаюсь этим с 1992 года. Практически каждый день. А если ты уделишь этому столько же времени и труда, тебе позавидуют Цицерон и Демосфен, Платон и Аристотель"!

К онечно же, никто этого не слышит. Я продолжаю улыбаться, раздавать автографы и принимать комплименты. Но как практик, я могу твердо сказать одно: "Если человек физически способен говорить, то он с таким же успехом может говорить, стоя на сцене, то есть, может выступать публично"! Нужно только захотеть, составить план, найти наставника и двигаться в нужном направлении.

Марк Туллий Цицерон (великий римский оратор) как-то сказал:

ORATORES FUINT, POETAE NASCUNTUR

Что в переводе обозначает:

Ораторами становятся, поэтами рождаются

Ораторами рождаются или становятся?

По русски это будет звучать примерно так: “Ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур”.

Это афоризм Цицерона из «Речи в защиту Архия», произнесенной им в 61 до н.э. Но этот тезис всегда был предметом спора, что в те далекие времена, что сейчас.

Статья о том, как ораторами становятся. ..

Да, ораторами рождаются…

Младенец не стесняясь возвещает о себе криком. Каждый день, он сообщает о своих потребностях окружающим через крик. Позже – это уже первые слова: «Агу-агушечки…».

Половина из этих «выступлений» – это влияние на публику (привлечение внимания, общение, одобрение или протест). Так что можно сказать, что ораторами рождаются. Причем, все.

А что потом?

Взрослея, малыш оказывает воздействие на окружающих уже с помощью речи: «Дай, моё, люблю…».

В большинстве случаев, дети умеют быть ораторами среди близких и знакомых людей.

Но, когда появляется необходимость общаться с незнакомыми людьми, часто срабатывает инстинкт самосохранения, проявляется осторожность (скованные движения), агрессивность к «чуждой» среде (излишнее напряжение), и так далее.

Ребенку проще, под любым предлогом, избежать таких публичных выступлений перед «чужими» людьми.

И опыт выступлений не закрепляется.

Вот и получается, что дети рождаются ораторами, но этот навык не у всех развивается.

Ораторами становятся!

И этот тезис тоже верен. Чтобы стать оратором нужно приложить немало усилий, учиться самому или у тренера.

“Ораторами рождаются, но хорошими ораторами – становятся!”

Есть ораторы, которые стали таковыми благодаря врожденным данным.

В детстве много говорили, язык подвешен. Среди наших политиков есть много именно таких ораторов. Видно, что жизнь им подарила умение говорить. Повезло, можно так сказать.

Но есть множество ораторов, которые в детстве красноречием не отличались. Даже наоборот. Такой пример – греческий оратор Демосфен. С детства он был косноязычен, имел тихий голос, от волнения у него дрожали плечи. Но благодаря упорным тренировкам Демосфен стал самым великим оратором Афин в свое время.

Сам Цицерон – тоже пример работы над собой. Он сделал себя оратором упорным трудом, о чем сказал в своей речи: “Поэтами рождаются, ораторами – становятся”.

Но для меня самым ярким примером являюсь я сам.

Ведь в детстве я совершенно не умел выступать, был молчаливым, не мог связать двух слов, если передо мной появлялось больше, чем один человек. Но прошло время, я стал хорошим оратором, действительно хорошим оратором. Мне не составляет труда выступить перед какой-либо публикой. И я могу выступать часами, что и делаю на различных семинарах. Не хочу хвастаться – просто я знаю, что ораторами действительно становятся, а не рождаются.

А еще я видел своих учеников, которые становились настоящими ораторами. И я горжусь теми учениками, которые сейчас выступают на большой сцене, и выступают значительно лучше других.

И обо всем этом я написал в этой книге. Читайте.

Изредка на страницах книги будет мелькать реклама об онлайн-обучении ораторскому искусству онлайн. Это наша реклама. Мы этому обучаем. Можете заглянуть, поинтересоваться:

  • Большая просьба : оставьте, пожалуйста, комментарии к тем статьям, которые Вам понравились! Очень нужно!

Еще высказывания Цицерона об ораторском искусстве:

Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

/ Ораторами рождаются или становятся / /

>>Українська мова: Зв’язне мовлення. Основні поняття про мовлення і спілкування. Види мовленнєвої діяльності. Різновиди читання і аудіювання


Виступ під час дискусії

295. Пригадайте, що означають слова дискусія, диспут, полеміка. В разі потреби скористайтеся тлумачним словником. Чи доводилося вам брати участь у дискусії? Що вам здалося найскладнішим?

296. Прочитайте текст. Визначте його основну думку. Складіть план (складний) прочитаного.

Усні виступи звичні в нашому житті. Кожному потрібно вміти виступити і на зборах, і з лекцією чи доповіддю, взяти участь у диспуті тощо.
Виступ під час дискусії - це роздум проблемного характеру. Автор такого роздуму намагається знайти вирішення певної проблеми чи складного питання. Оскільки багато проблем, які постають у нашому житті, не передбачають однозначного вирішення, то роздуми часто мають дискусійний характер.
Щоб виступ під час дискусії був цікавим, виступаючий повинен сам бути зацікавленим у предметі свого виступу. Коли кажуть: людина спроможна добре виступити перед аудиторією, вміє самостійно роздумувати, сперечатися, відстоювати свої думки, судження та ін., це означає: вона не просто володіє необхідними знаннями, а й уміє їх використовувати практично.
Отже, виступ дискусійного характеру здебільшого будується таким чином: у виступі мають бути вступна частина (вказівка на те, що говоритиме виступаючий і чому), основна частина (виклад власних поглядів на певну проблему чи питання, докази), висновки (пропозиції). У такому виступі часто використовується ілюстративний матеріал для доведення основної думки (тези) висловлювання. Ним може бути так званий місцевий матеріал (приклади з життя свого класу, школи тощо). Такий матеріал, безумовно, ожив¬ляє виступи, привертає увагу слухачів, викликає до нього інтерес. Крім того, під час такого виступу слід чітко уявляти, з якою метою виступаючий буде говорити, якої реакції слухачів він домагається.
Виступ дискусійного характеру намагайтеся будувати з доброзичливістю. Навіть виступ проти якоїсь ідеї, думки потрібно будувати як підтримку позитивного, що є в запереченнях того, хто з вами сперечається.

297. Прочитайте текст. Визначте його основну думку. Користуючись матеріалом тексту, скажіть, яких вимог слід додержуватись під час дискусії. Запишіть їх у формі пам"ятки. З"ясуйте значення слова опонент за тлумачним словником.

ВМІННЯ ПЕРЕКОНУВАТИ
Під час дискусії необхідно уміти швидко визначити головні проблеми й зосередити зусилля на їх розв"язанні.
Досвід показує, що в дискусії слід керуватися правилом: «Поступись опонентові усім, чим можна поступитися, і не стверджуй нічого такого, чого не можеш довести».
Якщо ви хочете переконати слухачів у правильності того, що говорите, то не досить буде сказати «це так і ось так». Не думайте, що люди повірять вам лише тому, що ви їм про це говорите. Щоб їх переконати, треба неодмінно викласти докази у формі фактів або свідчень.
Одним із видів доказу є посилання на авторитет. Адже більшість знань нам опосередковано передали люди, які були або є фахівцями у тій чи іншій галузі.
Щоб доказ був переконливим, необхідно назвати ім"я та прізвище авторитетної людини, на яку посилаєтесь. Замало сказати: «Багато визначних учених вважають, що...»
Щоб вплинути на аудиторію, промовець повинен бути впевнений у своїх силах, уміти завоювати повагу слухачів своїм виступом. Його мова має свідчити про те, що він досконало знає предмет і добре підготувався до виступу. Початок виступу має вирішальне значення для створення у слухачів приємного враження. Жести і міміка повинні бути невимушеними, а темп мовлення ні монотонним, ні надто швидким.
Запальна дискусія закінчилася. Ваші аргументи перемогли, більшість учасників дискусії з вами погодились. Аргументи іншої сторони були відкинуті. Поставте себе на місце опонента. Подбайте про те, щоб ваш супротивник після дискусії не залишався самотнім, щоб він не відчував озлобленості і гіркоти поразки.
Запам"ятайте, що там, де один тріумфує, у другого виникає неприємне відчуття програної справи. Натомість там, де ніхто не поводиться як переможець, ніхто не відчуває себе переможеним. (За І. Томаном.)

298. Уявіть ситуацію: якось в одному класі виникла дискусія на тему «Чи кожна людина може стати гарним оратором?» Думки учнів розділилися: одні говорили, що тільки природні дані можуть зробити людину оратором. Інші стверджували, що властивості гарного оратора набуваються, розвиваються, виховуються. Якої думки дотримуєтеся ви? Підготуйте виступ дискусійного характеру, скориставшись матеріалом поданого нижче тексту. Пам"ятайте про композицію виступу під час дискусії (чужа думка, що привернула увагу; погоджується чи не погоджується виступаючий з цією думкою; ствердження своєї думки (тези); докази (аргументи); висновок).

Пам"ятка
Як володіти голосом під час виступу
1. Пристосовуйте свій голос до обстановки, де відбувається спілкування (не говоріть голосно в громадських місцях).
2. Хто говоріть занадто тихо, справляє враження людини, яка не вірить у свої сили.
3. Не говоріть занадто голосно - це справляє враження агресивної людини.
4. Постійно тренуйте свій голос; найзручніший спосіб для цього - читання вголос, під час якого постійно контролюється правильність вимови.
5. Голос підвищують тоді, коли ставлять запитання, висловлюють радість, здивування. Якщо вам потрібно когось переконати, відповісти на запитання, то голос понижують.
6. Будьте тактовні: спочатку зважте, чи нікого не образить те, що ви хочете сказати, а тоді вже говоріть.

ПОЕТАМИ НАРОДЖУЮТЬСЯ,
ОРАТОРАМИ СТАЮТЬ

Багато тисячоліть тому знаменитий оратор Стародавнього Риму, видатний теоретик ораторського мистецтва Марк Туллій Цицерон виголосив фразу, яка стала крилатою і дійшла до наших днів: «Поетами народжуються, ораторами стають». Великий римлянин був впевнений, що з поетичним талантом людина народжується, а оратором можна стати, якщо прикласти для цього певних зусиль.
Цікаве і висловлювання А. Коні (юриста і громадського діяча, видатного судового оратора) про те, що потрібно розрізняти красномовність та вміння говорити публічно. Якщо красномовність - це дар, яким наділена людина від природи, то вміння виступати набувається в результаті повсякденної практики, систематичних тренувань і вправ.
Дійсно, гарним оратором може стати лише той, хто хоче ним стати, хто прагне цього хто багато працює над собою. Звичайно, при¬родні дані допомагають людині досягти кращих результатів, але самі по собі вони не є запорукою успіху.
Давайте звернемося до історії ораторського мистецтва.
Кому не відоме ім"я знаменитого давньогрецького оратора Демосфена? Проте, мабуть, не всі знають, що його виступи спочатку не мали успіху. Коли Демосфен виголошував першу промову, то народ сміявся з нього і, висловлюючи своє невдоволення, так кричав, що оратор не міг закінчити її. Тільки ціною величезних зусиль, постійної і наполегливої праці Демосфен домігся визнання сучасників.
Давньогрецький історик Плутарх в книзі «Порівняльний життєопис» розповідає про те, як Демосфен зумів побороти свої слабості, позбувся недоліків, які йому заважали. Щоб зміцнити свій слабкий голос, навчитися жестикулювати, позувати перед слухачами, володіти мімікою, він влаштував собі в підземеллі кімнату для занять і працював там щодня.
Демосфен навчався ораторському мистецтву в інших відомих ораторів, його сучасників. Він уважно слухав їхні виступи, стежив за ходом роздумів, відзначав для себе позитивні і негативні сторони. Він запам"ятовував вдалі слова і вирази, а потім використовував їх у своїх виступах, придумував різні варіанти висловлення однієї і тієї ж думки, вносив до них поправки, шліфував, відточував, вибирав серед них кращий і найбільш точний варіант.
Вся майстерність Демосфена-оратора, вся його сила були здобуті постійною, наполегливою, цілеспрямованою працею.
Надзвичайно освіченим, різнобічним і невтомним оратором, за словами Плутарха, був Цицерон. Ще будучи підлітком, він з пристрастю вбирав всяку науку, не нехтуючи ніякими знаннями. Завдяки працьовитості і природним здібностям, Цицерон став відомим серед своїх ровесників, а їхні батьки навіть приходили на заняття, щоб власними очима побачити Цицерона і переконатися в його блискучих успіхах.
Закінчивши шкільні заняття, Цицерон продовжував навчатися з величезною старанністю: знайомився з філософськими вченнями різних шкіл, вивчав грецьку мову, штудіював різні науки. Він відточував свою красномовність, як зброю. Наполегливо працював сам, відвідував знаменитих ораторів. Коли Цицерон став виступати захисником в суді, то його промови зразу ж привернули увагу сучасників.
Як бачите, видатні оратори багато працювали над собою, приділяли велику увагу повсякденній підготовці до публічних виступів.
І хай їхня ораторська діяльність буде прикладом для тих, хто захоче навчитися виступати в аудиторії, хто захоче стати справж¬нім оратором. (За Л. Введенською.)

299. Підготуйте робочі матеріали до виступу на класних зборах на тему дискусійного характеру «Чи всяка справа може бути цікавою і творчою».