Правление Аменемхета III

В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов , дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замирены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии» .

Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождениях бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, «госпожу земли Мафкат» (бирюзы), а также бога Супт-Гора, «господина востока» и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше - «озеро», Ше-ур - «великое озеро», Ми-ур - «великое море». По названию озера «Ше» называлась и вся область - Та-Ше - «Земля озера», от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть «ущелье земли озера». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт - «святилище при шлюзах канала»), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.

На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека . На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами - Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 × 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.

При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе , расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии - «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал».

Царская пластика - важнейшая часть государственной идеологии Древнего Египта. Царь считался одновременно богом и человеком, он рождался от солнечного бога и земной женщины. Царь отвечал за жертвоприношения богам, которые осуществлялись в многочисленных храмах по всей стране, и одновременно сам был объектом поклонения, воплощая всю божественную мощь и неприступность. От него напрямую зависело существование и процветание страны. Поэтому царские статуи были неотъемлемой частью храмовой скульптурной программы. Огромное количество статуй и их фрагментов хранится ныне в музеях мира, однако это всего лишь скудные остатки первоначального богатства и изобилия царских образов.

Фрагмент сидящей статуи царя 12 династии Аменемхета III в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина - признанный шедевр царской пластики Среднего царства. В 1893 году В.С. Голенищев написал статью, в которой сопоставил полностью сохранившуюся, включая вырезанное на ней имя, статую Аменемхета из Эрмитажа и портрет этого царя из своей собственной коллекции с лицами сфинксов из города Таниса в Нижнем Египте. Впервые в европейской египтологии при атрибуции памятников Голенищев использовал стилистический анализ, дополняющий перевод иероглифических текстов. В результате исследователь доказал, что все три статуи изображают одного и того же фараона. С этой работы фактически началось изучение царского портрета эпохи Среднего царства.

Характерные физиогномические черты Аменемхета III ярко выражены: широко поставленные узкие глаза, прямой нос с ровной переносицей, выступающие скулы и впалые щеки, напряженно сжатый рот и выпуклый подбородок, несоразмерно большие уши. Доминируют изломанные линии, создавая впечатление дробного чеканного рельефа и подчеркивая отнюдь не юный возраст изображенного. Это лицо разительно отличается от спокойно-безмятежных, вечно молодых и отрешенных образов царей Древнего царства. Применительно к статуям Аменемхета III и его отца Сенусерта III египтологи говорят даже о феномене царского портрета 12 династии, имея в виду заметные реалистические и - сверх того - психологические тенденции. В основе своей они не присущи древнеегипетской скульптуре и тем более изображениям царей, соединявших в себе человеческое и божественное начала. Ведь психологизм предполагает запечатление малейших оттенков настроения или сугубо индивидуальных особенностей характера, а египтяне стремились к стабильности, неизменности, типизации, идеализации - тем качествам, которые понимались ими как принадлежность вечности. Таким образом, царский портрет 12 династии - особая страница египетского искусства, и Музей может по праву гордиться первоклассным памятником этого периода.

На голове Аменемехета III - плат немес и часть урея, древнейшие атрибуты царской власти. Известно, что этот царь построил две пирамиды в Нижнем Египте: одну в Дахшуре, не использованную из-за просчетов при строительстве, другую - в Хаваре, в Фаюмском оазисе. Вторая пирамида была частью грандиозного культового комплекса, от которого, к сожалению, практически ничего не сохранилось, хотя античные авторы дивились этому сооружению (например, Геродот, назвавший его Лабиринтом). Тем ценнее для нас запечатленные в камне свидетельства о личности Аменемхета III, одного из самых значительных царей 12 династии. До наших дней дошло около 60 статуй царя и их фрагментов, которые находятся в знаменитых египетских собраниях Каира, Берлина, Мюнхена, Парижа, Копенгагена, Рима, Санкт-Петербурга. Однако портрет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина - «едва ли не самый насыщенный внутренним содержанием; это скорее идея царя, чудовищная сила... воплощение судьбы миллионов людей, зависящих даже не от взгляда - божество не смотрит ни на кого в отдельности, - а от легкого движения бровей». (О.Д. Берлев).

Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) Порфир. Высота 86,5 см.
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.

Статуя Аменемхета III - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа, является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства. Аменемхет III - царь XII династии (19 в. до н. э.), представлен в традиционной позе - сидящим на кубообразном троне, в царском платке-немесе, увенчанном священной коброй. Парадный костюм царя предельно прост и состоит из передника - шендита и пояса. Художник передает своеобразие широкого скуластого лица Аменемхета III. По сравнению с искусством Древнего Царства по-новому моделируется лицо, тщательно прорабатывается его мускулатура, постановка глаз делает взгляд более живым. Обнаженный торс Аменемхета трактован условно, в традиционном идеализирующем стиле.

Египтяне стремились подчеркнуть красоту, силу, энергию владык, внешний облик которых олицетворял незыблемость и мощь египетского государства. На передней части трона выбиты надписи, содержащие титулатуру царя. Фиванское происхождение XII династии (20-18 вв. до н. э.) выдвинуло на первое место главного бога Фив - Амона, чье имя включалось в имена царей. "Аменемхет" значит - "Амон впереди богов".

Аменемхет III - один из самых деятельных правителей Среднего Царства. В годы его правления строятся уникальные храмы. Комплекс грандиозного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса (современный город Хавара) - олицетворение его могущества, его власти и богатства, греки назвали Лабиринтом. Историк Геродот пишет, что "Лабиринт превосходил сами пирамиды".

С сайта Государственного музея "Эрмитаж":
Статуя фараона XII династии Аменемхета III, правившего в Египте с 1850 по 1800 г. до н.э., - замечательный образец древнеегипетского царского скульптурного портрета эпохи Среднего царства. Его отличает точность индивидуальной характеристики в соединении с идеализацией образа, монументальность, выразительная моделировка формы, чувство материала. Головной убор "немес" с изображением урея (священной змеи), а также три царских имени, начертанные в картушах на троне напоминают, что перед нами владыка всего Египта.

Аменемхет III (или Аменемхет Нимаатра) - шестой фараон XII-й Династии эпохи Среднего Царства, считающийся по праву одним из велийших правителей того периода. Он правил около 1853/52 - 1807/1796 гг. до н.э.

Этот фараон упоминается под именем Нимаатра в Абидосском и Саккарском царских списках. По данным Туринского папируса он царствовал более 40 лет. Юлий Африкан, последователь учений Манефона, называет его Аменесом, а Евсевий Кесарийский - Ламарисом или Лампаресом. Древние историки отмечают, что этот царь построил огромный храм "Лабиринт" и собственную гробницу в номе Арсиноя и правил 8 лет. Сегодня общепризнанным фактом считается, что Аменемхет III царствовал около 45 лет, так как самая поздняя запись с его именем была обнаружена в Лахунском папирусе и указывает на " 46-й год 3 месяц сезона Ахет" правления фараона.

Голова статуи Аменемхета III в головном платке немес. Египетский музей. Берлин

Семья

Женами Аменемхета III были Аат, которая, по всей видимости, скончалась в возрасте 35 лет, и Хнумнеферхеджет, которой было не более 25 лет. Другой женой царя была Нетепти, которая также стала и матерью наследника престола. Дочерьми Аменемхета были принцессы Неферуптах и, возможно, Хетхорхетеп и Нофрусобек.

Разные вариации имени Аменемхета III из разных древнеегипетских источников

Личное имя, как Сын Ра

imn m HA.t - Аменемхет - «Амон впереди» / «Амон во главе»

Тронное имя, как Царь

n(j) mAa.t ra - Ни-Маат-Ра - «В Истине Ра»

(другой вариант написания)

(другой вариант написания)

(другой вариант написания)

Хорово имя, как Хор

Hr aA bA.w - Хор Aa-бау - «Хор с большой властью»

(другой вариант написания)

Небти-имя, как Господин Двойного Венца

nb.tj iT iwa.t tA.wj - Ичи-иуат-Тауи-небти - «Взявший в Двух землях (то есть вНижнем и Верхнем Египте) наследие Двух Владычиц (то есть богинь Нехбет и Уаджит)»

(другой вариант написания)

nb.tj iT iwa.t Hr (?) - Ичи-иуат-Хор-небти - «Две Владычицы взявшие наследие Хора (?)»

Золотое имя, как Золотой Хор

bik nbw wAH anx - Бик-небу-уан-анх - «Золотой сокол, перенёсшийся в жизнь»

Абидосский список (№64)

Нимаатра

Саккарский список (№39)

Ни-Маат-Ра

Правление


Голова сфинкса Сенусерта III. Государственный музей Египетского искусства. Мюнхен

Как показали недавние исследования египтологов, после вступления на престол Аменемхет III правил вместе со своим отцом Сенусертом III в качестве соправителя на протяжении около 20 лет. Пока отец в своих военных кампаниях интенсивно развивал внешнюю политику Египта, его сын всеми силами способствовал внутреннему процветанию государства. За три года до своей смерти Аменемхет III, следуя установившейся традиции, назначил в качестве своего соправителя своего сына - Аменемхета IV.

Статуя Аменемхета III в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замерены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии».

Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождених бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, «госпожу земли Мафкат» (бирюзы), а также бога Супт-Гора, «господина востока» и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше — «озеро», Ше-ур — «великое озеро», Ми-ур — «великое море». По названию озера «Ше» называлась и вся область — Та-Ше — «Земля озера», от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть «ущелье земли озера». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» — шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт — «святилище при шлюзах канала»), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.

На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Голова статуи Аменемхета III. Карлсбергская Глиптотека, Копенгаген

В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами — Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 ? 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.

При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе, расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии — «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал».

Окружение фараона

О современниках Аменемхета III практически ничего не известно. Только одного визиря по имени Хети можно с полной уверенностью отнести к периоду царствования фараона, так как его имя четко указано на папирусе из эль-Лахуна. Вполне возможно, что визири Хнумхотеп и Амени также занимали эти должности в тот период. Икернофрет, вероятно, служил царской семье в качестве казначея в начале правления Аменемхета III.

Пирамиды Аменемхета III

Аменемхет III приказал построить себе две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида (т. н. «Черная пирамида») (104 х 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. Гранит использовался только для укрепления камер и для пирамидиона. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был. В ареале этой пирамиды находится гробница царя Эвет-иб-Ра, вероятно, царя следующей XIII династии.

«Черная пирамида» в Дахшуре

Вскоре после окончания строительства "Черная пирамида" покрылась изнутри трещинами. По этой причине здесь установили массивные деревянные балки из кедра, поддерживающие потолок, а трещины замазали в шести внутренних комнатах и коридорах. Находящиеся здесь две погребальные камеры цариц для надежности были выложены изнутри камнем. Эти склепы были позднее разграблены, и останки погребальной утвари, найденные здесь, свидетельствуют о достаточном изначальном богатстве захоронений.

Под обломками "Черной пирамиды" был найден пирамидион, самый высокий из всех найденных ранее (1,40 х 1,85 м).


Пирамида Аменемхета III в Хаваре близ Крокодилополя.

Из-за строительных дефектов первой пирамиды, фараон приказал построить для себя вторую (102 х 102 м) в Хаваре. Хаварская пирамида была центром вновь основанного царского некрополя, к которому, возможно, принадлежал и прославленный "Лабиринт". Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера — прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница (6,71 х 2,4 х 1,83 м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет, в другой — дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида, обнаруженная археологами в 1956 году. Просочившиеся в нее грунтовые воды полностью уничтожили деревянные части гробницы и внутреннее убранство.

У восточной стороны пирамиды был расположен заупокойный храм, известный как Лабиринт, о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.

Лабиринт имел размеры 244 ? 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.

Геродот писал: “Если собрать вместе все эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт. Правда, были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них стоила многих, даже огромных, сооружений эллинов, но Лабиринт превосходит самые пирамиды. Это - двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение, шесть зал обращены на север, а шесть - на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода: одни подземные, другие на поверхности земли над первыми. Всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Египетские сторожа ни за что не хотели показывать нам подземные покои, потому что, говорили они, там помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов”.

Пять веков спустя Страбон пишет: “Тут же есть здание Лабиринта, похожее на пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх, находится площадь, имеющая форму стола: на ней помещаются деревья и большой дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов. Именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с другой. Все они размещены в один ряд у одной стены, перед которой все дворцовые залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника. … Говорят, что такое количество зал сделано в Лабиринте потому, что по требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел”.

Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. В плане он представлял собой здание, окруженное колоннадой, посредине, прямо от входа находился проход во второй такой же зал в глубине здания. По обе стороны первого зала находилось по шесть молелен с колоннадами. В глубине второго зала была колоннада, за которой расположены девять молелен меньшего размера, чем первые двенадцать. Этот план реконструкции Лабиринта предложил Флиндерс Питри.

Когда Питри раскопал знаменитый Лабиринт в 1888-89 годах, он с огромным трудом примирился с тем, что несколько архитектурных деталей, которые он откопал, есть то грандиозное сооружение, о котором писал Страбон, так велики были разрушения. От храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Питри обнаружил многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Фаюма. Себек был представлен в различных ипостасях.

Конец династии

Аменемхет III был последним великим правителем Среднего царства, именно так характеризуют его все надписи на памятниках от Сирии до третьего порога на Ниле. Не много известно о его соправителе Аменемхете IV. Возможно, что он правил не самостоятельно, а только в качестве соправителя своего старого отца. Предполагается, что он умер преждевременно, и что царица Себекнефру взяла правление на себя, которое, впрочем, длилось недолго.

Ни Аменемхет IV, ни царица Себекнефру не оставили слишком много надписей. Не найдены пирамиды, которые можно было бы без колебаний приписать этим правителям. Хотя, две пирамиды расположенные в пяти километрах к югу от Дахшура, в Мазгуне, могут принадлежать им, но никаких надписей, подтверждающих это, не обнаружено.

Имена Аменемхета IV и Себекнефру заключают список царей XII династии. Как и шестая династия заканчивается царицей Нитокрис, как царица Нефертари позже была последней представительницей семнадцатой династии, так и принцесса Себекнефру была последней в двенадцатой династии. Она передала свои права на престол замужеством в новый царский род. Имя ее характерно, оно указывает на бога, который чтился в Фаюме, и на ту местность, которая занимала умы фараонов двенадцатой династии и имела такое важное влияние на благосостояние Египта.


Возможно, аналог БП Хеопса по крайней мере в плане сложности устройства. Возможно, может служить доказательством теории лифта в том смысле, что вход в систему тайных помещений был замаскирован массивной опускаемой плитой, превращавшейся в пол того помещения, в котором она находилась. Построена приблизительно в 1853 - 1806 годах до н. э.

ВНИМАНИЕ, СТРАНИЦА НАХОДИТСЯ В СТАДИИ СОЗДАНИЯ, ВОЗМОЖНЫ НЕТОЧНОСТИ И ОШИБКИ.

Этот фараон построил себе первую пирамиду в Дахшуре, но похоронен был в Хаваре, во второй пирамиде. (Первая, т.н. "тёмная пирамида" была оставлена, по-видимому, из-за ошибок в строительстве.) Здесь, в Хаваре, его пирамида была сооружена из сырцового кирпича с облицовкой из тонких отшлифованных известняковых плит. Ширина ее квадратного основания составляла 100 м, высота - около 58 м, угол наклона граней - 48°45".

Конструктивные особенности гробницы

Вход в пирамиду находился с южной стороны. Вместо наклонного коридора здесь был сделан лестничный спуск, приводивший к высеченному в скале вестибюлю.

От него прямо шла галерея, заканчивающаяся тупиком. В ее крыше, однако, имелась скользящая (горизонтально?) плита весом в 20 тонн, которая скрывала ход под прямым углом (на восток). Там были деревянные раздвижные двери, закрывавшие (нечто) наполненное глиняными кирпичами для обмана грабителей. Обнаружив двери, грабители должны были подумать, что они скрывают какой-то вход и стали бы тратить время на удаление кирпичей, (тем самым повышая вероятность обнаружения воров охраной пирамиды).

Далее было еще два таких же поворота под прямым углом со сдвижными плитами потолка, только оба налево, и они заканчивались в вестибюле перед усыпальницей, забитом глиной и камнями, с длинной, но невысокой нишей справа, из которой имелись две вертикальные штольни, аккуратно заполненные блоками, см. их назначение ниже. Лаз в усыпальницу был замаскирован, он был напротив ниши.

Погребальная камера заслуживает особого внимания. В скале было сделано обширное помещение, в которое опустили монолитный блок, камеру из полированного кварцита в форме ящика весом более 100 тонн с перекрытием из трех кварцитовых плит. Сама камера - прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная камера-усыпальница (6,71× 2,4 ×1,83м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Камера перекрыта тремя кварцитовыми балками весом по 45 тонн. Опускаемая крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 110 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном должен был быть похоронен сам Аменемхет, в другой - дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида. Перед камерой был вестибюль с полом на уровне плит перекрытия. После того как здесь поместили мумию, эти плиты закрыли проход между вестибюлем и погребальной камерой. В углах упомянутого выше вестибюля были вырыты штольни, чтобы обмануть грабителей. Вероятно, они же позволили управлять спуском крыши вниз: смотри схему спуска. Однако все эти предосторожности не помогли: гробница была разграблена. Деревянные саркофаги были сожжены, сохранились только кварцитовые ящики для каноп и два кварцитовых саркофага без надписей. Считается, что они принадлежали царю и его дочери Птахнеферу. Петри указывает, что ни 20-тонные заслонки не соскользнули на свои места, и не были закрыты также и деревянные двери. Он недоумевает, было ли это халатностью похоронной команды, либо же их желанием вернуться в гробницу позже: для дозахоронения или - для ограбления. (В описанной выше гробнице стояло 2 саркофага, и там было пространство минимум еще для двух.)

В 1956 г. в 2 км к юго-востоку от этой пирамиды были найдены остатки маленькой кирпичной пирамиды (?), саркофаг из красного гранита, в котором сохранились украшения Птахнеферу и серебряные вазы с ее именем. Эти сокровища ныне находятся в Каирском музее. Возможно, Птахнеферу была похоронена в ней.

При раскопках Долинного храма комплекса первой пирамиды Аменемхета III в Дахшуре была обнаружена в полу каменная модель всех внутренних помещений пирамиды в Хаваре. Весьма нелогично было оставлять для потомков, фактически, схему с точным расположением так тщательно скрываемой гробницы.