Презентация на тему римские армия по истории. Армия древнего Рима. Организация римских войск Общественные порядки и политическое устройство Римской республики определили особенности организации римского. Яд как оружие против кавалерии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Римское войско В результате непрерывных войн римляне создали большое и боеспособное войско, которое делилось на легионы. Основную массу воинов-легионеров составляли земледельцы: бедняков, не владевших землёй, на военную службу не брали. Благодаря правильному построению и грамотному управлению войсками римляне завоевали огромные территории.

3 слайд

Описание слайда:

Основа римского войска Римская пехота была очень мощной. Легионер был защищён шлемом, панцирем, кожаным поясом с металлическими бляхами. Щит имел полуцилиндрическую форму, делался из дерева и обтягивался бычьей кожей. Нижние части ног были защищены от ударов солдатскими кожаными башмаками.

4 слайд

Описание слайда:

Оружие римлян Римляне обладали совершенным наступательным оружием: острыми и крепкими мечами, которыми можно было рубить и колоть. Но главным нововведением было особое копьё, которое годилось как для метания, так и для ближнего боя. Оно состояло из острого и тонкого железного наконечника, насаженного на древко.

5 слайд

Описание слайда:

Боевое построение римлян Перед боем римляне строились в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии – юноши призывного возраста, во второй – воины постарше и покрепче, в третьей – самые надёжные, чьё мужество не раз было испытано на деле. Построение в форме прямоугольников – легионов. Эта система построения очень эффективно показала себя в сражениях с противником. Пока противник громил первые 2 линии, сам он выдыхался. У 3 линии его и добивали профессиональные римские бойцы.

6 слайд

Описание слайда:

Опытные воины Опытные воины Опытные воины Опытные воины Юноши Юноши Юноши Юноши Постарше Постарше Постарше Конница прикрывала римское войско с флангов, чтобы его не окружили противники. Если войско оказывалось в окружении, то во многих случаях оно проигрывало сражение. Полководец должен был обязательно учитывать рельеф местности при построении войска. Благодаря построению в форме легионов римская армия часто выигрывала сражения. Построение римского войска

7 слайд

Описание слайда:

Дисциплина в римской армии Римское войско отличалось строгой дисциплиной. Если легионер проявлял трусость, то каждого десятого из легиона казнили. Заснувшего на посту часового насмерть забивали камнями. А если воины отличились, им увеличивали долю военной добычи, награждали почётным оружием. Венец с зубчатой стеной вручался тому, кто первым взобрался на стену или вал вражеской крепости.

8 слайд

Описание слайда:

Римский военный лагерь Во время походов легионы на ночевки сооружали укреплённый лагерь в форме четырёхугольника. Вокруг лагеря сооружался огромный ров, возводился земляной вал и укрепляли его частоколом. Палатки устанавливались так, чтобы до них не долетели стрелы противника. Лагерь делился на улицы и кварталы. Две пересекающие главные улицы заканчивались воротами лагеря.

9 слайд

Описание слайда:

Римская конница Традиционно в римской армии конница играла существенно меньшую роль, нежели легионная пехота. Большое значение в деле создания качественно новой конницы имели реформы, проведенные императором Галлиеном (253-268 гг. н. э.). Численность легионной конницы постепенно увеличилась со 120 до 726 человек. Конница прикрывала пехоту с флангов.

10 слайд

Описание слайда:

Римские осадные орудия Осадное орудие - машина для разрушения или ослабления укреплённых оборонительных сооружений при осаде. Спектр осадных орудий простирался от крайне сложных аппаратов, привозимых нападающими, до примитивных сооружений, создаваемых прямо на месте.

Подобные документы

    Состав и организации армии в Древнем Риме. Высшее командование, распределение войск по провинциям. Повседневная жизнь воинов, их вербовка и обучение. Римский флот, эволюция вооружения легионеров (виды и вес). Особенности стратегии римских легионов.

    курсовая работа, добавлен 08.04.2014

    Военная организация этрусско-римской армии царского периода. Римский легион периода ранней республики. Военная организация армии Древнего Рима после реформы Камилла. Римский легион после перехода к манипулярной фаланге. Военная реформа Мария.

    реферат, добавлен 29.12.2002

    История Древнего Рима и его границы. Понятие и предпосылки принципата, закономерности его деятельности и современность. Государственное устройство и общество римской империи в I–III вв. н.э., религиозные культы и традиции, а также материальная культура.

    курсовая работа, добавлен 27.06.2017

    Предистория Древнего Рима. Социальная характеристика Древнего Рима. Карфаген. Социальное, политическое и экономическое положение. Африканские провинции Рима. Деление, администрация, развитие отношений. Галлия. История территории.

    курсовая работа, добавлен 30.12.2004

    Периоды упадка и возрождения Рима. Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима. Развитие римского общества. Области проживания племени латинов. Установление системы домината. Представления об богоизбранности римского народа.

    реферат, добавлен 24.04.2012

    Изучение зарождения армии в древнем Египте. Характеристика вооружения древнеегипетского воина и анализ тактики ведения боя. Влияние постоянной армии на социально-экономическое развитие Древнего Египта. Обзор завоевательных войн правителей Древнего Египта.

    курсовая работа, добавлен 17.05.2010

    Характеристика римских народных собраний. Сенат как высший орган Римской республики, его структура, права и функции. Магистраты как носители исполнительной власти. Общественный строй древнего Рима: патриции, клиенты, плебеи. Реформа Сервия Туллия.

    курсовая работа, добавлен 20.03.2010

    История и характеристика наиболее значительных научных достижений Древнего Рима, связанных с цивилизацией и материальной культурой (знаменитое римское право и законотворчество, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т.д).

    презентация, добавлен 30.10.2012

    Превращение Рима в республику оказало влияние на идеологическую жизнь римского общества. Влияние греческой культуры содействовало распространению образованности в верхних слоях общества и росту культуры. Право, риторика и поэзия Древнего Рима.

    реферат, добавлен 14.05.2008

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Армия Древнего Рима.

Римские воины времен Ромула. В раннем Риме служить в армии могли только состоятельные граждане – выходцы из знатных патрицианских и плебейских семей. Все снаряжение легионеры покупали за с вой счет. Жалования не предусматривалось, но в случае победы каждый рассчитывал на часть военной добычи. Армия была не профессиональной и не регулярной.

Манипульный строй. Манипула (горсть) – подразделение римской армии, 60 воинов, выстроенных в сомкнутом строе в 6 шеренг глубиной 10 рядов. На поле боя выстраивались в шахматном порядке.

Принцип, триарий, гастат. Период Пунических войн.

В поздней республике и в Империи легионером мог стать любой желающий, экипировка предоставлялась государством. Новобранцы проходили обучение перед зачислением в легион. Срок службы составлял 16 лет (или 18 кампаний). Жалование легионерам выплачивал военачальник, по завершении службы солдат получал римское гражданство и значительное денежное вознаграждение.

Легион в период Империи. Численность – около 12000 человек в 10 когортах; 1-ая когорта в 2 раза больше остальных. Всего в Римской армии насчитывалось около 200 легионов, общая численность армии – свыше полумиллиона человек.

Общий вес вооружения легионера составлял около 30 килограммов. В походе к вооружению прибавлялся вес необходимых для обустройства лагеря инструментов, дров для костра, продуктов и питьевой воды – еще около 12-15 кг. Все это снаряжение легионер переносил сам. За это их образно называли «мулами Мария» - по имени одного из видных военачальников поздней Республики.

В мирное время легионеры непрерывно упражнялись во владении оружием и занимались строевой и физической подготовкой. Три раза в месяц проводились 30-километровые марши с ночевкой и оборудованием временного лагеря по образцу показанного здесь форта (хотя и без долговременных оборонительных сооружений) Стационарный лагерь –форт легиона в Галлии

Тактика боя

Римляне активно использовали технические средства для нападения и обороны и были мастерами осады.

Осадные орудия римлян: баллиста, скорпион, осадная лестница

Завершающий эпизод осады: тестудо в действии

Что почитать: Вэри Д. Войны античности. М., 2009. Дандо -Коллинз С. Легионы Рима М., 2013. Конноли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. М., 2000. Макнэлли. М. Тевтобургский лес. М., 2014. Пенроз Дж. Рим и его враги. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина

Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...

«Начало римской истории» - Жители Рима. Своеобразие этрусков. Понятия. Система управления в Древнем Риме. Страна и население. Народный трибун. Основание Рима. Образование Римской республики. Этруски. Народные трибуны. Римляне занимались земледелием. Занятия римлян. Датой основания Рима является 753 год до н.э.. Начало римской истории.

«Древнеримское государство» - Древний Рим стал главным городом. Восстановите несохранившийся фрагмент. Закономерность вторжения галлов. Изобразите схему построения легиона. Восстановите утраченный фрагмент текста. Патриции и плебеи влияли на решения сената. Народный трибун. Римское государство стало республикой. Значение выражения «пиррова победа».

«Развитие Древнего Рима» - Вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Сильное влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков, латинов и древних греков. Ранняя Республика. Этапы развития Древнего Рима. Республиканский этап. Волчица вскармливает Ромула и Рема. Царский этап. Поздняя Республика.

«История Рима» - На арене Колизея проходили битвы гладиаторов. Так проходит слава мира. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. Восстание Спартака. На территории бывшей Римской империи возникли десятки королевств. Обычная жизнь города. Упадок Римской империи. Принято считать, что во II в. н. э. население уже превысило миллион человек.

«Армия Древнего Рима» - Короткий дротик. Легион. Центурии. Анк Марций. Луций Тарквиний Приск. Орёл. Луций Тарквиний Гордый. Поздний период. Эпоха царей. Устройство легиона. Вооружение. Воинственные цари. Римская армия. Армия и оружие в Риме эпохи царей. Латы. Центурион.

«Периоды истории Древнего Рима» - Начало Рима. Ганнибал Барка. Населяющие народы. Борьба плебеев и патрициев. Особенности положения. Ганнибаловая война. Наступление этрусков. Вторая Латинская война. Ромул. История Рима. Тарквиний Гордый. Царский период. Сервий Туллий. Внешняя политика. Македонская война. Тулл Гостилий и Анк Марций. Падение царской власти.

Всего в теме 13 презентаций

Часть 1: Структура, вооружение, тактика

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание:
Конспект представляет собой разработку урока истории в 5 классе на тему «Армия Древнего Рима, часть 1». Характерная особенность урока – определяющая роль учителя, который выступает основным источником информации для учащихся, сопровождая свой рассказ показом презентации. Обратная связь с классом поддерживается с помощью вопросов, которые учитель по ходу урока адресует учащимся. Конспект рассчитан на интерес мальчиков к военной тематике и предлагает большой объем новой информации, которой нет в учебниках по истории Древнего мира.

Цель:
Сформировать у учащихся представление о структуре, вооружении и боевой тактике римской армии.

Задачи:
1. Составить план урока;
2. Изучить вопросы основной части урока;
5. Провести этап обобщения новых знаний.

Используемые шрифты:
Обычный: слова учителя.
Обычный со знаком «-» в начале предложения: вопросы учителя учащимся.
Курсив: авторские комментарии к тексту.
Курсив со знаком «-» в начале предложения: примерные ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи.

Ход урока

Сообщение темы и составление плана
История Древнего Рима – это история непрерывных захватнических войн, целью которых было покорение народов, увеличение числа провинций и стабильное поступление бесплатной рабочей силы, без которой не могло развиваться римское рабовладельческое хозяйство. Для достижения этих целей римляне создали самую совершенную военную машину своего времени, позволившую им побеждать любых врагов и удерживать господство над огромными территориями. Наш урок посвящен одной из самых интересных тем римской истории: сегодня мы будем говорить о том, что представляла собой армия Древнего Рима.

Записывается тема урока:
Армия Древнего Рима.
Составим план нашего занятия. При составлении плана помните, что армия – это особая часть государства со специфическими порядками, образом жизни и целями. Итак, ребята, подумайте, какие именно сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление?

Учащиеся размышляют над вопросом учителя, поднимают руки и по очереди высказывают свои мысли. В результате работы учащихся и корректировки предложенных вариантов учителем должен получиться следующий план, который записывается в тетрадь:

План урока:
1) Набор и подготовка воинов;
2) Структура войска;
3) Вооружение и тактика;
4) Дисциплина.

Этап изучения нового материала
1. Набор и подготовка воинов

Как вы думаете, ребята, кто мог служить в римской армии?

Военнослужащим римской армии мог стать гражданин, достигший 17 лет и имевший собственность достаточную для того, чтоб оплачивать свое оружие и снаряжение. Основным классом для пополнения солдат были крестьяне. Неимущие граждане были освобождены от службы. Срок службы первоначально составлял 6 лет, но в дальнейшем неуклонно повышался и в I веке нашей эры достиг 25 лет.

Подготовка солдат к военной службе была очень тяжелой. Тренировки начинались с дисциплины военного марша: воины учились двигаться с одинаковой скоростью, соблюдать строй и ритм. Новобранцы должны были уметь за 5 часов проходить 35 километров ускоренным шагом с 20-килограммовой поклажей, включавшей в себя инструменты, запас воды и продовольствия и оружие. Обратите внимание, что снаряжение воины переносили на особых шестах: так было легче нести.


Марш-броски заканчивались возведением военного лагеря, окруженного вырытым рвом, земляным валом и частоколом. На слайдах вы видите, как римляне строили лагерь и его схему.



После отработки марш-бросков и строевых команд начинались тренировки с деревянным оружием. В отличие от других армий древности римский солдат имел главным оружием не копье, а меч. На тренировках отрабатывалось умение наносить мечом быстрые колющие удары, а также правильно прикрываться щитом. Кроме этого каждый римский солдат должен был научиться верховой езде, стрельбе из лука и метанию копья.

Запись в тетради:
Римская армия набиралась из граждан-собственников, достигших 17 лет. Срок службы составлял 25 лет.

2) Структура войска
Как и в других армиях древности у римлян главным родом войск была пехота. Основным боевым порядком пехоты была фаланга.

Вспомните, что такое фаланга? В чем преимущества и недостатки такого построения воинов?

Учащиеся делятся своими мнениями.


Построение фалангой держалось у римлян до тех пор, пока в 387 году до нашей эры галлы под предводительством Бренна не захватили Рим. Победить галлов и восстановить разрушенный ими город смог один из самых известных деятелей римской истории, прославленный своими соотечественниками как отец отечества и второй основатель Рима Марк Фурий Камилл. Именно он осуществил целую серию военных преобразований, важнейшим из которых была введение нового типа организации войска – манипулярного строя. Основным недостатком фаланги были ее неповоротливость, неспособность держать равнение на пересеченной местности. Поэтому первым делом Камилл разделил войско на более подвижные подразделения – манипулы, в каждой их которых было от 60 до 120 воинов. Тридцать манипул по три линии составляли легион, численность которого равнялась 4200 пехотинцам и 300 всадникам.


Основу военной мощи легиона составляла тяжеловооруженная пехота, которая делилась на гастатов (самых молодых воинов 20-30 лет из первой линии), принципов (более опытных воинов 30-40 лет из второй линии) и триариев (самых опытных воинов 40-45 лет из третьей линии). Тяжелую пехоту прикрывала легкая – велиты, а по флангам располагалась конница.

За счет расчлененного трехлинейного строя тяжеловооруженной пехоты легион обладал куда большей мощью в отличие от неуклюжей греческой фаланги: он был значительно подвижнее, мог маневрировать на поле боя и действовать на пересеченной местности.

Запись в тетради:
Главным родом войск у римлян была тяжеловооруженная пехота, которая в составе легиона (4500 человек) делилась на 30 манипул (60-120 человек в каждой) в три линии: новичков, опытных и ветеранов. Тяжелую пехоту прикрывала легкая, а по флангам располагалась конница.

3) Вооружение и тактика

Вооружение и защита римского воина включали следующие элементы:






Вот так выглядел тяжеловооруженный легионер перед боем:


- Как вы думаете, ребята, в каком боевом порядке действовал римский воин: в рассыпном строю, когда у него было много пространства для движения, или в плотном строю, когда он стоял плечом к плечу с другим легионером? Почему вы так считаете?

Учащиеся делятся своими мнениями.

В ближнем бою римляне всегда держались тактики плотного строя. Взгляните на огромные щиты воинов: с такими щитами очень неудобно сражаться один на один, зато в плотном строю из них можно создать настоящую непроницаемую стену.

Насколько организованно действовали римляне в таком боевом порядке, показывают фотографии с исторических реконструкций римских боевых построений:






В соответствии с манипулярной тактикой первыми начинали бой легкие пехотинцы, которые забрасывали противниками пилумами. Пилум представлял собой дротик с деревянным древком и металлическим наконечником. Попадая в щит противника, такой дротик или пробивал его насквозь или оставался торчать в щите, делая его тяжелым и неуправляемым. Перерубить застрявший пилум не позволял металлический наконечник, а если противник все же пытался воспользоваться щитом, в котором застрял дротик, то его рука все время оттягивалась вниз. Таким образом, успешный обстрел пилумами выводил из строя первые ряды вражеского войска, после чего в дело вступала тяжелая римская пехота.


Первыми из тяжелой пехоты в бой вступали гастаты – самые молодые воины. Столкнувшись с противником, они наносили из-за своих больших щитов колющие удары мечом. В плотной схватке это было самой эффективной тактикой. Колющий удар в живот противнику наносился очень быстро и уверенно приводил к смерти противника. Если же атака гастатов отбивалась, они по приказу отступали в промежутки между манипулами второй линии, воины которой – более опытные принципы – нападали на врага с новой силой. Если же и принципы не добивались успеха, в сражение вводились триарии – самые опытные воины, которые наносили третий, самый мощный удар. Таким образом, при необходимости легион мог наносить три удара с возрастающей мощью. Выдержать такой тройной натиск не могла ни одна вражеская пехота.

Запись в тетради:
Вооружение легионера:
- доспехи и шлем;
- большой щит скутум;
- короткий меч гладиус;
- кинжал пугио;
- дротик пилум.
Боевая тактика римлян: сначала атака дротиками, затем наступление на врага плотным строем со сменой линий в ходе сражения.

Представление о вооруженных силах Древнего Рима будет неполным, если мы не разберем также вопрос о том, без чего не может обходиться ни одна армия вообще – вопрос о воинской дисциплине. О ней, а также о такой интересной теме как права римских воинов, мы поговорим на следующем занятии.

Этап обобщения знаний
Фронтальный опрос.
- Кто мог стать воином римской армии?
- Воином римской армии мог стать гражданин-собственник не моложе 17 лет.
- Из какого класса римского общества набирали больше всего новобранцев?
- Большинство новобранцев было из крестьян.
- Сколько лет служили в римской армии?
- Срок службы в римской армии достигал 25 лет.
- Какой род войск был главным у римлян?
- Главным родом войск у римлян была пехота, причем большая часть пехоты была тяжеловооруженной.
- Чем был вооружен воин тяжелой пехоты?
- Римский пехотинец был вооружен коротким мечом гладиусом, кинжалом пугио и метательным копьем пилумом. От противника его защищали пластинчатые доспехи, шлем с нащечниками и большой щит скутум.
- На какие три линии делилась тяжеловооруженная пехота в бою?
- Тяжеловооруженная пехота состояла из трех линий: новичков, опытных и ветеранов.
- Что такое легион?
- Легион – это часть войска числом 4200 пехотинцев и 300 всадников.
- На какие отряды делился легион?
- Легион делился на 30 манипул числом по 60-120 воинов в каждой.
- В чем состояла боевая тактика римлян?
- В соответствии со своей тактикой римляне начинали бой атакой дротиков, затем переходили в наступление плотным строем, поражая противника мечами. В ходе сражения происходила смена боевых линий.

Этап обобщения знаний завершается предложением учащимся перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.

Домашнее задание:
Записи в тетради, соответствующий параграф или его пункт в учебнике (например, в учебнике А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» в § 46 есть пункт «Римское войско»). Отдельному ученику доклад на тему: «Военная техника римской армии».