Последний пират отступает. Куда исчезли сомалийские морские разбойники? Чем живут сомалийские пираты и почему они боятся Бритни Спирс













Пиратство. По поводу этого бича современного судоходства уже написано немало и данная проблема касается каждого моряка. Кто еще не знает, кто такие сомалийские пираты или сомалийские гопники, как я их называю, то я попытаюсь объяснить. К тому же на блоге существовал опрос на тему пиратства и можно проанализировать некоторые результаты.
Значит так. Сомалийские пираты – это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда в Аденском заливе и Индийском океане. В качестве транспортных средств используют малотоннажные корабли (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Из вооружений используют автоматическое оружие и гранатомёты. Также эти нехорошие люди имеют в своем арсенале качественное снаряжение, включая спутниковые телефоны и .

В год через Аденский залив проходят около 20 тысяч судов. Из Суэцкого канал суда везут грузы на Персидский залив, Сингапур и далее на Восток. И в обратном направлении. Захватывают пираты около 250 судов в год. Скажите мало? Но за каждым захватом стоит людская трагедия.

Мой первый вояж в район африканского рога был в 2006 году. На небольшом судне-универсале «BBC Portugal» мы шли из Китая в Алжир с грузом оборудования для нефтяных вышек. Проходили Аденский залив более-менее спокойно. Без приключений. Хотя усиленную вахту по указанию капитана несли как на палубе так и в машине. Тогда еще были единичные случаи захватов судов, не было военных конвоев и коридора безопасности.

В следующем году и уже на другом судне мы заходили в на выгрузку железнодорожных рельс. Государство в ста милях к западу от побережья Сомали. Опять же все было почти спокойно. Хотя с нашей крейсерской скоростью в 13 узлов (1 узел = 1.852 км в час) и низким надводным бортом мы были в зоне риска. После Джибути заходили и в Йемен и в Оман, в общем колесили по Аденскому заливу. Тогда обошлось.

Самое «интересное» началось в 2008 году. Настоящий пиратский сенокос. С начала года начали захватывать суда чуть ли не десятками. В том году я тоже проходил этот злополучный район. Из Суэцкого канал мы везли кое-какое оборудование в Индию. До захода в Аденский залив экипаж уже получил инструкции от судовладельца и военных как вести себя в случае атаки, держать курс строго по так называемому коридору безопасности и не геройствовать. Какие тут герои, спрашивается. Да никто не будет рвать тельняшку и бороться с пиратами. Судно и груз застрахован. Судовладелец получит свои деньги в любом случае, а устраивать реалити-шоу на судне – это только на свой страх и риск. На современных торговых судах оружия нет. Но даже с оружием в руках, я уверен, мало найдется смельчаков жаждущих боевых действий.

По поводу коридора безопасности. Тогда в 2008 году, коридор был, по сути, настоящим полем чудес для пиратов. Вот внизу фото навигационной карты данного района. Где отмечен коридор безопасности и позиции захваченных судов. Осень 2008 года. Впечатляет?




Это карта с того самого судна, где я работал. Мы на вахте днем и ночью получали сводки военных об атакованных и захваченных судах и наносили на эту карту под чутким руководством . Полный ход нашего двадцатипятилетнего «крейсера» был 12 узлов. Вот тогда было действительно не по себе от возможных перспектив пиратского плена. Особенно начали истерить некоторые члены экипажа после того, как впереди нашего судна, в коридоре безопасности, пираты захватили балкер «African Sanderling». С которым мы шли рядом в Суэцком канале, в Красном море и общались по УКВ.

Тех членов экипажа, которые никак не могли прийти в чувство от истерики, а это были кадеты, закрывали в своих каютах до особого распоряжения капитана, чтобы не нарушали дисциплину и не сеяли панику на судне. Паника – плохой помощник в стрессовой ситуации.

Чисто технически процесс захвата судов выглядит так. Быстроходное — катер или лодка, с мощными моторами, подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низким надводным бортом (например, танкер-химовоз), на его борт можно просто перепрыгнуть, в противном случае в ход идут веревки с крючьями или специальными «кошками». Чтобы экипаж судна не попытался сбить пиратов водой из пожарных шлангов или швырянием чего под руку попадется, а также для устрашения, при нападении и непосредственно при абордаже пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов. К слову, пожарные шланги – одно из немногих средств, наряду с маневрами судна, препятствующее пиратам забраться на борт. Ведь скорость пиратской лодки 20-22 узла. А большинство судов имеет скорость полным ходом 15-17 узлов. Кто победит в данной гонке? Ответ очевиден.


В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват судна удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно можно сказать, уже в их руках – гражданский моряк не пойдет с голой грудью на автоматы, если только ситуация не смертельно опасна. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами – это не оказывать пиратам сопротивления.

А что военные? Денно и нощно патрулируют коридор безопасности. Но что толку, суда захватывают уже и в Индийском океане. На коридор не хватает военно-морских сил, а тут еще и океан охватить необходимо. Нереально. Есть возможность садить на суда, проходящие транзитом через Аденский залив военных ребят с оружием. Дело дорогое и хлопотное для судовладельца. Поэтому многие и отправляют свои суда на «авось пронесет», на страх и риск . Без охраны, а только с рекомендациями, что делать, если вдруг не повезло. Живой пример – то же судно «ВВС Portugal» о котором я упоминал в начале поста был атакован пиратами в сентябре 2009 года. Но на судне находилась военная охрана из Йемена, которая открыла огонь по нападавшим пиратам. Вывод напрашивается сам собой – военные на борту судна, по сути, единственное средство хоть как-то обезопасить груз, судно и экипаж от сомалийских пиратов.


Ну а если судовладелец не чешется, то на выручку морякам приходит смекалка. Помимо пожарных рукавов, круглосуточных вахт на палубе, многие суда перед транзитом вблизи сомалийских берегов ставят на борта судна по всему периметру колючую проволоку – серьезное препятствие на пути желающего забраться на борт пирата. А если проволока еще и под напряжением – то это дополнительная гарантия безопасности. Есть примеры, когда именно такое «колючее электричество» предотвратило захват судна.

Другой способ виден на фото. Делают манекены имитирующих военных с оружием, патрулирующих судно. И рассаживают вдоль борта судна.




Вариант военной операции в Сомали, по-моему, не реален. Очень хочется, это да. Ковровое бомбометание на побережье и сжечь все к чертовой сомалийской бабушке, потом построить на месте выжженной пустыни Диснейленд с аттракционами типа «Убей пирата – получи надувного кролика». Но мировое сообщество, ООНы там всякие, организации по правам чернокожих маргиналов никогда не дадут на это согласие. Существующее международное морское право не даёт никому права вмешиваться в дела суверенной страны в пределах её территориального моря. Есть пиратство – значит это кому-то выгодно. Кто-то на этом делает хороший гешефт. И не рядовые сомалийские гопники, а люди посеръезней.

А с другой стороны, даже если исчезнет пиратство в Аденском заливе, то непременно этот бич появится в другой местности. Так, как действуют пираты Сомали, на самом деле зарабатывают во многих местах Африки. В Нигерии, например, есть район, богатый нефтью, — дельта Нигера. Там пиратство — захваты иностранных заложников, барж, нефтяных платформ — не прекращается уже много лет.


В заключении хочу сказать, что после 2008 года мне больше не приходилось проходить злополучный Аденский залив. Но я все равно слежу за сводками о атакованных и захваченных судах. Много знакомых ребят работают на судах курсирующих мимо берегов Сомали. Надеюсь не их, не других моряков не постигнет участь быть разменной монетой в играх судовладельца с пиратами.

Однозначно, бороться с пиратством надо. Эта болячка сама по себе не пройдет. Вот только как это сделать эффективно и надежно пока еще, к сожалению, не придумали.

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. 42.TUT.BY узнал, почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире.Почему в Сомали появились пираты?
Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.


Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго - мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?


В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты.
С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана - морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции - капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти - другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали - дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.


Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество - гранаты от РПГ - в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда пираты угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний - страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали — это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.


С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды — во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.
Читать полностью:

Кто такие пираты Сомали? Как зарождалась эта банда? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Сомалийскими пиратами являются современные вооружённые группировки, с целью выкупа захватывающие корабли у берегов Сомали. Они вооружены, как правило, гранатомётами и автоматическим оружием. Используют в качестве транспортных средств малотоннажные суда (моторные лодки, катера, рыболовецкие шхуны).

Организация

Пираты Сомали зачастую великолепно организованы, но подготовлены не очень хорошо. Территориальные воды Сомали имеют статус места дислокации военно-морских баз некоторых стран и межнациональных организаций, а также милитаризованных (полицейских, военных, гуманитарных) зон ответственности охраняющих, патрулирующих или проверяющих сторон. Для того чтобы обеспечить судоходству безопасность, район действия пиратов патрулируют силы ВМФ России, стран-членов НАТО, Индии и иных государств.

Состав группировок

Пираты Сомали - это молодые люди 20-35 лет из Путленда (самопровозглашённое государство на северо-востоке Сомали). По сведениям агентства ВВС, пираты подразделяются на такие категории лиц:

  • эксперты, работающие с техникой, в основном с GPS-аппаратурой;
  • местные рыбаки, понимающие толк в морских ситуациях;
  • бывшие военные, участвовавшие во внутренних битвах Сомали в составе местных союзов.

Ассоциация содействия морякам Западной Африки выяснила, что есть около пяти базовых пиратских банд, в которых имеется тысяча боевиков при оружии.

Появление пиратства

Как и почему возникли пираты Сомали? С 1991 года эта страна фактически прекратила своё существование в виде централизованного государства, разделившись на зоны действия местных властей. С тех пор финансовая система и централизованная экономика в ней не действуют.

Страна насыщена оружием. Благодаря этому нюансу совершенно не сложно создавать великолепно оснащённые рейдерские команды. Местное правительство (вернее, племенные лидеры и полевые командиры) либо участвует в пиратском промысле, либо закрывает на него глаза. Оно не заинтересовано в каких-либо противодействиях боевикам, так как те не оказывают никакого влияния на его межнациональный статус.

Каким образом начали проводить пираты Сомали захваты судов? Вблизи этой страны пролегают маршруты кораблей, направляющихся через из стран Азии и Персидского залива в Средиземноморье. Кроме того, здесь часто ходят суда, следующие в порты индийской ривьеры Африки или из них. Известно, что страны Европы и Азии достаточно часто заключают между собой торговые контракты. В итоге внушительный поток кораблей с ценными грузами превращается в массу объектов для вероятного захвата.

Пиратство в этой области планеты с 2004 года стало развиваться ускоренными темпами. Межнациональное морское бюро сообщило, что в сомалийских водах с начала 2008 года на транспортные суда совершено более 100 нападений. За этот период боевики смогли захватить 40 кораблей, 13 из них не освобождены до сих пор. В плену по сей день находится около 268 человек из различных стран.

С 10 по 16 ноября 2008 года в этом районе было реализовано 11 атак (три корабля были угнаны), и зарегистрированы четыре эпизода, в которых велась стрельба. Пираты всегда использовали довольно мощное стрелковое оружие и даже гранатомёты, но до сих пор от их рук не погиб ни один моряк. Возможно, это связано и с отвратительной подготовкой и с преднамеренной тактикой боевиков, которые понимают, что если прольётся кровь, их ждёт жёсткое преследование на берегу. Именно поэтому пираты по отношению к заложникам-морякам лояльны, а выкуп требуют у компаний и корпораций, владельцев грузов и кораблей.

Конечно же, охота на пиратов Сомали открыта. Межнациональные силы и спецназ стран, отправивших свои ВМФ в район инцидента, всё чаще открывают огонь на поражение. В 2010 году боевики обвинили спецназ России в казни 10 пиратов без суда и следствия. Этот казус произошёл после освобождения русского танкера.

В 2011 году, 22 февраля, ситуация изменилась: морские разбойники лишили жизни заложников США на пойманной яхте, которая преследовалась американским судном. Боевики открыли огонь по военному кораблю из РПГ, но промазали. После этого на яхте были убиты 4 гражданина США.

Межнациональная реакция

Когда началась борьба с пиратами Сомали? В 2008 году, 7 октября, принял постановление № 1838, которое разрешило государствам использовать ВВС и ВМС в этом противостоянии.

В 2008 году, 8 декабря, ЕС начал операцию «Атланта», а в январе 2009 года была создана оперативная смешанная группа № 151.

Первостепенное значение имеет постановление № 1816, принятое Советом Безопасности ООН в 2008 году. Именно оно устанавливает основы борьбы с пиратством у берегов Сомали.

Оперативники смогли задержать всего 500 боевиков, две трети из которых потом были отпущены. В 2010 году, в апреле, по инициативе России была принята резолюция Совета Безопасности ООН об эффективном уголовном преследовании за пиратство.

Первые морские бои

Известно, что медаль за борьбу с пиратами Сомали СКР «Неустрашимый» была вручена многим оперативникам. 2003 года морские бандиты напали на русский танкер «Монерон», выполнявший рейс в Кению из Саудовской Аравии. Семь пиратов на двух моторных лодках преследовали судно около часа, стреляя из гранатомётов и автоматов.

В 160 км от берегов Сомали 5 ноября 2005 года боевики атаковали круизный лайнер «Сиборн спирит», который следовал из Александрии на Сейшелы. Известно, что в 2005 году пираты организовали около 23 рейдов.

Бой с корсарами, в котором также принимало участие два корабля ВМС США (эсминец и ракетный крейсер) произошёл в 2006 году. Эта баталия считается первой морской схваткой XXI века. Необходимо добавить, что Всемирная продовольственная программа ООН зафрахтовала сухогруз «Розен», а в 2007 году его захватили пираты. В этом же году они задержали японский танкер.

Убытки 2011 года

В 2011 году морские разбойники из Сомали нанесли ущерб в 6,6-6,9 миллиарда долларов. Об этом можно прочесть в отчёте Oceans Beyond Piracy (проект американского фонда One Earth Future).

2012 год

Пираты Сомали фотографироваться обожают с трофеями. В Аравийском море в 2012 году, 10 мая, они взяли на абордаж греческий танкер «Смирни», идущий под флагом Либерии. Он транспортировал 135 тыс. тонн сырой нефти.

Европейцы впервые в 2012 году, 15 мая, обстреляли пиратов на землях Сомали. Они нанесли ракетный удар с воздуха: в операции участвовала авиация, размещённая на кораблях ВМС Европы, патрулирующих Командир объединённых сил Европы в регионе контр-адмирал Поттс Данкан заявил, что обстрел был точечным и среди местных жителей не было потерпевших. Из европейцев также никто не пострадал. К какой стране принадлежала авиация, не сообщили.

Благодаря действиям межнациональной коалиции с мая 2012 по май 2013 года морским грабителям не удалось поймать ни одного корабля. В ликвидации пиратства сыграла важную роль и операция спецотряда морской полиции Путленда. Силами этой организации были уничтожены наземные базы боевиков. После её создания корсарам пришлось уйти на Галмудугское побережье.

Экономические последствия

Ущерб от деятельности пиратов Сомали возрастает каждый год. Размеры выкупов существенно увеличились, они взаимосвязаны с размерами пойманных судов. Если ранее сумма не превышала 400-500 тыс. долларов, то сегодня она уже составляет около 5 миллионов.

Программа круиза

В 2009 году появились туры «Сомали». Пираты так допекли людей, что некоторые начали в Интернете рекламировать круизы вдоль берегов этой страны. Программа туристического путешествия за 2009 год стоила всего 1500 долларов. Организаторы предлагали безнаказанную охоту на пиратов из любимого оружия.

Они писали, что их судно будет плавать вдоль сомалийского поморья, ожидая нападения корсаров. Туристам предлагалось брать с собой оружие или арендовать его у организаторов круиза.

Судно должно было выйти из Момбаса (Нигерия) и идти вдоль берега Сомали до Джибути, где путешествие и заканчивалось. Сообщалось, что на корабле каждый путешественник может бесплатно получить сто трассирующих патронов. Предприимчивые гиды обещали туристам, что пираты нападут как минимум два раза. А если этого не случится, утверждали, что вернут половину стоимости круиза.

Сомалийские пираты

Сомали – одно из беднейших государств Африканского рога – расположено на берегу Индийского океана. Вернее, уже не столько государство, сколько территория разнообразных воюющих между собой племен, вынужденных жить рядом и не понимающих, зачем Господь Бог поселил их на одной земле. Начался этот кошмарный хаос в 1991 году, когда после тридцатилетнего правления был свергнут диктатор Сиад Баре.

Диктатор Сиад Баре, правивший на Сомали

Именно с тех пор чуть ли не в каждой деревне объявился свой «предводитель» народа и со своими соплеменниками пытался захватить власть. Некоторое затишье образовалось в 1993 году, но через несколько месяцев опять начался дележ страны. Как всегда, страдают от этих бесконечных воен простые жители, они доведены до крайней нищеты и поставлены на грань голодной смерти.

Голодные дети в Сомали страдают различными заболеваниями

В настоящее время в Сомали нет международных миротворческих и гуманитарных представителей, мир не знает, с кем там вести разговор, с кем договариваться о безопасности миссий. Население Сомали брошено выживать в одиночестве и вынуждено само спасаться от голодной смерти всеми доступными способами и средствами. Вот в этой ситуации жителями прибрежных зон и был найден, можно сказать, единственный выход – заняться пиратством.

Сомалийские пираты

В самом начале сомалийские пираты не представляли собой какой-нибудь серьезной угрозы мореплаванию. Это были голодные, плохо вооруженные, на утлых суденышках молодые люди, которые изредка нападали на небольшие торговые суда и круизные яхты в надежде ограбить экипаж на пару тысяч долларов, чтобы прокормить на берегу своих родных и близких. Такой путь заработка был для них единственной возможностью избежать голодной смерти. Пираты были малочисленны, никак не организованы, действовали поодиночке.

Сомалийские пираты

Еще не так давно никаких плановых нападений на суда не было, о сомалийских пиратах мало кто слышал, в мире были намного опаснее районы судоходства. Сомалийцы выходили в море «на охоту», как на рыбалку – недалеко от дома и только тогда, когда кончались деньги. В этот период мировая общественность могла легко с ними справиться, если бы немного думала вперед, если бы мировое сообщество умело оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать соответствующие меры.

Сомалийские пираты

Достаточно было разрешить на торговых судах иметь одного-двух солдат с пулеметом – и пираты даже близко бы не подходили к ним. Так было до конца 2004 года – пиратов никто особо не боялся, на их одиночные нападения все закрывали глаза и считали это неизбежной данью морских перевозок, тем более что вопросов с пленниками не стояло: те небольшие суммы, которые хотели получить голодные сомалийцы, моментально находились, и все делали вид, что так и должно быть.

Первые Сомалийские пираты

Пресса тихонько молчала, мировые лидеры не возмущались, только между собой полушутя иногда упоминали о Сомали, а простые граждане в подавляющем большинстве своем даже не слышали о такой стране.

Пираты только из Сомали – бизнес для всего мира

Но после 2004 года ситуация поменялась. На такой лакомый кусок денег не могли не позариться более организованные банды. Они быстро нашли платных идеологов, которые начали со страниц купленных ими газет подводить под пиратство «идейную основу» – мол, нечего богатым капиталистам задарма вывозить африканскую нефть мимо их берегов, надо на всех наложить свой «народный» налог, пусть платят, с них не убудет.

Современные Сомалийские пираты

Такими правильными лозунгами им удалось завербовать в свои ряды тысячи молодых людей, которые еще совсем недавно даже не планировали становиться пиратами. С другой стороны, были куплены известные мировые адвокаты, которым поручили за определенный процент прибыли вести переговоры с владельцами захваченных судов.

Сомалийские пираты

Теперь уже пираты брали в заложники не простые торговые корабли, а огромные океанские танкеры с нефтью! Возглавили эти банды бывшие военные, имеющие достаточные знания в современной технике слежения, знающие, как пользоваться спутниковыми навигаторами, умеющими навести дисциплину среди пиратов.

Один из кораблей, захваченный Сомалийскими пиратами

С этого времени сомалийские пираты стали больше напоминать хорошо организованный преступный международный бизнес, прибыли от которого вскружили голову не одному мафиози. Этот бизнес моментально получил своих «почитателей», из многих стран мира появились желающие участвовать в нем. По непроверенным данным, сейчас пираты имеют своих информаторов во всех крупных корабельных компаниях мира. Они отлично знают, когда, какой груз и какое судно будет везти. А им не надо долго ждать – ежегодно около их берегов проходит до 20 тысяч судов!

У сомалийских пиратов самые современные и быстроходные суда, они имеют свои порты для удержания захваченных судов, у них самая современная спутниковая аппаратура, их обслуживают только известные во всем мире «адвокаты-переговорщики». И вот итог – только в 2008 году пиратами было захвачено более 100 судов, а общая сумма полученного выкупа превысила 158 миллионов долларов. Надо учесть, что это только официальная цифра, многие владельцы предпочитают скрывать действительно уплаченные суммы. С этого времени мировое сообщество начало по-настоящему бороться с этим явлением, в Персидский залив стали отправлять военные корабли из разных стран для сопровождения караванов гражданских судов, некоторые суда удалось отбить от нападения, нескольких пиратов взяли в плен и судили, нескольких убили во время штурма.

Но, как и следовало ожидать, все эти действия оказались многозатратными, но малоэффективными по одной простой причине – они запоздали, теперь такими силовыми методами уже пиратов не победить.

Теперь мир должен идти совершенно другим путем – искоренять саму причину, дающую возможность бандитам вербовать для себя пополнение. Это значит, что необходимо искоренять бедность населения, обеспечить молодым людям возможность зарабатывать себе на жизнь другим способом, дать возможность жить в мире и спокойствии, научить их зарабатывать деньги не автоматом, а простым трудом.

Но мировое сообщество пока не готово идти на такие финансовые вливания в эту страну, оно опять надеется решить свои проблемы дешевле. Что из этого выйдет – посмотрим, но что-то подсказывает, что пословица «жадный платит дважды» опять сработает…

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 - 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000-20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: «Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».

Убытки для судоходства

2008 - 42 захвата, 2009 - 46, 2010 - 47, 2011 - 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов - $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года - сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года - контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.

Числа представляют объём поиска по отношению к самой высокой точке на диаграмме - это эпопея капитана сухогруза Maersk Alabama Ричарда Филлипса.

15 ноября 2008 года - 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года - нефтеналивное судно «Московский университет»; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года - угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай - выступают против общего противника.

Сложно сказать, достигают ли участники операции своих негласных целей, но для борьбы с прибрежным пиратством боевые корабли приспособлены мало. За год с начала их патрулирования в 2008-м количество атак на торговые суда выросло вдвое. Переломить ситуацию позже удалось только при помощи наблюдения за морем с беспилотников. При этом каждый успех патруля документировался, подчёркивая впечатляющую несоразмерность противников.

Победа на берегу

Удачной альтернативой дорогим и неэффективным усилиям государственных машин стала частная инициатива. В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на палубе. Вход в порты с оружием юридически невозможен, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3–4 охранников колеблется от $28 000 до $38 000, что на порядок меньше минимального выкупа. Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй - Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.