Прикладное значение культурологии связано с тем что. Культурология прикладная. Группы разделов культурологии – это

На основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ как коллегиальный орган вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (например, во исполнение названного указа Правительством РФ 23 апреля 2003 г. было приняло одноименное постановление № 231). При этом постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, в противном случае они могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 3 ГК министерства и иные федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, но только в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами. Иными словами, нормотворческая деятельность этих органов существенно ограниченна.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» было установлено, что на территории Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, российскому законодательству и данному Соглашению. Это правило обеспечивает определенную преемственность в правовом регулировании гражданских отношений. Как известно, в период существования Советского государства они упорядочивались актами Союза ССР и РСФСР. Российский законодатель не мог сразу признать утратившими силу все многочисленные нормативные акты, принятые в советский период, ведь современное гражданское законодательство создавалось постепенно. Не исключены были случаи, когда некоторые имущественные и личные неимущественные отношения на территории России оказались бы неурегулированными или урегулированными недостаточно полно. Таким образом, вопрос о применении либо неприменении положений бывшего союзного законодательства следует решать в каждом конкретном случае с учетом содержания нормы и ее сопоставления с источниками российского гражданского права, прежде всего с гражданским законодательством. Если не введен в действие федеральный закон, призванный регулировать определенные гражданские отношения, то нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ и Правительства РФ, применяемые на территории России нормативные акты Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по этим вопросам продолжают действовать. Все неотмененные акты прежнего гражданского законодательства применяются, постольку-поскольку не противоречат ГК и иным российским законам, принятым после 12 июня 1990 г. (см. ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Вспомогательным источником права признается обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности (например, в транспортной, банковской, биржевой сферах) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК). Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными предпринимателями, который может быть целесообразным, однако общим правилам обычая не отвечает. Обычай делового оборота необязательно должен быть зафиксирован в нормативном акте, хотя нередко такие документы имеются (например, Кодекс торгового мореплавания РФ). К отношениям, входящим в предмет гражданского права, не урегулированным законодательством или соглашением сторон, применяется обычай делового оборота (ст. 6, 309 ГК). Вместе с тем обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

Судебная и арбитражная практика не может рассматриваться в качестве самостоятельного источника гражданского права. Законотворческая и правотворческая деятельность не входит в сферу компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов . Поэтому формирование единообразной практики рассмотрения отдельных категорий дел не должно приводить к формированию прецедентов, противоречащих нормам гражданского законодательства.

Понятие и виды источников гражданского права

Втеории права под термином «источник права» традицион­но понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения. «Под именем источников права, - писал русский цивилист Г. Ф. Шершеневич, - следует понимать фор­мы выражения положений права, которые имеют значение
обя­зательных средств ознакомления с действующим правом».

Таким образом, источник гражданского права - это
объекти­вированная форма выражения и закрепления содержания
граж­данско-правовых норм вовне.

Различают следующие источники гражданского права:

1) нормы международного права и международные договоры РФ
(ст. 7 ГК РФ);

2) Конституция РФ;

3) гражданское законодательство - ГК РФ ипринятые в со­ответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гра­жданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);

4) иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права - указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ
(п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);

5) обычаи (ст. 5 ГК РФ).

Все перечисленные источники гражданского права подпада­ют под классификацию романо-германской системы права, так как их можно разделить на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и правовые обычаи - источники ненормативного характера (обы­чаи).

Рассмотрим подробнее источники гражданского права.

Нормы международного права и международные договоры РФ. Россия - участник многих международных договоров, содержа­щих нормы гражданского права. Среди них особое практическое значение имеют международные соглашения об основных граж­данско-правовых договорах (купле-продаже, перевозке, финан­совой аренде, об авторских и патентных правах).

Положения этих международных соглашений подлежат при­менению к гражданско-правовым отношениям с участием ино­странных физических и юридических лиц, определяют их граж­данско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешне­экономических сделок российскими предпринимателями. Такие нормативные акты подлежат применению и к некоторым отно­шениям между российскими юридическими и физическими ли­цами, например, при международных перевозках, выполняемых отечественными перевозчиками.

Международные договоры имеют приоритет перед нацио­нальным законодательством в случае коллизии между ними. Однако следует подчеркнуть, что для применения некоторых международных договоров требуется издание внутригосударст­венного акта - имплементации. Примерами международных нормативных актов могут служить Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт об
эконо­мических, социальных и культурных правах и иные акты,
регу­лирующие, в частности, вексельное обращение, вопросы
интел­лектуальной собственности, финансовой аренды.

Конституция РФ. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применя­ется на всей территории РФ непосредственно к регулированию гражданско-правовых отношений. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции.

Основополагающее значение для гражданско-правового регу­лирования имеют конституционные нормы, определяющие фор­мы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36), призна­ки правоспособности граждан
(ст. 17-25, 35, 44).

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Кон­ституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ.

Гражданское законодательство. Традиционно в учебной ли­тературе термином «гражданское законодательство» охватыва­лась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Однако законодатель определил, что граж­данское законодательство составляют ГК РФ и принятые всоот­ветствии с ним федеральные законы (п. 2 ст. 3).

При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правопримени­тельный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Например, правоспо­собность юридического лица, для осуществления деятельности которого необходимо наличие лицензии
(п. 3 ст. 49 ГК РФ), воз­никает и прекращается в зависимости от срока действия лицен­зии, если иное не предусмотрено законом или иным норматив­ным актом.

Действующий ГК РФ состоит из четырех частей.

Часть первая введена в действие с 1 января 1995 г. Она со­стоит из трех разделов: первого, включающего разнообразные общие положения
(ст. 1-208), второго, содержащего нормы о вещных правах (ст. 209-306), и третьего, который регулирует общие положения об обязательствах и договорах (ст. 307-453).

Вторая часть введена в действие с 1 марта 1996 г. Она посвя­щена самому крупному разделу, содержащему отдельные виды обязательств
(ст. 454-1109).

Третья часть введена в действие с 1 марта 2002 г. и содержит положения наследственного права (ст. 1110-1185) и междуна­родного частного права (ст. 1186-1224).

Четвертой частью, введенной в действие с 1 января 2008 г., регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере
ин­теллектуальной собственности (ст. 1225-1551).

Значительное место среди источников гражданского права за­нимают федеральные законы. Как правило, это специальные зако­нодательные акты, регулирующие определенный вид граждан­ско-правовых отношений, которые определены в п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 ГК РФ. Так, в соответствии
с предусмотренными в ГК РФ положениями приняты федеральные законы: от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» (ст. 107 ГК РФ),
от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и
ин­дивидуальных предпринимателей» (ст. 51 ГК РФ) и ряд других.

Подзаконные нормативные акты. Как уже указывалось выше, нормы гражданского права содержатся также в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В качестве предмета регулирования указов Президента РФ могут выступать любые вопросы, отнесенные к его компетенции, за исключением случаев, когда соответствующие отношения со­гласно ГК РФ или иному федеральному закону могут быть урегу­лированы только законом.
В противном случае тот или иной указ утрачивает свою силу на основании заключения Конституцион­ного Суда РФ.



Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть
в государстве, принимает решения на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента. Как правило, они имеют нор­мативный характер и издаются в форме постановлений.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных за­конами РФ, указами Президента, постановлениями Правитель­ства РФ.

Обычаи. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). В настоящее время обычаи чаще всего применяются во внешнеэкономических отношениях, в биржевой, банковской сферах деятельности, тор­говом мореплавании:

1) правило поведения должно быть сложившимся;

2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспеци­альный частный характер;

3) оно не должно быть предусмотрено законом (п. 4 поста­новления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

Порядок применения обычаев предусмотрен в ГК РФ (ст. 311-312, 315, 421, 427) и иных актах (ст. 127, 129-131 КТМ РФ).

Очень близки к обычаям так называемые деловые обыкнове­ния, т.е. устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения. Они не являются источником гражданского права, однако если государство санкционирует деловое обыкновение, оно приобре­тает юридическую силу правовой нормы. Примером таких право­вых актов могут служить ст. 309 «Общие положения» главы 22 «Исполнение обязательств», п. 2 ст. 481 «Тара и упаковка»,
п. 1 ст. 721 «Качество работы» ГК РФ.

Правила морали и нравственности также не являются источ­никами гражданского права, но становятся таковыми в результате закрепления их в нормативном акте, входящем в систему граж­данского законодательства.
ГК РФ содержит охранительную нор­му, которая непосредственно связана с нравственностью (ст. 169).

Судебный прецедент в нашей стране, придерживающейся принципов романо-германской системы права, не считается ис­точником права. Однако следует согласиться с тем, что в совре­менных условиях судебные прецеденты, выраженные в форме по­становлений Конституционного Суда РФ, Президиума Верховно­го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, являются руководящими разъяснениями судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

1. Структура культурологического знания

В культурологии, как и в большинстве других наук, принято выделять два «крыла»: фундаментальное и прикладное. Целью фундаментальной культурологии является изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

На своем фундаментальном уровне культурология изучает:

1) культуру на историческом и теоретическом уровне;

3) функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

1) прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

2) разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

3) управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы.

Областями прикладной культурологии могут быть социокультурное проектирование, социокультурная политика, охрана культурного наследия, культурные аспекты социальной работы и социального участия, связи с общественностью, культурные аспекты менеджмента и работы организаций, имиджмейкинг, арт-бизнес, реклама, культурные аспекты работы с электоратом, организация межкультурной коммуникации и др. Известный отечественный культуролог А. Флиер предлагает несколько другое деление культурологических дисциплин по теоретико-эмпирико-практическому основанию. В работе «Культурология для культурологов» он выделяет несколько разделов.

1. Фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное – формирующие ее эпистемологию – систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала.

2. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и пр. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами.

3. Прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

2. Прикладная культурология

В последнее десятилетие наблюдается возрастание интереса именно к практической стороне культурологии.

Прикладная культурология осуществляется в форме социально-культурной деятельности. Как утверждают специалисты Невского института культуры, во всем мире специальность «культуролог» из исследовательской, теоретической превратилась в практическую, связанную с непосредственным участием в деятельности больших и малых организаций, фирм, гуманитарных фондов и движений. Огромное значение культурологов-практиков наиболее явно прослеживается в связи с расширением области международных связей, увеличением иностранных инвестиций. Современное общество требует большого количества менеджеров высшего и среднего звена, владеющих навыками осуществления культурных контактов и культурного успешно реализовывать российские и международные культурные проекты как в государственных, так и в коммерческих структурах. Культуролог-практик реализует свои знания и умения в таких областях деятельности, как музейное дело, туристический бизнес, гостиничное хозяйство. Необходим культуролог и в международных коммерческих, исследовательских и общественных организациях в качестве специалиста по культурному консалтингу при разработке прикладных культурных проектов; в организациях, занимающихся артбизнесом и шоу-бизнесом в качестве разработчика и реализатора культурных проектов; в коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, в рекламных и креатив-агентствах, на телевидении и др. Нельзя забывать также и о культурно-просветительской, культурно-организаторской и культурно-воспитательной областях деятельности специалиста-культуролога. Культуролог-практик не только имеет определенные познания в таких областях, как теория и история культуры и искусства; этнопсихология и психология социальных групп; культурная карта регионов (Восточная Европа и страны СНГ; Западная Европа и Америка; Восточный регион); основы маркетинга в сфере культуры, менеджмент в сфере арт-и шоу-бизнеса; менеджмент в экскурсионно-туристической деятельности, культурное консультирование: формы и методы, практикум по культурному консалтингу коммуникативные технологии XX в.; международные организации и центры межкультурной коммуникации, деловые культуры в международном бизнесе; и др.

Социально-культурная деятельность предполагает специалиста, в той же степени обладающего практическими навыками осуществления менеджмента в сфере культуры – в сфере арт– и шоу-бизнеса, в экскурсионно-туристической деятельности; практически применяющего знания по прикладному культурному консультированию в работе референта в компаниях с иностранными инвестициями и сотрудниками из разных стран; свободно владеющего иностранным языком для устной и письменной коммуникации; профессионально пользующегося компьютером и владеющего возможностями Internet, проводящего практические тренинги по ведению менеджмента в сфере культуры; владеющего навыками разработки культурных проектов с учетом тендерной специфики и т. д.

Особую роль в обеспечении общества культурологами-практиками играют специальные учебные заведения, соответствующие отделения и факультеты вузов. Еще в 1868 г. Министр народного просвещения А. В. Головнин докладывал Александру II, что вузы России готовят специалистов только в каком-то одном направлении искусства. Он сетовал, что нет учебных заведений, выпускники которых вовлекали бы различные группы населения в мир культуры, т. е. обеспечивали бы культурную политику государства и отдельных регионов.

Так, например, исследования М. А. Ариарского и его школы прикладной культурологии раскрывают процесс формирования культурной среды, закономерности вовлечения человека в мир культуры и его практического освоения. Все, что делает Марк Ариарский, можно обозначить как восстановление необходимого звена между культурой и конкретным человеком, включенным в социально-культурную деятельность.

В наше время прикладная культурология, социально-культурная деятельность – одна из наиболее востребованных специальностей. Подготовкой специалистов данного профиля в нашей стране сегодня занимаются многие учебные заведения, школы, учебно-научные центры и пр.

Практические разработки и мероприятия по прикладной культурологии и социально-культурной деятельности ведутся и осуществляются на базе более традиционных кафедр учебных заведений страны: философии, истории, искусствоведения и пр.

Комплекс культурологического знания используется в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований; в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.

Специалисты Академии славянской культуры, в частности А. Г. Климов, считая, что прикладная культурология существует везде, все же относят культурную деятельность к отрасли социальной, а потому в прикладной культурологии выделяют два основополагающих понятия – социокультурную практику и социокультурное проектирование. Социокультурная практика – любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе, влияющая на взаимоотношения и способность людей жить в этой системе.

Фундаментальная (или теоретическая) культурология в форме научного знания служит для прикладной культурологии некой структурной основой, моделирующим и регулирующим началом, которое создает новые значения и смыслы. Человек, применяющий научное знание на практике, является носителем прикладной культурологии.

3. Взаимодействие теоретического и практического знаний

Проникая в сознание людей различными путями, научное (теоретическое) культурологическое знание формирует культурную среду, в которой живет и действует конкретный человек.

А. Г. Климов выделяет несколько путей распространения научного знания. Первый путь – обыденное сознание, основанное на стереотипных установках по отношению к науке в зависимости от уровня осведомленности.

Второй путь – это технологическая среда. Например, при применении электричества мы задумываемся о механизме его возникновения и действия и о том, к каким эффектам оно приводит, таким образом, мы проникаем на уровень научного знания.

Третий путь – специальная популяризация, которая чаще всего выражается в создании научно-популярных и образовательных журналов («Наука и техника», «Химия и жизнь»), репортажей, информационных передач на телевидении и радио.

Однако самым мощным по воздействию считается четвертый путь – социокультурное проектирование. В зависимости от объявленных целей и организационных средств, которыми пользуются социокультурные проекты, социальное проектирование может быть:

1) бизнес-характера: используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных организаций;

2) политическими: выработка законодательства, которое обеспечит прозрачность (люстрация) деятельности фирм, доступ к делам, которые ведут спецслужбы;

3) социальными: образовательные организации, благотворительность, здравоохранение, клиники для кошек. Используются средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции;

4) культурными: учреждения, вырабатывающие культурные ценности. Танцы, художественные, печатные издания.

Социокультурные проекты ориентируются на выработку культурных ценностей, новых ценностных отношений. Новое знание проникает в действительность потому, что оно выставляет регламентацию основанием, определяя осуществление социокультурного проекта.

Одним из примеров создания и реализации социокультурного проекта может служить проект поддержки детского творчества – Петербургский открытый конкурс детских рисунков и проектов «Дом, в котором я хочу жить», включенный в программу мероприятий, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.

Проект поддержки детского творчества «Дом, в котором я хочу жить» – это открытый общегородской конкурс детских рисунков и проектов на тему города, его архитектуры и жилища XXI в., который проходил с ноября 2002 г. по май 2003 г. В нем могли участвовать все дети и подростки от 7 до 17 лет.

Главной идеей организаторов конкурса было создать широкомасштабный проект по данной тематике, который дал бы возможность всем детям Петербурга выразить себя в творчестве, открыто высказать свое представление об идеальном доме и городе, интересное не только родителям и педагогам, но и строителям, проявить свой азарт, фантазию и стремление к творчеству.

В Тамбовском государственном университете ведется подготовка специалистов по социально-культурной деятельности, основные направления и сущность которой определяется следующими задачами:

1) противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

2) обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

3) создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

4) стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

5) осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в т. ч. с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

6) эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката10
См.: Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 2002.

Среди видов социально-культурной активности выделяются следующие:

1) функциональные (информационно-познавательная и просветительская деятельность; организация самодеятельного творчества и любительских объединений; организация отдыха и развлечения);

2) дифференцированные (организация досуга детей и подростков, молодежного, семейного досуга, досуга лиц среднего и пожилого возраста).

Социально-культурная деятельность всегда осуществляется в той или иной форме, т. е. в виде запланированной информационно-просветительной, социально-педагогической, культурно-воспитательной акции, направленной на какую-либо аудиторию с целью донесения определенной информации до заранее предусмотренного объекта и активизации его творческого потенциала.

«В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее»11
Киселева Т. Г. Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

Формы социально-культурной деятельности подразделяются на:

1) массовые (аукционы, театрализованные представления, фестивали, олимпиады, праздники);

2) групповые (кружки, любительские объединения и клубы по интересам, диспуты, круглые столы, конференции);

3) индивидуальные (занятия в кружках и секциях, интерактивные компьютерные игры, консультации, беседы).

Выбор той или иной формы социально-культурной деятельности, ее разработка и проведение требуют определенной ответственности, т. к. каждая из них обладает некоторой самостоятельностью и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию и других вовлекаемых в деятельность.

Вся социально-культурная работа должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия, поэтому многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, дома науки и техники и т. п.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне.

Тема 5. Методы культурологических исследований

1. Определение метода

Метод – способ, прием исследования, познавательная процедура.

Термин «метод» происходит от греческого methods, что означает «дорога за чем-либо», «путь». Понятие «научный метод» – целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается или решается. Метод в широком смысле слова представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В узком смысле понятие «метод» означает специальные приемы научной дисциплины.

Именно метод является одним из главных критериев выделения отдельной науки из всего многообразия знания.

В XIX в. разделение наук происходило главным образом по предмету и только затем по методу. Так, в философии предметом были дух и психологическое бытие, поэтому отделились науки о духе и прежде всего психология; в механике – природа и материальное бытие.

Г. Риккерт предположил деление всех наук по этому критерию несправедливым, т. к. живое – это единство материального и духовного. Естественно-научные методы и культурно-исторические методы – вот то деление, которое предложил Риккерт. Первый метод предполагает понимание природы как бытие вещей (кантовское понимание, дуалистическое), бытие явлений. Определяется это бытие общими законами, доступными формально-логическому мышлению. Культурно-исторические методы основываются на понятии истории как единичного бытия во всей его особенности и индивидуальности, в противоположность вышеназванному общему закону.

Культура как предмет познания вышла из естественно-научного ареала в начале XIX в. Еще в XIX в. относительно культурологии чаще говорили как о науке, а не как о культуре. И те и другие методы в известной степени являются культурологическими. Поскольку мы говорим о культурологии как о научном знании, стало быть, и методы культурологического исследования должны соответствовать требованиям научного познания. В методологии научного исследования принято разделять общенаучные и частнонаучные методы. Наиболее общими являются философские методы – метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический и т. п. Среди общенаучных методов обычно рассматривают три уровня: общелогический, теоретический (формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы) и эмпирический.

Социально-культурологические исследования несколько видоизменяют состав научных методов познания, т. к. зачастую направлены на изучение не абстрактного, объективного, целостного, материального, а, наоборот, призваны отражать и выявлять особенное, специфическое; объектами изучения становятся идеи, ценности, стереотипы, т. е. предметно располагающиеся в деятельностно-смысловом поле действительности.

Новые методы базируются на некоторых принципах, характерных, по мнению В. В. Ильина, исключительно для социально-гуманитарного знания. Эти принципы таковы:

1) принцип терпимости;

2) принцип условности: понимание относительности собственных результатов, того, что возможны более адекватные решения;

3) принцип аполитичности: избегание использования идеологем, мифологизации, утопий, ориентация на предрассудки;

4) принцип антиактивизма основан на позиции ученого-теоретика объяснять, а не изменять мир;

5) принцип гуманизма, в основе которого утверждение «общество – средство, человек – цель»12
Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. С. 122–125.

Поэтому для культурологических исследований обоснованными являются не только обозначенные методы научного исследования. Также важны и внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения жизненной реальности. В чувствование, вживание, поэзия, музыка и другие внерациональные способы освоение мира также занимают достойное место в методическом арсенале культурологии, особенно в ее деятельностной составляющей (некоторые виды прикладной культурологии, социально-культурной деятельности).

Для методологии современного социально-культурологического познания характерны следующие черты.

1. Сближение методов естествознания и социально-гуманитарных наук.

Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и вненаучных, экзотерических и эзотерических, явного и неявного знания и т. д. «Возникает сложнейшая методологическая проблема соотнесения «жестких» и «гибких» методов, научных и вненаучных подходов, использование в целях социального познания таких средств как социально-гуманитарные экспертизы и диагностики, ситуационные анализы, ролевые и имитационные игры».

2. Особое внимание на изучение и поиск новых специфических методов социально-гуманитарных наук13
Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 76.

Например, в социологии в целом и в социологии культуры в частности усиливается интерес именно к методам социологических исследований.

К методике понимания, диалога, диалектики, идеографическому и номотетическому методам, ситуационной логике, ролевым и имитационным играм, методам социальной психологии присоединяют и другие (см. ниже специфические методы социально-гуманитарных наук).

3. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологии понимающих методик, что вызывает все больше сближение объяснительного и интерпретационного подходов. Такие схемы сочетают элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходами наук и о культуре таким образом, что примиряют обе эти крайние позиции.

4. Активное внедрение в социальное познание идей и методов синергетики и возрастание в связи с этим статистически-вероятностных методов и приемов. Повышается внимание к случайным, неопределенным, нелинейным процессам, к нестабильным открытым системам.

5. Формируется мнение, согласно которому законы развития природы и общества определяют лишь некоторые пределы, в которых основной процесс остается заранее непредсказуемым.

6. Происходит поворот к конкретному человеку. Л. Фейербах говорил, что человек – центр всей методологии.

7. Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Приоритет традиции сменился признанием безусловной ценности инноваций, новизны, оригинальности, нестандартности. Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное.

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикладная культурология

Сфера применения

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология…………………4

Раздел 2. Сфера применения………………………………………………....9

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме…………………………..12

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии……………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….17

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология

Прикладной уровень культурологии формировался на протяжении XX в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов научных исследований в области культурной и социальной антропологии.

Интерес к такого рода знаниям в России обозначился сравнительно недавно - с последних десятилетий ХХ в. и связан с радикальными социокультурными изменениями, происходящими в нашей стране.

Важную роль в актуализации практических аспектов культурологического знания, безусловно, играют как интенсивные процессы межкультурных коммуникаций, так и трансформация многих социальных институтов, ценностных ориентиров, норм поведения в российском обществе. В этих условиях в нашей стране происходит формирование специфической области научного знания - прикладной культурологии.

Институционализация нового направления в отечественной науке встречает серьезные трудности. Можно вспомнить, что прикладная культурология, изначально существовавшая в номенклатуре научных специальностей в рамках культурологии, сегодня упразднена. Тем не менее, это не означает отсутствие интереса к разработке актуальных культурологических проблем в их прикладном звучании. Происходит кристаллизация исследовательских подходов, радикально отличающих прикладную культурологию от других областей научного знания, включение в сферу ее интересов новых проблем.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления.

Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде» безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук -применение фундаментального знания для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем (см.: Философский энциклопедический словарь, 1983: 405). В отечественной научной литературе понятия «прикладное»

и «практическое» нередко отождествляются.

Попробуем обратиться к словарям для идентификации понятия «прикладной».

В английском языке «прикладной» - applied, а «прикладная культурология» - applied cul$tural studies. Инфинитив to apply в переводе означает «применять, прикладывать, приложить, использовать»; именно этот спектр значений определяет наполнение исследуемого понятия. В любом словаре русского языка мы увидим иную расстановку акцентов: в первую очередь «прикладной» - это имеющий практическое значение, применяемый на практике. Поэтому и в специальных исследованиях нередко отождествляют прикладную культурологию с практическим применением знаний о культуре, понимают ее как практическую деятельность, которая не требует специальных научных изысканий.

Этим тенденциям противостоит иная исследовательская позиция: прикладная культурология - это особая область научного знания, имеющая собственную теоретическую базу и сферу практических исследований в современном социокультурном пространстве.

На сегодняшний день существует несколько основополагающих позиций, определяющих методологические подходы, цели и задачи прикладной культурологии как новой области научных знаний.

Так, А. Я. Флиер предлагает следующую дефиницию: прикладная культурология – это наука, «находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, прикладной социологией, психологией, педагогикой и стремящаяся использовать их методики, технологии по практическому воздействию на сознание и поведение людей в интересах регулирования культурно-ценностных установок последних» (Флиер, 1997: 145).

Приведенное определение показывает, что в концепции исследователя прикладная культурология, хотя и опирается на фундаментальное теоретическое знание, не является самостоятельной областью в системе наук о культуре, так как использует методологию смежных областей знания и имеет преимущественно практическую направленность. Главные цели прикладной культурологии связаны, по мнению А. Я. Флиера, с решением задач «изучения и формирования принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех параметров, которыми можно и нужно управлять)» (Флиер, 2000: 75).

Точка зрения А. Я. Флиера является примером широко распространенного у современных исследователей практико-ориентированного подхода к пониманию целей и задач прикладной культурологии.

Следующий подход, важный для понимания проблемного поля прикладной культурологии, наиболее ярко представлен концепцией М. А. Ариарского. Основой его методологической позиции является познание человека в системе многообразных социокультурных процессов. На первое место в культурологическом знании он выносит не изучение культуры в широком смысле слова, не теоретические проблемы, связанные с определением роли и места культуры, для него важно «определить пути и средства вовлечения человека в эту культуру, выработать у него умения и навыки культурной деятельности…» (Ариарский, 2001: 22).

Он понимает прикладную культурологию как «отрасль культурологии, раскрывающую методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющую механизм создания благоприятной культурной среды…» (Ариарский, 2000: 27). Иными словами, приоритетными задачами нового научного направления он предлагает считать разработку теоретических и методологических основ изучения тех социокультурных механизмов, которые определяют в широком смысле функционирование человека в обществе. Отсюда предмет прикладной культурологии, по мнению М. А. Ариарского, это «механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество» (Ариарский, 2001: 10).

Таким образом, прикладная культурология здесь выступает как отдельная - в рамках современной культурологии - область научных знаний, занимающаяся разработкой собственной методологии и исследованием широкого спектра проблем, связанных с развитием человека в системе современной культуры.

Еще одним подходом к пониманию прикладной культурологии как области современных научных знаний можно считать точку зрения И. М. Быховской, обозначенную в недавно опубликованной коллективной монографии «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований». И. М. Быховская разработала вопросы статуса, содержания, функций прикладной культурологии. Принципиально важной характеристикой ее исследовательской позиции является мысль о наличии собственной фундаментальной, теоретической базы прикладной культурологии, которая должна ложиться в основу широкого спектра практических исследований. Основной задачей прикладного культурологического знания, с ее точки зрения, является «научно-стратегическое обеспечение практики, разрешение реальных социальных проблем, которое основано на эффективном использовании имеющегося теоретического знания о культурных факторах, механизмах, закономерностях» (Быховская, 2010: 21).

Определению специфики теоретической базы прикладной культурологии, ее отличию от фундаментального пласта культурологических исследований И. М. Быховская придает особое значение. Ключевым основанием для их разделения, по ее мнению, является характер целевой ориентированности.

Фундаментальный уровень, пишет она, это приращение самого знания как такового, «познание ради познания… развитие теории культуры, углубление знаний о ее сущности, морфологических характеристиках, закономерностях и механизмах генезиса и динамики культуры…» (там же: 20). Она разводит понятия фундаментального и теоретического: теоретический уровень входит в структуру прикладных исследований, а не противопоставлен ему.

По мнению Быховской, цель прикладной культурологии - использование теоретического знания о культуре в «научно-стратегическом обеспечении практики» (там же: 21).

Она подчеркивает, что прикладная культурология, несмотря на прагматическую ориентированность, не является разработкой решений практических задач социокультурного процесса, а стремится к их комплексному теоретико-методологическому обоснованию, моделированию, применению в различных областях общественной жизни.

Сегодня культурологические исследования играют важную роль в постижении различных аспектов сложнейших процессов, определяющих социокультурную динамику.

Авторский подход перекликается с позицией И. М. Быховской и схож по основным положениям с концепцией М. А. Ариарского: практико-ориентированные исследования современных социокультурных процессов должны, вбирая в себя фундаментальное знание о культуре, иметь собственную теоретико-методологическую базу. Понимаемая в таком ключе прикладная культурология оказывается тем важнейшим звеном в системе современного гуманитарного знания, в рамках которого возможно эффективно изучать глубинные тенденции и характеристики процессов социокультурного развития.

Мы живем в динамичном, быстроменяющемся мире; в этих условиях необходимость эффективного культурологического анализа всего спектра институтов современного общества не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению важность регулирования, моделирования, прогнозирования происходящих процессов и явлений. Решение этих задач в большом объеме укладывается в русло прикладной культурологии как актуальной для современной отечественной гуманитарной науки области знаний, синтезирующей

достижения фундаментальных исследований и теоретико-методологическую разработку механизмов комплексного анализа социокультурной реальности. Авторское понимание места прикладной культурологии в системе современной науки можно суммировать в следующем определении: прикладная культурология - это область научного знания, которая изучает актуальные процессы социокультурной деятельности людей, разрабатывая собственную теоретическую

базу своих исследований, используя фундаментальные знания о культуре для дальнейших практических действий в современном социокультурном пространстве.

Отсюда становится очевидной важность дальнейшего культурологического изучения явлений современной социокультурной динамики. Его задачей должно стать, с одной стороны, утверждение статуса прикладной культурологии в системе гуманитарных наук, с другой - обозначение границ, проблемного поля, методологических оснований нового, но в высшей степени актуального научного направления.

Раздел 2. Сфера применения

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 веке в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.

Работа с культурой - целенаправленное изменение объекта или предупреждение изменений. Например - сохранение мертвых языков.

Технологизация отношений между людьми. Куртуазность – средство преодоления утилитарного типа взаимодействия.

Вторая существенная характеристика прикладной культурологии - интеграция форм активности, связано с жизнью социокультурной практики.

Структурированная социокультурная практика - основное направление, определенное тематически.

3 сферы применения:

Трансформационная активность.

Различают творческую и конструктивную формы активности. Творческая активность предполагает инновативную деятельность. Для того чтобы удерживать социокультурную систему в равновесии, необходимо приложить усилия к изменению способа существования. Фор: «вы вынуждены прилагать дополнительные силы на сохранение веса, если вы на диете».

В творческой активности существует проблема включения створяемого в жизнь социокультурной системы, то есть, проблема ассимиляции в жизни:

Первый этап: сотворил и рад: с глаз, из сердца - вон, состояние катарсиса,

Второй этап: ощущение, что все сделано не так, муки неудовлетворенности, желание совершенствовать.

Третий этап: из второго вытекает проблема утверждения любого акта творения.

Конструктивная активность направлена на создание конечного продукта.

Животные к этому не способны, пчела выполняет генетически заложенную программу. Человек всегда создает заново. На смысловых оттенках деятельности можно различать данные активности.

Конструирование - агитация на результат, повторяя состав в новом образе существования.

Творчество направлено на созидание, то есть, творчество - процесс самовыражения, конструирование - самовыражение вовне.

Учение о перманентности. Движение - все, конечная цель - ничто.

Социальное творчество - творчество вне конструктивности, чистое творчество. М. Бернштейн.

Просветительская активность, направленная на порождение и распространение знаний. В редуцированном виде характеристики активности преобразуются в подходящую информацию для общества. В информационном подходе существуют два ограничения исторического содержания.

Знания сводятся к информации (информация = форма содержания знания)

Развитие знания рассматривается только в количественном характере, следствием чего является отмена предыдущего знания новейшим. Например - появление печатной книги - отмена рукописной. Здесь: только интенсификация распространения знания. Характеристика просветительской активности - ориентация на качественное усовершенствование социокультурной системы. Фор - сексуальное просвещение в системе среднего образования - болезнь или более качественное распространение знания?

Экспозиционная активность - форма жизни культуры, где происходит закрепление культурных ценностей, хотя это происходит в сфере просветительской активностей, но здесь применяются наглядные методы и она имеет более широкую сферу применения. Существование искусства основано на этой форме активности. Театр, концертная деятельность, музыка, поп-арт. Практические цели определяют социальные функции культурологии в различных сферах общественной и профессиональной деятельности, к их числу также можно отнести государственную, дипломатическую, военную службу. Каждое лицо, – писал К. Леви-Строс, – призванное жить в контакте с совершенно чуждым ему обществом – будь то администратор, военный, миссионер, дипломат и т.п. – должно иметь если не общую, то, по крайней мере, специальную подготовку в области наук о культурен. С этим следует согласиться. Но надо добавить, что в современном обществе каждый политический деятель, чиновник должен понимать, что без поддержки культуры невозможно развитие государства, как и без поддержки науки о культуре невозможно выстроить модель воспитания и образования, т.е. разработать адекватные для нынешнего этапа механизмы культурной идентификации для человека. Следовательно, направления в прикладной культурологии связаны с областями взаимодействия разных культур, а также культуры и человека (в том числе и трансляции культурных ценностей в системе образования) и т.д. На основании исследований, проводимых культурологами в разных странах мира, ученые пришли к выводу о самостоятельности и полноценности каждой культуры и к отрицанию абсолютной роли какой-то одной системы моральных понятий. Методологической основой данных культурологических исследований выступает принцип культурного релятивизма, т.е. признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Суть этого принципа в признании самостоятельности и полноценности каждой культуры, в отрицании абсолютного значения какой-то одной системы оценок, в принципиальном отказе от этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур различных народов. Так, Клод Леви–Строс полагает, что наука о культуре вновь обретет свое место, если мы предложим африканским или меланезийским этнографам так же свободно изучать нас, как мы будем изучать их. Это обогатило бы науки о культуре, открыв перед ними пути дальнейшего развития. Взаимопонимание позволит отойти от классификации культур на «высшие» и «низшие», избежать стремления втиснуть их в прокрустово ложе какой–либо одной «эталонной» культуры или цивилизации.

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме

Туризм является столь же сложным и многогранным понятием, как и «культура». Для одних специалистов туризм - это «путешествие ради развлечения, искусство удовлетворения самых разнообразных потребностей, побуждающих человека покидать время от времени свой обжитой мирок», «путешествие какого-либо лица в продолжение, по крайней мере, 24 часов» из местности, в которой он обычно проживает, в другую. Для других - туризм представляет собой часть политики, средство укрепления и саморекламы отдельных стран и регионов. Ныне в понимании туризма произошли значительные изменения. Туризм как элемент активного досуга перестал в нашей стране рассматриваться в качестве средства идеологического воздействия на личность ради навязывания ей определенных ценностей и т.д. Изменились и представления о социокультурном развитии отдельных регионов. Единый образ жизни, формирование однородного социума перестали быть доминирующей ценностью культурной практики. Общество осознало многообразие собственных языковых групп и культур. Эта своеобразная поликультурность социального пространства соединена с ростом культурно-творческой активности различных этнонациональных групп и слоев населения. Вследствие социальных процессов происходит отделение туризма от государства, продолжается демонополизация обслуживания иностранных туристов, развитие частного предпринимательства в этой сфере. В то же время смысл туристской деятельности в настоящий момент оказался явно обедненным, сохранены лишь поверхностные туристские мотивы: тяга к развлечению, внешней зрелищности, «простому» отдыху. Индустрия туризма постоянно закрепляет подобное понимание, где утрачен изначальный смысл туристского типа жизнедеятельности как мобильной рекреации, основными мотивами которой являются: познание нового, открытие внутренних ресурсов, эстетического познания природы, истории, культуры других народов. Тенденции развития индустрии туризма сформировали «социальный заказ» на знания и навыки общетеоретического и прикладного характера. Культура и ее феномены, механизмы и динамика культурных процессов, взаимодействие народов и культур - это и многое другое является не только объектами исследования культуролога, но и «точками приложения» культурологического знания.

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии

Под культурной глобализацией учеными понимается формирование единых ценностных пространств, проявляющихся в морали, в искусстве, в общении, образе жизни, стереотипах поведения т.д. При этом некоторые из них полагают, что культурная глобализация имеет вторичный характер. Так, современный немецкий исследователь Ульрих Бек анализирует культурную глобализацию лишь как резонансное явление, сопровождающее экономическую активность. Для других исследователей культурная глобализация – самостоятельное направление глобализационных процессов, более того – это культурно–исторический процесс развития и сближения национальных культур на базе общечеловеческих ценностей. Как бы ученые не трактовали само понятие, большинство из них признает, что культурная глобализация приводит к серьезным изменениям культуры. Глобальное распространение идентичных культурных образцов также делает пространство иррелевантным, потому, что оно перестает быть традиционным, то есть утрачивает свое изначальное родство с населяющими его людьми. Реальные земные ландшафты, реки, горы и ущелья были полны мифов, теней предков, в них жило не только настоящее, но и прошлое. Культурные ландшафты составляют специфическую категорию объектов культурного наследия того или иного народа. В формировании культурного ландшафта принимало не одно поколение людей и их активная интеллектуальная и духовная деятельность, сохранены в виде овеществленных объектов, комплексных историко-культурных и природных образований, являющихся носителями исторической памяти. С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой сложный, противоречивый, диалектический процесс, в ходе которого происходят взаимно предполагающие тенденции развития и проявляются разнообразные тенденции: интеграции и дифференциации, универсализации и партикуляризации и т.д. Ключевым вопросом культурной глобализации становится соотношение унификации и многообразия культур. Самобытность культуры изначально имеет под собой рациональную основу и служит для формирования национальной идентичности. В Хартии Земли, провозглашенной ООН, особое внимание обращается на то, что культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения устойчивого образа жизни. Поскольку современный мир приобретает свойства поликультурного пространства, возрастает напряженность в межнациональных и культурных отношениях. Политика мультикультурализма в подобном контексте представляется ответом на вопрос, каким образом могут сосуществовать миллионы коренных жителей и иностранных граждан либо в рамках единого политического, социокультурного пространства. Мультикультурализм представляет собой сосуществование множества культур в одном пространстве, как правило, имеющем государственные границы. Таким образом, культурологические исследования направлены на выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином обществе, в едином социокультурном пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально–личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической деятельности требует перехода специалистов и управленческих работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Ариарский, М. А. (2000) Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: СПб.
  2. Быховская, И. М. (2010) Прикладная культурология: знания в действии // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М. : Смысл. C. 7–33.
  3. Флиер, А. Я. (2000) Культурология для культурологов. М. : Академический Проект.
  4. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Коллекттивная монография // Автор-составитель И.М. Быховская. - М.: Смысл, 2010
  5. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2007. –349 с.
  6. Прикладная культурология // Сбор.научных статей. Под общ.ред. Воронковой Л.П. // М.:Профиздат, 2009
  7. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры / Пер. с англ. Н.М. Селиверстова; под ред. А. В. Говорунова. – СПб. : Наука, 2004.